Тайная жизнь: отзывы и рeцензии

Chaykovskaya
Chaykovskaya16 марта 2020 в 14:08
Внутренняя война

Терренс Малик, вдоволь наигравшись с секретами мироздания, возвращается на земную твердь и в привычной ему живописно-повествовательной манере снимает фильм о глубочайшей трагедии маленького человека. Франц Егерштеттер (Аугуст Диль) - австрийский фермер, который вместе с женой (Валери Пахнер), детьми и матерью живёт в предгорье Альп, возделывает плодородную землю и однажды отказывается присягнуть на верность Гитлеру. Франца отправляют в тюрьму за подрыв военной морали, а его семья остаётся в живописнейшем уголке земли, который своим спокойным и размеренным течением времени абсолютно противоположен хлёсткому и устрашающему урагану войны. Здесь сюжет разделяется на две линии, одна из которых повествует о тяготах и муках - как физических, так и душевных, - которые Франц испытывает в тюрьме. Другая - о силе духа, стойкости характера, природной кроткости, незыблемой красоте, мудрости и титанической силе, - обо всём, что скрывает за собой хрупкое естество женщины. Жена Франца взваливает на себя всё хозяйство, фермерство, престарелую свекровь, троих дочерей. Ей, как и многим, не понятны мотивы супруга оставить семью на произвол судьбы и отдать жизнь за нежелание произнести всего лишь пару слов. Так думают и адвокат Франца, и даже судья военного трибунала (последняя роль великого Бруно Ганца). Сюжет фильма основан на реальных событиях, а это значит, что финал очевиден. Но блестящая игра Аугуста Диля позволяет разглядеть все чувства, которые испытывает Франц, услышать все его мысли. Невольно начинаешь сомневаться в его решимости и надеяться на положительный исход этой громадной по масштабам трагичности истории. Название Малик заимствует у Джордж Элиот. '... ибо благоденствие нашего мира зависит не только от исторических, но и от житейских деяний; и если сейчас наши дела обстоят не так скверно, мы во многом обязаны этим людям, которые незаметно и честно жили рядом с нами, и покоятся в безвестных могилах'. Франц живёт простой и скрытой от глаз всего мира жизнью. Но по воле судьбы и собственным убеждениям ему приходится совершить невидимый для всех протест, ввязавшись в непродолжительную, но кровавую войну внутри самого себя. Тайная Жизнь - это трёхчасовая ода, художественно-поэтическое произведение, где каждый кадр и каждая сцена являются неотъемлемой частью общего восприятия картины. Невозможно рассказать эту историю, пренебрегая описаниями красоты альпийской природы, сочности утренней росы, пробивающегося сквозь высокие травы рассветного солнца. Так же, как невозможно обойти стороной искренность чувств, нежность сестринской любви, детскую невинность и непосредственность. Нельзя смотреть фильмы Терренса Малика, внимая лишь сюжету и не замечая завораживающей красоты окружающего нас мира, которой он и его операторы наполняют каждую ленту, над которой работают. В Тайной Жизни легко угадываются живописные полотна любимого многими кинематографистами Эндрю Уайета. А некоторые интерьерные съёмки будто списаны с натюрмортов нидерландских художников. И все эти картины, зарисовки и наброски невероятно гармонично озвучены произведениями Баха, Бетховена, Генделя, Шнитке. Человек - величайшая загадка. Внутри каждого из нас - целый мир. Мы ежедневно принимаем решения, опираясь на собственные чувства и жизненный опыт. По мотивам жизни каждого человека можно снять кинофильм, и он непременно получится невероятно красивым, если за него возьмётся Терренс Малик.

egvo
egvo23 марта 2020 в 06:40
Пересказ сюжета не имеет смысла

Однажды я слышал формулировку: «Арт-хаус — это когда пересказывать сюжет нет смысла». «Тайная жизнь» — это не арт-хаус в том смысле, как существует тенденция называть эксперименты Линча, трэш вроде «Мэнди» или непонятные «Враг» и «Тебя никогда здесь не было». Но это арт-хаус в смысле кино авторского, и такое описание все же предельно справедливо в отношении фильма американского мастера. Пересказать сюжет этой картины — все равно что ничего о ней не сказать. Так давайте с этого и начнем. Сюжет Простой фермер Франц Егерштеттер наслаждается земледелием, женой, детьми и деревенской жизнью в предгорье Альп, в то время как в Австрии объявляют призыв на войну, которая позже получит название Второй мировой. Франц осознает злое начало этой войны и отказывается присягнуть на верность Гитлеру. Не в силах поступиться совестью, он не может служить ни в войсках, ни в госпитале, и потому попадает за решетку. Примерно до середины фильма Франц занят прелестями деревенского быта, предчувствиями и опасениями. После середины он попадает в тюрьму и ожидает суда. Повествование при этом разбивается на две локации — деревню, где остается жена с тремя дочерьми, и тюрьму, где Франц терпит голод, побои и издевательства. Несмотря на то, что действие картины происходит в военное время, война в кадр совсем не попадает. Вместо этого здесь красоты Альп, пшеничные поля, скотоводство и деревенские дома. И да, это история по реальным событиям, но это не так важно. Куда важнее то... Чего сюжет не скажет Поверх сюжетной канвы ложится уникальный взгляд режиссера на жизнь и внутренний мир человека. Эффект живой камеры попросту творит чудеса — автор следит за людьми, выхватывает значимые диалоги, душевные метания, отражающиеся в заламывании рук, поглаживании травы, слезах, еле уловимых эмоциях лица. Если вы наблюдательны, тогда увидите, насколько в этом умении преуспел автор. Этот фильм невероятным образом демонстрирует самое зерно человека, которое отличает нас от животного — наше сознание, бездонную душу, тонкую чувственность, способную осязать едва различимое дыхание окружающего мира. В этом смысле «Тайная жизнь» является прямым продолжателем одной из предыдущих картин режиссера — «Древа жизни». Теренс Малик — поэт от кино, и это чистейшая правда. Актерская игра и мизансцена Главную роль в картине исполняет Аугуст Диль, кому-то, вероятно, известный по «Фальшивомонетчикам». Здесь Аугуст игрой очень напоминает Пола Беттани («Игры разума», «История рыцаря») в лучших его драматических ролях. Жену играет менее известная Валери Пахнер. Появляются здесь и именитые актеры: Микаэл Нюквист (скандинавская серия «Девушка с татуировкой дракона»), Бруно Ганц («Небо над Берлином»), Карл Маркович («Фальшивомонетчики»), Франц Роговский («Между рядами»). Даже самые незначительные роли здесь отличаются актерской игрой. Кино на выходе очень правдивое: оператор Йорг Видмер будто появлялся перед актерами в том самый момент, когда они забывали, что всего лишь исполняют роль. Пожалуй, это не преувеличение если говорить и о мизансцене. Во множестве кадров вы заметите их постановочность: услаждающее глаз расположение предметов на столе, пролеты по своду храма, наличие в кадре яблок, — всё это наводит на мысль о художнике, собирающемся писать натюрморт и расставляющем фрукты на подоконнике. Но, замечая эту постановочность, вы все же не можете обвинить автора в ненатуральности (в чем можно уличить, к примеру, картины Звягинцева). Малик не забывается, показывает жизнь лишь такой, какой она действительно бывает: тюрьма у него по-прежнему является тюрьмой, вот только режиссер находит в её посыпавшемся красном кирпиче некоторую эстетичность, что и передает кадром. О критике режиссера Любопытно то, что критики, посмотрев поздние фильмы Малика поделились на два лагеря. Одни считают его визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика и отмечают высокую духовность и небывалую глубину его картин. Другие видят в них претенциозное самолюбование и пустую сентиментальность. Этот фильм, вероятно, показывает нам лучшего Малика, который способен понравиться и тем, и другим. Кому смотреть Если вы человек прямой в чувствах, вам чужды душевные трения или вы терпеть не можете сентиментальщину, тогда это кино не для вас. Если же вы хотите чувствовать и созерцать — напротив, смотрите обязательно. Любителям драмы, биографических, исторических, костюмированных картин этот фильм тоже придется по нраву. Если вы любите авторское или фестивальное кино в любом виде — это идеальный вариант. Если вы фотограф или оператор — не пропустите. «Тайная жизнь» — шедевр от кинематографа. Она на голову выше всего, что сейчас пускают в кинотеатрах. Единственная причина не смотреть — если вы не хотите погружаться в омут чувства, страдать, плакать и сопереживать. Длительность Фильм длится 3 часа, поэтому настраивайтесь заранее. И не смотрите фильм частями: важнейший элемент этого полотна — это атмосфера, — не рубите его на части, грешно. С кем смотреть Конечно, вы можете смотреть этот фильм семьёй, с друзьями или с любимым человеком. Но имейте в виду — это очень личное кино, даже персональное. Вы сами должны это чувствовать и в этот круг пускать никого нельзя. Если до фильма вы будете весело обсуждать мемы о коронавирусе, то вполне вероятно, что после фильма вы и рта не откроете в течение всего вечера — настолько глубоко это кино может вас зацепить. Поэтому брать или не брать кого-то с собой — решайте исходя из того, насколько вам комфортно плакать в чужом присутствии. Приятного всем кино, не болейте, берегите друг друга и любите Теренса Малика!

