Такое ощущение, что Джо Райт и Кристофер Нолан сговорились: в один год сняли два совершенно разных фильма про одно и то же событие, случившееся в начале II Мировой войны - в мае 1940 года, и обе картины стали номинантками премии «Оскар-2018». Операция под кодовым наименованием «Динамо» представляла собой массовую эвакуацию взятых в окружение военнослужащих британской армии и союзных частей с пляжа у города Дюнкерк во Франции, в ходе которой было спасено 338 тысяч человек. Благодаря ей, удалось сохранить личный состав британской армии, но что самое примечательное – в операции в массовом порядке принимали участие гражданские, именно они, откликнувшись на призыв правительства, пришли на выручку английской армии и союзникам. На их долю приходится половина всех спасённых с французского побережья. Когда смотришь фильм «Дюнкерк» Кристофера Нолана, который показывает сам ход операции «Динамо» - в воздухе, на суше и на море, возникает невольное ощущение, что бойцы союзных частей оказались брошены своим правительством на произвол судьбы. Однако, и для английского парламента это было нелёгкое время, тёмное – подавляющее большинство представителей обеих Палат считало, что эвакуировать армию не удастся, поэтому остаётся лишь одно – подписать мирный договор с Гитлером. Только один человек в парламенте считал подписание подобного соглашения ('с головой в пасти тигра') равным катастрофе. И благодаря ему была спасена британская армия. Этот человек – Уинстон Черчилль. Именно о Черчилле, вернее, о коротком периоде его жизни (май-июнь 1940-го) снял свою картину Джо Райт. Таким образом, это тоже фильм о Дюнкерке, но события показаны с другого ракурса. Обе картины дополняют друг друга. В начале мая премьер-министр Невилл Чемберлен (Рональд Пикап) вынужден подать в отставку. На его место прочат лорда Галифакса (Стивен Диллэйн), но тот не решается занять ответственную должность в столь сложный политический и военный момент. Остаётся всего одна кандидатура, а именно - сэра Уинстона Черчилля (Гари Олдман), против которого в парламенте выступают практически все, даже представители его собственной партии. Никто не верит в него, ему до сих пор вменяют в вину провал на Дарданеллах. Однако, 10 мая 1940 года он становится премьер-министром Великобритании. И начинает – один против всех – гнуть свою линию: необходимость спасать английскую армию не путём мирных переговоров, а жертвуя четырьмя тысячами солдат гарнизона в Кале, которые должны хотя бы ненадолго оттянуть на себя силы немцев. Олдман сыграл не привычного нам по хронике и учебникам истории Черчилля-бульдога. Несмотря на то, что перед каждым съёмками актёр проводил по три часа в кресле гримёра-визажиста, он внешне на него похож весьма приближённо. Сперва только по непременному атрибуту образа Черчилля – сигаре – и понимаешь, кого именно играет неузнаваемый под толстым слоем грима Олдман. Но к концу фильма безоговорочно веришь в харизму этого смешного вздорного стареющего джентльмена. Олдман отлично исполнил свою роль. Его Черчилль взрывной, горячий, стремительно мыслящий, неуживчивый, ершистый, зажигательный, в какой-то момент становится потерянным, сомневающимся, чуть ли не сломленным. Это в политике. А дома он взбалмошный сумасброд, но порой вдруг выглядывает чудаковатый симпатяга. Приближённые, секретарша Элизабет (Лили Джеймс) и коллеги-парламентарии, да мало того, сам король Георг VI, о котором был снят знаменитый фильм «Король говорит!» (его роль исполняет Бен Мендельсон), побаиваются его, но Черчилль умеет собирать 'войска английского языка' и с их помощью побеждать чужие идеи, захватывать сердца и устанавливать свои правила. Он не любит лгать. Сказать правду, пусть самую неприятную, ему проще. Он не станет обманывать обречённых на гибель солдат в Кале. Но в некоторых ситуациях, если очень надо, он может и соврать, скрепя сердце - чтобы не убить надежду в народе в эти тёмные времена. Кстати, тёмные времена, как это всегда и бывает, наступают не только в жизни людей, но и в их сердцах, мыслях, так что образ получился не совсем однозначный. На экране много тёмных помещений, узких коридоров, закоулков, некоторые сцены снимаются даже в туалете. Джо Райт снял стильный британский исторический фильм, наводнив его юмористическими и даже саркастическими сценами, что, в общем, опасно в режиссуре – стиль легко потерять, если режиссёру (а это случается и с самыми маститыми) откажет чувство меры. Но юмор, иногда совершенно площадной, вписался в картину абсолютно органично. Композиция выверена идеально. 9 из 10
Художественное произведение Любой фильм, безусловно, надо рассматривать в ключе его синематографических достоинств - ну там всякая ента операторская работа, актерская игра и прочие сценарные повороты. Но поскольку фильм исторический, необходимо рассматривать и его соответствие с реально происходившими когда-то событиями. В противном случае получится аки со 'Сталинградом' Бондарчука - дикий бред, не имеющий ничего общего с событиями, к которым он привязан лишь путем упоминания известных географических сущностей. Причем рассматривать необходимо соответствие фильма именно событиям, а не интерпретации сути этих событий какой-либо из сторон. Пример события (факта): штурм Кенигсберга был проведен 6-9 апреля 1945 года. В результате город был взят, оставшаяся часть гарнизона капитулировала. Соотношение численности личного состава сторон разнится от 1 к 1 до примерно 1 к 2 в пользу советских войск, соотношение безвозвратных потерь - примерно 1 к 30 не в пользу немецких войск. Пример интерпретации события (советский): 6-9 апреля Кенигсберг был взят храбрыми советскими войсками, которые разбили орды фашистских бандитов. Ведущую роль в этом сыграла партия. Пример интерпретации события (нацистский): кровавые большевистские орды завалили своими бесчисленными трупами героических белокурых защитников Кенигсберга. Если бы не приказы Гитлера, то немцы бы победили. Думаю, разница между событием (фактом) и его интерпретацией понятна. Ну так вот, художественная часть фильма, вестимо, хорошая. Как лично мне кажется. Далее будет исключительно небольшая критика той интерпретации событий, которая показана в фильме. Критика, основанная просто на событиях (фактах). Интерпретация событий в фильме Как мне показалось, посыл фильма очевиден - британцы позиционируются как свободолюбивые хорошие граждане, которые борются супротив мерзких подонков-нацистов. Лично я с мыслью про подонков-нацистов решительно согласен, а критика будет касаться исключительно позиционирования в фильме британцев как противоположности нацистам. Итак, дальше будут факты. Факты Никаких теорий заговора и прочих вещей в стиле акадэмика Фоменко. Только доказанные факты. 1. В историографии практически любой страны мира ясно обозначены сроки Второй Мировой войны - 1 сентября 1939 - 2 сентября 1945. Но чем заканчивается Вторая Мировая война 2 сентября 1945 года? Капитуляцией Японии. А начинается? Нападением Германии на Польшу. А как эти вещи связаны? Да никак. Япония воюет в Китае с 1937 года. Если война заканчивается капитуляцией Японии, то и начинаться ей было бы логично с той войной, что вела Япония с 1937 по 1945 год. Да и нацистская Германия водила войска по Европе аж с аншлюса Австрии 1938 года. Почему такая вселенская историографическая несправедливость? На мой личный взгляд, именно из-за желания британцев и французов позиционировать себя как противовес Гитлеру с самого начала. А если вести хронологию войны с марта 1938 (или тем более с вторжения Японии в Китай), то можно сказать, что британцы во главе с Чемберленом вообще изначально встали на сторону Германии, ибо Мюнхенские соглашения. В таком случае, им тоже можно было бы тыкать, мол, вы были союзникам Гитлера, да еще и декларацию о ненападении с нацистами подписали (хотя ни мы, ни они никогда не были союзниками Германии, но осадочек-то останется). Но это мое личное мнение, а факт №1 - британцы и французы активно помогали Германии в оккупации Чехословакии. 