Сериал стоит посмотреть. Первая серия, может, не сильно зацепит, но потом втягиваешься. Приятно видеть, как на экране воплощается то видение многих внутренних и внешних событий, которые у наших кинодеятелей не модно воплощать. Словно видишь на экране свои мысли и рассуждения. Спасибо сценаристу и режиссеру! Конечно, воды много. Ну куда без этого сериалам! Всякие там жены, мужья, любовники, любовницы, сыновья, всё это нудно и скучно, но не больше, чем в других подобных проектах. В 'Родине' (американской) тоже этого добра хватало. Провальная любовная линия, удивительно отвращающий от себя женский персонаж. Финал несколько 'растрепанный', но во многих сериалах (особенно американских) стремление сделать клиффхэнгер проявляется в разы жёстче. Так что недостатки типично сериальные, присущие сериалам вообще. Кроме неудачной любовной линии, которая в сериалах часто идет приятным дополнением к основной интриге. Неудивительно, что братия, с восторгом приветствующая 'Левиафанов', 'Заложников' и 'Цитадели' обхаяла сериал. Узнали в сериале себя, наверное. А режиссеру надо увереннее стоять на своей позиции, а не оправдываться. 9 из 10
Сериал «Спящие» меня весьма порадовал. Восторг мой состоит не столько в сюжете или игре актёров, а в самом факте появления подобного продукта на широких экранах, ибо он имеет очень ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ характер. Этим создаётся опасность для его создателей, что и подтвердилось публичным осуждением своей работы над сериалом режиссёра Юрия Быкова. Вероятнее всего, это было сделано под натиском определённых сил, которые либо умышленно занимаются травлей, либо на уровне подсознания отвергают такую информацию. Впрочем, фильм вскрывает подобные процессы, но не буду забегать вперёд, а пройдусь по пунктам: Конструкция сериала Самое большое восхищение у меня вызывает то, что фильм не нужно расшифровывать: в нём авторы не только лишь раскручивают сюжет (показывают действительность, как зеркало), но и ДАЮТ ОЦЕНКУ происходящему. Дают её не с точки зрения получения бабла, комфорта, сиюминутной выгоды, а с точки зрения патриотизма, любви к Родине, может быть, даже, и моральных ценностей. В нём правильные вещи произносит положительный персонаж в адрес отрицательных. Так как мы еще склонны воспринимать всё и всех «по одёжке», мне это кажется очень важным. Ну, согласитесь, если ваш приятель, скажем, рабочий цеха или продавец в киоске, станет рассказывать вам о том, как заработать свой первый миллион – вы ведь рассмеётесь, хотя он может произносить прописные истины. Иное дело, когда нечто правильное звучит из уст человека, который всем своим видом доказывает правдивость своих слов. А если он еще и красивый, статный, сильный, смелый, да еще спокойный и рассудительный – таким образом, у него больше шансов быть услышанным, его слова будут приобретать воспитательный эффект. Именно таков главный герой. Фабула Фильм говорит о том, что причины множества потрясений и трагедий нашей жизни сокрыты не на бытовом уровне – ниточки их тянутся куда-то ввысь, более глобально; к людям, которых трудно заподозрить в чём-либо, но которые имеют огромнейшее влияние и находятся среди нас. Им помогают, или выступают в роли таковых, так называемые «спящие», которые являются частью агентурной сети, в которую вплетены интересы разных стран и которая пронизывает всё общество. Как известно, наши «заклятые друзья» на международной арене не брезгуют любыми средствами ради достижения поставленных целей - в моде нынче цветные революции. Так как наш народ (да и многих других стран), в большинстве своём, верит СМИ и не критично их воспринимает (вспоминается «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»), то первым шагом является создание создание нужной 'картинки' в телевидении и интернете (накрутка комментариев в социальных сетях и участие блогеров), потом уж организация толпы, освещение протестов на ТВ, появление жертв среди митингующих, создание хаоса. Фильм разжёвывает все эти механизмы, имея привязку к реальным событиям. Трагедия «спящих» В чём трагизм «спящих»? На поверхности лежит то, что они однажды стали на тропинку предательства Родине и работе на другое государство. Это ведь не просто внутренне решение – это определённые связи, посвящение в секреты и тайны; такие люди оказываются подвешенными на крючке, за который могут дёрнуть в любой момент. Если глубже копнуть – трагизм «спящих» как личностей в том, что они НЕ ГОТОВЫ УМЕРЕТЬ ЗА СВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Конечно же, никому не хочется расставаться с жизнью, но одно стать заложником счетов в банках, недвижимости заграничной, яхт, автомобилей, обучением детишек в Кембридже; другое дело умереть за родину, за веру, за семью или детей при реальной опасности. В момент истины это вызывает шок, но времени на осознание и исправление ошибок уже нет – мат почти поставлен. Еще о главном герое Положительность главного героя дополнена отсутствием у него явной похоти. Нет, он не идеален, он обычный человек со своими страстями и желаниями, но такой, который пытается удерживаться от скрытого женского соблазна - он отчаянно сопротивляется воздействию женских ухищрений и обнажённого тела (современные девушки и женщины одеваются так, что их трудно назвать одетыми). Образ отрицательного персонажа Современный кинематограф поэтапно приучает зрителей к мысли, что отрицательные элементы – преступники, маньяки, извращенцы, развратники, геи, педофилы и прочие зоофилы заслуживают не столько осуждения, сколько достойны понимания и сочувствия: якобы они не плохие - а просто другие, не такие как мы! В этом сериале хладнокровный преступник показан таким, который постепенно осознаёт ужас своей жизни и пытается стать на путь исправления. Это прообраз некого раскаяния и эту модель преступности в фильмах я одобряю. Недостатки Конечно, можно найти нестыковки, натянутости и пожелания к персонажам; некоторые моменты хотелось бы показать иначе, что-то добавить или отнять, но освещать это в отзыве, было бы кощунством над всеми плюсами и трудами актёрской и режиссёрской групп. Фильм хороший и точка. The end Если вас посещают мысли о том, почему везде так хорошо, а у нас плохо; почему такие корявые дороги, почему чиновники воруют, почему школы не ремонтируют и дети растут строптивыми – посмотрите этот сериал, он помогает найти ответы на эти вопросы!
