Лучший фильм, который я видел в этом году, и первый фильм 2016-го, от которого я испытал восторг (когда по ходу просмотра то и дело появляются мурашки) и которому поставил 10/10. И попросту один из лучших российских фильмов, что я видел в своей жизни. Несмотря на то, что герои периодически переходят с якутского на русский, а в кадре можно увидеть портрет Путина на стене или флаг РФ на столе, создается полное ощущение, что смотришь не российский, а какой-нибудь южнокорейский или гонконгский фильм (а главный герой — красивый молодой азиатский мужчина в голубой рубашке — выглядит что твой Тони Люн в великой «Двойной рокировке»). В кино меня больше всего радует ощущение «смещенной реальности»: когда, с одной стороны, много узнаваемого и понятного, а с другой стороны, очень много удивительного, нового и странного. Вот здесь я увидел новую, потаенную Россию, которая меня восхитила. И дело не только в дикой красоты природе.
Наконец посмотрел Моего Убийцу. Класс. В Якутии снимают настоящее, сильное, цепляющее, да еще и красивое кино, без всяких скидок. Продюсер Марианна Скрыбыкина режиссер Костас Марсан, браво. Такого российского кино в России еще не видели. Для большинства, уверен, происходящее в Убийце -абсолютная терра инкогнито, в первую очередь из-за якутского языка, хорошо слышного за переводом (и это очень здорово), и якутских лиц. Из-за русского начальника ОВД, свободно говорящего на якутском (это не вымысел, бывают такие русские, родом из якутских деревень). Из-за горной Якутии, как с картин Рериха. Настоящие бараки и настоящая грязь 17-го квартала, и тут же чарующее, в подсветке, как новенькое, озеро Сайсары. Зеркальный фасад гостиницы Орто Дойду (подумал, что в этой роли гостиница Полярная Звезда:) и хлябь старого частного сектора. Это Якутск, возможно, самый контрастный город России. Дальше. Атмосфера кино. Саундтрэк, идеальный для этого детектива с окрасом триллера, тревожно-пульсирующий, очень качественный, он делает эту атмосферу. Главный герой и многие второстепенные роли, хорошо прорисованы и сыграны так, что им веришь. Персонажей довольно много, они из “разных миров”- от капризной городской мажорки до поматрошенной и брошенной продавщицы в поселке; от следователя, который вслед за Аль Пачино губит личную жизнь, потому что целиком весь в своем квесте, до своего антипода в поселке, который, на первый взгляд, хороший мент, а на поверку - гнилой. В общую серьезную и тревожную канву фильма вплетены житейские диалоги-переброски и даже юмор. Неплохо, да? Так что кино вышло объемным, и это ему идет. Большинство актеров играют хорошо, не переигрывают, и они удача фильма, особенно следователь и сестра-близнец (ее характер и внешность, отрешенная, мистичная, и таящая силу, дали много этому кино), короткая роль поселкового хозяина тайги - сколько настороженности, опаски и реакции зверя в одной минуте! Хотя и несколько “деревянных” актёров тоже попали в кастинг. В нескольких местах режиссер не довернул рассказ, так что остается немного неясным, как, например, следователь сразу вышел на адрес сестры или нам не дали прочувствовать давление на следователя, ведь он был под четким дедлайном и по факту вышел за него, но начальник не придавил его катком, как обещал. Но это не портит общую картину, сильный сценарий вытягивает эти шероховатости и режиссёр держит напряжение до самого конца. Местами оно ослабевает и я бы все же сильнее натянул это напряжение, как струну, на повороты сюжета, но в целом, история от этого не становится менее