Герои фильма Антониони - интеллектуальная обеспеченная элита, переживающая времена творческого кризиса, мечты и намерения в котором являются лишь призрачными иллюзиями. В фильме «Ночь» режиссер пытается передать слова героев посредством аудио-визуального влияния кинообразов и кинометафор, нетрадиционным способом подчеркнуть неспособность людей общаться, слышать и понимать друг друга, особенно, людей творческой профессии, отображение подлинной действительности для которых является неким долгом. Центральное место в фильме занимают душевные метания главной героини, Лидии, в исполнении Жанны Моро, которая способна осознать тщетные попытки супругов зацепиться за сохранение брака и достойную семейную жизнь. Джованни Понтано (Марчелло Мастроянни) не готов строить планы на будущее, ставить ориентиры и быть ответственным перед близкими, и это участь не только прослойки итальянской богемы периода стабилизировавшегося общества. Это проблема касается многих, духовная пустота которых заполняется ложными смыслами. Главный герой не может узнать письмо, написанное им, которое читает Жанна Моро в конце фильма; после чего он дает бессмысленные обещания, пустые по своей сути утопические иллюзии будущей семейной жизни. Они ничтожны, как и его, наполненная косными и обезличенными формами, жизнь. Некоммуникабельность чувств - это один из стержней проблем гендерной коммуникации в тетралогии 'отчуждения' Антониони в целом (фильмы 'Приключение', 'Ночь', 'Затмение', 'Красная пустыня'), и, как следствие, одна из главных проблем экзистенциальной опустошенности и духовной «нищеты» героев. За широкой ширмой благосостояния и внешней респектабельности скрывается неумение устанавливать долгосрочные отношения, безрезультатная попытка познания реальности, тягостное существование в рамках череды постоянно сменяющихся событий, невозможность осознания истинного предназначения. Это картины о процессе отчуждения от человека социальной реальности, в результате которого человеку становится чуждым нахождение в витиеватой структуре человеческих судеб, он не может разобраться в себе и окружающих, пытается найти выход из назревающих на каждом шагу проблем. 10 из 10 2014
Очень странный, но в тоже время очень таинственный, наполненный невероятным волшебством фильм. Здесь царит настоящая магия ночи… Магия откровений между людьми, в чьих отношениях столько непонятного и грязного мусора, в котором, казалось бы, можно копаться целую вечность. Микеланджело Антониони рассказывает нам историю двух супругов на грани полного семейного краха. С виду они идеальная пара: красивая и утонченная Лидия в исполнении французской актрисы Жанны Моро и яркий, выразительный Джованни, которого играет итальянец Мастроянни. У молодой супружеской пары царит настоящий кризис отношений: они практически не проводят вместе время, избегают компании друг друга, почти не посещают светские рауты…К наибольшему кризису ситуацию подводит и то, что общий друг пары Томмасо тяжело болен и вот-вот должен умереть. Боль супружеской жизни медленно парализует Лидию и Джованни. Они не знают, как им поступать дальше: признаться в своих погасших чувствах или же попробовать начать все с начала? Полное замешательство царит между двумя супругами. Но вот наступает ночь – время суток, когда любые разговоры или поступки, наполняются самой дерзкой откровенностью. Ночь должна расставить все на свои места. Ночь должна вытянуть из супругов их истинные намерения. Ночь должна разоблачить их чувства. Откровенные разговоры приводят к совершенно неожиданному концу: верная и практичная Лидия признается, что больше не любит нахального Джованни, а эгоистичный супруг, изменявшей Лидии с разными женщинами, в свою очередь, пытается вернуть свое потерянное семейное счастье. Вот к какому парадоксу приходит Антониони в конце своего фильма. Главным оружием Микеланджело Антониони в этом фильме является тишина… Кинокартина «Ночь» - это целая система запутанных взглядов, прикосновений, действий. Актеры здесь практически не говорят длинных фраз, их реплики составлены по минимуму. Главное в этом фильме – поступки людей, когда-то готовых отдать жизнь друг за друга. Тема любви, страсти, измены…Тема разлуки и предстоящего выбора…Где, как не в итальянской кинокартине, можно увидеть такую гамму свежих чувств? Фильм, по-своему, откровенен и смел, драматичен и сказочен. Смотреть этот фильм рекомендую с бокалом хорошего вина в уютной домашней обстановке. 10 из 10
После кончины итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони (летом этого года), кажется, что каждый уважающий себя киноман начал говорить о кончине целой эпохи кино (интеллектуального европейского кино), я как-то то время в интернете не застал, но даже теперь можно наткнуться на это мнение. Только мне почему-то кажется, что легкий закат такого вида кинематографа случился не с кончиной мэтров это кино снимавших, а со сменой эпохи (в том числе и из-за снесения берлинской стены и глобализации). Даже во время просмотра фильма «Ночь» мне казалось, что смотрю в прошлое, и не пойму героев, т.