Российский кинематограф время от времени делает попытки напугать зрителя в стиле голливудских хорроров. В большинстве своём попытки эти нелепы и вызывают скорее разочарование у зрителя нежели страх. Примерно то же самое вышло и с фильмом ужасов 'Вдова' По сюжету группа спасателей отправляется в лес искать пропавшего мальчика. Вообще это их привычное дело, они группа добровольцев, которая имеет в своем арсенале заряженную 'буханку', пару носилок и пакет с необходимыми вещами первой помощи. Они часто это делают и вроде бы начинают снова делать свою же работу. Продвигаясь дальше в глубину чащи леса они находят всевозможные странные вещи, которые начинают их пугать, и вот встречают сумасшедшую дамочку, которая голой валяется в лесу и твердит о том, что тот кто сюда попадет - уже не выйдет. Она не выпустит. Она, как Вы уже догадались та самая вдова. Далее спойлерить не буду, но создатели, с самого начала фильма, пытаются провернуть со зрителем стандартный фокус дешевых ужастиков. Нас пытаются запугать предварительными интервью с жителями, которые вскользь упоминают об этом существе, которое терроризирует эти леса. Получается очень уныло и не страшно. Такие фишки уже не работают и, кстати говоря, они работают обычно в обратном направлении - ставят изначально клеймо на фильм 'дальше будет не страшно'. Так оно и вышло. По ходу фильма вы встретите несколько мистических моментов, но страшными я их не назову. Выпрыгивающих и визжащих монстров, как в фильме Мама, здесь нет. Весь фильм проходит в гнетущей атмосфере лесного массива, что само по себе надоедает уже к середине фильма. Неискушенный зритель может и окунется в эту атмосферу, но любителям ужастиков это быстро наскучит, и страшным уже не покажется ни один момент. По большому счету этот фильм оказался очередным выкидышем, призванным вытянуть максимально возможное количество денег на показах, но кто пойдет на столь унылое и совсем не страшное кино? История не нова, атмосфера знакома, игра актеров посредственна. Нет, она не слаба, она просто посредственна, потому что для такого кино и не нужно настоящих актеров. Достаточно массовки и неплохого гримера. Не советую тратить на этот фильм своё время, Вы будете разочарованы. Как и я.
Начало «Вдовы» напоминает о хорроре «Спуск» - спасатели тренируются в пещерах в условиях, приближенных к реальным, вокруг них крутится въедливая журналистка, отвлекая от работы трех хмурых мужчин и девушку-стажерку (плюс очаровательный поисковый пес). Внезапный вызов – в лесах поблизости потерялся мальчик – заставляет всю команду оставить пещеры позади и углубиться в темнеющие леса – и вот мы уже попадаем в царство эдакой отечественной «Ведьмы из Блэр». Наличие почти у всех героев фильма переносных GoPro камер могло завершиться очередным «мокьюментари» сюжетом – «найденными пленками» о спасательной экспедиции, в которой все пошло не так... К счастью, авторы – за плечами которых такие хорроры, основанные на славянских легендах, как «Пиковая дама», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых», «Яга. Кошмар темного леса» - решают лишь частично воспользоваться форматом «от первого лица», что явно идет фильм на пользу: от «найденных пленок» зритель уже подустал. Не ограничиваясь съемками с портативных камер, мы можем увидеть историю с самых разных углов – то взмывая над сумрачным лесом, то зарываясь в глубину звериных нор. Ночной лес исправно пугает нас на древнем подсознательном уровне – та же «Ведьма из Блэр» в свое время прекрасно на этом сыграла – остается только упаковать этот страх в подходящую легенду – и подобрать героев, которым можно сопереживать. Авторы отлично справляются и с тем, и с другим. Герои – далеко не беспомощные потеряшки, а эксперты в вопросах выживания – тем интереснее следить, как шаг за шагом они все глубже увязают: сначала пытаются помочь другим, а вскоре им уже самим требуется помощь – вот только, кажется, уже поздно. Потому что где-то рядом бродит то ли неупокоенный дух, то ли нечистая сила в виде Хромой вдовы на перебитых ногах. Хороший фильм ужасов не спешит швырять героев в логово монстров – вот и «Вдова» затягивает своих героев потихоньку, исподтишка, путает, сбивает с толку... Кому как, а мне показались самыми жуткими сцены с собакой – в какой-то момент фильм едва ли не становится зоохоррором. Ну и «блэровские» приемы работают сегодня ничуть не хуже, чем 20 лет назад – вырезанные символы на деревьях, стога сена в виде человеческих фигур, заброшенные избушки в глуши и заглушающая разум мысль – до рассвета не дожить. Зрителя, привыкшего к формату «последней девушки», финал может удивить. И это не может не радовать. Российские хорроры движутся по непростой тропе зрительских ожиданий – и тут чем тревожнее, чем страшнее – тем лучше. А значит, «славянские» хорроры движутся в правильном направлении. Даже если для героев – это путь в самую черную чащу...
