Военная медицинская часть в Северной Африке. Вторая мировая война, Италия воюет с англичанами. В часть прибывает молодой офицер, готовящий получить степень по психиатрии. Офицер во всех отношениях здоров и прекрасен — серьезен в работе, умеет пошутить с сослуживцами, засматривается на девушек. В части есть странный капитан по имени Оскар Пилли. По утрам он приветствует солнце, «занимается любовью с мухами», обмазывая свое тело, а в общении — натуральный безумец. Вскоре прибывшему лейтенанту становится понятно, что Пилли — это клинический случай. В части таким не место, они реально могут поставить работу под угрозу. Но ситуация становится только хуже — после ухода коменданта-майора, Пилли как старший по званию становится во главе части. Теперь всем точно несдобровать. Младшие офицеры пишут на Пилли коллективный донос, приезжает инспекция. Пилли на допросе ведет себя как ребенок, но в конце из-за его косвенной связи с маршалом его боятся снять с должности. Теперь остается вопрос: как долго Пилли останется во главе части к ужасу своих подчиненных? Это редкий фильм о войне, где нет боевых действий. И тем не менее военная атмосфера передана глубоко и явственно. Кроме того, важно, что речь идет о фашистской Италии, так как фильмов, показанных с точки зрения победителей, уже слишком много. Солдаты и офицеры здесь изображены не кровожадными монстрами, как это сейчас принято в каждом первом фильме о второй мировой, а обычными людьми, которые мечтают о конце войны, чтобы вернуться к любящим семьям. Можно даже сказать, что это не фашистская, а абстрактная военно-медицинская часть. Речь здесь не о победе Италии вообще (или любой другой страны), а об офицерском микрокосме. Пилли, как выясняется, был очень привязан к матери. Увидеть брошенного ребенка (даже на фотографии) для него трагедия, вызывающая каскад эмоций, с которыми он без слез просто не может справиться. Но при этом Пилли может быть жестоким, он ни на секунду не забывает о своей власти. Вообще его образ раскрыт бесподобно. Это живая и многогранная картина неоднозначной личности. Мимика его незабываемая. На лице его играют то жесткие, искаженные гневом черты, то возникают гладкие, совершенно младенческие линии. Так оно и есть, ведь Пилли — настоящий безумец. Не изощренный садист, но однозначно человек, который не в ладах с собой и от которого можно ждать чего угодно. «Безумец на войне» — живой и яркий фильм с выдающейся актерской игрой. Это работа в жанре «война без войны». В центре внимания здесь жизнь обычных офицеров, которые, к счастью для зрителей, не страдают пороком ежесекундной демонстрации официальной идеологии своей страны. В образе Пилли воплощен облик «офицера по ошибке», человека, который нашел свое место на войне, хотя по большому счету не должен был быть на нее допущен. Это и удивляет больше всего: для Пилли война — это родной дом. 8 из 10