В сентябре 2016 года мир увидел 'Люмьеры!', один из лучших документальных фильмов, посвященных творчеству братьев Люмьер. Луи и Огюст стали родоначальниками кинематографа как искусства и бизнеса. За свою почти десятилетнюю карьеру они создали около 1800 фильмов. И за рассказ об части их мы обязаны Тьерри Фремо, директору Института Люмьер в Лионе и генеральному директору Каннского кинофестиваля. В этой картине мсье Фремо выступил режиссером, сценаристом, продюсером, монтажером и комментатором. /Прямо как великий Чарли Чаплин, очень часто совмещающий многие качества в кинопроизводстве./ Не стоит полагать, что эта идея родилась и реализовалась за минуту. Она прошла долгий путь, который начал когда-то простой волонтер в 80-ых, в новосозданном тогда Институте Люмьер в Лионе… Фильм соответствует надеждам, возложенным на него создателями. Он говорит со зрителями универсальным киноязыком, который понятен будет как простому зрителю, так и профессионалам. Здесь нет узкопрофильных терминов, которые будут затруднять смысл услышанного и увиденного. Всё просто и доступно. «Люмьеры!» созданы не только для того, чтобы напомнить современному зрителю о том, как выглядел кинематограф на своем рассвете. Эта картина несет в себе четкий месседж: творчество братьев Люмьер – не что-то давно забытое и ушедшее, никому не нужный отрезок прошлого и так далее. Оно символизирует собой первозданность, некую чистоту и невинность этого вида искусства. В то время люди стали на путь его создания, но ещё не совсем понимали, насколько оно значительно, и что с этим можно сделать. Это похоже на то, как ребенок учится ходить. Он толком не осознал принцип действия, но интерес преобладает над страхом, и поэтому он снова и снова делает шаги. Комментарии мсье Фремо – полезны и информативны. Многие факты слышишь впервые, и не можешь скрыть своего удивления. Оказывается, многие приемы, которыми мы пользуемся до сегодняшнего дня, изобрели именно братья Люмьер. Услышать эту информацию нужно всем интересующимся кинематографом и его историей. Особенно я советую внимательно смотреть этот фильм студентам кинематографических вузов, начиная с первых курсов, когда студенты только начинают изучать основы истории кино. /Не могу не вспомнить при этом моего преподавателя истории кино, Владимира Яковлевича Михалева/ 10 из 10 Рекомендую к просмотру!
1896 год. Двухлетняя Андре Люмьер делает первые шаги в сторону направленной на неё камеры. Девочка оглядывается назад, ищет поддержку взрослой руки. Она в безопасности — за Андре заботливо следует няня, но даже она не спасает дитя, которое натыкается на препятствие. Однако, даже споткнувшись, Андре, протягивая руки вперед, продолжает свое движение. Полноценная драматургия с кульминацией и развязкой. В этом все Люмьеры — за кажущейся порой наивностью скрывается грамотная режиссура и тщательно построенная мизансцена. В эпоху постмодерна, когда цитирование становится уже целью, а не средством, хочется искать скрытый смысл во всем, даже в «фактических заголовках» лент Люмьеров. Наблюдая за неуверенной походкой маленькой Андре невольно кажется, что она — будто сам кинематограф. Он еще очень мал и получил свое официальное свидетельство о рождении только год назад в Гранд-кафе, опирается на «взрослые» живопись и фотографию, а впереди его ждет далекий путь от запатентованного изобретения до «седьмого искусства». Эта метафора напрашивается сама собой, ведь кинематограф и в самом деле начался с шагов «Рабочих, выходящих с фабрики», которые стали «гигантским скачком для всего человечества». Сто восемь коротких лент, как и век назад, держат зрителя в кресле за счет того, что в пятидесятые назвали cinema verite. Конечно, мы уже не вскакиваем в ужасе при виде прибывающего поезда, но нас по-прежнему легко рассмешить наивными этюдами типа «Политого поливальщика». Сложно обвинять Люмьеров в легкомысленности сюжетов — плёнки каждый раз хватало только на пятьдесят секунд, а вложить в них смысл гораздо труднее, чем просто поделиться с миром одной минутой своей жизни в Инстаграме. Кроме того, братья остались в истории как великие экспериментаторы — они снимали комедии, триллеры, рекламу и, конечно, первое документальное кино. Фильмы братьев не были созданы по принципу «нажми на кнопку — получишь результат». Поиск композиции, выверенная мизансцена — все это операторы, работающие на Люмьеров в разных странах. Впрочем, это скорее художники-постановщики, что вновь отсылает нас к родству кино и живописи. Мы видим неосознанные отсылки к постимпрессионистам (прачки, стирающие белье, сошли будто с полотна Дега, а девочка с кошкой — Ренуара и т.