Патерсон: отзывы и рeцензии

gordy
gordy23 февраля 2017 в 18:29
Не поминай, как звали

Если делить кино на хорошее и плохое, интересное и неинтересное, то в сочетаниях ответов возможно несколько вариантов, в зависимости от личных пристрастий каждого зрителя. Так вот на мой вкус, это кино от Джармуша неинтересное, а значит, плохое. Обычное для него разговорное действие, строящееся вокруг диалогов и наблюдений за их участниками, ведущими беседы, следуя за которыми начинаешь чувствовать, что идёшь в никуда с неприятным раздражением от того, что тебя водят по кругу, когда не видно итога и не предвидится возмущения. Господин режиссёр представляет наблюдение наблюдающего за наблюдателем, лишённое цветов и красок, интриги или саспенса. Изо дня в день по одному и тому же маршруту - из ниоткуда в никуда, с пустыми фразами и необязательными остановками, с неизлечимой меланхолией заезженной пластинки, сбивающей своей трещиной скользящую мимо дорожки иглу, так что через пять минут после начала, самым естественным будет желание скорее взять и выбросить её ко всем чертям, впредь не поминая, как Джармуша раньше звали.

lagutinda
lagutinda30 апреля 2022 в 17:06

Гениальное кино. Блестящее (не буквально). Обваолакивающее, настраивающее на особый, философски-поэтический, лад. Давно я его хотел посмотреть - и вот, наконец-то посмотрел. Знаете, когда вам товарищ по семинару говорит, что присланный вами для разбора рассказ напоминает фильм Джима Джармуша «Патерсон»… Тут даже роуминг не помеха - побежишь смотреть, роняя кеды. И, конечно, после такого отзыва никакая критика не страшна. Забавно, я всегда думал, что Джармуш (у которого я к тому моменту смотрел только «Пса-призрака» - к разговору о самураях, кстати) снял биографический фильм о некоем американском поэте Патерсоне. И садился смотреть пусть вольную - вроде «Братьев Ч» - но биографическую картину. И почти до середины я досмотрел в такой вот уверенности - пока вдруг не решил «американского поэта Патерсона» загуглить. И вот когда я понял, что шикарно сыгранный секс-символом новой эпохи (настало время носатых мужиков!) Адамом Драйвером поэт суть фигура вымышленная, я сперва, конечно, загрустил, а потом вдруг ка-к ахнул, ка-к прочувствовал всю стройность созданной режиссёром конструкции. Потому что «Патерсон» - это фильм не о поэте Патерсоне, а о поэзии вообще, быть может, о любом поэте вообще - быть может, даже о любом художнике вообще - и о полном поэзии и музыки мире, в котором мы живем. Фильм представляет из себя замкнутую систему, по форме напоминающую мне треугольник, вписанный в окружность - причём одна из вершин выходит за ее, окружности, пределы. Вершина эта - изображённый поэт. Система раскачивается - и вершина ходит вправо-влево на манер маятника. Мы наблюдаем цикличный и «камерный» быт - и он кажется нам гипертрофированно цикличным и гипертрофированно «камерным», и это действительно так, если только «гипертрофированно» заменить на «подчёркнуто». Потому что наш быт такой и есть - только его цикличность и камерность никто обычно не подчеркивает. Впрочем, не будем углубляться - кому надо, тот задумается. А как красиво! А как поэтично! А как лирично! А как проникновенно! И что там, небоскрёбы в миллиард неоновых этажей? Или античные анфилады? Или даже, быть может, ослепляющие льды Антарктиды? Нет, там средней провинциальности улочки, бары с бокалами из «Каштана» и спичечные коробки. Конечно, без величественной природы никуда - и в фильме присутствует водопад. Но в остальном… Да что там, для многих и водопад не более чем набившая оскомину деталь ландшафта. Джармуш через призму вымышленного поэта Патерсона - который при всей оригинальности представляется образом весьма и весьма универсальным - открыл слуху и зрению зрителя то, мимо чего зритель мог ходить с равнодушным видом годами. И открыл, не создавая, не надстраивая, но - проникая в суть вещей, зря, как говорится, в корень. И да, при всей простоте замкнутости фильм не так-то прост, потому что размышляя о нем, рано или поздно можно натолкнуться на эту самую замкнутость, как на стену. И на последней глубине ее важно преодолеть - или даже не преодолеть, быть может, а разгадать. В общем, есть чему восхититься - и есть над чем задуматься. Шикарный, шикарный фильм, чистое удовольствие, шедевр и претендент на ежегодный пересмотр - но только если вы не шарахаетесь от медитативного, для кого-то «скучного» кино. Что ж, пусть скучающие скучают, кто им запретит? Режиссер не только прикоснулся к неосязаемому - но и перенос для нас с вами на экран. Спасибо ему за это.

