В 2015 году на телеканале HBO вышел документальный мини-сериал 'Тайны миллиардера', рассказывающий о «жизни и смертях» американского миллиардера Роберта Дерста, который частенько оказывался так или иначе связан с жертвами убийств, что не может не наводить мысль о его к ним причастности. Режиссер Эндрю Джареки решил провести свое собственное мини-расследование, итогами которого он поделился в своем детище 'Тайны миллиардера'. Этот мини-сериал представляет собой уникальный продукт, который вывел элитарный жанр документального кино к массовому зрителю, и в контексте документалистики работа Джареки имеет такое же огромное значение, как и знаменитая лента Эррола Морриса 'Тонкая голубая линия', где грань между игровым и не игровым кино была начисто стерта. Но важны 'Тайны миллиардера' и для телевидения. Мини-сериал показал, что настоящее преступление, невыдуманная история и персонажи из плоти и крови могут быть не только не менее интересны, чем хитроумные вымышленные убийцы, а еще и захватывать зрителя сильнее, чем любая выдуманная история. Неудивительно, что вскоре у Эндрю Джареки и его работы появились последователи - практически сразу после выхода 'Тайн миллиардера', сеть Netflix показала свой нашумевший мини-сериал 'Создавая убийцу'. Новинка от Netflix рассказывает о жителе Висконсина Стивене Эйвери, который провел в тюрьме восемнадцать лет за преступление, которого он не совершал, и доказал свою невиновность лишь для того, чтобы очень скоро снова оказаться на скамье подсудимых. Знатоки жанра наверняка сравнят 'Создавая убийцу' с документальным мини-сериалом телеканала Sundance 'Лестница' и с документальной трилогией телеканала HBO 'Потерянный рай'. Как и 'Лестница', 'Создавая убийцу' позволяет проследить историю одного судебного заседания от начала и до конца, давая вам возможность сделать собственные выводы относительно виновности или невиновности обвиняемого. Как и 'Потерянный рай', 'Создавая убийцу' представляет собой не только познавательное, но и увлекательное зрелище, в котором хоть отбавляй саспенса и которое может посоревноваться по своей атмосферности с лучшими представителями детективного жанра в кино и на телевидении. Мини-сериал, повествующий о злоключениях Стивена Эйвери, стоит смотреть не только тем, кого интересует преступность или уголовное право, но и просто любителям хорошего кино и сюжета с интригой, которая захватывает вас в свои сети с самого начала и не отпускает до самого конца. Дело даже не в том виновен Стивен Эйвери или нет. С точки зрения общественной пользы, это сериал выполняет свои функции на все сто процентов, поскольку он рассказывает о всеобъемлющей коррупции и устаревших методах, которые давно были признаны незаконными, но по-прежнему используются в департаменте шерифа округа Манитовок, штат Висконсин. Поэтому не важно, верите ли вы Стивену Эйвери и другим героям сериала или нет. Важно то, что его создатели изобличили все то, что округ и штат так долго пытался скрыть, воспользовавшись всеми возможностями документалистики во благо, чтобы действительно попытаться что-то изменить, если не для Стивена Эйвери, то для тех, кому еще предстоит оказаться на его месте.
Совершенно случайно наткнулся на этот необычный проект и честно говоря, сперва ничего не понял. Документальный фильм, рассказанный в формате сериала, посвященный одной единственной теме, состоящий из десяти эпизодов с продолжительностью в один час. Описание к сериалу меня заинтересовало, но я не помог понять, как можно уместить историю одного-двух преступлений в десять часов экранного времени? Оказалось очень просто, причем сделать это так, что они пролетят пулей, а ваше внимание на протяжении этих десяти часов будет приковано только к экрану. А вообще скажу так, ничего подобного я раньше не видел и наверное это тот редкий случай, когда после просмотра остается столько эмоций на душе. «Создавая убийцу» рассказывает нам историю обычного неприметного обывателя Стивена Эйвери, осужденного на тридцать два года за изнасилование, которого он не совершал. Целых восемнадцать лет понадобилось Стивену чтобы доказать свою невиновность. Тогда путем анализа ДНК удалось узнать правду о непричастности Эйвери к данному преступлению и попутно выявить множество ошибок, халатности и неприязни правоохранительных органов в отношении лично Эйвери и его дела. Иными словами, он просто стал козлом отпущения, на которого осознано, повесили это преступление. После выхода из тюрьмы, Эйвери стал неким национальным героем, человеком, который отдал восемнадцать лет своей жизни за чьи-то ошибки, попутно став олицетворением несовершенства судебной системы. Такой общественный резонанс просто не мог не вызвать волну негодований и протеста в лице общественности, за что местным властям и полиции пришлось