2. Миролюбивость британцев также сомнительна, ибо Британская империя, самая большая из когда-либо существовавших стран, была, как ясно из названия, империей. Колониальной. Т. е. миролюбивые парни с Британских островов грузились на корабли и превращали территории в свои колонии путем завоевания этих самых территорий. При этом жизнь в колониях в большинстве случаев начиналась уж совсем безрадостная. Ну, например, голод в Британской Индии, унесший жизни десятков миллионов людей. И да, большинство исследователей сходятся на том, что в голоде таки повинна Британия. Как интерпретировать термин 'повинна' - это можно дискутировать, но абсолютно ясно одно - Британия прямо или косвенно способствовала голоду в колонии и не парилась касательно ликвидации оного. Это один пример, а колоний много. Очень много. И события в оных развивались примерно в таком же ключе, как и в Индии. Полное перечисление 'косяков' колониализма не входит в цель данной рецензии, но желающие могут мастерски воспользоваться интернетом и сформировать свое мнение. А для примера достаточно миллионов индийцев. Итак, факт №2 - британцы - не миролюбивые парни. Британцы всю свою новую (и частично новейшую) историю были дичайшими захватчиками - самыми масштабными за всю историю человечества. Число людей, умерших по их вине (и вовсе не от старости) исчисляется миллионами. Так описывал проблемы колоний президент Рузвельт в разговоре со своим адъютантом (своим сыном): '- Дело в том, - сказал он (президент Рузвельт - прим. ред) - что колониальная система ведет к войне. Эксплоатировать ресурсы Индии, Бирмы, Явы, выкачивать из этих стран все их богатства и не давать им ничего взамен - ни просвещения, ни приличного жизненного уровня, ни минимальных средств здравоохранения[...]. - Обрати внимание на выражение лица Черчилля, когда ты упоминаешь об Индии! - Индия должна немедленно стать доминионом. [...] Но как может она создать все это, если Англия год за годом отнимает у нее все народное богатство? Каждый год индийский народ видит в перспективе только смерть, налоги и совершенно неизбежный голод. Ведь индусы так и называют одно из времен года - сезон голода.[...] Я должен рассказать Черчиллю, что я видел сегодня в его Британской Гамбии, - сказал он решительно. - В Батерсте? - подсказал я. - [...]мы проезжали через Батерст на аэродром. Туземцы как раз шли на работу. В лохмотьях, угрюмые... Нам сказали, что к полудню, когда солнце прогонит росу и холод, они повеселеют. Мне сообщили, что они зарабатывают в среднем один шиллинг и девять пенсов. Это меньше пятидесяти центов. - В час? - спросил я необдуманно. - В день! Пятьдесят центов в день! Кроме того, они получают полчашки риса. [...]Грязь. Болезни. Огромная смертность. Я спросил, какая здесь средняя продолжительность жизни. Ты не поверишь. Двадцать шесть лет! С этими людьми обращаются хуже, чем со скотом. Их скот живет дольше! [...] Может быть, в прошлый раз Черчилль не понял, что я говорил серьезно. На этот раз он меня поймет. - Отец задумчиво посмотрел на меня.- А как обстоит дело там, где ты находишься, в Алжире? - спросил он. Я сказал ему, что и там положение не лучше. Богатая страна, богатые ресурсы - и отчаянная нищета туземцев; очень хорошо живется только немногим белым колонистам и нескольким туземным князькам. Удел всех остальных нищета, болезни, невежество. Отец кивнул головой.' Итог С моей точки зрения, невозможно эмоционально положительно воспринимать фильм, в котором битва империализма против нацизма позиционируется как битва добра со злом. Вот и все, что я могу об этом сказать © 1 из 10
Сюжет: кучка лордов ухожено-злодейского типа уговаривает Черчилля вступить в союз с Германией. Два часа экранного времени посвящено интриге: уговорится Черчилль или нет. В финале Черчилль произносит пламенную речь содержания 'Мы должны сражаться! Я не уговорился!' и профессиональной голливудской походкой идет на выход. За его спиной изображается воодушевление в виде подкидывания бумажек и всяких чепчиков в воздух. Конец. Штампы, без которых новое кино уже не снимают: 1. Жена Черчилля, с характером мудрой негритянки. Умница-красавица-комсомолка-спортсменка, которая страдала-страдала от замужа. Но простила своего мужа, потому что он стал премьер-министром. Но он ей все равно что-то должен. 2. Курица-секретарша, чье лицо крупным планом должно озарять ленту молодостью и красотой. Вздрагивает и глупо моргает, когда на нее орут. Как я понимаю, символизирует требовательность Черчилля к персоналу. Хотя вся ее работа заключается в том, чтобы стучать за Черчиллем на печатной машинке очень примитивные тексты. Но, видать, она жертва ЕГЭ и это действие дается непросто. 3. Группа безликих пэров-лордов, которые олицетворяют собой био-массу людей без мнения, которым нужно показать как жить и что делать. Есть чувство, что без руководства они будут хаотично биться об стены или прыгнут с ближайшей скалы. Имеют плохое образование. 4. Группа злодеев, которые похожи на борзую группу школьников. В конце фильма отползают с лицами лузеров, потому что ботан, на которого они гнали, сделал вулкан из соды и получил за свой труд А+. Имеют хорошее образование. 5. Группка простого населения, олицетворяющего народную мудрость простого избирателя в эдакой манере туповатого, но честного парня. Не имеют образования, но обучены читать твитты и смотреть минутные ролики в инсте. 5. Король. А что король? Не понятно, что король. Ходит, ест, заикается. По ощущениям образование не имеет, но воспитан хорошо. 6. Понравились два персонажа. Президент США по телефону и Адмирал Великобританского флота. С первым был улетный диалог по типу 'Хай, бро, займи деньжат', 'Сорри, бро, - не могу, сам на мели и все такое'. Адмирал отличился тем, что реагирует на приказ, как на просьбу, которую он может выполнить, если у него будет свободное время и желание. Сюжет легко меняется на следующий: школьная футбольная команда штата Айова меняет капитана команды и два часа ленты мы наблюдаем, как он фантазирует: имея такую команду инвалидов, будут они винерами или нет? Как вы понимаете, что никто кроме Черчилля и секретарши не имеют волю к победе, все, как мясо, ждут, что им посоветует лидер. Прикиньте себе ленту, в которой два часа Сталин и Жуков ходят по коридорам и думают 'Сдаться Германии или нет?', и нормальное решение сражаться до конца навязывается зрителем, как подвиг духа! Плюсы за Гарри, которого люблю и уважаю. И за атмосферные кадры парламента. 3 из 10
Один из лучших фильмов 2017 года, «Дюнкерк» Кристофера Нолана, повествовал о смелой эвакуации британских военнослужащих из кольца немцев весной 1940 года. В том фильме история была рассказана с трех разных точек зрения: с суши, с моря и с воздуха. Хотя «Темные времена» не имеет какой-либо связи с «Дюнкерком» кроме общих исторических событий, сам фильм иронично можно рассмотреть в формате приквела, так сказать, «Дюнкерк» с четвертой, политической, стороны. Большая часть событий «Темных времен» проходит в дни непосредственно перед операцией в Дюнкерке и фокусируется на отчаянных усилиях политиков сформировать план спасения войск. Планов, оказывается, нет; каждый день, который отсчитывают цифры календаря во весь экран, ещё на шаг приближает к «мирным переговорам» (т. е. капитуляции). Режиссер Джо Райт и его творческая команда умело справились с тем, чтобы перенести зрителя в подземный бункер, где Черчилль и военные советники пытаются найти выигрышную стратегию. Время от времени показаны и небольшие эпизоды военных действий, и более «интимные» сюжеты, как, например, переговоры по телефону с Рузвельтом, встреча с королем во дворце. «Темные времена» наполнены аутентичными штрихами, в особенности в представлении главной личности картины – человека, который собрал в кулак всю свою храбрость, ораторские навыки и любовь к Родине в нужный момент, потому что для него невозможна даже мысль о нацистских флагах, развивающихся над дворцом. «Темные времена» сняты в своеобразном беспокойном стиле, представляя бюрократию правительства как механизма в постоянном движении. Операторская работа вышла очень динамичной, возвышенной искусственности из той же «Анны Каренины» Райта здесь минимум. Декорации и любопытные крупные планы отчетливо передают, что мозги, энергичность и чувство юмора – единственные инструменты в распоряжении премьер-министра. Секретным оружием так вообще оказался композитор Дарио Марианелли, чьи музыкальные произведения одновременно пульсируют энергией отчаяния, а в конце представлены героическими мелодиями. Сценаристы представили Черчилля как человека, явно влюбленного в самого себя. Этого качества достаточно, чтобы Гари Олдман сыграл просто идеально. Актер впервые нашел персонажа, в котором жизни больше чем в кипящем вулкане. Неузнаваемый Олдман просто растворяется в роли. «Темный час» просто не работал бы без ведущего актера, а ещё любопытнее и тот факт, что Гари Олдман остается по сути невидимым за тоннами грима. Фильм примечателен как тем, что творит на экране Олдман, так и тем, что заставляет его делать Райт. Без недостатков, на мой взгляд, не обошлось. Вместо того, чтобы наполнить фильм напряжением, отчаянием и пресловутыми «темными временами», Райт предпочел сосредоточиться на раскрытии политической борьбы. Кажется, что во многом это описание политической жизни Черчилля, а не вопрос существования британской нации как таковой. Важнейший момент Дюнкеркской операции представлен политиками-джентльменами, ведущими разговоры