Нет, ну сразу понятно, что “Хэппи энд” вообще никак ни хэппи, но как говорила Рената Литвинова: “что-то, как-то, прям, я не знаю…”. Говорят, что Михаэль Ханеке – великий режиссер, но если бы Андрей Звягинцев был француз и любил сарказм, то этот фильм снял бы именно он. Не обязательно устраивать Левиафан. Во Франции и своих проблем хватает. А уж, если коснуться высшего общества, то выяснится, что буржуазия продолжает жевать рябчиков, упорно не замечая, что жареный петух ее давно клюет. Как известно, французский язык – язык намеков, а их в фильме хоть отбавляй, одна сцена мягко намекает на другую, другая на третью, а после восьмой ты впадаешь в ступор с вопросом, что все это значит! Прелюдия к завязке длится больше часа и, наконец, наступает момент, когда ты начинаешь склеивать все воедино, чтобы уже начать наслаждаться, но… вместо слоеного пирога получаешь винегрет из тех вопросов, которые стары как мир, но кажутся слишком наивными, чтобы их решать. О, боже, нелюбовь! К чему она приводит! Ах, как же этот мир несправедлив! Да, что же за порочный эгоизм! О, нет! Сочувствия и искренности от этого мира не дождаться! Тебе еще интересно? Ты читаешь? Уже вникаешь в хитросплетения вопросов бытия? Ммм, ну что ж, классно, тогда скорей в кино! А если тебе не в кайф сидеть и теребить платочек своих переживаний, то просто знай, что в фильме играет шикарная девочка, героине которой всего 13, и, ты ее еще увидишь, потому что у нее - все задатки стать новой звездой европейского кино. Глаза - как у красной шапочки, а в душе - вселенская тоска.
Один мой приятель, приходя, всегда с серьезным видом спрашивает: 'Ну, что у нас плохого?' Такой вполне юмор. Маэстро Михаэль Ханеке без юмора (почти) и не дожидаясь нашего вопроса интенсивно выкладывает, что в жизни плохо. А плохо всё и у всех – у маленьких, молодых, среднего возраста и стариков. Нет любви, нет жалости, нет взаимопонимания, нет привязанностей, нет ответственности, нет равенства... Последние два обстоятельства – естественный атрибут Ханеке-социалиста. Плохая жизнь течет в буржуазной семье. Сюжета как такового уловить не удается, но происходят некоторые события. На производственном объекте, которым владеет семья, случается авария – есть жертвы. Один из членов семьи привозит в дом 13-летнюю дочь от первого брака, потому что ее мать после аварии попала в больницу. Самый старый человек в семье оказался в инвалидном кресле и мучается нежеланием жить дальше. А самый молодой (не считая детей) мучается несправедливостью социального устройства. Вот и всё. Можете сказать, что рассказ о печальном – не редкость в искусстве, потому что искусство отражает жизнь, а в жизни немало печального. И припомнить Антона Павловича, который называл комедиями очень грустные истории. Но в зеркало искусства люди смотрятся для того, чтобы что-то понять, оценить, иногда просто заметить. В истории Ханеке ничего такого не получится. Потому что плохо настолько, что даже компьютеры и телефоны – исчадие ада, подогревающие худшие склонности. Следует еще добавить, что этот опус реализован с прекрасными актерами, которые в других фильмах одним своим присутствием заставляют не отрываться от экрана. Здесь же они скучны, однообразны и, главное, пусты, однокрасочны. Не хочу ставить никакой численной отметки, но если Вы не горячий фанат Михаэля Ханеке, думаю, не стоит идти на этот номинант высокого международного фестиваля.
Михаэль Ханеке режиссер, снимающий тяжелое, провокационное кино, вызывающее бурю эмоций и споров. 'Пианистка', или 'Любовь' - лучшие, на мой взгляд, картины режиссера. Ханеке так психологично снимает, чувствуешь каждый кадр, каждую сцену. Он по-настоящему талантливый режиссер. Драму 'Хэппи-энд' сложно было не посмотреть, ведь Михаэль снова работает с такими прекрасными актерами, как Жаном-Луи Трентиньяном и несравненной Изабель Юппер. Что касается Юппер, то это уже четвертый по счету фильм, в котором она снимается у этого острого режиссера. Мы видим историю богатой французской семьи - семейства буржуа. Они живут недалеко совсем от лагеря мигрантов, где люди борются а свою жизнь. Этот как раз момент миграционного кризиса в ЕС. Герои из этой истории имеют все для счастья: они богаты, и есть друг у друга, но семья не счастлива. Как будто их богатство сделало их холодными, и они ничего не чувствуют... От этого фильма так и исходит пустота, грусть и одиночество. Вспоминаешь цитату из 'Чайки' Чехова, что 'кому-то суждено родиться и прожить интересную жизнь (вот например как раз в богатой семье), а кому-то (как эмигрантом) серую и заурядную'. Но у всех свои проблемы, даже у богачей. У этих героев так много всего есть, но нет самого важного - любви. Несчастлив здесь и старый и малый (и дедушка интеллектуал респектабельный и внучка). Это печально. Цена богатства? Или оно делает людей надменными, одинаковыми и пустыми?! Фильм смотрится в гипнотическом состоянии, как и любой предыдущий фильм Ханеке. Драма тяжелая и снята реалистично, именно это и нравится, как будто мы заглянули в окошко реальной чей-то истории семьи. Нет чувства фальши или наигранности, как будто мы увидели правдивую историю. Актеры выводят этот фильм на более высокий уровень, и на Изабель Юппер всегда приятно посмотреть. Она мастер актерского мастерства, и пленит к себе зрительское внимание. Любимчик режиссера Жан-Луи Трентиньян играет престарелого героя, но именно он самый загадочный, именно он и не понятен зрителю. Финал, конечно, был любопытный, и оставляет после себя странное эмоциональное впечатление. В этом весь режиссер. Этот фильм исключительно для тех, кто любит и ценит европейское кино. Картина непростая и со своими подводными камнями. Было любопытно оценить этот непростой фильм Ханеке, но отношусь к нему скорее с нейтральной позиции. 'Хэппи-энд' - европейская драма 2017 года, отчетливо отдающая привкусом трагикомедии. После увиденного ощущаешь пустоту, фильм пропитан философией бытия и смертью. — Нельзя же вот так все бросить. — Как видишь, можно.