Ни для кого не секрет, что отношения отечественного кинематографа с жанром фильмов ужасов уже давно не задались. Сколько бы попыток ни было, сколько бы кинематографистов не старались, практически всегда на суд зрителей предоставляется нечто из рук вон плохое, а порой так вовсе – не смотрибельное. Одним из главных поставщиков хорор контента в отечественном кинематографе стал Святослав Подгаевский, который решил завязать жанр вокруг русского фольклора, сказок и поверий. Уже «подарив зрителям» такие творения как «Яга», «Русалка», «Невеста», «Пиковая дама» и многое другое. Что также получило жесткую критику, но судя по том, что Подгаевский не останавливается, критика критикой, а деньги его фильмы зарабатывают. Очередным творением именитого продюсера и режиссера стала «Вдова». События данной ленты развиваются вокруг отряда спасателей-волонтеров, которые направляются на очередной вызов. В лесу потерялся маленький мальчик. Углубляясь в глухой лес, отряд сталкивается со зловещей сущностью – не упокоенным духом давно погибшей ведьмы, которую местные называют Хромой Вдовой и она не собирается отпускать незваных гостей из леса. Невооруженным взглядом видно, что данный фильм создавался с очевидной оглядкой в сторону культовой «Ведьме из Блэр», которую данный фильм практически копирует подчистую. Как бы плохо я не относился к вышеупомянутым творениям Подгаевского, у них есть одно неоспоримое достоинство – вместо того, что бы адаптировать под отечественного зрителя монстров из кинематографа других стран, он решил создать этих самых монстров из персонажей русского фольклора, сказок и поверий. Тем самым, сделав этих самых монстров априори страшными и представляющими угрозу для зрителей бывшего советского союза. Ведь кто в детстве не боялся Бабы Яги, Кощея и многих других персонажей, сказки о которых рассказывали нам наши родители и бабушки? Однако в данном случае, Подгаевский изменил своей формуле и это отрицательно сказалось на и без того призрачном качестве данной ленты. Автор идеи и режиссер данной ленты Иван Минин просто скопировал всё, что было в «Ведьме из Блэр» и её ремейка от режиссера Адама Вингарда. Изменив некоторые детали истории и характеры главных героев. Тем самым, добившись лишь одного – история кажется откровенно вторичной и не интересной. Да и предугадать и без того очевидные повороты сюжета не составляет особого труда. Данный фильм стал полноценным режиссерским дебютом для Ивана Минина и эта неопытность бросается в глаза практически сразу. Во первых, Минин до последнего не понимает, какое кино он собирается снимать – полноценный игровой художественный фильм или очередной творение в духе монкьюментери, название которого уже давно успели упростить до «псевдо документальной съемки». Охотно «играясь» с одним и другим на протяжении всей ленты, Минин создаёт два разных темпа повествования, увязать которые друг с другом ему просто-напросто не удаётся. Во-вторых, в картине катастрофически мало действительно страшных моментов. Даже поднадоевших скриммеров с неожиданно влезающими в кадр монстрами под громкую музыку, которыми грезит большинство современных хороров. В-третьих, картина получилась очень скучной и монотонной. Добиваясь лишь того, что даже скромный хронометраж в 80 с лишним минут воспринимается как трехчасовой эпос. Последний гвоздь в крышку гроба вбили актеры, которые пусть и старались играть, но играли крайне не убедительно. В том числе и исполнительница главной роли Виктория Потемина, которая держалась молодцом первую половину повествования. Но когда стало необходимо играть непреодолимое чувство страха – она стала катастрофически переигрывать и эта фальшь очень сильно резала глаза. 