Сериал «Спящие» меня весьма порадовал. Восторг мой состоит не столько в сюжете или игре актёров, а в самом факте появления подобного продукта на широких экранах, ибо он имеет очень ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ характер. Этим создаётся опасность для его создателей, что и подтвердилось публичным осуждением своей работы над сериалом режиссёра Юрия Быкова. Вероятнее всего, это было сделано под натиском определённых сил, которые либо умышленно занимаются травлей, либо на уровне подсознания отвергают такую информацию. Впрочем, фильм вскрывает подобные процессы, но не буду забегать вперёд, а пройдусь по пунктам: 1) Конструкция сериала Самое большое восхищение у меня вызывает то, что фильм не нужно расшифровывать: в нём авторы не только лишь раскручивают сюжет (показывают действительность, как зеркало), но и ДАЮТ ОЦЕНКУ происходящему. Дают её не с точки зрения получения бабла, комфорта, сиюминутной выгоды, а с точки зрения патриотизма, любви к Родине, может быть, даже, и моральных ценностей. В нём правильные вещи произносит положительный персонаж в адрес отрицательных. Так как мы еще склонны воспринимать всё и всех «по одёжке», мне это кажется очень важным. Ну, согласитесь, если ваш приятель, скажем, рабочий цеха или продавец в киоске, станет рассказывать вам о том, как заработать свой первый миллион – вы ведь рассмеётесь, хотя он может произносить прописные истины. Иное дело, когда нечто правильное звучит из уст человека, который всем своим видом доказывает правдивость своих слов. А если он еще и красивый, статный, сильный, смелый, да еще спокойный и рассудительный – таким образом, у него больше шансов быть услышанным, его слова будут приобретать воспитательный эффект. Именно таков главный герой. 2) Фабула Фильм говорит о том, что причины множества потрясений и трагедий нашей жизни сокрыты не на бытовом уровне – ниточки их тянутся куда-то ввысь, более глобально; к людям, которых трудно заподозрить в чём-либо, но которые имеют огромнейшее влияние и находятся среди нас. Им помогают, или выступают в роли таковых, так называемые «спящие», которые являются частью агентурной сети, в которую вплетены интересы разных стран и которая пронизывает всё общество. Как известно, наши «заклятые друзья» на международной арене не брезгуют любыми средствами ради достижения поставленных целей - в моде нынче цветные революции. Так как наш народ (да и многих других стран), в большинстве своём, верит СМИ и не критично их воспринимает (вспоминается «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»), то первым шагом является создание создание нужной 'картинки' в телевидении и интернете (накрутка комментариев в социальных сетях и участие блогеров), потом уж организация толпы, освещение протестов на ТВ, появление жертв среди митингующих, создание хаоса. Фильм разжёвывает все эти механизмы, имея привязку к реальным событиям. 3) Трагедия «спящих» В чём трагизм «спящих»? На поверхности лежит то, что они однажды стали на тропинку предательства Родине и работе на другое государство. Это ведь не просто внутренне решение – это определённые связи, посвящение в секреты и тайны; такие люди оказываются подвешенными на крючке, за который могут дёрнуть в любой момент. Если глубже копнуть – трагизм «спящих» как личностей в том, что они НЕ ГОТОВЫ УМЕРЕТЬ ЗА СВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Конечно же, никому не хочется расставаться с жизнью, но одно стать заложником счетов в банках, недвижимости заграничной, яхт, автомобилей, обучением детишек в Кембридже; другое дело умереть за родину, за веру, за семью или детей при реальной опасности. В момент истины это вызывает шок, но времени на осознание и исправление ошибок уже нет – мат почти поставлен. 4) Еще о главном герое Положительность главного героя дополнена отсутствием у него явной похоти. Нет, он не идеален, он обычный человек со своими страстями и желаниями, но такой, который пытается удерживаться от скрытого женского соблазна - он отчаянно сопротивляется воздействию женских ухищрений и обнажённого тела (современные девушки и женщины одеваются так, что их трудно назвать одетыми). 5) Образ отрицательного персонажа Современный кинематограф поэтапно приучает зрителей к мысли, что отрицательные элементы – преступники, маньяки, извращенцы, развратники, гомики, педофилы и прочие зоофилы заслуживают не столько осуждения, сколько достойны понимания и сочувствия: якобы они не плохие - а просто другие, не такие как мы! В этом сериале хладнокровный преступник показан таким, который постепенно осознаёт ужас своей жизни и пытается стать на путь исправления. Это прообраз некого раскаяния и эту модель преступности в фильмах я одобряю. 6) Недостатки Конечно, можно найти нестыковки, натянутости и пожелания к персонажам; некоторые моменты хотелось бы показать иначе, что-то добавить или отнять, но освещать это в отзыве, было бы кощунством над всеми плюсами и трудами актёрской и режиссёрской групп. Фильм хороший и точка. 7) The end Если вас посещают мысли о том, почему везде так хорошо, а у нас плохо; почему такие корявые дороги, почему чиновники воруют, почему школы не ремонтируют и дети растут строптивыми – посмотрите этот сериал, он помогает найти ответы на эти вопросы!
Юрий Быков принял достаточно странное и, как мне кажется, слишком поспешное решение после первого сезона, но кто я такой, чтоб его судить? Скажу честно, очень жаль, что сериал «Метод» останется без продолжения, т. к. это один из лучших наших проектов для телевидения за всё время. В том же, что продолжение появится у «Спящих», я нисколько не сомневался по целому ряду причин. Стал ли сериал хуже без Быкова? Он утратил глубину сюжета и тональность акцентов, т.е. очевидно, что всё же стал, но так ли в этом велика роль именно Юрия - большой вопрос. Скорее, как мне кажется, проблема в том, что Сергей Минаев - безусловно талантливый журналист, но все его книги и сценарии - это уже попытка прыгнуть выше головы. В первом сезоне данный фактор, вероятно, помогал компенсировать Быков, тогда как после его ухода Сергей был вынужден работать один, да ещё и в максимально сжатые сроки. Само собой, на пользу проекту это пойти не могло. Общей критики, да ещё и столь резкой, я, впрочем, не разделяю. Более того, сезон мне даже понравился, хотя разница между потенциалом идеи и её практической реализацией, разумеется, удручает, причём именно в аспекте сюжета. Среди технических проблем я бы выделил разве что взрыв частного самолёт - это нельзя было снять вживую, пришлось рисовать, поэтому получилось плохо и дёшево, а на фоне общего, всё же достаточно высокого уровня проекта, этот момент особенно бросается в глаза. В остальном, снято вполне достойно, мне понравились и натурные съёмки, и общая атмосфера картины, и стилистика повествования, в т. ч. в аспекте изображения иностранцев. Отчасти заметны заимствования из уже практически культового сериала «True Detective», но я бы не назвал их плагиатом, а с т. з. зрителя - так даже лучше, т. к. сериал выглядит адекватно времени, а не как очередная бездарная поделка с постоянными крупными планами. Достаточно очевидно, на мой взгляд, что с выпуском второго сезона спешили к предстоящим выборам Президента РФ, но сия мотивация не до конца мне понятна. Соглашусь, что количество пропаганды заметно возросло, а смотреть на некое прозрение нелегального оперативника ЦРУ, который ранее курировал террористов, было очень смешно. Однако вся пропаганда здесь имеет форму некоего закадрового информационного шума, т.е. я не увидел чего-то такого, что всерьёз может изменить мнение зрителя касательно внешней или внутренний политики, тем более - личности Президента. Здесь даже наших т.н. либералов уже практически никто не обижает, а ЦРУ показано т. с. «с человеческим лицом», да и вообще вся пропаганда прописана в диалогах, т.е. является не объективной данностью, а лишь мнением конкретных персонажей. Основной внешний враг России во втором сезоне - терроризм, пускай и управляемый из США. Внутреннего врага, в общем-то, как такого и нет, разве что по банкирам сюжет проезжается хорошо, я бы даже сказал «смачно». С одной стороны, это ожидаемо и актуально, а вопрос давления на элиту через иностранные активы - вечная проблема России. С другой же, на некий абсолютный реализм сериал и не претендует («все события вымышлены»), т.е. я не вполне понимаю критику по данному пункту. Действительно интересно показан терроризм, особенно в связке с теневым бизнесом и беженцами - только за это я и считаю, что посмотреть второй сезон всё же стоит, т. к. на таком уровне по данной теме у нас, в общем-то, больше ничего и не снимали. Единственное, два молодых парня, которые ради случайного секса с турецкой девушкой летят из Москвы в Стамбул... нет, ну хорошо, что они хотя бы оказались не гомосексуалистами, которые ради каминг-аута полетели в Иран. 7 из 10
