Пару дней назад, по приглашению кинотеатра, побывали с супругой на предпремьерном показе документальной саги 'Великий Северный путь' в Ростове-на-Дону. Сказать, что фильм бомбовый - ничего не сказать... Я бывал на Севере, и не раз. И за долгие годы расставания с ним, почувствовал вновь его ледяное дыхание, его арктическую Душу, его силу и драйв, зовущий в путь своих исследователей, как и столетия назад! Низкий поклон Леониду Круглову! Смело - повторить путь безбашенного и отчаянного Семёна Дежнёва! А съёмки, операторские лайф-хаки на 50-градусном морозе (учитывая, что снималось всё, скорее всего, без дублей и постановок)! Мне выпала честь совсем недолго пообщаться с режиссером. Как дроновод нашего южного пошиба, узнал немного подробностей о пилотировании в суровых условиях Оймякона. Леонид, если прочтёте мой опус - спасибо Вам и Вашей команде за вдохновение, 4К рулит! Кроме того, уверен, что в этот замечательный фильм вошло не всё! Будем ждать вкусных северных деталей, пусть, даже в короткометражном формате! Фильм удался на 1000%!
Леонид, еще раз хотела поблагодарить Вас за создание замечательного фильма. Когда я в первый раз увидела трейлер к фильму 'Великий Северный путь', я плакала. Такая мощь, красота, сила ощущалась!!! Такие меткие кадры, подобранная музыка, виды. ..И такая гордость от осознания, что я живу в этой стране. Я видела другие Ваши фильмы. Они безусловно хорошие. Но этот!! Этот фильм поднимает самосознание. Он заставляет увидеть за в общем-то небольшой промежуток времени в какой огромной и красивой стране мы живем. Какие Люди, простые, неказистые с виду, но сильные духом, сильные волей, стремлением к достижению цели, в ней живут. И самое главное, что живут Сейчас. Среди серых будней и страшилок по телевизору, среди глупости и. .. они живут и делают свое дело, хорошо делают свое дело, несмотря ни на что. И это вдохновляет. И фильм заставляет задуматься о том, правильно ли я живу. И можно еще много говорить о масштабности фильма, о простоте и емкости изложения российской истории и истории малых народов... Ваш фильм - это Наглядная история и география России. Настоящие. И это здорово! За это Вам мой низкий поклон. Творите еще. Вы это умеете делать...
Можно было бы рассказать, как фильм вдохновляет на изучение истории и географии, причем сильнее любых учебников. Или о его сильной патриотической составляющей (но с важными идеями сохранения самобытности народов). Но это как раз то, чего и ожидаешь от хороших документальных фильмов. А вот рефлексия - это более интересный момент. Ещё начиная со встречи с Леонидом Кругловым накануне предпоказа я стал задавать себе вопросы: а как много видел я, что смог пройти и что смог вынести из этого? БАМ, Южный Урал, Находка... Да вот вроде бы и всё. Даже в Сибири я простой горожанин, который ёжится от мороза на остановке и уже давно не видел по-настоящему белый снег. А ведь хочется-то не так! Противостоять и объединяться, чувствовать стихию и быть ею, находить уголки, которые плевать хотели на официальную историю и политику, потому что в них есть более сильные направляющие. Но вот что действительно лежит в основе всего - это, на мой взгляд, вызов. Именно благодаря вызову состоялся поход Семёна Дежнёва, фильм Леонида Круглова, на нём основанный, и ещё огромное количество событий. А всё для чего? Нажива? Не первостепенно, уж слишком велики риски. Да и какая нажива может быть в локальном вызове самому себе (если уж говорить о внутренних переживаниях). Новые места? Но вызов при особых условиях можно ощутить даже в двух шагах от дома. На мой взгляд, мы все просто ищем покой. Да-да, пробираясь сквозь метель, выживая среди гнуса, взбираясь по скалам мы ощущаем стойкий душевный покой, равновесие и чуть ли не просветление. Вот только вызов кончается, ответы найти практически не успеваем и снова остаемся с этим терзанием и жаждой вызова. И такие фильмы, как 'Великий Северный путь' его лишь усиливают. В общем, фильм отличный, несмотря на небольшие технические огрехи. А вот желания после него уж слишком смелые.
