Нелюбовь Картина Звягинцева 'Нелюбовь' стала моим первым знакомством с данным режиссером. Она оставляет весьма неоднозначное впечатление. Игра актеров, их эмоции и атмосфера достаточно реалистичны. Во всем чувствуется профессионализм. Родители мальчика разводятся и не могут решить, куда деть ребенка, дабы не мешал им реализовывать свои шкурные интересы. Им обоим хочется второй шанс, счастливый союз, в котором самое важное - они сами. Мать нашла себе облысевшего богатенького ухажера в возрасте, который потакает всем ее прихотям, но выглядит весьма скудно, неинтересно. Все, что у него есть, - деньги. Ни харизмы, ни эмоций, ни красоты - такое бесформенное нечто, во что влюбилась наша героиня. Даже его разговор в конце фильма с дочерью не наделяет человечностью, он так и остается 'следователем'. Режиссер почему-то избегает сильных эмоций, избегает какого-либо восторга, неподдельных чувств. Сплошная сухость, сплошной быт. Даже если опустить факт, что мать наплевала на своего ребенка, в ее новую любовь невозможно поверить. Она просто решила свои проблемы и нашла способ хвастать перед подругами и не чувствовать себя ущемленной - такие вот комплексы. Отец семейства обрюхатил очередную избранницу, весьма простую и незамысловатую - впрочем, себе под стать: никакого мужества и уверенности в нем не прослеживается. Нашел такую же неуверенную незрелую спутницу. Осталось куда-то деть свое нежеланное дитя. Самый драматичный момент происходит вначале фильма, когда мальчик подслушал ссору родителей, их нелюбовь к нему. И всё! Весь остальной фильм, перефразировав Хайдеггера, - это бытие к титрам. Пропажа мальчика никак не встряхивает наших героев, аж до тошноты противно. Материнский инстинкт атрофирован. Родители ищут свое чадо у бабушки, там его нет, но мы видим, в кого получилась мать мальчика. Такой совковый совок. Самый глупый нюанс фильма по мне - это отсутствие собак в поисках. Это абсурд. Как если хирург делает операцию не скальпелем, а тупым кухонным ножом. Эту нелепость я не готов прощать режиссеру. Звягинцев в своем омрачении картины слишком увлекся. Никак не хочет пустить в кадр четвероногих друзей: закадровый лай, закадровое мяуканье. Чтоб мы не отвлекались от беспросветной и безысходной бытовухи и шкурных интересов. Но мне не очень-то хотелось смотреть 2 часа на подобие драмы примитивных индивидов. Сухие лица, сухие чувства, сухие представители правопорядка, даже сухие волонтеры, участвующие в поиске. Никакой живости. Нельзя построить счастье, перешагнув через ребенка. Согласен. Пожалуй, такие люди просто не способны его построить, развитие не позволяет.
«It's like I'm sleepwalking Fell into another hole I dug» Неприятный мокрый снег падает на темные безжизненные деревья и печальные одинаковые «панельки». Каждая из миллиардов снежинок уникальна и прекрасна, но кому до этого есть дело? В каждом из тысяч окон происходит невидимая снаружи жизнь со своими маленькими и большими драмами. Люди укрываются от холодной неприветливой реальности в тепле, дома. Но что делать, если дом — место не менее холодное и равнодушное? Случайное пристанище случайных людей, вечно бегущих неизвестно куда в поисках того самого тепла. И ждущих, что оно где-то будет, что кто-то его должен обязательно дать. Кто-то думает, что нужно завести жену и ребёнка — и вот, семья готова, а семейное тепло должно прилагаться в комплекте. А кто-то предпочитает даже не думать, жить сегодняшним днём, убегая от, такого же беспросветного, дня вчерашнего. Кто-то эту потребность реализовывает в религии, но в такой абсолютно внешней форме: например, поставить иконку на стол — и ждать, что тебе за соблюдение подобных условий кто-то вышестоящий что-то должен (начальник или сам Бог). Но никто из героев, конечно же, не думает, что начать нужно с себя, изнутри. Они не умеют сами отдавать, не умеют любить, потому что никто не научил. Да и, как говорится, не жили хорошо — нечего и начинать. Изначально нежизнеспособный брак решено завершить ради дальнейших безнадежных поисков любви (или хотя бы просто большего комфорта, просто чего-то нового, потому что надо куда-то бежать). Одна проблема — никому не нужный ребёнок. И ребёнок, осознавая, что он — проблема, избавляет родителей от себя. Не целенаправленно, конечно. На самом деле он тоже, по их примеру, просто бежит от холода и равнодушия. Только делает это по-детски импульсивно, предпочитая такой семье холодную заснеженную улицу, а такой жизни — смерть. А где-то совсем рядом есть другие люди, готовые ездить по ночам за город, прочесывать леса и заброшенные здания ради чужого ребёнка. Мы смотрим на их работу глазами главных героев, не зная никаких личных подробностей о самих поисковиках: как они живут, чем зарабатывают и почему решили этим заниматься. Это особенно впечатляет: на контрасте с привычным миром главных героев они выглядят какими-то необъяснимыми сверхсуществами или просто безумцами. Столько ресурсов тратится на поиски одного никем не любимого маленького ребёнка, которого собственные родители готовы были сдать в интернат! Главным героям тяжело сочувствовать, но и ненавидеть их не получается. Они — как часть равнодушной суровой природы, от которой странно ждать человечности. Они обречены вечно бежать от прошлого, но, как на беговой дорожке, фактически ничего не меняя. Этот фильм можно было бы назвать мрачным и безысходным, но на мой взгляд он мотивирует, если не вступить в поисковый отряд или заняться благотворительностью, то хотя бы проявить любовь к своим близким, лишний раз вспомнить, что вы друг у друга есть.