В этой рецензии я не будут говорить о попытке импортозамещения американских шпионских сериалов. И не буду жаловаться на ещё одну попытку завернуть госпропаганду в обёртку кино. Итак, Россия, 2013 год. На носу подписание крупного газового контракта с Китаем. Сей факт очень не нравится американцам, и они решают активировать сеть своих агентов в России. Здесь авторы сериала ясно дают понять, что верх политического могущества России - это быть бензоколонкой для Поднебесной. Т. е. не многополярный мир, не противостояние гегемонии Запада, не продвижение отечественной культуры в мире, а газопровод - вот вершина национальных интересов нашей страны. Предотвратить срыв контракта пытаются офицеры Федеральной службы безопасности. И смотря на действия ФСБ в этом сериале я чуть не разбил лицо фейспалмом. Одна из самых могущественных спецслужб в мире показана какими-то дурачками, под носом которых направо и налево происходят убийства свидетелей, теракты, а в составе самой ФСБ сидит крот, который сливает информацию западным партнёрам. Очень не хочется верить, что ФСБ в реальности действует подобным образом, иначе это не спецслужба - а какая-то пародия на неё. Да американцы в своих сериалах изображают агентов спецслужб России с большим уважением и правдоподобностью, чем в отечественном шпионском сериале, который вроде как должен внушать доверие к отечественным органам госбезопасности. В одной из серий герой Игоря Петренко со словами 'Пожалуйста!...' просит у раскрытого в своём ведомстве 'крота' сдать своих подопечных. Смотрю и плачу. Надо отдать должное Сергею Минаеву. Он смог за счёт государства дискредитировать работу людей, которое это государство защищают. Это ещё раз демонстрирует, сколь безалаберно действует наше государство в вопросах пропаганды патриотизма. Начиная с 'Утомлённых солнцем - 2' Михалкова, после просмотра которого никакого патриотизма не возникало, и до сегодняшнего дня, когда вышел отечественный сериал про работу отечественных спецслужб, которые слёзно умоляют 'кротов' в ФСБ сдать своих агентов. Судя по всему во всех этих случаях, госзаказчики, кем бы они ни были, даже не удосужились прочитать сценарии 'патриотических' фильмов и сериалов, на создание которых пойдут государственные деньги. Так что как по мне, сериал 'Спящие' - это самая настоящая диверсия против нынешней информационной повестки государственных СМИ. Несмотря на бредовость сценария, актёры играют хорошо. Игорь Петренко неплохо смотрится в роли офицера ФСБ, хотя и выглядит несколько картонно. Образ американца, специалиста по 'цветным революциям' тоже удался. Герой Александра Раппопорта одним своим лицом символизирует зло, которое хочет погубить Отечество. Но, талантливая игра актёров вытянуть этот сериал не смогла. 5 из 10
Не успел отгреметь скандальный триумф «Крыма», как наше министерство Мединского выкатывает очередной опус магнум в жанре патриотической киноэпопеи. С первых же кадров авторы дают понять, что все серьезно и по-взрослому. Каждая серия, подобно шпионским боевикам Хидео Кодзимы, встречает нас коротким информационным сообщением о том, что все персонажи вымышлены, а все совпадения случайны. Что конечно должно означать, что не вымышлены и не случайны. Главный герой, Андрей, это буквально воплощение рыцаря плаща и кинжала. Бесстрашный, бесконечно патриотичный, но одинокий и трагичный, этот образ тем не менее получился не совсем убедительным. Слишком серьезный, ну правда. Брали бы пример хоть с обаятельного неудачника Лоуренса Аравийского. Агент – это обычный человек из плоти и крови, и не какой-то карикатурный безэмоциональный супер-герой. Даже мистер Бонд регулярно попадал в нелепые ситуации, чтобы не выглядеть нелепо. Основной посыл фильма таков: в стране сплошной бардак, зажравшиеся чиновники и дельцы на крючке ЦРУ через активы и семьи на Западе. Кругом орудуют предатели и информаторы, балом правят двойные стандарты, компрадорство, космополитизм и пошлость. Того и гляди недруги отберут у нас эти прекрасные постиндустриальные мегаполисы и современные комфортабельные особняки. Чтобы со всем этим справиться, нужна очень твердая патриотичная рука из единственной надежной организации – ФСБ. Браво, господин Быков! Самое нелепое, что все подлянки организовывает один какой-то госдеповский Профессор Мориарти, похожий на Михаила Задорнова. Причем все знают, что он прибыл в Россию. И тем не менее он абсолютно спокойно проводит любые встречи, консультации, аудиенции, осуществляет звонки и переписку. Это верх абсурда. Я абсолютно не идеализирую США и прекрасно отдаю себе отчет в том, что ресурсы на планете ограничены, и когда у одного убывает, то у другого прибавляется. Да и бравые ковбои были замешаны во многих жутких и грязных историях, вспомнить хотя бы проект «MK Ultra» и десятки других проектов и примеров. Но списывать все проблемы и неудачные политические решения на нужды борьбы со зловещими америкосами считаю абсолютно неприемлемым. Бороться с геополитическими конкурентами нужно путем развития экономики, науки и культуры, а не очередными агрессивными выходками, в которые пытаются впутать население нашей страны. В отличие от своего юродивого собрата по пропагандистскому цеху, сериал «Спящие» - это относительно профессиональная, жесткая, конкурентоспособная работа. Я бы даже сказал неглупая. Смотреть фильм действительно интересно, а пропагандистские клише поданы очень грамотно, с избирательным правдорубством и признанием многих сложных моментов нашего общества, что подкупает. «Контора» также вызывает симпатию, ведь это оказывается скромные, интеллигентные люди, которые всего лишь выполняют свой долг. Совсем небольшой коллектив противостоит целой армии либеральных троллей и продажных блогеров. Сотрудники ФСБ похожи даже на каких-то добродушных чудаков из книжек про Макс Фрая. Ну как их можно не любить? Дискредитация «нацпредателей» выстроена безупречно, а в вымышленных персонажах без труда узнаются реальные политики, журналисты, оппозиционеры и блогеры. Впрочем, в плане их заносчивости, снобизма и презрения к «быдлу» авторам нашего спецсериала даже не пришлось особо выдумывать – креативная элита и сама себя давно дискредитировала в этом плане. И все же, как ни стремились авторы соответствовать тенденциям и идти в ногу со временем, все равно опоздали. Все эти шпионские интриги, управляемые военные конфликты, Планы Дукалиса и пятые колонны остались в XX веке, даже если газеты сменились блогами. Это парадигма прошлого. И именно в этом заключается главный недостаток идеи фильма: невозможно бороться с теми, на чьей стороне прогресс, какими мерзавцами их ни выставляй. Потому что все равно проиграешь. Прогресс не остановить и не обратить, а политическим ископаемым место в музее истории. Надо заметить, что Быков, несмотря ни на что, абсолютно в своем репертуаре поднимает болезненные социальные темы. И в этом плане «Спящие» целиком и полностью укладываются в общую канву творчества режиссера. Более того, по остроте проблематики (как и по количеству заливаемого спирта) данная работа стоит, на мой взгляд, на одном уровне с «Левиафаном» Звягинцева. Жаль только, что по другую сторону баррикад. В целом я бы сравнил «Спящих» не с нашими знаменитыми политическими ток-шоу, а с художественным вариантом передачи Никиты Михалкова «Бесогон ТВ». Тут тоже в достаточно изощренной, последовательной форме, путем лишь замены базовых фактов на противоположные по смыслу, выстраивается стройная картина оправдания всего того, что злые языки называют беззаконием. Cуществует такой термин - Apex Predator. Это хищник, который является вершиной пищевой цепи в своем ареале обитания. Спецслужбы в России занимают именно такое положение, если рассматривать наше общество с биологической точки зрения. И в сериале «Спящие» объясняется, почему они имеют право на этот статус. Ведь именно они защищают нас, грешных простых смертных, ото всех ужасов американской военщины и шпиков, нравственного разложения и соблазнов гнилого Запада. Именно они без конца льют свою кровь и жертвуют личным счастьем, чтобы мы, зажравшиеся, неблагодарные обыватели, могли и дальше литрами пить водку, тусить в кабаках и просиживать штаны в соцсетях. Осталось только своё чучхе придумать, над чем сейчас по ряду признаков активно работают. Главное, чтобы другой термин, Mafia State, не появился перед этим в официальном международном праве. P.S. Интересно, что сказал бы Виктор Цой, если бы узнал, что чекисты будут носить футболки с его портретом.
