6-летняя девочка после расстрела родителей (где-то в начале войны где-то на Украине) и предательства взрослых, пытается выжить в помещении бывшей школы, а теперь немецкой комендатуры. Вообще-то Алексей Федорченко - главный постмодернист российского кино., где-то даже хулиган. Так что обращение к военной теме кажется нелогичным, как и изменение имиджа (впрочем, не такое уж недавнее) - из волосатого хиппи теперь он предстаёт, скорее, степенным украинским мужчиной и совсем не Тарасом Бульбой. Изменил ли он себе? Нет, конечно. Это по-прежнему экспериментатор. Но всё-таки в теме, которая лично ему близка - его родня с Полтавщины, где фашист далеко не несколько дней обретался. Эксперимент этот, хоть и радикальный, но в кино уже встречался - когда-то Роман Полански подсмотрел войну в окошко в своём Пианисте. Но, несмотря на ворох премий, этот Пианист был какой-то недоделанный и сопровождавшийся словесными пояснениями, которых зрителя Полански лишить не смог. Но Федорченко обходится и без них, а угол зрения смещается из своего окна в не-свой камин. Слов в его кино почти нет - есть звуки, шорохи, скрипы и скрупулёзный как в химической лаборатории поиск формулы выживания. И выживает ведь не взрослый учёный, а маленькая (вроде бы) девочка. Но жизнь заставляет ее меняться - видеть цель, которая раньше могла не видеться. Так что это и очень уж крутая драма взросления. Поэтому и вносит режиссёр жирную точку в повествование - немецкую карту. Драма взросления относит и к ещё одному источнику - Иди и смотри. Но Климов докопался через натурализм и до животного состояния человека на войне и до приобретенного им через жестокость почти старческого опыта. Федорченко видит в 6-летнем ребенке большого человека, которого война не убивает, а делает сильнее. Но в этом не Ницше (и не Климов), а антитезис к нему - выживание в ней разумно в большей степени, чем инстинктивно и зверино. Как ни странно, но именно Анна противостоит архаизации всего и вся. В смысле архаизации один из самых мощных эпизодов - странный и страшный рождественский карнавал смерти, не замечающий никого... Трудно однако ж не заметить и параллели с Дневником Анны Франк. И даже думается, что по главной мысли Война Анны - переложение его с Запада на Восток. Только пониженное в возрасте, лишенное людей (в смысле общения) и текста и сузившее пространство. Наверное, никакая книга (дневник) не способна передать ощущения... На них фильм и сосредотачивается. Так что просмотр будет не из лёгких, но о войне ничего более сильного не выходило лет.... .дцать. Экзистенциальная повесть, может статься, и вовсе первая в российском кино.
В кино условно существует два способа рассказать тяжёлую драматическую историю: сделать это с расчётливой и документальной холодностью, либо всеми правдами и неправдами выбивать у зрителя слезу. Оба метода имеют право на существование и в случае с талантливыми создателями работают безотказно, но вот куда интереснее редкая и удивительная их комбинация. Алексей Федорченко (автор «Овсянок») утверждает, что его давно завораживают камерные, даже клаустрофобические фильмы. Подобное кино он хотел снять много лет, потом случайно наткнулся на историю еврейской девочки, которая во времена немецкой оккупации на Полтавщине несколько лет пряталась в комендатуре. Вслед за этим он тоже случайно увидел фотографию актрисы Марты Козловой - и понял, что фильму быть. Вот из таких случайностей сложилась «Война Анны»: рассказ о еврейской девочке лет 6-7, которая ни один месяц прячется в камине от немецких солдат и их пособников. Фильм Федорченко - отличный пример того, как один человек может отразить всю историю. Борьба Анны за выживание является одновременно и борьбой всего многонационального советского (и не только) народа за свободу и жизнь. Но в этом нет совершенно никакого пафоса. Война, оккупация, холокост - всё это происходит где-то за пределами бывшей школы, где прячется Анна. Перед нами только страдания и невероятная тяга к жизни отдельно взятой маленькой девочки. Даже трагическая судьба её родных, её, скорее всего, трагичное будущее - всё это где-то далеко. А близко только её незамысловатый быт, детские попытки себя развлечь, украсить крохотное жилище, найти одежду и пропитание. Через маленькие щёлки в зеркале над камином Анна видит весёлую жизнь односельчан, смех детей и заботы немецких оккупантов. И тем ярче и пронзительнее становится её существование. Выйти из своего убежища девочка может только ночью. Постепенно она смелеет, осматривает всё здание, придумывает, как найти воду и еду себе и даже кошке, которая становится её единственной подругой. А войну Анна ведёт разве что с немецкой овчаркой, которая охраняет комендатуру. Но эта война оказывается чуть ли не важнее той, что происходит за стенами. Создателям удалось сделать совершенно не сопливое кино, использовав все приёмы для этого: несчастный голодающий ребёнок, непрекращающееся ощущение опасности, трогательная и трагичная дружба с кошкой. Но зрителю не хочется бессмысленно плакать, не хочется даже говорить (сама Анна за фильм не произносит ни одного слова), хочется разве что пронзительно и бесслезно кричать и не понимать, как подобные вещи вообще могли когда-то происходить. Как люди могли терять свою человечность и подвергать таких же как они унижениям и страданиям. Но это лишь мысли. Все существующие аллюзии (в первую очередь, конечно, на «Дневник Анны Франк» и «Пианиста») - это лишь тонкий режиссёрский намёк, выписывающий фильм в череду историй о том страшном времени. «Война Анны» - очень тихое и аккуратное кино. Даже горе здесь безмолвно. Зритель встаёт на место маленькой девочки, вместе с ней проживает день за днём, вместе с ней чувствует страх, боль и радость от найденного помидора. Это кино очень чувственное (не в смысле эмоций), очень тактильное. И только таким аккуратным и осторожным способом можно рассказать большую историю. Пожалуй, лучший фильм о холокосте, который холокост даже и не показывает. 9 из 10
