Большое национальное кино и громкая премьера от перспективного режиссёра, известного нам по фильмам 'Рэкетир 1,2', 'Ликвидатор' и 'Хакер'. Само название фильма нам уже о многом говорит и заранее готовит к сильным эмоциональным переживаниям. История действительно наполнена сюжетными переходами, временными рамками и сильными сценами в эмоциональном плане. Сюжет фильма охватывает послереволюционный период и проносит нас сквозь многие года послевоенного времени. Героям фильма предстоит ощутить себе советскую индустриализацию, раскулачивание, голод, колхозы, масштаб войны, гонения, страх, ссылки, тюрьмы и лагеря. Не могу сказать, что мне смотрелось легко и комфортно, когда простые люди страдали от принудительного и насильственного 'окультуривания' нации в советском понимании. Мне было ненавистно видеть, как ещё вчера простой босяк, получивший власть, сегодня упивался своим положением, как он наслаждался и чуть не захлебывался своим величием. Больно слушать и осмысливать диалог между коммунистом и простой женщиной о сегодняшнем будущем: - Вышло постановление о централизации всего хозяйства посёлка, а то видите ли гибнут, как мухи, а кто-то сбегает. - А как они должны жить? У них нет ни скота, ни работы. Вы знаете, что голодные маленькие дети ловят сурков, чтобы поесть, а старики умирают с голоду. - Индустриализация республики намного важнее, чем смерть нескольких стариков. А для жены врага народа пощады не будет. - Где ваша совесть? - Попридержи свой язык, женщина. Если так дальше будешь продолжать, окажешься в ссылке. И, если честно, подобных диалогов очень много, от которых разрывается сердце и появляются слезы на глазах. Но авторы фильма все же не стали окончательно принижать советскую власть, потому что благодаря хваленной индустриализации в Казахской ССР появились заводы, предприятия и множество других фабрик и колхозов. На протяжении фильма разлука сына с матерью очень эмоционально перенесена на экран, где в один момент кажется, что вот-вот они встретятся, как вдруг опять что-то происходит. Отдельно отмечу качественную постановку и демонстрацию военного периода и батальные сцены. В фильме есть несколько сцен, в которых советские войска высаживаются на берег реки, но попадают в ожесточённое сражение. Эти сцены, как две капли воды, похожи на начальные сцены из фильма 'Спасти рядового Райана'. Конечно с мастерством Спилберга не сравнить, но все равно попытку можно засчитать достойной. Всем актерам хочется сказать спасибо и выразить свою благодарность. Все справились на отлично. Положительным героям сопереживаешь, а мерзавцев ненавидишь всей душой. А что касается финальных сцен, то без слез это смотреть невозможно. Мне как сыну своей матери было больно смотреть на пожилую женщину у дороги, которая просто сидела и ждала своего сына со слезами на глазах, не отрывая взгляд от бескрайних просторов степей. Признаюсь, видеть это эмоционально тяжело. В фильме присутствует огромнейший посыл для всех детей и родителей. Любите друг друга, цените каждый день, звоните, встречайтесь, ведь придёт день день, когда уже ничего не исправить и не изменить. Будьте благодарны своим матерям за каждый день, за каждый свой прожитый день!!! Будьте счастливы и приятного просмотра.