на повышенных тонах. Возможно, сравнивать с проектом Нолана как-то несправедливо, да и сущность «военного фильма» «Темным временам» явно не пошла бы на пользу, но зритель обязан чувствовать, какой груз ответственности лежал на политиках, и парой строчек в диалоге здесь не обойтись. Драма предлагает трансформационный поворот личности Уинстона Черчилля в массовом сознании, хотя, конечно, биография исторического деятеля имеет куда больше любопытных фактов в запасе. Ключевой момент британской, а, возможно, и всей европейской истории 40-х годов показан отлично, но внутренняя работа, заключающаяся в людях и их взаимоотношениях, ощущается недоделанной до конца. Создатели, конечно, связали дух времени через персон вроде Невилла Чемберлена, менее известного виконта Галифакса и аж самого короля Георга, однако побочные герои вроде хорошенькой секретарши изображены бледными и совсем без подноготной. Любопытно, что к концу «Темные времена» все же напоминает о настоящих людях среди британского народа в сцене, которая, наверное, способна стать «визитной карточкой» кинокартины. В ней напоминают, что именно на войне можно потерять, а чего можно добиться, превращая таким образом «Темные времена» в патриотическое и излишне благородное представление о событиях, приведших к одной из самых известных речей 20-го века. 7 из 10
Из тысяч фильмов, которые я посмотрел за свою жизнь, до сегодняшнего дня к просмотру строго в оригинале я рекомендовал только один – «Король говорит!» Тома Хупера. Официальный дубляж, пусть он был и неплох, просто неспособен передать невероятную игру Колина Ферта, что я считаю настоящим преступлением против объективного чувства прекрасного. С сегодняшнего дня я начну рекомендовать и «Темные времена» тоже. Май 1940 года. Действующий премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен вынужден уйти в отставку, а на его место приходит Уинстон Черчилль, фигура неоднозначная, а по мнению многих его коллег в парламенте и вовсе одиозная. Новоиспеченному премьер-министру страна достается в крайне непростое время: Гитлер громит Западную Европу, Британия потенциально на очереди, а внутри правительства нет единого мнения, что же делать дальше. Не пользуясь поддержкой даже своей консервативной партии, что уж говорить о лейбористах, Черчилль пытается действовать во благо своей страны, но задача эта не из легких. Чтобы снять хороший биографический, но художественный, а не документальный фильм, кинематографистам нужен особый навык – отличное чувство баланса между реальными историческими фактами и вымыслом, делающим историю ярче. У Энтони Маккартена и Джо Райта, сценариста и режиссера «Темных времен» соответственно, это чувство баланса однозначно есть. Байопик о Черчилле – эталонная комбинация едва ли не дословного цитирования исторических событий и фантазийных зарисовок сценариста, призванных эти события несколько облагородить и разрядить. Первые последовательно чередуются со вторыми, и в итоге на экране мы видим стройную, идеально выверенную историю, не проседающую в интересности ни в начале, ни в середине, ни в конце. И для жанра биографической драмы это огромное достижение, похвастаться которым ранее могли только три фильма: «Пианист» Романа Полански, «Амадей» Милоша Формана и уже упомянутый мной «Король говорит!» Тома Хупера. «Темные времена» – наглядный пример, как можно снять современный интересный фильм о политике, не перегружая его политической чернухой и вездесущей толерантностью. При том и первое, и второе в нем есть: политика в картине изображена реалистично грязным и некрасивым делом, а идеи всеобщего равенства продвигаются даже в декорациях Великобритании 1940 года, где им, в общем-то, не место. Но в отличие от той же «Формы воды» Гильермо дель Торо, ставшей хвалебной одой «не таким как все», «Темные времена» делают это не-на-вяз-чи-во. Здесь есть сильная женщина, стоящая за спиной великого мужчины; здесь есть другая женщина, пока что не сильная, но идущая к этому; здесь есть образованный чернокожий паренек, не пасующий перед потомственным аристократом; наконец, здесь есть главный герой, одинаково хорошо относящийся ко всем вышеперечисленным. Да, что-то из этого – лишь дань современным веяниям, но этим не тычут в лицо, не навязывают как единственно правильное мнение, и в результате даже не слишком реалистичные ситуации выглядят вполне органично. За два часа хронометража у «Темных времен» не было ни одного раздражающего момента, и это первый такой фильм за последние несколько лет. Что касается Гэри Олдмана, получившего премию Оскар за лучшую мужскую роль, то здесь я снимаю все свои воображаемые шляпы: то, что он делал на экране, было просто невероятно. Понятно, что визуальный образ – заслуга гримера в первую очередь, но в весь этот грим еще нужно было вжиться, и Олдман с задачей справился блестяще. А вот жестикуляция, манера двигаться и речь – заслуга исключительно актера. Хотите увидеть, почему Гэри Олдман считается великим актером? Включайте «Темные времена» в оригинале, поймете все примерно на пятой минуте. Но есть у такого перформанса и свой недостаток: он полностью затмевает всех остальных актеров, что справедливо даже для тех сцен, когда Черчилля нет в кадре. Переиграть Олдмана не смог ни Рональд Пикап, ни Стивен Диллейн, ни Бен Мендельсон. Ну ладно, у последнего было экранного времени минуток на пять, не больше, а вот Пикап и Диллейн мелькали в кадре повсеместно, но на фоне Олдмана выглядели блекло и неубедительно. Женских персонажей, кстати, это не касается: Кристин Скотт Томас и Лили Джеймс со своей задачей справились прекрасно. Закругляясь, сообщаю: «Темные времена» – отличная биографическая драма, умело балансирующая между фактами и фантазией, одна из лучших в жанре. Если вы любите большое и серьезное кино, то смотрите обязательно. Если не любите, то все равно смотрите, потому что старания Гэри Олдмана того стоят. 9 из 10 Спасибо за внимание.
Назначенный премьер-министром Великобритании в тяжелые для всей Европы и мира времена Уинстон Черчилль взял всю ответственность за ведение боевых действий в свои руки. Тяжело быть угодным королю, парламенту и народу одновременно. Мудрый, рассудительный, но при этом весьма вспыльчивый политик смело принимал самые сложные решения. Жесткий и принципиальный в парламенте, Черчилль был довольно мягким со своей семьей. Уинстон всегда мечтал о должности премьер-министра, но ему достались действительно самые темные времена. Джо Райт постарался сделать картину исторически точной не только в плане хронологии и подлинности происходящих событий, но и с точки зрения взаимоотношений Черчилля с его тогдашним окружением. Основная мораль, которую можно вынести из такого близкого знакомства с Уинстоном Черчиллем - быть собой и верить в себя. Режиссер решил показать время становления Черчилля как премьер-министра, его непростые решения по поводу Дюнкерка. Байопик стоит смотреть хотя бы ради Гари Олдмана. Блестящая работа актера уже отмечена 'Золотым глобусом', думаю, что и премия 'Оскар' не обойдет его стороной. Играть таких всемирно известных личностей - большая ответственность. Гари Олдман прекрасно справился со своей задачей. Внешне Гари можно узнать только по глазам под толстым слоем грима. Говорил Черчилль очень специфически - проглатывая слова, все время причмокивая и немного шепелявя. Олдман прекрасно справился с озвучиванием своего персонажа (кино смотрел в оригинале, поэтому имел удовольствие слышать голос актера). Прекрасно справилась со своей ролью и Кристин Скотт Томас, сыгравшая жену политика. Рядом с такими личностями всегда должны быть сильные женщины. Лили Джеймс хорошо справилась с ролью мисс Лэйтон - секретаря-машинистки политика, глазами которой, в том числе, мы видим все тайны Даунинг-стрит, 10. Атмосфера в картине, безусловно, напряженная. В фильме звучит хорошая музыка, не обходится без юмора и мудрых цитат, которых у знаменитого политика великое множество. Если рассматривать картину как претендента на звание лучший фильм (на премии 'Оскар'), то исторические драмы редко получают такие награды. Тем, для кого история - лишь скучный школьный предмет, картина может показаться затянутой. Но в фильме очень много по-настоящему сильных сцен. Например, сцена, когда политик просто сбегает из своего автомобиля в лондонское метро, чтобы узнать, что думают простые люди. Одна из задач подобных фильмов - заставить людей оглянуться назад для того, чтобы не повторить подобных ошибок в будущем, чтобы темные времена не настали вновь. Всем любителям хорошего кино, с долей юмора и важной просветительской задачей, нужно посмотреть картину талантливого Джо Райта о не менее талантливом, одиозном с одной стороны и легендарном с другой - сэре Уинстоне Черчилле. 9 из 10