драматичной. Дальше. Говорят про нуар этого кино. По мне, оно не в этом ключе, и это хорошо. Скорее, нуар чувствуется лишь иногда, в размытом свете фонарей через лобовое стекло, или в светодиодах следовательского уаза ночью. Ночь, вот главный нуар фильма, да. Но дня тоже достаточно, и день этот серый, с тяжёлым небом и тревогой. Кино реалистично, очень смотрибельно, оператору и монтажеру большой респект, это первая лига кино, точно. Сценарий интересный, по-настоящему детективный, со сменой подозреваемых, и режиссер здорово ведет, как я уже сказал, в целом, поддерживая интерес на всем протяжении. Флэшбэки и проигрыши предшествующих событий даны по делу. Ну и шикарный бонус в Моём Убийце -то, что сюжет во второй половине фильма развивается в невероятных магических горах Оймякона и на берегах Индигирки, первоклассно снятых. Серая буханка едет по ленте грунтовки, камера отъезжает и неспеша отлетает, и вот она, панорама якутских гор, которые не похожи на, казалось бы, сравнимые горы Алтая или Камчатки, а похожи на рериховскую шамбалу. В общем, очень рекомендую это якутское кино, кино Северо-Востока. Это еще, конечно же, не Финчер и не Убийство, но это крепкий, очень атмосферный и аутентичный детектив из реальной страны в стране, Якутии. Страшно горжусь земляками и желаю им новых успехов. 9 из 10
В самом добром городе России (по версии 2016 года) Якутске происходит жестокое убийство. Жертва - молодая девушка Люба. Дело поручают молодому полицейскому Джулусу, принципиальность которого не позволит не довести начатое до конца. Грядет что-то страшное, такое, что навсегда изменит жизнь главного героя. «Мой убийца» - первый экземпляр крайне специфического якутского кинематографа, выбравшийся за пределы так называемого «Сахавуда» и попавший в общероссийский прокат. Более того, ленту показали в Сан-Франциско и Сиэтле, а также номинировали на «Золотой глобус». Многие рецензенты уже успели выдать массу комплиментов дебютной картине Костаса Марсана. Прозвучали лестные сравнения с эстетикой лент неонового кинокудесника Вонга-Кар Вая и даже короля потустороннего психоделического кинематографа Дэвида Линча. Разумеется, кинокритика предполагает широкий спектр сравнений, ибо ничего не рождается на пустом месте, однако можно смело утверждать, что «Мой убийца» - довольно самобытное и мало на что похожее кино. Более того, оно сделано так, что не будет до конца понятно зрителю, привыкшему, чтобы ему все разложили по полочкам или наоборот напустили тумана так, чтобы в итоге стало ничего непонятно (как в случае в арт-хаусным кинематографом). «Убийца» существует на обеих территориях разом, свободно переходя из одной категории в другую. Из-за этого и возникает диссонанс и ощущение, что тебя где-то обманули. Магический реализм по-якутски, если угодно. Формально у картины есть нехитрый сюжет, который можно легко пересказать. Сценарий, основанный на повести известного якутского писателя Егора Неймохова «Случай у озера Сайсары», отсылает к ряду криминальных лент различного пошиба. Здесь есть все, чем можно заинтересовать зрителя – погони, будни оперативников, перестрелки, драки и даже борьба за золото. Однако феномен «Убийцы», да и всего якутского кинематографа в целом, заключается в том, что все эти вкусные ингредиенты перемешаны в хаотичном порядке и плохо выстраиваются в цельную, связную историю. Кажется, Марсану интересно снимать только отдельные части фильма вроде незадачливой перестрелки подозреваемого в убийстве и четверых оперативников или драку у реки. Остальные