1 из 10 Вдова – это жалкая попытка отечественных кинематографистов создать свою версию культовой «Ведьмы из Блэр». Однако авторы данной ленты до последнего сами не понимают, какое кино они снимают – полноценный игровой художественный фильм или очередной творение в духе монкьюментери, название которого уже давно успели упростить до «псевдо документальной съемки». Не говоря уже о том, что практически весь сценарий содран с «Ведьмы из Блэр» и подан на экране невероятно скучно, а минимальное количество и ужасное качество постановки страшных моментов превращает столь скромный хронометраж в 80 минут экранного времени в то еще испытание.
Можно много иронизировать, что действительность в России куда хуже фильмов ужасов, но факт остается фактом: это не наш жанр. Один развесёлый товарищ Станислав Подгаевский в этой среде нашел нишу в виде фольк-хоррора: «Яга», «Пиковая дама», «Русалка» и т.п. сформировали слабоватый костяк русского ужаса. Все фильмы были плохи, но Подгаевский хотя бы старался. Его последнее творение – продукт продюсирования и имя ему «Вдова»: этакая русская поделка на тему «Ведьмы из Блэр» и «Спуска». То ли дебютант Иван Минин совсем плох, то ли Подгаевский – продюсер хуже, чем режиссер, но из условной франшизы «вселенной Подгаевского» эта лента вышла самой слабой. Сюжет основан на поисках маленького мальчика в зловещем лесу. Дело в том, что в этих краях живёт ведьма, а горе-спасатели становятся, очевидно, её очередной жертвой. Большая часть ленты представляет собой копию «Ведьмы из Блэр»: и сюжетом, и концептуальностью, даже некоторые сцены явно цитируют знаменитый проект о курсовой с того света. Проблема в том, что на русскую реальность подобный сюжет ложится очень плохо: даже теория о найденной записи. Это можно было бы вполне креативно обыграть; например, в стиле ролика с YouTube (не поминаем всуе ещё один продукт отвратного русского хоррора – «Блогеров»). Проблема в том, что «Вдова» даже не старается: кажется, что картина соткана из упущенных возможностей. Здесь и возможности поиграться с фольклором были, и комментарии о жизни в глубинке можно было сделать, да и в общих чертах сделать ленту более экстремальной. «Вдова» целиком и полностью сбоит. Дело в том, что фильм комбинирует подход в стиле «найденной пленки» и художественного кино. Таким образом, из-за этого странного решения, тяжело проникнуть в атмосферу «Вдовы». Можно было бы закрыть глаза на непрофессиональных актеров и дурной реквизит, но на это не обращать внимание не получается. Отвратительный фильм не вызывает ничего, кроме желания его побыстрее выключить. Дело, скорее, в монотонном зрелище: заунывный темп навевает тоску по «Ведьме из Блэр» и десятку других, более удачных проектов. 2 из 10
Русская Эйприл О’Нил поехала за сенсацией на Вепсские болота. Четверо спасателей–добровольцев поехали спасать потерявшегося в лесу мальчика. Журналистка нахлобучила каждому на голову по GoPro, и начала вести слабоумный блог о жизни отважных спасателей. Неплохая завязка для фильма ужасов узкого жанра “мокьюментари”. Я шёл на сеанс с ожиданием очередного провального русского фильма в стопроцентном по финансовому успеху жанре ужасов, но мой скепсис быстро развеялся, как дымка над болотом перед рассветом. Есть плеяда антагонистов в русской культуре — это и Змей-Горыныч, и Кощей Бессмертный, и Баба Яга. Образ последней сценаристы фильма выцепили и поместили его