С самого начала стало понятно, что снимать хотя бы отчасти правдоподобный шпионский триллер создатели не собираются. Достаточно киллерши, которая режет своих жертв, даже не надевая перчатки. Понятно, она - просто символ того хаоса, который пытаются по версии авторов внести в нашу жизнь проклятые пиндосы. Понятна тугодумность всех следователей - это старая киношная традиция, но не до такой же степени. Понятно, что опера всегда успевают к месту событий позже преступников, но тут это становится уж слишком навязчивым. Три крота в системе СВР-ФСБ, причем не просто продающих информацию, а реально завербованных агентов ЦРУ (третий мидовец, но понятно, что они все тоже разведчики) - опять перебор. Нормальная логика в фильме выключена напрочь. Заварить весь этот шпионский холивар с участием двух стран только для того, чтобы в третьей стране сменился руководитель одной госкорпорации? Это чистой воды бред. Такие задачи решаются проще, дешевле и без таких скандалов. Герои фильма схематичны и подогнаны под расхожие типажи. Особенно уныло выглядит главный герой, он вроде бы честный и положительный, но в конце фильма спокойно отправляется на очередное задание, хотя его любимая сидит в тюрьме, потому что ее подставили. К сожалению, главная задача фильма - сугубо политическая. И заключается она в том, чтобы бросить тень на протестное движение в России. Дескать, любой, кто протестует против коррупции и прочих негативных явлений в России, это либо прямой пособник спецслужб США, либо невольный их инструмент. Тут, как говорится, сапиенти сат. Могу только сказать, что США никогда не достигли бы такой мощи, если бы не постоянная критика оппозицией текущей власти и жесткая политическая конкуренция. В фильме очень много ложного пафоса, притом, в большинстве случаев вставленного очень неуклюже. Например, генерал ФСБ при личной встрече с начальником из ЦРУ говорит ему: 'Мы выполняем одинаковые задачи, но разными методами'. Но он ведь не для печати все это говорит. Зачем убеленный сединами генерал тулит эту лажу своему американскому оппоненту? Даже непрофессионалы понимают, что методы у всех разведок одинаковые: провокация, дезинформация, вербовка и их различные варианты, например, провокация перерастает в теракт. Но есть в фильме и правдоподобные моменты. Например, когда все тот же генерал ФСБ важно говорит подчиненным о том, что контракт с китайцами - суперважен. И что продажа природного газа китайцам - это стратегия развития экономики России как минимум на ближайшие сто лет. Без сомнения, люди, управляющие нашей страной, так и думают. Им, очевидно, нравится быть сырьевым придатком развитых стран. Правдоподобно также в фильме и то, что генерал ФСБ ведет какие-то странные переговоры с китайским энергетиком. Этим в идеале должен был бы заниматься Газпром. Но Газпром в фильме почти не виден, а фигурирует какая-то левая фирма. Что сегодня никого уж не удивляет. Как и то, что главный герой в конце фильме переходит на работу в какой-то банк, а генерал-фсбшник говорит ему - 'ты у нас никогда не работал, но мы даем тебе такое-то задание'.
Из-за демарша режиссёра сериал 'Спящие' в одночасье превратился из интересного, но рядового события российской тележизни в значимое и обсуждаемое. На первый взгляд, это странно: мало ли на рюсс-тв показано фильмов, сериалов, ток-шоу, интервью про российские спецслужбы? Вот и я, прочитав новости и ознакомившись с открытым письмом режиссёра Юрия Быкова, был в недоумении. Что тут, собственно говоря, происходит? Бросил взгляд на страницу 'Кинопоиска' - сценарий написал Сергей Минаев, хорошо знакомый мне по дилогии 'Духless' и фильмам на её основе. Стало чуть-чуть понятнее. Почитал комментарии в соцсетях: у либерально настроенной части российского общества словно сорвало крышу. Столько проклятий в адрес сериала и персонально режиссёра я раньше никогда не видел. Уже интереснее! Сел смотреть, предполагая беглое ознакомление с материалом на уровне 2-х первых и последней серии... Российские телесериалы - низкокачественный шаблонный продукт, и этого, как правило, достаточно, чтобы разобраться и выставить оценки. И внезапно увлёкся. Все 8 серий проглотил за один вечер. Разгадка столь странного поведения 'любителей свободы и демократии' была получена! Но сначала несколько нейтральных слов о сериале. Главное отличие 'Спящих' от обычных сериалов 'made in Russia' - сценарий. Сергей Минаев расстарался, выткав из привычных для себя нитей (российский бомонд, интриги спецслужб, общение в соцсетях, психология толпы) гобелен 'на злобу дня'. Картина получилась убедительная и в общем, и в деталях, с узнаваемыми ситуациями и типажами. Выше среднего для России в сериале актёрская и операторская работа (Юрий Коробейников). Отмечу роль Киры (актриса Наталья Рогожкина) - сыграно убедительно. Мужской дуэт (Игорь Петренко и Дмитрий Ульянов) тоже неплох, хотя Петренко играет самого себя: меланхоличный 'человек в чёрном' с ледяными глазами, у которого есть ответ на любой вопрос. Режиссёр Юрий Быков хорош в роли второго плана - террорист с ампутированным прошлым. Без 'косяков', конечно, не обошлось: ближе к финалу появляются логические и сюжетные провалы, ухудшается выверенность и продуманность сюжета. Минаева поджимали сроки сдачи сценария? Совершенно не понравилась философская сторона фильма: диалоги с изложением жизненной позиции героев неубедительны (за исключением разговора мужчин на дне рождения). Так в чём же причина 'девятого вала' ненависти российской 'рукопожатной общественности'? Она в том, что сериал абсолютно, рафинированно 'вне-тусовочный'. Не верится, что его продюсировал Фёдор Бондарчук. На сегодняшний день это самая яркая антитеза российским фильмам 'про эту страну', которые снимают жаждущие зарубежных кинопремий творцы. Среднестатистическому 'любителю пить баварское' (см. сноску) просмотр сериала 'Спящие' противопоказан! Мало того, что главный герой, к которому зритель испытывает симпатию, с мировоззрением-антиподом либеральному, так ещё и все - абсолютно все! - персонажи либеральных взглядов, противостоящие ему, выписаны аморальными и бессовестными. Ловко прикрывающими грязь своей души словами 'свобода', 'демократия', 'цивилизованный выбор', 'нормальные-то страны'. Главное потрясение, если для вас Россия и русские - 'заблудшая овца', сбившаяся с магистрального пути развития цивилизации, - вторая половина сериала. Это ключевая особенность сценария Минаева: хорошие - 'плохие в понимании либерала', а омерзительны до рвотного рефлекса те, на кого либерал привык равняться в своей жизни и мечтах. Прежде чем смотреть сериал, задайте себе вопрос: вы среди 80% российских граждан, поддерживающих современную российскую власть - или среди оставшихся 20%? Ответ будет с высокой вероятностью вашей оценкой сериалу. И если вы 'из 20%', сериал смотреть не надо. Мало ли что - вдруг ватник отрастёт, и смузи перестанет нравиться? 7 из 10 * 'Любители пить баварское' - мем из начала 'нулевых', когда газета 'Московский комсомолец' напечатала статью к празднику 9 мая, смысл которой сводился к очень простой идее: победа в Великой Отечественной войне привела к окончательному сходу России с 'цивилизованных рельсов'. А если бы нацистская Германия победила в той войне, то в XXI век Россия вошла бы 'нормальной-то страной', и её граждане потребляли бы качественное баварское пиво вместо 'Балтики'.