Итак: Алексей Федорченко. Сразу оговорюсь, что этот режиссер, для меня, на уровне Сокурова и Тарковского. Я безгранично уважаю его творчество. У него свой стиль, неповторимый и своеобразный. Фильмов немного, но все они, на мой взгляд, гениальны. 'Война Анны' - очередной тому пример. Тема войны. Это грустно, тревожно, страшно. В фильме 'Война Анны'все эти чувства нужно возвести в огромную степень, потому, что война показана глазами и восприятием ребенка. В фильме нет диалогов. Только обрывки фраз на разных языках. Как точно и тонко эти фразы укрупняют масштаб происходящего. Маленькая, спасенная, еврейская девочка, сумевшая выжить в нечеловеческих условиях и повзрослеть за короткий срок. Девочка и ее Война. Беспощадная, жестокая, начавшаяся с гибели родителей. Уцелевший чудом ребенок, нашедший себе пристанище в большом старом камине немецкой комендатуры, изо всех сил карабкается, пытаясь выжить. Тут её фронт, огневой рубеж. Можно наблюдать, как испуганный взгляд Анны, от начала фильма, к концу, меняется на взгляд повидавшего виды взрослого человека. Взгляд, полный боли и отчаяния, но, в то же время, отважный и находчивый. Девочка мудреет, находя выход из сложнейших ситуаций. Она - и боец, и командир, в одном лице. Она сражается и не сдается. В конце фильма флаг над условным Рейхстагом водружен. Именно этот штрих дает понять, что победа одержана. Безупречная, филигранная работа. Алексей Федорченко не перестает удивлять и восхищать своим творчеством, безоговорочным умением создавать шедевры на экране. Его кино - ассоциация с алмазом четкой огранки, обрамленным драгоценным металлом ювелирной работы! Все выполнено безупречно: кадры, звуки, действия. Блестящая операторская работа Алишера Хамиходжаева, шикарное звуковое оформление, точная, до мелочей, передача времени и обстоятельств - в костюмах, интерьере, вещах. Меня всегда поражало умение режиссера найти редкую тему, выносить её, отшлифовать до тонкости и подать зрителю, сразив наповал!
Очень своеобразный взгляд на войну показал нам Алексей Федорченко. В фильме вы не услышите выстрелов, не увидите бомбежек. И смерти бойцов. В фильме вы увидите лишь взгляд маленькой девочки на войну — беспощадную, кровавую, но оставшуюся за стенами школы, в которой она становится единогласным хозяином, когда заканчивается день. Война для Анны — это люди. Одни, предавшие свою страну и честь, другие, даже в страшных условиях продолжают оставаться людьми. Кто-то увидит политический подтекст, кто-то увидит историю маленького ребенка, которому не у кого просить помощи. Стоит отметить фантастическую игру Марты — ребенок настолько вжился в роль, что сложно поверит, что девочке было всего шесть, когда ее нашел режиссер. Не ждите многого, но постарайтесь найти отклик в своем сердце на то, что вы увидите на экране. Образ Анны во время войны — это собирательный образ всех детей, у который 22 июня 1941 года навсегда отняли детство. И в этом виноваты только мы, взрослые, которые сполна понесли ответственность за поломанные детские судьбы.
Восприятие войны. У каждого оно разное. Фронтовик канонаду залпового огня вспомнит. Хирург, кровь бесконечных операций с удалением и шитьём частей тел. Заводчанин - вахту у станка с девизом 'Всё для фронта, всё для Победы'. Пайку хлеба - голодный блокадник. А ребёнок? Что в его памяти от смрадных лет гадостного гитлеризма? Какие образы? Сорок первый год и страшная сказка, которую кто-то из родителей мог прочесть по ошибке, вдруг стала реальностью. А взрослых, рядом нет никого. И никто не может утешить, успокоив тревогу души - это только сказка, не бойся дитя. Мир зловещих казусов ожил, стал реален. Пугает перевернувшийся с ног на голову порядок вещей. То, что семилетнему ребёнку ещё недавно казалось прекрасным и естественным в познаваемом мире, стало расплывчатым пятном ожившей черни. Люди отнимают жизни у других людей. И мама, ещё вчера проявлявшая заботливое внимание, сегодня молчалива и безучастна. Жизнь ушла из неё. На крики срываются голоса, тянущие маленькое создание в комендатуру. Подальше от себя, не равен час обвинят в сочувствии, упрекнут, накажут... И злобный щёголь закона простирает руки, втаскивая как в адскую топку этот маленький комочек жизни - сейчас я тебя съем, девочка... Лабиринты коридоров, комнат спасительными виражами от зубовного скрежета. Камин - норкой обители для игры в прятки. Не найдёшь - не найдёшь. Хотя тут лучше молчать. Молчать и смотреть. Ты думаешь что спаслась? Ты полагаешь что всё уже позади? Тебе ничто не угрожает? Нет. Нет. Бармалей ходит мимо тебя изо дня в день. Он рядом. Он близко. Лишь ночью он ложится спать и тогда, живой воды из вазы с отмокающими кистями ты можешь напиться. И корешками книг с застывшим клеем, как мармеладом можешь насладиться. Крысы, спасением для тебя. Приманка для них, лакомством изыска в твой ротик. Неожиданный гость - близким другом, ведь это именно он - И днём и ночью кот учёный. Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево... и уходит. Да-да, здесь чудеса, здесь почти леший бродит, и какие-то русалки (нет ни на ветвях сидят), у зеркала камина... отдаются. Если А. С. Пушкин рассказывал свою поэтическую вещицу 'У лукоморья дуб зелёный', то Алексей Федорченко избрал для себя совершенно иную обстановку - сюрреалистический мир едва ли не сумрачной реальности. И если бы сцены разворачивались не во время оккупации Украины, можно было бы предположить, что зрителю предлагается очередная серия из широчайшего спектра кино, схожего ныне своими вбросами-посылами в молодёжную аудиторию. Чего именно? Ну, скажем 'Пиковая дама. Зазеркалье' (2019). Или, например, 'Проводник'(2018). Потеха с оханьем. Полагаете, что я злословлю? Кощунствую? Вовсе нет. Просто картина мне показалась набором современных штампов-клише. И абсолютно не затронула. При этом на протяжении всего хронометража перед глазами всякий раз вставала другая девочка - Фашистка, из короткометражки 'За имя моё'(2005). И я понял, что часть своей души я уже давно оставил там. Эмоций на 'Война Анны' просто нет. Их нет и потому, что в 2007 году была германская короткометражка 'Страна игрушек', удостоенная премии Оскар и обе названные работы до сих пор памятью в сердце. Дети и фашизм. Великая Отечественная война. 'Жизнь других'(1997) отвлечением ребёнка от суровой реальности и 'Список Шиндлера'(1993) с девочкой в красном пальтишке шагающей в колоне обречённых как сравнение, опускаю. И это без 'Иди и смотри'(1985) Элема Климова. Сказка тут, а не истина. Уж, извините. 4 из 10
Фильм мне не понравился. А задумка хорошая. При всей любви к военному кино о Великой Отечественной, при всём интересе к этому трагическому отрывку нашей истории, мне этот фильм совершенно не понравился. Создаётся впечатление, что до этого кино никто не знал о тягостях войны (читая другие рецензии). Война была жестокой, кровавой и смертоносной. Но что может предложить режиссёр 'Войны Анны' зрителю? Очередного еврейского ребёнка, отсылки к дневникам Анны Франк, артхаус о войне. Минимум реплик, все движения героев снимаются долго, с упоением. Вот он идёт, вот повернул голову, вот остановился и посмотрел в камеру, вздохнул. По сути, предложить автору этого фильма нечего. Приятнее почитать дневники Анны Франк или Тани Савичевой, чем наблюдать за тем, как путём символизма и экзистенции зрителю пытаются объяснить, как тяжела война. Это и так все знали. Ощущение, что фильм снимался для пресыщенного зрителя, для некоего элитарного общества, который 'устал' от массового кино о войне. Как от этого можно устать? Это то, о чём нельзя забывать, и нужно снова и снова снимать кино о русских воинах, о концлагерях, блокаде и прочем. В фильме 'Война Анны' плохо не отсутствие этого, а то, что режиссёр извращается над формой, лишь бы снять 'что-то новое'. Чтобы очередной 'интеллектуал' нашёл в картине тайный смысл, аллюзии, символы, метафоры и тому подобное. Оценить актёрскую игру невозможно, поскольку всё снято в темноте, да и отыгрывать особо актрисе нечего, кроме сильного испуга. Всяческое отсутствие поворотов сюжета превращают фильм в однообразный визуальный ряд. Опять же, больше эмоций можно получить при прочтении документальных материалов-воспоминаний жертв войны и нацизма, имена которых я написал в начале рецензий. Это фестивальное кино. И пытаться сделать из страниц войны какой-то модный артахус — тоже цинизм. Бесспорно, задумка интересна, и то, что Анна весь фильм просидела в укрытии, могло бы стать отличным материалом для эмоционального фильма, если бы там был хоть какой-то открытый конфликт, хоть какое-то раскрытие героев (посредством тех же воспоминаний), отсылки в довоенное время. Чтобы снять годный артхаус, необязательно подолгу снимать один объект в гробовой тишине. Есть множество художественных приёмов, делающих из героев живых людей, а не просто персонажей, прописанных в сценарии. Но нет. 2 из 10
'Война Анны' режиссера Алексея Федорченко это не короткометражная, хотя так можно было бы подумать, версия известного «Дневника Анны Франк», это полноценная история личной войны маленькой девочки с войной большой, жестокой, голодной и подлой. Фильм официально продлён к показам на две недели, чтобы претендовать на представление страны на следующем Оскаре. Это война за жизнь против смерти. Это история выживания и безграничной силы и бесстрашия ребёнка, у которого нет ничего, кроме собственной смелости. Историю Анны мы видим с момента ее второго рождения из-под земли, которая так нежно прикрыла расстрелянных родителей девочки и ее саму чудом спасшуюся от пуль. Ее находят, одевают, обувают и отдают от греха подальше, потому что держать у себя еврейскую девочку - это слишком опасно для любой семьи на территории, кишащей захватчиками. Но не так просто пропасть душе, в которой столь сильное желание жить. В картине нет войны как таковой, кроме как на карте в школьном классе урока географии, где скрывается Анна, пьяных немцев, празднующих рождество и овчарок, лающих за окном. Девочка выживает, как может: ищет воду в блюдцах из-под цветов, еду в мышеловках, продумывает все - от охоты, до разведения огня. Она сталкивается со страшными вещами. Ей помогает только ее желание жить и ставший верным друг - рыжий кот 'Кицель' (так его прозвала Анна, имея в виду слово на идише, означающее 'котёнок'). Друг будет верен ей до самой своей смерти, а девочка будет верна ему. Это, собственно, единственное слово, которое можно услышать от главной героини, вся иная речь в картине несвязна и звучит фоном без перевода на разных языках. Очень глубокий фильм, наверное, первый такой после советских фильмов о войне, вроде «Иди и смотри» или «Судьба человека».