grishatavro
grishatavro15 мая 2022 в 22:59
«Маски сброшены»

Общие планы, наполненные природой и простой, но приторно счастливой деревенской жизнью. За кадром женский голос перечисляет самые яркие воспоминания — как-будто смотришь рекламный ролик. Совсем не резко (резкость и внезапность вообще не свойственны этой картине) пейзажи обретают совсем другую эмоциональную окраску, а действие по своей форме напоминает «Молчание» Эндо Сюсаку, однако содержание здесь стало более материалистическим и осязаемым. Однако Терренса Малика в первую очередь интересует отнюдь не христианские вопросы, а реакции людей на недеяние главного героя: «Ноги не хотят идти будто каменные — несмотря на это был назван зачинщиком». Режиссёр часто смотрит своим персонажам прямо в лицо через широкоугольный объектив камеры. Он наблюдает, как они выходят из себя, как их глаза наполняются сочувствием, он всё пытается поймать их нутро прямо за нервное окончание, и у него это получается. Все крупные планы различных выражений лиц, неважно, чью форму эти лица носят, — чаще всего показывают лишь их собственную неосознанность. Желание же остальных понятно: они хотят, чтобы не было войны, чтобы люди не умирали миллионами во имя бешеного диктатора, прикрываясь защитой собственной родины. Всё это время от разных людей Франц слышит как из методички взятые фразы: «Гордость, это всё гордость», «Кем вы себя возомнили?!», «Всё это бессмысленно», «Ты не изменишь мир». Его постоянно пытаются переубедить, но Франц не вступает в полемику с окружающими его нацистами, он молчит и терпит пытки и насилие со стороны надзирателей. Лишь его письма жене и её письма ему раскрывают то, что их действительно гложет. У неё, кстати, судьба не лучше. Весь мир обозлился на них, презирая их протест, но как протестом может быть позиция: «Не могу сделать то, что считаю неправильным»? Христианская тематика — то, что роднит ленту с «Молчанием» и «По соображениям совести». И в этом плане картина стоит ровно между этими двумя работами: её безысходное настроение задаёт вопросы богу, но в ответ идёт лишь молчание, и при этом именно вера остаётся тем, что сохраняет непоколебимую уверенность в том, что правильно. Поэтому приз христианского жюри в Каннах — более, чем оправдан. Религия занимает особое место в фильме, как особая ткань, которая объединяет и сеет раздор одновременно. Лента не ставит вопрос о целесообразности христианских обычаев и иерархии, однако она постулирует, что вера, исходящая изнутри, не может быть неверной или насаждённой так же, как и не может служить средством манипуляций. Довольно простой тезис, но как раз это не смог показать ни «По соображениям совести», ни «Молчание» Скорсезе. Фильм можно было бы назвать слишком откровенным и при этом абсолютно не похожим на крик души, но его название говорит само за себя. «Тайная жизнь» — это прежде всего жизнь, протекающая внутри. Однако человек — лишь голос у микрофона, который может специально искажать свою внутреннюю реальность или неосознанно поддаваться всеобщему идеологическому конформизму, отдавая этот микрофон направляющим на путь диктатуры, убийств, войны и геноцида. Именно поэтому Терренс Малик так пристально вглядывается в лица, срывает маски, но за ними обнаруживает лишь пустоту — и дело не в религии или семейных ценностях, а банально в том, что эти люди уже не ведут свою тайную жизнь, которая могла бы освободить их от выполнения преступных приказов. 7 из 10

doc-ex-machina
doc-ex-machina14 марта 2022 в 21:00
По ком звонит колокол

Как известно, даже в трудные времена надо уметь обращаться к свету. Может быть, для некоторых средством эскапизма станет кино, поэтому, даже во тьме последних событий, канал продолжает свою деятельность. «Тайная жизнь» Терренса Малика рассказывает о событиях 80-летней давности, но оказалась как никогда актуальна именно сейчас. Развернувшаяся на фоне величественных альпийских пейзажей история крестьянина Франца Егерштеттера, отказавшегося приносить присягу Гитлеру и казнённого за это, обретает поистине библейский размах. За Маликом и раньше уже не раз замечали склонность к высокому пафосу повествования, но если раньше такая подача срабатывала через раз, то в туманные горные ландшафты «Тайной жизни», от которых захватывает дух, она вписалась идеально. Вообще это очень маликовский фильм: по сути своей, это житие мученика, в котором сюжет уходит на второй план. В главе угла здесь оказываются духовные искания главного героя (блестящая роль Аугуста Диля). В его идиллическую жизнь без объявления войны вторгается гитлеровская Германия и ставит его перед выбором. А нам остаётся лишь невидимо следовать за ним повсюду на его тяжёлом пути, наблюдая, как его дух постепенно преодолевает свою оболочку, не желая подчиняться тому, что идёт вразрез с его существом. Гармония с природой или гремящий паровоз цивилизации, подчиняющий слабых духом своей воле и сметающий все и вся на своём пути? Жизнь в мире с самим собой или пресловутый конформизм? В конце концов - божественное добро внутри или творимое вокруг зло? Выбор между самопожертвованием и беззубым подчинением тьме каждый делает по-своему. Но только в одном случае удастся жить - или умереть - в мире с самим собой.

Al_Olkhin
Al_Olkhin20 ноября 2020 в 17:24
Патриотизм без нравственного начала — вырождение нации.