В 1984-ом в СССР был снят культовый для того времени сериал «ТАСС уполномочен заявить…». Утверждать, что по прямому заказу КГБ не стану, но их премию он официально получил, а на площадке присутствовали консультанты. «Спящие» - не очередной наш ответ «Homeland», а идеологический наследник именно советского сериала, что косвенно проявляется в ряде диалогов и незначительных для сюжета элементов, но впечатление от просмотра не портит. Единственная деталь, за которую я хотел бы здесь снизить оценку – историческая ошибка: Министерство топлива и энергетики существовало в России до 2008-ого, а действие сериала происходят в 2013-ом, когда подобными вопросами занималось уже наше современное Минэнерго России. Учитывая мою работу в энергетике, это постоянно бросалось в глаза и серьёзно раздражало, но и для зрителя далёкого от отрасли, как мне кажется, это должно быть очевидным недостатком. Уверенно могу сказать, что иностранцам, в особенности, украинцам сериал не понравится, причём принципиально, но недостатком я это не считаю, скорее наоборот. Да и это, равно как и прототип Алексея Навального (все персонажи, разумеется, «вымышлены») – не главные отрицательные акценты, прямого негатива к блогерам я здесь и вовсе не увидел. Действительно серьёзно сюжет проходится по нашей т.н. «либеральной тусовке», причём проходится совершенно справедливо и достаточно реалистично, на мой взгляд. Стоит ли за сериалом ФСБ? Не знаю, но консультанты на площадке снова были. Есть ли в сериале государственная пропаганда? Да, вне всякого сомнения, причём в больших количествах, но снята она Быковым, поэтому здесь нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, даже террористы имеют достаточно экранного времени для раскрытия собственной судьбы и мотивации, кои заслуживают если и не симпатии, то некоторого сочувствия. Сказать, что это «чёрно-белый сюжет», совершенно точно, нельзя. Техническое качество проекта не безупречно, но смотреть не стыдно, скорее наоборот. Что меня сильнее всего приятно удивило, встроенная реклама есть, но она полезна с т. з. контекста, а не тычет в лицо зрителю совершенно неуместными брендами, как это снимают у нас обычно. По актёрам замечаний нет, разве что Паулина Андреева внешне не похожа на новостного диктора, но это мелочи. Игорь Петренко настолько же органичен в роли полковника ФСБ, насколько нелеп в недавней роли Шерлока Холмса. Карина Разумовская приятно удивила в неожиданном амплуа, равно как и сам Быков. Отдельных оваций заслуживает главный антагонист – немного нереалистично идеалистичный в личных отношениях, но чертовски органичный в работе. Вообще, образы предателей, двойных агентов, террористов, киллеров и т.п. публики определённо удались. Положительные герои им в чём-то даже и уступают, хотя их ещё и, как минимум, меньше. Серьёзным разочарованием для меня стала только Наталья Рогожкина, она субъективно раздражала меня и как образ, и не нравилась внешне. Специально хочу акцентировать внимание на субъективности данного фактора, т. к. она очень похожа здесь на Тильду Суинтон, имеющую огромное количество поклонников, но совершенно несимпатичную лично мне. С лирикой вне шпионской линии небольшой перебор. Она действительно оживляет персонажей, но могла бы значительно меньше походить на наш типичный т.н. «социальный сблёв» про трагичную судьбу персонажей, для которых она неуместна или является очевидной эмоциональной перегрузкой. Оценку здесь ставить непросто, но сильный открытый финал для меня перевешивает некоторые провисающие моменты остального сюжета, поэтому я всё же считаю, что перед нами один из тех редких российских сериалов, за которые не только не стыдно, но и которые хочется после просмотра рекомендовать своим друзьям. 8 из 10
Интрига возникла с первых аннотаций, ожидался продукт сотрудничества сценариста, выпустившего в качестве писателя, как говорят, книгу без корректорской правки и режиссёра-самородка, снявшего первый фильм на собственные деньги. Да ещё на первом канале, да ещё про шпионов. Режиссёр Юрий Быков уже давно тренируется на социальной и криминальной тематике и каждый раз она оказывается ему чуть-чуть, самую малость, не по возрасту и не по опыту. С другой стороны, он скромный человек и не делает громких заявок на нетленку. Не соглашусь с оголтелой критикой сериала и сразу перечислю ряд его явных достоинств: захватывающий сюжет, по прежнему актуальную политическую повестку, узнаваемость типажей, наличие диалогов и даже монологов. (Последнее время стало трудно смотреть фильмы по телевизору «фоном», т. к. сюжет не отражается через речь персонажей, нужно постоянно смотреть на экран, чтобы не пропустить ключевые события.) Женские роли прописаны достаточно детально и не вызывают отторжения, от персонажа Елены Подкаминской даже исходит довольно сильное высказывание, возможно, ставшее поворотным для развития лирической сюжетной линии. Сомнение вызывает кастинг на женские роли, в результате которого неспособная к изображению безжалостности Карина Разумовская играет ликвидатора, а позолоченная веснушками Наталья Рогожкина в морочном освещении выглядит сушёной мумией. “Слово «Родина» запрещено в современном политкорректном лексиконе.» Это высказывание В. А. Никонова, депутата Государственной думы VI и VII созывов от «Единой России», Председателя Комитета по образованию и науке, Доктора исторических наук, прозвучавшее в одном из недавних выпусков «Вечера с Владимиром Соловьёвым» могло бы стать эпиграфом к данной рецензии, потому что по иронии слово «Родина» явственно звучит только из уст главного антагониста и то единожды, что придаёт ему почти саркастический оттенок. Прочие персонажи обычно ограничиваются словом «страна». Хорошо хоть не «эта страна». Монологи в исполнении Игоря Петренко, как бельмо на глазу, одинаковы по эмоциональной тональности и лишены личностного наполнения в большинстве эпизодов, а их тексты как будто переписаны из выступлений в упомянутой выше передаче. «Я патриотический,» - как бы бодро рапортует нам сериал. «… и остросоциальный,» - намекает на неправовое освобождение персонажа из кутузки. «… но не без греха,» - разливает персонажам виски безо льда каждые пятнадцать минут. «… зато антимайданный.» - пугает мифическим «не понравится китайцам». « И на машинке могу, и крестиком…» - ах, пардон, это говорящий кот. Вот мы и подошли к обсуждению фиги в кармане. Потому что не могут нам в октябре 2017 показать политический сериал без фиги в кармане. Патриотизм в сериале получился очень толстым, что вызвало истерическую реакцию определённого сегмента зрителей, а вот фига такой тонкой-тонкой, сразу её и не заметишь. Во-первых, в последней серии нам раскрывают РЕАЛЬНОГО заказчика террористических атак, и он совсем не тот, о ком вы думали до внезапного разоблачения. Т. е. нам указали, кого нужно ненавидеть в случае чего. Во-вторых, исповедальные диалоги генерала Нефёдова с главой резидентуры ЦРУ в Москве многозначительно контрастируют с церемониальным обменом притчами Нефёдова-же с представителем разведки КНР. Это, я понимаю, должно нам продемонстрировать цивилизационную общность с нашим геополитическим противником и культурный антагонизм с нашим крупнейшим географическим соседом. И наконец, значительная часть агентов завербована по идеологическим мотивам, не за деньги. Это значит они «такую сильную личную неприязнь испытывают» к стране проживания, к окружающим людям, к общественным институтам, к «системе», в которой они получили свои должности и регалии, что беднягам хамон с пармезаном в горло не лезет. Хотелось бы увидеть этот сериал немного другим, чуть более аскетичным что-ли, без валяния пьяных баб по столам, без метания ножей в горло, без махалова кулаками… потому что когда ведёшь бой в ограниченном пространстве, нет места для замаха. 7 из 10
Посмотрев первые две серии остросюжетного сериала 'Спящие', можно сказать, что проект, в принципе, получился, хотя с большими оговорками. Как бы это ужасно не прозвучало, но в проекте очень слабый пилот. При всем уважении к кинокомпании Федора Бондарчука, но так начинать дорогущий сериал нельзя. Ужасно скучная, невзрачная и не цепляющая завязка. Взять даже самую первую сцену, но это жесть какая-та, если честно. Чрезмерно заигрывая с эффектом слоу-мо, теряется весь интерес, накал происходящих событий и много что еще. А потом зрителю предлагают окунуться в чисто рабочие будни обычных ментов, сотрудников фсб, журналистов и всяких других непонятных личностей. Какой смысл запихивать столько много персонажей в первую серию, если все равно еще ничего непонятно зрителю? Довольно тяжко следить за незнакомыми персонажами, которые куда-то ходят, о чем-то говорят и что-то делают, но ты не в курсе происходящего, тебе непонятно ничего. Зачем так делать? Не лучше ли акцентировать пилот на главном герое, на его личности. Ведь он 15 лет не был дома. Тут кучу всего можно было показать интересного и драматичного. Он пережил трагедию, возвращение в родные места, семья и так далее. Зачем сразу пихать рабочую шелуху под самую завязку? Но самое ужасное, это кошмарный финал первой серии. Короткая сцена, в которой девушка села в машину и уехала... Кто? Куда? Зачем? И что вообще происходит? Нельзя же так завершать пилот главного сериала осеннего сезона! О чем думал сценарист? Куда смотрели редакторы? И где вообще были продюсеры и режиссер, когда утверждали такой пилот? Благо, что сразу вышла вторая серия, хотя начинал смотреть через силу, потому что совершенно не хотелось продолжать просмотр после такой первой серии. Желание заявить всех основных героев в пилоте не очень удачная идея, если нет главного в серии - интересного сюжета в завязке истории. Вот со второй серии наконец-то начинается раскрытие и сюжета, и героев. Совсем другое дело, так как становится интересно смотреть, наблюдая за происходящим. Благодаря второй серии я буду смотреть дальше. Дорогие локации, куча известных и дорогих актеров и многое другое, что радует, удивляет и симпатизирует. Но монтаж меня, если честно, слегка напрягал. Не испытывал я удовольствия от картинки, а фотомонтаж фотографии, где изображены молодые главные герои, меня вообще убил - очень непрофессионально. Музыка хорошая, актеры хорошие, хотя и не играют, а просто проговаривают текст. Не чувствуется проработанность персонажей. Нет оригинальности ни в действиях, ни в одежде, ни в чем. Актеры просто накинули пиджаки и пошли в кадр, и всё... Сам кастинг не очень впечатляет, так как главные герои сливаются в одну кучу. Все одноликие, одинаковые, 'серые' и скучные. Но в любом случае будем смотреть дальше и верить, что сериал получится классным, сильным, захватывающим и весьма интересным.
