Италия образца 1938 года. Страна вот уже второе десятилетие живет в режиме фашисткой реальности, и у людей не так много вариантов выбора. Можно или встроиться в сложившуюся Систему, пытаясь не замечать мерзости и даже выискивая во всем этом профит. А можно пойти против Системы и оказаться в лучшем случае где-нибудь в эмиграции в Париже, а в худшем – валяться убитым в заснеженном лесу. Впрочем, в некоторых случаях все это можно совместить. А вот душевно-нервный аристократ Марчелло Клеричи пошел по первому конформистскому пути. Он начал сотрудничать с фашистским режимом, став его тайным агентом. У Марчелло своих проблем полная кошелка, от болезненной сексуальной травмы в детстве, до поиска своей «нормальности» в непонимающем его обществе. И вот Марчелло, женившись на симпатичной дурехе только затем, чтобы стать «как все», отправляется с невестой и сопровождающим его киллером в Париж, чтобы войти в доверие, а затем убить своего бывшего профессора-антифашиста. Задача сложная и омерзительная, но ради комфорта и обретения своей нормальности можно пойти и не на такое. После этого фильма начинающего 30-летнего режиссера Бернардо Бертолуччи у меня возник один резонный вопрос. А, собственно, на каком основании итальянская и мировая критика называет Федерико Феллини «лучшим режиссером Италии»? Один «Конформист» Бертолуччи по эффекту, новаторству, стилистике, глубине изложения и эстетике превышает все наследие Феллини вместе взятое. И это мы, между прочим, говорим о Бертолуччи, как о современнике Феллини. И я не просто так сравниваю этих двух режиссеров. «Конформист» - это не только яркий антифашистский фильм с оригинальной фрейдисткой трактовкой болезни целого общества. Бертолуччи снял нелинейное кино, с замысловатым сюжетом и бесконечной игрой образов и символов. Этим же самым регулярно баловался и Феллини. Но между стилистикой этих двух режиссеров разница в бесконечность. Феллини, играясь смыслами, придумывает какую-то конъюнктурно-фестивальную хрень «для избранных», что очень ценится кинокритиками, но оставляет в недоумении массового зрителя. У Бертолуччи все завуалированные образы, полунамеки и полутени в итоге приобретают стройную разгадку. Они осязаемы. Их можно понять однозначно, без глупых экивоков «я художник, я так вижу». Но «Конформист» Бертолуччи – это еще и потрясающая визуальная эстетика как персонажей, так и натуры. То, что в этом фильме делает оператор Витторио Стораро, раскладывая светотени, геометрию фигур и положения персонажей – это и талантливо, и осмысленно. Вообще, геометрия в фильме очень здорово напоминает «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, только здесь все ярко и красиво… и одновременно мрачно. И что особо удивительно, Бертолуччи сумел со своей исторической постановкой и обильными натурными съемками уложиться в смехотворные 750 тысяч долларов. Очень метко режиссер попал и с актерским составом. При всем гении молодого итальянца, этот фильм не стал бы культовым без невероятной игры 40-летнего Жан-Луи Трентиньяна, сыгравшего, возможно, свою лучшую роль в карьере. Его трусливый герой с массой сексуальных девиаций и нравственных комплексов объясняет происхождение фашизма на примере одного вполне себе симпатичного человека гораздо более тонко, чем это делает наш Михаил Ромм. Сумел Бертолуччи вокруг Трентиньяна зажечь и многоуровневую эротику. 24-летняя Стефания Сандрелли (ее мы видели ранее в «Разводе по-итальянски») отлично играет беспросветную, но симпатичную серость, бабу-дуру, женщину-батарейку. Но еще ярче удался образ 22-летней Доминик Санда, сыгравшей мужеподобную девчушку, раззадоривавшею своими образами целый набор сексуальных желаний – от адюльтера и лесбийской любви до гомосексуализма и даже некрофилии. Наконец, чертовски колоритен Гастоне Москин, которому отлично удалась роль бурчащего киллера, ненавидящего трусов, аристократов и педерастов. А его герою как раз такой клиент в сопровождении и попался. «Конформист» важен даже не столько темой своего содержания, сколько формой, произведшей неизгладимый эффект на таких незаурядных ребят, как Фрэнсис Форд Коппола и Стивен Спилберг. Бертолуччи показал, как можно ЕЩЕ делать кино, и мировые таланты подхватили этот запал. А Феллини дураки пусть и дальше после этого фильма называют «лучшим режиссером Италии». 7.5 из 10
В «Конформисте» Бертолуччи решает следующую художественную задачу: он пытается препарировать фашизм как «бегство от свободы» (в терминологии Фромма) прежде всего сексуальной. Герой Трентиньяна, подобно Людвигу из картины Висконти, бежит от своей гомосексуальности, в одной из сцен он закрывается в машине, как улитка в раковине, чтобы не видеть того, что происходит вокруг. Сотрудничество с фашизмом показано Бертолуччи как бегство от того, что признано обществом девиантным, как защита от самого себя, от своих желаний. Герой оказывается неспособен на любовь, готов все принести в жертву своей психической устойчивости, которую он лелеет и бережет. Прекрасные героини Доминик Санда и Стефании Сандрелли не способны проявить в нем никакого сексуального отклика не только потому, что он – латентный гей (может он – бисексуал?), а потому, что его сексуальное поведение стиснуто рамками социальных ролей, в которых он пребывает и которые воспринимает как спасение от самого себя. В одной из сцен он спрашивает одного из героев (профессора) о Платоне и его мире идей (Бертолуччи и Сторраро снимают это так, что герой пребывает будто бы в полумраке, потом шторы одергиваются, и свет слепит его): этим режиссер намекает на то, что герой – в плену теней, социальных рамок, того самого конформизма, который не упрощает, как хотелось бы персонажу Трентиньяна, а усложняет его жизнь. Жан-Луи Трентиньян играет здесь свою лучшую роль, это бесспорно: его сдержанная, застегнутая на все пуговицы эмоциональность, сухая манера игры идеально подходит для описания поведения фрустрированного человека, самого не реализующего свои желания и не дающего это делать другим. Таким образом, фашизм в интерпретации Бертолуччи – следствие сексуальной фрустрации, вытеснения человеком в частности и народами в целом своих подлинных желаний, что транслирует основные идеи книги Вильгельма Райха «Психология масс и фашизм», в которой даже свастика интерпретируется как соединенные в совокуплении человеческие ноги. Одним словом, уже в 1970-м Бертолуччи глубочайшим образом проанализировал фашизм с позиций фрейдомарксизма, доказал, как все перевернуто в мире: оперирующий к сексуальной норме нацизм основан на неудовлетворенности и вытеснении желаний, а то, что он преследует, – нормально с позиций адекватной сексологии.