AlinaVeshkina
AlinaVeshkina17 марта 2022 в 13:19
Патерсон из города Патерсон

Это очень своеобразный фильм для особенных зрителей, как мне кажется. Я смотрела на главных героев и думала: 'вот на хрен так жить? я бы повесилась'. Главный герой, Патерсон (Адам Драйвер), в общем-то, красивый парень (наш новый Киану Ривз, ну, в целом вы поняли), живет абсолютно бессмысленной жизнью, в таком своеобразном 'Дне Сурка'. Он почти не разговаривает, и каждый его день идентичен предыдущему. Кажется, вокруг кипит бурная жизнь - но в его собственной жизни ничего не происходит. Честно, окажись рядом со мной такой парень, я бы убила его на второй день совместной жизни. Но! давайте посмотрим на девушку Лауру (Голшифте Фарахани), которая живет с ним, и мы поймем, почему она его девушка - вряд ли ее стал бы терпеть кто-то еще. Она не работает, периодически ревнует к любому телеграфному столбу, раз в день готовит своему парню какое-то очередное нелепое блюдо (из которых, судя по выражению его лица, ему ни одно не нравится) и день за днем расписывает их квартирку в черно-белые цвета - красит двери, окна, шкафчики, пол... все в черно-белый. В процессе чего вполне приличный милый домик превращается в какой-то черно-белый неровно покрашенный ужас. Ах, да, еще она дырки делает на занавесках. Типа, это дизайн. Все деньги, заработанные Патерсоном, как я понимаю, общие - она же не работает! Она выпрашивает у своего парня в подарок гитару, которая стоит приблизительно половину его месячной зарплаты, а когда ей самой удается выручить точно такую же сумму, продавая капкейки на ярмарке, она говорит: 'пойдем в кино, я приглашаю, на мои деньги'. При этом, к слову говоря, ингредиенты для капкейков куплены на деньги Патерсона. Но его вроде бы все устраивает - и это я еще ни словом не обмолвилась о том, что девушка очень, очень глупая и откровенно страшненькая. Думаю, этот фильм нужно показывать всем, кто считает, что их жизнь уныла и в ней ничего не происходит - типа, вот, посмотрите, бывает все еще намного унылее. Хотя, наверно, подкачанная фигура и мордашка Патерсона сами по себе скрасили бы жизнь многим девушкам. Однозначно, в этом кинозрелище есть какая-то своя прелесть и своя тихая мелодика - но, если честно, от Джармуша я ждала гораздо большего. После фантазийно-блистательного 'Выживут только любовники' - ну вообще не айс. Единственное, что ему действительно удалось в 'Патерсоне' - это показать тонкую природу стихотворчества, уловить то, как сочиняются стихи. Сегодня одна или две нелепых строчки, ничего особенного, но завтра за них цепляются третья и четвертая... нечто с трудом осязаемое, нежным звоном висящее в воздухе. Однако, специально или нет, но и стихи в исполнении Патерсона - не вполне стихи... двенадцатилетняя девочка со своим стихотворчеством его уделала на раз. Не знаю, стоило ли ради демонстрации процесса стихосложения снимать целый фильм? целый полнометражный фильм, не короткометражку? Это все так, как будто у автора возникла одна интересная идея, но он так и не смог придумать к ней ничего больше... первая строчка повисла в воздухе, а вторая и третья так и не родились, выражаясь языком самого фильма. Мне кажется, мы так привыкли считать некоторых режиссеров культовыми и восхищаться всем, что они снимают, что иногда пропускаем тот момент, когда творец перестает быть интересным. Когда он превращается в пародию на самого себя. В данном случае, думаю, именно тот вариант. Причем, надо отдать должное творчеству Джармуша - ты все равно смотришь этот фильм, он затягивает, оторваться невозможно. Был бы режиссером кто-то другой - я бы просто встала и вышла из зала - но в данном случае нет, и дело отнюдь не только в магической привлекательности Адама Драйвера. 7 из 10