Молодому австрийскому фермеру Францу приходится делать выбор: сохранить жизнь и вернуться к семье или отказаться от присяги Гитлеру. В картине показаны два антонимичных мира: мир счастья — горы, поля, реки, небо, дети, жена; мир испытаний — стены тюремного двора, скупой интерьер камеры. Режиссер подчеркивает визуальную разницу двух миров, создавая дополнительное напряжение в выборе Франца. Бескомпромиссный религиозный контекст возникает после монолога иконописца (не дословно): «Я заставляю людей поднимать голову и мечтать. Но люди хотят сострадать, а не идти на страдания. Мы создаем почитателей, а не последователей. Когда-нибудь я наберусь смелости и покажу истинного Христа». Далее режиссер делает в своем фильме то, о чем мечтает иконописец. Дерзкая и успешная попытка. Огромный метафорический ряд выражает смысл происходящего не меньше диалогов. В момент терзаний Франц идет по проселочной дороге совсем один, а над ним сгущаются грозовые облака. Родные пытаются отговорить Франца, а в руках у них спутанная веревка. Сцена в саду: девушка искушает Франца и срывает зеленые яблоки. Решение принято и супруги идут вдоль реки, конечно же, против течения. Почтальон приносит повестку и впервые в фильме появляется затемнение — водораздел кинокартины. Во время ареста на земле останется шляпа Франца — мирная жизнь. На допросе собеседник окуривает Франца дымом и словами одновременно. На крестный ход не допускают семью Франца — тех, кто идет путем крестных страданий и выбирает тайную жизнь души. В комнате супругов висит картина «Тайная вечеря», а в «комнате» души Франца эта картина отпечатана. В тюремной комнате то и дело появляется кувшин — цитата из жизни Христа, которому омывали ноги миром из сосуда. В финальной сцене тюремщики одеты гиперболировано театрально, место действия напоминает сцену с темным занавесом: действительность становится сюром, а тайная жизнь души становится действительностью. Неудивительно было бы услышать в этом месте стихи Бориса Пастернака: «Гул затих, я вышел на подмостки…И неотвратим конец пути/ Я один, все тонет в фарисействе/ Жизнь прожить — не поле перейти…» («Гамлет»). Герой фильма, как и герой романа «Доктор Живаго» остается верным себе, несмотря на вихрь исторических событий. Тайная жизнь честного сердца, скрытая внутри человека. Юрий Живаго пишет стихи, сеет и взращивает их в творческом пространстве. Франц — сеет пшеницу. Они не могут взять в руки автомат и сеять свинцовые пули. Дело не пацифизме, а в условиях, с которыми придется согласиться. Режиссер использует любую возможность выразить контраст между нет и да, между предательством и верностью, совестью и бесчувствием. Даже транспорт в кадре не случаен. К счастью и семейной жизни Франц едет на мотоцикле, вокруг — пейзажи умопомрачительной красоты. Путь к суду и встрече со злом отдан поезду, который мчится на бешеной скорости среди индустриализированного пространства. Управляя мотоциклом, человек выбирает свою дорогу сам, всегда волен повернуть, сбавить скорость. В поезде так много зависит от одного — машиниста, которому доверяют все пассажиры. Сегодня Германия признает ошибочность своего выбора, но тогда было ли это очевидным? Парадокс главного героя в том, что даже «в общем поезде он едет на своем мотоцикле». Суть христианства поймана и выражена предельно четко. Сформулированность идеи, артикуляция повествования открывают перед нами внутренний мир зрелого режиссера. Т. Малик использует и кинематогрофическое наследие. На главную роль приглашен актер, который не раз играл людей военного времени. Режиссер словно аккумулирует предыдущие роли, показывает предельное напряжение человека военного лихолетья. Появление актера Карла Марковича напоминает о дуэте с Аугустом в «Фальшивомонетчиках», а образ Бруно Ганца (член суда присяжных) может ассоциироваться с его ролью Гитлера в «Бункере». Франц встречается с фашизмом (Гитлером) лицом к лицу. «Вы имеете право так думать», — произносит герой Ганца, а после садится в кресло заключенного, «примеряя» на себя его поступок: нет, это не для него. Терренс Малик снял довольно длинную картину, в этом — смелость и желание высказаться так, как он считает нужным. Своеобразный прием: нам хочется, чтобы кульминация наступила поскорее. Возможно, некоторым захочется остановить фильм. Но страдания Франца не закончатся; выключив фильм, мы только устранимся от участия в истории. История жива без нас, но живы ли мы без нее? Режиссер рассчитывает на зрителя, привыкшего размышлять над увиденным, вглядываться в кадры, ловить каждый звук. Его послание миру таково: патриотизм без нравственного начала — вырождение нации. Красиво. Умно. Мастерски.

8Scherbakov_Artem8
8Scherbakov_Artem823 августа 2020 в 23:02
Фигура безучастия

'Растущее благо мира частично зависит от неисторических поступков; и то, что у нас с вами дела обстоят не так плохо, как могло бы быть, наполовину из-за числа тех, кто честно прожил тайную жизнь и покоился в не посещаемых могилах.' ©Джордж Элиот. Удивительно, что крупнейшие представители кинематографа до сих пор используют религиозную тематика. Причём половина картин из авторского кино в данном сеттинге создаётся атеистами и философами. 'Причастие' Бергмана, 'Назарин' Бунюэля, 'Евангелие от Матфея' Пазолини, 'Андрей Рублёв' Тарковского — классические примеры этого явления. В двадцать первом веке, последователем классиков становится Терренс Малик. Начиная с 'Древа жизни', автор определяет зрителю жизненные пути человека, предоставленные природой, а после, в 'Тайной жизни' определит дуальность бытия, и обе стороны приравнивает. Так называемое Зло и так называемое Добро находится под одним солнцем, и то освящает обе стороны одинаково. В картине поднимается проблема идеального Бога: почему, собственно, создатель мира сотворил добро и зло, а не только добро, почему он безучастен к происходящей катастрофе в виде второй мировой, и почему, в конце концов, он допускает несправедливость по отношению к просящим о помощи. По ходу всего фильма идёт диалог между человеком и богом, где последний только и делает что молчит. Молчание, безучастие — стратегия Бога. Главное здесь, конечно безучастие, ведь оно как действие, только осуществлённое пассивно, противоположное участию, действию, собственно, осуществлённому активно. Т.е фигура безучастия (Бог) порождает другую фигуру безучастия, в виде человека, отказавшегося идти служить в армии Гитлера. Роль безучастника становится, в дальнейшем, символом сопротивления, но об этом в фильме упоминания нет, а есть в биографии человека, на основе которого снята 'Тайная жизнь'. Конечно, безучастие Бога не направлено конкретно на что-то определённое, как у человека. Если и допустить существование этой фигуры, то очевидно, что его безучастность направлена на всё, и поэтому всё идёт своим чередом. У Бога нет партии, взглядов и убеждений, социального класса, возраста, пола, как в сказках, написанных человеком, где его персонифицировали и предоставили всё что нужно. В 'Тайной жизни' Бог не добрый, в отличие от образа того же Христа, каким его рисует художник на стенах церкви. 'Когда-нибудь я изображу его настоящим' - недословная фраза художника. Роль человека со стратегией Бога также характеризует произнесённая фраза, раскрывающая суть стратегии. Опять не дословно:'Не важно как сильно бьёт молот, наковальня не может бить в ответ, наковальня держит удар и только. Изделие, что куёт кузнец, принимает форму не только благодаря молоту, но и наковальне.' То есть, если соотносить это с фильмом, то для прекращения войны, для победы над злом, не обязательно быть воином(молотом), т. е выказывать активное сопротивление, а можно быть пассивным участником, как наковальня. Она безучастна, но при этом она есть и этим способствует. На фоне воинов, пассивное участие не восхваляют, не героизируют. Но представим, что не один человек, а вся Австрия отказалась бы от участия в войне и соучастии с Германией. Во всяком случае, Третий рейх был бы если и не слабее, то, по крайней мере, меньше, и союзников соответственно меньше, а следовательно, и война возможно, была бы короче. Благодаря таким 'наковальням' в виде людей, отказавшихся от службы в армии Вермахта, ряды захватчиков пустели. Ценой таких отказов была репутация семьи, свобода и жизнь. Они не герои, потому что пассивность не восхваляется. Их жизнь, для потомков, действительно тайная, она скрыта от взора людей сквозь время, и этим произведением, режиссёр даёт возможность понять и увидеть её. В конце, также, можно сказать и о бесподобной форме картины, сравнимой пожалуй с 'Древом жизни' или, например с 'Барри Линдоном'. Здесь, как и у Кубрика, каждый кадр подобен нарисованной картине, особенно изображённые пейзажи, но, к сожалению, места менее разнообразны. В отличие от 'Тайной жизни' в 'Древе жизни' больше локаций действия. Также интересны переходы с широкоугольной цветной камеры на экран малого разрешения в Ч/Б в моменты снов и документальной съемки, передающей атмосферу происходящего в подлинном виде. Кстати задействованы кадры 'Триумфа воли', преподносящие действующий режим в ярких красках. Подводя итоги, могу сказать что кино очень понравилось, сначала только по форме, но после и по интерпретации содержания. 'Тайная жизнь' слабее 'Древа жизни', но всё же кино определённо стоящее внимания. Такое снимают редко.