к. они в этом прошлом остались, как и режиссеры, творившие умное европейское кино во второй половине ХХ века. Они просто не успели за прогрессом, я думаю. Ни в коем случаи не хочу навязать свою точку зрения любителям европейской классики и интеллектуального итальянского кино, тем более фанатам Антониони, заявляя, что это старье, просто хочу понять, почему я не понял фильм «Ночь». Начало фильма «Ночь» мне понравилось, визит главных героев в гости к своему другу Томаззи, который уже двумя ногами в могиле у режиссёра получился отлично. Эпизод берёт, от встречи героев с пациенткой в холе до момента, когда оператор фиксирует, как они покидают территорию больницы. Томаззи болен, разговоры с больными вне времени, своего рода они ни о чём, смертельно больной может передать свои просьбы и всё такое. Актёры же смотрятся убедительно, тут особенно можно отметить печальные глаза (точнее то, как она их прячет) Жанны Моро, тяжело видеть как Томаззи, казалось сильный человек, подкошенный болезнью, уходит, в «ночь». Уделено этому экранного времени вполне достаточно. К тому же продолжение эпизода с Мастрояни в палате у больной из холла, оригинальное, но опять так не совсем понятное. К тому же это только начала фильма. Предположение – герои не хотят менять устоявшуюся жизнь. «Мы, - говорят они, редко выходим из дома и не ходим куда-нибудь». А если и хотят то не могут, привычка она сильная вещь. То, что им придется испытать за этот день нет смысла описывать, отмечу, что они попытаются за одни сутки внести в жизнь разнообразия, а Антониони нам покажет, как всё началось, во что превратилось, и чем всё закончилось. Покажет всё без особого темпа, и такое впечатление как бы камеры не располагались, весь фильм это как мне показалось 6 (шесть) больших сцен, смотря которые кажется, что смотришь на шесть общих планов, не обращая внимания на другие ракурсы, несмотря на то, что режиссёр хочет показать и внутренние чувства героев и эмоции (часто отсутствие эмоций). 1) Больница в гостях у Томаззи. 2) Прогулка Лидии по городу 3) Стриптиз-бар 4) Вечеринка у миллионера (а если считать в лирах то у ультра-миллиардера) 5) Встречи с Валентиной 6) Финальный диалог Т.е. это те моменты, что отложились в голове, те эпизоды, в которых режиссёр раскрывал характеры героев (как главных, так и некоторых второстепенных), те эпизоды, где режиссёр показывал нам жизнь героев, брал крупный план, показывал диалоги, пытался показать мир глазами своих героев. Только я не улавливал его мысли, может в силу того что ещё молод и не испытал всего однообразия семейной жизни, без желания что-то менять. А может, потому что это в 60-х семейная жизнь была настолько однообразной, что просто фильм остался там в 60-х. Однако герои пытаются разнообразить её в одну ночь, именно в эту ночь, и режиссёр показывает её т.к. остальные дни и ночи героев не достойны внимания, и так понятны любому зрителю. Глядя на эти 6 сцен, герои кажутся мелкими как будто камера далеко от них, стриптиз-бар, наверное, откровенная сцена для 60-х, и герои на её фоне немного млеют. Сцена долгая, герои за неё успевают сказать пару фраз, и становится понятно, что герою Мастрояни разнообразие не повредит. Чего нельзя было сказать во время утреней прогулки о Лидии, которая скорее инстинктивно прервала драку (точнее избиение) итальянских хулиганов, а придя домой сказала мужу: «Тебе понравились бы ракеты», он ей ещё не так безразличен. Из всего продолжения ночи, на вечеринке понравились только сцены с Вероникой (Моника Витти), остальное всё уже не только тускло или мельче, а куда дольше, чем утренняя прогулка Лидии, скучнее так сказать и только появления Витти немного разбавляют монотонность ленты. В принципе она та, кто мог бы как-то разнообразить жизнь, допустим, став любовницей для героя, идеей чего он, разумеется, по всем законам жизни, загорается. Только и эти сцены не особо быстро идут, Антониони медленно показывает и разжевывает мысль о том, что однообразие губительно для мужчины особенно и женщины тоже. Тут то и можно поставить точку пуританскому обществу, они остались в прошлом, только Антониони показав их ячейку здесь, тоже не далеко пошёл вперёд, хотя может, мысли его уже были в будущем (особенно вспоминая сцену со стриптизом), только главные герои в это будущее не шли, а им оно было необходимо. Вот отсюда мне и показалось, что кино-то оно интересное, но больно, очень больно, медленное, и что самое страшное о нём нельзя сказать кино вне времени... Его время было и прошло, даже теперь снимая медленное кино лучше затрагивать современные проблемы или проецировать их на прошлое (или древние мысли на современный лад), а уходить в это прошлое я не стал бы, может, и там была своя прелесть, но не моё это. Сказать, что трио актёров создало, раскрыло, а прощё говоря, хорошо сыграло ничего не сказать, может их герои и скучные, но актёры удачно поймали эту печаль семейной жизни. Что же до Витти, то просто потрясла, точнее одним моментом, длившимся долю секунды: на вечеринке когда герои Мастрояни и Витти уже познакомились, прогуливаясь дальше Валентина (Витти) услышала, как Лидию назвали женой Джованни, улыбка с её лица исчезла в тот же момент камера «отвернулась» - редко увидишь, как актёры отрабатывают не свой эпизод. Витти сделала это - требовательность Антониони? Мастерство актрисы? Значит, и режиссёр справился хорошо, пусть сняв монотонную картину, но точно показав скучность безрадостной семейной жизни: когда жизнь без детей и уже без приключений. Почти неделя прошла с просмотра фильма, оно может не до конца осознано, и не обязательно понравилось, немного медленное в чем-то скучное, а покоя всё ещё не дает. Осталось, может это кино в прошлом, а может я ещё слишком молод и не испытал всей горести и лишений семейной жизни, но со всей ответственностью говорю, что кино не для нашего времени, поэтому и обозвано классикой. Сильное кино, но не моё.