Этот фильм заслуживает внимания. Оговорюсь сразу, фильм мне понравился, хотя чуть позже я буду ее немного ругать. Во первых хочу высказать свою благодарность режиссеру картины Акану Сатаеву, и всей его команде за такую хорошую картину. Фильм получился замечательный и очень атмосферный. И вправду здесь прекрасно показано на сколько тяжела была жизнь в те времена. Сюжет очень прост: сына разлучили с матерью еще в юношестве, и вся картина повествует нам о тяжелом и долгом пути сына к матери, о его поисках, и о безмерной любви матери к своему сыну. В фильме прекрасные персонажи. За них на столько начинаешь переживать, что самому хочется встать и помочь им найти друг друга, будучи по ту сторону дисплея. Хорошая игра актеров, в частности Аружан Джазильбекова. Ах какая она тут милашка, и вообще умница. Алтынай Ногербек неплохо вошла в роль вечно страдающей, ждущей своего ребенка, мамы. Про Адиль Ахметова ничего хорошего и плохого сказать не могу. Он был. .. норм. Толи не дали ему раскрыться что ли, и он потерялся среди других второстепенных персонажей, да и реплик у него не так много было, вечно был молчаливым, угрюмым. Наверное этого и добивались авторы, я не знаю. Теперь не о самом приятном в фильме. Сам темп фильма был монотонным, и по этому местами он был попросту скучным, а там где должен достигать эмоционального пика, резко рубили с плеча. Второе что мне категорический не понравилось: этот закадровый голос. Он в принципе здесь не нужен, и скорее отвлекал нежели помогал. 3/4 того что он рассказывает можно спокойно поместить в +3 (максимум 5) минут хронометража, и прекрасно все заснять на камеру, возможно пожертвовав несколькими ненужными кадрами, если принципиально. а остальную 1/4 часть вообще не озвучивать. Все это рассказывается голосом мужика с которым мы даже не знакомы весь фильм, по крайне мере до последних 3 минут. И это тоже проблема фильма. Мне ужасно не понравился конец фильма. Все это повествование велось учителем (сыном главного героя) своему классу. Знаете, до этого момента фильм воспринимался как очень трогательная история, о большой любви, о поиске матери, трудных временах, несправедливости, о любви и расстоянии. А с такой концовкой, это воспринимается как то иначе. Как будто РАССКАЗ о том как РАССКАЗЫВАЮТ эту историю. Это меня в миг отдалило от персонажей, и атмосферы тех времен, с которой так хорошо справлялся фильм. Оборвали самую кульминационную сцену, где эмоции просто зашкаливают, резко показав нам нынешний Казахстан: сидящий учитель( который это все оказывается рассказывал своим детям),потом кадр с гордо развивающимся флагом и 'небоскребами'. Что я должен был ощутить в этот момент? Патриотизм? Благодарность за независимость? Просто я не могу этого чувствовать после такого фильма, а знаете что я должен чувствовать? Я должен чувствовать радость за персонажей, за то что они наконец то воссоединились через столько лет, Мать дождалась сына, еще и близкая подруга (которая все это время была с его матерью, и та ее воспитала как родную). Я должен быть счастлив за них. Покажите еще пару кадров счастья на их лицах, всего пару минут хватило бы, и все..здесь стоило закончить фильм. И все же про Адиля Ахметова, мне кажется что он не доигрывал. А Аружан просто умница, видно ее старания. Что еще порадовало, это как играют дети. Массовка тоже(может я и не все заметил с таким качетсвом на YouTube). Второстепенные персонажи сыграли не плохо. И вообще весь фильм очень хорош, может даже и лучший (на фоне всего остального дерьма что снимает Нуртас Адамбаев.)
С 2012 по 2015 годы я всегда уделял внимание ровно одному казахстанскому фильму. 2016 год оказался (в свете двух оставшихся месяцев уже можно уверенно писать в прошедшем времени) беспрецедентным по части смотра работ отечественного кинопроизводства. Накопилось аж 6 разных проектов за календарное время! Мало-помалу количество растёт, что сильно радует. Самое важное - не забывать и всегда работать над качеством истории. Признаться, у меня было скептическое отношение к 'Дороге к матери'. Казалось, что с такой мощной финансовой поддержкой со стороны государства в конечном итоге получится пропагандистское полотно о важности патриотизма и невероятной крутости казахского народа. Боялся чрезмерного выпячивания пафосных моментов. К счастью, зрители не получили очередного 'Кочевника', а увидели по-настоящему хороший казахстанский фильм. Нужно сразу отметить, что это невероятно универсальная история. Её поймут и американец, и китаец, и аргентинец. Она будет принята любым