Happiness_come
Happiness_come30 июля 2020 в 07:45
Услада для глаз.

Лента Терренса Малика «Тайная жизнь» 2019 года, но в России вышла лишь в марте 2020. Фильм сильно отличается от предшествующих ему, таких как «Рыцарь кубков» или «Песня за песней». Картина снята также в особой стилистике Малика, но в ней присутствует четкий сюжет, что являются плюсом для зрителей. За основу взяты реальные события. История об австрийском фермере Франце Егерштеттере, который отказался сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Франц не верит в нацистское дело и не согласен с его расовой ненавистью. В фильме показаны два героя: Франц и его жена, их жизнь до и после призыва на войну мужа. В последствии отказ Франца воевать на стороне немцев тяжело скажется на судьбе его семьи. Военный фильм, который не показывает само действие, но показывает как она разрушала человеческие судьбы.Сюжет идеален для Малика - раскрытие обычного человека, его жизни, взглядов - вот что в действительности интересует режиссера. Широкоугольный объектив, долгие кадры и крупные планы помогают рассказать историю до мельчайших подробностей, не оставляя зрителя равнодушным. Картина религиозна, но не даёт однозначных ответов, показывая все происходящие отстранённо. Хронометраж фильма 3 часа, что является только плюсом и праздником для разума и глаз.

ilyareal3
ilyareal329 июля 2020 в 09:53
Широкоугольный пацифизм

Режиссёр Теренс Малик - непредсказуемый. Разные фильмы Малика не похожи друг на друга, режиссёр в постоянном поиске. Но, раз фильм о второй мировой, я буду сравнивать 'Тайную жизнь' с другой картиной Малика про ВМВ - с 'Тонкой красной линией'. И сравнение - не в пользу 'Тайной жизни'. Прежде всего, Малик яркий пацифист. Пацифизм так или иначе практически во всех его фильмах (исключая раннюю работу 'Пустоши' - хотя и там можно увидеть манифест о тупике в конце любого пути насилия). В 'Тайной жизни' Теренс не изменяет себе: картина повествует о пассивном сопротивлении злу, об отказе от жестокости даже в условиях коллективного отсутствия ответственности ('я просто выполнял приказы'). Вопреки окружению, вопреки пропаганде, вопреки собственной безопасности герой картины Франц Егерштеттер отказывается от военной службы в армии Гитлера. Это реальная история. В 2007-м Франц Егерштеттер причислен к лику святых католической церковью. Малик не мог не увлечься этой историей - убеждения Франца совпадают с убеждениями Малика, с его философией и видением мира. Но мне не понравилось воплощение истории на экране. Странные решения оператора и неудачный выбор актёра на главную роль способны разрушить любой гениальный сценарий. Прежде всего, невероятно раздражала при просмотре постоянная картинка с суперширокоугольного объектива. Оператор Йорг Видмер практически весь фильм снял на 12-15мм объектив (ЭФР 35мм). Люди по краям кадра сильно искажены, похожи на карикатуры. Если оператор таким решением старался добиться некомфортного ощущения при просмотре и неверия в происходящее - он свою миссию выполнил. Вспоминая красивейшую 'Тонкую красную линию', не верится, что это один и тот же режиссёр. Суперширокоугольные объективы - это мощный инструмент для съёмки. Но суперширокое фокусное невероятно требовательно к построению кадра. Филигранно обращаться с супершироким углом умеет другой ранее работавший с Маликом оператор - Эммануэль Любецки. Его 'Выживший' - просто эталон операторской работы с широким углом, как и 'Бёрдмен'. Но Йорг Видмер совсем не Любецки. И даже близко не подошел. Вторая претензия - актёр главной роли. Аугуст Диль на 10 лет старше своего реального прототипа. И это видно. 33-х летний идеалист - это не 43-х летний идеалист. Но даже если не замечать морщины, то Аугуст Диль сам по себе никогда не был сложным драматическим актёром. И в 'Тайной жизни' он играет слабо, неглубоко. Его 'жена' Валери Пахнер справилась гораздо лучше, её эмоциям я поверил больше. В итоге мы имеем очередное пацифистское высказывание Малика против войны и насилия. Но это высказывание похоже на скучную лекцию в пыльном кабинете - профессор вроде и говорит правильные слова, но в голове повторяется одна мысль: 'Сколько времени осталось до конца лекции?'.

DIMI25
DIMI2515 июня 2020 в 05:18
Свобода духа

История 'символа' австрийского сопротивления - Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Когда Франц сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности ее избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи. Фильм начинается с документальной, исторической хроники политического режима в Германии в начале Второй Мировой войны. 'Я думал, что мы совьём гнездо высоко на деревьях, и улетим высоко в горы' - рассуждает голос Франца (Аугуст Диль). 'Мы жили над облаками!' - вторит ему голос жены Фанни (Валери Пахнер). В самом начале войны в глубоком, глухом и прекрасном своими горными пейзажами поселении Радегунд ('Природа не знает человеческих страданий') - Франца отправляют в военный лагерь (штыковые атаки и просмотр 'взятия' Парижа) для подготовки, и вскоре отпускают 'в запас' до 'повестки'. Однако он настроен против военной службы, и эта 'новость' в замкнутом пространстве поселения - распространяется быстро: 'как огонь по сухой траве'. Вся деревня встаёт против этой тихой и милой семьи: 'Ты хуже врага!' - доказывают ему в 'патриотической горячке', жгут ночами костры и говорят о вере режиму: 'Вокруг не мир - хозяйственный магазин!'. 'Мы привыкли к злу!' - пытается ему в этом помочь ближайший знакомый - хлебопекарь. Отец Франца погиб на другой войне - Первой Мировой, а он демонстративно не даёт денег на 'нужды фронта'. Разговор с местным священником также не приносит облегчения - он не поддерживает его 'случай': 'Бог не желает нам зла!' - вторит он. 'Наковальня держит удар!' - подтверждает местный епископ. 'Я изображаю страдания, но сам не страдаю! Когда-нибудь я напишу истинного Христа!' - говорит художник в местной церкви. 'Пришёл конец света - свет погас'. 'Ты не изменишь мир - он сильнее!' - говорит ему Фанни после того как приходит 'повестка'. 'Вы мудрее всех? - вторит ей следователь (Маттиас Шонартс) на допросах когда Франц отказывается от военной службы - Вы слышали голос?'. После отправка в тюрьму в Берлине - начинаются бесконечные издевательства и предлагают быть санитаром, и просто произнести 'присягу' - это всего лишь слова. 'Я и так свободен!' - говорит он своему адвокату. 'У меня есть чувство не делать то что неправильно!' - говорит он полковнику (Бруно Ганц) на военном суде. Казнь, а до этого проникновенная встреча Франца и Фанни - происходят быстро и неминуемо. 10 режиссёрский фильм Терренса Малика вышел относительно быстро, учитывая все предыдущие опыты 'постпродакшна' фильмов, хотя съёмки и начались в 2016 году. На Каннском кинофестивале в мае 2019 года фильм получил приз экуменического жюри. Впервые за несколько последних фильмов - в этом фильме Малика - есть внятный сюжет, хотя присующее ему 'наблюдение' и 'размышления' - естественно никуда не делись. Тому подтверждение - и пристальная операторская работа Йорга Видмера ('планы' и 'блуждания' камеры - бесподобны), музыка Джеймса Ньютона Ховарда, и монтаж который создаёт весь этот 'мир' на экране. Перед нами за 2,5 часа экранного времени проносится целый 'внутренний мир' отдельного человека со всеми его мыслями и наблюдениями - горячая любовь семьи, думы о родном доме ('Дитя Радегунда') - вот то, что помогает ему в итоге обрести себя на 'другой стороне' ('Я молюсь на той стороне' - пишет он в письме дочерям). Антивоенный фильм в своей самой грандиозной форме. Грандиозная подача материала во всех аспектах и на всех уровнях - от актёрской работы до монтажа - вроде из-за одного бессмысленного и несчастного случая. 'Мы узнаем то что не знали! Нам откроются все тайны!' - говорит в финале Фанни.