Для начала загадаю вам одну загадку: что общего у сэра Уинстона Черчилля со всемирно известной маркой сигарет?- А хотя бы то, что, будь его отец не третьим, а первым (старшим) сыном седьмого Герцога Мальборо, он, а впоследствии и его сын Уильям, унаследовали бы столь громкий титул. Увы! Аристократическое родство дало побочную ветвь Спенсеров (основная родовая 'фамилия' Уинстона). Но, как бы там ни было, 'по крови' Уинстон Черчилль- аристократ мирового уровня (кстати, рыцарский титул 'сэр' он получил... ого-го когда!). Но вот в нашем фильме 'Тёмные времена' сэр Уинни Вовсе (!!!) не выглядит чопорным британским аристократом наподобие его предшественника на посту премьер-министра Великобритании лорда Чемберлена (со 'скидывания' которого в парламенте и начинается картина). Да и вообще Черчилль предстаёт здесь перед нами в несколько другом образе, нежели в тех, которые были созданы другими актёрами и режиссёрами в более ранних фильмах. Я не большой знаток 'черчиллеграфии', как некоторые здешние критики, утверждающие, что в 'Тёмных временах' ничего нового для себя не нашли в трактовке главного героя (а чего искать-то? есть биография, есть его жизнь, поступки, зачем трактовать-извращать всё это? покажите его правду, и всё тут, что и сделано!!!). И вот я как рядовой, но немного искушённый зритель, открыл для себя много нового в этом фильме, чем и спешу поделиться с вами в своей любимой тезисно-конспективной манере. ...В советском кинематографе ('Освобождение', 'Тегеран-43' и др.), а также частично в современном российском Черчилля (со ссылкой на документальную хронику!) принято представлять как малоподвижного толстяка-жирдяя. Мне не думается, что премьер-министр Великобритании вдруг так погрузнел за 3-4 года, со времени действия 'Тёмных времён' (1940) до..., о чём свидетельствуют хотя бы фотографии сэра Уинни тех лет. Напротив, мудрый политик и аристократ, он, специально, на показ всему миру, демонстрировал свою Неспешность, как и 'дядя Джо', то бишь Сталин, который (по статусу!) старался быть ещё медлительнее и Неспешнее сэра Уинни. Политика, господа, политика высокая! Глава страны, прибывший на международный самммит и быстренько сбежавший с трапа самолёта, теряет в глазах коллег, политиков и СМИ до 45% уважения и влиятельности. Черчилль всё это прекрасно понимал. Зато дома (согласно фильму) был полностью 'в своей тарелке' (всё правильно, по-английски- 'мой дом- моя крепость'): работал с секретаршей прямо в спальне, в халате без трусов, бегал (!!) по своим апартаментам в неглиже... А ещё Черчилль почти пол-фильма проходил в очках! Есть мало снимков, где он- в них! ...Ну и крепка же была натура сэра Уинни! Напомню/сообщу: прожил он, при всех своих вредных привычках (сигары, выпивка) и ожирении почти 91 год и был похоронен в 1965 году с величайшими для Британии (кроме членов королевской семьи!) почестями!Кстати, оные 'привычки' сэр Уинни получил в годы своей военной службы и, параллельно, работы военным журналистом во многих странах (конец 19- начало 20 веков). В нашем фильме есть пара-тройка занятных эпизодов на данную тему. Чиновники говорят между собой: 'Как такое можно, он всегда навеселе: на завтрак пьёт скотч, бутылка шампанского на обед и ещё одна на ужин; бренди и портвейн-до глубокой ночи!' На светском обеде король Георг VI спросил нового премьера: 'Как же вы можете так пить?' На что премьер, нагло пуская дым от сигары в короля, невинно ответил: 'Закалка!' ...Сэр Уинстон Черчилль был честным и последовательным антикоммунистом-антибольшевиком, даже тогда, когда вместе со Сталиным и Рузвельтом создал коалицию 'союзников', ибо посчитал, что гитлеризм- на порядок страшнее большевиков. И вот уже Бесноватый конкретно угрожает безопасности Соединённого Королевства, что называется, стоит у ворот, готов пересечь Ла-Манш, а... помочь и некому (в фильме присутствует безнадёжный телефонный диалог Черчилля с Рузвельтом). Но Черчилль находит в себе мужество (возможно, вспомнив, как сам сражался за Британию) и, вопреки коллегам-политикам, готовым пойти на соглашательство с Гитлером, объявляет свою Отечественную войну- хоть до последнего британца- за Родину, за наш остров, за свободу! И народ его поддержал! За время Второй Мировой войны сэр Уинни выступил по радио перед нацией 21 раз! В нашем же фильме одной из сильнейших сцен является та, где премьер-министр, прежде пренебрежительно говоривший, что в лондонской 'подземке' почти не был, при угрозе войны, многое что поняв, сбегает из своего кортежа именно в метро, встречается/общается с простыми лондонцами и убеждается в своей правоте и патриотизме. Дай-то Бог, чтобы нынешние властители народов хоть иногда бы так вот, внезапно, а не заплпнированно-показушно, спускались в 'подземки', чтобы услышать Глас Народа! ...На данный момент фильм 'Тёмные времена' номинирован на 6 'Оскаров', и вполне справедливо. Думается, штуки четыре статуэток он должен получить! 8 из 10
В летописи британского кино и телевидения имя Черчилля приобретало совершенно различные фигуры и очертания, многочисленные актёры исполняли роль грузного и неподвижного премьер-министра, совершившего огромный вклад в мировую историю. Их награждали премиями, продюсеры стремились показать образ лидера в иных испостасях, а зрители, в свою очередь, пытались понять, каким же в действительности был легендарный политик. В прошлом году за историческую фигуру взялись с полной конкретикой и претензиями на широкую демонстрацию и отхват премий. По правде, это выглядит как следование наградным тенденциям, взять хотя бы Рэдмейна и последнего Дей-Льюиса с их Хокингом и Линкольном соответственно. Кажется, что воссоздание исторического типажа ныне поражает критиков и академиков больше всего, и причины здесь две: то ли их мелочность воображения, то ли желание обратить внимание зрителя на реалистичность. Именно поэтому на роль самого премьер-министра был выбран Гари Олдмэн, который, на настоящий момент, несомненно, за свою в полной мере грандиозную игру в этой ленте считается основным кандидатом на соискание главной кинопремии в мире. А режиссёрское кресло занял скрупулёзный английский классик Джо Райт с присущей ему мерой театрализованности и британской чопорности. На самом деле, фильм, повествующий о первых дня Черчилля в должности премьер-министра, за пределы своей плоскости не выходит. Его две ключевых аудитории - желающие посмотреть за безупречной игрой центрального персонажа и любители истории и биографии, охотники за очередными интерпретациями событий и стратегий поступков персоналий. Остальная поставка информации и ощущений ограничена. “Тёмные времена” крайне простой и наивный фильм, с героями и злодеями, поверхностной мотивацией их поступков и отсутствием визуальной реализации. Его номинация лишь подтверждает актёрскую игру Олдмэна, во всём остальном фильм вряд ли претендует на значительность и нетленность. Сюжет составляет лишь одна линия, в которой хватает места только для единичной проблемы и горстки карликовых, мало что значащих событий, её окружающих. Кажется, что текст, набираемый ассистенткой на печатной машинке, занимает в этой постановке чуть ли не ключевое положение, избавляя создателей от необходимости искать новые конфликты и рисовать иные сюрпризы. На самом деле, это объяснимо, поскольку всё, чем была занята на протяжение своего хронометража лента, - это детальное составление психологического портрета одиозной личности. Вот и весь профиль фильма - показать Черчилля не только в профиль, но и с каждой стороны. Здесь в персонаже воссоздано всё. Бывший британский лидер будто бы подвержен реновации и реконструкции. Его характер, чередующийся с эстетством в приёме утренней пищи и вздорностью и ребячеством в приёме решений, самоудовлетворяет определение экспрессии. Его тяжелая одутлая неповоротливая туша, такая же неуправляемая, как его поведение, заставляет смущаться держателя верховной власти, самого короля. Он появляется с сигарой, а исчезает со спиртным, он дымит в лицо смотрящему на него народу и тут же преподносит его, не замечая его и, одновременно, вставая перед ним. Как и обо всех ярких личностях, о нём можно снимать бесконечное количество фильмов, однако, история жизни человека - не всегда кино, а история принятия одного решения - не конфликт, побуждающий пересматривать своё мировоззрение и говорящий на языке зрителя. Как назвать такую ленту? С одной стороны, событий там нет, с другой - личность крайне притягательная. С одной стороны, смотреть без эмоционального плана тяжело, с другой - лишний раз можно расставить свои ловушки внутри изображения человека. За этими “Тёмными временами” не видно ничего светлого. Это фактически моноспектакль - все софиты сходятся только в одной точке.
