Будьте добрыми если сможете: отзывы и рeцензии

DearDasha
DearDasha19 сентября 2017 в 01:11
Будьте хорошими, если можете!

Святой Филипп Нери… Дон Филиппо Нери — как жаль, что у каждого из нас нет такого учителя, наставника да просто знакомого как Филиппо Нери… Слов не хватит описать личность этого человека. «Мне вот кажется, что некоторые вещи нужно исключить из списка грехов. Человек мал и слаб. Он не справляется. Вот поэтому я всегда говорю: «Будь хорошим, если можешь». Потому что, если совсем не можешь, я ничем не смогу помочь. Человеку нужно помочь поверить в собственные силы!» Фильм хочется разобрать на цитаты. А между тем он достаточно не прост — заставляет задуматься над очень многим, посмотреть по-другому на привычные вещи, осознать свою жизнь и, может быть, даже найти в ней смысл. Человеческий век недолог, все мы сталкиваемся с вопросом смысла жизни, смысла происходящего, к чему всё идет и что с этим делать.. Жизнь Филиппо Нери стала для меня ответом на многие из этих вопросов. И каждый найдет здесь что-то особенное для себя. «Где б ты ни ходил, где б ты ни бродил,.. Но в час, когда смерть за тобой придет, Что такое все твои желанья? Наслажденья все, обретенья все,.. Богатство твое, серебро и злато, Что останется от твоих забот? Все твое веселье и красота, Твои дни в погоне за счастьем… Только всяческая суета. Ты собою гордишься, Смотришь в зеркало важно.. Но представить боишься, Чем же станет потом вся эта суета». Местами фильм настолько спокоен, что неподготовленный современный зритель может заскучать. А добавить к спокойному и размеренному повествованию извечные и спорные вопросы религии, историю католицизма и немного не совсем умелой мистики (вспомнить явления дьявола в разных обличьях), то многие и вовсе захотят выключить фильм. И главное здесь — ядро фильма, как жемчужина, сокрытая в невзрачной ракушке — Филиппо Нери. По-моему, сюжет фильма и истории, происходящие в нем, были созданы именно для того, чтобы раскрыть личность этого великого человека, чтобы у зрителя была возможность познакомиться с ним и попытаться представить, каким он был, прикоснуться к его жизни. Поэтому некоторые линии кажутся достаточно поверхностными, а вся глубина фильма раскрывается через искреннего, добродушного и порой ироничного священника. Про Филиппо Нери снят еще замечательный двухсерийный фильм — «Я предпочитаю рай», именно с него началось мое знакомство с жизнью этого святого. «Где б ты ни ходил, где б ты ни бродил.. Но в час, когда смерть за тобой придет, Что такое все твои желанья? Это суета, только суета, Важны только радость и простота. Будь хорошим, если можешь… Остальное все суета».

Xaverius
Xaverius29 июля 2015 в 07:03
Апостол бедняков: как все было «на самом деле»

Фильм Луиджи Маньи как будто вписывается в традицию итальянских фильмов о простодушном, смиренном, нищем святом, противостоящем мирской умудренности клира и заботящемся об обращении простых и бедных людей к жизни, согласной с Евангелием. Можно вспомнить «Франциска, менестреля Божьего» Росселлини, «Брата солнце, сестру луну» Дзефирелли или «Франциска» Лилианы Кавани, который снят позже, чем «Будьте добрыми, если можете». Только вот главный герой Маньи — не Св. Франциск Ассизский, а Св. Филипп Нери, основатель монашеского братства ораторианцев. Фильм Маньи — одновременно и метавысказывание о киношной агиографии, и проникнутый юмором и некоторой меланхолией рассказ о римском святом 16 века, в каковом рассказе моменты чудесного, важные для жития, но трактуемые современностью не без иронии, перекликаются с гротеском, характерным для кино, обыгрывающего собственную традицию. Так, появление на экране одного из антагонистов Св. Филиппа — Св. Игнатия Лойолы (Филипп Леруа), создателя ордена иезуитов, строгого, но проницательного и великодушного, согласно Маньи, уже выводит фильм за пределы «францисканской» традиции, вводя тему коллизии двух известных святых, воплощающих как бы два противоположных религиозных мировоззрения и два смежных, но не сливающихся пути в жизни Католической церкви — иезуитский и ораторианский. Но когда на просцениуме становится буквально тесно от святых, и к Игнатию Лойоле помимо Франциска Ксаверия, апостола Индии, присоединяются их испанские современники — Тереса Авильская и Иоанн Креста; когда Иоанн Креста начинает цитировать свое известнейшее мистическое стихотворение «Темная ночь», а Тереса ведет себя как рассудительная супруга восторженного мечтателя — тогда понимаешь, что фильм не просто модернизирует традицию, он ее, говоря откровенно, обстебывает. И хотя настоящие антагонисты Филиппо Нери — это, как и положено в житии, дьявол, а еще папа Сикст (Марио Адорф), слишком светский для папы и почти кажущийся одной из многочисленных в этом фильме масок все того же черта, неслучайно именно Игнатию Лойоле и Филиппо Нери приданы свои музыкальные мотивы, две песни Анджело Брандуарди, исполняемые детским хором, — «Vanita di vanita» у Филиппо, «Capitan Gesu» у Игнатия. Оба они выступают и как воспитатели детей. И если увещание Филиппо «Будьте добрыми, если можете», то Игнатий — священник-воитель, священник-конкистадор, посылающий миссионеров по всему миру. Но, как говорит Филиппо Нери, «Конго начинается у стен вашего монастыря». Стоит упомянуть мелодраматическую линию Чирифискьо, бывшего воспитанника Филиппо Нери, ставшего разбойником, и его невесты Леонетты, у них тоже есть своя музыкальная тема Брандуарди, — и сказать, что отношения этих влюбленных, как и забота Филиппо Нери о них, самым тщательным образом вплетены в историю святого, как и в историю контрреформационного Рима, с ее важнейшими событиями: враждой патрицианских семей Орсини и Колонна, строительством собора Св. Петра в Ватикане, основанием иезуитского ордена, подъемом мистицизма, борьбой с лютеранством… И на этом фоне вырисовываются две позиции — Игнатия и Филиппа, дополняющих друг друга. Ортодокс, стремящийся к неукоснительной праведности, с одной стороны, и чудаковатый священник, сознающий свою слабость и слабость человеческой природы, склонный к экстатическим переживаниям визионер. Режиссер, живущий среди католических преданий, конечно, хочет показать свою версию, «как это было», увидеть Лойолу и Нери, увидеть своими глазами Тересу и Иоанна Креста, но он отдает себе отчет в том, что никто из живущих не знает, как там все было «на самом деле», в цвете и деталях, среди деятелей Контрреформы. И поэтому фильм тяготеет к сверхъестественному, к легенде. «Дьявол выбирает самых лучших» — говорит Филиппо Нери разбойнику Чирифискьо. И напротив церкви Сан Джироламо, где Филиппо заботится о паломниках и беспризорных детях, поселяются одна маска дьявола за другой. 8 из 10