Неправильно судить обо всём сериале по двум сериям, но здесь всё-таки не тот случай. Тут после первой серии всё понятно. Для кого это всё сделано и с какой целью. Примерно год назад Сергей Минаев брал интервью у Фёдора Бондарчука, где в конце спросил его: Когда в России появится свой Netflix? И вот Минаев сам приложил руку к созданию хм... шпионского сериала, который как-бы 'Homeland', но наш, православный (я знаю что Homeland это не Netflix). Как отличить российский сериал от нероссийского, даже если в нём пока ещё никто не начал разговаривать? Очень просто - обильное использование слоооумооо. Странно, что наши создатели киносериальной продукции до сих пор не могут смириться с тем. что слоумо не круто использовать примерно с 1999 года. Саундтрек просто нагло слизан с заставки 'Родины'. Так же используются в таком же стиле пианино и саксофон. Не заметить это просто невозможно. Но правда иногда играет музыка, которая больше подошла бы для позднесоветского эротического фильма типа 'Обнажённая в шляпе' или 'Колесо любви'. Абсолютно карикатурные американцы, очень хитросделанные, и очень замороченные. Они даже двигаются и разговаривают так, как должны двигаться карикатурные американцы. Немного о сюжете. Особо непонятно будет ли сюжет, но нас пытаются убедить, что газовый контракт это настолько конфиденциально и круто, что его нужно скрывать. Чтоб никакая американская гадина не прочухала ничего про него. Страх разглашения абсолютно не ясен. Вот если американцы вынюхают этот контракт, то что? Они его сорвут? А когда Россия начнет этот газопровод строить. то американцы тоже про это не узнают? Что такого страшного в этом контракте? Или Минаев думает, что газопровод заработает сразу после подписания контракта? Какая-то дичь. Да, и те эксперты, которые критикуют проект, который по их мнению считается убыточным - это наймиты ЦРУ. Вот так прямо. Ты считаешь, что строить дорогущий газопровод, который будет иметь только одного покупателя это плохая идея? Поздравляю, ты работаешь на ЦРУ. В начале фильма нам пишут, что все герои сериала являются вымышленными и все совпадения случайны. Но портрет Путина на стене непременно висит, даже в сериале Путин наш президент. Про Януковича тоже не забыли, упомянув как на него давят, чтоб отдалился от России(всё происходит в мае 2013-го). Это сделано для того, чтоб зритель, который только что посмотрел выпуск 'Время покажет' - лауреата 'Тэфи' за лучшее ток шоу, а потом программу 'Время', и во время просмотра сериала не забывал про Украину. И ещё один невымышленный персонаж - бывший посол США Майкл Макфол, который прям сидит в посольстве и ведет разговоры о том, как устроить революцию, что в Египте получилось, и в России получится. А в ответ ему - уже вымышленный персонаж отвечает - не получится - ведь это Россия. Потому что Россия - великая страна, которую уважают даже враги. Резюмирую: этот сериал не попытка сделать что-то на уровне западных телешоу, вроде 'Карточного домика' или Чёрного списка, вовсе нет. Это попытка российских пропагандистских телеканалов диверсифицировать способы попадание этой пропаганды российскому зрителю. Допустим, телезритель устал от вечных политических шоу на Первом канале или Россия 1 НТВ и остальных, а тут он включит сериал и получит положенную ему дозу пропаганды. Треш, и очень грустно, что в России невозможно снять сериал, который может критиковать собственное государство и её вождей. Приходится ругать чужих. 1 из 10
Понятно, что сериал изначально планировался, как не обладающий никакими художественными достоинствами, как обычная агитка - достаточно увидеть фамилии автора сценария и некоторых продюсеров. Но вот какая штука, в коллективе авторов первого сезона оказался действительно профессиональный режиссер Юрий Быков. И вместо картонок появились личности. Появились люди, которые делают нравственный выбор, даже появился развивающийся сюжет, вызывающий интерес. Но во втором сезоне профессионал ушел, надо было спешить к определенной дате и в качестве режиссера взяли ремесленника. И вот тут все полезло по швам. Вылезло и ничтожество сценария, и отсутствие сколь бы то ни было внятного сюжета, проработанных персонажей и скажем прямо никакой идеи. Вообще не понятно фильм это или агитационный ролик. Картон, подделка, жуть. Категорически не рекомендую 2 сезон к просмотру - потерянное время. Ну, разве для тех, кто хочет оценить роль режиссера в продюсерской агитке. В этом смысле разница между первым сезоном, снятым Быковым и 'картонкой' - вторым сезоном, просто разительна и очень показательна. Второй сезон 2 из 10
Первый сезон «Спящих» был скорее наспех аляповато сварганенной развесистой пропагандистской клюквой, чем обстоятельным шпионским сериалом. Однако, во второй части наблюдается серьезный качественный скачок. Если и дальше прогресс будет идти тем же темпом, глядишь, полковник Родионов скоро и до Кэрри Мэдисон дорастет. Может здесь смена рефлексирующего и гениального Ю. Быкова на крепкого ремесленника и клипмейкера С. Арланова помогла, но сдается нам, главная заслуга в улучшениях все таки принадлежит сценаристу С. Минаеву, а точнее работе его консультантов Просто было Ю. Семенову. Ему в руки дали конкретные материалы о реальных событиях с участием конкретного мерзавца с овощной фамилией, которого в фильме мэтр советского шпионского детектива превратил в Дубова. В. Фокин пригласил очаровательных В. Тихонова, Ю. Соломина, В. Кикабидзе, Б. Клюева и еще много кого… Хоп! И советский шпионский триллер всех времен и народов готов. То ли дело сейчас. Писать сценарий на очень болезненную злобу дня о совершенно секретных делах которые происходят рядом с нами здесь и сейчас, и о которых никто кроме единиц посвященных участников не знает (фейковый бред, высасываемый из пальца авторами Телеграмм –каналов и различных «инсайдеров» и «экспертов» мы не берем). Естественно, С. Минаеву (как Ю. Семенову в свое время), конкретных материалов никто показывать не будет. Уж очень все здесь горячо и находится в процессе, да и С. Минаеву за границу выезжать хочется). Если персонажей из «Духлесов» и других «Телок» имеет сомнительное удовольствие наблюдать половина Москвы, то типажи вроде героев И. Петренко и Ю. Беляева большинство зрителей вряд ли встретят. Кто его знает, как на самом деле там в ФСБ ( СВР, ГРУ…) все это происходит... Но несмотря на все объективные сложности у С. Минаева и С. Арланова на этот раз более – менее получилось. Есть вменяемый увлекательный экшэн, почти нет клюквы и очевидных косяков в изображении работы спецслужб и правительственных органов. Много узнаваемых типажей, но на мой взгляд недостаточно. Все таки здесь можно бы было быть посмелее. Тунисско -ливийская фактура с учетом маленького бюджета вполне себе ничего. Ее критикует только любитель сериалов - писатель А. Константинов, который просидев несколько месяцев техническим клерком за забором военного представительства СССР в Бенгази и Триполи, с тех пор считает себя главным экспертом по полевой работе спецслужб во всем Арабском мире. Говорите – предвыборная пропаганда режима? Несомненно! Но талантливой и качественной пропаганды совсем нет, в отличии от антипропаганды … Левиафаны и Дураки там всякие. Только Ф. Бондарчук с С. Минаевым стараются. Пока не очень, но есть подвижки. Если так дело дальше пойдет, мы еще увидим у Спящих-7 на «Кинопоиске» оценку 8,5, как у «Homeland». И да, единственной качественной актерской работой была роль главаря террористов Салеха в исполнении таджикского актера Муххамеда Али. 7 из 10
«Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он — бабочка. Проснувшись, он не мог понять, кто же он — Чжуан-цзы, которому приснилось, что он — бабочка, или бабочка, которой снится, что она — Чжуан-цзы.» (с) восточная мудрость. Согласно неопровержимым и вечным законам диалектики всякая вещь, в процессе своего развития, обязана перейти в собственную противоположность. Поэтому нет смысла удивляться тому факту, что самый нонконформистский, честный и правдивый режиссер современной России взялся за якобы самый пропагандистский, насквозь политизированный и квазипатриотичный проект главного федерального телеканала. Однако нельзя сказать, что сериал есть некое радикальное отступление Быкова от собственных моральных, этических и политических принципов. Скорее, он является собой их обратную сторону. Парадокс Быкова состоит в том, что он не является активным критиком и ниспровергателем системы, его сторона – исключительно творческая, созерцательная и созидательная. После «Майора» и «Дурака» многие стали воспринимать режиссера не иначе как арт-хаусного анархиста, яростно рубящего правду матку, не боящегося никого, кроме своей совести. Либералы всех мастей немедленно записали его в свои ряды, как единомышленника, а творчество Быкова послужило удобным инструментом для огульной критики насквозь коррумпированной системы. Однако «Спящими» Быков нанес неожиданный удар по всей либеральной тусовке свободомыслящих, прогрессивных и демократичных граждан. Удар был настолько силен и неожидан, что масса либертенов в едином порыве озлобления решила превратить Быкова в некоего режиссера-призрака, сделать последнего персоной нон-грата. Все это говорит только об одном – Быков сумел уловить, тонко почувствовать и смело выразить творческую, идейную и политическую импотенцию всех современных либерально-ориентированных демагогов. В язвительной травле злобной стаей одинокого художника ясно прослеживается мораль нынешней интеллектуальной элиты, а именно – ressentimenta («синдром ущербной агрессивности», злоба, рожденная бессилием). Основным аргументом либертенов является то, что в фильме либералы показаны как предатели родины, идеологические недопатриоты, чьи ценности в принципе исключают такие понятия как верность отчизне. По сюжету они оказываются завербованы агентами американской разведки и вынуждены вести двойную жизнь, что является прямым оскорблением в отношении к ним как верным гражданам Российской Федерации. Здесь и кроется весь секрет. Как известно любое действие состоит из двух частей – причины и следствия, а в фильме Быкова выдуманным является только причина – служение иному государству, но не следствие. Пусть свободомыслящие, прогрессивные граждане руководствуются только благами намерениями защиты истины и справедливости, результатом этого является то же, что и последствия предательства – разрушение. Сериал располагается где-то на золотой середине между абсолютной государственной пропагандой (всем нам хорошо знакомой из новостных передач) и радикально философской точкой зрения на происходящее. Удивительно то, что первая взаимодополняет и поддерживает вторую, открывая зрителю дорогу для свободного и честного выбора своего отношения к Родине со всеми ее проблемами. Так, например, формально-нарративная структура сериала заключается во вполне типичном антагонизме между хорошими оперативниками ФСБ и злобными агентами Госдепа. В этом плане примечателен протагонист в исполнении Петренко, чей нравственный авторитет непререкаем, так как он жертвует ради долга всем - личным счастьем и даже собственной совестью. Однако с отрицательными персонажами все несколько сложнее. Дело в том, что в фильме они распределены на нескольких уровнях, и никто из них не является «строго» отрицательным. Во-первых, это «исполнители» – киллеры, которые по сути являются безэмоциальными инструментами, попытка оживить которые со стороны Быкова полностью провалилась, так как в роли «орудий» они выглядели куда более живо. Во-вторых, это «кроты», двойные агенты, попросту выполняющие приказы «свыше». В-третьих, сотрудники иностранной разведки, чья работа фактически сама по себе носит внеэтический характер и, строго говоря, априори является злом. Но по сути, все это шестеренки идеологического механизма, так называемого «Большого другого». Фильм ставит вопрос ребром – какому «Большому другому» служишь ты сам? Как мы видели, формально можно оставаться гражданином своей страны, в то время как 'в-себе' человек будет как никогда далек от нее. Идеологическая битва «Больших братьев» не прекращается ни на миг – во всех проблемах (от повышения цен на бензин до глобальных катаклизмов) винят то вражескую, то собственную фигуру власти. Интересно, и отнюдь не случайно, в картине Быкова борьба интересов для обоих сторон оканчивается ничем (ведь это воистину вечный процесс), в то время как все бремя вины за совершенные деяния вынужден нести тот, кто оставался безучастным и воспринимал идеологическую войну как форму бреда, предпочитая спокойное, аполитичное, размеренное существование. «Спящими» Быков дает понять, что в политической жизни следует стремить к гармоничному сосуществованию верхов и низов. Авторитарный беспредел, идущий сверху, сполна отраженный в предыдущих лентах режиссера на сей раз уравновесился либерально-демократической вакханалией, прикрывающейся свободой слова, правом на собственное мнение, огульной критикой всего и вся. Где-то между двумя этими тенденциями кроется истина, к которой и следует стремиться всеми силами. Сериал не без недостатков, но достоинства все-таки перевешивают. Конечно, бесконечные разговоры, мелодраматическая любовная линия по всем правилам психоанализа коррелирующая с политической, постоянные логические неувязки и попросту непонятные мотивации, а также недостаточная разработка второстепенных персонажей, клишированность ряда образов и ситуаций – все это не сильно обнадеживает при просмотре. Но при этом сериал гениально срежиссирован с технической точки зрения – планы, мизансцены, сценография, операторская работа выполнены попросту безукоризненно. История держит в напряжении от начала до конца и, оставаясь банальной по форме, не лишена довольно замысловатого идеологического и философского подтекста. Актеры, за исключением второстепенных, играют уверенно и более чем убедительно, а некоторые сцены – настоящие находки. В итоге, можно ли сказать, что Быков предал свои идеалы, прогнувшись под гнет власти и капиталистического существования, сняв пропагандистский сериал на государственные деньги? Нет, скорее наоборот, он лишь подтвердил свой статус большого и талантливого художника. Забравшись в само нутро главного идеологического орудия современной государственной машины, он сумел показать всю противоречивость и неоднозначность ситуации. Как творец он поднялся над насущными вопросами политики и социальных проблем, выходя в сферу вечных трансцендентных понятий верности, долга и отчизны. И это отнюдь не пустые, клишированные формы, берущиеся на вооружение самыми разными идеологиями – это живой самопротиворечивый и болезненные процесс вызревания любви к своей земле, к пониманию и принятию всех ее проблем, к их конструктивному решению, а не огульная критика власти за бокалом бокарди, не возвышение себя как прогрессивной, культурной личности над страной как болотом с чернью и быдлом, не вечная демагогия о проблемах, которые вечно должен решать какой-то «большой другой». Сбывается пророчество из фильма «Дурак», и вот уже «лучшие люди страны» заживо хоронят по-настоящему больших художников, ищущих правду, которая никому не нужна. И самым верным признаком того, что ты напал на ее след всегда являются только собственные страдания.