Рискну прослыть дурачком и быть преданным анафеме на веки вечныя, но, тем не менее, скажу, что на меня произвёл фильм угнетающе-разочаровывающее впечатление. И основано оно именно на его смысловой (всячески и повсеместно восхваляемой) составляющей. Но, по порядку: 1. Фильм великолепен визуально и аудиально. В нём - широкие и роскошные визуальные мазки, при декорации темы системы, государства, толпы. В нём удивительно использовано и оформлено пространство. И вместе с этим в нём очень плоский и бедный мир персоналий. Здесь живут маленькие, беспомощные люди и всемогущие системы - говорит нам картинка, ещё до того, как мы интеллектуально включаемся в происходящее. Музыкальное же оформление можно оценивать как самостоятельное произведение, настолько оно самобытно и полноценно, и вместе с этим чрезвычайно грамотно обрамляет картинку. 2. Отличнейший монтаж картины. Последовательность кадров, от которой буквально получаешь удовольствие. Нелинейная история. Но не современная натужная и кичливая нелинейность, которая в современном кино есть 'вещь в себе', а непринуждённая, небрежная... Как былой товарищ после долгой разлуки рассказывает о чём-то снаружи незначительном для других, но чрезвычайно важном для вас обоих. 3. И этому (внешней небрежности) очень способствует атмосфера фильма. Она удивительно серая. И это не минус картина, а большая похвала. Вероятно, это следовало бы отнести к первому пункту, с его 'визуальной' частью, однако хочется лишний раз подчеркнуть его мастерское и выверенное оформление. Серый город, серые люди. Мне кажется, что легко нарисовать райские кущи, легко создать мрачный город потерянных детей или инфернальное небытие. А достоверно рисовать серость! обыденность! всепоглощающую, как парижский туман, индифферентность - куда как сложнее. И отсюда, я хочу перейти к пункту, который мне в картине не нравится, и начать говорить крамолу. Бертолуччи держит зрителя за дитя. Быть может, в 1970-м году, на волне недавнего интеллектуального разочарования парижской весной 68-го года, зритель и был наивнее, но более инфантильного отношения к зрителю сложнее найти в кино такого уровня, как 'Конформист' и мастера такого уровня, как Бертолуччи. Никакой работы мысли не предполагает автор для зрителя. Тебя призывают разгадать первую загадку - о роли личности и роли массы, и о том, кто же есть герой Трентиньяна, и далее эта загадка обсасывается и нарочито демонстрируется с разных ракурсов. «Ага, - радостно угадывает зритель, - Танцы слепцов вокруг ещё сомневающегося героя - это аллюзия на то, что общество ослепло, приняв догму фашизма». «Ага, герой, запертый в машине, это аллюзия человека 'под колпаком'!» «Ага, щенки на кровати!» «Ага, в церкви - все лицемеры!» Я пресыщаюсь аллюзиями и метафорами на двадцатой минуте картины. Я уловил смысл основного посыла, я хочу большего! Я хочу, чтобы эта великолепная визуальная составляющая была достойным обрамлением смысловой составляющей. А в 'Конформисте' маэстро Бертолуччи мне напоминает ребёнка, который всецело поглощён чем-то новым и возится с ним в песочнице и так, и эдак, раздражая всех вокруг повторением одних и тех же действий, одних и тех же слов. А эти слова и эти действия для него, оттого, что он 'внутри' своей игры, чрезвычайно важны, но нас они раздражают своей бессмысленностью и маниакальной зацикленностью. И мне от этого очень досадно, потому как фильм-то великолепен должен бы быть, а он - как роскошная фасадная картонка, которая пусть и несёт какую-то информацию, но застыла и не имеет развития. А я хочу не играть в разгадывание зашифрованных метафор на картинке, которые ни к чему не ведут, а видеть динамику фильма. Иначе зачем снимать кино, когда все свои интеллектуальные метафоры ты можешь зашифровать на полотне, как художник в 2D, и желающие смогут сколь угодно долго разглядывать картинку и получать удовольствие от своей способности разгадывать их.
Есть такие фильмы, что с течением времени не только не покрываются нафталиновой корочкой, но и вовсе получают все большее признание как критиков, так и простых зрителей. На сегодняшний день «Конформист», снятый Бернардо Бертолуччи всего лишь в 29-ти летнем возрасте, является одним из наиболее разобранных и проанализированных фильмов в истории. Несмотря на то, что эта лента представляет собой экранизацию послевоенного романа Альберто Моравиа, в ней куда больше Бертолуччи, нежели автора первоисточника. Размышляя о природе человеческих поступков, режиссер подхватил заложенную в книгу идею, но преподнес её так, что исторический фон и главные герои воспринимаются крайне условно, тогда как сами истоки мотивации универсальны. Италия, 1932 год. Марчелло Клеричи ничем не примечателен среди иных людей, известно лишь одно – он всю жизнь чувствует себя непохожим на других, стремиться стать «нормальным». Намеки на гомосексуальность, тяжелая психологическая травма родом из детства, ощущение несоответствия формы и внутреннего содержания вещей – все это толкает Марчелло к мнимым ценностям, принимаемым за естественность. Вступление в ряды фашистов для Клеричи есть не идеологический шаг, а попытка бегства от собственного «я», сокрытие внутреннего дискомфорта под тень внешне сильной идеологии. Чтобы быть как все, он женится на пустой мещанке Джулии, чья жизнь легко умещается в спальне и на кухне. Ярким примером разложения итальянской аристократии служит семейство Клеричи, где мать страдает от наркотической зависимости, а отец (бывший чернорубашечник) помещен в психиатрическую больницу. Всякое желание порвать с собственным прошлым толкает Марчелло на обставленную под «медовый месяц» поездку в Париж, в ходе которой ему поручено устранить антифашиста профессора Квадри. Суть в том, что профессор некогда являлся для Клеричи авторитетом, а потому сама операция по устранению в чем-то походит на отцеубийство. Структура фильма выстроена на основе воспоминаний Марчелло, причем хронология отсутствует – воспоминания детства перекликаются с событиями двухдневной давности. За весь фильм главный герой практически не принимает самостоятельных решений – на исповедь перед священником его насильно тащит мнительная невеста, в фашистскую партию приводит единственный друг, Парижскую операцию всецело контролирует помощник Манганьело. Подобная пассивность и статичность главного героя олицетворяет собой безучастие и следование навязанным идеям. Помещая в центральную ось ленты Платоновский миф о пещере, Бертолуччи постепенно развенчивает представления о любой идеологии, как о чем-то массовом, сравнивая преданность народных масс каким-либо идеям с шествием слепых. Недаром многие герои картины имеют проблемы со зрением, а друг Марчелло(носящий символичное имя Итало) и вообще слеп. Как узники пещеры Платона, люди способны видеть лишь контуры и тени, доступные их зрительным органам. Те, кто праздновал пришествие к власти Муссолини, радуются его свержению, в лице Марчелло, режиссер обвиняет в безразличии и трусости всю страну. Фабула «Конформиста» отнюдь не сводится к обличению фашизма. Режиссер, увлекавшийся в то время теориями Фрейда, проиллюстрировал гипотезу о сексуальной природе человеческих поступков. Весь жизненный путь Марчелло пронизан приживлением к общепринятому и отрицанием собственного естества. Став в детстве жертвой домогательств со стороны мужчины, главный герой всю свою жизнь пытался подавить раскрывшуюся гомосексуальность. Таким