Она была не просто кинолегендой с Оскаром, но ещё смешной, задорной и всё ещё очень красивой женщиной в свои 50-т с хвостиком. И Питер конечно же влюбился в неё без памяти, не смотря на всю их огромную разницу в возрасте. Экранизация мемуаров британского актера Питера Тернера о его истории любви с легендой чёрно-белого кино Глории Грэм, незадолго до её смерти из-за рецидива рака груди. Честно говоря, не знаю какой там актёр получился из Тернера, но я мемуары из серии 'постоял рядом со знаменитостью, написал об этом книгу' терпеть не могу. Тем не менее, надо отдать должное, кино получилось очень славное. В первую очередь благодаря режиссёру МакГигану и его фирменным играм с формой и структурой. Так что кино начинается с конца, Глория перед своим спектаклем теряет сознание и после больницы Питер привозит её, умирающую, в дом своих родителей, попутно вспоминая ключевые моменты их романа. Воспоминания, как им и полагается, всплывают внезапно и в них попадаешь буквально открыв дверь в комнату или услышав зовущий голос. И сделаны они ещё так ярко, слегка вычурно, что только подчёркивает их эфемерность. При этом режиссёр сильно в визуальные финтифлюшки не заигрывается, история совсем простая и максимально сосредоточена на отношениях героев, даже визуально отсекая всё лишнее в кадре. Мы почти ничего не узнаем о Питере и очень мало о жизни Глории. Бывшие мужья, дети, роли, намёки на манипуляцию, вообще любой контекст даётся лёгкими штрихами, чтобы только слегка оживить персонажей. Звучит наверное не очень, но это неплохо - фильм не распыляется по мелочам и максимально сосредоточен на героях. А учитывая что их играют такие лапушки как Аннет Бэннинг и Джейми Белл, то в общем-то ничего больше и не надо. Особенно Белл великолепен, история от его лица ведётся и основная эмоциональная нагрузка на нём лежит. И он там одни бровями столько страдания выдаёт или затаённой радости что сочувствуешь ему неимоверно. И вообще, фильм сумел какую-то лёгкую живую интонацию поймать, плюс в нём много мягкого юмора, который всю эту драму здорово смягчает, так что в итоге приятное кино получилось. А ещё здесь звучит самая необычная версия California Dreamin’, я её даже не сразу узнала. 7 из 10
Ливерпуль - город чудесный не только с музыкальной и спортивной точек зрения. Британию он украшает довольно ответственно. Поэтому странно, что доселе вниманием крупных кинолент он был обделён, а ведь географическая привязка всегда выгодно смотрелась на экране. Особенно имея такое яркое и запоминающееся наименование. “Кинозвёзды не умирают в Ливерпуле”... Ожидаешь самый настоящий бурлеск страстей и пропаганду искрящихся эмоций. По факту всё оказывается ровным счётом наоборот. Фильм, как предприимчиво складывается в современном кинематографе, является экранизацией. Разукрашивает он биографическую книгу некогда совершенно незаметного актёра Питера Тёрнера, нашедшего свою первую известность благодаря роману со стареющей американской актрисой Глорией Грэм, некогда обладательницей Оскара, а ныне - обычной актрисой, уже не интересной для кинопродукции и приехавшей в Англию на гастроли. Несмотря на разницу в возрасте, любовь является чувством, разнице не поддающимся, и вскоре они вовсю встречаются, уезжают в Америку и готовятся жить спокойной жизнь обычных “рабочих” актёров. Однако насладиться совместной бытовой жизнь им не предложено - у Глории находят рак, который и отправляет их обратно в Ливерпуль. Героиня откровенно ощущает упадок, и жизненный, и рабочий, где сама болезнь является скорее следствием, чем причиной. Питер, в то же время слоняющийся без работы, находит первоначально иллюзию любви (впоследствии переходящую в любовь настоящую) от лицезрения иной стороны актёрской жизни и иных чувств. Он тянется за эмоциональностью Глории, в какой-то мере за её жизненным опытом, она же, вдохновлённая своим желанием сыграть на британских подмостках Джульетту, расценивает молодого юношу как иллюзию Ромео. Построена лента нелинейно по времени. После стартовой сцены, раскрывающей финальную диспозицию, начинается череда перемешанных воспоминаний, которые демонстрируются под различными углами и частично дополняют друг друга. История намеренно ведётся от двух лиц - Питера и Глории, что придаёт ленте необходимый окрас. Собственно, на воображение МакГигана на этом не закончилось, но импульса не хватает даже в этом приёме. При всей яркости кинозвезды, при всех референсах на классический Голливуд, что сейчас несомненно находится в трендах, режиссёр постарался выразить отношения двух