Ilinet
Ilinet10 июля 2021 в 08:21
Удушающая повседневность

День сурка, приостанавливающийся только время выходных, недосягаемая мечта, о воплощении которой даже не думаешь, близкий человек, который не может представляет себе тех мыслей и чувств, переплетающихся между собой, соединяющихся и образующих все новые и новые образы, преодолевая горизонты в фантазиях и переполняющие трепетом, которые тяготят изнутри. До тошноты знакомая многим ситуация, которая выражается на примере обыкновенного, невзрачного человека. Никогда не знаешь кем может быть и что из себя представлять случайный прохожий на улице. Вряд ли кто-то из нас подумал бы о возможности сочетания таких несовместимых характеристик как поэт и водитель автобуса. Сосредотачивает их в себе главный персонаж по имени Патерсон – скромный, молчаливый молодой человек, проживающий в городе Патерсон, живущий размеренной, вялотекущей, однообразной жизнью, со своей женой и в свободное время пишущий, в основном для нее, стихи. Немногословный, меланхоличный Патерсон с застывшей гримасой равнодушия и непонимания на лице ежедневно вращается в замкнутом, унылом водовороте рутины, где единственной отдушиной является вечерняя прогулка с собакой, во время которой он регулярно посещает небольшой бар неподалеку от дома, опрокидывая по кружке пива и перекидываясь парочкой слов со старым приятелем барменом, параллельно встречая и знакомясь с новыми лицами. В рабочее время Патерсон находит развлечение в подслушивании разговоров пассажиров в автобусе, говорящих о всяческих проблемах и событиях. Жена его – избалованная девушка, нигде не работает, развлекает себя в праздности бессмысленными занятиями и тратит крупные суммы на глупые, бесполезные вещи. В течение недели мы видим все тот же повторяющийся день местного водителя автобуса, кротко выслушивающего чужие проблемы, недовольства и сочиняющего за рулем стихи. Наблюдая как проходят его дни, кажется вот вот что то изменится, что то произойдет. Это что-то происходит. Бывает судьба берет управление под собственный контроль, чтобы расшатать и пробудить к действиям, особенно если это жизнь не очень то довольного своим положением, хотя не жалующегося на него и не решающегося что-либо поменять человека, такого как Патерсон. Но попытка встряхнуть увядающего человека, подтолкнуть к изменениям ничем не оборачивается. Иногда что-то внутри просто не хочет просыпаться. Потеря блокнота для него - всего лишь потеря слов, слов на воде. Может быть пустые страницы дадут больше возможностей. Он заведет новый и будет продолжать сочинять, несмотря на то, что никто кроме него их никогда не увидит. Неудачи, случившееся на выходных, остались в прошлом, сегодня утро понедельника и, снова, как в любое другое утро будничного дня начинается очередной, идентичный прошлому рабочий день водителя автобуса из Патерсона, за которым последует точно такой же.

Киноакула
Киноакула24 октября 2020 в 13:55
Один день из жизни водителя автобуса

Я начал смотреть фильмы Джима Джармуша с конца. Джармуш — это представитель американского независимого кино и он терпеть не может, когда ему говорят, что и как снимать. Последний его фильм «Мёртвые не умирают» мне понравился. Это попытка пересмотреть жанр «зомби». Хотя многие поклонники Джармуша не разделят мои эмоции, я считаю, что получилось хорошо. Вчера посмотрел предыдущий фильм «Патерсон». Когда включаешь такие фильмы, то нужно вырвать из головы голливудский шаблон, что в кино обязательно должно что-то происходить. Я не против голливудских шаблонов, просто иногда они мешают. Главный герой фильма — водитель автобуса, которого играет Адам Драйвер. Уже забавно, фамилия с английского переводится как «водитель». Его зовут Патерсон и он живёт в городе Патерсон. Фильм — это неделя из жизни Патерсона, где каждый день — одинаковый. Он встаёт, отправляется на работу, ездит по маршруту, слушает разговоры людей в автобусе, обедает, потом идёт домой к жене, гуляет с собакой и идёт спать. Прогулка с собакой выглядит так: Патерсон доходит до любимого бара, привязывает пса и заходит внутрь выпить бокал пива. Но есть и отличие — каждый день Патерсон пишет стихи. Он заносит их в секретный блокнот и это необычные стихи, они без рифмы. Его кумир — поэт Вильям Карлос Вильямс. Фильм снимали в городе Патерсон, он, действительно, существует. И там на самом деле жил поэт Вильям Карлос Вильямс, который сочинил поэму «Патерсон». Вильям работал в русле авангарда. Но, как сказал один из героев фильма: «Читать стихи в переводе как мыться под душем в дождевике». Насладиться такими стихами можно только если владеешь английским. Как только я посмотрю все фильмы Джармуша, то обязательно составлю список рекомендаций, с чего лучше начать, а что пропустить. Считаю, что «Патерсон» стоит посмотреть, но лучше на английском. Я не представляю, как можно перевести эту странную поэзию, которая является главной фишкой фильма. Сам Джармуш считает, что «Патерсон» — это фильм о любви, портрет двух людей, которые готовы принимать друг друга такими, какие они есть, и не пытаться переделать. Принимать близких, а не судить — что ж, с этим трудно поспорить.