В последнее время у нас много и охотно снимают о Великой Отечественной войне. Сидя вечером перед телевизором после трудового рабочего дня и переключая каналы вам понадобится не так много времени, чтобы наткнуться на очередной фильм о «грозных 40-х», снятый в последние годы. Большая часть из них — кинопродукт довольно низкого качества, рассчитанный на невзыскательного зрителя. Самая страшная в истории человечества война постепенно уходит в прошлое. Фильмы о трагических событиях, затронувших почти каждую советскую семью, давно уже превратились в развлекательное шоу. Расширяется и жанровое многообразие военного кино: тут тебе и фантастика с перемещениями во времени, и шпионский детектив с разоблачением многочисленных диверсионных групп, и остросюжетный боевик, где советские «рэмбо» с накаченными мускулистыми телами красиво побеждают «плохих» парней, говорящих на немецком языке. Всю эту телевизионный баланду, заправленную квазипатриотическим соусом, бесцеремонно подают к столу неразборчивого российского обывателя. На фоне откровенного ширпотреба, льющегося с голубых экранов, любой среднего качество фильм о Великой Отечественной войне кажется чуть ли не шедевром. Иногда отечественные кинопроизводители балуют измученного киноподелками (и киноподделками) зрителя довольно неплохими фильмами о той страшной войне; встречаются и очень хорошие, порою доходящие даже и до большого экрана. Но таких фильмов мало. Качественное российское военное кино — исключение, подтверждающее правило. На таком безрадостном фоне и создавался фильм Алексея Федорченко «Война Анны», вышедший в прокат 9 мая 2019 года. Он оказался событием в культурной жизни страны, был отмечен наградами на различных кинофестивалях и в итоге стал лучшим российским фильмом 2018 года (получил премии «Ника» и «Золотой орел» в номинации «лучший фильм» ). За семьдесят минут экранного времени вы не услышите ни одного выстрела, не увидите ни одного подбитого танка или бегущих в атаку солдат. Здесь нет массовых баталий, диверсионных групп, побегов из концлагерей или шпионских страстей. И всё же это лучшая отечественная кинокартина о Второй Мировой войне, снятая за последние двадцать лет. «Война Анны» — фильм о маленькой девочке, сумевшей в одиночку противостоять военной машине Третьего Рейха и выжить в адском котле всепожирающей войны. Шестилетняя девочка Анна, чудом уцелевшая после массового расстрела, волей случая оказывается в сельской школе, превращенной в немецкую комендатуру, где она проведет долгие месяцы и годы, прячась в старом камине в бывшем кабинете географии. Покидая камин лишь ближе к ночи, все дни и вечера Анна проводит в пыльной тесноте своего маленького «жилища», смотря на окружающий мир через маленькое окошечко. Это мутное потрескавшееся окно становится для нее своеобразным экраном, который демонстрирует ей череду бесконечно сменяющихся людей и событий. Режиссер показывает нам войну глазами ребенка. Глаза Анны, напряженно всматривающиеся в грязное стекло, переносят нас в мрачное пространство пустого класса; зритель непроизвольно становится участником разворачивающегося действа. История, рассказанная в фильме, это история взросления. Взросления ребенка, оказавшегося в эпицентре бесчеловечной войны, в противоестественных условиях кровавой бойни. На наших глазах маленькая девочка превращается в умудренного опытом взрослого человека. Превращается в неестественно короткий срок, превращается, ценой отказа от детства. Перед нами не Аня, не Анюта. Перед нами — Анна. Прошедшая множество трагических испытаний женщина в теле ребенка. А еще это история выживания. Но не простого физического выживания. Главной (а по сути, единственной) героиней картины движет нечто большее, чем чувство обычного самосохранения — она должна выжить не для того, чтобы жить, она должна выжить, для того, чтобы победить. Победить себя, обстоятельства, смерть. Победить в войне и победить войну.
Деятельность домовых, духов места и других подобных фольклорных персонажей всегда связана с потусторонним и мистическим. Однако такое иррациональное и безумное явление как война создаёт все условия для воплощения самых страшных кошмаров. Новый фильм Алексея Федорченко «Война Анны» показывает, как война вынуждает маленькую девочку проживать жизнь домового. Спрятавшись от нацистов в камине, юная Анна вынуждена добывать пищу по ночам. Помимо еды ночные вылазки позволяют ей находить тёплые вещи и исследовать окружающий мир. Считается, что кошки могут видеть духов. Именно рыжая кошка становится единственным другом Анны. А на гротескном языческом балу в новогоднюю ночь пьяные немцы воспринимают Анну как нечто само собой разумеющееся. В отличии от домового, страх быть пойманной у Анны никуда не исчезает. Напряжение присутствует в каждой сцене. Если в некоторых хоррорах опасность исходит от запредельного и неизвестного, то в «Войне Анны» опасными становятся обычные люди. А виной этому – война. Война делает из обычных людей монстров, а маленькую девочку может превратить в домового. Магический реализм Алексея Федорченко наглядно это демонстрирует.