образом, именно ощущение собственной сексуальной девиации толкает Марчелло на вступление в ряды фашистов. На протяжении всей ленты режиссер символически подчеркивает тщетность попыток Клеричи скрыть свое эго. Его влечет к бисексуальной супруге профессора Анне сильнее, чем к более женственной Джулии. Апогеем неспособности Марчелло слиться с толпой становится всеобщий людской хоровод, затягивающий сопротивляющегося героя воронкой человеческих тел, в которой он ощущает полнейший дискомфорт. Фильм полон метафор и символов: слепой Итало по радио декламирует фашистскую агитку с Брайлевой книги, а обезумевший отец Марчелло добровольно облекает себя в черную смирительную рубашку. Отдельно стоит отметить лейтмотив «пещеры», в которой находится главный герой. Пользуясь языком кинематографии, Бертолуччи постоянно помещает Марчелло в темные помещения, тем самым подчеркивая его страх и неуверенность – во тьме проще скрывать свои чувства и врать. Так как большая часть сцен фильма является воспоминанием, а «здесь и сейчас» происходит лишь развязка, остается неясной реальность некоторых событий. Психиатрическая больница, в которую наносит визит Клеричи, выглядит абстрактной, словно картина кубиста, а сцена в борделе и вообще напоминает сон, о чем свидетельствуют закадровые рассуждения героя и неестественно яркий свет. После съемок Бертолуччи признался, что этим фильмом он хотел «убить в себе Годара», перестав подражать его манере, для чего даже изменил в угоду символизма некоторые имена и названия оригинала. Действительно, «Конформист» был снят в совершенно новаторской манере, зачатки которой проявились еще в раннем фильме Бертолуччи «Перед революцией». Особое внимание к пространству, нетипичные приемы композиции, вроде съемки через стекло или как будто бы из глаз протагониста – говоря об этом фильме, нельзя не отметить превосходную операторскую работу Витторио Стораро. Для большей выразительности различных сцен, оператор экспериментировал с положением камеры, подвешивая её к потолку павильона или же вовсе снимая с руки в движении, предвосхищая всяческие манифесты авторского кино. Визуальное в «Конформисте» служит роль подсознательного языка, раскрывающего зрителю характеры героев и их сущность. Вывод: Бертолуччи всегда невероятно льстил тот факт, что многие выдающиеся режиссеры называли именно «Конформиста» источником своего вдохновения. Итальянцу удалось уместить в одну киноленту и анализ человеческой мотивации, и разочарование во всякого рода идеологиях, и новаторские приемы кинематографии. 10 из 10
Фильм, как ни странно, не завоевал выдающихся призов. Премия – рекомендация международного евангелического жюри, да «приз симпатий» от журналистов в рамках Берлинского кинофестиваля 1970 года – не в счет. А ведь кино, снятое 30-летним Бертолуччи, более, чем примечательное. И название – как приговор. Собственно, посмотрев еще советского образца черно-белую перемонтированную версию фильма, я и узнал значение этого слова. В своей картине Бертолуччи осмысливает конформизм, как социальное явление, особенно опасное в переломные периоды истории, когда на кону жизни целых поколений, судьбы многих стран. Итак, конформист – это итальянский аристократ Марчелло Клеричи из деградировавшей семьи, но с блестящим образованием. Он принимает фашизм, но исключительно ради собственного благополучия и «спокойствия». Он видит в фашизме карьерные возможности и «убеждает» себя в правильности выбора, общаясь с далеко неполноценными сторонниками этой идеологии – слепцом Итало и сошедшим с ума отцом Клеричи. Убежденный марксист Бертолуччи, конечно, блестяще показал ущербность идеологии фашизма, представив еще один образ - старательного служаку Монганьело, приставленного «помогать» Клеричи в осуществлении зловещего и циничного задания – убийства профессора-антифашиста, у которого в свое время учился главный герой. Конфликт главного героя с самим собой набирает силу и заканчивается полным крахом его, как личности, оставляя в душе лишь конформизм, с которым Клеричи дождался поражения фашизма, чтобы не задумываясь отречься и от него. Если бы сценарий сводился лишь к вышеозначенным мыслям, то фильм уже бы стал неординарным. Этого не могли не заметить в СССР, когда перекроили творение режиссера и почему-то сделали его из цветного черно-белым. В советском кинопрокате «Конформист» стал пропагандистским обличением фашизма, а от всего остального в фильме решили избавиться. А зря. Начнем, хотя бы с попыток еще молодого режиссера осмыслить психологические корни конформизма. Как так получилось, что часть аристократии поддержала Муссолини, чья социальная база, как известно, мелкие лавочники и малограмотная крестьянская масса (типичный представитель – уже упомянутый Монганьело). Почему церковь оставалась толерантной фашизму? Цензурированию было подвергнуто и фрейдистское осмысление неустойчивости психики героя. Вместе с 30 минутами «вырезанного хронометража» ушли замечательно красивые планы и кадры, насыщенные символикой и поддерживающие смыслы. К счастью, справедливость восторжествовала, и теперь есть все основания для того, чтобы пересмотреть фильм и насладиться бесподобной игрой Жана-Луи Третиньяна (Клеричи) и обворожительно красивой и талантливой Доменик Санда (Анна). Итак, «Конформист» - выдающееся «умное» кино в лучших традициях итальянской школы неореализма (основоположник - Ф. Феллини), по-прежнему глобально актуально, как приговор философии «конформизма», как антифашистский манифест, как призыв к неравнодушию.
Трудно сказать, чему в большей степени посвящен «Конформист» - исследованию истоков фашизма, или иллюстрации фрейдистских взглядов. Он настолько глубоко и блестяще сделан, что каждый волен его толковать, как душа велит, тем более, что подсчет и интерпретация всех вставленных в картину намеков, закладок и режиссерских шпилек может занять бездну времени, которую, кстати, еще нужно иметь. Сообразно способу толкования фильма его краткий сюжет тоже можно изложить двумя способами. Способ первый. Некий образованный итальянец из небедной семьи, Марчелло Клеричи, которого осевой момент времени застиг в тридцать три года (случайно ли?), в силу слабости характера становится фашистом, т.е. растворяется в господствующей в обществе силе. Его приспособленчество, неспособность противиться злу, им отчетливо осознаваемому, неизбежно приводит к тому, что и он сам совершает гнусные преступления. Таким образом, Бертолуччи швыряет обвинение в лицо итальянского общества, это – кино-трактовка старого правила, по которому для того, чтоб воцарилось зло, достаточно чтобы хорошие люди ничего не делали. Здесь дела обстоят даже хуже – именно общество привело власти Муссолини, общество под его знаменами ввязалось в войну, общество приняло диктатуру, согласилось с положением вещей. Одни люди стали убивать других, другие - первых, а третьи за этим безучастно наблюдали, как Марчелло безучастно наблюдал в окно автомобиля, как чернорубашечники убивали женщину, в которую он был влюблен. В таком ракурсе сцена в данс-холле, где Марчелло окружила группа танцующих – символ увлечения личности людской толпой и невозможности выбраться из общего круговорота истории, и, надо сказать, символ довольно пессимистичный. Способ второй. Скрытый гомосексуалист Марчелло Клеричи пытается воспротивиться своей порочной сущности, замаскировавшись под «нормального» гражданина. В