Happy End такая же самотавтология как и Funny Games / Забавные игры, 1997 = 2007, только не на один фильм, а на всё творчество разом. Абсолютно ненужное умножение ханековксих сущностей. Почти у каждого режиссёра - из тех, кто отстаивает авторскую свободу - случается в жизни картина-квинтэссенция, которую в дальнейшем желании творить-проявляться трудно уже переплюнуть, можно только заполнять те места, которые были вскользь затронуты и скоро пройдены в ключевом произведении. И это умение - заполнять пунктир, превращая его в сплошную линию - тоже многого стоит, оно интересно, и порой даже, линия эта - закругляется в уроборос новых проблем. Ханеке - классический тип такого художника, и его фильм-квинтэссенция - это первый не ТВ-проект 'Der siebente Kontinent / Седьмой континент, 1989'. Фильм, чем-то похожий на манифест, или скорее - на идеологическую программу, в нём уже есть все фирменные ингредиенты, причём некоторые из них здесь раскрыты гораздо основательнее, нежели в последующих своих саморевизиях. Жуткая картина, пожалуй, ничего более страшного пока и не видел. В целом, 'Седьмой континент', 'Видео Бенни', 'Забавные игры' и 'Скрытое', 2004' - это такой логический квадрум, где каждая картина дополняет другую и не представляется избыточной, чего не скажешь о 'Белой ленте', 2009, которая была снята как раз после авторемейка 'Забавных игр'. Автоповтор как кризис, поиск, через 'Любовь', 2012 к новому, ещё более настойчивому автоповтору. Фанатам наверно приятно окунуться в знакомую атмосферу и понаблюдать за легко узнаваемыми приёмчиками, правда, на этот раз - без смертей, стерилизованная тавтология получилась. Фанатов чего-либо - в принципе, - не трудно довести до экстаза, как и сильно расстроить, но нефанатам такие хэппи энды не нужны.
Если вы смотрели американский мультсериал 'Южный Парк', то помните семейку Марш. Старый дед в инвалидной коляске, мечтающий умереть; непутёвый папаша; деловая и слишком здравомыслящая мамаша; и дети - маленькие монстрики, от игр и идей которых волосы дыбом встают. А также, странноватые второстепенные персонажи, включая не понимающих язык цветных иммигрантов. Не знаю, смотрел ли 'Парк' Михаэль Ханеке, но его фильм выглядит как стопроцентная хуманизация мультперсонажей. Фильм выглядит очень странно. С одной стороны, прекрасная игра актёров и хорошая картинка. С другой...вот вроде и сюжет понятен, и характеры персонажей раскрыты, и посыл ясен. Даже интрига с таблетками и от чего в итоге умрёт дедушка - всё на месте. То есть, есть все составляющие хорошего кино. И единственное, чего нет в этой работе и что сводит на нет все усилия съёмочной группы - цельной картины на выходе. Это как разобранный на части паззл, когда из инструкции знаешь, какая должна быть картинка, но в реальности видишь только отдельные сегменты. Другие фильмы Ханеке я не смотрела и не могу судить, насколько данная работа хороша или плоха для этого режиссёра. В рамках жанра, наверное, неплохо. Но точно не для случайного зрителя. Смотреть: если любите Ханеке, кого-то из актёров и тягучие истории с заранее очевидным концом. Не смотреть: если любите драйв. P.S. (осторожно, спойлер!) В самом начале девочка снимает на смарт свои опыты над хомяком. Ближе к концу она точно так же снимает своего маленького братика. Это единственный момент во всём фильме, который держит в напряжении - совершенно непонятно, что будет дальше. 4 из 10
Хэппи - энд. Тем самым Ханеке сразу обозначает, что очередной тяжелой вариации на тему греческой трагедии с душещипательным финалом тут не будет. И слово свое он сдержит. Зато сделает скучное кино про скучную жизнь. Любят во Франции, да и в Европе вообще, высмеивать буржуа. И так тонко - просто изящно и осторожно показывая, чтобы не получить случайно обвинения в нетерпимости. Ну и сам Ханеке дело свое знает и заходит на уже знакомую территорию, в которой чувствует себя вполне уверено. Опять мы получаем тяжелую семейную атмосферу, просьбы об эвтаназии, размытый в сутолоке дней сюжет и несколько попыток самоубийства главных персонажей. Ну, а если это были и не прямые попытки, то явно им всем не хватает живительной свежести. Разве... Да, Ханеке немного показывает свою современность и фиксирует роль социальных сетей, проводя их сквозь персонаж самой юной героини. И это могло бы выйти здорово и ярко, если бы не то, что язык самого Ханеке уже устарел. В современном Youtube его бы попросту не поняли - совсем другие требования к стилю, динамике, иронии. Никому уже не интересно следить за бурчанием престарелого концептуалиста. Потому, для меня эта лента является более, чем убедительным признанием в полной несостоятельности автора. Он уже полностью лишен актуальности, вчем и сам смело расписывается. Он совсем не оригинален. Он не интересен. Это ведь совсем не здорово, сравняться с героями, которые так старательно высмеивались на протяжении карьеры? Годар говорил, что 'кино умерло', так вот, Ханеке последовательно подтверждает эти слова. 1 из 10