Сергей Коваленко
Сергей Коваленко21 августа 2020 в 19:28

Есть кино, которое позволяет отвлечься, а есть кино, которое позволяет подумать. Фильм “Патерсон” относится ко второй категории. Он прекрасно, даже на визуальном уровне, отражает то, что называется каждодневной рутиной. Когда жизнь соткана из нее чуть ли не полностью, то очень сложно из нее вырваться. Единственное, что позволяет сохранять спокойствие и не думать о протекающем сквозь пальцы времени, - это надежда на успех, это пример тех, кто когда-то этого успеха добился и вырвался за пределы рутины. Мечты для героев города Патерсон - это и их проклятие, и их спасение, они - это узор из волнистых линий на ткани города. При этом спокойствие героев не нарушается, все течет планомерно. В них не возникает бунта, который мог бы толкнуть на свершения. Главный герой - это и город, и человек. У них одно имя, одни мысли. Размеренность в движении города - это размеренный ход часов, это и смерть. Но жизнь все же не оставляет попыток прорваться сквозь сонную ткань города. В виде событий, в виде хаоса. И много хаоса не нужно, чтобы придать существованию иное звучание - накрененный почтовый ящик, смутное ощущение угрозы, которая в итоге не то, что не сбывается и даже не пугает, а лишь обещает напугать. Как найти себя в этом мире? Фильм дает ответ - стать размером с себя. И это только первая победа. Следующий день обещает новую борьбу за то, чтобы быть.

Арзуманов
Арзуманов1 апреля 2020 в 09:10
Погрузись в повседневность

Он в чем-то перекликается с “Рыцарем чаш” (2015). Там череда ярких моментов и отсутствие хронологии, здесь четко зафиксированная неделя с неизменным распорядком. Там поток переживаний и веер эмоций, здесь спокойная повседневность. Но это экстраверт и интроверт в их глубинном схватывании. Мудрость разговора или его примитивность часто не отображают внутреннего мира человека, который он ото всех скрывает. Слова всегда скользят по поверхности. Тут всеведущий рассказчик не опускается во внутренний мир Патерсона, потому что он сам его скрывает. Хотя может внешняя идиллия маленького городка и должна быть такой? Очень размеренная жизнь, спасение в творчестве и радость от того, что рядом с тобой человек понимающий тебя. Этот фильм сам является “белым” стихом. Это наша жизнь, здесь нет виртуальной иллюзии спецэффектов и детективного сюжета. Это у нас отсутствие эмоций, это мы прислушиваемся к разговорам, это мы вежливо кушаем нелюбимый торт. И раз это фильм, то наверное будет развязка? Некий взрыв, выход за пределы обычности? Нет. Как и у нас. Жизнь также тянется своим чередом. Фильм мог закончиться раньше, а мог тянуться и еще полчаса, здесь не важен ни сюжет, ни внешнее оформление, ни внутренняя глубина, он важен как мотивация для внутренней саморефлексии, спокойной и взвешенной, для нашего поэтического погружения в повседневность. 9 из 10

DimaBerkut
DimaBerkut4 августа 2019 в 20:51
Коан от Джармуша

Водитель трамвая по имени Патерсон, живёт тихой размеренной жизнью. Днём он ходит на работу где слушает разговоры пассажиров и пишет стихи, а вечером возвращается домой, гуляет со своим микро-бульдогом Марвином и затем до ночи сидя в баре пьёт пиво, общаясь с барменом. Патерсон живёт один и ему в принципе ничего не нужно от общества: ни признания его стихов, ни современных девайсов. Общение со своей воображаемой музой, называемой им (так же как и Петраркой) Лаурой, это всё то общение, что ему необходимо. И оно идеально, в отличии от настоящих отношений с реальной женщиной. Это тенденция современного общества, о чем также подтверждают в одном из эпизодов два строителя: «да, она была классной, но я пошёл домой, так как завтра на работу». По сути Патерсон спасается от мира своей поэзией, прячась за ней он превращает монотонность своего существования в некую медитацию. Фамилия идентичная названию города, тут тоже не случайна — Патерсон и олицетворяет собой этот город, живущий веками на одном месте в трёхмерном пространстве и никуда не спешащий — ибо время не существует, его придумали люди, за которыми Патерсон предпочитает просто наблюдать. Прекрасное метафоричное кино о поэте и его внутреннем мире. Вдохновляет, одновременно заставляя думать. 10 из 10