Режиссёр Микеланджело Антониони напрочь наплевал на требования обычного зрителя, и решил показать, что умеет настоящий художник и профессионал своего дела делать с камерой, планами, видами, светом, актёрами, репликами и так далее и тому подобное. По сюжету у главного героя кризис. Нет. Кризис у режиссёра – у него нет сюжета для фильма «Ночь», но что-то нужно снять. Итальянская интеллектуальная элита – это и есть режиссёр и его окружающие эгоисты. Главный герой – лицемер, это друг режиссёра, а может он сам? Честно, фильм о таких людях - это уже минус к фильму, неинтересно слушать этих буржуев. И есть в фильме фраза про реальность. Ведь большинство обычных зрителей и живёт в реальном мире, а не в мире выдумок, историй, романов, сюжетов, плохого настроения, кризисов, депрессий и так далее - это ещё один минус фильма. Критики выдвинули фильм в ранг шедевра. Видимо, критики разучились смотреть и просто наслаждаться фильмами, и вместо этого начинают мыслить как режиссёр, оценивая его работу, как плавно двигается камера и какие новаторские приёмы применил режиссёр 6 из 10
Новый жанр кино: заставляет задуматься и почувствовать. Фильм рассказывает о событиях одного дня и одной ночи в Милане, где небоскрёбы из стали и стекла соседствуют с разрушаемыми старыми зданиями. История начинается с того, как разочарованный писатель и его озлобленная жена посещают своего умирающего друга, левого критика. В главных ролях-Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Моника Витти. Микеланджело Антониони — художник, который находил смысл в абстракции. Он был буквалистом-символистом, стремившимся к совершенству в своих образах. «Ночь», центральная часть трилогии «Отчуждение», — это шедевр формализма, отражающий эмоциональное отчаяние и внутреннюю деградацию неудачного брака без любви. Действие происходит в Милане 1960-х годов, и прозаическая модернистская архитектура города служит фоном для этой истории. Джованни и Лидия оказываются на волосок от смерти и по-новому осознают отсутствие любви и негласный распад их отношений. Они больше не те люди, которыми были когда-то, а скорее супруги. Постепенно они понимают, что их отношения были обусловлены только временем и привычкой. Джованни ведёт себя пассивно и становится эмоционально отстранённым. Как писатель, он не может генерировать новые идеи или черпать вдохновение из своего окружения. На первый взгляд, Лидия кажется более циничной и уставшей от жизни, чем её муж, но оказывается, что она столь же способная женщина, обременённая своим интеллектуальным подчинением мужу. Их идентичности переплетаются, и в результате она теряет свободу воли. Антониони объясняет этот кризис идентичности отчуждающим воздействием современности, которая разрушает моральные устои человечества. Зеркала служат повторяющимся мотивом в фильме, изображая Джованни и Лидию неуловимыми, призрачными фигурами, которые кажутся неполными версиями самих себя. Эта идея подкрепляется окружающей модернистской архитектурой Милана, которая приводит людей в состояние уныния и безразличия. Мир «Ночи» — это отчаянное и удушающее место, где современность обречена на болезнь самодовольства и обмана. В фильме подробно рассматривается отсутствие корней у современного человека, его безразличие к романтике и таинственные границы, которые люди неосознанно создают вокруг себя и своих отношений.
Очередной шедевр мастодонта режиссёрского ремесла Микеланджело Антониони повествует медитативную психологическую историю о проблематике взаимоотношений между мужчиной и женщиной, тщетно старающихся сохранить остатки мирного сосуществования друг с другом. Герой Марчелло Мастроянни - законченный эгоист, регулярно изменяющий своей жене, даже не скрывая этого от неё. Итальянский актёр, как и в легендарном фильме Феллини 'Сладкая Жизнь', здесь исполнил роль талантливого писателя, вечно неуверенного в себе и в своём творчестве. Собственно, это и рождает его неутомимый эгоцентричный порыв делать, что захочу и когда захочу, наплевав на чувства других. Его несчастная супруга в исполнении Жанны Моро не видит никакого смысла в совместной жизни с таким мужчиной, которого когда-то она безумно полюбила. Она еле заставляет себя улыбаться окружающим и где-то в глубине сердца ещё надеется на благополучный исход своей любовной истории с беспросветным эгоистом. Однако, собрав последнюю волю в кулак, всё же решается порвать многолетние псевдо-отношения. Но согласен ли Он с её решением?.. 'Ночь' - это удивительное погружение в совершенно иной мир киноискусства, где авторские мысли настолько же притягательны и всеобъятны, насколько глубоки и таинственны. Такое кино помогает поразительно широко взглянуть на многие волнующие разум вопросы человеческих взаимоотношений. Пусть и не с первого раза удаётся понять весь скрытый замысел уникального автора, всё же наличие подобных кинопроизведений несомненно делает мир лучше как в интеллектуальном, так и в духовном планах.