Отзыв, что называется, тезисный. Да, мне понятно возмущение либеральной общественности. Ибо главные либералы в сериале - либо дураки, либо предатели. Я не либерал, если что. Мне понятно 'извинение' Юрия Быкова. Как бы к этому ни относились - это что-то, присущее настоящему художнику, сложному, ищущему. И у меня сейчас такое чувство, что я читаю еще не написанную биографию большого режиссера. Искренне люблю Быкова, внимательно слежу за его проектами - и прихожу в некоторый трепет от того, что мы, быть может, наблюдаем становление 'нового Балабанова'. Сделано: в плане подачи истории - хорошо, в плане техническом - сомнительно. Да, я знаю, что я диванный критик, снимающий вертикально, но я скорее сравниваю с предыдущими работами Юрия. Санудтрек - солянка из штатовских полицейских драм, главных тем 'Syphon filter' и подражания Быкову же в 'Жить'. В моменты убийств звучит что-то хичкоковское, из сцены в ванной. Со сценарием местами полный швах - герои говорят как... Как не знаю кто. Как котенок из мультика 'Как стать большим'. Но то ж анимация, там свои нюансы. Повторяют слова за собеседником, хихикают не к месту, ткут длинные фразы, ругаются что твоя отличница с первой парты (лучше вообще не ругаться в таком случае). Много, очень много... клюквы? Китча? Высокопоставленные црушники питаются в Маке (псс, мне тут шепнули, что в Америке Мак вообще не котируется), тестят шаверму, говорят афоризмами. Либералы в экстренных ситуациях включают режим 'ватниказазаза' и плачутся о правовом государстве. На многое приходится просто закрывать глаза как на некую литературную условность. Да, я склоняюсь к мнению, что 'Спящие' - госзаказ к выборам. Слишком уж много ниточек сходятся. А теперь твист. При всем обилии минусов от сериала не отлипнуть - он сделан по мощной схеме, которая держит вас в постоянном напряжении. Герои вырисовываются так, что им сопереживаешь - да к ним, в конце концов, даже привыкаешь. Я думал распрощаться со 'Спящими' на первой-второй серии, но вдруг поймал себя на страстном желании узнать - ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ? На выходе я по-серьезному взгрустнул из-за того, что фильм закончился - видно, что над этой моей грустью поработали профессионалы. Ждем второго сезона. 7 из 10
Сериалы после новостей по федеральным каналам — само по себе сомнительное удовольствие, но поднявшийся хайп, да «каминг-аут» Быкова просто-таки вынудили посмотреть сие творение. К тому же сабж вызвал новый виток противостояния 'либералы' vs 'патриоты', причем зачастую данное творение записывали в лагерь противоборствующей стороны, то есть получались диаметрально противоположные оценки. Но это всего-лишь часть антуража сериала и напрямую к нему не относится, а вот сам сериал подтвердил, увы, опасения насчет талантов Быкова — он, без сомнения, качественный постановщик, но «копать глубоко», не пиаря злободневные темы, он, увы, не может (в данном случае большие вопросы еще и к сценаристу). Собственно, тенденция кинематографа (не только отечественного), очевидна — качество показа все выше, содержание все хуже; конечно, в сабже можно сослаться на то, что, мол, сериал про спецслужбы — не будем же мы рассказывать как оно на самом деле! Но, увы, рассказанная история лишь с грехом пополам может оправдать сабж с «художественной» точки зрения, но логикой действо не блещет, что больше всего бросается в глаза — «рандомность» действий силовиков, то есть вот они организуют полноценную спецоперацию для поимки возможного агента, а вот сотрудник полиции один ломится на квартиру к подрывникам — с художественной точки зрения все по канонам, с точки зрения логики (а также предыдущих действий силовиков) выглядит как нелогичный бред. Вообще все происходящее на экране все равно привязано к «элитной» тусовке и показывается ее глазами (вот даже ГГ, на что «конторский», в России давно не был, а живет пусть и в студии, но дизайнерски отделанной, и явно не в Чертаново — видимо, это так выглядит бедность в глазах создателей сабжа), все эти духовные переживания, что «любви нет», у людей, живущих в дизайнерском доме в элитном поселке — нафиг не интересны основной массе населения (это, на мой взгляд, основная разница между советским кинематографом и современным, хм, «творчеством»). И здесь обозначается еще один важный момент — живет наша «творческая элитка» в своем мирке, потому и снимает про себя, а реальной жизни не знают, а потому и выдают вот такие истории, где сотрудник ФСБ 15 лет не был дома (как по мне, уже бред), а его тут же направляют в свежесозданную группу на сверхважную операцию, только… а кто из двух персонажей этой группой руководит — не понятно, «главный плохиш» — это вообще твист из сериалов а-ля «Касл», все те же «духовные метания» тетеньки-киллера, за недолго до этого без всякой рефлексии убивающей случайных свидетелей — это вообще что-то с чем-то… Подытоживая: у меня есть рецензии на «Дурак», «Левиафан», «Нелюбовь», и если по первым двум работам сравнение было явно не в пользу Звягинцева, и я действительно считал, что Быков может снимать «социальное» кино с высоким уровнем реализма, в отличие от.., то на данный момент неожиданно для самого себя обнаружил, что Звягинцев по уровню погружения в своих сюжетах наголову выше, а Быков, увы, пиарится на конъюнктурных темах, не обозначая, по сути, ничего существенного, а, возможно, просто не понимая, как устроена жизнь… К плюсам же можно отнести исключительно аудиовизуальную составляющую и игру актеров (хотя каст местами вызывает удивление — актриса, исполнившая роль главной героини Киры может смело проводить тренинги «как в сорок выглядеть на пятьдесят») В целом — очередной проходной сериал, который постоянно буквально кричит, что это наш ответ «Homeland» (заставку и саундтрек так вообще практически слизали один в один), с очевидными мыслями и заезженными штампами, может быть, технически выполненный качественней, чем аналогичные сериалы из «прайм-тайм», хотя мне не с чем сравнивать. 5 из 10 PS. Ах, да, при просмотре кое-что резануло глаз, даже пересмотрел эпизод — в седьмом эпизоде «крот», уходя от погони, прыгает в Фольксваген Пассат в кузове B6, а во время погони лихо закладывает на Фольксваген Поло седан (машины преследователей тоже поменялись) — как по мне, это все, что нужно знать о сериалах_после_вечерних_новостей в целом и о Быкове как режиссере в частности.
Данный сериал является важным событием в жизни российской киноиндустрии. Давно хотелось глотнуть живой воды из телеэкрана и вот представился случай. Сюжет отображает геополитическую действительность и ее участников. В раскрытии фактов в том числе и в художественной сфере нуждается все человечество в общем и российское в частности, хватит подыгрывать геополитическим соперникам. Образы предателей в сериале поданы довольно жёстко, но правдиво. Обычно считается, что российский либеральный слой — западники в силу обстоятельств. Мол, это такие гедонисты, которые имеют возможность хорошо проводить время на Западе, поэтому к нему и тяготеет. Однако в «Спящих» говорится об онтологической ненависти, которую испытывают эти господа к России. Похоже, сериал произвёл колоссальное впечатление на всех тех, кто узнал себя в «спящих» и начался страшный публичный скандал. Видимо, все акценты сериала оказались максимально приближены к истине. 10 из 10
Вчера вечером включил и не мог оторваться, смотрел до 3 00 ночи первые 4 серии! Обличается звериное империалистическое отношение США ко всему миру, очень хорошо показаны приемы гибридной войны, которую так давно ведут США через своих послов, агентов и НКО. Заставляет серьезно задуматься о нашей власти у которых дети учатся и живут за границей - они не могут защищать интересы нашей страны, т. к. подвержены иностранному влиянию. Отлично высмеивается образ 'либеральной' прослойки общества, которые кроме критики не могут предложить решения проблем. Вразумительный фильм для современной молодежи, которая думает, что запад нас примет, так думали и мы в 90 годы, которые показали, что США не нужна ни демократия, ни благополучие в России. Испытываешь те же впечатления и гордость, как и при просмотре фильма Брат и Брат-2.
Кто-то скажет, что этот сериал - неудачная попытка повлиять на мнение незадачливых зрителей и обелить коррумпированные до самых высших чинов органы... Может быть, да, это пропаганда, Но пропаганда правильная, полезная, если можно так сказать. Поэтому, считаю, глупо отвергать этот сериал, так же как глупо отвергать утреннюю гимнастику и чистку зубов утром и вечером только из-за этого слова ПРОПАГАНДА (здорового образа жизни)! Это не Штирлиц, конечно, и по размаху и по отношению к мелочам, но для зрителя изголодавшегося по шпионскому кино - это некоторая небольшая радость в ожидании шедевров про борьбу спецслужб противоборствующих держав. Видно, что погони малобюджетны, но они, конечно, лучше, чем в Перевозчике, где можно наблюдать только мельтешение кадров и сцен по несколько штук в промежутке одной секунды. Некоторые актёры играют неубедительно, но таких не много, и на этом можно не заострять внимание. Главное, что есть герои которым хочется верить и сопереживать. Наконец в этом произведении затрагиваются темы осознания себя, как человека искренне любящего свою Родину. И определённые герои озвучивают переживания создателей сериала о судьбе страны и о счастье её граждан. Мы можем видеть тут героев, как примеры для подражания. Так же мы можем наблюдать тех, кто по своей воле или по своей глупости, или по стечению обстоятельств оказался в 'стане врага'. Противники России достойные, не комичные, не глупые. Сериал может быть не самый сильный по реализации, но с правильными ценностями, без грязи и 'толерастии', с интересным и современным сюжетом. Этот сериал - как один из вариантов воспитания граждан России. На это и должны идти государственные деньги, и тут они не просто 'освоены'. Поставил оценку 8, но 1 балл добавил потому, что считаю, что многие отнеслись к этой картине предвзято, и она заслуживает бОльшей оценки с её взглядами и отношением к зрителю. 9 из 10