Maxim Maximovich
Maxim Maximovich11 февраля 2019 в 17:11
Триллионы молекул

Крайнему фильму Джармуша пришлось оказаться не в то время, не в том месте. На фоне больших американских фильмов и программы Канн он, вполне логично, затерялся. Но судя по всему 'Патерсону' и не нужно никакое признание и награды, ему нужен благодарный неискушенный зритель. Простая, как пять копеек, история о рутинной жизни водителя из маленького городка, семьянина (в каком-то смысле), да плюс ко всему еще и поэта. Звучит как сюжет для плебейского фильма с приставкой 'инди'. Да как бы не так.. Джармушу удалось создать такую себе атмосферу романтичной повседневности. Главный герой простоват, снисходителен, весьма консервативен. И несмотря на то, что образ Патерсона довольно утрирован, он представляется чуть ли не лучшим человеком для мира. Кстати, каламбуры фильма (Патерсон - Патерсон; driver - Драйвер) сначала вызывали просто добрую улыбку, однако, можно сказать, что город Патерсон это точная копия Патерсона-героя. Он такой же простой, обаятельный, типичный. Фильм лишён любых границ. Не имеет значение время происходящего, место. Даже возраст Патерсона здесь совсем не важен. Он ни молодой, ни старый; у него нет детей, но есть спутница. Это подчеркивает общечеловеческие ценности 'Патерсона'. Прекрасны образы в фильме. Лора, несмотря на всю свою импульсивность, является неотъемлемой частью жизни Патерсона. Пёс Марвин является символом надуманного благополучия. И даже зацикленный на своих проблемах Донни только дополняет повседневную жизнь главного героя. Несмотря на всю романтичность и жизнелюбие, 'Патерсон' не даёт ложных представлений о жизни. Он только представляет альтернативный взгляд на реальность. Стоит отметить, что художественные приемы Джармуша в виде стихов тоже прекрасны. Это фильм без изъянов, после просмотра которого можно стать, хотя бы на какое-то время, немного лучше 8 из 10

Илья Шевчук
Илья Шевчук8 января 2019 в 07:57
Жизнь - ты прекрасна!!! По крайней мере в этом фильме Джармуша...

Пересмотрел фильм, который уже видел и все ждал случая, чтобы проверить оставит ли он то же впечатление, что при первом просмотре... Надо сказать, что получил те же положительные эмоции, как и в первый раз, удивительно позитивное кино и от кого? От достаточно своеобразного автора, предтечи Тарантино, именно Квентин много идей взял у него и даже копировал некоторые сцены из его фильмов, шел, так скажем, по стопам, а цикл 'Килл Билл' например был создан как переосознание его фильмов, фильмов Джима Джармуша... Итак, фильм этот - Патерсон, история о водителе автобуса, пишущего белые стихи о своей жизни, ее познании, о своей любимой девушке, замечательно прекрасной, безумно красивой, улыбчивой персидке Лауре, которая мечтает стать кантри-певицей... В общем, если подытожить - абсолютно счастливая, гармоничная как-то сказочная история совместной жизни и любви двух людей и их забавной собаки.. Настолько все пронизано любовью, сопереживанием и тактом в их сосуществовании, что впору это кино показывать молодым людям как пример построения семейных отношений... Вообще фильм конечно покажется излишне приторно сладким, что постоянно ждешь подвоха, что вот-вот наконец-то сей идиллии придет конец, начнется конфликт между хоть кем-то, и надо признать именно так и случается, возникают случаи, которые вроде должны привести к острой развязке, но удивительным образом, именно благодаря Патерсону, главному герою, они быстро затухают, продолжается спокойное устойчивое движение жизни, этот парень как скала, о которую разбиваются все неурядицы, он их гасит на этапе возникновения как мол волну... Вообще, как обычно у Джармуша это не просто чисто описательное кино, а история наполненная глубоким философским смыслом, упакованная в общем то привычную и казалось бы простоватую упаковку, прямо как любая восточно-азиатская притча... Джим - большой мастер, постигший глубину мироздания - это не шутка и не преувеличение, миросозерцание и спокойные тихие движения легко корректирующие продолжение течения - великий смысл и великое благо жизни... А этот вид на водопад в Патерсоне после этого фильма стал очень популярным, многие люди полюбили созерцать это спокойствие на лавочке в пригороде Нью-Джерси...