главных героев с тяжёлой артиллерией в виде социальной драматургии - на актёров они вовсе не похожи, и если бы не многочисленные упоминания агентов и проб, можно было бы легко упустить данную информацию из вида. МакГиган посчитал важным сделать основной акцент на человечности персонажей, и это сыграло ему чуть ли не во вред - имея предрасположенность к краскам, картина остаётся откровенно серой. Трагедия начинается и заканчивается, как ей и положено, с полной эксплуатацией слёзных желёз. В итоге статуса не хватает - ни для гуманистических начал, ни для байопика ушедшей золотой эпохи. Та же самая неопределённость возникает в использовании световых эффектов и ярких натуралистических красок. При трагедии экзистенциальной они выглядят откровенно аляповато, поскольку для их применения в картине нет места как такового. Романтика взаимоотношений трогательность и пронзительность игнорирует, сопереживание идёт на уровне бытовом, но ни сколько не эмоциональном. В итоге вся чувствительность выглядит жирным пятном на белой скатерти. Вроде это и придаёт ей куда больше информации и разнообразия, только коэффициент ли это полезного действия? Стремясь в какой-то момент быть мелодрамой, лента на самом деле в течение всего хронометража ищет своё “я”. Актёрское начало активно стремится к сантиментам, но основа постановки отдана примитивной и прямой действительности, из-за чего персонажи начинают меркнуть. Они не умирают в Ливерпуле, они исчезают в нём, в других городах, в пути между эти городами. Экранизированная книга не перечитывается, она ставится обратно на полку.
Слоняясь по коридорам доходного дома, Питер увидел в открытом дверном проёме немолодую даму, гримасничавшую перед зеркалом, признав в ней знаменитую актрису Глорию Грэм, а та, в свою очередь, перехватила заинтересованный взгляд молодого человека, притянув вместе с ним и самого поклонника, профессионально связанного с театром, ставшим последним прибежищем для разведённой с кино женщины, потерявшей малую удачу, так и не найдя ничего стоящего взамен. Роман вспыхивает мгновенно и развивается бурно, стремительно сближая любовников, перемещающихся из Англии за океан, к Голливудским холмам Лос Анджелеса и в сердце Махэттена, - по сценарию эти путешествия идут флэшбэком к тревожному прологу фильма, когда, пережив внезапный приступ болезни, разваливающаяся Глория заявляется в ливерпульский дом Питера, сваливаясь нежданной обузой на руки его матери, будто ей было мало своих забот, определяя очевидный любовный треугольник: он, она и cancer, отступив, снова вернувшийся за ней. Обособив один эпизод, сценаристы сосредоточили своё внимание на коротком отрезке биографии знаменитости, пренебрегая иными событиями, наполнявшими десятилетия её жизни до, сводя к минимуму детализацию портрета влюблённого в неё Питера, а членов его семьи так и вовсе выставляя наравне с кухонной мебелью, одержимо разжигая позднюю романтическую страсть, доведённую до абсурда желанием пожухшей Глории сыграть роль Джульетты, отчего становится ясной утешительная роль партнёра, попавшегося на закинутый ловко крючок. Собрав пару, кино вращается вокруг этих двоих, демонстративно уклоняясь от сопутствующих линий, что особо подчёркивает специфическая техника съёмки, в большинстве случаев происходящей изнутри различных пространственно замкнутых объектов, будь то домашняя комната, гостиничный номер или вагончик на морском берегу: камера почти всегда устремлена наружу, упираясь в прикрытые шторами окна или приоткрытую дверь, отгораживающие влюблённых от внешнего мира, да и на улице кадр, как правило сжат с двух сторон линиями стен дворов, улиц и дорог, нежностью приглушённого света окружая, как предположено, нежность исключительных чувств. И Аннетт Бенинг, и Джейми Белл безупречно разыгрывают сцены конфликтной близости двух странных людей, лишённых контекстной определённости собственных действий, что не избавляет от подозрений в замысловатом манипулировании одного из них другим, да и по ходу дела авторам картины, пусть и скороговоркой, всё-таки приходится вспомнить о нескольких оборванных разводами браках актрисы, включая связь с пасынком тринадцати лет, о чём предостерегая рассказывают Питеру зловещие, но правдивые родственники Глории, мешающие сценаристам, зажмурив глаза, совсем уж избавиться от скандальных свойств женского характера, намеренно выхолащивая образы обоих любовников, а их историю свести к абсолютизации чувств, в финале пафосно декламируя текст великой трагедии Шекспира, неосторожно обламывая о него свою комедию.