д.) и предсказание сюрреализма за счет присутствующего во многих картинах дыма, который отрывает запечатленную в кадре историю от «абсолюта жизни». Кроме того, в отличие от работ еще одного родоначальника кино Мельеса, камера пусть и не поворачивается, но движется (по воде, по рельсам, по земле) — а это вновь заслуга операторов и их изобретательности. Кинематограф появился в тот момент, когда мир стоял на пороге больших открытий и глобальных катастроф. Вселенная братьев Люмьер — это сказка о времени, которое закончится уже с началом Первой мировой войны. Пусть в картинах много военных, но они внушают лишь комизм и доброту. Настроение фильма можно выразить одним знаком — восклицательным. Он неизменно будет присутствовать рядом с Люмьерами, после знакомства с которыми мы испытываем те же чувства, что и зрители первого платного киносеанса — восторг, благодарность, смех.
Знаете это ощущение, когда сидишь где-нибудь на улице-ждешь друзей или просто сидишь, а рядом 'происходит' жизнь? Бегут люди, суетятся, что-то говорят, у каждого свое дело, свои мысли, свои заботы. А ты смотришь-ты вроде бы сторонний наблюдатель, а вроде бы и часть этого живого и снующего мира. Именно это чувствуешь при просмотре 50-секундных фильмов Люмьеров, только сидишь и видишь ты все это в разных уголках планеты больше ста лет назад. Старый Париж, Марсель, Стамбул, Иерусалим...Перенестись в прошлое в зале кинотеатра - маленькое волшебство. Да, это просто подборка фильмов, снятых Люмьерами, да, в них нет закрученного сюжета, они немые, они немного наивные и простые, но они такие живые, как будто ты лично знаешь всех этих людей в кадре, как будто именно тебе они улыбаются и машут с экрана. Голос за кадром комментирует то, что происходит на экране, иногда рассказывает предысторию появления фильма, иногда обращает внимание зрителя на какие-то детали, а иногда подчеркивает художественность и эстетичность постановки кадра и все это вместе позволяет еще глубже проникнуться кусочками черно-белой жизни. И вообще, все мы слышали о Люмьерах, все смотрели 'Политого поливальщика' и 'Прибытие поезда', но смотреть и другие фильмы, да еще и на большом экране в классическом формате - отдельное удовольствие. А самое главное - это, наверное, то, что люди, мелькающие на экране, совсем такие же как и сейчас- увлеченные и смешные, трудолюбивые и ленивые, маленькие и взрослые, молодые и старые-в общем, обыкновенные, ничуть не меняющиеся люди
Как любой настоящий киноман, я не мог не посмотреть первые фильмы в истории: 'Выход рабочих', 'Прибытие поезда', 'Облитый поливальщик', 'Упавшая стена'. И для меня это всегда было что угодно (проба пера, этюд, забава), но только не кино. И действительно, чтобы увидеть во всем этом настоящее искусство одной любви к кинематографу мало. Необходимо быть ещё и истинным патриотом Франции. Таким как Тьерри Ферма, директор Каннского кинофестиваля и автор фильма 'Люмьеры!' На самом деле он сделал даже больше, чем просто антологию по творчеству Люмьеров. В каком то смысле он, словно перенес нас назад во времени, и вновь открыл для зрителей кино каким его задумали. Смешным, забавным, драматичным, постановочным и крайне изобретательным. Попутно дал возможность увидеть мир более ста лет назад, причем не только Францию. Там есть и Америка, и Россия, и Турция, и ближний восток, и даже юго- восточная Азия. Ферма (в русской версии за него читает Дмитрий Назаров) блестящий рассказчик. Он не подбирает слова, но говорит просто о простом. Обращая внимание и придавая смысл тому, что казалось бы бессмысленно. Усиливая значение каждой детали и объясняя ее роль в будущем кинематографа. Отдельная заслуга 'Люмьеров!' и всей команды создателей это отреставрированные и доведенные до совершенства копии первых фильмов. Увидеть картины Люмьеров в таком качестве и с такой детализацией само по себе бесценно.
