Картина шведского режиссера с самым шведским именем Рубена Эстлунда получила награды европейских кинофестивалей за критику современного европейского образа жизни. Это попытка показать, насколько демократические законы ослабили критическое мышление Европы, сделало европейцев мягкотелыми и неспособными справляться с ситуациями, которые сложнее заварки кофе. Это не крик, не вызов и не просьба о помощи, а едкое замечание в стиле «вот что сделала с вами толерантность». Что она сделала? Рабочее место стало комнатой родителя и ребёнка, руководитель не способен руководить своими подчиненными и их деятельностью, секс стал ничем иным, как пуританским обменом тел и неловких улыбок. Режиссёр хочет показать, или как минимум пытается, это изменение с помощью сферы искусства, которая всегда казалась своего рода наукой о личности. Социальные и политические события неизменно отражаются в искусстве, - эту основу предлагает Эстлунд. На этом фундаменте он и размазывает свой сюжет, как детсадовское масло из материнской помощи. Демократические законы, которые якобы регулируют теперь жизнь европейца, от работы до постели, стали затормаживать его собственное мышление. Как следствие, это отражается на качестве не только его личной жизни, но и работы, которую он делает, и за которую он получает деньги (что не раз подчеркивается в фильме - большие деньги). Его жизнь вроде бы катится под откос, такой европейский откос в стиле «у меня все хорошо, но режиссеру кажется, что нет, поэтому мы посидим тут 2 часа с половиной и попытаемся пихнуть ложку дегтя в банку с медом». Манера повествования обеспечивает режиссёра не лучшей презентацией его же сюжета, от чего получается, что то ли он высмеивает тухлость жизни, то ли сам такой же жизнью живет. По мнению Эстлунда, слишком «удобная» жизнь стала помехой для зарождения настоящего искусства и настоящей жизни. Мы придавлены «европейской толерантностью» и не можем слово поперёк сказать без приставленной к виску всеобщей декларацией о правах человека. Но проблема в том, что режиссер показывает ту часть реальности, которую он видит и частью которой он является. «Квадрат» - это сказка о массе, которую видит режиссёр, которую он показывает в массовом кинотеатре и которая получает призы от массовых кинокритиков. Отсутсвие талантливых людей не проистекает из демократичности законов. Творческая личность не обязана быть постоянно терзаема снаружи, чтобы творить. Великое искусство не зиждется на тираническом государстве, где каждый день безнаказанно убивают людей, сажают их за решетку из-за реблога и готовят из них пушечное мясо, а не граждан. Стремление режиссёра показать, что отсутсвие конфликта и противоречия в обществе приводит к стагнации, походит на библейский фетиш, что Кто-То должен умереть за наши страдания, чтобы стать искусством и остаться в памяти. Искусство не вдохновляется одним противоречием общества, несправедливостью законов и гомицидальностью государства. Уж тем более музей, кинотеатр и издательство не являются той монополией, которая решает, чему называться искусством, а чему - нет. Показанная нами глазами режиссера неизбирательность и слабость современного европейского человека, который не может ничего поделать с ребёнком, которого взрывают, и женщиной, на которую нападают, уж точно не связаны с «хваленой» европейской толерантностью. Государство - не квадрат, который штампует людей и законы. Неспособность защитить себя и своих близких присуща каждому, кто не обладает собственным мнением. Законы не формируют вас, как человека, если вы таковым являетесь. 3 из 10
В отличии от «Оскара», где чем чернее и голубее фильм, тем больше у него шансов, Каннский и Венецианские кинофестивали – места, где оценивают фильмы по художественным и культурным достижениям. В этом году победителем Каннского кинофестиваля стала картина шведского режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат». Да, были те, которые возражали, мол, были картины получше, но как посмотревший данный фильм зритель, скажу с полной уверенностью – победа была заслуженной. Идея фильма достаточно проста – куратор музея современного искусства с говорящим именем Кристиан Юэль Нильсен придумывает арт-инсталляцию «Квадрат», внутри которого у каждого человека будут равные права и где человек становится добрее и терпимее к остальным, или, другими словами, толерантнее. Все вроде бы идет хорошо, но в один день у Кристиана крадут мобильный телефон и бумажник. Не смирившись с потерей, он пускается в авантюру, по ходу забывая о главных принципах созданного же им «Квадрата». Картина, как может показаться поначалу, не берет за основу одну единственную идею - Рубен Эстлунд сделал из своего фильма настоящий винегрет из самых разных тем и идей. Основным ингредиентом фильма является болезненная как для Европы, так и всего остального мира тема толерантности (насильно навязанной) и терпимости (отчаянно пропагандируемой). В самих этих словах, кроме пафоса, ничего плохого вроде бы нету, но даже самая блестящая и нацеленная на благое дело идея теряет свою привлекательность и годность, когда ее пытаются насильно навязать и «положить» в голову против воли. То, с каким усердием с помощью таких мощных инструментов для пропаганды, как кино, музыка и СМИ людям навязываются равноправие полов, толерантность, терпимость и прочие вещи, к которым каждый человек должен прийти сознательно, кроме отвращения, ничего больше не вызывает. Пока в мире все, кому не лень, с фонарем в руках ищут расистов и гомофобов, чтобы найти и карать, находятся люди, которые высмеивают все эти попытки сделать людей «белыми и пушистыми». Фильм Рубена Эстлунда нацелен именно на «думающую» аудиторию, которая невооруженным глазом видит разницу между равноправием полов и феминизмом, естественным желанием избегать чуждой здоровой природе вещей и гомофобией, искусством и современным искусством. Современное искусство, вообще, для постановщика представляет отдельный интерес, так как, по мнению автора, ничего глупее и бессмысленное мир до сих пор не видывал. Куратор храма искусства, духовно и материально богатый Кристиан создает свое самое лучшее творение в жизни – «Квадрат», где независимо от пола, цвета кожи, вероисповедания и взглядов равны абсолютно все, тут никого не судят, не бросают и не вредят, этот квадрат - маленький уголок любви и понимания. Казалось бы, человек с такой тонкой душевной организацией просто обязан жить и действовать по всем правилам альтруизма. Но не тут-то было. Стоило каким-то людям второго сорта (кстати, он их так и называет) нарушить его зону комфорта, так он сразу выпускает наружу все то, против чего так усердно ведет борьбу с помощью искусства. Всю эту противоречивость/закономерность можно выразить одним словом – условность. Вся наша жизнь, наши действия и взгляды, наше поведение – за всем этим порой кроме условностей, больше ничего не стоит. Те поступки, за которые мы упрекаем и судим других, себе прощаем без каких-либо угрызений совести – человек своим действиям всегда находит оправдание. Весь наш мир состоит из условностей. А мир Рубена Эстлунда – особенно. Как и отмечено выше, картина затрагивает несколько тем и если и не все, то многие из этих идей разыграны замечательно. Так, одна из занимательных сцен показывает того же Кристиана на корпоративе, где тот пытается «подцепить» какую-нибудь девушку для продолжения «банкета». Оказавшись уже у новой знакомой дома, он видит у нее обезьяну, которая внимательно наблюдает за любовными утехами человеческих особей. Это, одновременно, и смешно и не очень. Не очень, потому что неважно какой у тебя коэффициент интеллекта или сколько дипломов и сертификатов висят на стене – человеку от своей природы и животных инстинктов некуда бежать. Так что можно не прикидываться, когда вас никто не видит и есть руками. Это нормально. Блестящий сценарий удачно дополняет великолепная актерская игра – я не знаю, есть ли в Швеции местный «Оскар», но если он есть, то в этом году он бесспорно принадлежит Класу Бангу, замечательному Кристиану Нильсену, который одинокого убедителен как в роли человека высшего общества, так и бьющего 11 летнего ребенка «быдла». В европейском кино, как правило, хорошо играют даже неевропейские звезды – занятые в проекте «голливудцы» Доминик Уэст и Элизабет Мосс от своих скандинавских коллег не отстают. За долгую карьеру Мосс впервые я заметил ее харизму именно в этом фильме. Это тот случай, когда роль настолько идеально подходит актеру, что удваивает его способности и харизму. Это, конечно, больше заслуга постановщика, нежели актрисы, но если хвалишь, хвалить нужно всех. Что называется, заслужили. «Квадрат» - это кино не развлекательное, и уж тем более не массовое. Это фильм о современном обществе, где найти пропавших детей в большом торговом центре поможет только бездомный, где деньги вместо благотворительных учреждений жертвуются на ненужные музеи и проекты, и где есть место фразе: «извините, я не настолько образован, чтобы понимать современно искусство». С этим миром явно что-то не так, но, к счастью, есть люди, которые видят «сбой в матрице» и пытаются донести это до других, и те, кто оценивает эти попытки по достоинству. Рекомендуется к просмотру человеку-разумному.