в тело полумёртвой старухи в декорациях ночного леса Ленинградской области. Баба Яга – костяная нога, по-современному сменившая своё имя в фильме на Хромую Вдову, тырит у гуляющих людей вещи, а убивает их из мести за жестокое обращение с ней в прошлом. Злую и бессмысленную жестокость она оправдывает тем, что в прошлом она придушила мужа, а её сделали изгоем, потом и вовсе убили не умеющие понять её людишки. С мотивами протагонистов сложнее: Эйприл О’Нил — ясно, охотится за сенсацией, Рафаэль — хмурый лидер группы — хочет спокойно и без ЧП спасти пропавшие души, спокойный Донателло в манере училки средних классов хочет поделиться с журналисткой опытом, Микеланджело хочет сохранить группу в целости. Не ясно, чего хочет Вика, которая обычно плетётся туда, куда ей скажут, но единственная совершает неадекватные поступки. Некоторые можно списать на шоковое состояние, но не всегда же состояние шоковое! В общем-то эта загадочная героиня и толкает всех остальных нежных дружинников в гущу мистических событий. Приятно удивляет, что в поступках остальных персонажей всегда есть здравый смысл, и это подкупает любителя фильмов ужасов, который привык к поступкам по принципу «там темно и есть убийца, надо в этом убедиться». К производству фильма подошли с любовью: некоторые планы лесных угодий выглядят завораживающе, мокьюментари-записи сняты в духе клипа Ранеток «Налоги на любовь» (так и надо!). Музыка в некоторых сценах напоминает экспериментальную оркестровую начала 2000-х гг. В общем, впечатление положительное, на фильм можно потратить время.
Задумка авторов стала очевидной еще при просмотре первого трейлера аж в 2017 году, который, кстати, смотрелся достаточно смело и оригинально для российского кино. Тогда фильм анонсировали как 'Лес Покров' с достаточно атмосферным тизером и не менее интригующей афишей к нему. Предполагаю, что никому неизвестный режиссер Иван Минин готовил что-то действительно авторское и экспериментальное, пока не закончились ресурсы и к проекту не пришлось привлечь авторов многострадального трио 'Невеста - Яга - Русалка'. Фильм полностью пересняли, очевидно, с уже большим размахом и по техническому заданию для всех российский ужастиков последних лет: хорошая работа камеры и цветокор (обязательно), более чем вторичный саунд (кому как) и полное отсутствие качественной актерской игры (что есть, то есть). На выходе получилась 'Вдова', которая после 'Невесты', 'Яги' и 'Русалки' звучит уже то ли как приквел, то ли как сиквел, но уже точно знаешь, о чем будет фильм, интрига лишь в локациях, хотя какая интрига... Имеем очень запоздавший ответ Ведьме из Блэр (казалось бы, что может быть проще), который, скорее, напоминает российскую адаптацию, а если рассматривать успешный оригинал, как студенческое малобюджетное кино, то и вовсе - очередную жалкую попытку войти в жанр, не отказывая себе в использовании многочисленных клише, и не внося в него абсолютно ничего нового. По моему мнению, такая история должна была быть рассказана либо в жанре атмосферного фольклора, либо в жанре молодёжного слэшера. К сожалению, авторы всех проходных российских хорроров уже давно изобрели свой собственный стиль на базе многочисленных источников вдохновения. Понравилась отсылка к наиболее удачной пародии на 'Ведьму из Блэр' - 'Очень страшное кино', с репортершей, попавшей в гущу неожиданных событий в ходе журналистского расследования. Да, в фильме 'Вдова' есть своя Гейл Хэйлшторм, которая спасается от злых сил в темном лесу, иногда переключаясь на эфир. Использовать стиль