«Но наградой нам за безмолвие обязательно будет звук». Эта строчка из песни Владимира Высоцкого очень точно описывает дальнейший эффект от исторического похода казака-первопроходца Семена Дежнева, нашедшего в XVII веке путь до самой северо-восточной оконечности Евразии, тем самым прирастив к будущей Российской империи огромные земли от Сибири до Чукотки. Если говорить языком современного PR – отклик открытия Дежнева для России и всего мира до сих пор слышится и сейчас, когда на смену подвижным кочам пришли мощные газовозы и атомоходы, утюжащие льды одной из главных водных артерий мира. Разумеется, ждать от картины, профинансированной Русским географическим обществом нечто иного, кроме духоподъемной государственной риторики было бы довольно странно. Но с учетом количественного развития национального патриотического кинематографа его качество рано или поздно должно улучшиться, если, конечно, Гегель нас не обманывает. «Великий северный путь» именно духоподъемное и именно патриотическое (не путать с ура-патриотическим) кино с красивыми видами русской Арктики, не акцентирующее внимание на проблемах севера, но оставляющие небольшие подсказки. И чтобы стать его первооткрывателем нужно оставаться в народном сознании немного гигантом или по меткому определению Владимира Познера – экстремистом. В противном случае тех открытий, которые совершили русские моряки, попросту бы не было. И РГО, ответственное за тему патриотизма на государственном уровне, это прекрасно понимает. И когда русскому кинематографу не нужно вступать в условную схватку с западными соперниками, он концентрируется на самом главном – самоотверженности и несгибаемости своего народа – тех качествах, которые помогли русским занять самую большую в мире площадь и на протяжении нескольких столетий с разным успехом удерживать ее под своим контролем. Такое кино действительно заслуживает быть показанным на больших экранах. Дежнев потратил на свой поход 15 лет жизни, а режиссер картины «Великий северный путь» (повторяющей путь казака) Леонид Круглов – четыре. Конечно, Круглову гораздо проще идти, тем более в его услужении находятся все самые современные образцы техники – от вертолета до снегоходов, но и это поистине выдающийся кинематографический подвиг, достойный опытов великого натуралиста Вернера Херцога. По каждому кадру видно, что это очень дорогая и очень любимая авторами работа – красивые планы необъятного севера подобраны с ювелирной точностью (эффект присутствия зрителя среди заснеженных пейзажей не отступает на протяжении всего просмотра), а анимационные вставки сделают честь любому отечественному мультфильму последних лет. Интересно, что на протяжении всего пути кинематографисты постоянно встречают своих единомышленников, а в фильм то и дело «заглядывают» режиссеры и персонажи других лент. Это, например, Максим Арбугаев, один из авторов обласканного различными фестивалями «Генезиса 3.0» об охотниках за бивнями мамонта на Новосибирских островах в Северном Ледовитом океане. И вроде говорится в фильме, что на севере на протяжении многих тысяч километров никого не встретить, но путешественников разного калибра в фильме все равно немало. Север по-прежнему остается пристанищем донкихотов в поисках утраченной цивилизации, выбирающих для передвижения мотоциклы, снегоходы, внедорожники и даже воздушные шары. Для таких путешественников север остается особым измерением жизни, побегом от устоявшейся социальной реальности к реальности природной, но многовековой. И пока что никакое экономическое развитие не может этого изменить. Поэтому в фильме вскользь проговаривается и еще одна идея великого севера. Он по-прежнему остается социальным лифтом, там до сих пор можно перебраться с одного социального этажа в другой, как это было и в XVII веке. Правда, нужно хотя бы отдаленно напоминать героического Дежнева и забыть о пассивности, которая так свойственна многим жителям экономически освоенных территорий страны. Напоминает фильм о многонациональном разнообразии жителей севера, о том, как крайне легко разрушить его хрупкость и почему важно прислушиваться к опыту коренных жителей, живущих в гармонии с суровой и дикой природой веками. Кажется, в этот короткий момент фильм сообщает зрителю о севере гораздо больше, чем он может увидеть в самых длинных фильмах об Арктике и в бесконечных лентах новостей об устойчивом развитии этого региона. «Великий северный путь» как верхушка айсберга или краткий пересказ романа, где самое интересное – поиск гиперссылок и то, что они за собой скрывают. И кто знает, сколько зрителей захотят после просмотра узнать всю историю до конца, на какой-то момент в мечтах став отважными полярниками или мореходами. Или бросят вызов уедут открывать для себя далекие северные земли. Ведь, как известно, север влюбляет в себя бесповоротно, и кто успел там побывать, обязательно захочет вернуться снова. Тем более что документалка Круглова свою задачу выполняет. Любите север, любуйтесь и проникайтесь его величественной и молчаливой красотой, и если не устрашитесь, то свяжите с ним хотя бы часть своей жизни. Это, конечно, не призыв строить БАМ или вгрызаться в недра вечной мерзлоты в поисках полезных ископаемых, но сейчас в эпоху дауншифтеров и других подвижных людей надо работать с аудиторией другими, более тонкими инструментами.