13-летняя Ева живет с психически нестабильной мамой, которую давно бросил муж, не выдержав ее истерик и перепадов настроения. Атмосфера в доме, понятное дело, влияет на ребенка не самым лучшим образом, в результате чего Ева подсыпает матушкины антидепрессанты своему хомячку и снимает на айфон как он клеит ласты («Вуаля!»). Впоследствии, наглотавшись этих же таблеток, в кому впадает мама Евы и девочка отправляется в дом к своему отцу Тома, живущему с новой семьей. Родственнички также далеки от идеала – новую жену (как и дочку) папа не любит, зависая в секс-чатах с озабоченной виолончелисткой, тетушка Анн тщетно пытается передать управление семейной фирмой сыну-обалдую, а дедушка Жорж, прикованный к инвалидному креслу, мечтает поскорее уйти на тот свет. Режиссер Михаэль Ханеке, как и Дэвид Кроненберг, очень любит выступать в качестве эдакого анатома от мира кино, вскрывая пороки и внимательно рассматривая нравы различных представителей социума. Но если канадец делает упор на физиологию и патологии, то Ханеке в своем стремлении изучить общественные воздействия на личность работает в более общем и даже бытовом ключе. Иногда у него это получается отлично, иногда средне, а иногда и совсем муторно, как это было с картиной «Код неизвестен». «Хэппи-энд» смотрится получше, чем эта расфокусированная и несобранная лента, но, тем не менее, все равно разочаровывает. Сам посыл фильма считывается довольно легко – все эти аллюзии на представителей современной Европы, страдающих от сытой скуки, уставших друг от друга и переставших любить ближнего, как и до боли актуальный вопрос иммиграционного кризиса, выглядят очень прозрачно и не шибко оригинально. «Старая» Франция в лице героя Жана-Луи Трентиньяна, подобно зрителю, утомлена всеми этими дрязгами и с тоской глядит на новое поколение, но еще какое-то время трепыхается, стараясь завязать некий диалог с беженцами (наглядный эпизод с просьбой отвезти Жоржа на пляж в обмен на часы), чтобы в итоге предпринять очередную попытку наложить на себя руки. Тщательно выстроенные мизансцены, крепко продуманные планы и типичные для Ханеке длинноты, как и хороший каст, присутствуют. Главный недостаток «Хэппи-энда» в том, что все эти острые детали и неудобные вопросы режиссер тоже поднимает очень устало, скучно и безжизненно. Он сглаживает углы вместо того, чтобы плеснуть огоньку там, где это необходимо, упускает возможность поязвить, съехидничать и довольно жестко пошутить, что позволило бы посылу фильма бить не в бровь, а в глаз. Вместо этого у него выходит проблемное, но слишком беззубое кино о скучной семейке, каждый второй член которой спит и видит, как бы поскорее суициднуться. Сам же режиссер, подобно героине юной Фантин Ардуин (девочка, впрочем, небезынтересная и явно талантливая), просто молча и бесстрастно запечатлевает на камеру всю эту сонную мышиную возню, с отсутствующим видом наблюдая за персонажами, как за тем самым несчастным хомяком, откушавшем сильнодействующих таблеток. И именно по этим самым причинам ироническое название фильма «Хэппи-энд» звучит далеко не так саркастично, как того хотелось бы. 6 из 10
Господин исследователь душ среднего и высшего европейского класса Михаэль Ханеке выдал очередной очень хороший фильм на свою излюбленную тему. Диву даешься, как ему удаётся не повторятся, хотя кажется, что каждый следующий фильм почти про одних и тех же людей. Сначала показалось удивительным, что в официальных анонсах картина названа комедией, ведь вроде бы особо и смеяться не над чем, но после просмотра понимаешь всю эту скрытую (а иногда и не очень скрытую) иронию. Обыватель сказал бы про героев Ханеке: «С жиру бесятся». Да, в том числе и это. Афоризм «богатые тоже плачут» идеально вписывается в его киномир. Там, где людям вроде бы и хотеть особо нечего, но они либо несчастны, либо думают, что несчастны, либо считают, что счастливы, но что-то не то. Там, где никто никого не любит, где хочется больше внимания к себе. Где детские представления о счастье с возрастом заменяются стабильностью и достатком, но забитые с ранних лет желания все же скребут душу. Как всегда, один из столпов его фильмов – актерский состав и его игра. Здесь всё на высшем уровне (в том числе конечно же его любимица Изабель Юппер, куда же без неё). Но особо хотелось бы отметить величайшего Жан-Луи Трентиньяна, который в своем преклонном возрасте играет старика со склерозом. И который только и думает о том, кто бы ему помог уйти из этого мира. Это же вроде бы должно быть ужасно, но даже в этом пробивается та самая своеобразная комедийность Ханеке. В общем, вери гуд. 8 из 10
Будучи знакомой с работами известного творца европейского арт-хауса Михаэля Ханеке, не могла не заинтересоваться его новым кинофильмом – французской драмой с основной программы Каннского кинофестиваля 2017 года с названием «Хэппи-энд». Да и как я могла пропустить что-то с прекрасной Изабель Юппер? Впрочем, можно было бы и пропустить. Картина рассказывает о жизни одной семьи, каждый представитель которой сконцентрировал своё внимание на деньгах и не особо ценит, что имеет. Повествование ‘скачет’ между персонажами, постоянно переключает и рассеивает внимание зрителя, приводя в итоге к путанице и падению интереса и ‘смазанности’ восприятия основной идеи. Кто/ что/ как не играет особой роли. В первую очередь это – сатира на современную жизнь во Франции, отображающая миграционное кризисное положение в Евросоюзе. Много символизма. И с этой точки зрения есть над чем задуматься. А вот в остальном… «Хэппи-Энд» флегматичное и излишне вальяжное кинотворение. Нет зрелищности, юмор только ‘чёрный’ и, местами, излишне тонкий, который, на фоне медлительности в повествовании и частом переключении внимания, и вовсе теряет своё очарование. Интерес падает уже на пятнадцатой минуте фильма. То есть даже не так: разочарование от просмотра приходит на пятнадцатой минуте. Проходной и далеко не для всех. Общие ощущения после просмотра можно выразить фразой из картины: «Ты никого не любишь, но мне все равно». Мне всё равно… Но от Ханеке всё-таки ждёшь большего.