его случае дорога к «нормальности» пролегла через брак и вступление в ряды фашистов - так уж сложились обстоятельства. Товарищи по партии поручают Марчелло ликвидировать во Франции профессора Квадри - антифашистского деятеля, оказавшегося его бывшим учителем философии. Перед отбытием во Францию Марчелло исповедуется у священника, сообщая, что собирается совершить грех, которым намерен искупить перед обществом грех предыдущий. На самом деле предыдущий грех, в котором исповедуется Марчелло, вымышленный. Изображение последующих событий в силу ряда отчетливых признаков ретуширования реальности (двойники, переплетения) позволяет предположить, что некоторые детали поездки по Францию были также додуманы Марчелло, чтоб привести его подправленные воспоминания, бессознательные порывы и вновь происходящие события в некую целостную больную систему. Соответственно от выбора той или иной трактовки зависит и смысл включения в картину платоновского «Мифа о пещере». Кто вместо реальности наблюдает тени на стене? Фашизм, как идеология, фашистское общество или лично Марчелло, заблудившийся в дебрях собственных иллюзий? «Конформист» многослоен, можно даже сказать многоярусен. В фильме вскользь затронута и проблема свободы, свободен ли человек, в какой момент он еще может влиять на свою судьбу и какой выбор может стать фатальным. Что бы произошло с Марчелло, не обижай его в детстве сверстники, не повстречайся ему шофер Лино и не эмигрируй из Италии профессор Квадри, которому он так и не сдал свой реферат о Платоне. И могло ли вообще все сложиться иначе? Сцена исповеди нелестна и по отношению к церкви. Священника больше заинтересовал вопрос, спит ли Марчелло с мужчинами, чем запланированное убийство. После того, как Марчелло открыто признался в своих намерениях, священник, наставлявший о недопустимости беспорядочной половой жизни, просто отпустил ему грехи. Марчелло отметил, что священник даже не осудил его за убийство, якобы совершенное им в прошлом, а скорее удивился, что он за этот грех не исповедался раньше. Кажется, Бертолуччи подталкивает к неприятной мысли, что церковь вполне органична в обществе, где правит Муссолини, это - то место, куда следует ходить после акций в лесу. Вначале, на 9-й минуте фильма, куда-то важно тащат бюст Муссолини, в конце, на 104-й, его с позором волокут по земле привязанным к мотоциклу. Между этими выгулами - 5 лет и 50 миллионов жизней. Детали в фильме просто убийственны в своей наглядности, до того он крепок. Ни один кадр не лишний, а некоторые из них великолепны сами по себе. Например, желтые листья, ворохом подхваченные ветром в старой усадьбе. Снежный лесной коридор, по которому едут убивать Марчелло и Манганьело. Веселое мимоходное печатанье Джулией и Анной каких-то листовок, возможно антифашистских агиток, между чаем и лесбийским флиртом. Наибольшее впечатление произвела даже не интеллектуальная составляющая фильма, а красота, сочащаяся из кадра, эти приковывающие внимание детали. Тень Марчелло, исчезнувшая при открытии ставней (и это после разговора-то о платоновских тенях); лампа, покачивающаяся в момент попытки Марчелло переиначить судьбу; в жуткий безмолвный миг перед расправой над профессором Квадри и его женой – безмятежный треск сосен. Еще сложилось устойчивое впечатление о тотальной иррациональности происходящего. Пожалуй, потому, что Бертолуччи, как настоящему художнику, удалось запечатлеть действительность такой, какая она есть. 9 из 10
«Конформист» интересен в первую очередь эстетически, а уже потом сюжетом, смыслом и внутренним миром, характером главного героя. Если это статичная сцена, то подчеркивается геометрическая красота линий, архитектурность, позы героев, линии их одежды, различные образы (мост, дерево, листья, внутренний интерьер здания), интересны световые решения (сцена в психиатрической больнице). В кадрах с движением так же соблюдается эстетика либо параллельного движения двух объектов, либо геометрия относительно экрана, камеры. Есть классный эпизод с закручивающейся спиралью из танцующих за руки людей. Все это делает картину красивой. Что же до героя, то речь идет о человеке, который не обладает собственной волей и серьезностью, стремится по непонятным внутренним причинам стать таким как все. Идет в фашисты, аргументируя это не убеждениями или страхом, а тем, что его отец был фашистом. Притом, что отца он в этом осуждает. Здесь начинается некоторая борьба, на мой взгляд, не очень интересная по сравнению с тем, что в фильме ярче, борьба с борьбой в себе между фашистом и человеком, который хочет быть нормальным. На протяжении фильма эта борьба нисколько не усиливается, а обновляется новыми элементами – жена и любовница, как образы этих двух борющихся сторон, где жена – это желание быть как все, любовница – желание чувствовать, желание выбирать. Затем столкновение на идейной почве, когда приходится выбирать между тем стать ли предателем или уничтожить противника. И везде главный герой мечется от одного к другому, хотя из-за страха, остается все же на стороне силы. Причиной этого поведения была выбрана детская травма, связывающая недоделанную педофилийную связь в 13 летнем возрасте с подобным безвольным проявлением фашизма в лице конформиста. Вместе с этим режиссер противопоставляет главному герою другого – жесткого, уверенного в себе, но вместе с тем более внешне жалкого и глуповатого помощника, назначенного к тому же еще следить за своим начальником. И в одной из решающих сцен, когда главному герою предстоит сделать окончательный выбор между жизнью или смертью любовницы, как символом противоположной стороны, и он снова не предпринимает никаких действий, происходит раскрытие двух столь разных составляющих фашизма, разного отношения к делу и к идее. Это уже относится к самой роли подобных фигур в возникновении фашизма. Отдельная тема. Что же касается героя, то он как управляемая окружающей средой марионетка поступает так, как велит ему страх. Наблюдать за этим не то, чтобы неинтересно, но не столь увлекательное это времяпрепровождение, лучше все-таки тратить свое внимание на то, что видит глаз, а не мозг.
Я не читала произведение Альберто Моравиа, но смотрела фильм Бернардо Бертолуччи. Я слышала, что книга менее многозначна, не читая, конечно, нельзя ничего сказать. В фильме персонаж получился сложным, интересным. История отвратительного, мерзкого, ничтожного типа по имени Марчелло Клеричи, и тех, кто встретился на его жизненном пути. Пути червяка. На его примере показана природа человеческой ничтожности во всех смыслах этого слова, а именно, природа злодеяний Клеричи – его сексуальные комплексы. У Клеричи вся семья отвратительная: мать – наркоманка, лентяйка и истеричка, отец – психбольной, а в прошлом жестокий человек, совершивший немало злодеяний, жена – круглая дура, теща – подхалимка, желающая выдать дочку замуж за представителя более высокого класса, чем они, друзей нет, а еще и этот шофер Лино в далеком прошлом, которое куда сильнее всех его настоящих. Между Клеричи и его женой Джулией очень мало общего. О любви и в принципе не может быть речи, по крайней мере, с его стороны. Она глупая, необразованная, безвкусная, он, все же – представитель аристократии, хоть это и не мешает ему быть ничтожеством. Для нее первый неприятный сексуальный опыт не стал каким-либо потрясением, а ему же, наоборот, определил всю дальнейшую жизнь, это