Многие люди, ещё не посмотревшие 'Нелюбовь', по своему обыкновению заранее начали фильм нещадно ругать. Дескать, опять этот русофоб Звягинцев очерняет нашу страну. Но после выхода картины в прокат, на ум приходит единственный совет для всех, кто творчество Андрея Петровича на дух не переносит: просто посмотрите это кино. После финальных кадров 'Нелюбви' спорить об идеалах и взглядах совершенно не хочется. Режиссёру, похоже, самому не хотелось кому-то что-то доказывать или навязывать - он просто снял отчаянно эмоциональный и беспощадно правдивый фильм. И самое завораживающее: несмотря на июньскую жару на улице, из кинотеатра выходить лично мне было страшно, ведь картина невероятным образом убеждает в том, что за окном лютый январский мороз, а на тебя только что вылили ведро ледяной воды. Творчество Звягинцева многие критики очень любят сравнивать с работами Андрея Тарковского. Но проводить подобные аналогии в отношении его нового фильма будет не совсем корректно. Режиссёр снял абсолютно самобытное кино. Шутка ли, если бы этот же сценарий Олега Негина, давнего соратника Звягинцева, доверили бы любому другому российскому режиссёру, мы бы никогда не услышали о такой картине. Потому что на том же материале не настолько талантливый постановщик снял бы очередную проходную драму, для вечернего показа по ТВ. Эта ведь реалистичная история, но 'про жизнь' у нас снимает кто угодно. Другое дело, что режиссёрский талант Звягинцева воплотил на экране этот сценарий чуть ли не с присущим Алексею Герману гиперреализмом. Звягинцева часто упрекают в формализме, но к 'Нелюбви' такие претензии предъявить невозможно. Этот фильм от первой до последней минуты с филигранной точностью воспроизводит нашу с вами действительность, настолько живо, что становится даже неуютно. Собственно, о чём эта история? 'Нелюбовь' позволяет представить, что же стало бы с парой из картины 'С широко закрытыми глазами' через несколько лет. Только, если в последнем шедевре Кубрика герои на грани развода буквально попадали в кошмарный сон, то в 'Нелюбви' кошмар воплощается в реальности. Земля медленно и незаметно уходит из под ног Бориса и Жени, и опомнятся они только когда уже будет поздно. Хотя в начале кажется, что ничего страшного не происходит: подумаешь, пару раз уже почти бывшие муж с женой поругались, не впервой же. Скоро они навсегда друг от друга избавятся и будут счастливы. У Бориса молодая любовница, которая неожиданно забеременела, как и жена однажды, хотя свою новую любовь он обещает никогда не бросить. У Жени богатый и услужливый ухажёр: с ним она, кажется, по-настоящему счастлива и строит планы на будущее. Ничего не забыли? Ах, да, ребёнок! Удивительно, но по сознательной задумке режиссёра, не только родители, но и зрители, абсолютно забывают что у пары-то вроде был ребёнок. Именно от его лица начинается действие фильма, но он буквально пропадает из кадра ещё задолго до того, как он исчезнет из жизни родителей. Ребёнок - вообще центральный образ во всех пяти крупных картинах Звягинцева и тот факт, что в новом фильме эта основа резко пропадает, разрушает всю плавность повествования, превращая жизнь героев в ад. На контрасте с 'Еленой', где все персонажи бездумно пялились в экран телевизора, здесь каждый, что называется, 'залипает' в своём смартфоне. Вместо того чтобы обсудить проблемы с мужем, героиня безучастно листает ленту в инстаграме. Вместо разговора с сыном, мать больше интересуется перепиской в социальной сети. Показателен диалог девушек, которых можно случайно заметить на заднем плане в сцене в ресторане: 'Девчонки, может выпьем за любовь?' - 'Давайте лучше селфи сделаем'. Безучастные незаинтересованные разговоры с парикмахером или навязчивым коллегой на работе - вот и вся социальная активность героев. И всё равно, такие отношения им намного дороже, чем общение с родным сыном. Режиссёру не пришлось демонстрировать сцены перепалок и оскорблений ребёнка - один немой кадр с беззвучно рыдающим за дверью мальчиком, не выйдет у вас из головы до конца фильма. Как во всё той же 'Елене' здесь на заднем фоне часто можно услышать радио, и в этих сценах начинает казаться, что Звягинцев потерял актуальность. Из радиоприёмника слышны рассуждения о готовящемся в 2012 году конце света - казалось бы, эсхатологические настроения у людей давно пропали и эти эпизоды кажутся чужеродными. Лишь в конце, когда на телеэкранах персонажей внезапно появится известный ведущий новостей канала 'Россия', авторский замысел станет понятен. Кто-то углядит в этом высказывание об отношениях между Россией и Украиной. Хотя на самом деле с уверенностью можно сказать лишь, что произошло то, к чему радио готовило героев - наступил настоящий конец света. 7,5 из 10
В прошлом году я впервые познакомилась с творчеством Андрея Звягинцева, посмотрев его картину «Левиафан», которая тронула меня до глубины души, я постоянно возвращалась к ее сюжету, думала, размышляла, а то, что произошло в фильме долго бередило мою душу, даже сейчас иногда вспоминаются моменты из ленты, которые до сих пор меня не отпускают. Я безусловно влюбилась в эту работы и хотела смотреть Звягинцева еще и еще, но останавливалась, поскольку понимала, что его картины не просто фильмы с глубоким смыслом, посмотрев один раз, сюжет которых вы забудете, а ленты, требующие тяжелой душевной и моральной работы. Нелюбовь также требует сильных эмоциональных затрат, потому что вся наша жизнь наполнена этой самой Нелюбовью. Когда мы молоды, весь мир видится в розовых очках, кажется, что ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, ведь рядом есть любимый человек и скоро появятся дети. Не разобравшись со своими желаниями в юном возрасте, наша зрелая жизнь превращается в большую ошибку, и мы начинаем срывать свои неудачи и разочарования на самых близких и родных, окружая себя НЕЛЮБОВЬЮ по отношению к ним, к своим единственным детям, ко всем окружающим в мире. Все вокруг покрыто серыми красками, а социальные сети единственный шанс уйти и забыться, посмотреть, как счастливо живут другие и иногда похвастаться своими светлыми моментами, которых, к сожалению, у главных героев не так много. Невозможно обвинять Женю и Бориса, клеймить их за их ошибки и необдуманные действия, у каждого из них свои проблемы, каждый из них подавляем: на девушку с детствами давила мать, от которой она любыми способами хотела сбежать, но попала в новую кабалу – брак, мужчина также находится в жестких рамках своего начальника, который требует, чтобы все состояли в браке, а он не хочет терять свою высокооплачиваемую работу, поскольку на нем много кредитов и обязательств, поэтому находит другую девушку, которая беременна от него, пытаясь утешиться в ее объятиях, но все безуспешно и вновь НЕЛЮБОВЬ к новой жене и другому ребенку, которого родной отец так безжалостно бросает в кроватку. Евгению и Борису, выйдя из отношений, надо было немного одуматься и побыть наедине с самими собой, разобравшись в своих истинных желаниях, но они попадают в другую кабалу, где остаются такими несчастными. Также хочется сказать, что безумно жалко всех будущих детей, которые будут появляться в психологически нездоровых семьям, которых с каждым годом становится все больше и больше. Мы покалечены нашими родителями, наши вторые половины также морально уже разбитые, начиная создавать семьи, мы убиваем друг друга дальше, доставляя еще ужасный вред, а потом у нас появляются дети, которых мы с самого рождения начинаем ненавидеть и уродовать, принимая данные ситуации за безграничную любовь. Единственная просьба ко всем девушкам, а также к парням, которые собираются заводить детей, готовьтесь к этому событию, занимайтесь, читайте, работайте с психологом, чтобы не разбить жизнь маленького крохотного существа, который потом также вырастет с огромной НЕЛЮБОВЬЮ в сердце. Прекрасно удалось показать Звягинцеву и взаимоотношения матерей и дочерей. Обычно в России в большей части представляются матери тираны, вышедшие из советского прошлого, старающихся вырастить из своих маленьких девочек «умниц, красавиц, спортсменок и комсомолок», которые должны быть идеальны во всем, но такая парадигма в данном случае не работает, да и время другое. И переусердствовав с воспитанием, загоняя маленьких девочек в угол, происходит два варианта развития событий: либо они отчаянно сопротивляются матери, портят с ней отношения и больше не общаются, либо не противостоят этому гнету, но потом не могут наладить свою жизнь, обвиняя во всем мать и в итоге также остаются с ней в плохих отношениях. Возможен еще и третий вариант, когда мать вас приотпускает чуть-чуть, чтобы вы смогли построить свою семью и родить детей, но в итоге все равно при любом случае вмешивается в личную жизнь. И очень классно была вплетена политическая повестка, которую я сначала не понимала к чему она тут, поскольку новости про войну на Украине никак у меня не связывались с заглавной темой фильмы, но потом я поняла, что между двумя братскими народами, двумя странами также наступила НЕЛЮБОВЬ, нас настраивают друг против друга, и вся ненависть и вражда выливается через экран телевизора и в наши семьи. Но несмотря на всю трудность фильма, есть моменты, которые вводили меня в шок: это депиляция промежностей главной героини, слишком откровенные постельные сцены, а также вытирание частей тела после туалета. И постоянно в кадре светиться чья-то пятая точка, особенно отвращение вызывает именно мужская волосатая. От Звягинцева всегда ждешь эстетичных кадров, а не вот таково. И хотя во время просмотра картины, я делала акцент на вышеупомянутых деталях, не хватало какой-то эстетичной съемке на природе, как в Левиафане. После того как пошли титры, я зашла в ванну, помыть руки и у меня потекли слезы. История сильно попала в мое сердце, и где-то отражает происходящее в моей жизни.
