На этот раз мы встречаемся с режиссерской работой обворожительной актрисы Лауры Моранте, которая же и исполняет в картине главную роль. Она создает на экране образ «простой» женщины, но не в смысле отсутствия у нее талантов или женского очарования, а в смысле жизни, которую она проживает. Это фильм про реальность, в которой живем мы все и которая подчас сложнее и в разы более непредсказуема, чем сюжет в духе «Лары Крофт». Итальянцы гениально, с тонким юмором и пониманием психологических нюансов человеческих взаимоотношений, умеют рассказать о непростых межличностных «переплетениях» и проблемах, которые возникают в самых обыденных ситуациях. О проблемах, кажущимися такими насущными и смешными, чтобы их поднимать, но такими глубокими, что хочется отвернуться, когда их касаешься, потому что не хватает зачастую сил признаться, что это затрагивает и тебя. Как нетрудно понять из названия в эпицентре разворачивающихся событий оказывается представительница нежной половины человечества, и может создаться впечатление, что описываемые трудности – исключительно женские, и фильм адресован именно женщинам. Но на мой взгляд, ключевая идея фильма – общечеловеческая, касающаяся обоих полов – это одиночество, потерянность, неуверенность в себе и собственных силах. Мы знакомимся с «историей одной женщины». И поскольку ее играет сама прекрасная Лаура, становится наглядным то, что внешняя красота не является гарантией счастья и полноты жизни, особенно если во внутреннем мире происходит что-то «не так», что-то «не работает». Героиня по имени Флавия – прекрасный цветок, а сердце ее – размером с нашу планету. Но на страницах ее судьбы все как-то не наступает то, что должно следовать в сказках после момента под названием happy end. Как нужно проживать ту счастливую часть, когда Принц и Принцесса нашли друг друга и преодолели все препятствия, чтобы быть вместе, – этому нас не учат. И поэтому проблемы героини – не редкость в современном мире. Несколько неудавшихся браков и романов, тотальная зависимость от мужчин, нехватка открытых доверительных отношений с детьми. В продолжение списка – трудность в общении и с женщинами. И все это – из-за отсутствия гармонии с самой собой, осознания собственной исключительности, красоты, которая сокрыта абсолютно в каждом (каждой) и посредством которой мы обретаем независимость и можемИ напоследок: достигает вершины не тот, кто никогда не падает, а тот, кто встает и идет дальше. радоваться жизни несмотря на наличие или временное «неналичие» в ней каких-то людей или факторов. По сюжету фильма, дабы справиться со своим «дисбалансам», Флавия посещает психотерапевта, на встречах с которым (а вернее которой – докторессой Грюневальд – блестяще сыгранной Пьерой Дельи Эспости), выстроено, как на скелете, разворачивающееся действие. Докторесса Грюневальд выступает полным очарования и мудрости «сенсеем», который ведет героиню к освобождению от скованности и подавленности. Разные жизненные уроки даются Флавии с разной степенью сложности, но своего рода духовной экземплификацией (примером) и важным шагом становятся взаимоотношения с собачкой – первой и единственной, с моей точки зрения, с кем Флавия до определенного момента может быть полностью искренней и открытой. Важно отметить то, что наша не лишенная изобретательности «Лара Крофт» (да, какое-то сходство есть, и вы его увидите: ) ) все-таки не сдается, предпринимает разнообразные попытки и использует различные средства для прихода долгожданного «лета» в ее жизнь. И – не считайте это спойлером – достигает цели. В финале мы видим, как из маленькой застенчивой девочки (и речь отнюдь не про возраст) раскрывается потрясающая женщина, из бутона, наконец, расцветает роза. Это подчеркнуто, в том числе, и деталями ее одежды и внешнего образа в целом