говорит о том, что она менее чувствительна, чем он, но в данном случае положительно ли это? Его противник, профессор Куадри, напротив же, находясь в смертельной опасности, находит в себе силы следовать тому, что считает справедливым, у него есть союзники, не по неволе, а по идее, красивая чувственная жена, пусть и не самая верная. Пара Куадри при всех прочих условиях, даже если отбросить, что Клеричи – фашисты, кажутся куда более достойными людьми, верными своим убеждениям и принципам, способными на человеческие чувства. Желая убежать от своих собственных комплексов, Клеричи вступает на новый путь злодеяний, но он уверен, что одобрение общества поможет ему забыть свой «позор». И это будет верным, будет злодеянием во благо и справедливость. Да и церковь «одобрила», раз он на стороне «правых». И он, недостойный, станет достойным. Фильм, смотрелся ровно, но одна сцена была очень сильной. Когда Клеричи не открыл дверь женщине, которая была ему не безразлична, которая отчаянно кричала в последние секунды своей жизни. Вот это было верхом его ничтожества, ничтожества неисправимого. Сцена убийства тоже показалась убедительно очень жестокой. Интересный эпизод - танец двух женщин является, на мой взгляд, все же не самым чувственным танцем двух женщин в кино, по крайней мере, на сегодняшний день, танец из «Фриды» мне кажется ярче, я ни в коем случае не сравниваю фильмы, они совершенно разные, сравниваю только танцы. Марчелло Клеричи – закомплексованный бесхребетный мерзавец, он не врет самому себе один единственный раз в своей жизни, а именно, когда он, окончательно сорвавшись от борьбы с самим собой, обозначив всех виноватых в своей ничтожной жизни, превратился из латентного гомосексуалиста в очень даже «действующего». А Жан-Луи Трентиньян – очень интересный актер, от Стефании Сандрелли я не в восторге, мне она никогда особо не нравилась, актриса, сыгравшая Анну, показалась куда интересней. Я не люблю фильмы о политике, даже, где она просто присутствует, не люблю, и смотрю очень редко и никогда их не ищу целенаправленно, но этот фильм мне показался очень выразительным, сложным, интересным, многообразным, настолько, что можно очень долго о нем говорить, но лучше просто взять и посмотреть. 9 из 10
'Конформист' - экранизация одноименного произведения Альберто Моравиа Бернардо Бертолуччи 1970-ого года. Действие происходит накануне Второй Мировой войны, в 1938-ом году, в фашистской Италии эпохи правления Бенито Муссолини. Главному герою драмы Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян), доктору наук, скрытому гомосексуалисту и конформисту, фашистские власти дали приказ найти и убить антифашиста-профессора (Энцо Тарашо), который некогда был его учителем в институте. Хотелось бы отметить, что его брак с девушкой Джулией (Стефания Сандрелли) и соглашение на убийство профессора являются следствием его конформизма, предполагающего быть как все, абсолютно ничем не отличаться от 'нормальных' людей. Честно говоря, данный фильм мне не совсем понравился из-за того, что он был очень сильно затянутым, скучным и унылым даже на столько, что для меня просмотр был страшной пыткой. Но концовка фильма меня просто поразила. Из плюсов хотелось бы выделить неплохую актерскую работу, просто шикарную операторскую работу, большое количество метафор, смысла, непрямолинейное повествование а также безупречный монтаж. В этом фильме все хорошо, но сценарий настолько ужасен (такая же ситуация наблюдается в 'Заводном апельсине' Стэнли Кубрика 1971-ого года, тоже являющемся экранизацией), что оценку с десяти баллов из десяти я снизил до шести (поставил бы пять из десяти, но из-за уважения к Бернардо Бертолуччи прибавил один балл). Кинорежиссер Альфред Хичкок говорил: 'Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий'. Смысл заключается в том, что нужно быть не конформистом, а тем, кем Вы на самом деле являетесь. Смотреть рекомендую только терпеливым людям. 6 из 10
'Конформист' - экранизация одноименного произведения Альберто Моравиа Бернардо Бертолуччи 1970-ого года. Действие происходит накануне Второй Мировой войны, в 1938-ом году, в фашистской Италии эпохи правления Бенито Муссолини. Главному герою драмы Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян), доктору наук, скрытому гомосексуалисту и конформисту, фашистские власти дали приказ найти и убить антифашиста-профессора (Энцо Тарашо), который некогда был его учителем в институте. Хотелось бы отметить, что его брак с девушкой Джулией (Стефания Сандрелли) и соглашение на убийство профессора являются следствием его конформизма, предполагающего быть как все, абсолютно ничем не отличаться от 'нормальных' людей. Честно говоря, данный фильм мне не совсем понравился из-за того, что он был очень сильно затянутым, скучным и унылым даже на столько, что для меня просмотр был страшной пыткой. Но концовка фильма меня просто поразила. Из плюсов хотелось бы выделить неплохую актерскую работу, просто шикарную операторскую работу, большое количество метафор, смысла, непрямолинейное повествование а также безупречный монтаж. В этом фильме все хорошо, но сценарий настолько ужасен (такая же ситуация наблюдается в 'Заводном апельсине' Стэнли Кубрика, тоже являющемся экранизацией), что оценку с десяти баллов из десяти я снизил до шести (поставил бы пять из десяти, но из-за уважения к Бернардо Бертолуччи прибавил один балл). Кинорежиссер Альфред Хичкок говорил: 'Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий'. Смысл заключается в том, что нужно быть не конформистом, а тем, кем Вы на самом деле являетесь. Смотреть рекомендую только терпеливым людям. 6 из 10
Итак, фильм «Конформист» Бернардо Бертолуччи. Год выхода на экраны - 1970-й. И это важно. Первое, чем захватывает фильм, это эстетичность, стильная итальянская эстетичность. Сцена в сумасшедшем доме, листья от камеры, все эти геометричные проходки и переходы, сцены в фашистских стенах, лестница-бюст-крылья - вообще бесподобно. В первой трети фильма режиссер настолько щедро забрасывает нас визуальным восторгом, что за сюжетом трудно уследить. К середине проявляется сюжет, успокаивается показное эстетство. Проявляется и набирает силу тема сексуального насилия. Она как будто нужна здесь в этом мире соглашательства с фашизмом. Как будто она должна что-то объяснить. А вот ещё важный момент - свет и тень. Сцена с бегущими бликами в квартире с невестой - кажется, что герой погрузились под воду. Сцена в кабинете профессора, наигранная, но завораживающая своими тенями, явными и исчезающими. Развязка и финал предсказуемы. И отчего-то не трогают. А теперь год выпуска 1970-й. А если смотреть на фильм глазами 1970-го? Те, кому 30-40 лет и кто был основной аудиторией фильма в Италии, родились как перед войной. Для каждого из них соглашательство с фашизмом могло быть болью. Процесс принятия героем решений мог отзываться в их сердцах. Но меня не зацепил ни один из персонажей. Как будто кто-то играет плоскими вырезками из старых журналов мод. Вглядываясь в фильм, я прокручивала в голове придуманное понятие - обратное цитирование. В фильме Бертолуччи я вижу ряд сцен-первоисточников. Но я познакомилась с ними в шедеврах современных режиссеров и художников. И трудно избавиться от мысли, что для меня Бертолуччи вторичен. Но нельзя узнать всё искусство, расшифровать всё цитирование. 8 из 10