Не вижу смысла в том, в чём видят смысл этого фильма другие. Высмеивать общество. Любое общество можно высмеять, потому что любое общество это квадрат, разве что анархическое общество не похоже на квадрат, но и его можно высмеять. Поэтому вывод, фильм не имеет смысла, это всё равно, что смотреть за жуком, пытающимся встать со спины – да он покрутит лапками, а потом встанет и поползёт, потом опять упадёт, потом перегребёт через лужу, потом погрузнет в песке и т.д. и т.п. Это жизнь, и она есть всё, а пытаться высмеять какую-то сторону жизни всё равно, что попасть в замкнутый круг – сначала ты высмеиваешь, что не можешь встать со спины, потом тебе не нравится, что надо перегрести через лужу, а потом и песок на лапах тебе так смешон, что хочется опять упасть на спину. Сначала для тебя важнее отношение с людьми, потом деньги, потом идея социализма, потом идея капитализма, потом идея анархизма, потом психопатическая идея, потом космическая, потом ты ищешь удовлетворение в алкоголе, потом в Боге, до этого тебе нравились рыжие а теперь тёмные, не важно коты это или люди. Проблема в том, что фильмы должны, как считают создатели, иметь смысл, и должны к чему-то приводить, поэтому все фильмы чему-то учат, каждый ищет идеальный баланс общества, каждый считает вот если бы так да эдак, вот именно этот момент послужил тому-то и сему-то, правильно делать так и сяк. Но в целом это просто замкнутый круг. А те, кто в серьёз считают, что поучительными фильмами они могут действительно научить чему-то, показать проблему и т.д. – тут-то и обнаруживается квадратность автора, угловатость, и ограниченность понимания. «Квадрат». И недаром. Автор фильма воспринимает мир настолько угловато. Сам не понимает того, что пытаясь показать что-то уникальное, он, по сути, показывает мышление слаборазвитого человека. Ведь нормы, мораль, поведение, мышление – оно всё условно, нет никаких законов, преград. Если тебе не нравится какой-то нищий, ты вправе на него накричать, выразить недовольство, и плевать на тех, кто припишет тебе политику. Это же настолько очевидно и просто, что нет смысла даже об этом упоминать. Почему автор решил показать европейское общество таким слабым стадом, при виде зверя, которое, цепенеет и позволяет с собой делать всё, что захочет, почему он решил показать Европу такой квадратной, не имеющей свободы, или в этом заключается свобода, что можно отказаться от свободы? Я понимаю, душевнобольные имеют большую свободу в нарушении общественных норм, но именно пытаясь показать свободную Европу, автор показывает её душевнобольной. Все они делают очень странные вещи, как в принципе и в других европейских фильмах, вот только здесь нет юмора, тут всё серьёзно, а когда кто-то так уверенно и серьёзно пытается показать или найти истину, сразу кажется что он не достиг совершеннолетия. Тот же самый Тони Эрдман смотрится куда лучше, но почему? Там люди отображали людей, каждый был собой, и свобода действий была их выбором. Здесь же люди не представляют себя, они представляют общество, организм, совок, а свободу показывают истерикой, идиотизмом, тупизмом, квадратизмом. Квадрат. 2 из 10
«Квадрат» — фильм, выросший из инсталляции самого Эстлунда, еще один социальный эксперимент, призванный изучить погрешности человеческой природы и понять, как их шлифовать. Это ироничный портрет 2010-х, в котором бывшему мастеру горнолыжного спорта удалось ухватить за хвост саму суть эпохи. «Квадрат» можно смело поставить в один ряд с такими важнейшими кинодостижениями 2010-х, как «Великая красота» Паола Соррентино или «Тони Эрдманн» Марен Аде. Как и упомянутые картины, творение Эстлунда — размышление европейского интеллектуала о времени, обществе, культуре и человеке, блестящий комментарий к состоянию современности, не лишенный при этом легкости, не впадающий в морализаторство, сочетающий актуальность поднимаемых проблем с удивительной витальной энергией, которой он пронизан. Уже с самого начала сцена установки «Квадрата» с его лозунгом доверия и неравнодушия сменяется толпой внешне привлекательных и стильно одетых людей, идущих по улицам Стокгольма по делам и безвылазно погруженных в смартфоны. Стоящая посреди людского потока девушка обращается к ним: «Вы хотите спасти жизнь человека?», — и каждый проходит мимо. На обочине с протянутой рукой стоят бедные, до которых никому нет дела. Ухоженные и успешные люди продолжают спешить по делам. Инсталляцию «Квадрат» готовятся торжественно открыть. Таким перформансом открывается фильм Эстлунда, оказывающийся масштабной проверкой на прочность идеала и поиском несовершенств в достигнутом совершенстве. Подходя к построению композиции, Эстлунд, не только снявший «Квадрат», но и написавший к нему сценарий, выбирает самый сложный, но при этом и выигрышный путь. Типичная и наиболее простая сюжетная схема, ведущая персонажа из пункта А в пункт Б, для чего ему нужно преодолеть несколько преград, здесь отметена. Эстлунд двигает действие не поступательно, а кругами, нанизывая сцену на сцену, растягивая хронометраж на два с половиной часа, пролетающих, однако, на одном дыхании. Эпизоды «Квадрата» наслаиваются друг на друга, иногда не вытекают один из другого, объединенные темой, героем, временем и местом действия. Фильм распадается на серию арт-экспериментов, который из которых дополняет один другой, создает головокружительную мозаику современности – ее искусства, досуга, рекламной индустрии, секса и т.д. Все и вся проникнуто в картине иронией, словно вышедшей из самого мира современного искусства, в котором серьезность подчас неотделима от издевательского розыгрыша. Эстлунд не раз обманывает ожидания зрителя, разрушает его стереотипы и предрассудки, проводит над ним все тот же социальный эксперимент, который так любит и который, должно быть, привлекает его к искусству перформанса. Мир contemporary art показан в «Квадрате» в меру саркастично, но без ретроградства. Эстлунд оставляет зрителю возможность различных трактовок, дает вволю аргументов и фанатам, и хейтерам современного искусства, каждый тезис снабжает антитезисом. Уборщик случайно принимает инсталляцию за мусор и сметает ее, вызывая настоящую панику у руководства музея накануне открытия выставки. Отравленная ядом шпилька? Безусловно. Как и размышления о том, что даже женскую сумочку можно принять за искусство, если поместить предмет дамского туалета в современной галерее. Однако приглядитесь внимательнее к инсталляции, случайно поврежденной далеким от contemporary art оператором уборки. Горстки пепла и неоновая надпись над ними: «У вас ничего нет». Кто может поспорить с этим? Что есть у каждого, как не горстка пепла, которой он когда-нибудь в итоге станет? Все суета и ловля ветра, как поговаривал царь Соломон. Исследование современного искусства — лишь вершина айсберга в северном океане фильма, правда, обращение к теме не случайно, ведь сегодня наблюдается интенсивный всплеск интереса к искусству в его актуальных формах. Арт-мир — типичный фон для очень многих произведений, как кинематографа, так и литературы 2010-х. Вершиной гротескных зарисовок режиссера становятся в фильме специалисты PR, пытающиеся привлечь внимание к предстоящей выставке всеми возможными способами. В конце концов, стремясь набрать миллионы просмотров в YouTube и спровоцировать гвалт перепостов в социальных сетях, они снимают рекламный ролик, в котором подрывают белокурую девчушку, держащую в руках котенка. Цинизм достигает предела. Музей X-Royal — в центре скандала всешведского масштаба. Эстлунд не только вонзает еще один отравленный ядом кинжал в мир рекламы и PR, но и обращается к очередному смысловому оттенку картины. Вместе с обличением маркетинговой индустрии и перешедшей все границы погоней за лайками/просмотрами промо-ролик из «Квадрата» содержит важное, пусть и шокирующее послание зрителю: «Сколько еще бесчеловечного должно произойти, прежде чем мы достучимся до вашей человечности?». Раз за разом Эстлунд акцентирует внимание в своей работе на равнодушие и эгоизм, которыми поражена рисуемая им эпоха. Здесь проходят мимо бед другого. Здесь всем по большому счету друг на друга наплевать. Здесь никто не протянет руки помощи. И за гламурной, прилизанной картинкой – пустота. Даже ирония как единственная самозащита, возможность не сойти