Скажу сразу, я посмотрел Лефти Брауна после Братьев Систер, Баллады о Бастере Скраггсе и прочтения пары нелестных отзывов про 'бюджетный вестерн' и 'денег хватило только на Билла Пуллмана, парня из Сынов Анархии и пятнадцать минут Питера Фонды'. Вначале и настрой у меня был соответствующий, да и фильм не обещал ничего особенного. Классический вестерн с кучей съемок средним планом, выхватыванием револьверов без повода, Шерифом-Сенатором-Суперменом Питером Фондой, который валит плохих ребят даже не вспотев. Ну и присутствуют фоном: его подручный, смешной старый неудачник (Пуллман), любящая жена на ранчо, куда Супермен возвращается отдохнуть от обычных суперменских дел и прочая свита. Короче, главный Герой и все остальные за ним как за каменной стеной. Скучно! И вдруг, случается невозможное! Главного героя Каменную Стену убивает какой-то человек без имени. Что в принципе не может быть. Каменная стена оказывается МакГаффином, трупом в ковре на крупе лошади, а вся свита выходит на передний план. И это невероятно! Они все становятся главными героями. Раньше было достаточно спрятаться за стену и вообще не париться, можно было хоть сорок лет там просидеть а сейчас надо жить, самостоятельно делать выбор. Собственно для меня фильм и стал фильмом про выбор. Человек-тень, 40 лет второй номер, про которого никогда не упоминали когда писали про его великого напарника делает выбор и сам начинает 'отбрасывать тень', он ничуть не менее (а может и поболее) крут, чем мистер Супермен. Жена Каменной стены делает выбор между деньгами и мужем в пользу мужа (хотя, как я понял, она получила и то и другое), а пьяница-друг показывает, что он еще на что-то годен. Фильм очень даже неплох в части сценария и драматургии хотя мне показалось что профессиональных актеров там не много. Всего чуть больше 10, остальные - массовка реконструкторов в аутентичных интерьерах и бородах до пояса. Однако это даже больше плюс, чем минус. Вся история выглядит как намного более местная и близкая к земле, чем те два фильма, что я упомянул вначале. Плюс, от него веет классическими ревизионисткими вестернами 70-х-80-х годов без всяких изысков типа замедленных съемок или 'зеленой стены', зато с отличным сценарием, съемками на исторической натуре и актерами, которым хочется верить.
В 1974 году в советском прокате с шумом, будоража умы, пронеслась картина про 'загнивающий Запад'. И было в ней всё чего душа пожелает - и сановные особы чистых кровей, и аристократическая грация кичливых положением дам, и персонажи из паучьей банки жалящие ради собственных амбиций каждого, кто приблизится. Английский истеблишмент рисовал тогда автор - чопорное чванство двумя сериями тешилось пред зрителем. Убийство сына лорда Уорбека загадкой собравшимся у экрана. Закрытое помещение, ограниченный круг лиц, смерть пятнающая жалом и запредельный драйв размышления - кто есть кто? Отгадка - 'Чисто английское убийство'. Мотив - разъяснением. Сегодня, в 'Балладе о Лефти Брауне', мы имеем дело абсолютной идентичности с событиями 44-летней давности. Вот только изменены место, время, круг лиц, детали преступления. Сыщик или опер розыскного дела со стажем без труда бы провёл параллели меж этими лентами. Сличил почерк, вывел закономерности и не выходя из кабинета, попыхивая подобно Шерлоку Холмсу трубкой, задумался на миг сопоставляя детали пазла, а потом, с помощью дедукции, установил виновного. Как там говорил Василий Ливанов устами персонажа с Бейкер-стрит? 'Я называю такие дела 'делами на одну трубку'? Верно. Всё проще простого. Вниманию зрителя вестерн времён Дикого Запада. ХIХ век на исходе. Янки 'попилили' отобранные у индейцев земли меж себя и 'упражняются' в их эксплуатации - кто сеет, возделывая, кто пасёт скот разводя табуны. В нашем фрагменте, скотоводы преобладают над земледельцами. Однако пусть они не думают, что 'поймали Бога за бороду' и жизнь их полна лучезарного света. Охотников до чужого скота всегда было немало. На всех континентах удальцов хватало. Кто? Лойко Забар с 'гоп-компанией' потешался в 'Табор уходит в небо', 1976 год, Джек Николсон, он же Том Логан в 'Излучинах Миссури', 1976 года 'хищал' чужое. Жалобы слышались в 'Войне', 2002 года у режиссёра А. Балабанова - он всегда наш скот воровал, он наш кровник (Р. Шамаев о А. Гугаеве). География - Закарпатье - Северная Америка - Кавказ. И время ХIХ-ХХ века. Вот и здесь - в погоню за ворами коней. Два престарелого вида мужчины отправляются по следам. Один - хозяин, другой - подручный, идущий с эквайром рука об руку вот уже 40 лет. Реакции уже заторможены, седина извинительной порослью прожитых лет. Нагонят? Отобьют лошадей у лихих людишек? Оружие в кобурах, значит намерения серьёзные. Но и конокрады не сегодня родились. Поединок в захватывающей схватке рисует автор. Вестерн плавно перетекающий в криминальную драму живописует создатель. Преступление, прикрытием иного деяния, бильярдным шаром в нашу лузу. Коррумпированную власть мы сможем здесь рассмотреть, спивающийся закон, заглушающий совесть - увидим, трясущиеся руки немощи, способные на поступок запечатлеем. И всё это на фоне потрясающих видов Монтаны. В закате и восходе солнца, в пепелище знойной жары. Два часа как один миг. Как глоток освежающей влаги. Что в итоге? Чисто американское убийство в параллель с 'Чисто английским'. 7 из 10