bilberry
bilberry13 ноября 2018 в 15:13
Уффф

Фильм весьма скучный и долгий, это картина о повседневности со всей присущей ей рутиной. И это все словно попахивает застарелым болотом, стоячей водой. Герой занимается явно нелюбимой работой - водит автобус, зарабатывает деньги, которые его легкомысленная жена спускает на свои мечты и причуды. А что остается самому герою? Писать свои стихи в маленьком подвале, и что самое интересное, довольствоваться этим. Отношения героев выглядят так неестественно, так фальшиво, так и хочется сказать: 'так не бывает!' Какие-то обстоятельства взросления видимо заставляют Паттерсона быть таким тихим и послушным работником и мужем. Отчего он не осмеливается опубликовать свои стихи. И весь этот его невроз происходит на фоне витающей в облаках жены, рисующей на всем вокруг свои фантазии, воплощающей их в жизнь и сияющей восторгом от того, что все получается. Не посоветую фильм никому, если только вы не в депрессии и вам нужно уйти в нее еще глубже. 4 из 10

MoonRiseRey
MoonRiseRey6 ноября 2018 в 15:46
Стихи о маленьком городе

«Патерсон» — одна из самых зрелых работ в карьере Джармуше. И один из лучших его фильмов. Почти бессюжетный и бесконфликтный рассказ о человеке по фамилии Патерсон (Адам Драйвер), который живет в городе Патерсон (да-да, именно так). Ага! От стихотворения к стихотворению, от понедельника к воскресенью зритель постигает красоту и поэтичность одной жизни, на первый взгляд, незаметной. Джармуш – мастер зашифрованных цитат. Почему возлюбленную и музу героя зовут Лора (т. е. Лаура), думаю, объяснять не нужно. Про то, почему в качестве места действия выбран именно Патерсон, поговорим ниже. Подчеркну лишь одно подмигивание Джармуша коллеге по кинематографу: в одной из сцен в салоне автобуса, который водит Патерсон, юноша и девушка беседуют об анархизме. Насмотренному зрителю в них нетрудно угадать повзрослевших героев «Королевства полной луны» Уэса Андерсона. Вот, значит, какими стали эти двое, когда они выросли. «Патерсон» — фильм-стихотворение и что поэзия существует по законам повторения. Именно поэтому режиссер вводит сюда лейтмотив удвоения. Сначала Лоре снится сон о двойняшках, затем близнецы мерещатся Патерсону по всему городу. Пары близнецов множатся и множатся, создавая подобие рифм. Имя персонажа повторяет название места, в котором он живет. Его любимый поэт – Уильям Карлос Уильямс, которого Лора в шутку зовет Карлос Уильям Карлос. Патерсона, водителя автобуса по профессии, играет Адам Драйвер, а как там по-английски будет «водитель»? Если смотреть фильм в оригинале, можно заметить, как постоянно вскакивает в речи персонажей слово «fireball», когда речь идет об автобусной аварии. Междометие, доминирующее в диалоге с японским туристом, невозможно не заметить – от него сам в итоге расплываешься в улыбке. Безоблачная история любви Патерсона и Лоры отражается, словно в кривом зеркале, в трагикомичных отношениях местных Ромео и Джульетты из бара. Каждый новый день повторяет предыдущий. Везде — удвоение, циклизация. Одним словом, не кино, сплошные стихи. Ага! Однако «Патерсон» — кино не только о поэзии, это еще и фильм о жизни в маленьком городе. И в этом плане подход Джармуша кажется несколько новаторским или, как минимум, нестандартным. Как правило, деятели культуры маленькие города не жалуют, делая их воплощением житейской пошлости и зла, губящим все доброе и выдающееся, что сюда попадает, такими вот филиалами ада. Вспомните хотя бы два самых известных образа маленького города в кинематографе, давно ставших архетипичными – Твин Пикс Дэвида Линча и Догвилль Ларса фон Триера. На их фоне Патерсон Джармуша выглядит почти идиллическим местом, которое режиссер воспевает, неспешной жизнью в котором любуется, вскрывая ее внутреннее очарование. Впрочем, городок Патерсон в фильме показан фрагментарно; целостной его картины не складывается, а то, что мы видим, преломлено через сознание персонажа-интроверта. Это местечко показано как бы изнутри героя, преображенное им, созвучное его внутренней гармонии. Не зря они носят одно и то же имя. Главным же преимуществом жизни в маленьком городке оказывается, по мысли автора, умение ценить нюансы, обращать внимание на детали, наслаждаться тончайшими переливами, видеть важное в крошечном, поэзию — в сутолоке будней. Ага! «Патерсон» — кино не только о поэзии и жизни в маленьком городе, это еще и фильм о счастье. А счастлив, по Джармушу, тот и только тот, кто, насколько это возможно, освободился от общества. Парадоксально? Да нет. Ага! Да, счастлив Патерсон, живущий в крошечном Патерсоне и работающий водителем автобуса, каждый вечер возвращающийся к своей Лауре и пишущий стихи. По-своему отшельник, сторонящийся конфликтов и противоречий современной цивилизации. Выключенность Патерсона из системы выражается даже в таких незначительных моментах, как его нежелание пользоваться мобильным телефоном. Для Джармуша идеалы пути к успеху, продвижения по социальной лестнице, материального благополучия оказываются вовсе необязательными, а напротив противоречащими понятию счастью. Для счастья не нужны «большие» жизни. Маленьких попросту нет: каждая из них значительна, каждая достойна стать стихами. Незаметность становится благом, мир повторений – поэзией, а отсутствие событий окутывает умиротворенностью. В этом смысле «Патерсон» настолько обостряет внутренний мир зрителя, что он, как никогда, ощущает себя живым и стремится жадно вбирать в легкие кислород. «Патерсона» в поднимаемых им темах очень интересно и полезно сравнить с одной из наиболее нашумевших лент ушедшего года, «Ла-Ла Лендом» Д. Шазелла. Эта тихая трагикомедия оказывается и созвучной ему, и абсолютно противоположной. Да, персонажи Шазелла тоже посвятили себя творчеству, но принесли то единственное, что было главным в их жизнях, в жертву успеху и карьере. Герои Джармуша предпочитают выключенность, незаметность, но при этом кажутся более выигравшими и более… счастливыми. Парадоксально? Да нет. Ага!