что, как известно, является одним из признаков метаморфоз за пределами видимого (по этому поводу мне вдруг пришла ассоциация с грозящим стать бессмертным «Служебным романом»: ) И несмотря на серьезность всех затронутых аспектов (психотерапия etc.), «Счастье быть одной» не грузит, не оставляет на душе тяжелый отпечаток, а напротив, дает множество поводов для улыбок. Картина призывает к тому, чтобы находить в себе силы, стремиться к лучшему, не опускать руки и идти дальше, не боясь совершать ошибки. Да и кто, как не итальянцы, знают, как добавить юмора, своего непревзойденного, виртуозного, как звук, извлеченный профессионалом из музыкального инструмента, юмора в любую, даже самую трагичную жизненную ситуацию. Прекрасный пример этого – самое начало фильма! Присутствует нелинейность, много интересных элементов, которые зритель раскроет на экране в тех хитросплетениях, которые будут представлены. На протяжении просмотра в кадр «входит» огромное количество потрясающе исполненных мужских и женских образов. Абсолютно разноплановых и очень ярких, с задумано подчеркнутыми, где-то преувеличенными, качествами. Состав из представителей сильной половины человечества –бесподобен! Среди них и весьма импозантный французский актер – Ламбер Вильсон. Поэтому наслаждайтесь просмотром, встречайте перемены с улыбкой! Если вам нечего менять или совсем не хочется, просто проведите приятно время в компании с итальянским кино. Хотя, в моем представлении, всегда есть место для «апгрейта», ведь нет предела совершенству! Фильм красиво стремится к этому самому совершенству, и за это стремление ему – 9 из 10 И помните: достигает вершины не тот, кто никогда не падает, а тот, кто встает и идет дальше.
Assolo - фильм о жизни женщины в современной европейской действительности, которая оказывается так близка и нашей действительности. О том, как много ей приходится успевать и как мало остается времени, чтобы элементарно любить, любить себя. Фильм не оставит равнодушным даже самого искушенного зрителя благодаря феноменальному составу актеров (Лаура Моранте - настоящая дива итальянского кино) и невероятно актуальной проблематике. Фильм откровенно показывает жизнь женщины такой, какая она есть - причем, в разных сферах: отношения с мужчинами, семья, социум, карьера, увлечения... - и в каждой сфере мы наблюдаем практическое отсутствие диалога героини с самой собой, ее невероятно сильное стремление к счастью и разочарование в невозможности его достичь. Главная героиня ежедневно и скурпулезно работает с психологом (эмоции, сны, поиск причинно-следственных связей), чтобы выбраться из жизненного тупика, в который она сама себя загнала. Она окружила себя мужчинами и женщинами, жизнь которых ей стала гораздо важнее и интереснее собственной. Было бы любопытно послушать мнение профессионального психолога об этой уже довольно часто встречающейся проблеме. Практически каждая современная женщина могла бы использовать этот фильм как инструкцию - как НЕ нужно жить, чтобы не сделать себя глубоко несчастной и одинокой, опустошенной, - либо чтобы увидеть в главной героине собственное отражение, честно признать это и активно начать изменение собственной жизни на пути к столь простому и одновременно сложному счастью. Фильм честно рассказывает о жизни женщины, о невозможности равенства полов, о проблемах принятия женщины обществом. В итоге мы имеем подробное практическое руководство и предостережение для женщин и... обращение к мужчинам - чтобы они вспомнили про женскую деликатность и всеобъемлющую всесогревающую красоту и заботу. Этот фильм - о любви девочки, подростка, девушки, женщины, дочери, жены, матери... и торжественной любовь к жизни и себе. Смотреть женщинам всех возрастов и семейных статусов и мужчинам - для лучшего понимания женской натуры.