'Эх, вот так вот прижмет рогаткой - И любить или не любить!' Александр Башлачёв. 1. Одна из важных проблем творца (писателя, режиссёра, поэта) – как высказаться на социальную проблему и не скатиться в публицистику? Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» показал эталон выполнения таковой задачи. Замечательное, жестокое, сильное, красивое кино, которое нужно смотреть. Всем нужно такое смотреть. По той причине, что Звягинцев, сам, мне кажется, прекрасно это понимая, нашёл самую больную язву общества и снял про неё кино. Язва зовётся – скукой. Давайте сразу посмотрим в конец фильма. Вот перед нами две семьи, где каждый много месяцев назад признавался в любви и ощущал новые отношения, как глоток свежего воздуха – речь о Жене и Борисе. Но каким мы видим лицо Бориса, когда к нему с игрушками пристаёт маленький сын? Мы видим раздражение, ведь спиногрыз мешает смотреть телевизор. А что за лицо у Жени, вечно разглядывающей разнообразные фотографии в интернете, сидя на широком диване? Лицо раздражённое, ведь про Украину по федеральным каналам уже надоело, а новый муж больше ничего и не смотрит. Муж перед телевизором внимает Соловьёву, жена где-то чем-то мается… Скучно! А от такой инертности всё вокруг начинает раздражать. Начинаются ссоры, затем надрезы в отношениях, ссоры громче, находится смертоносное слово, ругань нарастает – и вот муж оставляет жену на обочине, при этом смачно обложив матом. Весь фильм можно пересказать таким 'колечком'. Потому что история по-классически зациклена. Развития нет. Какие бы волонтёры и энтузиасты не помогали решить проблему – пропажу Алёши – итог всегда один: ничего не изменится. Был сын, семья разводится, сын убежал, семья объединилась вокруг его поисков, но очень плохо и ненадолго, сын пропал навсегда, семьи больше нет. Единственная динамика развития фабулы состоит в пропаже Алёши и его поисках. В остальное время жизнь героев кажется такой вязкой, такой болотно-тягучей. 2. Скука, в смысле – отсутствие желания что-либо делать для развития себя, распространена повсеместно. Сейчас я обращусь к статье из журнала Огонёк, на которую я случайно наткнулся, и которая тематически совпадает с фильмом «Нелюбовь». Статья «Подвал» журнала Огонёк за 1989 год (№8), автор которой Виталий Ерёмин, говорит о социальной проблеме воспитания подростков. Почему участились случаи насилия над девушками до 18-ти лет группой парней? Почему это стало происходить регулярно? Что с этим можно сделать? Приведу обширную цитату: «Однажды проводили мы анкетирование, – говорила Р. В. Данилова, – Был там такой вопрос: почему ты совершил преступление? Какой, вы думаете, был наиболее часто встречающийся ответ? Не угадаете! «Потому что нечего было делать». «Иногда хочется просто поговорить с преступником, услышать от него хоть какое-то объяснение. Ну почему он стал таким?» «Приглашаем родителей. Но они ничего не могут сказать о своём сыне-насильнике. Чем занимается? Чем увлекается? С кем дружит? Где бывает? О чём думает? Ни-че-го не знают!». Родителям скучно с детьми тогда и сейчас. Да, тут можно ответить ссылкой на вечный конфликт отцов и детей, мол, совершенно разные люди, общего мало. Но тут даже конфликта нет – просто живёт сын рядом и достаточно. Привыкли. То же мы видим в семье Слепцовых, где Ивану, координатору поисковой группы, на вопросы об Алёше родители отвечают с приставкой 'кажется'. Ну нет интереса к сыну у родителей. Привыкли, что 12 лет рядом и всё. А теперь вообще исчез – только проблемы создаёт. Как с этой скукой бороться? Каким образом должен встряхнуться социум, чтобы все перестали жить, для начала – в нелюбви. Нет простого ответа на этот вопрос. Я сомневаюсь, что и сложный ответ существует, но во всяком случае, на обозначенную Звягинцевым язву посмотрело достаточно людей, могущих сделать какие-то выводы. Как научить родителей воспитывать детей? Ведь это не машину водить или иностранный язык выучить. Ответа нет и в статье Ерёмина. 30 лет без малого прошло, а мы всё ещё удивляемся и хвалим факт того, что нам снова указали на проблему. Нам в который раз показали нас же самих, а мы в который раз восхищаемся и продолжаем сидеть ровно. Выходит, инертность сильнее? Недостаточно сильно пугает статистика домашнего насилия, подростковых самоубийств, изнасилований и прочих нелицеприятных для общества язв? Андрея Звягинцева можно только похвалить за прекрасный фильм, где он постарался не впасть в памфлет или социальщину, а показал настоящую драму, настоящее кино. Но при всём при этом нужно понимать, что мы только смотрим на проблему, не говорю уже – видим. Мы о ней знаем, но с места не сходим. Надо сказать, что пресловутый телевизор, так прямолинейно вставленный в киноленту, сказывается на социальном климате. Общество у нас ведь не мёртвое, просто больное. А любой живой организм требует движения. Но при отсутствии этого самого движения, мы, благодаря многочисленным примерам – от маршруток до очередей в магазинах – понимаем, что люди едят сами себя. Нам всем скучно, и мы все друг друга ненавидим. 3. Замечательная сцена уже перед самым концом фильма: Женя отрывается от дивана, надевает спортивный костюм с надписью «Russia», встаёт на беговую дорожку, начинает бежать, и камера понемногу начинает наезжать, показывая бег на месте крупным планом. Простое и сильное социальное высказывание – Россия совершает бег на месте. И всё. Нет движения, нет динамики, помимо искусственно созданной. А после фильма в голове снова вопрос – как всё это можно любить?
Здравствуйте. Никогда раньше не писал подобных отзывов, но прочитав с десяток рецензий, очень захотелось поделиться своими мыслями. Я не буду пытаться искать скрытые смыслы и отсылки ни в серых пейзажах города, ни в интерьерах, ни в бесконечных угнетающих новостях на фоне, потому как эти детали и есть 'декорации' нашей жизни, стоит лишь выглянуть в окно из своих пяти и девятиэтажек, или включить телевизор или радио. Такая уж страна. Так что же такое любовь? На мой взгляд это не сюсюканье и поцелуи, ни щенячьи нежности и не эйфория в груди от окситоцина, эндорфина и прочих гормонов, вышибающих башню, как пробку из бутылки шампанского, а сила, которая заключена в человеке, либо напрочь в нём отсутствует. Я хочу отыскать её или её отсутствие в фильме, в персонажах и событиях, и применить найденное к себе, к каждому из нас. Сила в главных героях? Женя - жена и мать. Занимается лишь собой, спит по пол дня, сидит в телефоне, пилит и унижает мужа, ребёнком не интересуется и не занимается, да ещё и жалеет, что не убила его в самом начале. Считает, что она вся такая замечательная и заслуживает (непонятно правда чем) лишь нежности и заботы. Нет ни намёка на благодарность. Ведь Борис - муж, отец, не бросил 'залетевшую' девушку, взял её в жёны, трудился и работал на благо семьи, все эти салоны красоты, смартфоны и шмотки, квартира в 85 квадратов у метро не с потолка берутся, это всегда тянет мужик. В такой ситуации его страх потерять работу не такой уж убогий, ведь и новую женщину и ребёнка надо содержать и поднимать. Пусть меня затопчут, но ещё семьдесят лет назад, в деревенской семье, где семеро по лавкам, женщина не могла рта открыть без разрешения и пахала с утра до ночи, потому и было не до депрессий. Но в современном обществе всё перевёрнуто с ног на голову, иметь всё, не прикладывая ни капли усилий - девиз современной женщины, вот и результат. Борис не идеален, но в его поступках возможно почувствовать ниточку силы, закопанную в куче рутины и тоски. В матери Жени? Есть ли сила в том, чтобы оградиться от собственной дочери железным занавесом? По моему нет, она нужна чтобы, не смотря ни на что, находить каплю тепла и доброты для своего чада в любой ситуации. Есть ли сила в двуличии? 'Боже', 'Господи' звучит через слово из уст человека, который открыто убеждал свою дочь сделать аборт - убить живого человека. Интересно, что по этому поводу думает церковь и бог, которому она всё завещает. Найди в себе силу не допустить зарождение новой жизни, если не готов или не хочешь, но избавляться от уже растущего живого человека - убийство, и не важно сколько он живёт, неделю, месяц или год, если это уже случилось, то найди в себе силы с этим жить достойно. В ребёнке. Нет, и в том нет его вины. Ведь ему её никто не дал, не научил, не показал ни единожды, что это такое и какой она может быть. Чистый лист, в который лишь плюют, очень быстро превратится в мусор, который разносит ветер. В ребятах из ПСО? Пусть говорят, что они делают это уже рутинно и обыденно, местами даже с долей цинизма, но они это делают, и это приносит результат, дарит надежду. Посторонние люди, которые не остаются безучастными, обладают такой редкой в наше время и трудной способностью СОпереживать - это сила. На мой взгляд, в этом фильме есть примеры, как наличия, так и отсутствия силы, любви и нелюбви. В том кто мы есть и кем мы стали виновата не жизнь, окружение или трудности, с которыми мы столкнулись. Мы сами выбираем, что видеть, чему учиться и какой выносить опыт. Давайте смотреть на себя, находить силы в себе и становиться лучше, оставаться людьми в любых ситуациях. Воспитывать себя, а не детей, и они последуют нашему примеру. Возможно тогда и пейзажи за окном будут выглядеть не так уныло. Спасибо. Всем добра и силы.
