Любой ценой: отзывы и рeцензии

ancox
ancox3 октября 2015 в 06:49
Миссия как всегда невыполнима

Вполне самодостаточная попытка снять commedia all’italiana по канонам «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» Марио Моничелли, но с серьезным лицом. Внешне кроткий профессор-гуманитарий Джеймс Андерс с лицом и манерами замечательного американского актера Эдварда Дж. Робинсона, выходит на пенсию и приезжает из Рио-де-Жанейров в Нью-Йорк к своему школьному приятелю Марку Милфорду (Адольфо Чели), ныне – криминальному авторитету. Оказывается, профессор Андерс 30 лет планировал похищение бриллианта из сейфа здания напротив его школы. И теперь ему нужны помощники. Мистер Милфорд предлагает лучших из лучших – армейского служаку, профессионального ловеласа, мастера-электрика и взломщика сейфов. Отважная четверка отправляется в Рио с четким планом действий и надеждой на куш в миллион долларов каждому. Допускаю, что есть люди, которым интересна сама технология ограбления и воровские уловки, позволяющие обходить самые изощренные охранные ловушки. Подобно героям более поздней «Невыполнимой миссии», наша криминальная четверка то и дело оказывается на грани провала, но, в последний момент, раз за разом преодолевает все препятствия. Однако всякий киноман знает: как только герои фильма думают, что выпутались из паутины, тут-то и появляется паук. На мой вкус, фильму не хватает юмора. А харизматичного безумия у героя Клауса Кински даже и многовато. 7 из 10

Silverword
Silverword17 июля 2020 в 01:45
Все оттенки блеска

В плеяде фильмов, посвящённых тщательно разработанным планам похищения каких-либо ценностей, хватает известных - достаточно вспомнить «друзей Оушена» со всеми их ремейками и сиквелами или «Как украсть миллион», украшенный стараниями Питера О` Тула и Одри Хэпберн. Данная же картина итальянского режиссёра Джулиано Монтальдо, хотя и принадлежит к той же когорте, славы не снискала, погрузившись в пучины забвения практически сразу после международного проката, и вызвала крайне сдержанную реакцию критики, глухо ворчавшей по поводу обилия клише. Тем не менее, после просмотра, результат которого оказался несколько неожиданным, у меня сложилось совершенно определённое мнение, заставляющее отзываться о картине в исключительно позитивных выражениях. Главной причиной этого следует назвать отличный сценарий, пожалуй, самое сильное место картины. Его выверенность и продуманность позволяет коснуться глубины каждого характера и действия ровно настолько, чтобы не погрузиться в ненужные детали, и благодаря этому использовать немалые два часа экранного времени таким образом, чтобы они держали в напряжении до самой последней минуты. Следует отдать должное оператору Антони Макасоли, чья уверенная и чёткая работа, лишённая экспериментов и лишних телодвижений, полностью соответствует духу сюжета и содействует верному изображению событий и персонажей. Поскольку главной стороной в международном производстве фильма выступила Италия, бОльшая часть съёмочной группы представляет именно эту страну. С актёрской братией немного по-другому. За исключением номинированной на «Оскар» за роль в нашумевшем «Психо» американки Джанет Ли и её увенчанному «Серебряной пальмовой ветвью» соотечественнику Эдварду Робинсону, она состоит либо из итальянцев, либо европейцев, много и плодотворно трудившихся на родине Висконти и Леоне. Так и выходит, что компанию аристократично-сдержанному Жоржу Риго и добродушному Андреа Куччолле здесь составляют, как обычно, сурово-психопатичный Клаус Кински и обаятельный сорванец Роберт Хоффманн. Эта тесная связка прекрасно работает, дополняя и подчёркивая индивидуальность друг друга. Подобный пример удачной «химии» во-многом зиждется на грамотно прописанных типажах, но умение воздерживаться от ненужных эмоций, выражая их в естественной форме, в безусловном активе самих исполнителей. Умелое распределение всех упомянутых ресурсов приводит к появлению достаточно тонкой сюжетной линии, вектор которой исподволь склоняется к самому настоящему реализму. Первая часть картины, активно приглашающая нас присоединиться к авантюрным похождениям криминального квартета в атмосфере жаркого карнавала, в дальнейшем обретает драматический характер, и кажущееся возвращение на круги своя в самом конце, позволяющее сохранить общее единство замысла, оставляет за собой аккуратно оставленный след из иронично-печальных мыслей. То, что могло показаться обычной развлекухой, скрывает под собой социальный подтекст, напоминающий о 'змее, кусающей себя за хвост', слабостях любых комбинаций пере прямолинейностью тьмы, и людях, чьи жизни и биографии меркнут и тают в драгоценном блеске и безжалостной гонке за очередным крупным кушем. Немаловажно, что эта превосходная игра жанровыми оттенками дополнительно подчёркивается музыкой неподражаемого Эннио Морриконе, так что и с этой стороной у фильма всё в ажуре. Кто же ответственен за столь умелое распределение и расстановку? Такая работа под силу лишь необычному человеку, и биография режиссёра Монтальдо это подтверждает. Удивительно, но в то время, как итальянский кинематограф занимался нещадной эксплуатацией спагетти-вестернов, триллеров и псевдо-исторических лент, он умудрился обойти данный омут стороной. Ещё удивительнее то, что не имея такого, в общем-то полезного, опыта, уже вскоре после выхода «Любой ценой», он получил две номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Самобытный дар постановщика очевиден, и его мастерство позволило мне выставить «Ad ogni costo» наивысшую оценку. Это вовсе не значит, что «Любой ценой» претендует на звание шедевра, поскольку такого рода звание обычно получают предметы искусства, для которых высшие строчки престижных рейтингов лишь трамплин для прыжка в заоблачные дали вселенской любви обожателей. Скорее, речь идёт о сильной недооценке. Работа Монтальдо просто сделана настолько правильно, умело и профессионально, что в ней просто не к чему придраться. Не будем забывать, что на условном кулинарном конкурсе вкусный, хорошо пропечённый простой пирог получит высший бал и без дорогостоящих ингредиентов. 10 из 10