с ума в окружающей действительности, не спасает. Она лишь разновидность эскапизма. Режиссер настойчиво противопоставляет всему, обличенному в «Квадрате», картины социального неравенства, заостряет внимание на обездоленности и нищете, существующих даже в комфортном, кажущемся утопичном мире Стокгольма. Шведское кино, как правило, всегда социально, это одна из его отличительных черт, и Эстлунд очень умело использует ее в фильме об арт-мире. Все стороны квадрата, согласно его геометрическим характеристикам, равны. Вынесенный в заглавие фильма квадрат предстает у режиссера символ равенства, пока недостигнутым, но тем, к которому непременно нужно стремиться. Средством осуществления гармонии может стать только общество, основанное на гуманизме и служащее, в первую очередь, тем, кто остался чем-то обделенным мирозданием. Главный идеал подобного социума: «Все разные, но при этом все равные». Швеция достигла многого по сравнению с подавляющим числом стран мира. Она впереди планеты всей. Однако, настойчиво повторяет Эстлунд, это не должно останавливать на пути совершенствования и стремления к идеалу квадрата. Им, в конце концов, должна стать вся Земля. «Квадрат» Рубена Эстлунда — во всех смыслах кино мощное, выкованное с педантичным вниманием к деталям и совершенное в сумме всех составляющих. Несказанно хороша здесь музыка, добавляющая к удовольствию от просмотра еще несколько сотен баллов. Операторская работа Фредерика Вензела изобилует новаторскими приемами. Сильны актерские работы, среди которых стоит выделить Класа Банга, воплотившего на экране главного персонажа «Квадрата», и Элизабет Мосс, блистающую во все новых и новых проектах и сыгравшую у Эстлунда журналистку Энн. «Квадрат» без преувеличения выглядит главным фильмом 2017 года. Выбирая работу, достойную Золотой пальмовой ветви, Педро Альмодовар, бывший главой каннского жюри, точно рассудил правильно. Рубен Эстлунд представил миру блестящую трагикомедию, пришедшую из зачарованной Скандинавии, чтобы подарить зрителю два с половиной часа здорового смеха. Пессимизм как особенность национального мышления северных народов здесь полностью преодолен. Несомненно, «Квадрат» может стать отличной подпидкой вашего хорошего настроения в хмари осенних и зимних вечеров.
'Квадрат' довольно странный и противоречивый фильм. Тут есть интересные идеи и какая-то 'сатира', но в большинстве своем все довольно толсто и заезженно. Если подумать, что сделано это специально, как и огромный хронометраж, чтобы еще раз посмеяться над пустым современным искусством, то возможно ход даже гениальный. Правда слабо верится, учитывая, что режиссер в конце практически разжевывает весь смысл. И наверное не просто так, т. к. Рубен Эстлунд похоже сам в какой-то момент поймал себя на мысли, что непонятно о чем именно он снимает. Да, тут есть какой-то сюжет, но это сюжет примерно как в ситкомах когда есть основная линия, связывающая героев, но все серии по большому счету отдельные истории. И в 'Квадрате' эти истории все очень затянутые, в них нет глубокого смысла или шикарного юмора, любую из них можно сократить в 2-3 раза и ничего не изменится, учитывая, что они являются только олицетворением разных мыслей режиссера. Мыслей банальных, вроде, что современное искусство это как обезьяна с кисточкой или что любую инсталляцию из каких-нибудь камней и мусора можно за 5 минут самому быстро восстановить. Мыслей, что на искусство тратиться куча денег, а лучше бы их на помощь нуждающимся отправили. Мыслей, что само искусство никому не интересно, главное только пиар, хайп, пафосные речи о том, что это не просто банка от фасоли, а портал в Нарнию, ну и всё остальное, что делает тебя 'не таким как все'. В общем все о чем и любой продавец 'Пятерочки' говорит когда видит очередной шедевр этих ваших художников и любителей что-нить к брусчатке прибить. Не могу конечно сказать, что все прямо очень плохо. Есть интересные моменты, вроде метафоричной сцены с мальчиком, которая наталкивает на рассуждения о той же свободе слова, неплохая сцена с бугаем Олегом (надеюсь только, что это отсылка к русским, типа мы все такие суровые, потому что если это его аллегория к тому какие русские отсталые и дикие, то даже шутки Андреасяна менее толстые), да и много других примечательных моментов. Просто опять же весь их смысл на поверхности, это не тот случай когда в интернете ищут подводные камни во всех сценах, рассуждают о синих занавесках и постоянно находят что-то новое. Заставляет задуматься? Да, вполне. Но можно было в разы интересней и глубже преподнести. Из плюсов можно выделить игру актеров, не гениально конечно, но все со своей задачей справляются и их героям веришь. Довольно приятная картинка и оформление в целом. Если вспомнить например 'Неоновый демон', где Рефн идеально создал атмосферу высокой моды, то Эстлунд отлично справляется с передачей атмосферы работников современного искусства. Забавно, что провалы в сюжете эти две картины также объединяет. Ну и в целом с точки зрения эстетики, операторской работы и всего такого придраться не к чему. А по итогу мы все же имеем среднюю историю про метафоричного героя, который и олицетворяет модное искусство, с кучей штампов, банальностей и очень затянутая абсолютно во всем. То что режиссер пытался высмеять, захлестнуло и его. И еще раз, по мне этот итог скорей злая ирония, а не специально проделанная работа
«Квадрат» фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда. На последнем фестивале в Каннах лента стала обладателем «Золотой пальмовой ветви». После внимательного просмотра становится понятно, почему фаворитом кинофестиваля стала именно эта картина. Тема, которая лежит на поверхности фильма, – современное искусство, что максимально далеко от обычного зрителя. При глубоком рассмотрении становится понятно, что киноисторию можно назвать жёсткой сатирой в адрес современного общества и человека. В центре сюжета – куратор музея современного искусства Кристиан, у которого посреди дня похищают бумажник и мобильный телефон. В своём стремлении вернуть украденное герой отвлекается от основной работы – презентации новой выставки. Новый арт-проект музея строится вокруг экспозиции «Квадрат». Предполагается, что человек, вошедший в квадрат, может получить от окружающих помощь или поддержку. Эта инсталляция – образ доверия и неравнодушия. Насколько искренен в своей эффектной речи, посвящённой кризису доверия, богемный Кристиан? Придерживается ли он тех ценностей, о которых утверждает? Убедитесь сами. «Квадрат» – острое изображение разобщённого общества. Фильм подчёркивает пустоту интимной жизни, взаимоотношений между разными нациями и слоями общества, семейных отношений и политической риторики. Нелепый образ современности символизируют модные молодые пиарщики, создающие промокомпанию из того, что популярно на YouTube, и абсурдное современное искусство – аккуратно выставленные горки с гравием под неоновой вывеской «У тебя нет ничего». Музыкальное сопровождение оживляет картинку, придаёт привкус загадочности, оттеняя от острой повседневности. Помимо музыки, хочется отметить интересные операторские решения в картине. Во многих сценах образовывается квадратная фигура, отсылая к основной теме фильма. Самой запоминающейся сценой, ради которой нужно смотреть фильм «Квадрат», является эпизод с человеком-гориллой, блестяще сыгранный актёром по животной пластике Терри Нотари. На торжественном приёме в стенах музея актёр в образе обезьяны устраивает дикое представление для буржуа. Впоследствии его затянувшийся фарс переходит в настоящее исступление. Сцена контраста диких джунглей с великосветской чопорностью – стремление автора сказать о несвязности общества. Минус у фильма тоже есть, но в некоторой степени он же и преимущество. Бесконечное лавирование от одной проблематики к другой нуждается в большом порядке, во время просмотра сложно сконцентрироваться на каждой из мыслей. Из этого фильма получился отличный материал исключительной интеллектуальной квалификации. Кажется, что зритель сам становится участником социального эксперимента под названием «шведский артхаус». Если вы решились посмотреть фильм «Квадрат», то запаситесь терпением, поскольку на протяжении двух с половиной часов на вас может быть оказано психологическое давление.