Картина Джо Райта, одного из режиссеров «Черного зеркала», еще раз доказывает, что нельзя снять достойный байопик о человеке калибра Уинстона Черчилля в формате картины для массового зрителя. Май 1940 года. Уже девятый месяц гитлеровская Германия бодро подминает под себя Европу. Сдалась Норвегия. Нацистский сапог топчет страны Бенилюкса. Вот-вот падет Франция. Взгляд немецкого орла с челкой на правую сторону направлен через Ла-Манш – на остров, где пока еще нетронутым, но уже чрезвычайно обеспокоенным лежит британский лев. Внутри правительственной верхушки Великобритании нет единого мнения относительно линии поведения с Гитлером. Правящий Чемберлен настаивает на продолжении «политики умиротворения» путем договоров и уступок. Но он не имеет поддержки, поэтому кресло премьер-министра предлагают Уинстону Черчиллю, который исповедует прямо противоположной подход – войну до победного конца. Кровь, пот и слезы, обещанные в исторической вступительной речи новоявленного премьер-министра, в полной мере ожидают зрителя, что заглянул на этот фильм развлечений ради. Отчетная лента снята британским режиссером о британском политике, которого сыграл британский же актер. Поэтому вместо карамельного попкорна аудитории предложат порцию овсянки, что придется по вкусу только ценителям британского колорита. Два часа хронометража описывают события в рамках одного календарного месяца – мая 1940 года с очень редкими отсылками к прошлому персонажей. Джо Райт делает ставку на исторически подкованную аудиторию, поэтому не считает нужным углубляться в биографию главных героев. Вместо этого, он потчует зрителя экстравагантным толстым дедушкой, что обладает безусловной внушительной харизмой, но оставляет за кадром все те черты и заслуги, благодаря которым в такие тяжелые времена Черчиллю доверили второе по значимости кресло Британской Империи. Будь на месте Гари Олдмена менее именитый актер, «Темные времена» можно было бы смело отнести в категорию «кино для гурманов», и поставить на одну полку с Робертом Карлайлом и его «Гитлер. Восхождение дьявола» (2003 г.). Но усилиями гримеров и своими естественными способностями, Олдмену удается полностью погрузиться в своего героя, с тем, чтобы максимально возможно раскрыть и передать зрителю столь неважно прописанного персонажа – так, что аудитория ждет от его Черчилля новых сюжетных чекпойнтов, на которых история сделает крутой поворот или хотя бы заставит улыбнуться. Как итог, «Темные времена» — это проект имени одного человека. Сам по себе, фильм не вникает в глубокий исторический контекст и не несет с экрана какую-то мораль. Вся лента вращается вокруг оси Олдмена, что силой своей харизмы собирает на себе зрительские лайки. Исповедуя подход, избранный Джо Райтом (два часа экранного времени равно месяцу земной жизни главного героя), о Черчилле можно было бы снять сериал или создать модную нынче вселенную со своими сиквелами, приквелами и спин-оффами. Благо, жизнь протагониста была полна событиями, да и сам он наплодил большое количество работ (один только сборник его речей чего стоит!). Этот проект на несколько лет мог бы обеспечить Гари Олдмена работой, но хватит ли сил у самого актера единолично вытягивать весь сериал – большой вопрос без однозначного ответа. 6 из 10
Тёмные времена - это свежевышедший военно-патриотический фильм, снятый британцами про британцев, но для мирового проката. Гэри Олдман под слоем невероятного грима пьет коньяк на завтрак, обед и ужин, курит сигары, хамит окружающим, берётся за штурвал империи и командует операцией Динамо то из лондонского бункера, то из Вестминстера, то из собственной постели. А что ему остается, раз уж взялся играть Уинстона Черчилля? Сходство бесподобно, словно и в кинохронике, и в фильме снимали одного и того же человека. Бесподобны и цитаты, и речи Черчилля, воспроизведенные в ключевых сценах дословно. Смущают только откровенный реверанс режиссера в сторону расовой толерантности (сцена в метро смотрится неуместно, впрочем ну где же вы найдёте чёрного в британском парламенте сороковых?!) и явная экономия на спецэффектах там, где они в теории должны быть. Но если гражданские суда к побережью шли красиво и в полосатых купальниках (вычеркнуто), то иные сцены выглядели откровенно непрорисованными. Смотреть только на языке оригинала, оно того стоит. При просмотре не требуются коньяк и сигары, но стоит прихватить с собой иронию и сарказм - в память о сэре Уинстоне Черчилле. 8 из 10
Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2002 году компанией ВВС, Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль получил безоговорочный статус самого великого британца в истории. Родившись в семье уважаемого аристократа, лорда Рэндольфа Черчилля, будущий Премьер-министр Великой Британии автоматически был причислен к государственной элите и мог совершенно не переживать за обеспеченное будущее, которое должно было настичь его вместе с наследством. И тем не менее юный Уинстон не собирался почивать на лаврах, а принялся самолично выстраивать свою карьеру, обратив особое внимание на армейские дела, в коих завсегда утопала старая добрая Англия. Поступив на службу, Уинстон Черчилль мечтательно полагал, что ему не доведется проходить долгий, изнуряющий путь от простого новичка до командира, однако действительность оказалась несколько иной. Оказавшись в распоряжении боевой части, молодой человек наконец осознал, что далеко не во всех аспектах жизни особую роль играет высокое родство с власть имущими. Но несмотря на отсутствие опыта Черчилль все же сумел найти для себя подходящее место, став одним из ведущих игроков команды солдат в поло. Кроме того, амбициозный военный с непомерными командирскими амбициями сумел проявить себя в качестве умелого журналиста и даже стал делать наброски интригующего романа, который впоследствии был опубликован и снискал прилежные отзывы от критиков. И хотя со временем Черчиллю пришлось уйти из армии, дабы достичь куда больших высот посредством покорения политического Олимпа, армия завсегда давала ему силы и позволила сотворить особую репутацию как во времена Первой Мировой Войны, так и при последующих конфликтах, сотрясающих британское государство. Понимая, что исключительно от него самого зависит его будущее место в истории, Уинстон Черчилль жестко и безжалостно разбирался с политическими оппонентами, не боялся отпустить крепкое слово, пропускал мимо внимания насмешки, принимая их за проявление нелепой слабости, которая совершенно ни к чему в политических баталиях. Долгое время Черчилля держали подальше от властных кабинетов самого престижного эшелона и в определенный период его даже поместили в так называемую изоляцию, однако под напором столь значимой, амбициозной личности ломались самые крепкие замки и открывались любые двери. И в конце концов бывший солдат, горделивый аристократ и весьма недурственный журналист сумел заступить на пост Премьер-министра, тем самым подтвердив свое величие, выкованное твердыми принципами, несгибаемым характером и верой, что исключительно достойные люди способны руководить страной в самый ответственный период. Конечно, в политической карьере Черчилля можно найти немало спорных эпизодов, которые вызывают бурные споры у историков, но нельзя спокойно пройти мимо того факта, что он сыграл ключевую роль в противостоянии с нацистской Германией и приблизил победу, спасшую миллионы ни в чем не повинных жизней. Рассматривая управленческий период Черчилля во главе исполнительной власти, нетрудно отыскать множество запоминающихся фактов из его насыщенной биографии, однако далеко не все особенности утонченных политических игр были известны широкой аудитории. Многие люди знали о Черчилле лишь то, что он был британским политиком эпохи Второй Мировой Войны и не более того. И отчасти искоренить это невежество должна картина режиссера Джо Райта 'Темные времена', повествующая о вступительном периоде Черчилля у власти, когда его фигура стала камнем преткновения для разных политических групп, продолжающих вести бесконечные дебаты, от которых было совсем немного толку. События фильма переносят нас в годы расцвета германской экспансии на европейские территории под предводительством Адольфа Гитлера. Войска фюрера без особых проблем занимают одну территорию за другой и кажется, что никто и ничто не в силах их остановить. Отделенная от материковой Европы Британия смогла на некоторое время почувствовать себя в безопасности, однако было понятно, что непомерные аппетиты Третьего рейха рано или поздно доберутся до пребывающего в стороне острова и тогда уже будет невозможно избежать жертв. Получивший вакантное место Премьер-министра Уинстон Черчилль (Гари Олдман) понимал, что отныне он становится одним из важнейших политических функционеров страны, от которого зависит дальнейший курс государства. Но чтобы консолидировать различные политические формирования, ему необходимо сцепить всю волю в кулак и показать, что в отличии от его предшественников на посту, с ним шутки явно плохи. Черчилль не собирается попросту тратить время, он знает, что миллионы жителей страны требуют от него решений, способных оградить Англию от вторжения, однако очень непросто сражаться сразу на несколько фронтов, когда за твоей спиной находятся весьма