Удивительно насколько иногда музыка может «сделать» фильм, наполнив его неповторимым очарованием, усилив общее настроение картины, особенно если в титрах числится композитор Пино Донаджо. Впрочем, несмотря на откровенно эксплуатационное заглавие и нехитрое эротическое направление, постановка приятно выделяется на фоне иных секс-комедий по-итальянски. Их выходило много и немало встречалось действительно смешных анекдотов с перчинкой про разных фигуристых лицеисток и медсестёр в окружении актёров-хохмачей, чьи фамилии не всегда шибко известны, зато забавные физиономии запоминаются навсегда. «Каникулы нагишом» лишь поначалу кажутся из этой когорты экранизаций пикантных шуток. Простенькая фабула о нескольких ребятах и девчатах, приехавших отдыхать на пляжную виллу, которые встретят улыбчивую парочку нудистов из Норвегии, чтобы коллективно забавляться голышом, не так однобока в своём ожидаемом развитии. Постановка вовсе не акцентируется на эротике, и постельные сцены задвинуты на дальний план, снятые весьма деликатно. Здесь не совсем эротика и даже особо не комедия, хоть удачные шутки присутствуют в смешных диалогах, например, когда на сетование девушки, что её парень буквально раздевает глазами другую, ей парируют – чего там раздевать, если она и так уже вся голая?! Мы имеем дело с историей взросления, прекрасно передающей неповторимый дух беззаботной юности, переполненной жарким летом – непосредственно солнечным временем года и символическим началом жизни молодых людей, чьи постоянно оголённые тела гармонично вписываются в красоты природы, напоминающие кусочек рая. Пейзажи старинного каменного городка у воды, бескрайнего океана, раздутых парусов на горизонте, острова из застывшей лавы с удивительными силуэтами камней, уютного дикого пляжа, просторной виллы и многого иного из живописных мест Испании окутывают юных героев фильма, заразительно наслаждающихся всей этой прелестью, чтобы шутить и играть, влюбляться и ревновать, танцевать и купаться. Они ещё глупы, их чувства непременно поверхностны, только какая юность обходится без всего этого, что спустя годы кажется смешным и наивным, но обязательно с малой толикой приятной грусти по тому чудесному времени, когда любой порыв сердца заставлял следовать за ним, казавшись таким значимым? Это фильм-настроение, фильм-лето, фильм-каникулы, фильм-юность. Повествование, словно чьё-то прожитое яркое воспоминание, временами ведётся от лица одного персонажа – паренька, которого более шустрый друг не воспринимает всерьёз и с противоположным полом совершенно не везёт, зато он неунывающий и очень добрый, что важно для зрительской симпатии к нему. Он мечтает, чтобы его наконец-то полюбили, и ему было кому подарить свою нежность. Этот герой заметно оттеняет товарища, метающегося меж приревновавшей подругой и экзотической норвежкой, ведь наш малый одновременно комичен от ребячьей неуклюжести и трогателен, когда на вилле объявляется совершенно взрослая и абсолютно загадочная женщина, пленившая всё внимание. У неё за плечами багаж житейского опыта, запутанные перипетии, она просто хочет побыть наедине с мыслями, а он начинает ходить хвостиком, ища в ней того, чего не находит в сверстницах. Ореол манящей тайны, возможность расспросить о браке у той, которая уже пережила его, и наконец-то попробовать вкусный соус к спагетти, взамен собственной стряпне на кухне, делает её интересной. Открытость паренька, ещё много не понимающего в силу возраста, зато полного рвения и решимости заступиться в трудную минуту, позволяет женщине разглядеть в юнце задатки будущего чуткого мужчины. Даже с учётом простоты изложения эти взаимоотношения вполне умиляют. При рассмотрении фильма принято заострять внимание на исполнительнице одной из ролей - Илоне Шталлер, которая после заслужит определённую славу с сильным душком под псевдонимом Чиччолина. Хоть и помня незатейливые требования к девушкам в таких картинах, только извечно улыбающуюся блондинку-венгерку во всех смыслах затмевает брюнетка-итальянка Лилли Карати, играющая поднадоевшую пассию одного из парней. Возможно, это исключительно лично, потому что в отличие от имени первой, вызывающей своей биографией единственное желание повертеть пальцем у виска, вторая красотка как-то поживее на экране, которая ревнует, злится, печалится и сладко мстит, к тому же карьера в художественном кино и сама судьба у неё интереснее… и намного трагичнее. Начав с конкурсов красоты, не скрывая, что актёрскому мастерству нигде не училась, Карати посчастливилось немало сняться в триллерах и комедиях, несмотря на основную нишу звезды эротического кино, после случился Джо Д’Амато со всеми вытекающими, незаметно подкрался конец восьмидесятых, отсутствие достойных ролей добавит наркотическую зависимость и кривая уже незамедлительно выведет в банальное порно, а далее скорёхонько – в те места, от которых не следует зарекаться. Зато это падение на самое дно, где было страшное отчаяние с попытками покончить с собой, всё же не сломило человека, излечившегося, а после посчитавшего, что помощь другим оступившимся, как когда-то она, будет полезнее работой, чем иллюзорный мир кино. Поэтому мы, зрители, однажды потеряли экранную красавицу Лилли Карати, однако она сама обрела что-то важное в жизни, ставшее опорой. Но не будем о грустном, ведь здесь она всё ещё с нами, так молода, красива, весела, как и сам фильм, являющийся одой всем этим прелестям жизни. И в завершении следует вернуться к началу – музыке. Не случайно танцующие персонажи два раза включают пластинку, откуда доносится голос Пино Донаджо с его знаменитой песней в авторском исполнении «Io che non vivo senza te», которую на Западе перепоют на английском другие, сделав мировым хитом. Итальянский маэстро, сочинивший весь саундтрек, включая заглавную композицию «Pranzo a sorpresa», пронизывающую историю, чутко ухватил настрой картины и отразил в музыке её неповторимое обаяние молодёжными и лёгкими мелодиями, переносящими зрителя в жаркое лето, невзирая на любую погоду за окном или год на календаре. Сочетание красивой природы, темы беспечных дней самой ранней молодости и приятных музыкальных мотивов дарит замечательную возможность вспомнить уже собственные чувства юности, так удивительно созвучные с фильмом, когда всё было впервые, в чём-то наивно, но очень остро, и самая малознакомая женщина могла заворожить придуманной тайной, очаровать недосягаемостью, заставить залиться краской при первом танце, а на утро показаться дивным сновидением, если бы не найденное платье на полу, словно доказательство чуда. И после этого ты уже наконец-то можешь абсолютно всё… всё-всё… можешь быть смелым, чтобы предложить встречаться любой зазнобе, которая когда-то являлась такой неприступной. Уже у нас пели, что «Не повторяется такое никогда». Верно, юность не повторить, зато такие фильмы могут здорово напомнить о ней.