Такие титулы, такая сумасшедшая вывеска. Любопытство разъедало, что же насняли на столько «золота». Девочка, совершенно отрешённая от окружающего мира. Почему-то негативно к нему настроена. Прячется в комендатуре, хотя есть куча возможностей оттуда выбраться. Зачем-то прячется от людей, хотя немцы детей без серьёзных причин не трогали, а то, что она еврейка, у неё на лбу не написано. Да и вряд ли ребёнок мог знать об отношении фашистов к евреям. Девочка получилась пугающе хладнокровной: она с лёгкостью убивает голубей, расчленяет крыс, одевается в волчью шкуру. Оттого забавнее, когда она периодически неестественно плачет в те моменты, когда, как предполагает режиссёр, ребёнок должен плакать, хотя по идее он весь фильм должен плакать (тем более девочка), ведь он остался один и естественным образом будет искать маму или того, кто её заменит. Единственное, что у девочки вызывает искренние чувства — это еда. Она перекрывает интерес ко всему остальному. Но по-прежнему неясно упрямое нежелание искать еду за пределами помещения. В реальности голод вывел бы на улицу любого ребёнка, потому что дети в таком возрасте не боятся пуль, так как ещё не осознают весь ужас смерти, и у них плохо развит инстинкт самосохранения (поэтому их услугами пользовались в партизанских отрядах). Что-то очень серьёзное и убедительное должно заставить ребёнка прятаться от всех в одном месте, но из фильма не ясно, что. То, что девочка не произносит за весь фильм ни слова, очевидно, художественный замысел, ибо представить себе такую выдержку в реальности затруднительно, как и финальный эпизод, где девочка побеждает немцев несколькими движениями руки. В жанре артхаусный хоррор фильм смотрелся бы выигрышнее, поскольку в этом жанре нет претензий на реалистичность, и девочка, хладнокровно и безучастно наблюдающая за жестью вокруг (и сама этим греша), смотрелась бы органичнее.
Больше года назад на Кинотавре состоялась премьера фильма «Война Анны» Алексея Федорченко, автора «Овсянок» и «Небесных жён луговых Мари». В России премьера состоялась 9 мая 2019 года, а также была показана вне конкурса на МЕКФ. Картина рассказывает о девочке, которую чудом спасли, отдав в комендатуру, где ей приходилось два года буквально жить в камине. Фильм смело можно назвать лучшим военным как минимум за последние два года, если не за десятилетие. Историю, послужившую основой для фильма, режиссёр прочитал в ещё живом тогда ЖЖ. Пост представлял собой маленький рассказ у кого-то на странице о маленькой девочке, которая пряталась два года в военной комендатуре где-то на Полтавщине. При этом по фильму совсем непонятны временные рамки всего действия. Что неделя, что месяц, что год, жизнь глазами Анны темна и однообразна. Кажется, проходит вечность, и девочка взрослеет ускоренным темпом. Название картины лаконично и легко объяснимо. Война идёт не только на передовой, но ещё и тут, в бывшей школе, окруженной немцами. Ментальная молчаливая война в голове маленькой девочки: как не попасться на глаза врагам, как перебороть свой страх, как добыть еду, как смастерить теплую одежду из подручных материалов, как просто выжить в неимоверных условиях? Имя героини мы ни разу не услышим, и понимаем лишь по названию. А оно не случайно. Анна — женское русское имя — палиндром еврейского происхождения. С древнееврейского языка Анна переводится как благосклонность, благоволение; при этом эта благосклонность может означать как благосклонность со стороны Бога, так и благосклонность со стороны людей. Можно так же провести параллель с Анной Франк, скрывавшейся от нацистов в Голландии и ведшей знаменитый дневник, еврейской девочки. В фильме почти нет сюжета: мы лишь наблюдаем в свободном чередовании ряд тяжелых сцен. Эдакий большой этюд в исполнении прекрасной Марты Козловой. По заверениям Алексея Федорченко, если бы он её не увидел, фильма бы не случилось. Режиссёр начал писать сценарий, заприметив лишь одну её фотографию. А девочка просто необыкновенная. И дело не только в её огромных трагических глазах. Прежде всего завораживает её невозмутимая и не по годам зрелая игра. Как за столь короткий фильм (75 минут) удаётся показать серьёзное взросление такого хрупкого и маленького человечка? В фильме видна работа каждого специалиста. Оператор Алишер Хамидходжаев искусно в условиях даже практически стопроцентной темноты показывает нам мир маленькой девочки. Сценаристка Наталья Мещанинова отлично сработала в тандеме с Алексеем Федорченко. И если «Аритмия» сентиментальная, то здесь получилось выстроить местами холодную и расчётливую, но ещё сильнее бьющую в самое сердце историю. На доработку звука позвали маститого Винсента Арнарди, имевшего опыт работы с Бернардо Бертолуччи и Жаном-Пьером Жёне. Музыки в картине немного, но с каким же трепетом и точностью создатели фильма вплели все эти шорохи, шуршания, лаи, крики. Саундтрек запоминается. В целом, у картины довольно мрачное и депрессивное настроение, но даже здесь вы найдёте, где улыбнуться и испытать светлое чувство. По ночам бывшая школа пустеет, девочка выходит на встречу приключениям. Утром и днём молча наблюдает за жизнью оккупантов. И, может быть, раньше многих её сверстников, пусть краешком глаза, но всё-таки видит анимационное кино, транслируемое с проектора. Отдельно отмечу сцену, в которой у камина придаётся утехам парочка, а рядом с ними стоит корзина с помидором, который буквально пожирает глазами наша героиня. Режиссёру удаётся снять одновременно жуткий и чуткий, реалистичный и сказочный, камерный и всеобъемлющий полнометражный фильм об ужасах войны. Очень сильная картина, которую я бы посоветовал даже детям. 9 из 10
