Вот часто спорят о том, что тот или иной исторический фильм не достаточно точен в деталях и не правдоподобен, а в ответ слышат, что это удел документалистики. Nathional geographic практически удалось сделать художественно-документальную драму. Я не являюсь знатоком биографии Эйнштейна, потому мне довольно интересно было узнать много нового - к примеру, о его отношениях с Милевой Марич. И повествование ведется абсолютно доступным и понятным киноязыком, избавленным от лишних метафор и подтекстов. Для драматургии тут даны конфликты: Эйнштейн/классическая наука, Эйнштейн/власти, Эйнштейн/супруга гений и многие другие. Он показывается действительно необычным ученым, который открывает физику вопреки здравому смыслу и жестким формулам, обуреваемым внутренними страстями и борется с предрассудками. Важно заметить, что над этой историей тоже трудились гении: гений актерского мастерства Раш, гениальный композитор Цимер (главная тема) и гений режиссуры Ховард (пилот, который задал тон повествованию). Интересное и познавательное кино вместе с тем не лишенное душевности и кое где актуальных и ныне проблем.
Признаюсь, довольно осторожно отношусь к сериалам. В этом году National Geographic представила нам проект “Гений”. Я решил посмотреть его во многом благодаря книге Уолтера Айзексона “Альберт Эйнштейн. Его жизнь и вселенная”, на основе которой и был снят первый сезон. Это один из самых любимых мною писателей, который был автором биографий Генри Киссинджера, Бенджамина Франклина, Стива Джобса и выше упомянутого Альберта Эйнштейна. Вместить повествование в один фильм было бы невероятно сложно, если только не выбрать какой-то определённый эпизод из жизни Эйнштейна. Но здесь мы видим очень подробную экранизацию жизни великого учёного, которая как атомы сталкивается с невероятно сложными периодами того времени. Авторы “Гения” затронули самые значительные моменты: это и студенческие годы, знакомство с соратниками, появление соперников, непростая личная жизнь. Но самое главное - это работа над современной теоретической физикой, где математические модели явлений сопоставляли с реальностью. И именно в момент работы над теорией пространства-времени авторы представляют нам главного противника теории относительности - Филиппа Ленарда. Мы видим невероятное академическое противостояние возникшее в результате неприятия новых физических теорий. Филипп Ленард был основоположником так называемой “арийской физики”. Под предлогом того, что работы Эйнштейна являются “догматическо-диалектическими” Ленард и его сторонники практически полностью отвергали современную теоретическую физику. По их мнению наука требовала наглядно продемонстрированного эксперимента, а для её изучения арийская раса имеет лучшие предпосылки, тогда как Эйнштейн был евреем, который доказывал свои теории вычислениями. Но за счёт математических вычислений некоторые сторонники Ленарда всё же приняли квантовую механику. “Я рассматривал на дискуссии этого еврея, согласно принятой тогда точке зрения, как арийского человека, и это была ошибка” - Филипп Ленард. Однако у Эйнштейна также были убеждённые сторонники. И одним из этих сторонников был основоположник квантовой физики Макс Планк, отношения которых прекрасно продемонстрированы авторами “Гения”. Именно Планк и Эйнштейн заложили основы квантовой теории. Нельзя не отметить дружбу Эйнштейна с другим немецким учёным Фрицем Габером, отношения которых претерпели сильные изменения, после того, как Габер сыграл ключевую роль в создании химического оружия. И тут мы видим противостояние двух умов не только в научном, но и в моральном контексте. И эта разноплановость в которой ведётся повествование одна самых сильных сторон этой экранизации. Мы видим открытия, славу, любовь, семью, научные споры, политические взгляды. И всё это происходит на фоне псевдонаучного расизма и антисемитизма. Благодаря тому, что у авторов было достаточно экранного времени - мы видим все отношения развернутыми, а героев максимально раскрытыми. Чего стоят взаимоотношения Эйнштейна и Милевы Марич. В них есть всё: любовь, ненависть, чувство долга, научные изыскания, разочарования и трагедии. Отношения Эйнштейна с Милевой Марич или с Эльзой Эйнштейн прекрасно выражаются одной фразой самого учёного: “У меня лучше получается в теории, чем на практике”. И если Милева для Эйнштейна была интеллектуальной соратницей, то Эльза стала полноценной спутницей жизни, принимая все достоинства и недостатки великого учёного. Нельзя не отметить, что авторам, как и Уолтеру Айзексону в своей книге, удалось показать прекрасное отношение Альберта Эйнштейна к своим друзьям. Невероятно простой в общении, он создавал добрую атмосферу. Своим разговором он размывал грань между грубым разделением ума и раскрепощенностью. Даже если собеседник не был интеллектуально подкован, Альберт способствовал