мокьюментари (псевдо документалистики) авторы также побоялись, поэтому и Гейл в сюжете оказалась абсолютно неуместной. По сюжету этого 'шедевра' спасатели-добровольцы проходят тренировку в лесах Ленинградской области по спасению пропавшего мальчика (как я понял). Проблема в том, что мальчик действительно пропал, но герои на протяжении всего повествования вспоминают об этом не часто, а к середине фильма и вовсе эта история выпадает из основной сюжетной линии. Не возьмусь оценивать качество работы спасательной группы, но волонтерский поход на поиски мальчика в фильме 'Нелюбовь' Андрея Звягинцева показан, на мой взгляд, более реалистично. Там тебе и правильное 'аууу' и снаряжение, в общем, веришь и переживаешь. Авторам 'Вдовы' стоило более честно изобразить специфику работы спасательных отрядов, тем более что, по их же заявлениям, в основу сюжета легли реальные события. Здесь по обыкновению возникает вопрос о пофигизме и округлении деталей в российском кино. Все настолько примерно, насколько и качество фильма по итогу. В продолжении сюжета, вместо мальчика спасатели находят в лесу женщину, то ли ведьму, то ли ягу, то ли невесту, которая повествует героям и зрителям о хромой вдове, дух которой никак не успокоится и готов нести смерть каждому заблудившемуся путнику. С этого момента всю группу преследуют странности в поведении и не более. Нам показывают таинственные пиктограммы, вырезанные на стволах деревьев, и прочую колдовскую атрибутику из фильма 'Ритуал' Дэвида Брукнера. Герои сходят сума, но каких-то конкретных предпосылок к этому мы не видим. Старуха, как выясняется, вовсе не вдова, а хранитель душ. Она из лучших побуждений кончает жизнь самоубийством и передает эстафетную палочку самой молодой и неопытной в группе. Затем нечто вселяется сначала в одного спасателя, затем в другого. Герои бегают по лесу и находят прачечную вдовы с вещами, развешанными на деревьях. Там они откапывают в сухих листьях сиджиай голову, предположительно, вдовы и магией видео-монтажа нас переносит в финальную сцену с выжившей Гэйл Хэйлшторм и порабощенной какими-то силами (темными или светлыми) молодой и неопытной. Очевидно, создатели планировали оставить несколько вопросов, над которыми зрителю необходимо подумать. Ведь вдовы так и не показали (я не увидел). Известный прием в кино, который авторы 'Вдовы' использовали, чтобы просто зашили дыры в сюжете. Неудивительно, ведь фильм переснимали и сценарий, если он был, переписывали. Уверен, что разбираться в этих вопросах ни у кого, кроме самих создателей, желания нет. Из плюсов. Постановка некоторых сцен выглядит действительно жутко. Даже позаимствованная у 'Ведьмы из Блэр' сцена, в которой лучом фонаря освещается спина остолбеневшего зомби-персонажа в темном заброшенном доме, может немного напугать, хотя и уже не в первый и не во второй раз. Саунд также присутствует, и не смотря на его вторичность, добавляет некой атмосферы. Понравился каст актеров, уже только потому, что для проекта не были привлечены звезды эстрады и российского кино. Не смотря на не совсем убедительную игру главной героини (молодой и неопытной), каких-то лишних ассоциаций актерский состав не вызывает, что также способствует созданию нужной атмосферы. Хочется надеяться, что российский жанр ужасов все-таки пойдет своей дорогой и наступит понимание того, что для качественного продукта не достаточно стильной внешней картинки. Нужно работать над сюжетом и диалогами, не бояться экспериментировать и, конечно же, не забывать о таком важном элементе, как актерская игра.