Liza Popova
Liza Popova14 июня 2020 в 10:31

Известно, что у Терренса Малика есть философское образование, и это ощущается в каждой его работе. В своих фильмах он всегда отражает важные общечеловеческие проблемы. «Тайная жизнь» - не исключение. Фильм имеет пафосную подачу, которая свойственна киноязыку Малика. Невероятно красивые локации, актеры, световые состояния, широкоугольная оптика, необычный монтаж… Получается интересный набор инструментов для создания кино. Однако лично у меня появляется некоторое отторжение, автор будто бы смакует великолепие своих кадров. Нельзя не уважать Терренса Малика за наличие собственного почерка, но при просмотре этого фильма возникает впечатление, что он пользуется наработанной палитрой, не утруждаясь искать подходящие для данной истории «краски». Фильм затянут. Первую половину ленты мы топчемся на месте. Малик будто переносит на зрителей мучения героя фильма. Возможно, это прием, который часто используют в кино: длительная скука, а затем неожиданная кульминация. Но у Малика, на мой взгляд, этот прием только утомляет и отталкивает от просмотра. Кажется, мы уже в начале картины догадываемся, что произойдет в конце. Интересно, что визуально Малик остается Маликом с любым оператором. Это говорит о сильном влиянии режиссера на изображение. В данной работе меня поразила заполненность кадров при таком широком обзоре. Проделана колоссальная работа художника-постановщика и оператора. Особую роль в фильме играют пейзажи. Создается впечатление, что природа переживает события вместе с героями. «Тайная жизнь» пропитана зеленым цветом. Естественный зеленый цвет травы перекликается с болезненными зелеными оттенками, когда герой попадает в тюрьму. Это удачное решение для данного фильма, так как главный герой тесно связан с природой и одновременно кажется «больным» для нацистов. Также важны эпизоды с детьми. Дети становятся символом свободы. Только они свободны, все остальные люди вынуждены делать выбор: за или против режима. Как мне кажется, в основе фильма лежит удивительная история, безумно трогательная, но режиссер не рассуждает о поднятой проблеме, а скорее поэтично ее преподносит. 6 из 10

MyLoveUnderground
MyLoveUnderground2 июня 2020 в 05:06
Дни жатвы

Мощь Терренса Малика проявляется в том, что он наследует в своём творчестве богатый опыт американской культуры: от Уитмена, Торо и Эмерсона до Кубрика, Олтмена и Копполы. Его режиссура тяготеет к форме американского романа, к широте и эпичности, к притче. Этим он похож и на Мелвилла, и на Томаса Вулфа, хотя Малика в большей степени, чем строгих литераторов, кидает в свободные эксперименты, которые не всегда получаются успешными. Позднего Малика принято ругать, якобы он стал высокопарным и искусственным, скатился до уровня попсы и 'духовки' для масс. Никто уже не ждет от него еще одних 'Пустошей' или 'Тонкой красной линии'. Тем не менее, на фестивалях Малик гость почитаемый, по-прежнему оказывается в списках фаворитов и получает награды. Звучит это парадоксально, потому что Малик режиссер не политический, не социальный, за актуальными событиями не гоняется и вообще ведет полу-затворнический образ жизни. На мой взгляд, Малик никуда не скатывался, а просто резко осознал тщетность продирания к сути бытия через выбранные им жанры. В новых фильмах он стал ближе к чему-то сокровенному, скрытому, нуминозному, но творческие поиски не часто совпадали со зрительскими ожиданиями. Если сравнивать 'Тайную жизнь' с его предыдущими работами, то окажется, что это самый понятный и самый массовый фильм из последних. О нем даже непозволительно писать плохо из-за положеной в основу фильма реальной истории австрийца, казненного за отказ служить вермахту. Весь он какой-то надрывный, прямолинейный, монологи героев иногда так и топорщатся за пределы кадра. Стереотипные орущие нацисты, повторяемость, мерзкая театральность казни. Но что Малику удалось, так это создать внутри ясной истории философский контекст, который не зашифрован посредством сложных символов, а наоборот, как бы рас -шифрован. Весь он в природе, в томных, безмолвных горах, в физическом труде, дымных облаках, в прохладной, сырой земле. Пейзажи, которые занимают в фильме большую часть времени, навевают о 'Проселке' Хайдеггера, работы которого, кстати, Маллик переводил на английский язык будучи еще студентом. А эпилог картины и вовсе будто представляет собой экранизацию предпоследнего абзаца 'Проселка', резюмируя, что глубина бытия стремится к простоте, а человек существует подлинно только тогда, когда находится внутри своего бытия, обратившись к нему: 'С последним ударом колокола еще тише тишина. Она достигает до тех, кто безвременно принесен в жертву в двух мировых войнах. Простое теперь еще проще прежнего. Извечно то же самое настораживает и погружает в покой. Утешительный зов проселочной дороги отчетливо внятен. Говорит ли то душа? Или мир? Или Бог?'

Ali_Mensaf
Ali_Mensaf23 мая 2020 в 12:47

Терренс Малик продолжает исследовать анатомию человеческого добра и зла, и уже сейчас понятно, что вся одиозная режиссерская карьера этого деятеля почти наверняка станет справочником или даже энциклопедией кинематографа, ведь никому из кинодеятелей за всю историю искусства не удавалось так близко приближаться к зрительскому сознанию и чувствам. Новый фильм «Тайная жизнь», после чреды экспериментальных фильмов последних лет, возвращает Малика в верное направление, начатое еще «Древом жизни». В кои-то веки режиссер решил взять в основу своей истории реальные исторические события, об одном австрийском солдате решившим выразить свой внутренний протест нацистскому режиму и готовым принять за это наказание. Тем, кто знаком с творчеством режиссера думаю станет понятным, что в этом фильме все так же панорамные длительные сцены, внутренние голоса персонажей, но тем не менее, у «Тайной жизни» есть связующий сюжет, который не превращает почти три часа экранного времени перед зрителем в испытание. Актерские работы в любом фильме Малика – это очень сложная вещь, немало актеров критикуют режиссера за его «финальные» версии картин, в которых режиссура и операторская работа преобладает над актерской работой. «Тайная жизнь» из такого же числа, хотя стоит отметить, что эмоции и взгляды Аугуста Диля передают достаточно информации дабы понять мотивы его персонажа. Обошелся Малик и без Эммануеля Любецки, преданного режиссеру и культового оператора современного киноискусства, но глядя на работу Йорга Видмера становится очевидным, что школа Любецки начала плодить своих успешных учеников. Фильм о демарше человека, презирающего насилие, о праве выбора своей судьбы. Военной тематики в истории этого фильма не много, как это было в «Тонкой красной линии», но для любителей поразмышлять – этот сеанс медитации Малика можно считать сильным и таковым, что достигает своей цели перед зрителем. 8 из 10