'А, так у него не гранд-при, а золотая ветка. Унылый наверное будет'- подумала я глядя на вступительные титры шведской трагикомедии 'Квадрат'. Но... Ошиблась. Унылым этот фильм назвать не просто сложно, даже несправедливо. Лента о нелегкой судьбе очень ухоженного директора музея современного искусства, чье существование вечно спотыкается на простых вещах, например, морали и честности, захватывает своим неровным ритмом с затянуто напряженными сценами и абсолютно абсурдистскими комедийными. Для меня 'Квадрат'- это не о прогнившей Европе и вообще не об обществе в целом, это о тех незначительных решениях, которые мы принимаем каждый день. Вот здесь не досмотрел, вот здесь труханул, вот здесь приврал или еще хуже умолчал или не отреагировал- все это неотвратимо ведет нас к краху личности. Так и герой картины Кристиан, всем молодец, красивый, умный, язык подвешен, женщин обаивает, даже не стараясь, в деньгах проблемы нет, да ни в чем проблемы нет, а человек все-таки паршивый. И столкновение со всеми происшествиями, начиная с уличного грабежа, и неспособность адекватно на них реагировать, это только обнажает. Пока смотришь фильм неоднократно вздрагиваешь от того, насколько зорким оказался Рубен Эстлунд. Каждая сцена продумана и не то, чтобы подкалывает кого-то, а будто сбрасывает покровы, а под ними не наша подбитая или подпитая совесть, а волосатые обрюзгшие наши задницы. Но, что удивительно, на режиссера не обижаешься. Конечно, нужно иметь силу посмотреть на все это и не сказать- да они все дураки, а я не такой. Такой. Ну правда такой. Не отнекивайся. Отдельно отмечу абсолютно гениальную постельную сцену и события после нее. Это просто нужно смотреть. Да и весь фильм нужно смотреть. Потому, что Эстлунд дает нам тот не осуждающий, но честный взгляд со стороны от которого все становится понятно. Тебе самому, а не смотрящему, потому что он-то разобрался. И пытается смеяться, потому что, а что еще делать. 'Квадрат' картина от начала и до конца продуманная даже в техническом аспекте -каждый план взятый оператором, переход между кадрами находятся ровно на своих местах, и понятно, чего хотел режиссер. Его же вездесущая рука проникла в отбор саундтреков (шикарных к слову). За настолько, качественный, хоть и герметичный продукт, я не могу поставить меньше чем 9 из 10
В одной из последних сцен 'Квадрата' главный герой вместе со своими дочками поднимается по, кажется, бесконечной лестнице жилого дома. Камера, снимающая план сверху, поднимается все выше и выше, закручивая спираль. У внимательно наблюдающего эту картину зрителя волей-неволей начинает кружиться голова. Но кружится ли она у Кристиана? Наверное, он уже смирился с тем, что оказался (как и герои одного документального фильма) внутри квадратного круга. Можно заводить рассказ о победителе Каннского кинофестиваля с конца или с начала - это не имеет значения. 'Квадрат' - это коуб, герой которого вновь и вновь натыкается на жизненные грабли, обвиняя себя в этом в последнюю очередь. Возраст Кристиана - человека искусства - пока не позволяет проводить параллели между ним и героями 'Великой красоты' и 'Молодости', однако трудно назвать его счастливым человеком. Фраза 'You have nothing', светящаяся за спиной Кристиана уже в первой сцене, сразу расставляет всё на свои места. Любимца женщин, владельца Теслы и авторитета в музейном мире увлекает и спасает только одно - приключение. Череда событий приводит главного куратора галереи к мальчику, который пострадал из-за авантюрного, детского решения Кристиана. Спасательным кругом как для главного героя, так и для любого человека, который захочет попросить о помощи, может стать 'Квадрат' - квинтэссенция современного искусства. Долой старое, здравствуй новое! Королевский дворец, в котором расположились музейные залы - теперь лишь игрушка, которую можно показать гостям вечеринки по случаю открытия новой экспозиции. Пусть 'Квадрат' всего лишь интродукция к основному сочинению - выставке аргентинской художницы, руководство галереи делает на него особую ставку. В то время, как Кристиан нарочито принимает ответственность на себя в конфузной ситуации и тратит время на пустые беседы, главное, довольно радикальное решение пиар-компании выставки проходит мимо него, и что более трагично - с его согласия. И теперь профессия Кристиана и жизнь его главного детища висит на волоске. Как отреагируют на этот вызов пожилые попечители музея, снабжающие галерею финансовым кислородом? Впрочем, наблюдая за сюжетными перипетиями, мы находим главное. 'Квадрат', который должен был стать символом доверия и взаимопомощи, был придуман человеком задолго до изобретения модного концептуального решения. В любом крупном мегаполисе есть тысячи квадратов-тысячи бездомных, нищих людей, которым нужно помочь. Однако вместо того, чтобы решить проблему, галерея лишь заостряет на ней внимание. 'Квадрат' - фикция, как и та история, с которой началось приключение Кристиана, как и представители буржуазного общества, в которых несмотря на привитые манеры, живут дикие звери, как и сам дикий зверь, который в итоге оказывается жертвой. Конечно, можно просто закрыть глаза на происходящее, как это сделала дочь Кристиана, надвинув 'маску' на глаза в конце фильма. Однако, члены жюри Канн так не поступили, и теперь благодаря их высокой награде, российский (как и любой другой) зритель может взглянуть на экран как на большое зеркало, улыбнуться, провести параллели со своими знакомыми и сделать шаг навстречу выходу из квадратного круга.