куски сняты довольно небрежно, чувствуется, что режиссерская хватка периодически ослабевает. Вообще «Убийца» - довольно странный сплав кустарщины (актеры местами играют очень плохо) и профессионализма (операторская работа периодически заслуживает отдельных похвал). Из него мог бы вполне получиться стильный нуар с затянутыми в черные ночи улицами, femme fatale, юным детективом, постепенно узнающем о несовершенстве и продажности окружающего мира, сдобренный символами советского прошлого в виде гнилых гостинок и спивающихся якутов, костерящих друг друга в пьяном угаре. Однако режиссера это совершенно не заботит, поскольку медитативность повествования, внутренний дух, пожалуй, главное, что есть в этой ленте, и на что стоит обращать внимание, входя в резонанс с ней. Хорошо видно, что создатели картины ощутимо теряются в той части, которая происходит в декорациях города-миллионника Якутска, а когда «Убийца» вырывается в вымирающий поселок Салдын и бескрайние леса Якутии, то обретает второе, если не сказать – «истинное» дыхание. Здесь великорусская тоска сталкивается с холодным безразличием Севера и уступает ему по всем статьям. Северу глубоко наплевать на мелкие разборки людей, принципиальность и обман, любовь и ложь, на остатки советской империи и преступных золотодобытчиков, которые незаконно ищут клады в огромной Лене. Та продолжает лениво катить свои широкие воды, безразличная ко всему. «Геолога недавно в лесу нашли с оторванной головой. Медведь, наверное, задрал», - фраза из фильма, показывающая, насколько меняются взгляды и приоритеты вдали от цивилизации. Не повезло, стало быть, но и это пройдет. Всякое может случиться, не цивилизация все же. Дикий угол, где главный прокурор – это как раз медведь. Такой подход хорошо знаком людям Севера, которые прекрасно знают эту дикую и первозданную природу, ее законы и соблюдают определенные правила, чтобы выжить. Удивительная сила Севера заключается в том, что прекрасно учит смирению и даже определенному фатализму. И когда принципиальность и въедливость Джулуса сталкивается с жестокими законами природы, которые подразумевают выживание любой ценой, то победителем этой схватки может быть только один. А проигравший уйдет со сцены, как геолог, размякший от городской жизни, которому не повезло. Ярость и смирение, сила и слабость, деятельность и инертность – удивительно парадоксальные вещи, которые на Севере идут рука об руку, создавая его непередаваемый флер и блеск, манящий новых искателей приключений. Западному, да и российскому зрителю не понять этой, казалось бы, бессодержательной северной поэзии, ее, на первый взгляд, бессвязности. Но именно в этом и есть главный смысл, постичь который можно только приняв законы Севера и отринув философию городов, выражающуюся в консюмеризме, отказе от первобытных инстинктов и умении слышать мир вокруг себя. Поэтому и есть подозрения, что лента вряд ли станет первой ласточкой, которая откроет широкой публике якутское кино. Это алмаз, который невозможно огранить до бриллианта, за ним стоит только зачарованно наблюдать со стороны. Ведь если взять инструмент и довести его до ума, то получится вполне стандартный стилизованный продукт, похожий на тысячи других. Уникальность якутских фильмов как раз и заключается в том, что в эпоху глобализации еще остаются вещи, нетронутые коррозией всеобщей унификации. Если хотите, уголок terra incognita, который так любят разглядывать туристы. Так и хочется сказать: вы смотрите, господа хорошие, но трогать строго-настрого запрещено.