(из архивов) Мне кажется, что Звягинцев в «Нелюбови» столкнулся с самым несправедливым холуем по отношению к своему произведению. Устав от его монотонных надменных холодных работ без всякого выхода и решений, волна критикующих зрителей поспешила подвергнуть его обструкции из-за самокопирование и отсутствие должной эмоциональности, вот только сделано это было не к месту. «Нелюбовь» первый фильм, где стиль режиссёра и его глубокопафосный мрак полностью оправдан. Такое там наше с вами государство или нет, мнений было высказано более, чем достаточно. Ясно одно, нам предлагают задуматься и решить для себя, есть ли место любви в многонациональном и многоконфессиональном государстве, которое ненавидит слово «много». От политической телевизионной подоплёки и до надписи на спортивном костюме, от которой, если честно, действительно воротит с первого взгляда, больше, чем от поведения самих героев. Но с другой стороны, российская прослойка среднего класса здесь выглядит наименее российской. До эпизода с деревней, где весь визуальный конструктив рушится в болоте, открывает всё ту же дрянь и нищету, картина предстаёт нарочито избегающей бетонную слизь, коробочность, уличную грязь и серое умерщвление. Такая страна хороша, легко вериться, что жизнь есть. Что жить можно. Что весь фундамент предоставлен. Что байки о третьем мире – это просто байки и ничего больше. Вот только можно ли здесь любить? «Нелюбовь» - это тотальное и безысходное отсутствие чувств. Любых. Это именно то, что удаётся делать режиссёру в каждом своём фильме, и что теперь он делает с наибольшим удовольствием. От персонажей ощущается только мерзость, при этом никакой жалости нет и к самому ребёнку. Потому что нет любви, ему просто некого любить в мире подсадных пешек. У этого мира нет ни стремлений, ни желаний, люди сделаны из грубой кожи и испорченного застывшего теста, равнодушие сквозит даже среди поисковиков, монотонно выполняющих предписания, по которым никогда не поймёшь, куда делась та добровольность, с которой они на это подписались и была ли она в принципе. Всё искусственно – разве это не лучший эпитет творчеству режиссёра? Ведь во всем остальном, техническом, авторском, визуальном, Звягинцев остаётся ретранслятором и копиром. Тут и механическое воздание должного классикам, и монотонность неброских и внесюжетных элементов, и череда кадров спящих зданий, и привычное плавание по интерьерам квартиры, от которого Звягинцев с Кричманом получают, по всей видимости, какой-то свой, незабываемый экстаз. Опытный режиссёр действует как опытный строитель, жонглируя канонами «правильного» кино. Хотя бы открывая и закрывая фильм «заградительной лентой», перед которой стоит остановиться и задуматься. Прежде всего над тем, насколько язык режиссёра говорит тебе то, что ты хочешь здесь видеть. А хочешь ли ты видеть здесь широко открытую мерзость главных героев, которые, сколько бы ни были отталкивающими, всё равно остаются запоминающимся образом, оттиском той самой «нелюбови»? Захочешь ли ты видеть в фильме использование нагнетения и даже поверхностный саспенс, так любимый когда-то для каждого? Нужно ли будет тебе вообще ценить впервые точечную и достойную драматургию в работах режиссёра, заставляющую думать не над дурацким псевдополитическим перфомансом, а над собственным отношением к людям, к понятию слов «человек» и «чувство»? Над её размеренным раскрытием, тянущейся бездной вступления, пульсирующим поиском или отсутствием ответа среди множества, уже выданных? Кажется, Звягинцев теперь удовлетворяет всех. Надсмехаясь над пафосными теоретиками государственности, он предлагает действительно увлекательный сюжет. Запуская в лабиринт монотонных кадров, он разрушает авторов, которым хочется кричать, что так нельзя, но ведь раньше было можно. Он всё так же водит своим языком кино поверх всех остальных, выхватывая заснувшие сливки, и в тоже время пытается отравить зрителя, раздавая красивый, но тёмный кадр поверх уродливого, но светлого состояния. 1.2.2018
Не содержит спойлеров. *** Вообще, решил посмотреть этот фильм из за канала Кино Огонь. Там спорили на счёт двух фильмов: Аритмия и собственно Нелюбовь. Аритмию посмотрю следующей, но Нелюбовь меня поразила, честное слово. Сюжет разворачивается вокруг пары, которая переживает не самые лучшие времена. Брак трещит по швам, муж с любовницей, жена с любовником. И вот в этой всей каше находится их сын. Да, сын, который чувствует себя лишним, ненужным никому. Мать не следит, отцу, кажется, не всё равно, но потом мы узнаем, что он держится за свою работу и всё. В один прекрасный день, сын слышит очередную ссору, в которой он узнает, что его просто не хотят видеть в семье и решает сбежать. Сюжет довольно простой, и неторопливый. В этом фильме в принципе сюжет не так важен, важен личный конфликт пары. Единственная претензия к нему это довольно скучное начало (примерно 40 минут), а после этой отметки, всё начинает раскручиваться довольно быстро. Главными достоинствами фильма являются персонажи, их раскрытие и конфликты. Жена, которая вечно сидит в телефоне, плюёт на мужа, сына. Её совершенно не интересует их жизнь, она холодна к ним. По мере продвижения сюжета, она вызывает то отвращение, то сожаление. Видно, что в этом персонаже есть что то человеческое, в ней есть хоть какие то чувства (всё таки, после пропажи сына, она кинулась на его поиски, терроризировала полицию). Прекрасное раскрытие получил и муж Жени Борис. Здесь работает та же схема. В начале он предстаёт перед нами как заботливый человек, который несмотря на свинское отношение к нему, проявляет интерес к сыну, к жене, пытается узнать о его будущем или как то посодействовать. Но с течением времени отношение к этому персонажу меняется, ведь маска срывается, и за ней скрывается просто отвартный человек, который держится только за свою работу и всё, хотя его понять можно, ведь кредиты платить нужно. В такой ситуации выходов маловато. И на протяжении всего фильма, пара решает свои вопросы, попутно надеясь вернуть сына обратно. С точки зрения актерской игры все превосходно. Сто процентно попадание в образы. Вообще, этот фильм показывает жизнь такой как она есть, серость за окном, вечные посиделки в телефонах, работа и кредиты, утрата любви. Половина семей в шаем мире так и разрушаются, любовь уходит, нелюбовь остаётся, а страдают по большей части именно дети. В итоге это очень тяжелый и качественный фильм, с отличной игрой актеров, хорошим сюжетом и очень сильной драмой. Посмотреть стоит, фильм за который не стыдно всё таки. 8 из 10 P.S Работа камеры отмечается как плюс (и в рецензиях и в наградах), хотя мне она не показалась сильной, всё таки я привык к Эммануэлю и его планам, а не полустатичной картинке.