В российский прокат выходит фильм «Квадрат» Рубена Эстлунда, завоевавший Золотую пальмовую ветвь на последнем Каннском фестивале. Конечно, победителей фестивалей охотно смотрят, но в этот раз с прокатной историей может получиться несколько сложнее: имя шведского режиссера широкой публике не известно, а лежащая на «верхушке айсберга» тема — современное искусство — максимально далека от народа. Посмотрев и впечатлившись, расскажем вам, почему «Квадрат» непременно должен быть увиден. Итак, модный музей современного искусства - такой, что можно найти в любой европейской столице, готовит новый концептуальный арт-проект. В центре площади перед музеем отныне будет очерчен квадрат - метра 3x3, непримечательный внешне. Человек, вошедший в квадрат, автоматически попадает в перформанс: теперь он может получить от окружающих помощь и поддержку. К слову, медиапроект «Квадрат» существует не только в кинореальности. С одноименной инсталляцией режиссер Рубен Эстлунд два года ездил по всему миру: «У вас не будет воды? Пожалуйста. У вас не найдется несколько минут со мной просто поговорить? Разумеется». Среди кучи бессмысленных арт-объектов а-ля «симметричные кучки гравия» у этого есть цель и смысл - но готов ли посетитель/соучастник к осмысленности? Ведь гравий предсказуем, а то, что захочет человек - нет. А вот и Кристиан - главный куратор музея и его модное лицо. Он интеллигентен, красноречив и умен, но плотно погряз в своем богемно-бессердечном образе жизни - на фоне разрушения его собственной семьи. С одной стороны, он хочет сделать интересный ход «квадрат-конем», с другой - сам не готов к проявлениям человечности, когда дело касается его. Находять в паутине из собственных мыслей, Кристиан получает тот самый «пинок», когда его обворовывают на людной площади, и далее события разворачиваются в сторону сатиры. Отследив с помощью приложения мобильный, он решает на время забыть об альтруизме и любви к ближнему и отправить жильцам дома в «темном» районе, где находится гаджет, письма неприятного содержания. Также для продвижения проекта Кристиан успевает нанять модных молодых пиарщиков, которые, не задумавшись, предлагают микс из того, что популярно на ютубе. С равнодушного согласия Кристиана (ведь он так увлечен поисками своих вещей) они решают снять провокационный вирус-ролик. Однако реакция публики на рекламу оказывается неожиданной, а привычная жизнь Кристиана разрушенной. Довольно долго фильм Эстлунда выглядит жесткой сатирой в адрес современного искусства и современных отношений - с абсурдными ситуациями, нелепыми решениями, нарочито бесчуственной love-story. Однако из сатиры о современном искусстве фильм трансформируется в «комедию наблюдений» или классический deadpan, чтобы в конце концов превратиться в социальный триллер: кульминационная сцена разворачивается на торжественном светском приеме в музее. Гости в дорогих платьях и костюмах сидят за красиво сервированными столами и смакуют собственную элитарность, как вдруг начинается перформанс: полуголый актер-орангутан бродит по банкетному залу, присматривается к зрителям и как будто выбирает себе жертву - того, кто хоть как-то отреагирует на его присутствие. Его игра настолько правдоподобна, а напор - дикий, что пафосные зрители уже не могут смотреть на это как на представление - это не то, что они привыкли видеть и испытывать, это слишком страшное, но невероятное искусство. Даже Кристиану не удается завершить затянувшееся представление, перетекающее в дикую вакханалию с сорванными масками благопристойности - как минимум ради этой пронзительной сцены, блестяще исполненной актером по животной пластике Терри Нотари («Планета обезьян»), нужно смотреть «Квадрат». В этой же сцене также можно увидеть метафору той проблемы, с которой столкнулась Европа, открыв двери обездоленным иммигрантам: пока последние «играют по правилам», хозяева положения терпят их с натянутой улыбкой. Отсюда вопросы - как глубоко лицемерие проросло в современное общество? Насколько искренне люди придерживаются тех ценностей, о которых сами кричат с трибун? Что из этого искусство, а что - шум? Где помощь другому становится обузой? Почему взрослый может проигнорировать ребенка, которого оскорбил? Однозначных ответов получить вряд ли удастся, но задуматься о собственном поведении и гуманизме придется. Сам фильм превращается в серию перформансов, грандиозный арт-эксперимент, блестящий по форме, символам, необычной музыке (из-за которой хочется смотреть даже финальные титры), и само собой, неоднозначный по содержанию. Канны выбрали хороший фильм, рекомендуем.
Квадрат по своей структуре воспринимается не как выверенный драматический (или комедийный) фильм, а скорее как сборник короткометражек, связанных между собой единым местом действия и героями. Как и в любом таком сборнике, есть слабые эпизоды, без которых можно было обойтись, и сильные, ради которых и стоит смотреть фильм. К сильным я бы отнес: 1. Комичную и трагичную сцену с орангутаном-человеком. 2. Всю сюжетную линию с рекламной компанией музея, мнение о которой у каждого зрителя сложится свое. Режиссер позволяет высказаться женщине, упрекающей Кристиана в отсутствии толерантности; мужчине, упрекающим его в самоцензуре; реакцией самих работников музея, которым нравился ролик ровно до тех пор, пока не летят головы за его публикацию; самому Кристиану, который смиренно решает покинуть руководство музеем. 3. Сюжетные линии с американской репортершей и мальчиком из многоквартирного дома. Взаимодействие этих персонажей с Кристианом ясно показывает нам его уровень неравнодушия и толерантности, о которых он так много говорит в презентации выставки. 4. Сцену в зале, где собрались художники и люди, интересующиеся высоким искусством, но в котором ещё и оказался человек с синдромом Туретта. У режиссера есть явный талант в разработке коротких историй, которые вызывают стыд и неловкость у персонажей и у зрителей, даже несмотря на то, что камера почти всегда находится на штативе на дальнем или среднем плане. В этом даже есть специфическое удовольствие и юмор, которые я очень ценю. Тем не менее, нельзя не отметить, что в этом фильме у режиссера есть как минимум несколько промахов. 1. Сюжетная линия с репортершей пусть и вызывает у меня смех и интерес, но она просто внезапно обрывается и никуда не ведет. В таком случае я не вижу смысла так много времени уделять их отношениям и разговорам. 2. В фильме есть сцены, предназначение которых не очень понятно. Из-за странной режиссуры эти сцены выглядят нелепо и рвано. Например, сцена, где Кристиан фотографирует царапины на двери своей машины, а потом долго прячется от случайно нагрянувшей женщины. Откровенно говоря, я не могу сказать, зачем он прятался, разве что чтобы не показаться в дурном свете, но это никак не подтверждено в фильме и остается на уровне догадок. К тому же, эта сцена не смешная, не интересная и опять же не имеет продолжения. Другая сцена: Кристиан ищет своих дочек и просит бездомного посторожить пакеты. Так как в следующей сцене Кристиан с теми же пакетами, значит, бездомный их не украл. Эта сцена непонятная и ни к чему не ведет, в ней даже нет развернувшегося конфликта. Её назначение мне непонятно. Но все же фильм я считаю достойным к просмотру, как и остальные работы данного режиссера. В Квадрате особенно выделяется, кроме того, что я уже назвал, заглавная музыкальная тема фильма, остроумные режиссерские и сценарные находки (которые, судя по всему, Рубен подсмотрел из реальной жизни), яркая актуальность поднимаемых тем, неявная, но действенная режиссура, которая напоминает нам о документальном кино из-за длительности кадров, статичности и общих или дальних планов, а так же правдоподобные актерские работы.
Брошенный в воду камень порождает рябь, так и в этом фильме одно незаурядное событие становится катализатором событий других. Нас всё время вытаскивают из зоны комфорта в зону неловкости, зритель этого фильма — вуайерист, что пытается подавить подступающее как зевок чувство испанского стыда. И это прекрасно. Ведь можно бесконечно толочь воду в ступе на собрании искусствоведов, но если подвскрыть штукатурку цивилизации, чуть поскрести монеткой, мы увидим подмигивающее лицо примата. Здесь у нас конфликт цивилизованности с теорией Дарвина. Поясню. Отправление такой естественной потребности как дефекация нельзя совершать прилюдно, так как для этого есть специальные искусственно созданные условия. И это касается всей среды обитания человека. Мы подмяли под себя внешние условия жизни, придумали различные ритуалы, атрибуты, нормы и наполнили их смыслами, но сами биологически мы не изменились. Вот тут-то и назревает конфликтик! Как мы видим, достаточно щепотки Туретта чтобы вывести хрупкую социальную конструкцию из равновесия, спутать все карты и привести в недоумение цивилизованные умы. Весь фильм можно уподобить взбалтыванию банки с шипучкой, которое производится руками обезьяны, заинтересовавшейся любопытным предметом. Отдельного внимания заслуживает перформанс 'гориллы' в фешенебельном зале — по мне, одна из самых впечатляющих сцен во всём кинематографе — в очередной раз обнажающая шаткость социального гомеостаза.
