Какое благородно-приторное описание составили для фильма. На самом деле учитель этот — не будем говорить «презренный приспособленец» чисто по-большевицки, это молодому поколению непонятно, не модно и «попахивает пропагандой», он обыкновенный человек-слизняк, причем, убежденный, не убавить, не прибавить. Человек, с которым противно даже просто находиться рядом. Сначала он вроде бы говорит правильные слова: «придут одни, придут другие, а я как преподавал, так и буду преподавать». Но все его последующие действия и высказывания доказывают: дело только в том, что «всем надо как-то приспосабливаться», и больше ни в чем. Ценности, они мало значения имеют, особенно на фоне личного выживания. И на детей ему по большому счету наплевать, они у него скорее вызывают раздражение. И протест в нем встает не из-за захвата страны, не того, что приходится преподавать детям всякую ересь (точнее, по его мнению это не ересь - а, значит, можно подпустить нацистской пропаганды и преподавать дальше), даже не из-за действий нацистов везде и перед его глазами в частности, а из-за того, что ограничили, надавили, унизили его, его лично. Да, и больше не из-за чего. Это открытая логика фильма, это явная суть последовательности поступков «учителя», это очевидно доказывает и прописанная актеру манера игры. В этом же заключается первое «и нашим, и вашим». Второе — попытка одновременно потрафить и антикоммунистическим настроениям, неизвестно кем ядовито навязываемым сегодня молодежи (то ли нашими, стремящимися угодить международным настроениям, и тогда нас, «наверно, поймут и примут» в сообщество, то ли и не нашими вовсе), и патриотам, «болеющим» за свою страну времен Второй мировой и/или вечные ценности. В коммунизме было много проблем, очень много, но тот нарочитый бред и кошмар, в виде которых коммунизм выставляют сегодня… этот бред надо в книгу рекордов Гиннеса заносить, как самое больное перевирание истории. Всем понятно: создатели пытались сказать, что коммунизм и немецкий национализм —одна Сатана. И, мол, «здравомыслящий человек» среди этого, ему приходится ради одного, ради другого… Но с тем разведчиком, да, который прям ну «выпендривался в плену токмо из-за большевицкого фанатизма», ага, ради этого его спустили в немецкий тыл, ради этого он молчал; с самим персонажем, домогающимся матери в безвыходном положении — я тебе кров и хлеб, а ты мне свое тело; когда чужие беды – формальность и совесть не тревожит (красивую бабу отправить в штаб, зная, что наверняка там с ней будет); и это только начало. С рассуждениями героя о жизни и омерзительной попыткой «держать лицо» при его убеждениях — вышло у создателей фильма, мягко говоря… Будто через то, что они собирались снимать, пробились справедливое подсознание и совесть, и не позволили сделать ровную антисоветскую ленту, в которой все поставлено с ног на голову. Что хотели сказать? Кого осудить? Показать реальную жизнь? Ни в одну нишу фильм ну никак не влезает, потому что пытались дать все всем и сразу, а получилось… будто пятая колонна создавала картину. В общем, не фильм, а дохлая протухшая рыба в итоге. Хотя нельзя не отметить, что снимался в остальном он гораздо качественнее большинства современных военных картин. Качественнее, а не хорошо. Так что невелика заслуга — быть лучшим из худших. Так какой идиот составлял описание для фильма? 3 из 10
Не судите строго - просто личное мнение. Понравился фильм. Конечно не супер но зато без пафоса, наигранности и бестолковых сложносочиненных фраз. Актер хорошо сыграл этого несчастного, тщедушного человека. Понравилось как ребенок - девочка сыграла, обычно дети неестественны в фильмах. И еще - я даже не знала, что у Пушкина есть такие стихи (простите мое невежество). В общем о сюжете - считаю его жизненным и понятным себе как простому обывателю. Я часто думаю: а могла бы я совершить героический поступок, не сломаться в момент тяжелого испытания и не могу дать себе ответ. Был такой персонаж в известном фильме - профессор Плейшнер, который откровенно признался Штирлицу, что не сможет выдержать пыток и сразу сдаст все что знает ну и соответственно наверно будет делать все что ему скажут. Финал известен. Но Штирлиц знал что он не предатель. И в этом фильме я думаю есть такая же суть. Да, учителя, что называется, достали. И он решается на поступок о котором боялся думать. В итоге человек не пошел против своей совести и дал импульс к борьбе за победу своему пасынку. Пусть фильм не шедевр как к примеру '17 мгновений весны', но поучительный, затрагивающий обычные чувства простых людей и каждый может сделать свой вывод о совести. О финале - очень понравилось в конце - портрет Пушкина над школьной доской - как символ созидания. 7 из 10