Так уж получилось, что на данный момент живу далеко за пределами Якутии. Помню, как во времена прошедших дней моей безмятежной молодости в пределах республики, СМИ и сарафанное радио довольно часто упоминали якутский кинематограф. Мол, фильмы бюджетом минимум в 50к рублей, без поддержки Фонда Кино, умудряются собрать бокс-офис и увеличить свой капитал в 10-15 раз (но мы знаем, что на Западе такое проворачивает и студия Блумхаус). Можно было сказать, что и любое российское кинцо, будь-то оно от студии Саркисяна, всегда окупается, - это правда. Так можно и было сказать и про якутские киношедевры начала 2000-х, где местный выпускник киношколы, неизвестно откуда взявший деньги для съемки своего кино (oh, hi Mark) пошел покорять местный кинопром. Но в отличие от 'Комнаты', который начали форсить только в 2010-х, да и благодаря Интернету и нескольким известным интернет-критикам, про многие якутские кинокартины местный зритель скорее всего забывал как только выходил из сеанса. Ну, или сам хайп касаемо фильма быстро стихал после завершения проката. Вот вышел этот фильм 'Мой убийца' 5 лет назад. Думаете, про него кто-то сейчас помнит? Нашел этот фильм в Интернете благодаря стриму Маргинала на твиче, один из зрителей заказал видео с Костасом Марсааном (вроде называлось 'Ужасы в якутском кино', его трудно найти по названию, ибо автор канала почему-то решил предоставить просмотр только по ссылке), где он рассказывал про якутские хорроры, но не забыл упомянуть и про свой фильм. Итак, фильм начинается со съемок с высоты птичьего полета (вид сверху всегда лучше) - закрадывалось впечатление, что таких съемок будет довольно много. И не прогадал. Как человек, который всю свою жизнь прожил в окружении сопок и гор, а теперь живет в местности, где практически отсутствует все это и довольно трудно найти свободное время, чтобы просто выйти на природу... М-да, режиссер фильма знает куда надавить - в середине фильма мы видим открытые местности, где зритель может мысленно представить, как гуляет по сопкам, а небо с облаками кажутся совсем рядом. Но потом нам показали сцену 'не с дронами', и моя ностальгия по родным краям сразу куда-то улетучилась: местные люди, мечтающие быстро навариться и свалить из 'этой дыры' быстро вернули меня в реальный мир. Так возможно и происходит с героями данной картины, да и с самой картиной тоже. Вялотекущие диалоги, motion picture который местами кажется совсем не motion, шутки за 100 рублей без панчлайна - кажется, что я смотрю очередное южнокорейское кино. Но в отличие от корейцев, я тут прослеживаю явное влияние русской культуры - якутская речь вперемешку с русским (о, да, прямо услада для ушей), нарратив возможно местами позаимствован с рандомного эпизода мыльной оперы телеканала НТВ... Ничего против этого не имею, но для нового зрителя якутского кино это может выглядеть весьма экзотично (или нет). Возможно от этого фильм набрал себе очки, так как собрал в себе некоторые шаблоны с российских и западных детективных фильмов, но отказался перенимать чужую культуру полностью. Среди явных минусов отмечу сам сюжет. У вас возможно не появится никакого желания пересматривать этот фильм, ибо по окончанию фильма ни гештальта (все карты раскрываются ближе к развязке), ни возможно желания посоветовать этот фильм своим друзьям (это артхаус) у вас не будет. Гештальт закрыт, никто не обещал возвращаться спустя 25 лет. Разве что доля желания обсудить этот фильм на форуме (вот зачем-то же я решил все-таки выкатить рецензию на этот фильм) и мой гештальт официально закрыт. 6 из 10 (5 баллов чисто за сопки).
Режиссёрский дебют в большом кино и сразу полномасштабный успех во всех направлениях кинофестивальной жизни. Фильм действительно сделан очень качественно и с душой с учётом того, что картину делали не столичные фильммейкеры, а творческие люди из отдаленной Якутии. Сразу хочется отметить, что кино не является попсовым и не стоит в один ряд с посредственными 'шедеврами'. Это триллер, жёсткий, серьёзный, но больше воспринимается, как документальная драма с элементами художественных вставок визуального ряда. В фильме молодой оперативник расследует запутанное и странное убийство, события которого не оставляют героя в покое. Сюжет действительно оригинальный и свежий, но больше всего меня испугало то, что все происходящее в фильме основано на реальных событиях. И чтобы понять весь ужас окружающей реальности, необходимо увидеть эту кинокартину своими глазами. Конечно, фильм далеко не идеальный. В картине присутствуют технические недочёты и шероховатости. Повествование идёт очень медленно и в некотором смысле даже немного скучно. Присутствует эффект затянутости и монотонности. Все герои интересные, но актёры не вытягивают свои образы на максимальный уровень. Все смотрится довольно-таки блекло и в профессиональном смысле как-то слабо. Не удивлюсь, если большая