Очень необычный и замечательный фильм, который приятно смотреть, несмотря на многочисленные злободневные вопросы, которые он поднимает с деликатной ироничностью. Картина начинается со сцены, где порядочного и интеллигентного человека Кристиана разводят как лоха, каковым он, собственно, и является. Ведь он единственный в толпе безразличных людей оказывается готовым откликнуться на чужую беду. Этот момент и есть отправная точка для многочисленных событий, которые произойдут в фильме. Если вы узнали в этой сцене самого себя – не сомневайтесь, вы хороший человек. А сам Кристиан – искусствовед, организатор выставки, главная инсталляция которой – под названием «Квадрат», символизирует место доверия, безопасности и равенства всех и вся. Пересказывать даже в общих чертах сюжет очень не хочется, чтобы не испортить впечатление от фильма – здесь много неожиданных моментов, которые иногда рассмешат зрителя, иногда заставят задуматься, а иногда и то, и другое вместе. В целом же фильм является не то чтобы смешной, а забавной и эстетически привлекательной сатирой на современное общество с его стремлением уравнять то, что различно по своей природе; с его толерантностью, под которой прячется звериный оскал; с его шаблонным уровнем восприятия искусства, которое идёт на поводу у масс-медиа и соцсетей; с его потерей умения общаться, что приводит к тому, что отношения между людьми становятся плоскими; с его провозглашением сострадания к неимущим, а на деле с чёрствостью и бездушием; с его неумением решать злободневные задачи, которые актуальны в наши дни. Премии не всегда выдают заслуженно. Но, имхо, «Квадрат» совершенно по праву завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» и другие многочисленные награды. Очень рекомендую. Порадуйте себя.
Чрезвычайно забавное, смешное и скучное кино. Скучное в хорошем смысле, потому что в нём приходится думать, напрягаться и догадываться, а не наблюдать и расслабляться. Музыки нет — в место неё странного вида битбокс. Есть классный саунд дизайн — сцена с раскидывание угроз по почтовым ящикам великолепна только из-за эмбиентных шумов дома. В как искусно и наворочено сделан грохот, мешающий разговору Христиана с любовницей. Оператора тоже практически нет. Камера статично наблюдает за происходящим то с одного, то с другого угла. Холодно и безучастно. «Холодно и безучастно» — это вообще чуть ли не главная тема фильма. Мне не слишком волнуют проблемы в обществе, тем не менее фильм смотрел с удовольствием. Смеялся и зевал. Ничего не растолковывается. Некоторые моменты фильма важны именно возможностью своего разночтения. А был ли мальчик? В том и ценность авторского кино, что зрителю дают право сделать собственный выбор, доиграть историю, используя частичку себя, а не катиться по изъезженным рельсам. Я люблю и коллекционирую неловкие, дурацкие моменты, которыми полнится всё наше существование. Это как, чтобы не здороваться с каким-нибудь человеком вы, заметив его, огибаете квартал с другой стороны, но всё равно сталкиваетесь и вам приходится говорить с ним ещё 10 минут, а потом вы зачем-то его ещё и в гости приглашаете. Этот фильм состоит как раз из таких моментов. И лучшая сцена — эпизод с человеком-гориллой. Шикарный перфоманс, шикарная игра актёра и съемка. Хотя бы ради неё советую вам ознакомиться с фильмом «Квадрат». 9 из 10
Напоминает '99 франков' своей манерой и подачей и 'Великая красота' изяществом и красотой, однако наполнение катастрофически пустое. Как впрочем и большинство современного искусства. Так что сравнивать с упомянутыми шедеврами никак не выходит, даже с натяжкой. Есть безусловно шикарные эпизоды, имеющие в себе всё что надо, но к сожалению их не так много как могло бы быть за эти 2 с лишним часа. Они яркие, красочные, смешные, умные, драйвовые, в общем - хороший богемный артхаус из Европы. Остальная и большая часть времени - вяло текущие будни с явно затянутыми минутами, смотреть и слушать которые приходится, а не хочется. Весь фильм можно смело изрезать в половину и это не предел. Нарочито долгие диалоги и паузы в этих диалогах, стремящиеся показать реалистичность обычных человеческих бесед, вызывают томление. Сами беседы имеют попытку донести важное, но выражаются очень неумело и от того скудно. Думаю, это попытка выделить грань общественности, которая уже и не стадо, но ещё только научающаяся уважать других и самих себя. Видеть и слышать человека рядом, а не относиться к нему как к само собой разумеющейся пользе. Люди словно понимают - то что есть - это не лучшее, что могло бы быть, и неумело пробуют повлиять. Как могут. Этот фильм не о высоком - он о низкорослости современной высоты и пробуждении чего-то нового, истинного в обществе. Один из тех случаев, когда трейлер лучше самого кино. Динамики и феерии не ждите - в ролике показали лучшие отрывки из лучших сцен. Тягомотину не демонстрировали. Если и смотреть фильм, то лучше в кинотеатре, разумеется в оригинале с субтитрами. Будет правильно, если возьмёте еду, чтобы покушать во время скучных сцен. Могу сказать следующее - фильм-то хороший на 7 балов, но только за ту половину, где всё гуд, если бы не она, то смотреть такой фильм было бы просто невыносимо нудно. В целом фильм мне не понравился - рекомендовать смотреть я его не буду. Однако некоторые фрагменты посмотреть действительно стоит. 6 из 10
Не прибегая к геометрии, нужно объяснить, почему у меня двойственное отношение к Квадрату. Работа Рубена Эстлунда взяла в 2017-ом году Золотую Пальмовую Ветвь, оказавшись при этом весьма стильным и живым кино, несмотря на большинство фестивальных лент. “Квадрат” более-менее сносно задержался в прокате среди не тушующихся при виде кино умного и заставляющего думать. Однако очень тяжело дать однозначную оценку этому произведению. С одной стороны это очень благоприятная пародия на современное “высокое” искусство, тот недостаточный элемент запылённой сатиры, которую не открывали уже несколько десятилетий. Работая на скандинавском стиле, минимального, гладкого и чёткого, режиссёр высмеивает само состояние как таковое, отчего становится проще – проще смотреть, проще выстраивать своё собственное ощущение. С другой же стороны, это «проще», причинами, неподвластными моему пониманию, эпизодно и структурно усложняется самим Рубеном Эстлундом, который вводит потрясающие с постановочной точки зрения картинки и приёмы, не подкреплённые общей канвой и течением истории. Если доступнее, за двумя линиями – кражи и рекламного ролика – сложено бессчётное множество обрывочных жизненных ситуаций, происходящих то ли совершенно случайно, то ли ради удовлетворения потребностей прекрасного и язвительного. Эстлунд в данной работе создаёт сцены – будь то изображение обезьяны или любовные коллизии главного героя. Персонажи то появляются, то исчезают, безмятежно входя в кадр, и пропадая из него в никуда. После гомерического хохота следует пропуск хода, после глубокомысленных фраз персонифицированные фотовыставки и мастер-классы операторского искусства. Триумфатора Канн можно назвать примером качественной интерпретации популярного слова «артхаус», который и является целью сатирической атаки на самого себя. Лента меняет своё направление от случайного эпизода к раскрытию сюжета, обнажаясь от практичного издевательства над благоденствующим миром до содержательного подступа к определению собственного мировоззрения, полагающегося на опыт главного героя. В результате чего, у твёрдо позиционирующего себя автора появляется собственное сомнение в получающемся результате – между «случайными» эстетикой и сатирой он ищет результирующую гораздо более глубокую, заключающуюся в преимуществе человеческого отношения к тому, что им создаётся искусственно, над тем, что ему дано при рождении.