его наиболее полному выражению личности, поддерживая развитие индивидуальности. Создавалось ясное ощущение, что для этого человека существует много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по своему. Т. к. авторы старались показать полное окружение Эйнштейна, зрителям представилась возможность поближе познакомиться со многими великими учёными того времени. Я имею ввиду не только Макса Планка или Фрица Габера, но и Марселя Гроссмана, который был соавтором многих работ Эйнштейна и помогал ему в математических разделах для общей теории относительности; и Нильса Бора, который - по мнению Эйнштейна - обладал “наивысшей музыкальностью в области мысли”; а также Марию Склодовскую-Кюри, отношения которых прекрасно дополнили картину трагедии семьи Эйнштейна и Милевы Марич. А ведь многие из этих ученых были одними из первых обладателей Нобелевской премии. Широко освещена тема национализма, который проявлялся в Германии всё сильнее. Связующим звеном между национальной нетерпимостью к евреям и Эйнштейном является гибель Вальтера Ратенау. Из-за ограничений наложенных на Германию Версальским договором после Первой мировой войны Ратенау, как министр иностранных дел, хотел восстановить военную мощь и достигнуть соглашения о производстве оружия на территории России. Он стал очень влиятельным политиком в Германии еврейского происхождения. И в связи с усилившимися национальными волнениями друзья Ратенау, включая самого Эйнштейна, предупреждали его о возможных последствиях. После переезда в США нам представляют нового противника Альберта Эйнштейна - Дж. Эдгара Гувера, директора Федерального бюро расследований. Во времена реформ Рузвельта Гувер расследовал подрывную деятельность в Соединенных Штатах, в особенности фашизм и коммунизм. И именно к коммунистам относили Эйнштейна в управлении бюро. Несмотря на то, что Эйнштейн был убежденным пацифистом, он подчёркивал необходимость проведения масштабных экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы американцами. Во многом это было связано со слухами о разработках ядерного оружия нацистами. Эйнштейн хотел, чтобы у Соединенных Штатов появилось это оружие быстрее, но только для сдерживания и не более. Однако после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Эйнштейн яростно осуждает Белый дом и высказывается в пользу сторонников ядерного разоружения и создания Мирового правительства. Чем вызывает сильный гнев Гувера. Противостояние между Гувером и Эйнштейном прекрасно показано в сериале. Здесь перед нами Эйнштейн предстает не только как талантливый ученый и мечтатель, но и как бунтарь и гуманист. Создатели проекта “Гений” смогли подробно продемонстрировать суть научных открытий великого ученого и показать нам жизнь Эйнштейна в непростое время мировых войн и противостояний.
Сериал, состоящий из десяти серий расскажет нам об гениальном и всемирно известном учёном -- Альберте Эйнштейне. Нам расскажут о его молодости, о том, как его отвергали во всём научном сообществе, о его замужестве и любви и о многом другом. Как обещали сценаристы ещё до начала выпуска -- сериал будет максимально точно передавать то, что происходило в жизни Эйнштейна на самом деле. Сюжет. Как я уже сказал, повествует о знаменитом физике. В сериале нам даётся пища для раздумий (пацифизм или милитаризм, новизна или традиции и т.д.), а после решение, которое принял сам Эйнштейн. Персонажи. Здесь всё просто потрясающе. Главный герой передан настолько красиво и правдоподобно, что не перестаёшь умилятся. И я говорю не только про внешние признаки, Джеффри Раш невероятно хорошо передал харизму Альберта Эйнштейна. Нам показывают его отношения с Милевой Марич (его женой), его отношения к Гитлеру и политике в целом. Сам сериал выпущен в хорошем и приятном глазу качестве. Учитывая, что сериал подаётся, как биографический, то его можно назвать одним из лучших сериалов-документалок. 9 из 10 P.S. Всё выше сказанное является сугубо личным и предвзятым мнением автора рецензии.
Я редко пишу отзывы (а точнее - почти никогда). Но ради этого отзыва я зарегистрировалась даже на сайта. Восторг! Этот сериал прекрасен, создатели - спасибо! Я смотрела ночи напролёт, меня мало что так захватывало. Когда мы учились в школе, то решали задачи из серии: найти m, если Е; слышали о постоянной Планка. но кто это создавал, придумывал? Какие отношения были между Энштейном, Кюри, Планком и Бором? И кто такая Марич в конце-концов. Конечно, передана вся биография не полностью. Не уделили внимание смерти матери, влиянию Майи, может где-то приукрасили но... но от этого сериал не стал хуже. Смысл сериала для меня в таких заключениях: семья это все что у нас останется; гением нельзя быть в одиночку; несчастье женщины может погубить семью. И, конечно же, если ты хочешь что-то сделать, то надо биться до конца. И награда найдёт своего героя.