отвечать. Прокуратура начинает проверку всех обстоятельств и хорошенько трясет всех причастных к тому делу, а сам Стивен Эйвери в это время подает иск против округа Мэнитуок на сумму 36 миллионов долларов. Так же в это время в штате Висконсине практически принимают новый «Закон Эйвери», направленный на то, чтобы снизить число несправедливо осужденных, пока 31 октября 2005-го, не пропадает девушка-фотограф Тереза Холбах. После этого Стивена Эйвери вновь сажают в тюрьме, правда уже за убийство и на пожизненный срок без права досрочного освобождения. На этом заканчивается первая серия, остается еще девять. Дальше мы наблюдает за так называемым вторым преступлением Стива Эйвери – убийством Терезы Холбах. Рассказывать все подробности этого дела не имеет смысла, так как формата рецензии все равно не хватить, да и это не нужно. «Создавая убийцу» в деталях, последовательно конструирует все это запутанное дело на основе показаний свидетелей, непосредственных участников, видео и аудио записях, записях чуть ли не всего судебного разбирательства с предоставлением различных улик, несостыков, запутанности и нелогичности. У нас как у зрителей есть уникальная возможность на время просмотра стать тринадцатым присяжным и на основе всех предоставленных улиц сформировать свое мнение в отношении виновности Стивена Эйвери. Это действительно уникальное зрелище, причем одно лишь осознание, что мы смотрим не простое кино с выдуманным сюжетом, а наблюдает реальную историю человека, который попал в такую ситуацию, где сюжет закручен почище всяких «Настоящих детективов», просто завораживает. А самое печальное, что когда ты начинаешь осознать, что вообще происходит и что не так в этом деле, догадаться о его исходе не составляет труда. В этом наверное и заключается основное отличие этой правдивой истории, которая может показаться придуманной группой сценаристов, где до мелочей продуманна сама история и ее персонажи, в том что в кино справедливость обязательно восторжествует, а в реальной жизни, увы не всегда. «Создавая убийцу» отлично демонстрирует на деле фразу «Один в поле - не воин». Один человек решил пойти против системы, добиться и доказать правду, как только стал для системы неудобным, уехал в тюрьму на пожизненный срок. Как бы это не показалось иронично, но слабый человек не может быть свободным и он по природе своей не может быть сильнее первоначального сильного человека. История Стива Эйвери хорошо дает это понять. И дело даже не в несовершенстве в целом какой-то системы или отдельных ее механизмов, а в том, что они в принципе есть и существуют и ради того, чтобы об этом не узнали, самой системе, хочет она этого или нет, придется это скрывать, жертвую конкретно взятыми судьбами или жизнями людей, которые попытались это раскрыть. Вот и все, вот и весь смысл. Для общественности без разницы виновен Стивен Эйвери или нет, ей лишь интересно подставила его полиция или нет. Сам этот факт, если конечно его докажут, играет для общества больше роли, чем просто свобода отдельного человека. А если представить, что Эйвери на самом деле осознано, решила таким вот образом подставить полиция, убрав тем самым нежелательного для них человека, о чем это говорит? Вот именно. Главный прокурор этого дела Кен Кратц в своей заключительной речи сказал интересную фразу, которая мне очень понравилась. Он сказал присяжным что-то вроде, если вы принимаете точку зрения защиты, что кто-то смог подставить подсудимого, сфальсифицировав улики таким образом, что полиция на их основе непременно посадит Стива Эйвери, то в случае оправдательного вердикта, своим решением вы будите подразумевать, что сама полиция подставила Стива Эйвери. Возможно именно эта фраза создала самый мощный эффект в принятии обвинительного вердикта. По крайней мере, лично я после таких заявлений не хотел бы, быть присяжным, который принял бы оправдательный вердикт и быть ответственным за это. «Создавая убийцу» задает кучу вопросов для различного рода рассуждений, вызывает просто бурю различных эмоций, по большей части негативных, конечно, а сам сериал дает возможность понять что даже такие нериальные случаи имеют место быть в нашем мире. Лично я хочу верить, что все же Стивен Эйвери невиновен, не смотря на заявления главного обвинителя Кена Кратца, что мол фильм предвзят, и что в нем не представлены важнейшие, невыгодные для защиты улики. Быть может и так, но то, что показано в этом фильме, если и не говорит о сто процентной невиновности Эйвери, то, как минимум дает понять, что многое в этом деле покрыто тайной, что явно кто-то, что-то осознано умалчивает, недоговаривает или наоборот наговаривает. Также многим моментам не было уделено достойного внимания, многое кажется в этом деле запутанным и чуть ли не таинственным. Это не то судебное дело, где все абсолютно прозрачно и одинаково понятно для всех. Не видеть этого и не признавать просто глупо. 10 из 10