EverydayHero
EverydayHero26 октября 2018 в 01:35
Сливы хранились за окном

Фильм, по своей сути является, не чем иным, как случайным отрезком из жизни Патерсона. Жизни достаточно размеренной и примитивной. В ней все идет своим чередом. Вот он снова по-утру целует супругу, берет свою повседневную одежду с прикроватного стула, вновь пристегивает ремень безопасности выслушав, как всегда, недовольного жизнью коллегу, снова созерцает в зеркале заднего вида, как в салоне его автобуса едут два близнеца, похожие друг на друга словно его настоящее завтра и вчера.. вот он в который раз подтверждает статус завсегдатая в своем излюбленном баре.. Его персонаж совершенно ничем не интересен, и даже местами скучен и предсказуем, всем, кроме своих стихов. Лишь стихи наделяют его персону тихого домашнего романтика толикой интереса и необыкновенности. Фильм настолько исполнен безмятежности, что ты под конец с вожделением ждешь, когда наконец-то хоть что-то развеет сонливость сложившегося провинциального уюта, занеся сюжет во внезапный поворот. Хотя, скорее всего, по задумке картины, негаданности здесь не уместны. Того и гляди развеют окутавшую зрителя бесшумную пелену минимализма и эстетики. Ну и если коротко про фильм то это: 'Небольшие житейские трагедии, и скромные драмы, больших внутри и маленьких в жизни людей' Если ещё чуть короче то это: 'Мечтательная рутина' Если короче некуда то: 'Миросозерцательный' ну и просто - очень красивый. 7 из 10

yanin
yanin16 октября 2018 в 17:04
Поэзия в переводе — это как стоять под душем в плаще