Номинант на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Фильм режиссёра Михаэля Ханеке, известного всем по картине 'Любовь', которая получила в 2013 году Оскар в категории Лучший иностранный фильм. Увы, но на этот раз публике представлена обычная и вполне стандартная европейская драма, которую после просмотра можно сразу и не вспомнить. Здесь нет ничего такого, что может вызвать яркий восторг или восхищение. Конечно, в профессиональном смысле все сделано качественно хорошо, но визуально просто и, если честно, чрезмерно скучно. Несмотря на попытку оригинальной постановки, сценарий и практически все актеры совершенно не влияют положительным образом на картину. Все персонажи однообразно скучны и не так интересны, хотя возможности были понравиться публике, но, к сожалению, этого не произошло. В сценарии мы наблюдаем абсолютно посредственные и проходные диалоги, которое по сути своей являются разговорами ни о чем. В общем, если вы поклонник Изабель Юппер или вы большой любитель кинокартин с Каннского фестиваля, то вы можете смело приступить к просмотру, а все остальные, уверен, найдут более интересные проекты о любви к жизни, к самому себе и так далее, в которых семейные ценности показаны более в интересных рамках и форматах. Хотя заслуги юной актрисы Фантины Ардуин не стоит сбрасывать со счетов, ведь именно она из всего ансамбля смотрелась убедительно, ярко и интересно. Уверен, что после этого проекта судьба маленькой актрисы в профессиональном плане изменится в лучшую сторону. Приятного просмотра. 5 из 10
Перед нами семья, такая же, как и многие другие. Если не обращать внимания на дорогую упаковку, а посмотреть на её составляющие, то становится очевидным, что проблемы в любой семье одинаковы. Один не любит другого, другой не любит третьего, третий разочаровался в первом и так далее, во всех возможных комбинациях. Ханеке заставляет нас взглянуть на происходящее глазами двух главных героев: почти беспомощного старика (Жан-Луи Трентиньян) и двенадцатилетней девочки (Фантина Ардуин). Для первого всё в прошлом, он ждёт своего счастливого конца, но никак не дождётся. Здесь, кстати, режиссёр делает кивок в сторону Любви. Можно даже подумать, что Хэппи-энд - это своего рода её продолжение. Для второй героини жизнь только начинается, но уже подбрасывает испытания на прочность. И, надо сказать, она неплохо с ними справляется. Дети - это маленькие проекции взрослых. Не стоит искать сострадания и отзывчивости в своём ребёнке, не дав ему этого изначально. А если такая практика недостачи любви повторяется из поколения в поколение, то и проблема внутрисемейного хотя бы взаимоуважения налицо. В своей ленте Михаэль Ханеке, с присущим ему сарказмом, высмеивает нелепые попытки каждого отдельно взятого члена семьи казаться её частью и в то же время оставаться тем, кем он на самом деле является. Отсутствие искренности, эгоизм, ханжество, равнодушие - вот только часть пороков, которыми наделены герои этого фильма. Герои, превосходно сыгранные актёрами. Чего только стоит лёгкая отстранённость и в некоторой степени жестокость в лице неподражаемой мадам Юппер?! И всё же каким бы счастливым или наоборот ни был конец именно у этой семьи, конец фильма остаётся открытым. То ли ещё будет!
Человек, сидящий слева от меня в кинотеатре, заснул в течение первых 10 минут фильма. Я не просто так начинаю свой отзыв с этого факта - он должен дать понять любителям экшена и острых интриг, а также фильмов 'которые не отпускают от начала и до конца', что скорее всего Happy End - не их вариант. Будьте готовы к тому, что Ханеке не собирается развлекать зрителей своим фильмом: его мало волнует, что кому-то может быть скучно. Будьте готовы смотреть фильм, отличающийся от большинства (практически от всех) фильмов, идущих в кинотеатрах в наши дни. Кто-то скажет, что здесь нет сюжета, что у актёров нет эмоций на лицах, - не буду этого отрицать: но это вовсе не показатель того, что фильм плох. В этом фильме есть очень чёткий стержень - идея, которой подчинено всё остальное. Об этом не говорят вслух (в этом фильме вообще многое не произносится словами), и благодаря этому приходит понимание, что с тобой разговаривают не как с маленьким ребёнком, которому нужно всё объяснять и пояснять, а как со взрослым умным человеком. При этом понять эту идею - несложно. Повествование (знаю, кто-то вообще скажет, что здесь нет никакого повествования, но тем не менее) разворачивается очень неспешно; героев, имеющих ключевое значение, много, но все характеры раскрыты (точнее прираскрыты) идеально - не больше и не меньше, чем требуется; юмор у Ханеке весьма чёрный - это тоже на любителя. Для меня всё это - положительные стороны, но очевидно, что именно это многих оттолкнёт, поэтому не буду описывать своих восторгов, ограничившись этим скромным перечислением. P.S. Очень рада была видеть на экране Трентиньяна. На самом деле, не было такого актёра, который показался бы мне неподходящим на свою роль, но для Трентиньяна это, вероятно, одна из последних ролей, а он всё ещё способен на многое.