Innocent - то слово, перевод которого после просмотра будет знать каждый, т. к. дубляж у сериала пока что отсутствует, а русские субтитры есть не везде. Именно слово невиновен является одним из ключевых посылов. Документальный сериал, который Netflix снимали на протяжении десяти лет расскажет вам о невероятной судьбе обычного обывателя небольшого городка Мэнитуок, Стивена Эйвери. 1985 год. Ничего не предвещает беды. Стивен вместе со своей семьей орудуют на огромной свалке, которая является их семейным бизнесом. Однако внезапно приезжают полицейские, обвиняют его в изнасиловании и отправляют за решетку на ни много ни мало 32 года. За те 18 лет, что он провел в тюрьме за преступление, которого он не совершал, в мире многое изменилось. В том числе стала возможна экспертиза ДНК, благодаря которой Стивен выходит на свободу. Следующие 9 серий расскажут вам что было дальше. Также хочу отметить, что этот телефильм скорее снят с позиции защиты обвиняемого, так как проштудировав после просмотра некоторые сайты я узнал о пропуске нескольких важных улик. Недаром после просмотра большая часть американских зрителей поменяла свою позицию и отправила петицию в Белый Дом с просьбой о помиловании. Этот сериал не только о человеке, который подвергся ошибке американской судебной системы, но и о самой системе. Обо всех ее изъянах и проблемах, дефектах и недостатках, которые могут сломать жизнь какому-либо человеку и всем его близким. Самая большая заслуга 'Making a murderer' в том, что он позволяет зрителю попробовать себя в шкуре присяжного. Дает возможность самому проанализировать улики и решить виновен ли Стивен или нет. Лично я верю в Стивена Эйвери, я верю что наступит день и он очистит свое имя ото всей грязи, что льётся на него последние уже почти тридцать лет. 9 из 10 P.S. Отдельное спасибо создателям за саундтрек
Но миром правят собаки Тебя настигают собаки Тебя пожирают собаки И здесь останутся только собаки Сериал даёт возможность практически почувствовать на себе, что значит не справедливость современного мира. Многие познали последствия борьбы с мировым порядком, еще большее количество людей почувствовало на себе его несправедливость. Но Стивен Эйвери остро познал на своей шкуре и то, и другое. Многие люди начинавшие публично противостоять системе, оказывались раздавленные ею, т. к. зачастую просто не понимали уровень тех сил с которыми они вступили в противоборство. Когда Стивен был освобожден после 18-ти лет, он начал судебные тяжбы о компенсации, и его история вызвала большой резонанс. Он боролся с окружными властями, но, сам того не понимая, поставил под удар основные принципы, на которых стоит система США. Сериал прекрасно показывает все внутренности правоохранительной системы. Очень точно передаёт её громоздкость, и что за демократическим фасадом стоит все то, что мы видим на протяжении всей истории человечества. Считаю что сериал заслуживает встать в ряд работ, которые не поддаются сравнению, 10 из 10
Понятие 'беспредел' едва ли обошло большинство граждан бывшего СССР. Корни всего связанного с этим словом лежат в развале былой государственности и формировании чего-то нового. И понять природу происходившего в девяностые сейчас действительно можно даже без высшего экономического образования. Но вот найти логику в действии закона на территории США по отношению к дважды осужденному Стивену Эйвери мне не удалось. Человек около трех десятков лет провел за решеткой. При этом у развитой американской судебной власти не хватило обыкновенно адекватности, чтобы бесчисленное количество раз разуметь очевидные факты нарушения процессуального права. Когда-то я наблюдал за нарушениями властных органов в отношении моего знакомого на территории одной бывшей союзной республики. Так он и там, извините, в местном Мухоранске доказал вину подставивших его полицейских. Тут же дело рассматривается чуть ли не прямом эфире главных телеканалов страны. Будь я на месте тамошнего телезрителя, испытал бы обиду за собственную нацию. Просто сердце разрывается от понимания развитого беспредела в полицейских рядах и от близорукости судебной власти. И большинство этих людей еще и клятвы на библии дают, ходят по воскресеньям в церковь... Но оставим эмоции и оценим работу продюсеров, режиссеров, сценаристов и операторов картины. Титанический труд. Это вам не блокбастер снять за три месяца и полгода монтировать. Материал собран за десятилетия. Реальные интервью и записи разных лет, сделанные авторами так, что создается впечатление, будто они затеяли фильм в начале тысячелетия и только в 2015 его закончили снимать. По стилю работы сериал можно сравнить с первым сезоном 'Настоящего детектива'. 10 из 10