Сутки из жизни супружеской пары. Не очень счастливой в браке. В исполнении режиссера Микеланджело Антониони. Черно-белая нуарная лента с глубокими тенями и контрастом пронизана символизмом и деталями. Непонимание персонажами друг друга подчеркивается неспешностью повествования, которая кому-то может показаться скучной, однако именно она погружает и проникает. Актеры: совсем не голливудские - играют иначе, чувствуют иначе. Все более открыто, доступно, понятно. Прекрасно проработаны вторые роли и массовка - делают фильм убедительнее. Операторская работа: Джанни Ди Венанцо творит чудеса. Очень необычные многоплановые ракурсы, внимание к силуэтному освещению и выдержанность каждой сцены. В кадре есть только нужное, остальное - в топку. Нужны ноги? Прекрасно, отрезаем все остальное. Нестандартно? Да. Плохо? Отнюдь. Сценарий: трио, внесшее в жизнь разнообразие на одну ночь. Основное внимание уделено внутренним переживаниям каждого персонажа - личная драма. Мой вердикт: кино зацепило, ракурсы запомнились. Посмотрю остальные фильмы этого режиссера. Если будете смотреть, готовьтесь к неторопливым двум часам.
Главная тема этого шедевра М. Антониони - это отсутствие взаимопонимания между людьми, некоммуникабельность человека и атрофия чувств. Писатель, в исполнении Марчелло Мастроянни, представитель буржуазного класса. Он пишет - ему платят за это. У него есть жена (Жанна Моро), будет еще очарование от встречи с молодой девушкой, в исполнении Моники Витти. И все. Фильм разделен на несколько сцен: в больнице у друга, на окраине города, в ресторане, на вечеринке, утро отчаяния. Друг умирает, они навещают его, муж и жена, отдалившиеся друг от друга. Лето. Жанна Моро на окраине города в поисках своего прошлого, тех чувств, которых уже нет. Духота ресторана, где он и она, отгороженные друг от друга стеной непонимания, равнодушия, пустоты. Вечеринка, на которой он и она попытаются вернуть былые ощущения. Он во взаимоотношениях с героиней Моники Витти - 'потерянной' девушки, разочаровавшейся в жизни. Она с молодым мужчиной. Но вернуть прошлое нельзя, время прошло и они изменились, они другие. Утро - время поговорить, попытаться настроить коммуникацию. Вспомнить. Она читает ему его любовное письмо к ней, написанное много лет назад. Он спрашивает: 'Кто его написал?'. Она отвечает: Ты!'. Он целует ее, пытаясь забыться и возвратить хотя бы внешний облик прошлого. Конец фильма. И это лишь одна тема этого по истине прекрасного фильма. Люди хотят быть понятыми, 'прочитанными'. Но разве возможно взаимопонимание, когда человек не может прочувствовать даже самого себя. Что говорить о других. Таким образом, тема некоммуникабельности соприсутствует с темой исчезновения способности чувствовать. Герои пытаются вновь обрести ее, все, что они делают направлено на это. Актерские работы великолепны. Жанна Моро естественна и пронзительно 'тонка' в изображении женщины на грани осознания тщетности взаимного с мужчиной существования. Работа Моро в этом фильме качественно превосходит ее работы в иных фильмах, даже у Бунюэля и Трюффо. Фильм получил Золотой медведь Берлинского кинофестиваля 1961 года. 9 из 10
Если в предыдущих рецензиях я вводил понятие 'фильм-жизнь', 'фильм-исповедь', то тут в первую очередь пришло в голову 'фильм-душа' и 'фильм-атмосфера'. Такие ассоциации приходят от того, какое вложение совершили авторы. Микеланджело Антониони выдавал свой внутренний мир, полный глубокого мироощущения. Если в фильме 'Крик' рождалась атмосфера сверхреалистичной обыденности в событиях острой драмы, то в фильме 'Ночь' Микеланджело отразил глубину творческого человека. Проблемы, с которыми он сталкивается. Как и в фильме Феллини '8 1/2', главный герой теряется в себе, в череде событий. Он мечется, он забывается. Порывы эмоций несут к неоднозначным действиям. Картины очень близки между собой, но у Феллини идея раскрыта более абстрактно. Микеланджело же уделяет намного меньше внимания творческой деятельности главного героя. Здесь основной акцент делается на любовной линии. В ночной тени открылись облики героев. Ночь унесла с собой старое и отправила героев в новое. Как и Феллини, Антониони не искал признания толпы. Он выразил то, что было внутри него и рождал картины, наполненные душой и жизнью. Эти картины понятны далеко не каждому, но чтобы влюбиться в них, этого не обязательно. 'Ночь' захочется пересмотреть, находя в ней все больше и больше деталей. 'Ночь' унесла друга главного героя, унесла чувства между Лидией и Джовани.