С самого начала фильма можно почувствовать, с каким необычным художником имеешь дело - Михаэль Ханеке ведет повествование по своим правилам: он никуда не торопится и не собирается разжевывать зрителю все сюжетные повороты - стоит внимательно следить за диалогами героев. И он добивается поразительного эффекта - такое ощущение, что с экрана на тебя смотрит сама жизнь. Невероятная реалистичность! Тем не менее, неспешное повествование затягивает своей недосказанностью и эксцентричностью героев при внешней усредненности. В этом и секрет этого фильма: то, что выглядит внешне обычным, тривиальным и распространенным, скрывает под собой конфликт, который делает это 'что-то' индивидуальным и необычным. Довольно часто поднимаемая проблема - непонимания, невозможности услышать друг друга, особенно когда это касается членов семьи, обретает в этом фильме несколько новое и эксцентричное звучание во многом благодаря неповторимому стилю режиссеры. А еще это, конечно, заслуга актеров - даже юная Фантина Ардуин замечательно точно и естественно воплощает на экране сложный характер, что уж говорить об Изабель Юппер или Матье Кассовице. В общем, это весьма занимательный фильм для тех, кому интересно наблюдать за психологическим развитием персонажей, их взаимодействием, параллельно рефлексируя по поводу своей собственной жизни.
Ханеке по-прежнему тот самый. Этот факт - основное, что следует вынести из фильма, поскольку, несомненно, имя режиссёра является здесь первичным персонажем. Себе изменять он не собирается, эвтаназия, животное, интерьеры, прямое цитирование своих предыдущих работ - австриец как будто бы собрал воедино клочки всех своих записей и развесил коллаж на стене своего дома, мимо которого можно спускаться и подниматься, активно причмокивая от собственной гениальности. С другой стороны - есть ли настоящая тематика в ленте? Вот тут уже вопросов больше. Образуется некая двуполярность. С одной стороны, верный себе режиссёр изобразил некую игру, перебрав всё, что он когда-то полюбил своей мрачной седой любовью. С другой - собирательство в историю формально вылилось, однако как таковая, жизнь участвующей в ленте подобной семьи напоминает глубоко надуманный ворох, в котором-то и выход только один. Который, уверен, хранился в представлении режиссёра яркой картинкой с самого начала собирательства данной истории. У дерева бесчисленное множество ветвей. Жорж - пожилой глава, дочь Анна, сын Тома, внук Пьер, внучка Ева. Все они погрязли в собственных жизненных проблемах, а уж проблемы друг с другом и вовсе выводят их из себя. При этом нельзя называть их опустошёнными, при отмирании внутренней идиллии, внешняя маска беззаботности всё ещё надёжно закреплена на их лице. Социальные институты у Ханеке не стоят на месте, а крутятся вокруг своей собственной оси. Усталость от жизни выражена в крайне полярном возрасте, посередине которого хороводятся всё от той же усталости маленькие трагедии бизнеса и половой жизни. Какой у этого может быть конец, кроме “Хэппи-энда”? Главной находкой, раскрученной среди многоопытных раздражений от интеллигентного блеска и статусности, сложенных в мозаику, где вычурности всё время подкладывается нелепое воплощение проблемы эмигрантов, а любовные и все прочие семейные дрязги больше напоминают сюжеты мыльных опер, является откровенно ненавистническое отношение к совсем уже осовремененным технологиям. Правда в отличие от остального Ханеке, подано это явно с сатирическим насмехающимся отливом - соцсети и блоги демонстрируются как открытые герои постановки, только с той целью, чтобы было заметно, насколько безобразно они в этой постановке расположены. Издевательство над вуайеризмом и нарциссизмом очередной раз трансформируется в окончательную тему смерти. Если внутри человек мёртв, не может быть на экране его смартфона никакого солнца и рвотно-позывных улыбок. Раз уж скатываемся на дно, давайте это самое дно и снимать. Пьеса об эскапизме выходит крайне забывчивой об аритмии, которой явно не хватает ленте, задыхающейся на каждом из своих растянутых щупалец, где всего лишь одно дыхание, да и то смертельное, дарственно передано дуэту юности и старости. Увидеть перед собой отшлифованную лживость, которая уже пройдена в собственном существовании или которую только предстоит пройти - уже “счастливый конец”. Конец надежды на некую безгрешность жизненного цикла, в которую так хочется непримиримо уверовать. Увы, во-первых, даже самое оптимистичная пружина всё равно когда-нибудь будет сломана. Во-вторых, увы, Ханеке никогда не даст своему зрителю помечтать. А в данном случае, ещё и усмехнётся вслед.