часть актеров, это любители и совсем не являются профессионалами своего дела. Но в целом, связав всех в одно целое, актёрская гармония получена и задача выполнена. Отдельно хочу отметить композитора, музыка которого очень хорошо дополняла эмоциональность сцен, а в некоторых случаях даже украшала и вытягивала неровности и технические провалы. За это хочется сказать огромное спасибо. Так что, если подытожить, то можно сказать, что фильм 'Мой убийца' не является прорывом на отечественном кинорынке, но бесспорная победа якутского кинематографа. Если такими темпами идти дальше, через какие-нибудь десять лет якутские фильмы будут на голову выше московских. И это не шутка! Фильм действительно сделан очень хорошо и находится на достойном уровне. Для первого раза и начального опыта, это высший бал в кинематографии. Уверен, если данный сценарий отдать Голливуду, то фильм бы собрал сотни миллионов, потому что история действительно интересная и захватывающая с шокирующим и неожиданным финалом. По структуре повествования это фильм накладывает тень на такие громкие картины, как 'Девушка в поезде', 'Исчезнувшая', 'Зодиак' и многие другие серьёзные премьеры. Будет ли данный фильм достойно воспринят нашей широкой публикой, я сомневаюсь, но настоящим ценителям и поклонникам отечественного кинематографа посмотреть однозначно стоит. Приятного просмотра.
Ещё с дореформенных времен нас перекормили милицейской темой в кино. Криминальные истории не вызывают уже большого энтузиазма, тем более, клишированных обязательным поеданием пирожков в морге - мрачное дельце. Может, они и не притязают - 'не любо - не смотри', но сюжет все равно держит. Молодой следователь (Вячеслав Лавернов) ведет дело об убийстве девушки Любы в своей квартире. Несложные поиски приводят его к родной сестре-близняшке Вере. Она долго и надрывно плачет и не в состоянии разговаривать, а чуть позднее по телефону все же называет имя убийцы. Кажется, прямо здесь история исчерпывает весь свой потенциал. Известное дело, детективная драматургия не любит прямых решений, но только не в случае с близнецами. Вот почему у Хичкока никогда не бывает двойников и поединков, кстати, тоже. Это единственное, что смущает именно в этой интриге - предсказуемость и официальное 'объявление' тайны тайной. А нам-таки довольно быстро ясен ответ. В остальном фильм не за что упрекнуть - здесь есть крепкая режиссура, стильные кадры и завораживающие пейзажи бескрайней якутской тайги, непривычная для нас подача смешанных диалогов, когда герои говорят то на русском, то на родном языке, и выходит, что история в очень понятном контексте, но с культурной новизной. Здесь нет никакой провинциальности, вялого изложения или неуверенных кино приемов. Это дебютная работа очень уравновешенна, и уж точно лучше многих ТВ-произведений в таком жанре. Нет драматургических ошибок, зато есть одна дорогая вещь - состоятельная страсть к своему делу. Хочу верить, что этот режиссер (Костас Марсан) еще снимет много отличных картин, но без трупов. 7 из 10
Что ж, это по-нашему: дебютный фильм – и сразу полный метр, и сразу психотриллер. Когда были СССР и ВГИК, даже Тарковский начинал с короткометражек: так художников учили дисциплине. Может, поэтому из режиссеров и вырастали Тарковские. Но сегодняшним творцам не нужен ненавистный диктат, они лучше знают, что им делать. Костас Марсан тоже знал, что делал: не просто детектив, но детектив зловещий, такой, чтобы поиски таинственного злодея постепенно затягивали зрителя в самую пучину тайны, приобрели этакую экзистенциальную глубину. Но в результате вышло нечто другое. Есть такой жанр – «фестивальное кино». «Мой убийца» - пример чисто фестивального кино. Трейлер неплох, хотя не совсем честен: он быстр и эффектен, но сам фильм плывет, как якутская река, текуче, неспешно, почти психоделично, с редкими вспышками действия. Постоянно журчит зловещий минимальный саундтрэк. Нечастые и не особо нужные флэшбэки и флэшфорварды, несущие чисто формальную функцию – отличить это кино от презренного мейнстрима, на практике умудряются лишь заморочить сюжет, который без них был бы прост, как букварь. И делать за авторов их работу, в уме переставляя сцены в правильном порядке, не сильно и хочется: очень скоро наступает лень концентрации, начинаешь впитывать «Убийцу», словно в полудреме, и даже на игру актеров перестаешь обращать внимание. Наверное, в таком кино она и не главное. До «Золотого глобуса» фильм так и не доплыл, что вполне справедливо. Однако, благодаря номинации, стал известен за пределами Якутии, что справедливо в равной степени. Пейзажи красивы. Будь Звягинцев якутом и снимай он детектив, мог бы сделать что-то подобное. Наверное, понравится любителям атмосферы. Любителям чистого детектива и динамичного сюжета… Не знаю. Но смотреть для галочки все равно нужно, ибо экзотика. И все равно намного лучше, чем сериалы по НТВ.