Перед нами – всего сутки из жизни супружеской пары людей средних лет. Или целые сутки (это как посмотреть). Главному герою, писателю Джованни Понтано не пишется и не любится. Его жена Лидия чувствует себя чужой и одинокой хоть наедине с мужем, хоть в шумной компании. Она нигде не может найти своего места и интереса к жизни. Кажется, она оживает в момент завязывания новых романтических отношений… Но, не видя перспективы их развития, быстро охладевает и к этому приключению. А между тем, все погружается в ночь. Ночь снаружи. Ночь внутри героев. Они шутят, смеются, разговаривают, обсуждают что-то, играют, спорят. Вернее, делают вид. Фильм начинается с визита Джованни и Лидии к умирающему другу, боль которого на время снимает морфий. Джованни и Лидии морфий не поможет. Их боль иного свойства. От нее плоть не умирает, но умирают отношения. Эта тончайшая психологическая драма соткана из недомолвок, полутонов, полуулыбок, полунамеков. Кажется, что вокруг – лишь тени. Но откуда взяться теням ночью? Тогда, кто же перед нами? Люди, которые слишком далеко отошли от правила «быть, а не казаться». Потому, что казаться проще. Отсюда и творческий кризис писателя Джованни. Время истекло. Внутренний неореализм – вот новый способ отражения реальности, которым мастерски владел Антониони. Единственно, меня слегка разочаровал финал, в котором, как мне показалось, режиссер решил объяснить свое творение. Думаю, ему просто надоел один и тот же вопрос: «О чем ваше кино?». 9 из 10
Фильм 'Ночь' стал для меня четвёртым по-счёту фильмом, у Микеланджело Антониони, после 'Красная пустыня', 'Фотоувеличение' и 'Забриски Поинт'. Могу только сказать, что мне удалось в большей степени почувствовать этот фильм, чем его понять. Объективно осознаю, что это очень сильная лента, в которой показаны сильные чувства и глубокие отношения. И чтобы в полной мере оценить эту картину, нужен больший жизненный опыт, которым я на момент просмотра не располагал. Безусловно в своём фильме Антониони знал, что делает и о чём говорит. Ему присущи свой символизм (особенно будет показательным момент, когда везде выключается свет, в то время когда 'она' уезжает с другим, на машине) и своя эстетика, которые вполне будут понятны, любителям подобного арт-хауса. Местами 'Ночь' может показаться скучноватым и пресным, но несмотря на это, псевдоценители культовых вещей, - не спешите его всячески обгадить на этой почве. Говоря о технической стороне и актёрской игре, хочу подчеркнуть типаж Моники Витти, который для меня здесь раскрылся в более полной мере, чем в той же 'Красной пустыне'. Прекрасная актриса. Прекрасная роль. Прекрасный образ. Конечно, при этом я не буду сравнивать эти две совершенно разные роли. А может не такие и разные...
Не так просто беспристрастно оценивать фильм 50-летней давности, сложно не оценивать его по критериям современных, более привычных картин. Это всё равно что рассматривать свой фотоальбом и фотоальбомы своих бабушек/дедушек, колоссальное различие, даже в выражениях лиц, в постановке и т.д. И если Вы не отъявленный любитель ретро-картин, вам будет поначалу сложно воспринимать длительные сцены без диалогов, без эффектных действий, взрывов каждую секунду и прочее, но зато, Вы погрузитесь в 'Ночь' и станете молчаливым участником фильма, наблюдающим его со стороны. Это своего рода, уникальная машина времени, погрузившись в которую можно 'подсмотреть' какие люди были в прошлом, что чувствовали, что говорили, как говорили, как выражали свои чувства, эмоции. Картина 'Ночь' очень цельная, в ней описываются, собственно, события одной ночи, в течение которой Лидия, жена успешного писателя, находящегося в творческом кризисе, постепенно осознает бесцельность всего существования, свою тоску, апатию ко всему происходящему. Отдельный поклон Жанне Моро, великолепная актерская игра, ей можно было даже не давать слов в фильме, все прозрачно читалось в её взгляде, все ее отношение она сумела выразить глазами, лицом, манерами, даже одной своей походкой. Ну и разумеется, свойственные большинству классическим фильмам - очень честные, открытые диалоги, которые приятно слушать, будто знаешь, что эти слова не из пальца высосаны, а из души. В целом, многие назвали бы его затянутым, но ночь всегда тянется долго если не спать, думать.
Величайший фильм за всю историю кино, один из лучших фильмов гения кинематографа Антониони - все эти эпитеты, прочитанные мной в различных издательствах и услышанные из уст любимых мною режиссеров заставили меня выйти из потока современного кинематографа и оглянуться на шедевры мирового кино. После просмотра фильма, пребывая в восторге от увиденного и чувственного удивляюсь, где же сейчас подобное кино? Кино, которое настолько тонко, точно и главное всеобъемлюще рассказало о чувствах мужчины и женщины, об их взглядах и поведении, о стилистике того времени, передало через экран кажется даже запах духов героев. Поначалу казалось повествование слишком затянутым и думалось, что нужно более пристально вглядываться в детали и начинать серьезнее анализировать весь символизм моментов, сильнее самому раскручивать внутренний ритм картины, но вдруг к середине фильма чувства просто захлестнули и героев и меня, как зрителя, все моменты, которые раньше были непонятыми и казались пустыми приобрели значительный вес - мозаика вдруг сложилась в потрясающую глубокую картину с захватывающим чувственным сюжетом. Открылись все уголки характеров, все мысли и ожидания героев. Причем все это многообразие в лишь тонкой улыбке, в случайном взгляде, в интонации, в точном плане. В современном кинематографе, кажется, очень редко, или вообще никогда не раскрываются с такой тонкостью мельчайшие чувства героев. Сейчас, возможно, больше философии и поиска места себя в мире, мира в себе, переживание глобальных проблем человечества а в кинематографе 60х многогранность чувств в каждом моменте сюжета, в каждой секунде мимики героев целая история жизни. Буду продолжать погружение в классику кинематографа - увлекательно и безумно красиво. Теперь для меня картина Тео Ангелопулоса 'Прерванный шаг аиста' - получила еще большую сюжетно-мысленную окраску. И кстати, текст письма, которое читает героиня Жанны Моро, опять же будет произнесен ею в короткометражке Тео Ангелопулоса 'Три минуты', только там этот текст будет направлен уже от лица Жанны Моро именно к Марчелло Мастрояни.