dimkinokino
dimkinokino20 мая 2020 в 12:13
Новый старый Малик

«Тайная жизнь» Терренса Малика – один из важнейших фильмов прошлогоднего Каннского кинофестиваля. Лента стала обладателем двух наград – Приза экуменического жюри и Приза Франсуа Шале. За свою долгую режиссерскую карьеру Малик снял не так много картин, но каждая из них, так или иначе, участвовала в программах на ведущих мировых киносмотрах. В начале каждого нового десятилетия Малика называют чуть ли не самым интересным режиссером будущего. И так уже несколько декад подряд. Попробуем разобраться, почему Малик так популярен в узких синефильских кругах, и плывет ли «Тайная жизнь» по режиссерскому течению американского автора? Главный герой – Франц Егерштеттер – убежденный противник нацистского режима, позднее ставший символом австрийского сопротивления и причисленный к лику святых, отказывается сражаться за Гитлера во Второй мировой войне, не принимая новые убеждения немецкого общества. Но такое инакомыслие наказуемо как на законодательном уровне (статьи, подразумевающие казнь за государственную измену), так и на уровне общественном – он и его семья становятся изгоями в своей деревне. Вынужденная бороться за свое существование семья оказывается противником целого мира, а Франц, имея возможность избежать наказания и сбросить груз общественного негодования с плеч семьи, продолжает отстаивать свои убеждения, не сдаваясь даже в самые сложные времена. Сегодняшняя известность Терренса Малика, несмотря на американизированные «Пустоши», «Дни жатвы» и «Тонкую красную линию», целиком и полностью произрастает из его «Древа жизни» – гениального абстрактного кинополотна о человеческой сущности, поиске и выборе, который приходится делать каждому из нас на протяжении всей жизни. «Тайная жизнь» в творчестве Малика отражает постепенный отход режиссера от Америки и голливудских стандартов, коих и ранее он едва ли придерживался. Затянутый в абстракцию режиссер вышел из неё довольно необычным для себя образом – решился на съемку фильма по реальной истории, отвечающей стандартам его режиссерской набожности. Первые режиссерские мазки «Тайной жизни» указывают на вполне обыденное существование фермерского семейства Егерштеттеров в небольшой горной австрийской деревушке. Потрясающие пейзажи – это чуть ли не самое важное звено фильма. Наполненные туманом кадры не предвещают ничего хорошего – будущее нацистской Германии не определено, война уже начинается, а простые люди всё еще не представляют, чем обернется фатальная общественная ошибка. Впрочем, они совсем не готовы видеть ошибку во взглядах немецких элит, выпивая пиво кружку за кружкой за здравие Гитлера. Франц буквально сразу же показан человеком убежденным, при этом он не пацифист, но его негативное отношение к нацизму крепко, несмотря на разговоры вокруг. Крепость его убеждений проверяется не раз и не два. С каждым разом давление на Франца всё усиливается, под удар ставится сначала его работа, дом, затем – семья и личная свобода, а уже в конце жизнь проверяет силу его определившейся личности. Выбор ставится Маликом во главу угла фактически во всех произведениях. Вот и у Франца есть выбор – простой лишь на первый взгляд, но куда более комплексный при двухчасовом изучении героя до момента наступления необходимости последнего в жизни выбора. Все истории, созданные или воплощенные на больших экранах Маликом, достаточно просты. Его режиссерский стиль практически всегда формируется на основе скупой фабулы – фильмы никогда не богаты на события, зачастую и вовсе по несколько десятков минут хронометража говоря об одном и том же разными художественными средствами. Малик не гнушается беседовать со зрителем с помощью закадрового голоса и медленных, широких кадров, а также превалирующих крупных планов, как это было в «Древе жизни». Кажется, будто режиссер прямо при зрителе творит на экране, пишет масштабную поэму, зацикливаясь на окружении и глубоких внутренних страданиях своих персонажей. Это яркий пример искусства намеренного усложнения простых историй. С каждым новым фильмом режиссера его поэтический оскал всё сильнее бросается в глаза. Хронометраж увеличивается, скорость повествования становится все ниже и ниже, что для современного зрителя может стать фатальным фактором при оценке картины. Действительно, «Тайная жизнь» длится аж 3 часа и проверяет не только главного героя и его семью на крепость убеждений, но еще и своего зрителя на усидчивость – большой вопрос, способен ли каждый, кто придет в кино, справиться с драмой? Но и сам Малик пытается зацепить зрителя с помощью кастинга. В эпизодических ролях здесь появляются Маттиас Шонартс, Тобиас Моретти в роли священника (его вы можете вспомнить по роли детектива в «Комиссаре Рексе») и даже ныне покойный великий Бруно Ганц в своей последней роли в жизни. Перед зрителем он предстал нацистским судьей, что, в общем-то, знаменательно, ведь запомнился Ганц, прежде всего, самым ярким воплощением Адольфа Гитлера. «Тайная жизнь», вне всяких сомнений, значимый и большой фильм, очередное доказательство самобытности режиссерского почерка Терренса Малика. И всё же в сравнении с предыдущими работами автора, картина кажется куда более сухой и сложно перевариваемой. В ней гораздо больше живописи, поэзии и музыки, нежели кино.

lapistola
lapistola8 мая 2020 в 10:02

«…ибо растущее благо мира отчасти зависит от неисторических поступков; и то, что дела у нас с вами не так плохи, как могли бы быть, наполовину объясняется числом тех, кто честно жил тайной жизнью и покоился в покинутых гробницах». Эти нетленные строки Джордж Элиот, увенчивающие кинематографическое жизнеописание обычного работяги-фермера Франца Егерштеттера, могут служить как синопсисом к картине, так и полноценной рецензией, своей величественной краткостью затмевающей многобуквенные графоманские излияния, с ворохом трюизмических размышлений. Стоит лишь сказать, что «Тайная жизнь» это невероятной красоты картина, эдакое визуальное киноэссе – любимый нарративный прием легендарного творца Терренса Малика, выпестованный и доведенный им до совершенства еще в шедевральном «Древе жизни». Почерк мэтра узнается уже с самых первых кадров, сочащихся перехватывающим дыхание визуальным великолепием австрийских пейзажей. Широкоугольный объектив камеры Йорга Видмера фиксирует настолько тщательно воссозданный сельский быт, с его гипнотизирующей поэтикой обыденности, что хочется бросить все к чертям, найти свою пасторальную деревеньку Радегунд и сеять, жать, косить, сушить, молоть, копать, валяться в зеленой траве. От трехчасового элегического повествования невозможно оторваться, зачарованно любуясь австрийской природой, вслушиваясь в органичную сценарную патетику диалогов Малика и в щемящие закадровые монологи главных героев, частично основанных на реальной переписке супругов, поражаясь невероятной силе духа маленького человека. Силе, большинством принимаемой за слабость, трусость или нелепое упрямство, и парадоксальным образом порождающей какую-то дремучую людскую злобу и ненависть- желание сломить, подчинить, уничтожить… Но способно ли это переплавить твое естество и принципы, если рядом - где бы ты ни был- есть отчаянно любящая, всецело преданная и понимающая душа. Встреча с которой в одночасье поменяла тебя и с коей ты готов до скончания веков предаваться прелестям, казалось бы, ничем не примечательной деревенской жизни, воспитывая своих маленьких женщин и полностью растворяясь в первозданной мощи родной земли. Дуэт Аугуста Диля и Валерии Пахнер просто искрится природным магнетизмом. Это та самая актерская химия, заставляющая безотказно верить каждому слову, каждой фразе, каждому движению и взгляду, каждому всхлипу и безмолвному воплю отчаяния,- то, из чего сотканы маленькие вселенные этих тайных жизней. Вердикт: Кулик в восторге от этого болота!