человеческим сердцем, ибо сюжет не о конкретной стране и не о конкретных традициях. Главный акцент на матери и сыне, чьи души тянутся друг к другу с неимоверной силой. Что бы ни случилось в жизни, каждая любящая мать искренне желает своему ребёнку только самое лучшее. Несмотря ни на что и ни на кого. В фильме много событий. Коллективизация, голодомор, индустриализация, Великая Отечественная война, поствоенный период. Только представьте себе, какой период охватит разлука между двумя главными героями! Сколько терпения, страсти, веры требовалось иметь, чтобы в конце получить ценнейшую награду за ожидание! Честно, моё сердце сжималось каждый раз, когда надежда то загоралась ярким огнём, то предательски гасла в тяжелый момент. Во славу потрудились абсолютно все. Уверен, даже обычный ассистент актёров или работник крафта не чурались вносить настоящий вклад в создание 'Дороги к матери'. Старательно была воссоздана советская эпоха: вплоть до выключателей на стенах! Операторская работа, звук, монтаж, костюмы, реквизит. Жаль только, что не добавили к основному хронометражу еще минут 20. Несомненно, порой кадры резковато перескакивали с одного события на другое. Ещё раз пишу, мне действительно понравился фильм Акана Сатаева. Изложенные мною впечатления не равняются денежному вознаграждению. Только неподдельные и искренние эмоции. И сверхрадостно, что 'Дорога к матери' посвящается всем матерям: любимым, ценным, уважаемым и дорогим матерям. У казахов есть песня: люди, у которых есть мама, никогда не состарятся. Поэтому будем стараться не обижать их и не разочаровывать! 9 из 10
Казахстанский кинематограф выпускает фильмы не так часто, как, например, российский, однако это компенсируется относительно хорошим качеством лент. Как говорится, редко, но метко. Фильм «Дорога к матери» не изменила этой традиции, хоть в фильме есть ряд минусов и недочетов. Попытаюсь объяснить, что мне понравилось в картине, что у нее получилось и где ее слабые места. Поехали. Давайте начнем с сюжета. В целом, сюжет получился хорошим: он удерживает внимание зрителя, интерес к главной интриге не пропадает. Главной идеей фильма является попытка показать всю историю Казахстана в составе СССР: коллективизацию, голод, участие в войне, репрессии и т.д. Тут палка о двух концах: с одной стороны, задумка действительно интересная, она показывает важные события истории массовому зрителю, что несомненно полезно, особенно для молодого поколения. С другой стороны, это слишком большой исторический период, все темы показаны поверхностно, внимание ни на чем не акцентируется, и проникнуться драмой всех событий не получается. Получилось галопом по Европам, а хотя, большинство исторических моментов того периода заслуживает, если не целого фильма, то хотя бы двух-трех серий в каком-нибудь сериале. Условно фильм делится на две сюжетные линии — это сюжет о жизни Ильяса, а именно его пути домой, и сюжет о его матери и подруге детства Умит, которые пытаются найти Ильяса. Поначалу повествование идет плавно, уделяя нужное количество времени и тем, и другим. Однако ближе к финалу, фильм резко перескакивает с одной сюжетной линии на другую, из-за чего накал драматизма сбивается, а экранное время распределяется не равномерно. Также все драматические моменты выглядят незаконченными, то ли дело в их быстроте, то ли дело в тихой музыке на заднем фоне, но все грустные моменты не пробирают зрителя так, как могли бы. Картина слегка затянута, к концу начинаешь уставать от него, а последние минут 5-10 идут вразрез с фильмом, если их вырезать, то не изменится, ровным счетом, ничего. К персонажам претензий нет - все прописаны качественно. Им веришь, сопереживаешь за них. Наблюдать за их жизненным путем было очень интересно, к середине ленты складывается ощущение, что по ту сторону экрана твои старые друзья. Зрителю не безразличны судьбы главных героев, а это уже достижение. Сыграны они также на достойном уровне - все актеры отлично справились со своей работой, никакой фальши на протяжении фильма не чувствовалось. Визуально картина выглядит насыщенно: декорации и спецэффекты радуют глаз, добавить больше нечего. Что в итоге? «Дорога к матери» хоть и не шедевр, но однозначно крепкая картина. Минусов в ней много, но они незначительные и общего впечатления от картины не портят. Перед нами трогательная история о доброте, о силе воли и о людях, которые не теряют человечности, несмотря на тяжелую судьбу. У меня остались, в основном, положительные эмоции от ленты, так что рекомендую к просмотру. 8 из 10.