Порассуждать хочется с двух точек зрения: собственно 'кинематографической', и — как представителю поисково-спасательного отряда. Начну с первой. Здесь — в целом понравились и постановка, и игра актеров, и режиссура (но ложки дегтя, конечно, есть). Признаюсь, хоть первые минут 40 я периодически позевывал от скуки, но позже пришел к выводу, что режиссер верно 'готовил плацдарм для дальнейших событий. Наиболее приглянулся образ главной героини — матери пропавшего ребенка. И не только как актерская работа, но и как самый продуманно созданный персонаж. Многие находят эту Женю весьма черствой особой, не заслуживающей ничего, кроме психушки, но тут позвольте не согласиться. Да, сперва испытываешь к ней отторжение, но потом — начинаешь ее уважать больше, чем всех остальных действующих лиц. Она запуталась в этой жизни (в чем сама прекрасно отдает себе отчет), но — в нужный момент сумела включить и сочувствие, и мозги (что немаловажно). Есть в ней нормальный внутренний стержень и свои цели и стремления. Пусть она периодически срывается в истерику, но, наравне с ее богатым новым мужчиной участвует в поисковых работах, предпринимает какие-то осмысленные действия. И имеет цель в жизни, несмотря ни на что. Чего не скажешь о ее супруге Борисе. Нет, актер сыграл достойно, но — и играть ему поручили бревноподобного чмошника. Признаюсь, я все время ловил себя на мысли: 'Чмо так им и останется?' Я надеялся на какой-то неожиданный вывих сюжета, совершение Борисом хоть чего-то, похожего на поступок, но зря. И такая предсказуемость — все же косяк создателей фильма. Что еще понравилось: в кои-то веки в кинематографе последних лет мы видим настоящие бренды. Здесь вам и Вконтакте, и Гугл, и Инстаграм. Звягинцев действительно потратил немало сил, чтобы изобразить реальность такую, какая она есть. Ну и реальные житейские кадры: селфи пьяных телочек, фуд-фото, политические события в СМИ — туда же. Возможно, Звягинцев и подразумевал под этим некий символизм, но как по мне — просто дал возможность зрителю порассуждать над этим, и сделать свои выводы. Любители же поискать 'глубинный смысл' — разочарованы не будут, у них работы на несколько лет хватит. Теперь скажу о том, что НЕ понравилось. Во-первых, обилие голых сисек и задниц, которые к сюжету ничего не добавляют. Что хотел этим сказать режиссер — непонятно. Я не предполагал, что иду на эротику, граничащую с порнухой. И женских сисек и задниц за свою жизнь мы все (которые нормальные 18+) повидали немало, чтобы засорять ими глубокую драму. Ну и вторым пунктом — отдельные ляпы, показывающие, что лауреаты Каннских фестивалей все же отдалились от жизни обычных людей. Ну не бывает в жизни ни настолько 'православнутых' начальников крупнейших компаний, ни такого чмошника-Бориса, не умеющего связать двух слов, но обитающего в ухоженной четырехкомнатной квартире и ездящего на Kia Sportage. По поводу 'православнутости' реально хотелось воскликнуть: 'Прогиб засчитан, господин Звягинцев, вы достойно отрабатываете деньги западных инвесторов!' Ну да ладно — снимал он для того, чтобы фильм имел больше шансов попасть в лауреаты Канн — его право. На этом перейду ко второй главе и опишу свои мысли уже как представитель ПСО. Итак, на пропавшего мальчика выезжает поисково-спасательный отряд 'Вера' (во многом — почти калька с Лиза Алерт; даже внедорожники, похоже, взяты у московских ЛАшников), и с порога семью встречает координатор Иван, и начинает разруливать поиск. ...И тут Звягинцев дал такого маху, что понять его невозможно. Не в последнюю очередь — своими интервью, в которых заявлял, что волонтеры ПСО — чуть ли не единственная надежда на спасение человечества. Потому что волонтеры этой 'Веры' — похожи на кого угодно, но только не на людей. (Один критик назвал их 'деревянные солдаты Урфина Джюса' — куда-то ходят, никак друг с другом не общаются — т.е. этакие хрестоматийные биороботы). Можно было бы понять, если бы Звягинцев наделил их исключительно робингудовскими качествами (хотя в нашей среде таких не бывает, как впрочем не бывает их и НИГДЕ, будь то МЧС или батальоны 'Альфы' или 'Вымпела'), но нет! Поисковики здесь просто никакие. Идут туда, куда пошлет их искусственный интеллект — и все. Как в компьютерной игрушке — выделил мышкой солдатиков, и они с возгласом 'Yes, sir!' пошли на врага. А сам координатор Иван? Он наделен нетипичными полномочиями для координатора волонтерского ПСО. Это ощущается, даже когда он через 4-5 минут общения с бедовым семейством вдруг заявляет: 'Сейчас я буду смотреть аккаунты вашего сына везде'. Тут, думаю, даже у самого непредвзятого зрителя закралась мысль: 'Дяденька, а вы точно не из ФСБ?'. Дальше — больше. Ходят себе киборги и ходят. Причем, даже если Звягинцев хотел создать положительный собирательный образ — то где развитие 'образа'? Ведь и факты есть, и выдумывать ничего не надо! Где размышление над картой, бесконечные переговоры в радиоэфире, угощение друг друга чаем-бутербродами, споры инфорга и координатора? Ничего этого нет. А если все-таки действительно задаться целью изобразить правдоподобных волонтеров-поисковиков — то стоило бы наделить их более ЖИВЫМИ качествами, не всегда положительными (все мы не ангелы, если что). Например, споры о решениях координатора, куда он и зачем их послал (а то не бывает!). Звонки разгневанных жен или начальств (если кто-то считает, что наше окружение прямо-таки благоволит к участию в ПСР — это очень наивная мысль). Или столкновение участников ПСО из-за их характеров (бывает так, что два человека — пусть и хорошие, но им просто НЕЛЬЗЯ работать вместе). На этом фоне меркнут технические огрехи, коих множество. Например, по рации общается исключительно 'Лиса 1' (т. е. вся толпа — никак не разделилась на группы?). Или компасы поисковики носят... как елочные игрушки на шее. Или 'опытный поисковик' Лена, пропавшая после обследования дома бабушки. Расклейка ориентировок у столбов на автодороге, но... так, чтобы они 'просматривались' со стороны сплошных густых еловых посадок на обочине. И так далее. Даже как представитель ПСО скажу — нет. Не хочу таких 'героев нашего времени'. Все-таки, мы люди, и хотим быть людьми, а не дуболомами. Как тяжелая драма (заточенная под Канны) — да, кино удалось. Как создание единственно положительного образа в виде добровольца ПСО — категорически нет. Даже как соцзаказ на рекламу Лиза Алерт — тоже нет. Увы.