abu Salama
abu Salama7 мая 2020 в 22:20
Безумец или святой

Сейчас можно было бы долго говорить о визуальном совершенстве картины. Но, знакомые с творчеством Терренса Малика знают, что его работы это киноискусство. Можно только поражаться гармонии между автором и оператором (Йорг Видмер), насколько эти два гения поняли и почувствовали друг друга. Принимая как данность аудио-визуальное пиршество, нельзя не сказать, что Малик это то самое пресловутое кинонедлявсех и с содержанием его кинополотен у меня тоже не всё гладко и однозначно. Поэтому совершенно неожиданно почти три часа экранного времени пролетели на одном дыхании, время замерло. Переходя к содержанию должен сказать, что я не был знаком с реальной историей Франца Егерштеттера, австрийского фермера отказавшегося в качестве призывника присягнуть Гитлеру, которого Католическая церковь в 2007г. причислила к лику святых. По сути, перед нами житие мученика. Не каноническое церковное, похожее на былинный эпос, а история маленького человека с большой верой перед навалившейся на мир тьмой. Хотя уговоры здравомыслящих доброжелателей почти слово в слово повторяют слова из мученических актов древности. Клятва на верность фюреру это же просто слова, произнеси их думая о чём угодно. Стоит ли из-за этого губить жизнь? Для нацистов он предатель, в глазах всего мира безумец, оно того не стоит. Стоит или нет, каждый зритель решит для себя сам, исходя из внутренних убеждений. На протяжении фильма мысленно всплывают отрывки из Евангелия. Той его стороны, которая зачастую непонятна или даже отвергается многими христианами. Бог не только податель всяческих благ, Он также попускает моменты испытания веры, когда человек оказывается перед выбором между жизнью и житием, земным и небесным. Картина построена на контрастах. Между альпийской деревенской пасторалью и нацистским рейхом. Между идиллией общинной жизни и жизнью семьи изгоя. Между утратой внешней свободы, насилием и унижением и обретением внутренней, духовной свободы... Тайная жизнь довольно примитивный перевод, рождающий совсем не те ассоциации. Правильно было бы 'Сокровенная жизнь' (сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Пет 3:4:)) Аугуст Диль сыграл великолепно, но неизвестная мне ранее Валери Пахнер... за рамками оценок, это больше чем игра. Картина бергмановского уровня, не по стилю, а по значимости. Должен признать, что я был несправедлив в отношении 2019 года, как очень скудного на действительно стоящее кино. Так как именно в этом году Малик снял шедевр, которому без колебания отдаю пальму первенства в личном рейтинге. В канун Дня Победы очень даже рекомендуется. И пусть кино не о победе советского солдата, но оно о победе духа, укреплённого верой. 10 из 10

matvei.matyukin
matvei.matyukin7 мая 2020 в 19:31
'Тайная жизнь': печальная плата за убеждения

Запоминайте и цените, пока молоды: это кино - настоящее произведение искусства, многослойная и разнообразная работа не просто какого то кинорежиссера, а истинного Творца. Я поражен масштабом, глубиной и искренностью 'Тайной жизни': сделать из простой истории австрийского солдата, отказавшегося служить Гитлеру настолько грандиозное, монументальное и величественное полотно, где можно найти и одну из лучших историй настоящей любви, и притчу о мученике и много чего еще, поток идей и смыслов очень многообразен. Лично для меня это кино о человеке, который не пошел на поводу у остальных, за что печально отплатил. Такое стремление умереть за свои убеждения и быть непреклонным, несмотря на смерть вызывает у меня громадное уважение. Еще более пронзительной эта история кажется, если знать что фильм снят на основе реальных событий (но он не исторический, не путайте). Это очень глубокая, огромная, не побоюсь этого слова, картина художника со всеми оттенками боли, души и трагедии. Это то, что я считаю примером идеальной любви, когда люди друг за друга умереть готовы, и каждый в фильме является не просто объектом любви, а отдельной и многогранной личностью, за которой интересно наблюдать. До слез, черт возьми. Терренс Малик - великий, как и его творения... 10 из 10

furiipu
furiipu20 апреля 2020 в 10:12

Долгий путь из Канн на Российский экран: спустя 3 месяца после запуска в прокат, у нас выходит новый фильм Терренса Малика. Готовьтесь идти в кино с 19 марта. 3 часа истории борьбы от живого классика. Прыгнув на метр в сторону от «потока сознания», но оставив в своих карманах запасы поэтического повествования, картина «Тайная Жизнь» способна удержать у экрана все 3 часа, а после оставить в памяти бесконечно прекрасные альпийские поля, колышущиеся колоски, горы и что важно, почувствовать очарование австрийской деревни и её быта. Фильм расскажет реальную историю австрийского фермера Франца Егерштеттера, который во время Второй Мировой Войны не стал принимать присягу новой гитлеровской власти, которая несовместима была его идеалам и вере, отравив всё вокруг. Терренс Малик плотно изучал философию Хайдеггера, поэтому интересно было увидеть в фильме, как изображён будет нацизм (Хайдеггер очень даже симпатизировал этому явлению). И как верный своим взглядам (словно собственный герой фильма) нацизм показан как и должен быть: отравляющей и непривлекательной болезнью, поражающей умы односельчан, людей, знающих друг друга всю жизнь. Пожалуй, с «Тайной Жизнью» к нам вернулся тот самый режиссёр, который чуть не взял Оскар в 1999м за «Тонкую Красную Линию» и быть может эра поэтичных, но в чём-то его банальных лент 2010-х прошла и следующий фильм мы так же увидим и оставим в сердце ярким воспоминанием о том, как важна вера в свои идеалы, как она разрушает страх, но сохраняет тягу к жизни. Смотрите на большом экране, но имейте ввиду, что это сугубо авторская картина. 10 из 10

Buffy11
Buffy1110 апреля 2020 в 06:05
Глубокий фильм о преданности и силе духа

Посмотрела новое творение Терренса Малика. Те, кто знаком с его фильмами, как правило, делятся на два лагеря: те, кто медитирует и размышляет над его фильмами, наслаждаясь визуалом; и те, кто засыпает или мучается со словами «это невозможно смотреть, да чтоб я ещё раз». Я где-то посередине между ними. Сюжет «Тайной жизни» переносит нас в деревню в глубинке Австрии в период начала Второй Мировой войны. Люди ведут фермерское хозяйство, воспитывают детей и созерцают прекрасную природу. В их размеренный образ жизни вносит изменения пришедший к власти Гитлер - теперь все мужчины должны идти на войну, помогать великой Германии захватывать территории, убивать евреев и вести прочие «богоугодные» дела. Главный герой Франц, насмотревшись на это при первом призыве, всеми фибрами души противится возвращению на войну и присяге Гитлеру. Его безоговорочно поддерживают любимая жена и мать, однако не понимают друзья и соседи, для которых семья Франца быстро превращается в изгоев. Приняв решение всё же попробовать вернуться в военный строй, герой так и не может переломить себя, рискуя попасть в тюрьму за измену. Фильм снят в философско-созерцательном стиле, в нём нет экшена, и война показана словно со стороны. Смотреть его можно только под определённое настроение и хорошо понимая, как снимает этот режиссёр (я вас предупредила). Картина получилась очень сильной и глубокой, в ней потрясающе показана безусловная преданность и настоящая любовь к мужчине, сила духа и верность своим убеждениям, а так же психология толпы, неприятие «белых ворон» и жестокость в отношении того, кто не может дать сдачи. 8 из 10

redektt
redektt1 апреля 2020 в 15:22
Маленький человек, который совершил огромный поступок.