Вторая кинолента так называемой 'трилогии отчужденности', которая продолжает начатое 'Приключением' повествование о некоммуникабельности, царящем в обществе. На мой взгляд, Микеладжело Антониони успешно использует в своих фильмах художественные приемы ретарда́ции, монотонно развивая события, и антите́зы, создавая контрастные противопоставления, что придает его фильмам определенный стилистический оттенок. Хотя сама кинолента развивает свои события в рамках одного жанрового контекста - мелодрамы, который не очень-то мне по душе, смотреть фильм было довольно интересно, даже, наверное, больше, чем первый. Однако все равно остается между моим пониманием творчества Антониони и высокими оценками большое расстояние. Все больше убеждаюсь, что фильмы этого режиссера не моего ракурса. Довольно сильный актерский состав, в котором участвовал мэтр кино Марчелло Мастрояни, и актриса Моника Витти, которая снималась и в первой части негласной трилогии. Хорошая игра хороших актеров. 6,5 из 10
Поистине гениальное кино. Несмотря на то, что в фильме отсутствует четко выстроенный сюжет, режиссеру удалось донести смысл повествования в полной мере. Антониони всегда интересовали темы одиночества, отрешенности людей друг от друга. За маской внешего благополучия в его фильмах скрывается поедающая душу пустота. Это большое мастерство при помощью минимума диалогов суметь сказать многое. В центре повествования двое супругов, изнывающих от кризиса в отношениях, стали настолько чужды друг другу, словно и не были никогда знакомы. Безнадежность, отчаяние, непонимание засасывают их в пучину безудержных страстей. Будто это поможет оживить их чувства. И даже внезапно появившаяся в жизни Джованни, Валентина, кажущаяся ему лучиком света, на самом деле оказывается всего лишь маской призрачного счастья. И лишь раскаяние, чистосердечное признание, откровение сможет приподнять завесу мрака. Конечно же не могу не отметить блестящую игру гениальных и уважаемых мною Марчелло Мастроянни и Жаны Моро. И особой похвалы заслуживает игра моники Витти. Мне хочется кричать Браво. 10 из 10
И как это он уловил! Этот Микеланджело Антониони. Посмотрел на обложке- 1961 год. Скоро придет время поколения битников, и Микеланджело помчится в штаты, чтобы снять свой 'Забриски Пойнт'. А пока что он показал кризис поколения потребления. Еще нигде не видел столь мрачно и меланхолично изображенные 'сливки общества'. Черно-белые цвета, черные фраки и женские платья, белые рубашки и огромная шахматная доска на весь пол, на котором шикарная Моника Витти в черном вечернем платье катает портсигар с бриллиантом. Несомненно это только внешний антураж фильма, на фоне которого строится тонкая психологическая драма. 9 из 10
Отсутствие нарратива? Гениально? Просветление? Откровение? Сомневаюсь. Дискурс Антониони совсем не нов. Он апеллирует к двум признанным мастерам итальянского кино не особо даже настаивая на собственной самобытности. В 'Ночи' можно без труда усмотреть сюжетные параллели со 'Сладкой жизнью' Федерико Феллини. Это и укрупненный взгляд на беззаботную, но наполненную фрустрациями, жизнь неожиданно образовавшейся элиты, и персоналия Марчелло в главной роли, и одиночество личности в толпе лиц, и множество разрозненных зарисовок, образующих цельную картину. Второй фильм, пересечения с которым очевидны - 'Путешествие в Италию' Роберто Росселлини. Здесь уже сравнения будут преимущественно стилистического характера. Они касаются темы двух супругов, которые испытывают период разрозненности и холода, находясь при этом фактически близко друг к другу. Сталкиваясь с различными внешними раздражителями, чаще совершенно обыденными объектами, эти двое заново переосмысливают свои личные отношения. Собственно, отталкиваясь от двух достаточно известных фильмах других авторов я без особого труда смог объяснить как сюжетную канву, так и внутренний посыл ленты Антониони. Впрочем, как фигура менее креативная, Антониони ставит не на развитие или корректировку указанных выше аспектов, а на их укрупнении. Именно поэтому, автор так усиленно будет настаивать на деструктивности супругов. Будто подчеркивая самое первое, находящееся на поверхности. Тут наверное дело личного выбора. Каждый вправе восхищаться игрой Марчелло или Моники Витти. Но можно взглянуть и иначе, подмечая лишь скучный повтор Мастроянни своих прежних образов из лент Феллини. Можно заметить и постоянные переигрывания двух исполнительниц главной роли, актерский талант которых был весьма ограничен. Это дело вкуса и не более. Вообще, обсуждение фильма 'Ночь' прекрасно показывает всю гамму заблуждений, которые связаны с Антониони. Большая часть дискуссии концентрируется на вопросе наличия или отсутствия сюжета. Соответственно, спор переходит к вопросам формы воплощения художественного произведения. Обычно за этим и скрывается вопрос наличия таланта самого художника. На мой взгляд, при всей понятности избранной повествовательной стратегии, именно в этом фильме Антониони подтверждает собственную поверхностность. Можно упомянуть явные заимствования, подмену фильма об отсутствии смысла непосредственным отсутствием смысла у фильма, стремление к морализаторству. Даже несколько выигрышных миниатюр (очень стильной показалась якобы спонтанная игра в зажигалку) не может сгладить просчетов. Антониони хорош совершенно в другом. Благодаря ему (в том числе и фильму 'Ночь') смогли развиться и оформиться более прорывные и качественно новаторские решения у Вима Вендерса и Вонга Кар Вая, а также других действительно гениальных режиссеров. 4 из 10