Вот два у нас режиссёра: Юрий Быков и Андрей Звягинцев. Именно они, по мнению т.н. прогрессивной общественности, держат на плаву российское кино. Оба достучались до своих зрителей через социальные драмы. Это мой любимый жанр, но я не отношу себя ни к поклонникам Быкова, ни к поклонникам Звягинцева. Мой режиссёр - это Дмитрий Астрахан образца 1990-х годов. Для меня в этом направлении он не то что бы всё сказал, но уж точно задал недостижимо высокую планку. Про социальные же драмы обоих современных режиссёров скажу так: мне по сердцу стиль Юрия Быкова, хотя я с ним и не согласен; а с Андреем Звягинцевым я давным-давно уже согласился, но, простите конечно за грубость, пошла она куда подальше - такая 'правда'! Оба они, к сожалению, тем и грешат, что думают за своего зрителя сами. Поэтому я не собираюсь разбирать картину по художественным составляющим - слишком они откровенны здесь и навязчивы. Не собираюсь ни обсуждать героев, ни расшифровывать финал. И вообще говорить буду не о кино, а об объективной реальности. А объективная реальность такова: на момент написания рецензии в России распадаются порядка 60% браков. Количество браков, заключённых 'по залёту' - повторно прошу за грубость прощения - учёту не поддаётся. Недаром один персонаж произносит: 'Статистика - упрямая вещь' (ой, я же обещал к неприятному фильму не отсылать). Прямой переход от статистики к теории вероятностей порождает гадкий софизм: 'Если ты женат/замужем в XXI веке в России, с вероятностью 60% вы разведётесь!' В опровержении этой злобной гипотезы всем и каждому искренне желаю успехов. Сопоставим же картину действительности с кинокартиной. Если хотя бы одна пара Слепцовых, посмотрев кино, передумает жениться; если хотя бы одна Слепцова, посмотрев кино, сделает аборт; если хотя бы один Слепцов, посмотрев кино, возьмёт на колени своего ребёнка и поиграет с ним - значит, фильм снят не зря! И я, дав волю фантазии, мечтаю, чтобы при каждом ЗАГСе в нашей стране оборудовали если не кинотеатр, то хотя бы видеосалон. Там каждой паре, пришедшей подавать заявление на заключение брака, будут сначала показывать этот фильм. Идея космически нереализуема и фантастична - но и эффект, уверяю вас, был бы столь же космически фантастичен. 'Левиафан' - это крик: 'Люди, одумайтесь, раскройте глаза - посмотрите, во что в этой стране превратилось государство как социальный институт!' 'Нелюбовь' - это крик: 'Люди, одумайтесь, раскройте глаза - посмотрите, во что в этой стране превратилась семья как социальный институт!' Думайте обо мне что хотите, но первый лозунг для меня - горлодёрство, пустое и вредное, тогда как второй - реальный призыв. И можете сколько угодно пинать пресловутое артхаусное 'Возвращение' и пресловутый народовольческий 'Левиафан'. При случае присоединюсь и сам мимоходом плюну в них пару раз. А 'Нелюбовь' трогать не смейте! В первых абзацах я публично её оттолкнул, а в последних закрываю грудью - кидайте в меня за мою рецензию те камни, которые я не стал кидать в фильм. Фильм не о пороках страны. Фильм о скотстве человеческом без привязки к материальной сфере, этим и уникален и ценен. Как тут ни вспомнить всё того же Астрахана - люди всегда в меньшинстве! (А казалось бы, причём он здесь?) Я даже в завершение всё-таки нарушу обещание и кое-что поясню про героев. Имя Борис означает 'борец', имя Женя созвучно со словом 'жена', имя Антон... проехали, имена Иван, Маша, Лена и Алёша - нарицательные нарочито. Так что плюйтесь, ругайтесь, отворачивайтесь от экрана, закрывайте глаза, кривитесь, ставьте низкие оценки - но смотрите 'Нелюбовь', найдите время! Это горькое лекарство противное. Это болезненная прививка с побочными эффектами в виде испорченного настроения и сожаления о двух часах жизни, потраченных на плохой фильм. 10 из 10 P.S. 'Мы-то точно входим в сорок процентов!' - подумали сто процентов.
О режиссере Звягинцеве я только слышал по телевизору и читал в интернете. Ни одного фильма посмотреть не доводилось. 'Нелюбовь' стал первым. О таланте этого режиссера пишут и говорят много. Встречаются и обвинения в русофобии. Но у нас иногда принято вешать подобные ярлыки на тех, кто по делу критикует наше общество. Что я увидел в 'Нелюбви'? Историю разрушенной семьи. Муж и жена поглощены разводом и поиском счастья на стороне. В это время уходит из дома и бесследно пропадает их 12-летний сын. Трагические события отдельно взятой семьи происходят на фоне типичных будней большого русского города. Снег, холод, трафик, парковки, шлагбаумы, конвейерные кафе-столовые, костюмы, корпоративные традиции с дресс-кодом, салоны красоты, дорогие рестораны, равнодушная и беспомощная полиция, пропаганда СМИ в качестве саундтрека... Все это перемешивается в единую довольно серую картину, достойной иллюстрацией которой является угрюмо-каменное на протяжении всего фильма лицо главы семейства. Сочувствия к главным героям особо не испытываешь, несмотря на то, что никому такого испытания, конечно, не пожелаешь. Кажется, они получают то, что заслуживают. Хотя история жизни главной героини как бы намекает на некоторую неизбежность ее судьбы, ведь она была воспитана грубой и деспотичной мамашей, которая на несколько минут появляется в середине фильма. И могла ли ее жизнь сложится иначе, если с детства ее не любила даже собственная мать? Кажется, что здесь собака и зарыта. Женщина в России, часто не хранительница очага, а одинокая волчица, которая, может и остановит коня на скаку, но 'не приласкает и не приголубит'. Нелюбовь как карма передается из одного поколения в другое и словно рак расползается в бездуховном постсоветском обществе. А дети, будучи не в силах это терпеть, бегут от этой нелюбви в никуда. В общем, картина более чем мрачная и, что печально, довольно реалистичная. Тем не менее, в фильме есть свои явно положительные герои, - светлое пятно на фоне ужасающей действительности. Это люди из волонтерского поискового отряда, движимые бескорыстным желанием помочь ближнему. Пока одни выясняют отношения и занимаются своими делами, они без лишних слов действуют. И, глядя на них, кажется, что в нашем обществе далеко не все потеряно. Кино снято достойно. Чувствуется внимание к каждой сцене, к каждой детали. Диалоги живые, герои ведут себя естественно. Холодные пейзажи погружают в атмосферу и заодно дают возможность поразмыслить над эпизодами фильма, осмыслить их и проникнуться. 9 из 10
Соотношение рецензий на кинопоиске на Нелюбовь примерно 1 к 4, на 4 положительные одна отрицательная. Для такого фильма, это отличный результат. Я думаю это соотношение примерно такое же не только на этом сайте, но и вообще среди зрителей фильма. Звягинцев действительно режиссер в чем-то уникальный. С одной стороны, его фильмы похожи на социальные притчи, проникнутые всякими религиозными, историческими, злободневными и мифологическими, хотя зачастую почти каррикатурными намеками, с другой в них четко просматривается желание заинтересовать зрителя, показать ему что нибудь этакое похлеще - жена хлоднокровно травит мужа, родители не любят ребенка, чиновники кошмарят беззащитного человека. И вроде бы все так и есть. Наша жизнь наполнена такими историями, но вот является ли это поводом для стори? для игры со зрителем? Ведь неискушенный зритель ищет в фильме сопережевания героям и развития интриги. Ведь честный режиссер Ханеке, снимает Забавные игры и не скрывает, что такие игры калечат человека и он в них не играет. А вот Звягинцев играет. Меня честно говоря всегда смущают такие фильмы. Хорош ли Холокост для эстрадного жанра о победе Человека над страданиями в фильме Пианист? Даже Полански умудрился такое снять. Поэтому мне честно говоря кажется несколько неэтичным с точки зрения художника покупать продюссеров и зрителей на такую социально-драматическую удочку. Типа я вам и притчу и эдакое арт-хаусное стори для зрителей в одном флаконе запилю. Звягинцеву все прощает его талант. Режиссер он действительно уникальный. такие появлялись в кино редко. Со своим почерком в каждом кадре. И на сюжеты в его фильмах смотреть не надо. Нелюбовь не про мальчика и бездушных родителей. И даже не про бездушную страну Россию. Нелюбовь про то что жизнь продолжается вопреки законам вселенной, где жизни в принципе места нет. Из Елены Звягинцев зря вырезал отличную сцену, где героиня смотрит на кухне со своим любовникам, клоуна от философии - Жижека, который с невозмутимым видом рассуждает, что любовь вносит хаос во Вселенную, нарушает положение вещей. Жизнь - это нелюбовь. История исчезнувшей страны на определенном историческом этапе, которой уже нет, но которая настойчиво пытается найти хотя бы свой труп, чтобы удостоверится в своей смерти, но не может даже этого, не только социальна и злободневна, мир в принципе так и существует, жизнь в принципе так и существует...мы видим каррикатуру, прозрачную социальную символику, она только и позволяет нам определить, что мы еще живем вопреки отрицанию собственного продолжения, потери своего же будущего, своих же следующих поколений...у жизни вселенной нет будущего, нет социума, нет целей и задач, жизнь - это нелюбовь, только поэтому она и продолжается...Звягинцев глубже себя самого и не стоит искать его только в злободневной символике, которая у одних вызывает восторг, а у других злость... Фильм для меня перекликается не столько со Сценами из супружеской жизни Бергмана, сколько с таким же кошмаром провинциальной Франции Брессона из фильма Мушетт (патриотам, обвиняющим Звягинцева в очернении России, стоит посмотреть этот фильм. Никто ведь не считает что Брессон очернял Францию) И там и там у ребенка один выход из этой жизни - исчезнуть. Потому что ребенок - это единственный, кто может прервать, это бессознательный сон тупого размножения жизни и нелюбви, так как он является его очевидным продуктом и жертвой одновременно.