В первый раз в жизни посмотрел фильм, снятый якутскими кинематографистами. Это значит, что снимали в Якутии, с тамошними актерами, да еще в основе сценария история реального преступления. Молодому следователю поручили простенькое дело: в квартире найдена убитая девушка. Преступник, покидая квартиру, столкнулся с соседкой на лестничной клетке. Что сложного в том, чтобы его найти? И находят, причем довольно быстро. Да только не все так гладко оказывается. Фильм хорош динамичным детективным сюжетом. Словно в романах Агаты Кристи, главный герой распутывает сложный клубок преступления. Общается со свидетелями, даже совершает поездку в далекий поселок. Для меня стало открытием, что местная авиакомпания - 'Якутские авиалинии' - совершают регулярные рейсы не только в крупные города, но и районного значения. Это нам, в европейской части России, чтобы добраться до соседнего района, нужно несколько часов. Якутия огромна, потому и главный герой садится на самолет, чтобы найти новую нить, ведущую к раскрытию убийства. Не скажу, чтобы игра актеров меня поразила. Однако она была естественной, и это самое главное. Люди в кадре не кривлялись, не строили из себя кого-то иного. Они были самими собой. Наверное, это и есть в определенной степени актерский талант. Если это так, то у исполнителей главных ролей ленты 'Мой убийца' он, безусловно, есть. Да, криминальный сюжет ленты не сказать, чтобы чрезвычайно запутан и загадочен, однако вызывает интерес. Равно как и попутно раскрывает некоторые особенности местной жизни. Еще два достоинства этого фильма - великолепно подобранная музыка, точно иллюстрирующая звуками происходящее на экране, и бесподобные пейзажные съемки, показывающие всю необъятную красоту Якутии.
Тогда и трейлер был другой и реклама. Никто не раскрывал всех фишек сюжета. И придя в кинотеатр, ты вдруг открывал для себя весь странный сюжет этого фильма со всеми его хитросплетениями. Но в российском прокате у него появился навороченный трейлер, не передающий нервного дыхания этого фильма, раскрывающий все его тонкости еще до похода в кино. Даже не знаю как он будет смотреться теперь. За что я не люблю российский кинематограф, так это за его рекламу, так ладно сделанную, так много обещающую, и так часто обманывающую. Просто поймите это якутский фильм, снятый в регионе, его бюджет для нашего региона огромен, но ничтожен по сравнению даже с российскими лентами. Это малобюджетный фильм с интересным сюжетом. Впечатления от фильма остались двоякими, интересный сюжет и нервное, прерывистое повествование. Он был похож на картонную коробку, в которой спрятались еще несколько коробочек, которые как ребенок открываешь каждый раз с удивлением, что там еще что-то есть. Но самым удивительным было то, что оказалось в последней. 6 из 10