сомнительные личности, посредством трусости и высокого статуса пытающиеся заработать себе серьезные политические дивиденды, а заодно предать идеалы свободы, за которую уже пролились кровавые реки бесстрашных солдат. Лента Джо Райта исключает особый размах действий, в ней нельзя отыскать эпические сражения и марширующие легионы солдат. Вместо этого режиссер всецело дарит свое внимание сэру Уинстону Черчиллю, восторгаясь им в каждой сцене. Несмотря на то, что заглавный герой этой напряженной истории уже не молод, в нем чувствуется сила и мощь, которой могут позавидовать даже молодые. Черчилль курит сигары, не прочь употребить спиртное и не стесняется своей полноты, так как его самое большое достояние находится в недрах светлого разума. И оно еще никогда его не подводила. Несмотря на первичную неопытность в качестве Премьер-министра, Черчилль сполна реализовал свой потенциал, взращенный в армейские и последующие годы. Джо Райт решил не углубляться в молодые годы великого политика, но вместе с тем в ленте порой проскальзывают интересные детали и характерное поведение героя, которое явно имеет под собой серьезную биографическую основу. При этом у зрителя не возникнет особого желания выставлять Райту претензии по поводу того, что в «Темных временах» слишком мало времени уделено разбору образа Черчилля с самых разных сторон, включая юношескую. В данном фильме наибольшее значение имеет деятельности героя, как Премьер-министра непосредственно в темные времена, а если кому-то необходимо для понимания образа максимально углубиться в каждый аспект биографии Черчилля, то этому могут поспособствовать документальные фильмы, описывающие история посредством сухих академических данных. Также стоит отметить, что особого упоминания в рамках фильма Джо Райта заслуживает великолепный Гари Олдман. Биологически сухощавый, но в действительности талантливый и не раз всем нам доказавший свое истинное драматическое величие Олдман стал, пожалуй, наилучшим кандидатом на роль Черчилля из тех, что могли бы быть. Сложный грим и костюмы, одетые на актера, позволили ему прочувствовать свой образ и выдать в действительности выдающуюся игру, которая вдохновляет, удивляет и поражает. Гари Олдман словно на несколько месяцев перевоплотился в самого Черчилля и стал его духовным наследником, ведущим борьбу против внутренних и внешних врагов государства. Идеальная выправка и доскональное знание повадок незабвенного Премьер-министра позволили Олдману вновь с громким шумом заявить о себе, а сам фильм Райта заслуживает исключительного внимания и несомненно почтительного отношения. 9 из 10
Идя на фильм хотелось увидеть личную историю человека, получившего в управление страну на пороге войны. Человека, которому в процессе пришлось делать не один сложный выбор, отца нации и национального же героя. Запросы по филигранности сценария, работы оператора и прочее я оставляю экспертам. Я - абсолютно рядовой зритель, который оценивает кино без привязки к техническим моментам. И рецензия у меня соответственно основывается на моих ощущениях. Хм.. Как и всегда в подобных фильмах музыка и картинка дорогие и красивые. А вот к тому что происходит на экране - очень большой знак вопроса. Я понимаю что Олдман - профессионал. Но ему самому не было смешно играть Черчилля в сцене на унитазе с выпрашиванием отсыпать ему чуть чуть самолетиков на нужды с каким-то детским писком 'ну мы же за них заплатили!'. Пенсионер на покое, который в аптеке скидку выпрашивает да и только. А тут вопрос национальной безопасности! И назвать этот момент юморным как-то не получается. И вообще, упор на Черчилля в ванной, в туалете и в кровати в одном лишь ночном неглиже слишком навязчиво мелькает. Что хотел показать режиссер? Старого деда, который еле волочит ноги или блестящий ум потомка герцогов Мальборо, который потом еще Елизавете II сдюжил указания раздавать? В мемуарах современников Черчилль - скала, как на знаменитом портрете. А в фильме получился пугливый дедушка, которому на покой бы, а он тут Дюнкерком озабочен. Даже знаменитая речь в парламенте (собственно, она и завлекает на просмотр и бросьте в меня тапком если вас это не проняло) в самом начале вызывает лишь недоуменно поднятую бровь. Вроде все правильно, все на своих местах - и сам Уинстон, и его ярая оппозиция и простые зрители. А ощущения целостности картинки нет. И это уже серьезный промах режиссера, ибо сцена важная для фильма. Драматическая составляющая не просто хромает, она инвалид на все конечности. Разговор с любимой секретаршей - мимо. Собрания военного совета - мимо. Единственная сцена, которая создает нужный накал - эпизод с гарнизоном в Кале, и то, это скорее из-за личного восприятия и понимания что эти люди обречены все до единого. Дюнкерку отдано ничтожно мало времени и подачи. Больший акцент по-моему сделали на процесс побудки главнокомандующего флотом, чем на одну из важнейших операций в истории. И так весь фильм. Не додали. Не дожали. Зато мощнейшее нализывание в сторону такой модной сегодня толерастии засчитано - вы только гляньте какой горластый афропатриот в лондонской подземке нашелся! А то, как внимательно Черчилль слушает именно его не заставляет сомневаться в том что это именно нализывание (впрочем, после 'Красавицы и Чудовища' 2016 года и последнего Оскара на это уже можно рукой махнуть и смириться с новым трендом). Да и сама сцена выхода в народ - такой материал, такие эмоции, а снято ну очень пресно. И ведь это не классический правильный английский фильм, где сухость и сдержанность излучает даже чайник на столе, который демонстрируют днем в предобеденное время. Это фильм с заявкой на прокат, кассовые сборы и награды киноакадемий. В общем. 5 из 10
Будучи мелким, я долгое время не понятия не имел кто такой Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Если бы меня тогда спросили: 'кто такой Уинстон Черчилль?', то я бы ответил что-то вроде: 'Ну, это какой-то американский президент, наверно'. Ужас. Позорище. Но сейчас не обо мне, а о чудном фильме 'Тёмные времена', хотя оригинальное название 'Darkest Hour' вообще переводится как 'Тёмный час', или что-то около того, я плохо знаю английский. Фильм был номинирован на одну единственную награду, которую и заполучил - лучшая мужская роль(драма). На мой взгляд, заслуженно. Я не особо знаком с фильмографией Гари Олдмана и редко вижу его на экране, однако тут его просто не узнать, если конечно не вглядываться все два часа фильма в лицо местному Черчиллю. Вот ты сидишь и думаешь: 'Как же он не похож на Гари Олдмана'. А через минуту уже совершенно забываешь об этом и продолжаешь смотреть фильм. Что, если не это, говорит о заслуженно полученной награде? Сюжет фильма хорошо отображает его название - 'Тёмные времена'. Даже цветовая палитра в фильме какая-то тусклая и мрачная, что как бы не случайно, да? Черчилля избирают премьером в самый ответственный для страны момент, когда любая ошибка приведёт к краху. Идти ли на переговоры с 'мясниками' или же этого ни в коем разе нельзя делать? Ведь на победу тогда ещё только надеялись, это нам с вами мировая история всё уже заспойлерила. Ценителям боевиков может показаться, что в фильме о войне должны быть какие-то взрывы и стрельба, однако тут показывается обратная сторона процесса. Пока военные ведут огонь, политики ведут свой бой. Про вторых здесь речь и идёт. Нет, в фильме есть пара взрывов, однако их общий хронометраж - секунд 20, не более. Кому-то может показаться, что фильм скучный, однако мне так не показалось. Черчилль почти всегда уверен в своей правоте, в том, что о переговорах не может быть и речи. Только однажды он сомневается, однако его тут же подбадривают и он снова стоит на своём и, в свою очередь, подбадривает остальных. Сюжет фильма рассказывает нам о человеке, который и думать не хотел о том, что на улицах его страны будет всюду висеть свастика, который был готов к борьбе, который не сдавался под напором обстоятельств. Конечно, кто-то скажет, что мораль в фильме избитая - 'никогда не сдавайся' и все дела. Да, ваша правда, такое уже было не единожды. Однако в этом фильме эта мораль не кажется какой-то избитой и надоевшей. Смотришь на этого Черчилля и думаешь: 'Чёрт, а ведь всё же никогда не стоит сдаваться'. Не скажу, что фильм меня очень уж вдохновил, однако боевой дух немножко, но поднял. Хоть я и придерживаюсь мнения, что выход есть не всегда, однако этот фильм хотя бы постарался меня приободрить, доказав обратное. И на том спасибо. 'Тёмные времена' - это добротный биографический фильм о важнейшем времени в истории Великобритании, который сможет вдохновить некоторых своих зрителей. Желаю Олдману с компанией удачи на Оскаре, хотя бы за лучшую мужскую роль-то должны дать статуэтку. Да, согласен с высказыванием, что данный фильм очень уж британский, однако хуже это его точно не делает. «Успех - не окончателен, поражение - не фатально, мужество продолжать - вот, что имеет значение.» Уинстон Черчилль. 8 из 10