«Я знаю, что ты никого не любишь» В свет вышла новая работа известного австрийского режиссера, обладателя премии «Оскара» и двух «Золотых пальмовых ветвей» Михаэля Ханеке, под названием «Хэппи-энд». Пускай, эта картина не так глубока, как «Пианистка» или «Любовь», но и слабой ее не назовешь. Фильм показывает нам историю одной обыкновенной современной семьи, а точнее - их пороки и слабости, стереотипность их мышления и прочие «светлые» стороны. Сценарий фильма довольно тонок, пусть и совершенно прост. В центре картины - буржуазная французская семья, подающая впечатление полного контроля над своей жизнью. На самом деле все далеко не так. Глава семьи - дедушка Жорж (Жан-Луи Трентиньян) хочет покончить собой, понимая, что делать ему здесь больше нечего. Его дочь Анна (Изабель Юппер) никак не может справиться со своим буйным сыном Пьером, который, в свою очередь, не может найти свое «место в мире». А ее брат (Матьё Кассовиц) еще более уникальный «кадр». Бывшая жена Томаса лежит в больнице от передозировки антидепрессантов, а их дочь Ева переезжает к его новой жене Анаис. «Знакомство» девочки с жизнью начинается в гостях у семьи, в которой правят лицемерие, безразличие, самообман и выдуманные идеалы. Сам Томас не может понять чего и кого он хочет, но продолжает создавать впечатление полноценного и уверенного в себе человека. Хочется отметить подход к съемке фильма. Реалистичная и уникальная подача материала этого режиссера как всегда является настоящим мастер-классом. Никакого саундтрека, длинные статичные кадры, некая «скрытая съемка» многих эпизодов вместо крупных планов, и это не говоря о том, что некоторые сцены фильма мы видим глазами записывающей камеры, видео с «айфона» и переписок в чате на ноутбуке. Большее впечатление произвело именно повествование через объектив смартфона. Камера телефона – это человеческий глаз, а надписи в видеоряде – замена речи. Полная тишина, в свою очередь, позволяет слышать не только звуки поворотника автомобиля, смех детей во дворе, пение птиц и скрипы дверей, но и такие детали, как дыхание героев. За весь фильм, было только два музыкальных ряда – игра на виолончели и телевизор в комнате «придворных». Кроме технических моментов, хочется отметить диалоги персонажей и их игру. Ни один из актеров не переигрывал, превращая картину в «постановочную» - так получилось вдохнуть жизнь в персонажей. Их затянутые и порой совсем бессмысленные диалоги «близки» зрителям, ведь очень часто проблемные разговоры проходят именно так. Долгие паузы, «зависания», уход от разговоров и прочее – все это создает правдоподобное впечатление повседневной жизни знакомой каждому. Очень жизненным эпизодом вышел момент с покупкой мороженого на пляже и прогулка Евы с отцом (снова снятая издалека). Также, весьма впечатляюще получилась сцена с «прогулки» дедушки в коляске и его беседа с бандой чернокожих. Создатели не «ускорили» его передвижение монтажом - Жорж потратил столько времени на дорогу, сколько он потратил бы на нее в жизни. Кроме того, мы совсем не слышим его разговоры с прохожими, ведь камера с микрофоном поставлены через дорогу от них… Зрители привыкли к динамичности в кадре и к тому, что передвижения героев на длинные расстояния сходят на несколько секунд – здесь такого нет! Этот шаг делает картину очень реалистичной. В фильме есть сцены, вызывающие не самые приятные чувства у зрителя (к примеру, пикантные подробности секс-переписки), но именно они делают фильм - зеркалом, отражающим «грязную» правду общества. Все эти детали использованы специально для передачи атмосферы фильма. Конечно же, такая работа более «низкого полета», нежели предыдущие картины режиссера и получить за нее «Золотую пальмовую ветвь» будет сложно, но, как мне показалось, Ханеке выполнил поставленную задачу и фильм получился весьма успешным. В завершение, добавлю, что смотреть фильм нужно в оригинале с субтитрами, так как русский дубляж в таких картинах «перекрашивает» восприятие в другие краски, тем самым перевирая атмосферу ленты. Актеры в руках Михаэля Ханеке становятся настоящими профессионалами, даже если до этого их роли не были столь сильны, и их голоса – неотъемлемая часть игры. Их важно слышать! 7 из 10
В своей новой семейной драме «Хэппи-энд» Михаэль Ханеке представил своего рода альтернативную версию своей другой картины – «Любви» («Amour») 2012 года. Тот фильм был знаковым для Ханеке и дело не в статуэтке «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. «Любовь» была прямой и искренней историей без каких-либо приемов рефлексии и дистанцирования от персонажей. В «Хэппи-энде» в той или иной степени Ханеке вновь отходит от своего смелого мрачного стиля, сосредоточившись на мягкой драме, которая, вероятно, способна разделить аудиторию. «Хэппи-энд», по моему мнению, к тому же и очень странный фильм для Ханеке. Во-первых, трудно выделить четкую тему. В картине поднимается просто огромное число проблем, в частности имеющих отношение к семье, но ни одна из них не развивается должным образом. Это фильм про то, что финансовое состояние, передаваемое из поколения в поколение, только вредит семье? Или о «забытых стариках»? Очевидно, что речь идёт и о виртуальности, проникающей в наш мир, и о лицемерии обслуживающего персонала. Более того, в «Хэппи-энд» добавили и социальный комментарий об европейском высшем классе, низшем классе и о проблеме мигрантов/беженцев, остро стоящей в современной Франции. Естественно, что столь большое число тем может просто вылиться в неудобоваримую кашу. Как и во многих других фильмах режиссера, ребёнок играет важную роль в повествовании. Но и с этой стороны возможности для настоящего тёмного повествования оказываются какими-то завуалированными. Строго говоря, для зрителя остаются загадкой подробности ситуации, имеющей место быть с девочкой Евой. Стиль съемки Ханеке чувствуется. Всё действие происходит в каком-то геометрически сбалансированном обрамлении, что работает на руку тревожной атмосфере. Бледное освещение и стильный, но суховатый дизайн подчеркивает мрачность происходящего. Иронично, что смерть в «Хэппи-энде» - единственное явление, способное восприниматься положительным образом. Все остальное, как мне показалось, вообще не влияет на структуру сюжета так или иначе. Герои готовят обеды, разговаривают друг с другом, решают проблемы… однако это всё пустое и лишнее. Сценарий «Хэппи-энда» вводит двух разных, но всё же таких похожих друг на друга персонажей, Жоржа и Еву, и, конечно, хотелось бы побольше вопросов об этих персонах, о которых никто даже и не задумывается. Без личностных же вопросов о молодом и старом поколениях единственная мысль «Хэппи-энда», на мой взгляд, заключается в том, что жизнь, как таковая, не стоит того, чтобы её проживать. Разве это не печально? 5 из 10