2019 год. С момента окончания второй мировой войны минуло 74 года, но по-прежнему эта тема не дает покоя деятелям кино. И не был бы этот факт достоин даже обсуждения, если бы не мучительная спекуляция на непростой теме и крайне низкое качество большинства подобных продуктов. Сколько за последние годы вы припомните военного киномусора? Тонны. Как в телевизионной ротации, так и на большом экране. Сколько среди этой однотипной халтуры более или менее приличных работ? Единицы. Пожалуй, '28 панфиловцев' первыми приходят на ум. Ну и 'Войну Анны' к мусору тоже отнести не выйдет, но это, как по мне, недостаточный довод в пользу премии за лучший фильм прошедшего года. Да, неплохая идея: показать войну с точки зрения ребенка. Впрочем, идея эта, опять же, не свежа, вспомнить того же, прости господи, Тарковского и его 'Иваново детство', например. Но ладно, это ж давно было, в другой стране еще, так что, не считается. А множественные экранизации 'Дневника Анны Франк'? Ну нет, это ж не про наших русских детей, а про немчину проклятую - снова мимо. Ладно, поехали дальше. Рассказ о войне с позиции ребенка... чего-то здесь не достает для пущей мощи силы искусства. А! Давайте уберем из фильма диалоги! Вообще! Пусть зритель на протяжении часа и двадцати минут слышит только редкие тихие реплики на украинском языке (об этом позже) второстепенных героев. Вот это будет саспенс! Вот это концептуальность! О, да... Возьмем девочку с большими грустными глазами, испачкаем ее в ненатуральном гриме - а-ля в грязи и саже - пустим ей по ногам струйки мочи в качестве единственной доступной жидкости, заставим крупным планом питаться падалью и карикатурно выть. Кажется, подходящий выходит рецепт, чтоб с головой окунуть зрителя в ужасы войны и как следует шарахнуть современным искусством. Но этого недостаточно! Так, в фильме все молчат, омерзительных сцен предостаточно, ребенок в кадре присутствует, что же еще... точно! Превратим картину в некий однообразный квест, показав этим суровое взросление дитя в условиях военного времени! Брависсимо! Зрителю может быть скучно смотреть на одинаковые повторяющиеся действия в полной тишине на протяжении полутора часов? Ну так не для быдла же шедевр ваяли, в конце концов. Уж и пятиминутное скольжение камерой по оторванным конечностям, лежащим на земле, в начало фильма вставили, чтоб сразу на нужный лад настроить и безвкусных мещан отсеять еще на старте, так что, какие претензии? Но все равно. Не хватает какой-то социальной остроты, актуальности, что ли... бинго!!! Перенесем действие на Украину, единственных показанных в кадре украинцев сделаем предателями и фашистскими подстилками! О, да... На выходе получаем очередную концептуальную военную слезовыжималку, у которой, правда, есть один крохотный недостаток: ее невыносимо скучно смотреть. За операторскую работу и живые глаза главной героини: 5 из 10
Кинематограф Алексея Федорченко обладает рядом характерных черт: ироничность, гротескность, определенная постмодернистская несерьезность, делающая его фильмы хорошо структурированными шутками, не более того. Лишь дважды Федорченко отступал от своего художественного мироощущения, чтобы создать драматическое, даже трагическое повествование: в «Овсянках» и вот теперь в «Войне Анны», этом удивительно новаторском и вместе с тем неманипулятивным фильмом о Второй Мировой. Уникальность этой картины - прежде всего в том, что это монофильм, сконцентрированный вокруг одного героя, который не произносит ни одного слова, другие персонажи – всего лишь статисты, появляющиеся эпизодически. Повествовательный нерв ленты – выживание маленькой девочки в самом сердце нацистского логова, в комендатуре на оккупированной украинской территории. Поначалу героиня кажется беспомощной, и зритель ждет от режиссера сентиментальной жестокости в описании ее страданий, однако, уже вскоре после начала мы видим мужество и желание жить юной Анны, ее незаурядный ум и смекалку в деле выживания. Собственно, определенная однообразность эпизодов, посвященных всецело повседневным нуждам девочки, разрушается лишь единожды – в сцене нацистского Рождества, в которой гиперболизированная гротескность Федорченко, его особый символический киноязык демонстрирует себя во всей своей мощи: здесь есть место даже Деду Морозу, но в целом, она нужна для того чтобы противопоставить скотское поведение нацистов мужественной человечности Анны. «Война Анны» построена на парадоксах: она ощутимо разваливается на яркие, часто короткие эпизоды, соединенные лишь общей нитью выживания ребенка, сюжет почти не движется, - это скорее живопись, чем кино. Однако, фильм от этого только выигрывает, ведь в нем из-за отсутствия ощутимой кульминации, нет взвинчивания зрительских нервов и манипуляции его восприятием. Федорченко в некоторых рискованных сценах весьма деликатен и обманывает наши ожидания тем, что не допускает натурализма даже там, где он, казалось бы, неизбежен (как в эпизоде с крысами, например). Удивительно, что поставленная на уровень почти животного выживания Анна сохраняет свое достоинство, чего нельзя сказать о нацистах и коллаборационистах в фильме, у которых есть все в материальном плане, но нет главного – ничего человеческого. Научившись ориентироваться в животном мире, Анна находит здесь своих друзей и врагов, она способна даже мстить, хотя порой и плачет, как ребенок (единственный раз, при потере любимого существа). «Война Анны» - новаторское кино от первого до последнего кадра, и изобразительно, и монтажно, и сюжетно. Даже удивительно, как небольшое смещение оптики восприятия войны способно дать столь плодотворные результаты. Главное достоинство картины Федорченко в том, что она лаконична, в ней нет ничего лишнего, хотя она и обрывается на полуслове, но даже это органично, в 75 минут экранного времени режиссер уместил не только всю человеческую жизнь маленького существа, выживающего наперекор всем, он выразил саму суть войны (любой, не только Второй Мировой) как пограничной ситуации, в которой проявляется экзистенциальное естество людей, подлость и гнусность одних, и мужество, и героизм других. Анна – подлинный герой той войны, она смогла сохранить свой человеческий облик в бесчеловечных условиях, не оскотинилась, никому не принесла вреда (хотя это было возможно – в войну и дети зверели). Исполнительница главной и по сути единственной роли Марта Козлова, как и любой ребенок, смогла прожить необходимое в предлагаемых обстоятельствах, в ее природной органике нет ни грамма фальши и кривлянья, образ, создаваемый ею, лучится невыносимой для зрителя искренностью, ибо мы не привыкли к такой серьезности, без доли сентиментальности в показе детских страданий. «Война Анны» - не просто удача режиссера, и не только лучший фильм во всей его фильмографии, но и наряду с «Иди и смотри», «Восхождением», «Балладой и солдате» и другими советскими шедеврами образец искреннего, нефальшивого военного кинематографа. Это не «Т-34» и не «Танки» с их постыдной бравадой спецэффектами. Картина Федорченко изящна простотой своих художественных средств, и вместе с тем экспериментальна, она обогащает мировой киноязык новыми средствами выражения. А это гораздо важнее, чем танковые бои, снятые с голливудским размахом при помощи компьютерной графики.