Три фильма с Джейми Беллом сами собой сложились в трилогию в моей голове. У них разные режиссеры, они сняты в разное время в разных регионах Соединенного Королевства, и всё же общего у них больше, чем просто исполнитель главной роли. Первый – «Билли Эллиот» (2000), режиссер Стивен Долдри, история мальчика из шахтерского городка, мечтающего стать танцором балета. Фильм хорошо известен, а его саундтрек – это отдельная песня. Второй – “Hallam Foe” 2007 года. Несколько безумный, временами неприличный артхаус шотландца Дэвида Маккензи. Холлэм – парень со странностями. Тоскует по умершей матери, не может ужиться с отцом и мачехой и нифига полезного не делает, кроме того что учится жить. В саундтреке много чумового шотландского инди, наиболее известны Franz Ferdinand, не поленившиеся написать песню специально для фильма. Когда я увидела название «Кинозвезды не умирают в Ливерпуле» и узнала, что в главных ролях Джейми Белл и Аннетт Бенинг, я поняла, что полюблю этот фильм, что бы там ни происходило. Потому что это чёртово комбо, вот что это такое. Картина основана на реальных событиях – это рассказ о двух последних годах жизни голливудской звезды 1950-х, обладательницы Оскара Глории Грэм. О жизни этой блондинки можно было бы снять сериал в стиле индийского кино: четыре мужа, четверо детей, четвертый муж – сын второго, бывший пасынок. Но написать мемуары удосужился только её последний любовник. Роман начинающего актера Питера со стареющей знаменитостью развивается стремительно, но очень скоро их станет трое: он, она и рак. История взросления одного, ставшая историей старения и смерти другой, рассказана режиссером Полом Макгиганом тонко, умно и профессионально. В этом фильме Джейми Белл вновь играет вместе с Джули Уолтерс. В «Билли Эллиоте» она была его учительницей танцев, в «Кинозвездах…» актрисе, известной по роли Молли Уизли, которая само воплощение материнской любви, снова досталась роль матери, способной усыновить/удочерить всё, что движется. Элвис Костелло оказался поклонником Глории Грэм и написал для фильма песню “You Shouldn't Look at Me That Way”.
Юный вундеркинд из балетной школы стал хорошим драматическим актером. Интересным. В том смысле, что практически весь фильм следишь только за ним, хотя ничего экстраординарного он не делает. И возникает желание посмотреть на него в других ролях. Физиогномически Белл не слишком изменился в сравнении с узколицым рыжеватым мальчиком из фильма Стивена Долдри. Но налился какой-то плотной и качественной психосоматической уверенностью. Отчасти это сказывается в сложении атлета-пятиборца, отчасти – в прекрасной актерской технике. Белл играет начинающего британского актера, случайно пересекшегося с бывшей голливудской звездой на тридцать лет его старше и все еще знаменитой. Есть в их истории, разумеется, карьерные аспекты: Питер Тернер (Белл) ненадолго шалеет от Голливуда, а Глория Грэм (Беннинг) мечтает на закате карьеры сыграть Джульетту в Королевском шекспировском театре. Но не происходит ничего чудесного и ничего особенно трагического. Они вместе, и это хорошо. Потом – рецидив рака, и он рядом с ней до момента, когда старший сын (чуть моложе самого Питера) увозит ее умирать в Нью-Йорк. Это «хорошо» и это «рядом с ней» Белл наполняет до краев с такой уверенностью и неброским обаянием, с таким психологическим диапазоном и знанием ремесла, что фильм, по сути, держится целиком на нем. Остается помечтать, как все было бы в мелодраме МакГигана, если б в дуэте с Беллом сыграла не Аннет Беннинг, а чудом воскресшая Глория Свенсон из «Сансет-бульвара». Беннинг – молодец, честно играет свои шестьдесят с лишним, пост-звездный синдром и глубоко скрытый страх перед неизбежным. Но для того, чтобы составить впечатляющую пару с тридцатидвухлетним Беллом, ей не хватает царственной харизмы, какой обладала Свенсон. Не хватает магии «звезды», способной превратить старое тело в великолепную руину, вызывающую священный трепет. Еще бы лучше ее заменила божественная Лорен Бэколл. Даже в 80.