Весь фильм – это эпизоды из жизни героини, женщины около 50, которую зовут Флавия. Во время этих эпизодов звучит ее закадровый голос, рассказывающий, что думает по поводу ее жизни психотерапевт доктор Грюневальд, у которой она проходит анализ. Фильм начинается со сцены похорон. Это сон, который обсуждает Флавия со своим терапевтом. Это ее собственные похороны, на которых собрались все мужчины ее жизни – мужья, любовники, сыновья и те, кого она даже не помнит. Все они ее обсуждают: «Она всегда была неуверенной, у нее не получалось быть самодостаточной, у нее нет фантазии, инициативы, она старомодна». Как любить женщину, которая сама себя не любит! - восклицает один из мужей. Так мы сразу узнаем, что за женщина наша героиня. Она незрелая, инфантильная, не понимает своих желаний, не может за себя постоять и не уверена в себе. Очень зависима от других, до сих пор в отношениях с бывшими мужьями и их новыми женами. Очевидно, что Флавия считает их своими близкими людьми, но они ее не уважают, общаются свысока, очень зло подшучивают над ней во время семейного обеда. Героиня живет в квартире бывшего мужа, не умеет готовить, у нее все время нет денег, так как она не умеет с ними обращаться и за ее финансами следит жена одного из бывших мужей. То есть героиня не решила задачи первой половины жизни, не выросла как личность, не выстроила сильное Эго, осталась в архетипе Пуэллы. У нее во всех смыслах нет своего голоса, о чем говорит еще один ее сон: «Я пою в большом хоре, звучит красивая музыка, мне кажется, что я хорошо пою, но вдруг все замолкают, и слышно только мой голос, и я начинаю фальшивить, забываю слова и ноты, ничего не помню, и мне ужасно стыдно, мой голос срывается». Флавия озвучивает диагноз, который ей поставила терапевт: «Я была одна ничтожно малую часть своей жизни, что спровоцировало прогрессирующую зависимость. Если рядом не было мужчины, я впадала в панику». На сессиях она говорит не о себе, а о других о женщинах. Отношения с ними полны неуверенности, поведение героини ведомое. Даже случайная продавщица может запросто послать ее купить сигарет, и Флавия бегает по округе, выполняя просьбу совершенно незнакомой женщины. Но одном из сеансов песочной терапии Флавия расставляет на переднем фоне фигурки ярких и красивых женщин, за которыми наблюдает невзрачная козочка со сломанной лапкой. Так себя видит героиня. Это роль, которую она играет в своей собственной жизни, отдавая другим пальму первенства. Когда терапевт ей говорит – давайте поговорим о Флавии, героиня видит, как аналитическая кушетка превращается в ложе из гвоздей: говорить о себе она пока не готова, ей больно и страшно. Показательна история о том, как Флавия не может сдать на права и боится водить машину. В переносном смысле – она боится взять руль своей жизни, боится выбора, ответственности перед собой и постоянно хочет ее с кем-то разделить. - Что для вас старость? – спрашивает терапевт Флавию - Что закроются двери, - отвечает она. - А там есть, что вам нужно? Придумайте новую дверь, решите, что за ней и открывайте. Чем она живет? Сколько ей лет? Для кого она прихорашивается? Ради кого наряжается? – вдруг думает героиня о терапевте и после сессии следит за ней. Она видит, что та с наслаждением одна гуляет по улицам, потом заходит в кафе выпить, а потом идет на маникюр, где с удовольствием болтает с мастером. Героиня делает открытие, что ее терапевт обычная женщина и что ей хорошо одной. На следующей сессии доктор Грюневальд говорит ей, что их терапия закончена и Флавии не нужно придумывать новые двери, а – наоборот – нужно выйти из дверей, за которыми она пряталась, и символически открывает ей дверь из кабинета на улицу. Флавия в ужасе отшатывается от двери в большой мир и закрывается в гардеробной. Это очень символично. И, казалось бы, для героини нет больше надежды. Тем более, что дальше она совершает очередной импульсивный поступок, вызванный стремлением упасть в зависимые отношения. А после едет в такси, раздавленная очередным предательством себя, и плачет. Но девушка-водитель улыбается ей, а по радио рассказывают, что такое значит слово 'соло'. И мы видим финальные кадры, где героиня, наконец, становится собой и у нее начинается совсем другая – самостоятельная, взрослая история жизни. Фильм лёгкий, но психологически достоверный и верно показывает последствия зависимых отношений. А еще с его помощью можно немного заглянуть на «кухню» психотерапии и увидеть, что происходит в кабинете терапевта, о чем можно и нужно говорить, как идет работа со снами и что в итоге получается. Рекомендую смотреть! Психолог Любовь Савинова