Я очень хорошо отношусь к российским фильмам ужасов, часто жду новые фильмы, надеюсь что каждый следующий будет лучше предыдущего. Но кино, подобное 'Вдове', рушит всякие надежды на хоть какие-то улучшения качества фильмов ужасов со временем. Главное в этом фильме- перетерпеть первые 30 минут фильма, когда он пытается то в псевдодокументалистику, то в просто необычную съёмку, когда кадры в пещере и кадры с интервью, снятым на камеру от первого лица, чередуются просто с невероятной скоростью. Уже на этом моменте я перестал что-либо понимать и нормально воспринимать фильм. А после того, как съёмочная группа села в машину, начала брать интервью у водителя, и когда случайным образом по радио заиграла реклама радио энерджи, тогда захотелось просто мгновенно выключить этот, как казалось сначала, перспективный фильм. И действительно, фильм можно назвать достаточно перспективным. Просто представьте, сколько всего можно придумать, воспользовавшись славянской мифологией. Могло получиться что-то действительно интересное. Но, создатели фильма не решили соваться в мифологию, а погрузились в историю лишь одной деревни с её 'вдовой'. История вдовы выглядит незавершённой. Не удосужились и объяснить почему эта девушка, которую позже убили жители деревни переломав ей ноги и раздев, перед этим 'удавила' своего мужа. Какие-то мотивы были, или это уже стандартная попытка создать страшную историю, которая будет пугать своими дырами? Спасатели откровенно тупые люди. Больше похоже не на тех, кто спасает жизни людям, а на тех, кто прикупил одежду и снаряжение в туристическом магазине и отправился в лес. Честное слово, по мере всего фильма слышатся фразы по типу 'А, всё равно не найдём', 'Кого первого нашли, того и спасаем, на остальных всё-равно'. И что хотели показать при помощи этих фраз? Что спасатели такие плохие люди? У создателей фильма это получилось. Получилось и сделать в глазах зрителя спасателей не просто тупыми, но и жутко непрофессиональными. Есть и логические дыры и ляпы, на которые откровенно смешно смотреть: Момент примерно в начале фильма, первые 30 минут. Берут интервью у одного из спасателей. Спрашивают, что это за штука, указывая на сирену. Спасатель объясняет, что это поисковая сирена, включает её, видимо, ради шутки, на начинает жутко громко кричать и оглушает всех. В итоге проходит примерно 3 минуты фильма, группа спасателей с репортёрами уже движется по лесу, и один из спасателей предлагает ходить и кричать имя пропавшего мальчика, ПОТОМУ-ЧТО СИРЕНА СЛОМАНА. Да вы же вот только сидели в машине и баловались с этой самой сиреной, что с вами не так?! Говорили, что на роли спасателей, зачем-то взяли реальных спасателей. Интересно, зачем это сделали? Не должен ли каждый выполнять свою работу? Актёр- играть в кино, спасатель- спасать людей. Вот и выходит, что поменяли местами этих людей, и получилась лишь антиреклама спасательного отряда с отвратительной игрой актёров, которым невозможно поверить. Остальной хронометраж фильма абсолютно бессмысленный, не стоит просмотра и так далее. Как обычно бывает с такими фильмами, интересна только завязка, а середина и конец фильма - сплошная тягомотина да топтание на одном месте. Авторы просто замечательно пытаются копировать псевдодокументальный хоррор 'Ведьмы из Блэр', но им бы стоило скопировать, или по крайней мере вдохновиться 'Ритуалом', в котором пугающая и таинственная атмосфера леса передана великолепно. Тут же создатели не смогли справиться даже с этим, поэтому мало того что нет кадров леса, так ещё и атмосфера ни чуть не пугает, от слова совсем. И да, всё заканчивается так, как будто стоит ждать сиквел. Ну, по крайней мере мне так показалось. Не знаю даже чего и ожидать. В итоге 'Вдова'- пустой, совершенно не атмосферный и не страшный фильм, с тупыми персонажами, очень странным стилем съёмки, который пытается то в макьюментари, то в классическую съёмку, актёрами, которые к слову даже не актёры, невнятным сюжетом и странным финалом, который пугает тем, что может выйти сиквел. Самое страшное, да и качественное в этом фильме- это постер. 1 из 10