Этакая аналогия про, не знаю по какому принципу выбранных, биографии мировых знаменитостей. Первый сезон про Энштейна. Второй про Пикассо. Сделано всё добротно, идея интересная, актёры крутые. Энштейна играл довольно известный Джеффри Раш (тот самый Барбосса из Карибских Пиратов), Пикассо очень известный Антонио Бандерас. Всё как бы круто, но сериальцы не произвели особого впечатления. Как-то не оправдались надежды. Про Пикассо понравилось больше. Но и Бандерас наверное покруче Раша. Хотя может и не в этом дело. В общем в Энштейне интересное начало, а потом сантабарборовщина про его баб, драма про скверный характер и тёрки с коллегами, научпоп со сказочной визуализацией возникновения гениальных идей (этакая гарипортеровщина для тех кто постарше от Нешнл Джиографик) и какая-то урапатриотическая американская хрень про то что атомную бомбу лучше конечно не делать, но всё же сделать надо, что бы если что долбануть по советам, а иначе никак. Энштейн со скрипом, но согласился. Про Пикассо поярче, поменьше тупой политики и спецэффектов, но в целом всё в том же русле. Гений с мерзким и малодушным характером и его бабы. В общем я разочарован, т. к. ожидал большего. Кино наверняка многим понравится, т. к. продукт качественный. Третий сезон смотреть буду, но морально готов, хотя надежды и питаю.
Сериал-байопик на сегодняшний день не редкость. Все-таки рассказать о жизни выдающихся людей в рамках двухчасового фильма – это очень сложно. Хватит на пару достижений. Формат сериала в этом плане очень помогает узнать все подробности их жизней. Канал National Geographic предлагает нам свой взгляд на биографии настоящих гениев, которые в прямом смысле меняли наше представление о мире. Первый сезон посвящен жизни и деятельности знаменитого ученого Альберта Эйнштейна, который с юных лет стал задавать вопросы о природе вещей, которые до него не задавал никто, а в молодые годы писал научные работы и проводил невероятные мысленные эксперименты в области физики, которые не сразу, но находили признание среди коллег-ученых. Важную роль здесь играет и его довольно бурная личная жизнь и отношения с первой женой, Милевой Марич, затем – со второй женой, кузиной Эльзой Эйнштейн. И наконец, проживая в Германии в эпоху становления нацизма, Эйнштейн отправляется в Америку, но и там его ждет немало потрясений как в личной жизни, так и в научной деятельности. Второй сезон перемещает нас из мира науки в мир искусства, рассказывая об одном из самых известных художников 20 века – Пабло Пикассо. Родившийся в Испании, молодой Пабло переезжает в Париж, который в начале 20 века становится пристанищем для множества талантливых художников, и пытается найти свой стиль в живописи. А спустя годы, уже ставший всемирно известным художником, Пабло и создает новые шедевры в преддверие Второй Мировой Войны, и пытается поддерживать отношения со всеми своими музами и детьми, и заводит новый роман с молодой художницей Франсуазой Жилло. Каждый из сезонов очень подробно охватывает практически все аспекты жизни его главных героев, при это используя не совсем линейное повествование. Сюжет в обоих сезонах разделяется на две части – молодость гения и его зрелые годы. Этот прием сравнивает и сопоставляет два периода его жизни, показывая, с какими трудностями они сталкивались в юные годы, а какие – уже в те годы, когда герой уже стал известным и богатым, и казалось бы – какие еще у него могут быть проблемы. Оказывается, что еще очень многие. Как например, показаны их жизни в годы Мировых войн (плюсом на годы жизни Эйнштейна добавляются еще внимание спецслужб и изобретение ядерного оружия). Это как бы символизирует, что в жизни любого талантливого человека в любом возрасте будут трудности, и то, как он преодолевает эти трудности говорит о упорности, твердости и высокой силе духа. Первый сезон посвящен выдающемуся физику-теоретику Альберту Эйнштейну, который внес огромный вклад в развитие науки ХХ века, сформировав образ мышления современных ученых и само видение современной физики. Мы видим, какие трудности ожидали гения в начале пути, когда его теории не находили отклика у современников. А с достижением успеха начинается Первая Мировая Война, которая представляет нам Эйнштейна не только как ученого, но и как гуманиста, отрицающего войну, и отказывающегося в ней участвовать, несмотря на то, что многие его коллеги считают своим долгом – оказывать любую посильную Германии, что способствовало созданию и использованию химического оружия. Роль Эйнштейна исполнили два актера – Джонни Флинн в молодости и Джеффри Раш в зрелом возрасте. Основным посылом игры Флинна было показать