В 2017 году А. Звягицев поставил страшный, но точный диагноз современности: никто не способен любить. В своем фильме он изображает тусклые и серые жизни героев, из которых ушла настоящая любовь — та любовь, которая сильнее смерти. Картина эта жуткая и пугающая. И тем она страшнее, что об отсутствии любви никто не догадывается. Напротив, каждый герой уверен в том, что любит. Однообразные будни героев наполнены бессмысленной работой и такими же бессмысленными, неглубокими разговорами. Никто друг другу по-настоящему не интересен. «Девочки, давайте за любовь! Давайте за любовь и селфи!» — кричат девушки в ресторане. Селфи и любовь оказываются парадоксально уравненными. Цифровой мир отучил людей чувствовать и любить. Уход любви из мира, ее превращение в «нелюбовь» Звягинцев показал через подмену чувства желанием — похотью, телом. Основой сюжетной линии фильма послужил развод семейной пары — Жени и Бориса. Они невыносимы друг для друга. Он уже нашел новую и любимую девушку, которая к тому же беременна от него. Она нашла обеспеченного и, как ей кажется, любящего ее мужчину. Линии двух «невлюбленных» параллельны. Но в центре фильма оказываются не поиски новой лучшей жизни каждым из них (они, как им кажется, уже нашли эту самую почти воплотившуюся лучшую жизнь в лице своих новых партнеров), а ругань, разобщенность, ненависть, доведенная до предела. Ребенок, подслушавший ночную ссору родителей, убегает из дома. Полиция прямо отказывается предпринимать любые действия и единственной помощью в поиске пропавшего сына оказываются чужие люди из волонтерского отряда. Но даже эта страшная ситуация не способна хоть ненадолго примирить родителей. Глубоко несчастные люди в фильме действуют в современной им России — тех обстоятельствах, которые надолго заморозили сердца целым поколениям. Эта глубинная травма, атрофировавшая способность понимать и принимать другого, проявлена также серой цветовой гаммой фильма. Особенно сильно эта атмосфера ощущается на фоне пустынных зимних пейзажей — таких же холодных, как и сердца людей. Прозрение приходит поздно — в морге на опознании обезображенного трупа мальчика. Родители уверены, что перед ними не пропавший ребенок: «Это не он. У Алеши на груди, вот тут, родинка...» И вроде бы нужно выдохнуть с облегчением, но вместо этого — боль, отчаяние, задыхающиеся в слезах люди, на мгновение осознавшие свои неправильно прожитые жизни. И безумный надрывный крик: «Я бы никогда его не отдала, ты слышишь?» Нелюбовь продолжается. Оба героя начинают жить заново, выстраивают свои жизненные траектории с нуля: с теми, кого они, как им кажется, на самом деле любят и с кем им спокойно и хорошо. Но именно в этот момент обнаруживается, что их «новая жизнь» обречена на повторение той же драмы. Неспособные любить, они вновь приходят к осознанию неправильно сделанного выбора, связавшего их с чужими и случайными людьми. Причина оказывается сокрытой не в окружающих, а в них самих — утративших способность отдавать, не ожидая ничего взамен. Последним аккордом современной «эпидемии» становятся телевизионные кадры о гражданах Украины, убивающих друг друга. Они недвусмысленно намекают на страшный результат «нелюбви» — слепую ненависть к другому человеку, мстительность и, наконец, жестокую расправу над ним. И в этом плане Звягинцев предупреждает об уже начавшемся современном Апокалипсисе.
Это очень скучный и неинтересный фильм. Хуже всего - что обо всем, что будет в фильме было ясно из названия и аннотации. Трейлер можно посмотреть и все - остальное высасывание из пальца с размазыванием по щекам на два часа экранного времени. Тема семейных отношений у того же Фархади или Озона, Ларса фон Триера подается под таким углом - оторваться невозможно. Звягинцев берет лучшие образцы европейского (то есть мирового) кино, добавляет в него жуть, мрак, безысходность и заливает варево ведрами скуки. Аж челюсти сводит в самом деле. На самом деле режиссера самого не интересует ни мальчик, ни герои, ни что там за дела на кухне. Его роль - выше всего этого. Выше тебя, зритель. Его удел - говорить об искусстве на максимально понятном языке для зрителя. Европейского зрителя. Только получается не хорошо и мощно, а пошло и вторично. Европейцы любят аборигенов и умеют за поделки выменивать что-то стоящее. Только непонятно, какую ценность видят многочисленные члены жюри различных кинофестивалей в истории, рассказанной менторским тоном в стиле сухого доклада на партсобрании актива комсомола. Дескать не уберегли ячейку общества, но собственно и общества никакого нет. Занавес. Скука - худший приговор режиссеру. Сценарий пустой, герои не говорят, а декламируют текст, который в жизни вы никогда не услышите. Алеша пропал. Пропал с концами. Мама и папа пропали еще раньше. Но who cares? Возможно, цель была показать максимально безликих беспомощных и эгоистичных чурбанов в истории - но все это было в 'Левиафане'. Под водочку и православие, отец проебывал семью и у него все получилось. Только сын и остался. А в 'Нелюбви', как в считалочке про десять негритят - никого не стало. Звягинцев пошел по ступенькам вниз, не особо утруждая себя. Миссия его творчества превратилась в пересказывание банальных сюжетов скупым языком истерик, что уже было в 'Левиафане'. Добавили щепотку Киселева из телевизора. Остальное как было еще в 'Елене' - без изменений: неживые персонажи в полумертвом мире. Смотреть такое просто сил нет. 6 из 10
Современный кинематограф редко радует качественными работами, но фильм Андрея Звягинцева исключение. Снятая в холодных тонах лента поднимает одну из главных проблем современности: равнодушие. Нам кажется, что мы сможем все решить, что нас никогда не коснётся горе. Ищем виноватых, ссоримся по мелочам, срываемся на близких, не ценим время, проведенное вместе. На первом месте работа и личные проблемы, нам подчас некогда просто позвонить любимым, мол, 'завтра позвоню/приехать/сходить в кафе/посидеть и поболтать. Наши проблемы, а ни в чем неповинные дети страдают, думая, что это из-за них. Убегают из дома, считая, что родители ругаются из-за них, что они плохие. Названием ' Нелюбовь' сюжет строится вокруг семьи на грани развода, у каждого давно есть пара на стороне, каждый вечер ссоры и обвинение. Под раздачу попадает и сын супругов, искренне любящий свою семью и винящий себя в ссорах родителей, одна из которых приводит к беде. Единственным лучом света в холоде безразличия становится поисковый отряд, что от чистого сердца помогает героям найти маленького человека в огромном городе. Игра актёров достоверно и не вызывает сомнений, им веришь сразу и безоговорочно, понимает, что история не только о тебе, но и о случайном прохожем с улицы. После просмотра фильма задумываешься о вступлении в волонтёрские организации и поисковые отряды, чтобы сделать мир хоть чуть-чуть лучше, дети не должны замерзать на улицах или по подвалам, боясь идти домой из-за двойки или потерянного телефона. На квадраты мир нарезать - это наша связь, Так мы слышим беззвучный, безадресный вызов. Прокричаться через бездну, ты уже нашлась Только как перестать нам искать тебя, Лиза? 10 из 10
Несмотря на то, что история очень однобокая и вся ее суть полностью отображается в названии, назвать ее бесчувственной и пустой не получается. Жаль только, что не дали времени разыграться главному герою картины, из-за чьих слез действительно сжимается сердце. 12-летний Алеша – лучик солнца, чей свет пропадает почти сразу, а его возвращение занимает слишком много сил. Переплетение символизма и реализма дает самый большой отклик в начале истории и в ее конце, когда зрителя оставляют ни с чем. Ни за одного из героев картины не удается порадоваться, разве что за себя, что, наконец-то, закончил наблюдать за этой тянущейся нелюбовью. И это отнюдь не в укор картины. Это в укор в сторону общества, людей, которые нас окружают, а может, и в самого себя. Неприятно, когда фильмы открывают глаза на собственные пороки. Тем не менее фильм очень простой и, как было упомянуто ранее, однобокий. Нелюбовь здесь представлена в одном образе, без заигрываний и выискивания какого-то иного смысла. С другой стороны, эта тема вполне хорошо раскрывается именно в простоте, не загоняя зрителя в отчаянный угол, из которого только один выход в окно. Может, Звягинцев нас решил в кои-то веки пожалеть? Главные герои картины заключены в порочный круг «нелюбви», и единственный, кто смог из него вырваться – маленький Алеша, чей поступок, в некотором смысле, может оказаться самым правильным. История очень простая и именно поэтому очень болезненная – из-за своей повседневности, злободневности и нелюбви.