Обилие фильмов и сериалов, которое заполонило собой жанр хоррора, заставляет режиссеров искать новые варианты для запугивания своей аудитории, так как традиционные вампиры, оборотни и зомби уже не производят на зрителей подобающий эффект. Творцам приходится искать совершенно новые методы съемки, к коим можно отнести так называемые 'найденные пленки' или 'скрин-лайф', придумать совершенно невообразимых чудищ, одним из ярчайших представителей которых можно назвать Слендермена, а также разбавлять хоррор сторонними жанрами, тем самым поднимая на поверхность вопросы, способные заинтересовать самую широкую зрительскую аудиторию. Также нередко мы можем наблюдать случаи, когда режиссеры углубляются в старинную мифологию, отыскивая в ней совершенно незатронутые элементы, которые можно поставить на службу хоррора и тем самым удивить даже самого претенциозного зрителя. Именно по этому пути в свое время решил пойти Святослав Подгаевский, сценарист, продюсер и режиссер, с именем которого связано становление российских кинематографических ужасов. Безусловно, Подгаевский мог заимствовать для своих работ заграничные жанровые наработки, и это могло бы обернуться весьма интересными художественными последствиями, но вместо этого творец решил разведать таинства славянской мифологии, что уже само по себе интересно. Исследуя корни зла, которые привели в наш мир легенды о Бабе-Яге, Русалке, Пиковой даме и Проклятой невесте, Подгаевский проделал весьма существенную работу, которая позволила его фильмам собирать неплохие деньги в широком прокате и вместе с тем окупаться посредством продаж на дополнительных платформах. И даже при том, что практически все его работы сталкиваются с профессиональной критикой, которая как всегда сурова, зрители продолжают испытывать интерес к творчеству режиссера, которое имеет в себе интересные и непредсказуемые мотивы. При этом сам Подгаевский не только снимает свои картины самостоятельно, но еще и успевает прикладывать руку к чужим начинаниям, поддерживая талантливых авторов, коим необходима поддержка. Среди таких протеже Подгаевского можно выделить Ивана Минина, начинающего постановщика, который задумал снять свой особый хоррор и тем самым разнообразить сей жанр достойным произведением, также поглядывающим в сторону забытой, и тем не менее интригующей мифологии. Вот так совместными усилиями Подгаевского и Минина на свет появилась 'Вдова', еще один весьма перспективный жанровый фильм, который с одной стороны довольно-таки неплох, но с другой в нем ощущается давление неверных художественных решений, коих набралось немало. Непосредственно сюжет 'Вдовы' происходит в бесконечных лесах Ленинградской области, которые ничуть не менее опасны, нежели всем известные горы Аппалачи, где происходит действие изрядной доли американских слэшеров. Согласно официальным данным, в здешней местности ежегодно пропадает около 300 человек и многие из них уже никогда не вернуться домой. Кроме того, спасательные миссии неоднократно обнаруживали в лесах раздетые тело пропавших и никто не может понять, что именно произошло, так как следов насильственной смерти не обнаружено. Во главе же этой истории находится группа спасателей, а также примкнувшая к ним журналистка. Герои пребывают на учениях и показывают на камеру все тонкости и нюансы своей работы, как вдруг с ними связываются из штаба для того, чтобы сообщить о пропаже ребенка. А так как никого поблизости более нет, именно данной группе приходится взвалить на себя брея операции. Но только проблема в том, что чем дальше углубляешься в лес, тем больше находишь странностей и понимаешь, что здесь взаправду живет что-то нехорошее и явно сверхъестественное. И, скорее всего, легенды о некой 'Хромой вдове', которая уносит в свое логово каждого, кто ступит на ее территорию, отнюдь не выдумки, а самая настоящая, суровая реальность. Во 'Вдове' Минина и Подгаевского отчетливо ощущается стремление увязаться вслед 'Ведьмы