Закон страны: отзывы и рeцензии

Э.П.Фандорин
Э.П.Фандорин28 ноября 2017 в 11:56
Никого не жалко

Призер только что завершившегося ХVI международного кинофестиваля дебютного кино 'Начало' за лучшую режиссуру, криминальная драма 'Закон страны' - редкий представитель финского кинематографа на российских экранах. Из кинематографистов страны Суоми русским поклонникам кино известны лишь Каннский и Берлинский лауреат, режиссер Аки Каурисмяки, да 'русский финн', актер Вилле Хаапасало, давно ставший у нас своим, благодаря фильмам Александра Рогожкина ('Кукушка', серия об 'Особенностях национальной...'). Однако, 'Закон страны' - совсем другой пример финского кинематографа. Это мрачная, брутальная драма (авторы не зря характеризуют жанр своего фильма как 'арктический вестерн'), в которой хмурые мужчины то и дело стреляют и бьют друг друга, разрешая вечный конфликт отцов и детей. Главные герои фильма - пожилой коп Лассе, только что сокращенный со службы, и два его сына, с оружием в руках выясняющие отношения между собой и пытающиеся доказать отцу, что они чего-то стоят. Этот вполне себе шекспировский сюжет дебютант в полнометражном кино Юсси Хилтунен снимает в лучших традициях братьев Коэнов и скандинавских нуаров вроде экранизаций романов Стига Ларссона (глядя на заснеженные финско-шведские пейзажи перед глазами то и дело всплывают кадры из 'Фарго' и 'Девушки с татуировкой дракона', в снегах которых происходили не менее кровавые события). Есть, впрочем, и отличие фильма Хилтунена от вышеупомянутых образцовых триллеров: будучи насмотренными синефилами и мастерски умея обращаться с камерой (с картинкой у фильма все в полном порядке), авторы фильма не смогли превратить своих персонажей в живых людей. Их диалоги вымучены, а сами герои картонные и лишь выполняют на экране свои функции. В них совсем нет жизни, они лишены и минимума человеческих черт. Главный герой - плохой отец, о чем он сообщает зрителю в первой же сцене. Один из его сыновей - хороший примерный семьянин, второй - пошел по кривой дорожке, но при этом оба они винят отца, бросившего их матерей. Несчастный случай столкнет их в кровавом противостоянии. Однако даже несмотря на четкое разделение героев на хорошего и плохого, у зрителя не получается толком занять сторону кого-либо из братьев, настолько это безликие персонажи, не вызывающие ни сострадания, ни сочувствия. Холодная отстраненность, с которой создатели фильма преподносят нам героев, приводит к том, что, как поется в песне Сергея Шнурова: 'никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его'. А жаль, ведь снят фильм очень качественно и при более внятном сценарии (и прежде всего, проработке персонажей) он был бы достоин куда более высокой оценки. 6 из 10