1940 год. Май. Старый Свет сокрушается под ударами немецкой армии, некогда великие державы капитулируют. В парламенте Великобритании разобщённость: премьер-министр Невилл Чемберлен уже не пользуется былой поддержкой, негодование растёт. Британские войска, французские и бельгийские корпуса отступают к берегу. Разгром неизбежен. Несомненно, тёмные времена. Времена, когда необходимо выбрать нового главу правительства и прийти к консенсусу в вопросе дальнейшей политики, в вопросе судьбы народа Великобритании… Как известно, преемником Чемберлена стал Уинстон Черчилль, неоднозначный представитель консервативной партии, не пользовавшийся поддержкой монарха и многих министров, но удовлетворяющий оппозиционные силы. Единство парламента было первостепенной целью, личные отношения пришлось отодвинуть на второй план. Перед ним стоял выбор: начать полномасштабную борьбу с фашистским режимом или вступить в переговоры и попытаться сохранить армию и независимость Великобритании. О том, какой путь был выбран, известно каждому, ведь Черчилль вписал свое имя в историю как человек, сплотивший народ и призвавший его к борьбе, несмотря на все тягости и невзгоды, как человек, чья воля отправила сотни гражданских судов на спасение войск из Франции. Возникает вопрос: чем же так примечателен данный фильм, когда все исторические факты изучены и записаны? А ведь фильм действительно уникален. Уникален тем, что показывает настоящего Черчилля, живого человека со сложным характером, весьма грубыми манерами (что проявляется как в общении с машинисткой, так и с Его Величеством Георгом VI), излишней эмоциональностью, тонким и чуть язвительным чувством юмора, со странными привычками, но при этом чувственного и сопереживающего, испытывающего страх. смятение, разочаровние, гнев, не стесняющегося своих слез. Гэри Олдмен создал образ, который далёк от идиллического, который, как бы банально это ни звучало, отталкивает и притягивает одновременно. Другими словами, он воплотил на экране человеческий образ, ведь ни у кого из нас нет только положительных или только отрицательных качеств, такое упрощение недопустимо. Фильм смотрится органично, несмотря на то, что в центре внимания находится только один человек. Такой эффект достигается во многом за счёт того, что остальные актёры не исполняют роль массовки- каждый из них подчёркивает определенные черты характера Черчилля, в той или иной степени взаимодействуя с ним и тем самым вызывая ассоциацию своих персонажей с образом премьер-министра или противопоставляя себя ему. Кроме того, картина смотрится очень динамично, хотя преимущественно состоит из диалогов. Стоит отдать должное сценаристам за почти полное отсутствие «забитых» фраз, монологи Черчилля - отдельный вид искусства, всё-таки он был превосходным оратором. Операторская работа также на высоте: удачный выбор ракурсов съёмки, отличное использование крупных планов. А своеобразной вишенкой на торте стали композиции Дарио Марианелли, идельно дополняющие каждую сцену. Фильм Джо Райта - увлекательное произведение о человеке Уинстоне Черчилле, о его нелёгком пути сквозь тёмные времена для Британской империи, о всех тех, кто поддерживал и ненавидел его. Не берусь утверждать насколько показанное в фильме близко к истине, но на самом деле это совсем не важно. Главное понять, что какие бы великие дела ни делал человек, он сам никогда не будет так прост в своём описании, ведь человек - неоднозначное и сложное создание. 10 из 10
Гари Олдман, один из лучших актеров современности, снявшийся во множестве культовых проектов. Его имя в касте моментально делает фильм желанным и притягательным для зрителя. Аудитория, долгие годы наслаждающаяся фильмами с Гари, словно собака Павлова, выработала для себя рефлекс, если фильм с Олдманом — его определенно стоит посмотреть. И в 2017 году, такая возможность предоставилась всем любителям качественного кино, на экраны вышел байопик о Уинстоне Черчилле, cнятый Английским режиссером Джо Райтом, 'Темные Времена'. Уинстон Черчилль в контексте истории, личность одиозная и неоднозначная. В 1940 году, когда Черчилля назначили на должность 61-го Премьер-Министра Великобритании, 'правящая' часть Британского Парламента искренне издевалась над Уинстоном, называя его бездарным управленцем, бесталантным командиром и популистом низшей пробы за пафосные 'переборы' в его речах. В тоже самое время, оппозиционная часть Парламента считала иначе и из всех кандидатов в Премьеры, толпу недовольных политиков устраивал только Черчилль. Именно этот конфликт между двумя сторонами и способствовал тому, чтобы Уинстон Черчилль был назначен на главную должность в стране. Англии нужен был тот, кто ее объединит в 'Темные Времена' и так уж получилось, что этим человеком стал 75-ти летний (на момент 1940-го года) представитель Консервативной партии Британии, Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Гари Олдман, понимая, что роль Уинстона Черчилля — огромная ответственность для гражданина Соединенного Королевства, подошел к задаче с максимальным старанием. Для того чтобы войти в образ, Олдман 'смолил' уйму сигар, отсматривал кинохронику и слушал аудиозаписи с живой речью Черчилля. Как итог, на экране Олдман воплотил лучшего экранного Уинстона Черчилля за всю историю кино и ТВ производства. Черчилль Олдмана — очаровательный старик, который не дает спуску своему окружению и всегда уверен в своей правоте. Ему нельзя перечить, его нельзя перебивать и, что самое главное, ему невозможно запретить курить сигары. Уинстон Черчилль 'Темных Времен', тот забавный толстячок в шляпе с архивных фото, показывающий два пальца и нареченный народом Англии 'Величайшим Британцем всех времен'. История в фильме Джо Райта ('Гордость и предубеждение', 'Искупление'), не смотря на центральную роль персоны Уинстона Черчилля, вращается вокруг политической обстановки страны в целом. Помимо Черчилля, фильм покажет нам и Короля Англии на тот отрезок времени, Георга Шестого, и его лучшего друга, Графа Галифакса, который выступал за мирный диалог с Германией... И предшественника Черчилля, Невилла Чемберлена, роль которого исполнил Рональд Пикап, взамен безвременно ушедшего Джона Херта. К большому сожалению, Джон Херт скончался от продолжительной борьбы с раком, что не позволило ему присутствовать даже на сценарных питчингах. В возрасте 77 лет, Херт ушел из жизни и весь фильм — дань уважения легендарном актеру. Картина посвящена его памяти. Итог. 'Темные Времена' — роскошное биографическое кино, целиком и полностью 'сделанное' актерским перевоплощением Гари Олдмана. Историческое кино, изъезженный и забитый жанр, где с каждым годом все меньше и меньше достойных представителей... В Голливуде, похоже, дефицит идей, уже истории про случайно пострадавших в терактах делают, обильно сдабривая 'соусом' из патриотизма. На этом фоне, 'Темные Времена' — шедевр, а в сравнении с достойными байопиками — нестыдный представитель жанра, с потрясающей актерской работой на главном плане. 'Мы никогда не сдадимся!' 10 из 10
Я не силён в истории, но Вторую мировую я знаю как пять пальцев на руке, а Уинстона Черчилля так тем более. До этого я не был знаком со всеми типажами в кино известного Премьер-министра Великобритании, в основном видел его в документалках и может не специально но под конец фильма «Папашина армия» актёра Тоби Джонс приняли за Уинстона, где имеется ироничный подтекст. Но роль чёткого и без приципного человека, не собирающегося сдаваться Гэри Олдман изобразил выразительно! Хоть по началу складывалась некоторая неуверенность в его игре, однако все привычки, сигары, и даже эти причмокивания между губ и прибавить к ним лёгкие слёзы а позже твёрдую уверенность в своих словах, он подал по-настоящему красиво! И по-моему справедливо будет отдать человеку награду, какая бы не была, он её заслужил. Но для зрителя правдивое переложение Уинстона Черчилля – уже награда. Чемберлина должен был сыграть Джон Хёрт, но из-за осложнения болезни, он настойчиво принимал участие в проекте, фильм посвящается ему, вечную ему память. Знаете его герой, мог быть похож на него тем по крайней мере, что оба из-за личных обстоятельств болели, но шли до конца. Заикающийся король Георг VI, ныне был за Чемберлина, но всё переменилось с приходом Черчиля. Считаю роль Бена Мендельсона впервые не злодейской а сдержанной, и его король исключает всякое свободомыслие и предпочитает эмоциям, разговоры о работе с новым министром, хотя его вынужден принимать как пугающий образ. Ну, это же «Тёмные времена», фильм о войне, как тут не напугать! И именно Олдман играет важную роль в этой войне, где последнее слово остаётся за ним, хотя многие пытались нагнуть свою линию, в том числе Галифакс и вести мирные переговоры сам знаете с кем (Гитлером). Только Черчиллю всё было равно, что про него писали в газетах, чтоб пошёл он в попу и так далее. Попутно нам показывают начальную карьеру в жизни секретаря Лизы Лейтон, которая по ходу действия привыкает к работе с великом человеком. А от того не дождёшься извинения за испорченное письмо, зато можно наблюдать, как тот выходит забавно из туалета в чём мать родила или мило уставившегося на лицо своей секретарши в минуты отчаяния. Не могу поверить, но с трудом Гэри Олдман отыгрывает очередную лучшую роль в карьере. Мы должны помнить о своём собственном мнении и иногда прислушиваться не только к сторонникам, друзьям, товарищам и прочим людям, которые помогают нам по работе, но и к простым людям, возможно их последнее слова окажется правым. «Кто не способен передумать, не способен переменить нечего»