Все достойные этого роскошного фильма рецензии написаны давным-давно людьми поумнее меня. Тем более, сам фильм находится на недосягаемой для моего дилетантского анализа высоте, так что позволю себе прокомментировать только один эпизод, один из многих штришков в этой картине, связанный с такой же простой женщиной, как и я. Когда жена Марчелло признаётся ему, что давно знает от Анны, что он служит в тайной полиции, сердце моё умягчается от этих бесхитростных, безыскусных слов: 'Ну и что... Он мой муж... Значит, он так решил'. Ох, не этому учили меня в моей любимой советской школе, но сама долгая жизнь научила, что держится она, жизнь, вот на таких вот мещанках и 'курицах'. Политические бури никогда не улягутся на этом свете. Люди всегда будут делить мир на своих и чужих, причём, покончив с чужими, тут же начнут искать их в среде своих. И мы давно бы переубивали друг друга, если бы эти мещаночки не вили свои гнёздышки, а там, глядишь, и деточки нарождаются, а это означает обновление жизни. А там и мужчины смягчаются, умиляясь своим деточкам и прозревая насчёт глупой жены, что она далеко не так проста. За этой женщиной нет идейной правды, она права самой своей природной сутью. А природа, она была до нас, будет и после нас, и ей наши идейные битвы до лампочки. Не знаю, может, Бертолуччи и не такой смысл вкладывал в эту сцену. Может, это было обличение беспринципности и буржуазной пошлости, но мне увиделось то, что я написала и чем хотела бы поделиться. 8 из 10
Конформист это лента с которой к тогда ещё молодому Бернардо Бертолуччи пришла всемирная слава. На момент выхода лента была очень провокационной и откровенной, особенно если учесть что итальянская общество ещё помнило о фашистском этапе своей истории. Поэтому критики и зрители того времени, скорее всего, в первую очередь оценивали её смелость и мощный социальный подтекст и лишь потом вспоминали, что перед ними художественное произведение. Как ни странно фильм выглядит весьма эстетичным и в наши дни, особенно поражает невероятная выверенность кадров. Визуальный ряд этой ленты даёт не меньше важной для понимание истории информации, чем диалоги. Благодаря множеству мелких деталей мы постоянно ощущаем разницу между гнетущим бытом находящейся под властью фашистов Италии, и безмятежным существованием ещё свободной Франции. Сюжет изобилует флэшбеками, что для того времени было довольно свежим ходом. Благодаря этому приёму мы можем ощутить как главный герой оценивает совершённые им в прошлом поступки. Разбирать историю подробно довольно бессмысленно, эта лента проанализирована бессчётное число раз и для каждого поступка любого из персонажей были найдены глубинные мотивы. Возможно предостережения фильма относительно природы фашизма и выглядят уже не актуальными но вот метания людей пытающихся стать своими в не принимающем их обществе сохраняться всегда. 7 из 10
Этот фильм - торжество операторской работы. Да, там клевый сценарий о борьбе внутри персонажа и потрясающие актеры, но меня иногда картинка отвлекала от сюжета - хотелось остановить каждый кадр и рассмотреть. Оператор Витторио Стораро снял картину, которая была признана одной из вершин цветной кинематографии. Неожиданные отражения, искаженные ракурсы, съемки сквозь стекла, полумрак улиц, тонкая многоплановость, линии и формы... Всякий кадр - искусная фотография. Мастерское использование света подчеркивает характеры персонажей, передает атмосферу каждой сцены и погружает в то время. Интересно использовано движение для передачи настроения - летящие листья, ритм полей, движение поезда - это не сюжетно важные части, но сгущают воздух, указывая на намерения героев. Цвет ленты везде разный - все зависит от тона сцены. Есть чистые теплые, есть холодно-грязные, есть нейтральные палитры. И вишенкой встречается выделение цветом объектов или сознательная попытка их спрятать (продавщица фиалок с детьми сливается со стеной). Скажу несколько слов о других сторонах фильма. Сюжетная линия строится на переживаниях главного героя, его внутренней борьбы и на его воспоминаниях, не связанных хронологией повествования, что заставляет следить за происходящим. Актеры убедительно раскрывают своих персонажей. Огромной похвалы заслуживает исполнитель главной роли Жан-Луи Трентиньян, образ Марчелло Клеричи — один из самых сложных в кинематографе. Декорации, подобранные места и костюмы не дают оторваться от этого времени - подчеркивают и дополняют ценности и нравы. Монументальность строений подчеркивается съемкой с дальних ракурсов, на фоне которых ничтожность человека не может быть не замеченной. Мой вердикт: must see всем фотографам и операторам, а так же любителям нуара и старого арт-хауса.
В 1970 г. Итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи выпустил фильм «Конформист», созданный по одноименному роману Альберто Моравиа. Для многих режиссёров современности этот фильм открыл путь к созданию психологических драм, в их числе и Фрэнсис Форд Коппола («Крёстный отец», «Апокалипсис сегодня»). На примере отдельно взятой личности, Бертолуччи исследует, глазами новатора, истоки фашизма и прослеживает крушение европейской цивилизации. Стоит сказать, что в современном кинематографе существует гораздо меньше примеров, которые так глубоко анализируют природу человеческих поступков, поэтому я бы рекомендовала к просмотру эту кинокартину выдающегося режиссёра, с не менее выдающимся Жан-Луи Трентиньяном в главной роли. Один из моих самых любимых кинофильмов на все времена. В фильме притягательный визуальный язык. Образы дождливого полумрак городских улиц, разлетающихся осенних листьев под ногами передают внутренний мир главного героя. Резкий контраст света и тени отражает глубинную борьбу в его душе. Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) – идеальный представитель разлагающейся итальянской аристократии. Его мать – морфинистка, со склонностью к нимфомании, отец запятнал себя пытками невинных людей, впоследствии оказался в психиатрической лечебнице. Помимо тяжёлой наследственности в Марчелло дремлет ужас унизительных обид из детства, когда он пал жертвой педофилии со стороны водителя Лино. Отрицая свою непохожесть на других, герой решает раствориться в господствующем порядке фашистского режима. В 33 года (что символично) Клеричи, бездумно следуя общему мнению, вступает в партию большинства и женится на девушке по имени Джулия, типичной представительнице среднего класса. Фашистская разведка поручает Марчелло задание убить профессора-антифашиста Квадри, который эмигрировал во Францию после прихода к власти Муссолини. Некогда профессор преподавал философию в университете, в котором учился Киричи, Квадри служил для него наставником и авторитетом, заменившим роль отца. В этом и состоит одна из проблематик фильма. Герой совершенно неспособен на то, чтобы противостоять злу, несмотря на то, что он отчетливо его осознает и, скорее всего, внутренне не принимает. В ходе развития основного сюжета из глубин сознания Марчелло всплывают последствия детской психологической травмы. Жесточайшая внутренняя драма подводит героя к заключительному выводу, что государственное насилие схоже с насилием сексуальным. Можно интерпретировать основную идею фильма, как намек на общество, которое согласилось с положением вещей, приняло и приспособилось к диктатуре, общество, в котором личность подавляет собственную позицию и переносит ответственность с себя на внешнее окружение.
Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные. (братья Стругацкие, 'Трудно быть богом') Жил человек. Стал убийцей. Не потому что хотел, просто - согласился со всем и всеми. Оскопил себя духовно и нравственно. Уничтожил в себе все, что мешало...стать нормальным. А ведь правду говорят. Не так страшны убийцы, как равнодушные. Это они стоят в стороне, когда другие режут и убивают, и думают - кого угодно, только не меня! Каждый готов стать тенью, исчезнуть при любом луче Солнца, раствориться в тумане, и, как туман, стлаться по земле, надежде остаться в стороне. Бертолуччи не только оживил героев романа Альберто Моравиа, он удивительно точно попал в настроение, в многих героев Достоевского, Чехова, Горького, Лескова... Он снял фильм, невероятно близкий по духу России и русским, нашему недобуржуазному полукрестьянскому индивидуалистическому менталитету и вечной философии 'все вместе мы за, каждый в отдельности против, а вообще - приспособимся'. Смотреть его трудно, иногда мучительно трудно. Это очень страшный фильм. Но не смотреть нельзя. Потому что мы с вами жили и живем в конформистском обществе, обществе соглашателей. Это с нашего молчаливого согласия воруют чиновники, сажаются невинные, творится ментовской беспредел, давится любое инакомыслие, возникают новые нацисты, льется с экранов ложь, снимается плохое кино, в конце концов. Это не только итальянская, но и наша нация приняла кучку вождей, век кивала, отмалчивалась, лгала всему миру и себе, горделиво притопывала в патриотическом экстазе - 'мы, мол, великие', мы - избранные. И продолжаем притопывать, прихлопывать, надеясь, авось пронесет. Авось решат без нас. Решали же всегда. А я? Я человек маленький. Забывая, что маленькие недовольные идиоты вознесли на престол Гитлера, пытаются оправдать Сталина, вытащили из какой-то ямы Пола Пота и, понадеявшись, что 'сегодня, слава богу, на нас' спустили и начало Второй мировой и геноцид в Руанде, и Хиросиму, и Афганистан и еще сотни, тысячи, миллионы мерзостей. Кинг писал, что мы убиваем друг друга любовью. Может быть. Но еще больше мы убиваем ежечасным равнодушием. Это не доктор Клеричи смотрит из окошка машины на предсмертную агонию любимой женщины, замерев в надежде проскочить, остаться в тени, избежать ответственности. Это каждый итальянец смотрит на корчащуюся в судорогах фашизма Италию, это каждый человек в мире смотрит из своего маленького окошка на творимое вокруг него зло, молчит, надвигает шляпу на глаза, поглубже засовывает руки в карманы и оправдывает себя тем, что это ведь не он держит пистолет, не он режет, не он убивает. Мучительно жестоко Бертолуччи раскрывает глубинную суть фашизма не как идеологии, но как конформистской философии, живущей в каждом из нас и дающей взрасти такой гадости как фашизм, сексизм, нацизм, расизм и еще куче разных 'измов'. Именно 'Конформист' стал важной вехой кинематографа, благодаря которому появились такие ленты как 'Апокалипсис сегодня', 'Взвод', 'Американская история Х', 'Перекресток Миллера' и др. Именно он заставил каждого спросить себя - а не я ли причина творимой вокруг дряни? 'Конформист' встряхивает и выворачивает наизнанку. Он показывает нам наш же мир, где лишь толпа слепцов может быть искренними с самим собой и миром, потому что слепы и не способны увидеть картину полностью. Остальные же - конформисты, и - суть предатели. Нужно очень много сил и решительности, чтобы принять на себя ответственность - за что угодно - за ребенка, сделанную работу, высказывание, а тем более - за общество, образ мыслей, идеологию. Большинство не обладает и не хочет обладать такой решительностью. Мы все надеемся проскочить. Но можно ли уйти конформисту от суда истории? Да, таких как Клеричи, не вспомнят. Помнить будут тех, кто прикрываясь их согласием, творил ад на Земле. Но что будет с ними? Слепцов унесет толпа, как в финале фильма, они будут искренне верить в то, в чем их убедят. А конформисты, все понимающие, видящие, внутренне не согласные, но остающиеся в стороне - останутся в одиночестве, ненавидимые и презираемые. За них будут стыдиться, как стыдятся нынешние немцы поколения своих дедов. Как сам Клеричи в конце открещивается от всех своих отцов - родного и двух 'приемных' - слепого друга, приведшего его в фашистскую партию и насильника-шофера, сильно повлиявшего на его жизнь. Он ненавидит всех, с кем соглашался. И прежде всего себя. Это ли не есть ад, отблески огня которого, кажется, вспыхивают на лице в последнем кадре у разрушенного до основания, как родная Италия, полусвихнувшегося, как и его отец-чернорубашечник, когда-то пытавший и убивавший невинных, Марчелло Клеричи. Он так ни разу и не поднял пистолет, но скольких он убил... Уже в первых фильмах Бертолуччи предстал, как режиссер-гуманист, пришедший в искусство для того, чтобы спрашивать, обличать, судить, дарить надежду и разочаровывать. Но главное - не быть равнодушным. Можно как угодно воспринимать этот фильм, можно ненавидеть его или оправдывать, можно любить или ругать, но вряд ли можно просто пропустить его мимо души и мыслей, как фастфудовский блокбастер. Бертолуччи разочарован и жесток в этом фильме, хотя не устает ловить камерой 'ускользающую красоту' - будь это 'прикрывающие убийство' осенние листья, округлость женских плеч или безжизненную отполированную пустоту фашистских учреждений. В этом мучительно красивом мире живут мучительно красивые люди, изъеденные червем изнутри. Великолепно сыграл Трентиньян. В нем виден разлад. Этот разлад играют не только глаза, но и тело, он весь какой-то не такой. Какой то разложенный, разбитый, разрушенный. Его движения - то излишне суетливые, то наоборот, существующие как бы вне времени, помогают понять этого страшного человека и не прощать его. Идеальная Стефания Сандрелли не обманывает ожидания в роли 'нормальной' жены героя - не любимой, красивой, глупой, 'согласившейся' со всем в своей жизни. Великолепна и Доминик Санда - старавшаяся бороться, меняться, что-то делать, но в итоге - тоже смирившаяся со своей участью и со своими чувствами. И Энцо Тарашо хорош в роли профессора-антифашиста, который лишь якобы борец, а на деле - тот же обыватель, сбежавший от ответственности из Италии и предпочитающий красивую 'борьбу' в комфорте и гулянках из заграницы. В этом фильме обречены все. «Я не хочу чтобы кто-либо спасся — и не спасаю никого», — говорил режиссёр. Режиссер превращает зрителя в пассивного соучастника творимого зверства. Он создал прекрасную и страшную картину, шедевр, который рано или поздно должен посмотреть каждый. И все, что случилось с миром, случилось потому, что 'Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему'. И главный вопрос, который задает Бертолуччи - а ты бы опустил окно? 10 из 10
Он Марчелло Клеричи - фашистский агент, которому поручено следить за профессором-антифашистом, с которым он знаком еще с учебы в университете, в котором преподавал профессор. Он пытается стать нормальным, пытается построить самую обычную итальянскую семью женившись на симпатичной девушке из среднего класса. Он вынужден скрывать свой внутренний мир ради нормальной жизни и ради существования в обществе. Ему приходится придерживаться такой чуждой ему в глубине фашистской идеологии и выполнять задание по убийству своего же, в прошлом, профессора из университета. Он - конформист. Главный герой вырос в не самой благополучной семье. Его отец лежит в психиатрической больнице, а мать зависимая от морфия. Он пережил психологическую травму сексуального характера в 13 лет и все это наложило большой отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Его постоянно сопровождают всплывающие образы, так или иначе возвращающие его в детство или являющимися последствиями той самой травмы. По ходу выполнения задания он сам понимает, что не хочет продолжать свое дело и что он противен себе сам, но ничего не может с этим сделать. Его единственный положительный эмоциональный всплеск связанный с появлением желанной им женщины Анны заканчивается полной безысходность, когда он смотрит на нее сквозь запотевшее стекло машины в лесу и ничего не может сделать. Когда режим Муссолини пал, главный герой наконец смог добиться, как ему казалось, нормальной жизни и сбросить со своих плеч вынужденное звание фашиста. Но, увиденный образ Лино - того самого источника детской травмы, в мужчине-проституте на улице заставляет его выплеснуть все свои эмоции накопленные годами ранее. Марчелло осознает свою истинную природу, все то, что он так ненавидел и с чем боролся. Режиссеру Бернардо Бертолуччи удалось создать абсолютно новаторский фильм, где повествование, стиль и операторская работа замечательного Витторио Стораро создали неповторимую историю. Фильм можно буквально разложить на кадры и их будет огромное множество, ведь почти каждая сцена заслуживает внимания. И нельзя оставить без внимания актерский состав, вновь и вновь поражаясь убедительной безысходности в глазах Жан-Луи Трентиньяна. 10 из 10