становление молодого гения, работавшего в патентном бюро, написавшим 4 выдающихся эссе в Год Чудес, переживая при этом любовную драму и разрываясь между двумя возлюбленными – Милевой Марич (Саманта Колли), его женой, матерью его сыновей, которая тоже была талантливым математиком и физиком, оставившей науку ради семьи, и кузиной Эльзой Эйнштейн (Эмили Уотсон), которая покорила его своей преданностью, спокойствием, восхищением его гениальностью и заботой, в противопоставление импульсивной и вспыльчивой Милеве. Когда эстафету перенимает Раш, то Эйнштейн уже является признанным гением, получившим докторскую степень и работу профессора (с такой же бурной личной жизнью), но который оказывается в совершенно другой Германии (где набирает силу нацизм), где его друзей и коллег начинают преследовать, его наука подвергается переосмыслению и критике, а переезд в США оказывается сложнее, из-за негативного отношения к Эйнштейну директора ЦРУ Гувера. Во втором сезоне нам предлагают окунуться в мир искусства – что признаюсь, было для меня более понятным (будучи гуманитарием и поклонницей искусства). А именно в жизнь и искусство самого известного и престижного художника ХХ века – Пабло Пикассо. Если честно, то я знала о жизни Пикассо, но видела не так уж много его картин. Здесь же мы можем с самого начала его творческого пути наблюдать становление стиля Пикассо, как сменялись периоды и темы – от Голубого к Розовому, от меланхоличных портретов к сценам жизней циркачей, прежде чем он напишет знаменитых Девиц и откроет вместе с приятелем Жоржем Браком революционный кубический стиль, который перевернет представление современников об искусстве. Мне безумно понравилась игра, как и актера Алекса Рича – игравшего Пикассо в молодом возрасте, в котором сочетались эмоциональность и сдержанность, невинность и жгучая страсть, влюбленность и непостоянство – так и великолепного Антонио Бандераса, который сыграл художника в зените своей славы, влиятельного, гордого, любвеобильного. Ведь каждая женщина, которая была в жизни Пикассо, оказала огромное влияние на его творчество, каждая становилась его музой. Как балерина Ольга Хохлова, юная натурщица Мария-Тереза Вальтер, фотограф Дора Маар (как и другие музы в начале его творчества). Особенно акцентируется внимание на его отношениях с художницей Франсуазой Жилло (Клеманс Поэзи), которая несмотря на всю любовь к гению, была вынуждена мириться с его непростым характером, его образом жизни и всеми его музами, которых Пикассо не отпускал от себя даже после расставания. Сериал неспроста носит такое имя – Гений. Ведь по сути, кто такие гении? Это люди, обладающие выдающимся талантом, которым порой нет равных в той или иной области (будь то знания, или искусство), но которые вынуждены расплачиваться за такой талант непростым характером, конфликтами с правительственными органами в борьбе за свои убеждения, сложными отношениями с близкими друзьями и непростой личной жизнью. Ведь такими и были эти люди – страстными, блистательными, исключительными. Гениальными. 9 из 10 Приятного просмотра!
Фильм о конфликтных отношениях гения с окружающим миром. Любопытство — качество, свойственное ребенку, но у Эйнштейна оно не угасло и в более поздние годы, что и позволило в полной мере проявиться его гениальности. Простые вопросы: Что такое время, пространство, свет? И надо было внутренне стать бунтовщиком, чтобы получить ответы, вопреки законам классической физики и непризнанию со стороны авторитетных академиков. Эйнштейн по убеждениям был космополитом и пацифистом. Он отказался от немецкого гражданства, учился в Швейцарии, работал в США, содействовал образованию Израиля, позитивно воспринимал социалистические идеалы. Это порождало враждебное отношение и Гимлера и Гувера и коллег. Эйнштейн отвергал моногамию. Отсюда его многочисленные связи с окружавшими его дамами, что доставляло немало страданий его женам и детям. А увлёкшись женой Коненкова, он сблизился, не подозревая, с агентшей советской разведки. Науку Эйнштейн ставил выше семейного долга, что позволяло ему минимум времени уделять родным и близким. С глубокой обидой восприняла его отдаление жена Милева, которая будучи талантливым математиком, помогала мужу в написании статьи, посвященной теории относительности. Формально она не значилась в соавторах, но, получив Нобелевку, Эйнштейн передал ей всё денежное вознаграждение то ли в качестве признания, то ли в качестве компенсации за развод, которого он добивался. Степень участия Милевы в создании теории относительности так и осталась загадкой. Убедительна игра актеров, великолепны Дж.Раш, Дж.Флинн в главной роли.