В этой камерной истории войны вы не встретите именитых актеров - только девятилетнюю девочку Марту Козлову. Режиссер не станет вас поражать масштабными батальными сценами. Сражение Анны проходит в бывшем здании школы, приспособленном под фашистскую комендатуру. Вас не будут утомлять длинными диалогами - только обрывки украинского говора и немецкой речи. В остальном вашими спутниками будут глухие шаги в пустом помещении, пронзительные звуки расстроенного пианино и лай собак за окном. Никто не будет тыкать патриотизмом, напыщенным геройством. Весь подвиг отражен в выживании еврейской девочки внутри старого камина. Никаких драматических постановочных сцен не мелькнет перед вами. Вы вместе с Анной наблюдаете за оккупантами через щели в кладке. Вы не смеете плакать, всхлипывать и кричать от боли. Вы обязаны молчать и ждать, когда зайдет солнце. Для вас не ведется календарь. Есть только день, ночь и ноябрь 41-го. И время вы будете отсчитывать по стуку сердца девочки, жадно пьющей воду из вазы, охотящейся на голубей и рыдающей по единственной подруге. Оператор не покажет сожженных деревень с тысячами убитых. Перед вами лишь в начале мелькнут мертвые тела, сложенные в яму, как опавшие листья, как сухая ветошь. Лента предельно скупа по визуальному оформлению и богата по смысловому наполнению. Вы заметите собирательный образ детей войны в одном ребенке. Вы перенесете метафору оскверненного храма знаний на оккупированные и разграбленные города. Вы увидите дьявольский мотив в пиршестве нацистов со скелетом козла на столе. Вы поддержите партизанское движение в отчаянной попытке девочки отомстить. Вы наконец встретите желанное будущее в переставленных отметках на карте мира на школьной стене. Все это не обязано вам понравиться. Фильм “Война Анны” от Алексей Федорченко сделан не для угождения вам. Он снят, чтобы вы помнили. Без оценок и рекомендаций…
'Война Анны' - фильм, получивший главный приз на премиях 'Золотой Орёл' и 'Ника'. За какие заслуги? Речь идёт о судьбе маленькой девочки, пережившей массовый расстрел на оккупированной в 1941 году немцами территории. Живёт героиня в камине бывшего здания школы. Вернее сказать, выживает. За её выживанием мы и наблюдаем в картине. Создатели умело передали тревожность героини, которую та ощущает, вынужденная всегда скрываться. Мы вместе с девочкой радуемся каждой найденной крупице еды и капле воды. И, что характерно, за этим интересно смотреть. Эмоционально и интересно - а что ещё нужно-то? Никаких военных баталий в 'Войне Анны' зритель не увидит. Фильм о другом. Картина показывает, как война влияет на ребёнка в психологическом плане. Со временем Анна теряет всё человеческое и всё детское в себе. Ненависть к врагу - единственное, что осталось в душе героини. Говорить можно долго. На самом деле, содержание 'Войны Анны' включает в себя некий подтекст. Если смотреть чуть глубже, можно легко перейти из частного к общему, и в Анне можно разглядеть большую часть советского народа в те времена... Больше двух минут на экране из актёров появляется только Марта Козлова, сама Анна. Она потрясающе вжилась в роль. Очень трудно поверить, что актрисе не и десяти. 'Война Анны' - хорошее, крепкое авторское кино, показывающее ещё один взгляд на Великую Отечественную войну. Но при этом смотреть фильм легко, никаких соплей, лозунгов и прочего. 7 из 10
Любая война страшна, но хуже всего, когда она затрагивает жизни детей, потому что в глаза невинных душ врезаются жестокие и непростительные вещи, которые и взрослый человек не всегда может понять. Нам, живущим в мирное время, сложно представить, через что прошли наши бабушки и дедушки, чье детство выпало на Великую Отечественную войну. Тема войны глазами ребенка стала отправной точкой военно-психологической драмы Алексея Федорченко «Война Анны». Синопсис Вся семья Анны погибла во время массового расстрела, учиненного нацистами, но девочке чудом удается выжить благодаря матери, укрывшей ее своим телом. Не найдя приюта у случайной семьи, Анна укрывается в здании школы, где разместилась вражеская военная комендатура. В течение следующих месяцев, прячась в нерабочем камине, девочка познает все сложности выживания. Но несмотря на творящийся вокруг ужас Анне удается не только выжить, но и сохранить в себе человека. Игра актёров Хотя в фильме задействовано множество персонажей, ключевая роль, конечно, отведена юной актрисе Марте Козловой, чье исполнение прекрасно вписалось в особую психологическую атмосферу киноленты. Её героиня – это не просто маленькая девочка, прячущаяся от нацистов в старом камине. Анна – это одно из олицетворений того, во что война превращает ребенка, который ради еще одного дня жизни вынужден идти на немыслимые вещи, которые буквально убивает всякую радость и счастье в маленьком человеке, не оставляя ничего кроме ненависти к врагу и готовности пойти на любые жертвы ради выживания. Режиссура С творчеством Алексея Федорченко мне довелось познакомиться во время просмотра его предыдущих гротескных картин «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции», чей особый стиль не могли не привлечь внимания к режиссеру. Поэтому стоило ожидать, что «Война Анны» отойдет от классических канонов военной драмы и пойдет по своему пути киноповествования. Во-первых, в фильме практически целиком отсутствуют разговоры, поскольку на всем протяжении героиня не пророняет ни