Потрясающий фильм. Особенно люблю и ценю данную кинокартину. Режиссер и сценарист Бернардо Бертолуччи снял шикарную, психологическую драму на все времена. Кино было тепло принято всеми кинокритиками мира и получило престижные награды и номинации. Оно вдохновило других режиссеров на снятие последующих культовых фильмов, таких как например «Крестный отец». Фильм «Конформист» - фундамент своего жанра, который положил началу таких сложных и тяжелых фильмов. Для меня это кино шедевр, и со временем его можно пересматривать и пересматривать. Перед нами история Марчелло Клериччи. Он живет в своей стране, в которой правит фашизм и чистое зло. Марчелло получает задание, в котором он должен поехать во Францию и убить одного влиятельного итальянского профессора-антифашиста. Мы видим жесткую цену конформизма и историю того, как гнилое правление фашизма распространяло свои сети на людей, живущих в стране, где правило зло… Картина снята тонко и с глубокомыслием. Режиссер все продумал, и получилась холодная и потрясающая, психологическая драма. Главный герой далеко непростая личность, и мы видим его жизнь, его тайны и многочисленную гамму отношений с другими героями. Этого персонажа восхитительно сыграл французский актер Жан-Луи Трентиньян. В то время для Трентиньяна это бала значимая роль, и благодаря ей он уже на сто процентов утвердился, как настоящий актер высокого уровня. Играет Жан-Луи всегда чисто, прочувствовав каждый миг истории. Наблюдать, как он играет, одно сплошное удовольствие. Помимо отменной и дальновидной режиссуры, мне хотелось обратить внимание на операторскую работу – она прекрасна. Все было так продуманно, снято восхитительно и очень атмосферно. Фильм смотрелся заворожено и очень интересно, и это благодаря в первую очередь режиссеру и оператору. Сама кинокартина получила кучу наград и номинаций, как лучший фильм и адаптированный сценарий, что подчеркивает значимость и ценность самого фильма. «Конформист» - европейская, психологическая драма 1970 года итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи. Фильм шикарный во всем, и каждый истинный киноман большого кино обязательно должен его увидеть. Картина посей день имеет кинематографическую ценность, и я оцениваю ее положительно. Спасибо! 10 из 10
На протяжении всего фильма, который я смотрела с субтитрами на итальянском, не могла оторваться от экрана. Сложно сказать, что именно так зацепило, - манера повествования, звуковой ряд, визуальный ли, сюжет. Не знаю. Из минусов, явно бросающихся в глаза, по крайней мере, мне, - итальянские женщины, видимо, не умеют играть. В этом фильме - точно; не верила ни жене, ни Анне. Красиво, чувственно, задорно и даже на какое-то мгновение, как в сцене с рестораном, им веришь, но вот уже следующий кадр - и всё развеялось. Пустые пространства лечебницы и пункта 'вербовки', - видимо, таков был замысел, но мне он не по душе пришёлся, уж больно проассоциировалось с 'Зелёным сойлентом'. Сам герой, - мягко говоря, подлец. Я старалась понимать его мотивы на протяжении всей картины, наблюдая за поступками и стараясь заинтересоваться в идеях фашизма, которые никогда не интересовали, - нацисты как движения интересовало больше. Да и в школе, благодаря тому, что на день снятия Блокады всегда заставляли делать газеты об ужасах войны, знаю о них намного больше, чем о том, что творилось в Италии (стыд и позор, знаю). Потому, видимо, это и смотрелось на одном дыхании, - отображение времени и 'брожения умов' выглядит достоверно, а о мотивах вступления в их ряды..Это было достойно. Герой - приспособленец и трус, тирада его 'шофёра' в лесу даже неприязни не вызывает, скорее даже наоборот. Покалеченный в детстве, с гомосексуальными наклонностями, желающий быть 'как все'..И при этом мучающий ту же самую жену, которая любит его (хотя это ещё вопрос, учитывая её поведение в Париже), - всё это понятно и очевидно, но..Но. Он слишком слушает толпу, теряется в ней, как в море, - что очень явственно показывают в сцене бала (дискотеки?) и в самом конце, когда степень моего отвращения, казалось, не может превысить того, что было ранее. Отдать фанатичной толпе не 'такого как все' друга, поддерживающего и верного, - мне кажется, тем самым было разрушено последнее, что делало из Марчелло хоть слабую, но личность. Последняя сцена, - тому подтверждение, прикрываясь тем, что 'это мой долг', он сам себя загнал в клетку. Мысли сумбурные и множественные, однозначно ставлю оценку этому фильму и постараюсь в ближайшее время ознакомиться с другими работами Бертолуччи. 10 из 10
Что такое конформизм? Каковы его проявления и последствия? – такие вопросы возникли в моей голове во время просмотра данного фильма. Бернардо Бертолуччи копнул в самую глубину общественно-политического строя и его отражения на отдельно взятой личности. Мы видим очень сложный по структуре сюжет, но это ничуть не отталкивает, даже наоборот, придает некий шарм кинокартине. Итак, перед нами фашистская Италия первой половины XX столетия и молодой, я бы сказала, инфантильный, аристократ Марчелло Клеричи. С самого начала фильма мы понимаем, что он не такой, как все, но под суровым гнетом фашизма ему не удается реализовать себя, ведь, будучи еще студентом, он лишился своего «духовного» наставника – профессора Квадри, который был вынужден эмигрировать во Францию по причине своих антифашистских взглядов. Марчелло опускает руки и добровольно вступает в ряды фашистских разведчиков, при этом получает задание убить профессора Квадри, дает согласие и, таким образом, полностью прогибается под властвующие органы. Чтобы быть таким, как все, он женится на обычной девушке Джулии, которая ничем не выделяется, «Хороша в постели, хороша на кухне». Теперь-то я могу ответить на поставленные мной же вопросы. Что такое конформизм? Конформизм – это личностная особенность; отвержение своих позиций и принятие тех, устойчивых в данном обществе. Каковы его проявления и последствия? В случае Марчелло конформизм является лишь внешним проявлением – герой только поведенчески соответствует общественным требованиям. А вот в его душе происходит неистовая борьба между его внутренним «Я» и «Культурой». Конформность несет в себе крайне негативные последствия. Просматривая фрагменты детства Марчелло, можно заметить, что мальчик склонен прогибаться под общественное мнение и практически никак этому не противостоять. Это заметно по издевкам сверстников. Само собой такую жизненную позицию вызвало положение в семье – мать-наркоманка и отец-психопат не могут дать ребенку стабильной опоры для правильно протекающего процесса социализации. Также Марчелло был подвержен насилию со стороны водителя-педофила. Все это порождает в мальчике некую инфантильность и явно выделяет его из толпы ровесников. Но это не прошло бесследно. Основным отличием Марчелло от других мужчин была его гомосексуальность, пустившая корни в детство. Именно непризнание гомосексуальных наклонностей обществом и вызывает этот сложный по своему происхождению внутренний конфликт. Ему нельзя выделяться, нельзя выдавать желанное за действительное, иначе общество жестоко с ним расправится. Клеричи не хочет это признавать, поэтому внушает себе, что убил своего насильника. Конечно же, осознание всей тяжести своего положения не дает Марчелло покоя. Как уже было сказано ранее, чтобы казаться «нормальным» он женится на ни чем неприметной девушке. И все равно мужчине не удается сдержать свое бессознательное влечение, и апофеозом картины становится гомосексуальная сцена с участием молодого юноши и самим Марчелло. Это соитие и стало катарсисом для главного героя. Благодаря этому юноше он смог признать свою «слабость», смог скинуть оковы конформности и высвободиться от общественного давления. Что же такое конформизм? Конформизм – это способ выживания в жестоком, авторитарном обществе. Принимая сторону конформизма, не стоит забывать о своих индивидуальных качествах, будь то религиозные или политические взгляды, или же нетрадиционная ориентация. Не стоит забывать, что конформность – лишь способ бесконфликтных отношений между консервативным обществом и не всегда обычной личностью.