Фильм Акана Сатаева повествует нам интереснейшую историю. Вот самый огромный плюс фильма, но, к сожалению, трудно передаваемый: идея фильма! А именно, показать жизнь простых обывателей в начале становления СССР: начиная от коллективизации, голода, от репрессии до участия в войне и о жизни после войны. В целом, задумка великолепная и в кое-каких аспектах это удалось. Но все же, если бы фильм состоял из двух частей, думаю это пошло бы на пользу. Как говорится: 'Выше головы не прыгнешь', мы пока не научились переплести несколько событии одновременно. Если коротко о фильме, то это история о стойкости духа, мужества и о силе материнской любви, о надежде. Сюжет фильма состоит из двух линии: жизнь Ильяса, начиная от детдома до каторжных работах в Магадане. А также жизнь матери Ильяса и друга детства Умит и о их переживаниях, о повседневных проблемах. Две линии сюжета идут параллельно, изредка напоминая что они связаны. Но об о всем по порядку. Актеры и персонажи: насчет персонажей нет претензии, каждый прописан качественно и к месту. У каждого героя своя фишка и свои особенные очертания, каждый из них запоминается независимо от экранного времени. К примеру, Камбар, товарищ Ильяса во время войны, который мне особенно понравился, а его героическая смерть сделала героя еще ближе к сердцу. К тому же неплохая отсылка к герою войны Султану Баймагамбетову. Но вот с актерской игрой мне кажется переборщили. Излишняя наигранность - бич современного казахстанского кино. Ну уж очень переигрывают в ненужных моментах, что портит общую драматичность сцены. Неплохая работа гримеров и костюмеров. Так же в актив фильма записываю декорации и обстановка. Саундтрек: слишком навязчивый и пытается сделать сцены более драматичным, хотя есть моменты в которых можно было обойтись и без музыки. Операторская работа: оставляет желать лучшего, хотя конечно бескрайние степи показаны в лучших традициях. И при не лучшем качестве операторской работы визуализация хороша. Общая картина сцен мне в целом понравилась. А теперь о главном. Сюжет: начало долгое. А вот финальные сцены идут в спешке. Что, к сожалению, самый главный минус. По мне так, у фильма думаю проблемы связаны с этим - эпизодический избыток драматизма, а точнее пытаясь впихнуть огромный временной период и пытаясь передать трудности тех годов, не смогли в полной мере передать драматичность всей картины. Но в некоторых эпизодах с ними перебор. А в некоторых моментах недосказанность. И это я не могу записать в актив фильма. Тут особых сюжетных поворотов нет, по этому некий анализ того что есть, а что нет. Щекотливые моменты которые были в наших краях и трудности показаны. Показаны и уроды и обычные обыватели которым не особо повезло. Две стороны монеты показаны. Советский Союз, страна в котором есть все для спокойной жизни: будет и работа и жилье и стабильность. Но с обратной стороны, ссылки и каторжная работа, постоянный страх перед правительством. Межнациональные переплетения и отношения людей не забыты, но в полной мере передать не удалось. Итог: В целом фильм хороший, не шедевральный. Но очень крепкий и интересный, который может качественно выдержит критику. Минусы конечно же есть, но видно что отечественное кино старается работать над ошибками. Из современного казахстанского кинематографа, пожалуй самая качественная работа. 7 из 10
Картина «Дорога к матери» оставляет после себя самые хорошие впечатления. Чувствуется, что идейная составляющая тщательно проработана. Фильм снят по заказу Министерства культуры и спорта, и это тот случай, когда госцензура скорее благо. Нужно просто наблюдать за развитием сюжета и не принимать чью-то сторону. Да, коллективизация дорого обошлась казахскому народу и голодомор самая страшная страница в нашей истории. Например, в столкновении бая Ералы и Мукана невозможно найти правого. И тот, и другой заслуживают уважения за смелость и идейность. И так на протяжении всего фильма: мы не найдем острых углов. Ведь мы никого не обвиняем. Это было с нами. И с этим ничего не поделаешь. Если сравнивать фильм с литературой, то можно определить его жанр, как роман-эпопея. История Ильяса тесно вплетена в историю страны, он на себе испытывает все самые значительные события за период с 1921 по 1960 годы и достойно выдерживает все удары судьбы, сохраняя при этом душевную чистоту. Общая атмосфера картины наполнена чувством надежды и жестко противопоставляется ценностям, правящим в современном Казахстане. Я бы хотела, чтобы мы смотрели такие фильмы, чтобы мы ходили на них, чтобы таких фильмов хотелось нашим сердцам. Пусть сглаженные, пусть шаблонные, пусть излишне драматические. Они лучше, чем та грязь, которую показывают в некоторых других казахстанских фильмах. 8 из 10