слова. Во-вторых, в фильме отсутствуют батальные сцены, чтобы передать войну не с точки зрения событий, а с позиции психологии, эмоций, внутреннего состояния человека, оказавшегося в западне. Автор больше уделяет времени тем лишениям, унижениям и жертвам, через которые приходится пройти ребенку. В-третьих, благодаря ограниченным планам фильм получился камерным. Все выше перечисленное усилило общую тревогу и переживания за судьбу героини, ставя зрителя на ее место. Сценарий Действие сюжета начинается в ноябре 1941 года, судя по речи второплановых персонажей, на территории оккупированной Украины. Главная героиня чудом выживает после массового расстрела, в котором погибает вся ее семья. Ее дает временный приют местная деревенская семья, но из страха попасться местным полицаям сдает девочку в комендатуру, расположившуюся в здании школы. Анна сразу сбегает из лап члена коллаборационистов и прячется в неработающем камине, где ей предстоит провести несколько месяцев из своей жизни, во время которых ей предстоит пройти через муки жажды, голода, унижения и одиночества. Героине предстоит пойти на многие вещи ради выживания, из которого самым трагическим моментом оказываются жертва единственным другом, благодаря которому в ней оставалась толика человечности. Итог Вообще «Война Анны», несмотря на камерное киноповествование и небольшой хронометраж, все-таки производит сильное впечатление. Хотя в фильме не хватает большей тревоги и неожиданных сюжетных поворотов, которые отобразили бы суть войны как таковой, все же картина не оставляет безучастным. Поэтому уверенно рекомендую к просмотру. 8 из 10
Только на этих выходных в прокате камерное кино Алексея Федорченко о Великой Отечественной войне, которое сильно выбивается из ряда пафосно-патриотических лент последних лет. Этот фильм рассказывает о войне без подвигов, героизма и патриотизма. В ней только страх, жестокость и цепкая, звериная борьба за выживание. Война за каждый кусочек хлеба и за то, чтобы в конце концов суметь сохранить внутри человека. Мировая война в фильме сводится до войны за жизнь одной маленькой девочки, лет шести, великолепно сыгранной Мартой Козловой. Чудом пережив массовый расстрел, она оказывается в комендатуре, расположенной в здании школы. Там она месяцами прячется в старом камине от немцев и полицаев, совершая ночные вылазки в попытке отыскать хоть немного еды и воды. “Война Анны” разворачивается в ограниченном пространстве бывшей школы, до которого сузился весь мир маленькой еврейской девочки, в одночасье потерявшей всех близких людей. В фильме практически нет диалогов, главная героиня на протяжении своих злоключений не произносит ни слова, а редкая речь звучит лишь фоном. Режиссер сам загоняет себя в узкие рамки и ограничивает свой арсенал художественных средств. В таких условиях он не чурается прямолинейных, лобовых приемов - бедная девочка в кадре обгладывает книжные корешки, пробует свою урину, ведет трогательную дружбу с котом. Находится место и для образности, такой, к примеру, как натуральный бал у сатаны, который устраивают нацисты под Новый год. Комбинация вызывающего клаустрофобию изображения и ночных звуков, редких, и от того оглушительных, убедительно создаёт образ дьявольского, вездесущего, смертельно опасного врага. Идея демонстрировать ужасы войны глазами ребёнка, безусловно, не нова. Как и используемые жанровые приёмы на грани манипулятивности, показывающие сверхчеловеческую волю к выживанию. Но, несмотря на отсутствие новаторства и жанровых откровений, “Война Анны” все равно заметно выделяется на фоне коммерческой жвачки, выпускаемой на тему Великой Отечественной в последние годы. Основной посыл картины Федорченко, как и всего праздника Великой Победы - все эти ужасы никогда, ни при каких условиях не должны повториться снова. Для любого здравомыслящего человека эта мысль не станет откровением, но в фильме о войне лучше лишний раз увидеть именно её, а не пустую браваду, превращающую самый глубокий шрам в истории человечества в развеселый блокбастер. В конце концов, суть праздника именно в том, чтобы помнить. 7 из 10
Определенно Алексей Федорченко (режиссер картины) один из лучших, если не самый, документалист нашей страны. Который способен синтезировать художественные и документальные стили создавая что-то нечто особенное. Это новый подход к фильмам о ВОВ, новый взгляд. И казалось бы весь ужас и мерзость войны уже показали многократно, но Федорченко находит способы взглянуть по-новому. Фильм о том, что у войны не 'детское лицо'. Ребенок, маленькая девочка. чье детство украдено и уничтожено. Видно как она взрослеет поминутно. Об этом говорит жестокая и очень холодная сцена знакомства зрителя с ней: она просыпается в земле среди трупов. Фильм очень хорош в своем жанре. Диалогов крайне мало и введены они по необходимости. Весь фильм мы наблюдаем за тем как девочка, перехитрив полицаев пытается выжить в одном помещении, прячась в камине. И казалось бы к середине фильм должен наскучить, но Алексею Федорченко удается держать внимание зрителей, невольно начинаешь сопереживать Анее и ужасаться тому к чему привела ее война. Да, местами картина похожа на инструкцию по выживанию или учебный фильм о том что нужно делать, если вдруг война а ты спрятался в камине. В целом картина очень сильная и еще раз но с нового ракурса говорит об ужасе войны, говорит иначе всех предыдущих.