После шедеврального фильма “Любовь“ и пятилетнего молчания Михаэль Ханеке снял новое кино, которое я ждала с нетерпением: 75-тилетний австрийский режиссёр входит в список моих любимых кинотворцов современности со времени выхода его эпохальных “Забавных игр“ (1997). “Хэппи-энд“ – это история буржуазной семьи Лоран, члены которой хоть и живут вместе в одном большом доме, но душевно очень далеки друг от друга. Плюс добавьте сюда тему человеческой жестокости, природу которой Ханеке исследует в каждой своей киноленте, из фильма в фильм преподнося тему всё тоньше и филиграннее. В “Хэппи-энде“ режиссёр не спешит вводить зрителя в курс дела: почти треть фильма ему придётся догадываться, кто кому кем является и что происходит в кадре: кинопазл собирается постепенно. С первого кадра мы видим происходящее через объектив смартфона девочки-подростка Евы, которая снимает live-видео для соцсети, комментируя происходящее вокруг и рассказывая о своей жизни. Невидимые подписчики по ту сторону экрана – её единственные слушатели. Вскоре камера показывает, как Ева убивает своего хомяка, скормив ему таблетку маминого антидепрессанта. В отношениях семьи Лоран есть тонкое перманентное насилие, едва ощутимое, психологическое, всем плохо от присутствия друг друга, но они так живут дальше, утопая в лицемерии и обмане. Со своим положением в этой семье не хочет мириться лишь глава семейства Джордж, прикованный к инвалидному креслу (Жан-Луи Трентиньян), который, чувствуя приближение деменции, мечтает об эвтаназии или хотя бы раздобыть ружьё. Ева попадает в семью Лоранов как дочь его сына от первого брака и гармонично вписывается в этот клан социопатов, где на отцовскую любовь ей рассчитывать не приходится. Безжизненное обаяние буржуазии окружает девочку со всех сторон. И остаётся лишь удивляться как тонко Ханеке прорисовывает мелкие детали в поведении и словах героев, через которые безжалостно проглядывает портрет каждого из них. Здесь неизбежна параллель с историей из фильма “Нелюбовь“. Звягинцев и Ханеке касаются одной и той же темы, но применительно к героям разной ментальности и социально-классовой принадлежности. И если у российского режиссёра герои максимально честны друг с другом, то у немецких буржуа принято иначе: они выдержаны, взаимно вежливы, и на первый взгляд – это благополучная семья. Но диагноз режиссёра безжалостен: человеческие связи здесь разрушены, а новые технологии лишь способствуют разобщенности людей. Ключевой фразой в фильме видятся слова Евы, обращённые к отцу: “Ты не любил маму, не любишь свою новую жену, не любишь любовницу, не любишь меня“. В атмосфере безжизненного холодного лицемерия единственной тёплой сценой в фильме становится неловкий разговор людей, не привыкших к душевности: дедушки с внучкой. Но и здесь Джорджем, увидевшим в Еве единственного человека, способного помочь ему в его намерении, движет голый расчёт и эгоизм. История, показанная в “Хэппи-энде“ перекликается с сюжетом предыдущего фильма мэтра, где так же одну из главных ролей сыграл Жан-Луи Трентиньян, а роль его дочери исполняла Изабель Юппер. Ханеке продолжает поднятую в “Любви“ тему смирения с неизбежностью смерти, но на этот раз преподносит её с нескрываемым сарказмом. Этим фильмом режиссёр не берёт высокую планку своих лучших работ. Хотя бы потому что ничего нового своему зрителю не говорит, в очередной раз вынося приговор гуманизму старушки Европы на примере одной семьи. С этого ракурса в “Хэппи-энде“ можно увидеть параллели с “Квадратом“ Рубена Этлунда, с которым он безуспешно соревновался за главный приз на прошлогодних Каннах. Но режиссёрские решения, актёрская игра, виртуозные диалоги и операторская работа у Михаэля Ханеке по-прежнему на высоте. Так что приятного просмотра.
Открывающая сцена, где буквально закладывается фундамент под здание, является определяющей для всего фильма. Внезапно обрушивается часть ограждения котлована, в зоне размещения биотуалетов. Символизм состоит в пресловутом человеческом вмешательстве. Нет. Дело не в урбанизации и захвате территорий, для Ханеке, это было бы слишком социальным, дело в проникновении в зону абсолютной интимности каждого человека, туда, куда проход запрещен!. Суть в том, что если открывается эта тайна Другого, она становится для тебя дерьмовым подарком. Ханеке выстаивается дистанции между персонажами. Каждый член аристократической семьи отчужден и изолирован в своей иллюзорной интимности глубины, выстроенной рядом психологических барьеров так, что не материнская любовь, ни появление нового члена семьи не способны их разрушить. НО, как и полагается, встреча опыта и подростковой любознательности, размывают границы восприятия, здесь то и происходит проникновение в область непристойного – открытие тайны, которая становится трагедией Другого. Смерть, так и не показанная, не имеет никакого значения, потому как духовная смерть уже произошла. И возможно физическое ее воплощение и есть самый дорогой подарок, который так желает главный герой и практически все члены семьи. Финальная цена, в которой девочка снимает на телефон тонущего дедушку, демонстрирует возведение нового барьера реальности. Такая реакция говорит о том, что она воспринимает ситуацию «через монитор», посредством Другого, снимая тем самым с себя ответственность, ответственность, которой не научились даже взрослые.