Именно такие фильмы и должны становится победителями фестивалей. Это кино поднимает важные социальные проблемы и освещает различные аспекты: человека, искусство, их влияние и взаимодействие. Квадратная форма проходит через весь фильм: неоднократно повторяющийся кадр лестничной клетки с многочисленными перилами, перспективно сокращаясь и составляют квадраты; экран, на котором несколько раз демонстрируется мужчина-абориген, впоследствии вышедший к зрителям за его рамки. Квадрат как образ границ и равнодушия так вообще повсюду: мальчик, чувства которого безразличны и его родителям и Кристиану, который эти чувства и вызвал; девушка-журналист, проводящая свои собственные социологические исследования, сама не испытывающая искренних чувств, но требующая их от других; презерватив, как граница между мужчиной и женщиной; автомобиль, как разница социального положения; дети Кристиана, чувствующие себя ненужными ни матери, ни отцу, что проявляется в их агрессии друг к другу; люди, остающиеся равнодушными к девушке, к которой мужчина-абориген проявляет навязчивое сексуальное желание. И это последняя мощная стена как эпицентр взрыва инстинктивных чувств страха, нападения, защиты, выплеск эмоций и наконец-то разрыв границы квадрата. В этих сценах хорошо продемонстрирована обособленность людей, их позиция «каждый сам за себя». Эта фраза даже звучит перед началом экспрессивного представления. И, казалось бы, люди готовы помогать, даже убеждают в этом друг друга, придавая силы и уверенность сомневающемуся, но, когда приходит момент предоставить эту самую помощь, мы наблюдаем в глазах людей страх за свою жизнь. Некоторые сцены на первый взгляд излишне затянуты, непонятен их смысл относительно общей концепции, но в конце все встает на свои места и приобретает единую картину. Мы воспринимаем мир со стороны, отделяем себя от мира людей, живем обособленно даже не замечая этого. И только лишь когда встаем в квадрат, погружаемся словно в другое измерение, в котором время останавливается, видим мир изнутри, видим бурлящий поток суеты, движения, равнодушия, одиночества, отчаяния, погружаемся в социальные и экономические проблемы. И именно в этот момент понимаем, что и сами, к сожалению, такие же, как те, кто сейчас прошел мимо… Квадрат в этом фильме играет роль предмета перформанса, объектом которого может стать каждый из нас. Квадрат - это физическая рамка, но на самом деле никаких границ нет, они условны и только внутри нас. Да, этот фильм демонстрирует один из углов зрения на современную общественную ситуацию, один аспект, но важный, вбирающий и проясняющий социальное, культурное направление развития.
Скандинавское кино уже давно славно тем необычным углом, под которым рассматриваются вроде бы достаточно обыденные вещи: все утрировано до такой степени, что становится даже страшным. Эдакий ужас сквозь смех. Причем, ничего особо страшного не показывают — так, жизнь, характеры.. Рубен Эстлунд оказался предельно хорош в данном жанре. Во-первых, он очень четко раскрывает психологию, что стало видно еще со времен «Форс мажора». Пускай персонажи и оказываются, порой, в абсолютно немыслимых ситуациях, их ответы на эти ситуации проработаны тончайшим образом. Все внимание, конечно, протагонистам. Прочее можно рассматривать как вспомогательные элементы, своего рода раздражители, способствующие раскрытию характеров главных лиц, выводящие их на реакцию. Так, в «Форс мажоре» мы наблюдаем за переживаниями семейной пары после судьбоносной лавины на горнолыжном курорте. В «Квадрате» мы следим за несколькими ипостасями главного героя, Кристиана, и, с ним приключающимися. Он директор музея, публичный человек, очевидно видный любовник и, в конце концов, просто отец. И во всех этих сферах своего бытования он на удивление не ловок, хотя внешний лоск, кажется, кричит об обратном. Другой момент — собственно ситуации. Они максимально неудобны не только для героев, но и для нас, зрителей, в первую очередь своей тотальной абсурдностью. Для меня фильмы Эстлунда — это фильмы, в которых «изначально все пошло не так». И причем сама отправная точка вполне себе реальная, такое может произойти с каждым. Но вот обрастает она клубком событий, которые можно только во сне представить: очень смешном, но страшном. И вот сидит зритель, смеется и кулаки кусает от саспенса, мол, что же еще может случиться?! Но драгоценно в «Квадрате» не только это. Самая большая жемчужина — это беспощаднейшая сатира на современное общество и «contemporary art», пронизывающая весь фильм. Режиссер методично прошелся по таким модным феноменам в области искусства, как то инсталляции и, конечно же, перформансы. Директор нового музея сам не понимает своих собственных слов: так «намудрил». PR-специалисты — неоднозначные мальчики, занимающиеся не пойми чем и стремящиеся, естественно, эпатировать публику своим роликом. Арт-объекты поглощаются пылесосом, как будто там им и место. Человек-обезьяна выходит из-под контроля и в результате оказывается убит. Какое-то отнюдь не бессмертное это современное искусство, выходит… Примечательно и само общество. Вроде бы, как водится в светских кругах, люди, приближенные к искусству только и говорят, что о благотворительности. Вопиющее безразличие вокруг, никакой справедливости, человек человеку — враг. Сам «Квадрат» — островок доверия, человеческого тепла, клочок брусчатки 4х4, где все на любую просьбу ответят. Но в то же время в реальной жизни альтруизм этих господ стремится к нулю. Кадры с нищими, которые, кажется, наводняют город, перемежаются с кадрами вечеринок во дворцовых интерьерах, до нуждающихся никому нет дела, покуда не нужно…посторожить сумки. Тема социального расслоения прослеживается и в том, как изображены дети: дочери главного героя дерутся между собой каприза ради, а маленький мальчик дерется фактически за свою честь, пытаюсь добиться извинений от оклеветавшего его скучающего буржуа. Как итог: фильм безусловно заслуживает внимания. Золотые пальмовые ветви направо и налево не раздают, мы это знаем. Возможно, картина немного затянута, но даже этот факт не портит конечного впечатления и не сбавляет градус саспенса на протяжении просмотра. Как и предыдущий фильм Эстлунда, 'Квадрат' скорее для тех, кто не ленится углубляться в размышления, рыть смыслы и проч. - в том шарм авторского кино. 9 из 10 P. S. Я не доверяю высшим баллам, они наталкивают на определенные мысли… Но «1» держу в уме.