Неловко признавать, я не совсем понял и осознал этот фильм. Видимо, одного просмотра для этого мало. Но одно уже могу сказать, это очень странное и чарующее ретро. Где черно-белый цвет не скрывает, а напротив – подчеркивает красоту. Сюжет, каким я привык его видеть, отсутствует. Есть обрывки, и намек на связанную линию, но это все призрачно и играет последнюю роль. Повествование держится на внутренних переживаниях главных героев и окружающей их обстановке. Антониони понимает людей куда глубже, чем кажется на первый взгляд, и уж куда лучше, чем его коллеги по цеху. Не пользуясь помощью диалогов и пафосных монологов, он через игру актеров раскрывает образ каждого персонажа. Амбициозный писатель, у которого наступил «творческий кризис», которого все достало и он пытается найти удовольствие в этом мире и каждый раз разочаровывается, перебиваясь мимолетными вспышками страсти. Его жена, сильная и красивая женщина, которая больна чувствами, она остро нуждается в любви и в простом человеческом счастье, получая взамен лишь черствость и холод ее некогда романтичного мужа. Оператору можно смело памятник ставить. Подобное мастерство в современных фильмах уже не встретишь, а если и увидишь, то в авторском фильме где-то на фестивалях европейского кино. Просто подбирать подобные ракурсы без любви к своему делу – нереально. Такие простые вещи как домашняя обстановка и разбитые часы на земле, запуск самодельных ракет в воздух и уличная драка, выглядят как настоящие шедевры. А сцена, когда во время светской вечеринки пошел дождь, наверно одна из самых безумных и красивых сцен в мире кино. Создатели ходят по острому лезвию цензуры, как бы ненароком, демонстрируя женские прелести. К слову, женская красота у картины прекрасно подчеркнута, порой достаточно лишь одного силуэта, чтобы влюбиться без памяти… Или просто найти в непроглядной тьме, под струями дождя, то что уже давно потерял. Депрессивный настрой картины настраивает на своеобразную апатию к окружающему миру, к меланхолии, к желанию творить что-то прекрасное и печальное. Словно вы самый несчастный человек на Земле, человек который разучился чувствовать. Разучился любить. Так что, если кто-то захотел ретроспективы, под вино и свечи с девушкой своей мечты, то Ночь немного вас разочарует и разрушит атмосферу, это кино для одиночного просмотра. Чтобы рядом никто не сидел и не сопел под ухо. Впечатления после фильма были неоднозначные, с одной стороны, чтобы полностью прочувствовать его атмосферу, мне нужно посмотреть другие фильмы Антониони, с другой, меня вовлекло в безудержную депрессию, в которой хотелось немного покоя и простора для мыслей, которые роем невидимых пчел, вились в голове. Я люблю, или не люблю, а может это все пустое и низменное, может все, что некогда стало возвышенным, превратилось в прах и стерлось из памяти…ответ где-то на поверхности. Для тех, кто любит хорошие старые фильмы, для тех кто любит кино как форму искусства, и просто для страстных меланхоликов любящих поразмыслить. Однажды я еще раз погружусь в этот мир, но для этого нужно время, а пока, спасибо за внимание! 9 из 10
Муж и жена, приятные успешные люди. Интеллектуалы. И у них кризис отношений, который постепенно перерастает в кризис всего, что их окружает. Антониони - великий мастер, для него не вопрос – выстроить несколькими кадрами нужное настроение. Ювелирно, лаконично без слов и даже без музыки! Видеоряд – это его визитная карточка, и наверно никто из современником еще не достиг такого совершенства. Его класс – в деликатной тонкости и в ювелирно выстроенном кадре. Черно-белая камера и свет делают каждый кадр безупречно честным. У Антониони есть ответ на ваши вопросы - стиль. Он словно бы говорит: стиль – вот простой способ говорить сложные вещи, стиль – порождение идей, а не слов, и еще стиль важнее формы, поскольку является единственным доказательством существования. Всякий раз он погружает нас в свою особую дрему, столь же безрадостную, сколько пронзительно ясную. Порой кажется, что кино, изобретенное для того чтобы обманывать, в идеале способно говорить только правду, и это возвышает тебя настолько высоко, насколько ты сам готов стремиться к истине. Его лаконичный киноязык совершенно уникален, оттого только богаче, если конечно вы его понимаете. К примеру, сцена, где запускают ракету и много лиц, которые смотрят в небо. Он не навязывает мораль, а лишь говорит нам о необходимости смирения. Разве это не религиозно? Поразительно как можно будто вскользь и незаметно говорить очень сложные слова, через киногероев. Что стоит эта фраза – Будущее никогда