Спутник Юпитера: отзывы и рeцензии

Ali_Mensaf
Ali_Mensaf6 октября 2018 в 01:01

Фильм хороший, но есть ощущение, что его потенциал был гораздо больше. «Спутник Юпитера» — это как новоизобретенный язык общения со зрителем, в котором найдется место и для размышлений, и для качественного зрелища – вещи, которые порой в кинематографе кажутся несопоставимы вместе. Во время прорыва сирийских беженцев через границу с Венгрией, многие из них остаются задержанными и отправляются в специальные лагеря, а менее удачным и вовсе эти виды могут показаться последними в жизни. Одним из таких должен был стать Арьян, молодой парень, который вместе с отцом пытались добиться «европейской мечты», а возможно просто надежды на дальнейшее существование. Получив несколько пуль в грудь и область живота, казалось бы, это событие должно было отобрать молодую жизнь, однако парень удивительным образом выживает и обнаруживает возможность преодолевать силу гравитации. На этом, многие подумают, эпизоде, фильм должен развернуться в язык общения символизмами и абстрактными категориями, однако, что удивительно, этого не происходит. Нет, конечно, тут есть несколько сцен которые намекают на то, чтобы мы подумали в первую очередь увидев летающего человека, однако история этого фильма довольно приземленная и сосредоточена больше на бытовых реалиях человеческой натуры, нежели на возможности существования сверхчеловеческих способностей. Мераб Нинидзе выдает шикарнейшую актерскую игру, наверное, вся драматическая часть «Спутника Юпитера» лежит именно на этом актере, а вот актер играющий Арьяна мог бы в это настроение добавить свой вклад, однако его персонаж, несмотря на то что он несет весь символизм вызывающий духовные мысли зрителя, оказался каким-то неэмоциональным в своем общении – как вербальном так и body language. Тем не менее, этот фильм вряд ли легко забудется, подобные представители безусловно обогащают мировое наследство кинематографа, более того – технически, фильм оказался даже лучше, чем от него можно было ожидать. Чего только стоит феноменальная работа оператора в стиле Любецки. Однако, имея этого Арьяна, его цели, его судьбу с отцом – «Спутник Юпитера» нужно было пропихивать в сан культовых, но до этого режиссеру не хватило всего то малость. 8 из 10

Shareno-kino
Shareno-kino21 апреля 2018 в 09:28
Миграционный кризис через объектив сверхъестественного

Проблема миграции, а по точно не управляемый миграционный поток в Европу, серьёзно заявила о себе во всех сферах общества. Политические дрязги и раскол внутри Европейского союза, появления противоречивых экономических исследований о вреде и пользе доступа мигрантов к европейскому рынку труда, проблемы социальной и культурной интеграции мигрантов вследствие провала политики мультикультурализма, всё это пугает, беспокоит и озадачивает современных европейцев, особенно из той части Европы которая становится или первым пунктом приёма миграционных волн, или своеобразным перевалочным пунктом. Процессы миграции находят своё отражение в искусстве и особенно в кинематографе. Тема миграции давно пересекла границу между документальным и игровым кино и появляются всё более смелые эксперименты с данной тематикой. Так вспоминается успех игровой ленты «Божья земля» (2017) на кинофестивале Сандэнс, где социальная тема миграции переплетается с гей драмой. «Спутник Юпитера» предлагает более смелый эксперимент, а именно отражение миграционной проблемы в современной Европе, через жанр фантастики. Что является первым таким экспериментов, или чтобы быть более точным, первым таким успешным экспериментом. Начальные кадры с которых начинается фильм, похожи на большинство фильмов о мигрантах. Мы видим группу мигрантов, которая незаконно пересекает границу (Венгрии) по реке. Камера показывает нам крупный план мужчины и парня, отца и сына (Ариан), которым приходится разделится, но они договариваются встретиться вместе уже в Венгрии на железнодорожном вокзале, для дальнейшего путешествия в гостеприимную Австрию. И далее фильм всё меньшей степени напоминает зрителям современность и реальное положение дел в Европе, заявляя о своей фикциональности. Следующий эпизод уже показывает, не просто как пограничники отлавливают незаконных мигрантов, а как они стреляют в них без всякого предупреждения, что приводит к смертям. Всё это списывается на борьбу с терроризмом, другим страхом, который объял Европу, в том числе из-за наплыва мигрантов из Ближнего Востока. И наконец мы приближаемся к квинтэссенции истории, а именно как молодой сирийский беженец Ариан после попадания нескольких пуль в него не умирает, а чудесным способом исцеляется и начинает левитировать, взмывая к небу. Далее сюжет развивается в Будапеште, который здесь скорее напоминает город из киберпанк фильма, с явной апокалиптической атмосферой. Над городом кружат вертолёты, улицы полны военными и бесчувственным горожанами. Большинство кадров фильма засняты в жёлтых, пессимистичных тонах. Беженский лагерь скорее напоминает концентрационный, мигранты там лишены доступа к социальной помощи и сам лагерь погряз в коррупции. Здесь работает второй главный герой ленты (доктор Штерн), который чаще не лечит пациентов, а получает от них взятки за осмотр и направления в больницу. Именно здесь доктор встречает летающего пациента, и после того как видит своими глазами способности Ариана, забирает его из лагеря, и вместе они заключают сделку, которая основывается на супергеройской силе Ариана. Доктору нужны деньги, чтобы «очистить» своё прошлое, а цель Ариана заработать деньги для них с отцом, чтобы обеспечить дальнейшую их поездку в Австрию. Но счастливой кооперации между доктором и пациентом не случается из-за появления главного антагониста фильма, начальника лагеря, беженцев, именно он в начале фильма и стрелял в Ариана при пересечении границы и хочет завершить своё дело. В целом фильм смотрится довольно динамично, из-за обилия перестрелок, автопогонь и кадров с полётами главного героя. Сцены полёта созданы без применения дорогих спецэффектов, но смотрятся эффектно благодаря искусному режиссерскому и операторскому умению и работе гафера, чего только стоит сцена с игрой тенью главного героя, который спасаясь бегством прыгает с многоэтажного здания и «мягко» приземляется на тротуар и всё это зритель видит и понимает только благодаря съёмки тени Ариана. От заглавия мы понимаем, что фильм посвящён Европе. Режиссёр, наверное, взял все возможные страхи европейцев касательно миграции и националистические взгляды венгерского правительства, возвёл их в квадрат и показал на экране, но завернув всё это в блестящую фантастическую упаковку. Показывая нам, что современные люди скорее боятся супергероев или, просто стараются их не замечать, даже если они пролетают над их головами. Важнее не иметь суперспособности, а иметь визу или паспорт нужной страны. И всё-таки за слоем политики и фантастики, показан человек, у которого есть цель, и только мысль о достижении этой цели помогает ему выживать и двигаться дальше во враждебной среде и не без помощи милосердия людей, которые способны, сперва уверовать, а потом увидеть. 8 из 10