Роль Черчилля была исполнена Гэри Олдманом абсолютно превосходно, однако каким вы себе представляли этого великого британца? Наверяка, твердым, жестким и харизматичным, ловко расправляющимся с оппонентами и привлекающим к себе всё внимание? К сожалению, ожидания были разрушены суровой реальностью - в центре картины оказался невротичный пенсионер с образом, больше похожим на образ Доцента из Джентльменов удачи и фигура, которая должна была вызвать в зрительном зале огромное уважение, напротив, так и осталась одиноко прохлаждаться в умах миллионов киноманов. Не поймите неправильно, актёрская игра замечательна, лишь режиссура и сценарий подкачали. Примечательным в Темных временах, помимо главной роли, можно назвать работу Брюно Дельбонелля, необычнайно талантливого и уважаемого оператора, прежде известного по съёмкам 'Амели' и 'Внутри Льюина Дэвиса'. Тёмные помещения с единственным источником света, искусное использование ярких красок в отдельных сценах и так любимая всеми нами широкая глубина поля и крупные планы давали понять, почему все-таки этот фильм можно выделить среди остальных в 2017 году. 7 из 10
Для своего седьмого по счету полнометражного фильма британский режиссер Джо Райт, прославившийся такими картинам, как 'Гордость и предубеждение', 'Искупление', а также нашумевшей и неоднозначной экранизацией 'Анны Карениной', выбрал фигуру очень большого, если не сказать колоссального масштаба - а именно, сэра Уинстона Леонарда Спенсера-Черчилля, прежде всего известного как премьер-министр Великобритании, но также проявивший себя как журналист и блестящий писатель и даже удостоившийся Нобелевской премии по литературе в 1953 году. Конечно, чтобы рассказать о таком невероятном и знаковом человеке как Черчилль, двух часов недостаточно. Думаю, истории его жизни хватило бы на пару сезонов сериала. Так что мистер Райт пошел по пути, полюбившемся многим режиссерам байопиков, выбрав один из наиболее значительных и самых тяжелых периодов в биографии Черчилля - его избрание на пост премьер-министра Великобритании в 1940 году, когда Вторая мировая война набирала все более внушительные и ужасающие обороты. Надо сказать, что в Парламенте его не любили. Уж больно эксцентричной и сложной личностью был Черчилль. С ним было нелегко найти общий язык, и поэтому его избрание многие приняли в штыки, хотя в тоже время понимали, что на тот момент не было другой кандидатуры на этот пост, человека, который бы не побоялся и смог бы взять на себя столь непосильную ношу и огромную ответсвенность. Собственно 80% фильма - это 'противостояние' Черчилля и других членов Военного комитета, которые не очень-то охотно поддерживали его начинания и усиленно убеждали его в необходимости вступить в 'мирные' переговоры с Гитлером. Если вы собиратесь посмотреть 'Темные времена', то готовьтесь, что в фильме не будет масштабных батальных сцен, не будет экшена, зато будет много разговоров, политических речей, переговоров и, безусловно, много-много Черчилля. И вот тут наступает пора для бурных оваций в сторону Гари Олдмана, сыгравшего сэра Уинстона. Думаю, для людей, знакомых с его творчеством, не секрет, что Олдман - актер невероятного таланта и мастер перевоплощения. Многие удивляются, что в его 'послужном' списке всего лишь одна номинация на золотого болванчика за роль Джорджа Смайли в фильме 'Шпион, выйди вон!', но вполне возможно, что уже очень скоро эта ситуация изменится, так как и критики, и обычные зрители, уже посмотревшие картину, признали, что в этот раз Олдман превзошел самого себя. По масштабам проделанной актерской работы и степени 'вживания' в роль, Черчилль Олдмана напоминает мне Трумена Капоте в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана - когда ты смотришь фильм и просто-напросто забываешь, что это актер, когда кажется, что ты смотришь на реального персонажа, настолько близко внешнее схосдство, движения, манера речи, жесты, даже взгляд! Мастерство в высшей степени! И думаю, будет честно и правдиво сказать, что в общем и целом, фильм держится именно на игре Олдмана, поскольку поставь на его место менее экспрессивного и профессианального актера, и творение Джо Райта сильно пострадает. Да есть хорошая операторская работа, есть замечательное музыкальное сопровождение от Дарио Марианелли, но без сильного ведущего актера, все это было бы бессмысленно. Очевидно, что 'Темные времена' не станут хитом бокс-офиса. Например, в Нью-Йорке, где я смотрела фильм, картина шла лишь в двух (!) кинотеатрах, и мы с моей подругой были единственными молодыми зрителями в зале. Остальную часть аудории составляли люди в возрасте 50-70 лет, которым соотвественно интересна эта тема. Но я более чем уверена, что эта картина станет неким 'звездным часом' для Гари Олдмана и принесет ему парочку наград, потому что, еще раз повторюсь, проделанная им здесь работа заслуживает наивысших похвал. 7 из 10
«Темные времена» — это небольшой отрывок истории становления Британского государства, период, ознаменованный борьбой с фашистским движением, войной с Третьим рейхом. Задача создателей данного шедевра состояла в максимально приближенном к реальности изображении событий конца весны 1940 года. Происходит постепенный захват европейских стран вражескими войсками. Акты о капитуляции подписываются один за другим, когда Адольф Гитлер в свою очередь наращивает темп и с каждым днем становится все могущественнее. Как быть в такой ситуации? Как противостоять сладким мыслям, предполагающим заключение «мира»? Выход у Англии только один - Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль. Фигура, чья репутация претерпевала взлеты и падения, сравнимые с волнением моря во время шторма. О таких говорят – «сын своего отца». Ораторское мастерство, красота речи, искусство письма и способность к воодушевлению – та немногая часть, которую Уинстон перенял по наследству, с кровью он получил данные качества, а в дальнейшем удвоил и даже утроил их мощь. Черчилль ждал назначение на должность премьер-министра Великобритании долгие 50 лет, с самого детства стремление к этому званию было главенствующим в его жизни. И вот момент пришел… «Мне предложили этот пост лишь потому, что корабль тонет, и отнюдь не в дар, а в отместку» - такими словами сэр Уинстон обозначил предложение короля, однако желание выразить отказ от предлагаемого и возникнуть не могло. Картина демонстрирует поведение лидера-патриота в сложные, темные для страны времена. Бремя, возложенное на плечи отдающего приказы, сложно переоценить. Перед ним стоит шахматная доска, где по одну сторону тысячи жизней соотечественников, а по другую не переоцененный против, толкающий свои фигуры вперед. Каждый шаг важен, и за каждое движение надо платить, платить кровью. Фильм наполнен драматизмом и трепещущим чувством волнения. Гари Олдман с точностью передал атмосферу напряжения главного героя, передал его характер, привычки, наполненные извечным дымом и запахом алкоголя, а также отношение к людям и ярый, уверенный в себе, темперамент. Победа, только победа и ничего кроме победы!
В финальном титре этого фильма говорится о том, что фашистская Германия в 1945 году подписала акт о безоговорочной капитуляции и была разгромлена. В это время молодой человек, сидевший на соседнем кресле в кинотеатре, сказал: 'Они, что ли, её разгромили?'. Мне кажется, что эта фраза - лучшая рецензия на это фильм. В самом деле, фильм о второй мировой войне. И в нём нет ни одного упоминания ни о СССР, ни о Сталине. То есть вообще нет. Есть Франция, Голландия, Бельгия, есть США, президенту которой Черчилль звонит в тяжёлую минуту, а СССР совсем нет. Вот так бывает. Не случайно временные рамки фильма ограниченны маем 1940 года. От избрания Черчилля премьером - до эвакуации английских войск из Дюнкерка. Вся предыстория оставлена 'за бортом'. То, что в вознесении Гитлера к политическим вершинам Англия принимала непосредственное участие (прежде всего, для борьбы с СССР), - догадаться несведущему человеку практически невозможно. Так выходит, что противники Черчилля готовят союз с Гитлером то ли из страха перед ним, то ли из корыстных побуждений. А истинные причины этой войны маскируются. Да и сам Черчилль что-то не очень похож на себя. Жёсткий политик, прозванный за свою хватку 'бульдогом' показан как экстравагантный, чудаковатый старичок. Не очень ясна и его мотивация. Ведь не из-за того же он решился воевать с Германией, что пожалел брата своей очаровательной секретарши. Сцена спуска потомственного аристократа в подземку перед борьбой в парламенте за принципиальное решение. Интересно, вам это ничего не напоминает? Есть здесь люди постарше? Лично у меня первая ассоциация - поездки на троллейбусе первого секретаря Московского горкома КПСС Б. Н. Ельцина в 1987 году. Я очень сомневаюсь в исторической достоверности этой сцены. К тому же, братание барина с народом в критические моменты очень соответствует русской традиции и слабо - английской. Там сословные перегородки намного больше принимаются общественным сознанием. В общем, перед нами очередной образец подгонки прошлого под настоящее. Негативный для нашей страны, взвалившей на себя все главные тяготы той страшной войны. И писать по принципу 'скажи спасибо, что там нет открытой антисоветчины', я не могу. 4 из 10