не наступит! Словно бы предупреждая зрителя о том, что на самом деле его ждет - деликатный финал – где без вульгарных прощаний-расставаний, к которому казалось бы нас толкает весь сюжет, герои остаются вдвоем. Раз остаются в фильме - значит разлуки нет. Антониони строит свой прекрасный мир, чтобы свободно в нем жить. Когда светскую вечеринку накрывает проливным дождем, тут лучше не думать, что это рукотворное, даже если и антонионевское, словно бы сюжет набирает полную силу и принадлежит только высшим силам, одному богу. Миллионер или простой писатель – дождь на всех один. Никто не может спрятаться от чистого просветляющего… Затем звучат слова Валентины – «Мы должны сказать друг другу большее…» И подчеркнутый вывод в разговоре с Понтано (герой Мастрояни)– мы не можем выбирать, мы слушаем, что нам дается. Высокомерная, хотя и некарикатурная буржуазия выигрывает во всех смыслах, но Антониони своего отношения к ним не скрывает. Они всегда у него немного приземисты и алчны, как бы невзначай все переводят на деньги: 'Хороший писатель зарабатывает столько сколько сможет – миллионы долларов. Это настоящий интеллектуал!' Эта фраза сегодня звучит пронзительно, но при этом ясно, мы все не способны быть полностью плохими или совершенно хорошими. Такая подача – для дешевого кино. У Антониони все на полутонах. «Когда-нибудь мы все проиграем». Разве поспоришь? И опять блуждающие герои, не маленькие потерянные, а взрослые все понимающие – для них разочарование – это не пустые слова, а что-то фатальное. Как жить дальше? Как можно никого не любить? Как найти человека? Как преодолеть в себе безразличие привычки? Кто-нибудь еще способен говорить на эти темы так смело и открыто? А есть ли у вас вопросы важнее этих? Если есть, то это только так кажется. Все, что сделал Антониони, словно создано волей бога. И никакие самые высокие оценки с нашего ничтожного уровня не обозначат величия и высшего смысла его фильмов.
Ночь. Ночь мягко и неторопливо спускается на Землю, обволакивая ее сначала сероватой дымкой сумерек, а уже затем погружает в чарующую темноту, полную звезд и магической мистерии. И чем непрогляднее тьма ночи, тем яснее все то, что происходило днем. Джованни и Лидия – семейная пара, в чью жизнь врывается трагедия: болезнь, влекущая скорую смерть, их близкого друга. Но если для Джованни, жизнь продолжается, и он может с легкостью сидеть у больного, рассказывать про свою новую книгу и пить шампанское, то с Лидией это не так. Ей душно и невыносимо быть в этой палате. Чувствуя смерть и безысходность, она бежит оттуда. Оказавшись в толпе людей, она почувствует то же самое и, ища покой, Лидия попытается найти пристанище в своем прошлом. Обнаружив отсутствие жены, Джованни забеспокоится. Что-то подскажет ему, что это не простое исчезновение, но все же это не помешает ему вернуться домой и вздремнуть в одиночестве. А услышав голос супруги в трубке, все его сомнения улетучатся как сон. Он спокоен и уверен. Джованни не понимает жены - ее ребячества, прогулки по местам их молодости, то не желание, то желание идти в гости. Джованни берет все без разбору, что подкидывает ему судьба: в отсутствие жены, он не прочь развлечься с пациенткой-нимфоманкой из соседней палаты, о чем потом с деланным раскаянием поведает Лидии. А что же сама Лидия? Лидия пытается жить, она пытается почувствовать давно забытый вкус жизни, хочет возродить давно угаснувшие взаимоотношения. Но все тщетно. Семейная пара отправляется в гости, где Джованни тут же становится центром всеобщего внимания, как знаменитость, как писатель. Он легко увлекается другими женщинами, пусть даже жена неподалеку и брошена одна. Но Лидия не грустит, ее не смущает поведение мужа, она наблюдает за ним с усмешкой на губах, ожидая, чем завершится его очередной фарс. Дождь. Проливной, резкий, бьющий землю. Смывающий налет праха происходящего. Дождь освобождает, разрывает путы, расковывает. Он разрушает размеренный ход событий, давая волю безумству и вседозволенности. Он заставляет почувствовать жизнь. Лидия срывается с места, влекомая незнакомцем, она садиться с ним в машину. Оставшись наедине с другим мужчиной, она лишь сильнее почувствует отчуждение со своим мужем. Нужно вернуться. Нужно вначале покончить с прошлым. Джованни спокоен и уверен, на любой вопрос у него найдется ответ. Ведь он писатель, а значит красивые слова его работа. Неважно, что они значат, точнее они не значат ничего для него, важно, что словами можно добиться всего: привязанности, любви, денег, положения в обществе. Но он уже давно разучился быть искренним. Утро. Рассвет первым лучами ласкает землю после долгой ночи. Но при этом свет кажется холодным и нежданным. Он разбивает сумрачный мир ночи на свет и тень. Он разделяет то, что прежде казалось единым. Когда все слова Джованни окажутся никчемными перед искренними высказываниями Лидии о сути их отношений, он прибегнет к поцелуям пытаясь заглушить все, что говорит его жена. Их поцелуи, их объятья - это попытка соединить двух уже разделенных людей, это конец. Конец ночи – начало дня. 8 из 10