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Люмьеры. Сумрачные имена изобретателей, актеров, артхаусных и не очень режиссеров, а рядом с ними – это светлое имя: Люмьеры. Впрочем, редко когда познания о легендарных братьях, сумевших вдохнуть жизнь в своё изобретение, заходят дальше имени, и тщательно собранная коллекция Фремо, разделённая на десять тематических глав, являет собой прекрасную возможность воочию увидеть первые шаги кинематографа по этой планете. И не только увидеть, с унылым видом после пытаясь разобраться, что это было, но и понять: каждый фильм сопровождается не слишком заумными, но познавательными и порой ироничными комментариями, без которых довольно бессмысленно смотреть эти ожившие на несколько десятков секунд картины, не содержащие глубоких смыслов и часто без всякого сюжета, созданные исключительно аттракционом, демонстрирующим возможности кино. Сегодня, несмотря на явный режиссерский талант и Люмьеров, и их операторов, фильмы, которые сполна получили дань аллюзий будущего, воспринимаются скорее занятным памятником эпохи, своеобразной энциклопедией жизни девятнадцатого века. Витающий повсюду дух прошлого, не создающий ощущения ветхости, ценен уже сам по себе, и рождает его именно полуторачасовое погружение в люмьеровский мир, созданный с мастерством (пусть и относительно эпохи), необузданным энтузиазмом и неотъемлемым чувством прекрасного. А прекрасное остаётся таковым всегда – и спустя столетия на черно-белой пленке. Начиная совершенно хрестоматийно с “Выхода рабочих с фабрики”, “Прибытия поезда” и, конечно, “Политого поливальщика”, Фремо ведёт далее, в глубь жизни и кино, поднимая на свет необычайнейшие из фильмов – и кинопанорамы, дающие любопытные сведения о повседневности позапрошлого века (есть среди них и Россия), и своеобразные комедии, отдающие неизменным гротеском, и смелые киноэксперименты, совершенно, казалось бы, невозможные в столь раннюю для кино пору. Но нет – и на эксперименты отважилась дерзкая фантазия операторов Люмьеров. Фильмы, не вызывающие по отдельности столь пристального любопытства и интереса, вместе, в единой, профессионально отобранной коллекции, предстают в решительно ином свете, увлекая своей детской причудливостью, за которой скрывается живой трепет эпохи; благодарить за него мы должны г-на Фремо. 10 из 10
Из всех искусств, пожалуй, только кинематографу больше всего повезло. Ведь у него, в отличие от живописи, скульптуры, музыки, имеется официальная дата рождения: 28 декабря 1895 года. Именно в этот день состоялся первый публичный показ фильмов братьев Огюста и Луи Люмьер. И хотя вопрос о том, кто на самом деле изобрёл кино, и по сей день остаётся предметом дискуссий (потому что те же американцы считают отцом кинематографа Эдисона, создававшего фильмы за несколько лет до Люмьеров) благодаря способности братьев Люмьер не только фиксировать на плёнку окружающую действительность, но и делать из этого произведения искусства, даёт полное право называть их первыми в мире кинорежиссёрами. Стоит признать, что в кинодокументалистике о творчестве братьев существует не очень много исследований. Так, в 1966 году Марк Аллегре, а в 1968 году Эрик Ромер выпустили свои фильмы-исследования, показанные по телевидению. А в 1996 году в честь 100-летнего юбилея кино была показана ещё одна работа - «Первые фильмы братьев Люмьер», монтажем которого занимался Тьерри Фремо (более известный, как директор Каннского кинофестиваля а так же Института Люмьеров). Все эти документальные работы представляли собой сборник фильмов Люмьер с комментариями каждой короткометражки. Поэтому когда в 2017 году сам Фремо выпустил очередную работу о творчестве знаменитых братьев, казалось, в этом не было ничего такого удивительного, чего зритель раньше никогда не видел. Однако