«Тайная Жизнь» — фильм Терренса Малика, дебютировавший на Каннском Фестивале в 2019 году, наконец-то добрался и в массовый прокат, который был омрачен карантином, поэтому проект стал доступен для онлайн просмотра, и, черт возьми, это одно из лучших кинематографических произведений прошлого года, о котором почти никто не слышал и по сей день. Всемирно известный и многими признанный режиссёр-философ, взялся в этот раз экранизировать реальную историю эпохи Второй мировой войны. Вся история крутится вокруг Франца Егерштеттера, роль которого воплотил на экране Аугуст Диль, известный многим по «Бесславным Ублюдкам», где он играл мерзкого нациста, испортившего главным героям все, как бы это ни было иронично, — фермер с чистой душой, ставший символом австрийского сопротивления. Персонаж Аугуста не собирается приносить присягу Гитлеру и вступать в его войска, за что очень крупно платит. Компанию ему составляет Валери Пахнер, сыгравшая жену главного героя, которая из-за действия мужа вследствие разделяет мучения с ним. В фильме также имеется ряд других известных актёров, но экранного времени, учитывая общий трехчасовой хронометраж, у них немного. Данная история, но эта та история, которую должен знать каждый человек, может показаться простой, но Малик не был бы Маликом, если бы он не разбавил все повествование философскими монологами, которые врезаются глубоко в голову и сердце и заставляют задуматься о жизни, о добре, о зле и других главных вещах в жизни каждого из нас. Каждый монолог можно просто резать на цитаты и размышлять о них. Терренс Малик воспевает такие классические ценности как, любовь к природе, любовь и преданность к Богу, крепкая семейная жизнь и проявляет уважение к ручному труду. К тому же данное произведение крайне богат на идеи. Одна из главных идей, чей смысл ты полностью понимаешь к концу фильма благодаря словам Джорджа Элиота, заключается в том, что настоящим героическим поступком может быть, не только тот, что изменил ход истории, а запомнился людьми и живёт в их памяти по сей день. Также через фильм идейно тянется то, что честный и правильный человек не будет делать то, что он считает неправильным, идя вразрез своим принципам, ведь вместо того, чтобы умереть человеком, он просто будет жить и далее, но уже монстром. Отдельно хочется отметить финал всего этого эпоса, после которого я сидел минут тридцать, не шевелясь, а потом меня пробило на ручей и слез. Вероятно, что все ещё имеется вопрос «А почему фильм-то называется 'Тайная Жизнь'?». А все просто, здесь имеется в виду связь между Францом и Богом, в которого Егерштеттер верить и будет верить, не изменяя своим принципам и убеждениями. Вкупе с философией Терренса Малика, доставляя эстетический оргазм, действует и операторская работа Йорга Видмера, то есть то самое видение как бы от лица Бога. Пейзажи, имеющиеся в фильме, так и просятся в рамку и на стеночку. Я чуть ли не каждую секунду жал на кнопку, чтобы сделать скриншот. Ну и, конечно же, невозможно не отметить аудиосопровождение Джеймса Ньютона Ховарда. Композитор написал отличную музыку, показывающую настроение всего того, что происходит на экране. К просмотру, однозначно, рекомендую. Но перед ним отключитесь от внешнего мира, выключите телефон, дайте волю мыслям и сердцу.

Egorche23
Egorche2328 марта 2020 в 07:53

Известный и талантливый режиссер Терренс Малик сделал то, чего он не делал годами: в «Тайной жизни» постановщик попытался рассказать прямую и в чем-то старомодную историю. Это, безусловно, хорошая новость для тех, кто считает, что Малик зазнался – по крайней мере именно в этом фильме режиссер возвращается к корням - к стилю «Пустошей» и «Дней жатвы». Возможно, Терренс Малик просто разочаровался в искусстве свободной формы, к которому он обращался в последние годы («Древо жизни», «К чуду», «Рыцарь кубков»), и постановщик решил привести себя в форму: его новый проект повествует о Франце Егерштеттере – австрийце, отказавшемся присягать на верность Третьему Рейху во времена Второй Мировой. Нетрудно догадаться, что такая позиция героя привела к пожертвованию семьёй, друзьями и даже собственной жизнью. К сожалению, постановщик уже, похоже, генетически неспособен рассказать прямую историю: трехчасовая драма - плод труда депрессивных извилин господина Малика наполнена красивыми, но не очень нужными кадрами вроде щебечущих птиц, пасущихся овец и бегущих ручейков. Франц и его семья наслаждаются жизнью на ферме в австрийских Альпах. Взрослые усердно работают над урожаем пшеницы, а белокурые дочери играют. Все счастливы, пускай и не произносят это вслух. Вскоре нацисты требуют, чтобы все трудоспособные австрийские мужчины присоединилась к Вермахту и дали клятву верности Гитлеру. Сельский староста пытается убедить Франца вступить в армию, но наш герой по моральным соображениям противиться. Все пытаются сломать героя и заставить отказаться его от принципов: от местного епископа до парочки странных сочувствующих нацистов. Настоящий Егерштеттер был причислен к лику мучеников Папой Римским в 2007-м, но образ, задуманный Маликом, даёт зрителю слишком мало, чтобы помочь понять действия настоящей исторической личности. Сценарий, конечно, предоставляет ему определенные перспективы, однако в целом всё разочаровывает. Малик создал военный фильм без единой военно-трагической сцены, т.е. ужас, с которым столкнулся Егерштеттер оказался лишь умозрительным: это мы, зрители, знаем, что было бы, отправься он на войну, и что нацизм – это зло, а не сам Франц. В итоге концептуально «Тайная жизнь» идёт в сторону слепой веры одного человека, хотя задумка у Малика, очевидно, была другая: показать те черты, что делают человека человеком, а не бесчувственным животным вроде убежденного нациста. Трехчасовой хронометраж приводит к неизбежному повторению некоторых черт: снова и снова, то тут, то там, вылезают авторитетные лица, убеждающие Франца, что выбора у него нет. Подобные стилистические ощущения делают концепт очень неустойчивым. В итоге драме не хватает внутреннего напряжения: вместо того, чтобы бороться с самим с собой (как, кстати, делают любой «маликовский» главный герой), Франц остается благородной фигурой, беспомощной перед своими убеждениями. Супруга, кстати, не менее решительна, но и тут промах: сценарий не дает ответа насколько она свободна в своих мыслях; может быть, она просто следует за своим мужчиной? Актерская игра – сильная сторона фильма. Аугуст Диль, наконец-то, получил свой звездный час. В кинофильме отметились и другие звезды Европы, преимущественно немцы и австрийцы: внезапный Тобиас Моретти, Маттиас Шонартс в роли нациста, покойный харизматичный Бруно Ганц, рано ушедший Микаэл Нюквист. Никто не отражает красоту и спокойствие природы, как Терренс Малик, однако даже его кинематографическое мастерство едва ли спасает эту трехчасовую историю, полную страданий, отчаяния и безысходности. По задумке это не так уж и дурно звучит, вообще безнадега нам в целом близка, да и темы тут важные: менталитет толпы, сосед обращается против соседа и т.п. Но дрейфующий стиль Малика в мире его фильмов больше подходит для поэтического впечатления, чем для конкретной истории и прямых идей, из-за чего общее настроение какое-то угнетающее. Нельзя отрицать, что «Тайная жизнь» запечатлевает поразительные мелкие моменты жизни (семья, играющая в траве; женщины, собирающие урожай и т.д.), так что и в случае вполне процедурного развития событий, Малик не смог удержаться от раскрытия экзистенциальных загадок бытия: заумно, господа-с! 6 из 10