Обычно кульминация фильма дает ответы на вопросы, которые возникают у зрителя с начала просмотра. В этом фильме кульминация — момент, когда протагонистам показывают тело мальчика, но после этого вопросов меньше не становится. Любили ли родители мальчика? Почему у матери, жалеющей о том, что когда-то давно не сделала аборт и гордящейся своей ненавистью к ребенку, в котором она видела ненавистного мужа, вдруг появляется материнское чувство? Почему у отца, заботящегося о карьере и имидже больше чем о семье, вдруг появляется чувство вины? Но этот фильм не о мальчике, и не о родителях. Этот фильм претендовал дать диагноз обществу, временам или даже государству, однако история болезни получилась слишком запутанной. Авторы показывают эгоистичное общество, в котором цели оправдывают средства; можно обманом выйти замуж, подняться по карьерной лестнице, но с другой стороны есть отзывчивые люди, которым не безразлична судьба человека — даже незнакомого. Авторы показывают бюрократическое государство, в котором полиция не может предотвратить трагедию, но может найти виновных. Но кто виноват в этой истории? Родители сами росли в нелюбви. В фильме много затяжных сцен и ненужных линий. Гипотетическая аналогия с 'распятым донецким мальчиком' не удалась. Высокая оценка благодаря игре актеров. 7 из 10
Поразительно бездарный фильм во всех отношениях, начиная с технического исполнения и заканчивая сюжетом. Операторской работы нет от слова вообще - статичные затянутые картинки, режиссер полностью положил на драматургию и все законы кинематографии, то ли стремился к документальности, то ли считал, что его откровения в художественном оформлении не нуждаются. Кстати по топорному исполнению задуманного чувствуется, что режиссер думал над проблемой явно больше, чем над самим фильмом, иначе объяснить его манеру 'в лоб' вываливать на зрителя собственные представления об окружающем социуме ничем не объяснить. Озвучания не делали вообще, если не считать унылые ноты музыкального фона, видео записывали сразу со звуком, и, судя по всему, с первого дубля - 90 процентов текста просто не слышно, герои бормочут что-то себе под нос, бубнят и шепчут. Сюжет фильма в том виде, в котором его представил режиссер, просто абсурден, ибо все подряд взрослые герои фильма законченные мерзавцы, даже второстепенные персонажи показаны в утрированно негативном свете. По сравнению с происходящими в этом фильме событиями даже российские новости покажутся вам полными оптимизма и света. Очень жаль, что серьезную тему создатели фильма дискредитировали своей бездарностью, ни один адекватный зритель, даже интересующийся проблематикой фильма, не станет смотреть это действо больше получаса. Для несовершеннолетних просмотр ввиду обилия секса недоступен. То есть если автор хотел повоспитывать своего нерадивого зрителя - ему это не удалось по причине полного отсутствия художественной выразительности картины. Хочется напомнить режиссеру и компании, что кино это искусство, только настоящее художественное произведение будет иметь воздействие на зрителя. Возможно режиссеру стоит рассмотреть жанр документалистики, а не позорить российский кинематограф - ему и так достается от современных НЕгениев.
Это первый фильм Звягинцева, который я посмотрел. Наслушавшись других людей, я понял, что режиссер снимает глубокие драмы на бытовые темы. Перед просмотром мне пришлось настроиться не на позитивный лад, а на думающий, чтобы можно было лучше понять данную картину. Ожидал увидеть Быковские отголоски в творчестве автора, что и узрел по итогу. Знаете, а ведь мне нравится медленное развитие сюжета. Это позволяет разглядеть мелкие детали и проникнуться. Нас не очень скоро знакомят с персонажами — тут это не нужно. Стремление к динамике в картине неуместно. Автор ставит себе определенную задачу — показать повседневность без прикрас. С каждыми 'демонами' героев нас сводят осторожно. В центре сюжета в основном выползают два персонажа — Женя и Борис. У них брак не по любви и сын, который ещё ходит в школу. О сыне мы лишь знаем то, что он несчастен. Даже живя в хорошо обставленной квартире, всеми красками полыхает конфликт. У супругов не складывается семейная жизнь, у них нет желания слушать друг друга, каждый увлечен своим делом. На сына им в общем-то плевать, никто не собирается заниматься его воспитанием. Ну откуда возьмётся время, когда мать всё время в телефоне, а отец-добытчик на работе? Режиссер нам показывает отрицательную сторону жизни. После просмотра данной картины можно сделать кучу выводов. Особенно рекомендую посмотреть фильм тем, кто хочет создать семью. И пусть, что фильм 'серый' и может отпугнуть тем самым. Он нравоучительный, в нем нет преувеличений, он такой, какой может быть наша жизнь. В первую очередь мы должны быть честны перед собой, должны прислушиваться к чувствам и не совершать опрометчивых действий, оставаться ответственными при любом раскладе событий. Помнить: если не закладывать в ребенке любовь, то в будущем он и не будет знать проявления этого чувства. 9 из 10
Дети - всегда запрещённый приём в кино. Ведь достаточно понравится около 50% населению земли, чтобы фильм был популярен. То есть женщинам. Да и многие мужчины относятся к трагедиям с детьми со слезами на глазах. Но преимуществом фильма является то, что ребёнка используют не как, причину смотреть, а как неотъемлемый элемент сценарной завязки. И весьма аргументировано. Но на этом Звягинцев не остановился. Семейная 'нелюбовь', как причина многих политических и социальных кризисов в стране. Почему нет? В фильме об этом не рассуждают, но толсто намекают. Особенно в конце. Ведь невозможно остаться полностью живым после пропажи ребёнка после любого итога. Частичную смерть и переживают родители в данном фильме. И концовка вполне заслуженная. И я верю в эту причину. Как получается у режиссёра описать жизнь нормальных людей так точно, что в дрожь бросает от правоты... И видно, Андрей Звягинцев ищет причину семейного упадка в население. Результат поиска можно увидеть в этом фильме. За работников ПСО отдельная похвала. Следствие бескорыстности в их действиях и в характере их лидера отражается правдиво. Верится. И думаю, они были в фильме людьми, благодаря которым страна держится. По мнению режиссёра. Возможно, я не правильно понял политическую сторону фильма. Ведь можно взглянуть с другой стороны. Влияние не людей на ситуацию в стране, а ситуации в стране на людей. Такой вариант тоже подходит, может быть даже больше. Но мне больше первый вариант по душе. Итог: За коктейль из социального кризиса, политической нестабильности и 'нелюбви', как причины ранее перечисленных проблем. 8 из 10