именно его документальный фильм «Люмьеры!» сумел произвести на меня сильное впечатление, и вот почему. Во-первых, данный фильм сразу был выпущен на большие экраны. Иными словами, автор захотел, чтобы современный зритель ощутил все те эмоции, что испытывала публика конца 19 века. Разумеется, за это время эволюция кино в сознании человека достигла того, что никто не выбегает из зала кинотеатров в панике при показе короткометражки «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», как это было в 1896 году. Даже как-то непривычно после IMAX смотреть на огромном полотне экрана кино формата 3:4, кино чёрно-белое, немое. Но за такую идею Тьерри Фремо однозначно стоит сказать спасибо. Во-вторых, отобранные для показа короткометражки, вошедшие в состав документальной ленты, были отреставрированы, стали более чёткими при демонстрации на большом экране. Да, большую часть из представленного я видел и раньше (на том же YouTube). Но далеко не всегда удавалось найти в интернете фильмы с высоким качеством изображения. Здесь же это присутствует вполне. В-третьих, сам сюжет. Дело в том, что в отличие от своих коллег-исследователей, Фремо отказался от традиционной подачи материала, пересказывая в очередной раз биографию братьев, или историю их конфликта с Эдисоном. Режиссёр в своём исследовании в один миг рушит все те сложившиеся стереотипы о творчестве Люмьер, чуть ли не вошедшие повсеместно в учебники по истории кино. Например, существует устойчивое мнение, что братья Люмьеры были родоначальниками документального кино, а их коллега-француз Жорж Мельес - игрового (при этом, практически всегда «Политый поливальщик» Люмьеров называется первым игровым фильмом, как исключение из правил). Однако Фремо доказывает на примере нескольких фильмов, что даже то, что на первый взгляд кажется зрителю хроникой, является имитацией документального кино, постановкой. Судя по жестам и движениям некоторых «случайно» попавших в кадр людей можно с уверенностью говорить о возникновении той актёрской игры, присущей немому кинематографу (когда чувства доносились через повышенную артикуляцию). То, что «Прибытие поезда» не было самым первым фильмом, показанным на том самом историческом киносеансе 28 декабря 1895 года известно тем, кто знаком с историей кино. Но даже тот самый первый фильм - «Выход рабочих с фабрики», Фремо ставит под сомнение, выдавая фрагменты зрительских мемуаров о том, что во время показа самого первого фильма в истории они помнят, что видели повозку. Оказалось, что помимо всем известной версии «Выхода рабочих с фабрики» была ещё одна - где и фигурировала повозка. Таким образом, Люмьеры были первыми в истории режиссёрами, придумавшими делать ремейки - очередной фильм по тому же сюжету. Опять же, если вспомнить Жоржа Мельеса. К числу его заслуг обычно приписывают создание трюков в кино (исчезновение и появление людей и предметов в одной сцене, покадровая анимация, первые цветные фильмы за счёт покадрового раскрашивания). Однако если вы посмотрите данный фильм, то узнаете, что и братья Люмьер делали всё то же самое. Так же мне понравилась та часть фильма, где были показаны короткометражки, снятые разными операторами, отправившимися по поручению братьев Люмьер в различные концы мира: в Египет, Великобританию, Россию, Японию, США, Турцию и т.