из Блэр'. Это ощущается буквально с первых минут. Когда же манера съемки периодически сменяется с художественной на псевдо-документальную, а в поле зрения камеры оказываются таинственные знаки и плетеные фигурки, то начинает складываться твердое убеждение в том, что 'Вдова' и есть той самой 'Ведьмой из Блэр', или ее вольным спин-оффом. И в этом самая большая проблема фильма, так как он не выдается самостоятельным жанровым произведением, а лишь копирует наработки успешных голливудских коллег родом из 90-эх. Мало того, что идея снять духовного собрата 'Ведьмы из Блэр' откровенно устарела и, собственно, никому особо не нужна, так еще и несколько расстраивает то, что действительно интересная, увлекательная и пугающая задумка с 'Хромой вдовой' превращается во вторичную страшилку, в которой сложно найти нечто оригинальное. В качестве режиссера Иван Минин заимствовал практически все идеи создателей 'Ведьмы из Блэр', но при этом не внес в историю свой особый творческий почерк. Тот же Подгаевский в своих работах, какими несовершенными они бы ни были, старался демонстрировать зрителям свое особое отношение к истории и героям, а здесь же мы видим не самую умелую, отчасти бесхитростную и блеклую поделку, в которой пускай и есть некоторые жуткие моменты, но этого недостаточно для того, чтобы фильм оказался взаправду уникальным. Довольно необычным решением было пригласить на ряд ключевых ролей совершенно неподготовленных актеров. Более того, в цивильной жизни они работают настоящими спасателями. По идее Подгаевского и Минина это было необходимо для того, чтобы показать как можно более правдивую историю, в которой профессионалы должны действовать именно так, как в реальности. С подобным суждением сложно поспорить, и тем не менее в той части фильма, где героям необходимо продемонстрировать свой страх и прочие эмоции, заметно, что актеры толком не знают как себя вести. Может быть это выглядит не так, чтобы бездарно, и все же ощущается, что фильм отчасти становится наполовину любительским. И вновь это отсылает нас к самой первой 'Ведьме из Блэр', рекламная кампания которой строилась на запугивании зрителей и выстраивании современной хоррор-мифологии. Но в наше время, когда подобными заверениями никого не удивить, немного странно то, что создатели фильма просто не взяли на работу профессиональных консультантов, чтобы те обучили исполнителей своему ремеслу. Впрочем, данный эксперимент показывает, что Подгаевский и его товарищи продолжают исследовать дальние границы хоррора, пытаются его разнообразить и уже хорошо то, что они хотя бы не стоят на месте. В итоге хочу сказать, что 'Вдова' вопреки всем своим неправильным решением, является довольно сносным хоррором, который можно посмотреть в первую очередь ценителям жанра. Ничего кардинально революционного здесь нет, но и откровенного провала тоже не наблюдается. 5 из 10
Все события предсказуемы и очевидны заранее, тем более музыка постоянно подсказывает когда надо бояться. Чувствуется рука консультанта-спасателя, хотя по некоторым местам сюжета возникают очевидные вопросы. Почему на поиски ребенка удалось найти так мало людей? Волонтеры вообще получают удовольствие и радость от своей волонтерской деятельности? Почему они всегда с такой мрачной миной на лице, даже в начале, пока никакого трэша еще не предвиделось. Да, когда тебя прицельно снимает камера это логично. Но в остальных случаях рожа могла бы быть попроще. Категоричное правило 'нашел человека - немедленно вези в больницу' возможно органично бы звучало из уст спасателя, который приехал сюда на работу и просто не задумываясь повторяет то, что прописано в каком-то регламенте (а потом однажды в какой-то момент смотрит на часы и произносит 'конец смены!', все бросает и уходит), но от волонтера хочется услышать пояснений. Сказать статисту 'потом покуришь' это не слишком ли жестко? Я сразу подумал 'А инструктор не уху ли ел? Тут вам не госслужба'. В целом большинство диалогов не соответствует контексту ситуации и кажутся нелепыми.