«Ну это же Ханеке!» - спорил я сам с собой, побуждая себя идти на новый фильм мэтра, однако, со мной не случилось ни откровения, как после просмотра «Любви», ни просто благодарных аплодисментов, как после знакомства с «Белой лентой», а лишь конфуз и недоумение. Двукратный каннский лауреат, автор эпохальных для «нового варварства» 90-х «Забавных игр» и исследующей границы перверсивной сексуальности «Пианистки» и многих просто хороших фильмов, живой классик кино если не постарел, то по крайней мере сильно сдал. В «Хэппи-энде» поражает элементарная неспособность Ханеке грамотно выстроить драматургическую структуру (чем раньше его кино не страдало, разве что ранние картины – «Седьмой континент» или «71 фрагмент случайной хронологии») без необязательных эпизодов, создать особую нервную логику, которая должна прочитываться в каждой сцене, не наступать на грабли европейской политкорректности, неспособность обойтись без шаблонных виктимных образов иммигрантов, кочующих из одной европейской артхаусной картины в другую. Самоубийство европейской цивилизации, маразм картезианского мышления, двуличие, ханжество и лицемерие его носителей, попытка составить многофигурную мозаику портретов разных поколений, в образе семьи символически запечатлеть современный Запад оборачиваются пшиком не только потому, что все эти цели, задачи и темы увязают в зыбучих песках артхаусных стереотипов (среди которых: «Европа виновата, иммигранты невиновны», образ феминистки-стервы, держащей в руках компанию, и ее безвольного сына, символический образ старого маразматика-интеллектуала, откровения о сексуальной жизни в интернет-чатах, бесчувственные подростки, зацикленные только на себе и прочее), но ни формально, ни концептуально не проработаны. Конечно, некоторые сцены и образы, бесспорно, удались и удачно зарифмованы, как например разговор старика с внучкой о суициде, но в целом картина эксплуатирует ранее найденную Ханеке анемичную, и чрезвычайно сейчас устаревшую стилистику (которой, кстати, нет в его лучших картинах – «Забавные игры» и «Пианистка»), выраженную в нарочитом использовании статичных общих планов, что сближает ее с поздними лентами Ван Сента и даже с медитациями Тарра, хотя таких крайностей Ханеке все-таки избегает. Статичность изображения и вялый монтаж свойственны еще немецкому «новому кино», но там они оправданы, ибо это было трагическое монументальное искусство, сближающееся по визуальной эффектности с картинами Каспара Давида Фридриха (вспомним «Стеклянное сердце» Херцога). У Ханеке же проблематика помельче, не зря на этот раз он снимает в жанре трагикомедии, все больше и больше скатывающейся в фарс. Из последних картин «Хэппи-энду» ближе всего «Квадрат» Эстлунда, не зря он соревновался с ним за главный приз в Канне: тот же, как выразился однажды Плахов о картине Ханеке «Видео Бенни», «портрет в свином буржуазном интерьере», та же формальная хаотичность, фарсовость апокалиптического высказывания о «закате Европы», множество героев, объединенных родственно и профессионально, но разъединенных психологически, взаимная глухота поколений отцов и детей и прочее. Видимо, рыхлость сейчас в тренде, если таких схожие и формально, и содержательно картины, как «Хэппи-энд» и «Квадрат» соревнуются в одном киноконкурсе, весь вопрос в их художественной ценности, в неспособности режиссеров сейчас создавать стройное, целостное, немозаичное повествование, их страх, что называется «выстрелить в упор», остро и четко обозначив ту или иную проблему, как это делали когда-то Фассбиндер или Видерберг (если уж подбирать соотечественников Ханеке и Эстлунду). И не так уж важно, что все актеры «Хэппи-энда» играют блекло: то, что Юппер из фильма фильм, начиная с той же «Пианистки» и вплоть до «Elle» Верховена играет одну и ту же роль расчетливой фаллической суки, и делает это с одним и тем же бесчувственным выражением лица, к этому можно привыкнуть, а вот за великого Трентиньияна обидно – в отличие от той же «Любви», где он был органичен, здесь выглядит пародией на свою сдержанную манеру игры, не так уж все это важно, жаль, что само высказывание получилось блеклым и неубедительным. «Ну это же Ханеке! Как же было его не посмотреть?!» - думал я, выходя из кинозала, и все-таки было обидно за потраченное зря время.
Я не большой любитель Михаэля Ханеке, хотя должен признать, что это действительно один из лучших режиссеров нашего времени. Слишком его фильмы неуютны, что может быть это и хорошо, ведь, как сказал другой современный классик Лар фон Триер 'фильм должен доставлять тебе неудобство, как камешек в ботинке'. Тем не менее часто при просмотре картин Ханеке возникает неприятное ощущение. И надо отметить, что как раз от этого фильма такого неприятного ощущения нет. Более того, думаю что этот фильм идеален для первого знакомства с Ханеке. 'Хэппи-энд' не так радикален, как некоторые другие картины австрийского режиссера. При этом это очень мощная картина. Как всегда прекрасны Жан-Луи Трентиньян и Изабель Юппер, остальные актеры также играют отлично. По жанру это драма, но с комедийными моментами. Конечно чувство юмора у Ханеке своеобразное, это такой горький юмор. Особенно мне понравился эпизод с танцем сына героини Изабель Юппер. Очень смешно. Если сравнивать с предыдущими работами Михаэля Ханеке, то на первый взгляд, учитывая кто играет главные роли, эта картина должна походить на фильм 'Любовь'. Но я считаю, что больше всего Хэппи-энд напоминает фильм 'Скрытое'. В общем, всем рекомендую. К сожалению, подобные фильмы не очень востребованы в России. Я смотрел этот фильм в кинотеатре и был единственным человеком в зале. И прокатчики немного схалтурили. В фильме есть сцены, где герои пишут друг другу электронные письма. Причем это показано не мельком, а, допустим, героиня целую минуту строчит письмо герою. Минуту мы видим экран компа с французскими словами, которые набирает героиня и никакого перевода. Хотя бы английские субтитры включили, если уж по-русски переводить не охота было. Это я говорю не просто так, авторы фильма доносили этой сценой некую информацию, а я ее не прочитал. Только потом, ближе к концу фильма, я по следующим сценам примерно понял, что они там писали. Можно сказать что это мелочь, но такое отношение порождает такую посещаемость. А с такой посещаемостью боюсь следующие картины Ханеке могут и не доехать до России. 8 из 10