Надоело выходить из зала после фильма разочарованной. Большинство фильмов в современном прокате, что называется, не уму не сердцу. Жвачка на один раз. Мы недавно были на предпросмотре фильма Леонида Круглова 'Великий северный путь' в Омске. И это самый цепляющий фильм, который я видела за последний год. Авторы фильма повторили маршрут русского первопроходца Семена Дежнева - проехали по северу России от Архангельской области до Чукотки. Это удивительный по своей красоте фильм. Круглов с командой сняли больше трехсот часов материала, из которого в фильм попали только уникальные кадры - моржовая охота в Ледовитом океане, зима на 'полюсе холода' в Оймяконе, заснеженные столбы Маньпупунер. Его можно сравнить с 'Территорией' Мельника, но фильм Круглова масштабнее. Автор рассказывает историю создания современного российского государства, продвижения русского 'фронтира' на восток в 17 веке, пытаясь понять, чем притягательны эти суровые земли для людей. Каждый найдет в фильме пищу для размышлений. Кто-то задумается о безграничных возможностях человека, кто-то лучше поймет свою Родину, увидит красоты, недоступные рядовому туристу. Но все будут очарованы русским Севером. И захотят там побывать.
Фотограф и путешественник Леонид Круглов побывал едва ли не во всех уголках мира и воссоздал экспедиции многих российских первооткрывателей. Последние четыре года он посвятил местам, где проходил путь Семёна Дежнёва к Колыме и неизвестному в те времена проливу между Азией и Америкой. Круглов общался с местными жителями, встречал других путешественников-экстремалов и снимал с беспилотника такие виды, которые никому — кроме немногочисленных жителей тех мест — даже не снились. Воссозданием экспедиции Дежнёва путь Круглова назвать сложно. На места съёмок приходилось везти тяжёлое оборудование, а тут без современного транспорта не обойтись. Но это и не съёмки 'Территории' Александра Мельника, где для съёмочной группы в тундре возводили целые городки, а для воздушных съёмок арендовали вертолёты Eurocopter. Круглов, располагая куда меньшими средствами, сделал намного больше. Фильм без подготовки перескакивает из одного места съёмок в другое — это и достоинство, и недостаток. Достоинство — потому что удалось вместить обширное содержание в полуторачасовую ленту. Недостаток — потому что некоторые решения выглядят слишком поверхностными, особенно когда речь заходит об исторических источниках. Есть моменты, когда связь с героем фильма — Дежнёвым — вообще обрывается, и фильм начинает восприниматься как обзорная экскурсия по старой Сибири. Но Дежнёв всякий раз возвращается, и историческая часть не разочаровывает: путь первопроходца проследили до самого конца. Кроме безумной красоты и древности мест, которые посещает Круглов, сложно не ощущать надвигающуюся катастрофу: казаки шли в Сибирь вслед за пушниной и истребляли зверя на сотни километров в округе. Именно этим объясняется быстрое продвижение казацких отрядов вглубь Сибири в XVII веке. Дежнёв привёз в Москву пять тонн моржовой кости — больше, чем коренные жители добыли, должно быть, за столетие. Экологические проблемы, связанные с пушным зверем, в Сибири начали решать ещё триста лет назад — иначе государство лишилось бы важного источника дохода, который сохранял значимость едва ли не до перестроечных времён. Только в девяностые отрасль пришла в окончательный упадок из-за падения спроса на меха в западных странах. Но фильм обо всём этом не упоминает. Не упоминает он и о кровавых