У Германа Гессе в Степном волке присутствует замечательный диалог в котором героиня излагает следующее: 'Я говорю тебе это не для того, чтобы оправдать твою досаду и злость на тот портретик, нет, тут ты не прав, говорю я это, только чтобы показать, что я могу тебя понять. Ведь у вас, ученых и художников, полно в головах всяких необыкновенных вещей, но вы такие же люди, как прочие, и у нас, у прочих, тоже есть в головах свои мечты и свои игры. Я же заметила, ученый господин, что ты немножко смутился, думая, как рассказать мне свою историю с Гете, – тебе надо было постараться сделать свои высокие материи понятными простой девушке. Ну вот, я и хочу тебе показать, что незачем было особенно стараться. Я тебя и так понимаю.' Так и герой Квадрата, являясь куратором музея, тонкой и образованной душой, целью которой является открывать глаза и просвещать людей, было невдомек думать, о самих людях, о том, что они тоже думают, живут, представляют ценность. В интервью он заверяет, что музей конкурирует с личными коллекциями только лишь для того, чтобы простые люди могли их вкусить. При этом он отвергает простых людей из своего же квадрата обыденной жизни. Мысли героя весь фильм по сути вращаются вокруг себя, своей персоны, возникающих проблем, своих идей, казалось бы благих, но других Для него в действительности не существует. Вновь видна параллель со Степным волком: «Все латынь да греческий, все бы только посложнее! Если девушка говорит тебе «ты» и она тебе не противна, ты тоже должен говорить ей «ты». Ну, вот, кое-что ты и узнал. И второе: уже полчаса, как я знаю, что тебя зовут Гарри. Я это знаю, потому что спросила тебя. А ты не хочешь знать, как меня зовут. Его внимание не привлекает девушка, у которой живет дома обезьяна, он забывает о приезде детей, проходит мимо бездомных, пускает на самотёк рекламную компанию, не проникается к ребёнку, смело отстаивающему себя, сам он не хочет самолично решать свои же проблемы, стараясь списать на других, таких же как и он. Даже попытка извиниться выходит неискренне и превращается в фарс. Его вина, человечность и стремление к нравственности обнуляются в каждом следующем шаге ленты. Он, как и представители его сообщества, слепы к окружающим, хоть и позиционируют себя несущими обществу благо. В момент столкновения с этим обществом, с другими, с жизнью и чужими проблемами эти люди замыкаются в себе, потупив взгляд. Со своим образованием, властью, силой, деньгами, гуманностью они округляют себя в свои личные квадраты исключительной безопасности и неучастия. 'А доверяете ли вы людям?' Спрашивает экспозиция. 'А оставьте ли вы телефон в квадрате на полу?' Спрашивают вас высокопарные люди. В Квадрате живо представлены образы данных людей, к которым вам следует присмотреться. Для этого вам даны три часа прекрасной ленты, тонкой, разнообразной. В ней достаточно почвы для размышлений, обсуждений. В ней затронуты темы воспитания, неравенства, высокомерия, благих намерений, нравственности, рекламы, многие аспекты игр, в которые играют люди с самими собой и с другими. Не зря она заслужено получила свои награды. Конечно, стоит отметить и прекрасную режиссуру, интересную операторскую работу, работу стилистов,-картина получилась очень вкусная.
Я благодарен этому фильму. После просмотра я сначала перечитал описание на Кинопоиске, и рассмеялся. Марчелло Мастрояни? Хорошо хоть не Ален Делон и Джеймс Дин. Мне главный герой напомнил незадачливого режиссера Адама из «Малхолланд Драйв». Если фильм не удается толком описать даже на специализированном сайте, то это признак халтуры (чаще) или чего-то в хорошем смысле оригинального (реже, намного). Затем я смеялся, читая рецензии критиков. Бедные… Надо же что-то написать, и что-то хорошее, а то сочтут недалеким. Как только они не извиваются! Я понимаю, всегда можно сказать, что ты неотесанное быдло, и не понял этот талантливый эвфемистический киноребус, полный метафоризированных гипербол, прячущихся за гениально замаскированными аллегориями. Так что вали, пялься в своих «Трансформеров»… Если я захочу пересмотреть что-нибудь из этой серии, то это будет «Бразилия», «Такса», «Неоновый демон», «Звездная карта». Вот где сатира. Даже «мама!» Аронофски – это больше сатира, чем «Квадрат». Описание проблем современного общества? С одной из таких проблем Борис Беккер столкнулся почти 20 лет назад. Можно сказать, в прошлом веке. Вики в помощь, раздел «Личная жизнь». Зверь на банкете? Таких «зверей» во все времена полно в начальной школе. Необязательно раздувать из этого всеевропейский ор. А как же Канны, Европейская киноакадемия, Золотой глобус, Оскар? Они что, тоже боятся показаться недалекими? Не знаю, но судя по сборам и рейтингу, фильм как-то не пошел. После стольких наград и положительных отзывов туговато как-то со сборами и рейтингом (опять же, на фоне всех оваций и призов). Вероятно, налицо ситуация из «Очарованного принца». «Зверь, именуемый кот», помните? Критики пыжатся, чтобы не выпасть из интеллектуальной обоймы, зрители тоже, хоть и в меньшей степени. Так что смотрите, обязательно смотрите. Хороший фильм. Хороший. 10 из 10 5 из 36 6 из 49 Фифти-фифти.
Победитель Каннского фестиваля, получивший множество восторженных отзывов от мировых кинокритиков, готов порадовать настоящих эстетов авторского кинематографа довольно оригинальной историей, которая, возможно, резко, но художественно красиво погружает зрителя в сложнейший круговорот серьезных проблем современного общества. Режиссер Рубен Эстлунд, известный многим по картине 'Форс-Мажор', сам написал сценарий для фильма, взяв за основу реальный случай, произошедший с ним, когда, прогуливаясь по городу, он подвергся ограблению со стороны неизвестных ему людей. Так и в этом фильме модный и популярный куратор крупной галереи оказался жертвой ловкого ограбления. Не растерявшись, он с помощью функции поиска телефона вычисляет адрес дома в бедном районе, где проживают преступники. И все бы ничего, только герою неизвестен номер квартиры воришек, и тогда ему приходит мысль написать письма с ультимативным посланием и раскидать их по всем почтовым ящикам, надеясь так в скором времени решить свою проблему. Результат, конечно, не заставил себя долго ждать, только последствия, увы, оказались для него весьма неожиданными. Сразу хочу сказать, что я не стану разбирать сюжет картины по полочкам и не буду обсуждать мораль всей истории. Эту возможность я лучше предоставлю будущему зрителю, потому что каждый в этом фильме увидит что-то свое. Безусловно, посыл в картине есть и он довольно сильный, дерзкий и целенаправленный, но только спрятан он и замаскирован житейскими перипетиями главного героя и его будничными хлопотами в галереи. Чтобы вы понимали о чем я говорю, будет достаточно упомянуть, что даже как бы основной сюжет фильма не является центровым событием. Вся правда на поверхности, но она практически прозрачна и малозаметна простому рядовому зрителю, хотя я уверен, что он не выдержит и 20 из 152-ух минут заявленного хронометража. Фильм безумно затянут, и события в нем развиваются очень медленно, неторопливо, пытаясь затронуть многие аспекты сюжетных поворотов. Тут вам и отношения героя со своими дочерьми, с новой девушкой, рабочие будни в галерее, выступления перед публикой, всевозможные выставки, перформансы, скандальные сложности на работе и конечно же ситуация с ограблением. Кто-то скажет, что фильм совершенно ни о чем, но другой увидит полное отражение нынешнего общества со всеми своими искусственными заблуждениями и простыми общечеловеческими страхами. Это кино о нас и в то же время о них, о настоящей толерантности, о желании быть услышанным, не слушая других, о желании помогать непонятно кому на глазах у всех, но умудряться избегать тех, кому эта помощь действительно необходима. К счастью, режиссер никого в своей картине не превозносит и не принижает. У каждого героя есть свои минусы и недостатки, но все же есть частичка человечности, о которой мы порой забываем, спрятавшись от всех в своем собственном уютном мирке. Лично мне из всего фильма запомнилась сцена в банкетном зале. Невероятное погружение и пугающая реалистичность происходящих событий, от которых просто дух захватывало. Постановка блеск! Только за это я бы уже отдал режиссеру пальмовую ветвь. Конечно, нельзя пройти мимо операторских заслуг, благодаря которым картинка многих сцен выглядела, словно высокохудожественное произведение. Оригинальный стиль и визуальная подача достойны уважения. Также хочется отметить музыкальную составляющую в фильме, о которой не хочется говорить, потому что её просто нужно слушать. Это поистине шедеврально! В общем, кино сложное, трудное, затянутое и многим непонятное, но все же оно оригинальное, качественное, грамотное и пробуждающее. Фильм исключительно предназначен преданным поклонникам авторского кино, художникам, творцам и всем, кто причастен к арт-культуре. Приятного просмотра. 7 из 10