д. Благодаря удачным ракурсам операторам удалось на 50 секунд вписать в историю окружающую действительность рубежа веков. Ещё мне запомнились различные попытки съёмки фильмов: от примитивных (камера стоит на месте, а всё остальное движется вокруг неё) до прогрессивных (один из фильмов был снят в воздухе, поскольку камеру прикрепили к корзине воздушного шара). Опять же те же знакомые сегодня приёмы, как проезд и наезд камеры, съёмка в движении, даже первые попытки заснять крупный план человека - всё это уже было изобретено братьями Люмьер. В общем, фильм однозначно стоит того, чтобы его посмотреть. Тьерри Фремо проделал колоссальную работу, отобрав только лучшие (на свой субъективный взгляд) 108 фильмов из 1500. Поэтому при желании можно попытаться найти в интернете и другие работы, если захотите. Но как исследование - фильм явно получился информативным и занимательным зрелищем. Тем более, по случаю празднования в 2020 году юбилея - 125-летие кинематографа, будет приятным подарком для всех интересующихся кинематографом посмотреть эту замечательную работу. PS: Единственное, что мне не очень понравилось - выбор актёра, озвучивавшего закадровый текст. При всём уважении к Дмитрию Назарову, было неприятно слышать, как он торопился и громко ловил воздух, буквально задыхаясь от обилия текста. Впрочем, это всё мелочи 10 из 10
Перед глазами проносятся подвижные картины - зарисовки из прошлого: завтрак младенца, прибытие поезда, игра в снежки и в “Трик-трак”, велосипедные гонки и панорамы с разных уголков земли… Сейчас кинематографу (подумать только!) 125 лет и даже самого рядового кинозрителя достаточно непросто удивить. Но тогда, в далеком 1895 году, кино только зарождалось и его первые шаги встречались неописуемым восторгом публики. Впереди его ждало большое, богатое на события и личностей, будущее нового чуда света. Для современного зрителя кино - способ путешествия во времени и пространстве. Осознавая скоротечность жизни и сопутствующих ей событий, тем более интересно наблюдать явления и людей давно прошедшей эпохи. Особенность этого своеобразного сборника заключается в гармоничном единстве множества разнообразных короткометражных фильмов братьев Люмьер. Каждый в отдельности они несколько теряют блеск для наших современников и лишь в сочетании с грамотными и познавательными комментариями директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо начинают играть “яркими красками”. Сложно (и не совсем честно) как-либо оценивать спустя столько лет первые в мире кинематографические работы братьев Люмьер. В общей сложности ими было отснято около 1800 короткометражек. Больше всего восхищает их стремление к поиску все новых идей, ракурсов и сюжетов. Этот фильм с большой вероятностью не оставит равнодушными любителей киноискусства без предрассудков, смотрящих на мир широко открытыми глазами. Мне хочется искренне поблагодарить каждого, чья неутомимая и любознательная личность посодействовала появлению на свет замечательного вида искусства - Кино.
Посоветовать фильм для просмотра каждому не смогу. По моему мнению фильм подойдет людям, увлекающимся кино с иной точки зрения, нежели просто просмотр ради поднятия настроения. Сухая документалка про зачатие кино и его первый шаги, только позже его признают, как седьмое искусство, а тогда это был невероятный аттракцион, от которого люди испытывали шок. Комментарии во время фильма отлично вписываются, так-как без них смотреть набор старых видео, хоть и самых первых киноработ в истории, было бы совсем скучно. Люмьеры отлично выбирали композицию и перспективу, если и не обладали художественными навыками, то точно отлично разбирались в нюансах живописи. Заметно то ли влияние, то ли прямое заимствование с полотен своих современников, земляков импрессионистов. Такие как: “Девочка с кошкой” Ренуар. Эдагар Дега у которого были картины, на которых дамы что-то моют, гладят, стирают, как и в работах Люмьеров. По моему мнению они специально выбирали крайне живописные ракурсы и композиции что бы показать людям живую картинку, такую которую они привыкли видеть на картинах. Этакая форма движимого реализма. Ну как бы и всё. Не хочу искусственно заполнять водой этот текст так-как это бессмысленно. Годная Документалка про первые шаги кинематографа! 8 из 10