эпизодах освоения Сибири и Аляски, которых случалось немало — в фильме слышится намёк на то, что Россия лучше обошлась с коренными народами, чем, например, Соединённые Штаты, что не во всём верно. Ненавязчивая патриотичность, впрочем, 'Северному пути' не мешает. Мешают штампы сценария вроде 'пограничье — территория возможностей' или 'экспедиция поможет ответить на ключевые вопросы русской истории'. Круглов сглаживает острые углы, отводит камеру как раз в момент, когда гарпун с чукотской лодки устремляется к киту (впрочем, ещё один эпизод морской охоты показан до конца). Но все недостатки компенсирует богатство содержания. Где ещё увидишь сплав по Индигирке, пересечение ледяной Оби огромными оленьими стадами или одинокие берега острова Большой Ляховский, где современные искатели приключений, рискуя жизнью, добывают кости мамонтов? Ощущение свободы и простора, которые испытываешь, глядя на съёмки Круглова, сложно с чем-то сравнивать. Посмотрите 'Северный путь' в кинотеатре. Он того стоит.
Полнометражный документальный фильм. Путешествие по маршруту экспедиций и жизненных приключений Семёна Дежнёва, как оказывается, в XXI веке может быть почти столь же захватывающим, как в эпоху царя Алексея Михайловича. Фильм удачно сочетает в себе несколько ракурсов повествования. Просто потрясающие документальные съёмки с дрона пейзажей Русского Севера, Сибири, Чукотки (уверяю вас, мы ещё никогда не видели эти регионы нашей страны так, как они показаны в этом фильме). Никакая фантазия создателей компьютерных ландшафтов не сможет превзойти реальность, поэтому на одном уровне восприятия 'Великий Северный путь' можно смотреть как пейзажную киноживопись, и слова не могут передать мистические ощущения, возникающие при просмотре. Следующий ракурс - рассказ о жизни и экспедициях Семёна Дежнёва. О самом первопроходце известно не так много, поэтому рассказ получился о русском продвижении в Сибирь в XVII веке. Это попытка понять логику поведения Семёна Дежнёва и его современников (и основа этой логики лежит конечно же в экономике той эпохи), логику их отношений с коренными народами, логику развития Российского государства в целом. Невольно вспоминаются испанские конкистадоры, и при просмотре понимаешь, насколько даже в те времена Россия отличалась от европейских государств. Самый потрясающий пласт повествования - это люди. Леонид Круглов умеет увидеть реликты тысячелетних традиций в жизненном укладе современных людей, и при просмотре возникает ощущение путешествия не только в пространстве, но и во времени. И мы смотрим не фэнтезийный фильм, а видим современную Россию. Показано то, как эти древние основы бытия взаимодействуют с современностью, которая может их безжалостно разрушить. Для современной российской кинодокументалистики - 10 из 10. Филигранно-эпическая операторская работа. 'Великий Северный путь' снят на стыке жанров и намечает пути для дальнейшей работы российских кинематографистов над художественным воплощением затронутой тематики (в стиле фильмов 'Демидовы', 'Ермак' и др.). Минусом для части зрителей могут оказаться сцены охоты на Чукотке на китов и моржей, однако Леонид Круглов объясняет в фильме, почему эти эпизоды необходимы. Конечно же китов и моржей жалко, однако при просмотре стоит помнить, что изменение тысячелетних традиций жизни и рациона питания коренных народов Севера может стать губительным для этих людей. 'Великий Северный путь' - это фильм, который стоит увидеть, чтобы задуматься о своей стране и о себе.