...а плохая поэзия в переводе - это стоять в том же плаще, под тем же душем, который, однако, не включил. И сколько не стой, вода не польётся. Говоря о данном направлении поэзии в целом, при всем моём непонимании американского авангарда, в нём, всё же, можно что-то найти. Даже такому далёкому валенку как я. Эфемерные, если не надуманные взаимосвязи мутных образов могут увести за собой, как в нужную сторону леса уводит грибника предчувствие белых груздей, как не поменявшийся за двадцать лет запах подвала у бабушкиного подъезда погружает в воспоминания детства, со всеми красками и звуками минувшей жизни, как ночью, шестым чувством, самый слепой в компании, ты находишь потерявшийся телефон друга в ночной траве холодными и мокрыми от росы пальцами. Здесь можно отыскать волшебство, здесь есть за что зацепиться, но, зачастую, не называя такие тексты мусором (именно мусором, а не возвышенными 'словами на воде'), ты просто делаешь скидку этим поэтам за грозное имя и статью в Википедии. Патерсон действительно писал плохие стихи, олицетворяя собой большую часть американских текстов этого направления. Ему нечего было сказать, а философия 'пишу о том куда лёг взгляд', в его случае, не открывает нам глаза на красоту, которой мы не замечали -- просто потому что он не смог её показать или даже обнаружить. Но если ты создан писать стихи - это твоё право и твоя свобода, а никому их не показывать - твой подвиг. Так, например, право 'наших' сценаристов и режиссёров снимать всякие позорные бездушные картины, но подвигов они не совершают выпуская этих уродов в прокат. Патерсон хороший парень, честный тем, что ни разу себя не назвал поэтом. Его глупенькая девушка считает, что поддерживает его убеждая в обратном, - верит она в это или нет, нам остаётся не ясным. Вместо того, чтобы отсосать ему в воскресенье, она предлагает сыграть разученную песенку на купленной два дня назад гитаре. Его пёс показал как поступил бы мир с его стихами, это грустно, но пёс прав, однако, какая разница, если человек жив благодаря им. Он спасает себя от безумия своей повседневности и не помышляет о спасении мира, он не окажется на стене почёта в баре, где выпивает после работы, но эта жизнь - его подвиг и он заслуживает быть там. Очень красивый фильм о незаметном герое. Пишите стихи и никому их не показывайте. p.s. а ещё было приятно было увидеть Сьюзи Бишоп и Сэма Шикаски 6 из 10

Александр Митченков
Александр Митченков2 октября 2018 в 10:09
Неважно кто ты

Любой отдельно взятый кадр из этого фильма кажется обыденным и даже скучным, за исключением пожалуй картин начала дня. Но как только ты нажимаешь плэй, с экрана льётся нечто космическое, очень красивое, местами уму непонятное, но понятное духу человека, потому, что это не история и не повествование - это состояние духа, вот что мне кажется несет этот фильм. Два разных человека смотря на одно и тоже видят разные картины, испытывают разные эмоции, как если бы два разных художника рисовали с одной натуры, итог всегда будет разным. Все зависит от состояния в котором человек живет. Передать это полностью - невозможно, но эта попытка просто потрясающая. И ты волей неволей примеряешь на себя этот ракурс, смотришь на коробок спичек, пару кроссовок и видишь целую вселенную. Водитель автобуса, бармен, актер - неважно, важно состояние в котором ты живешь. Немного о Лауре: главное, что я увидел в отношении Патерсона к любимой жене - он никак её не ограничивает, не пытается подстроить под себя и повлиять на что либо в ней. И это непросто для него, неуловимо, но это чувствуется, ни для кого это не просто. Порой кажется, что она занимается какой то несущественной ерундой, но что в итоге? Посмотрите как их невзрачный и даже унылый дом преобразился в нечто неповторимое! И она чувствует что важно для него и хочет это уберечь. Они вообще берегут друг друга.

nikakap
nikakap27 сентября 2018 в 17:48

Кто-то говорит, что Джармуш мельчает, снимая фильм о художнике, словно ему поговорить больше не о чем. По-моему, все как раз-таки наоборот - он возвеличивает обыденность, пропуская ее сквозь призму восприятия поэта. Это не фильм о творческом процессе, тяготах или особенностях жизни художника, или механизме создания произведений, это фильм о творчестве как бытии. Интересно, что в центре сюжета стоят две творческие личности, они выражают как бы два основных способа обладания творческими способностями: с одной стороны, Патерсон, преображающий действительность внутри себя, негромко оглашающий миру свои стихи, ведь для него важнее разговор с самим собой, выражающийся в непосредственном создании стихотворения; а с другой стороны, Лаура, чья творческая энергия направлена вовне, буквально раскрашивающая все черно-белыми, но необычайно яркими узорами. Ах, какие же прекрасные актеры Адам Драйвер и Голшифте Фарахани! Какие проработанные, сложные и интересные образы им удалось создать! По-моему, самое потрясающее в этом фильме - это атмосфера, атмосфера непререкаемой гармонии и практически непрерываемого спокойствия. Только терпкая грусть по утерянному может ненадолго взбаламутить желеобразное течение их жизни, возвращаясь затем к своему первоначальному устойчивому идиллическому состоянию. Кажется, эта гармония через экран неспешно переходит в нашу самую обычную жизнь, обещая сделать ее такой же светлой и спокойной. И как идеален и интересен их мир! Он невероятно красив, он необычен даже в своих самых заурядных проявлениях (как разговор пассажиров автобуса), он стабилен, но не статичен. А все почему? Потому что это не настоящий мир, это мир глазами Патерсона, обычно невозмутимого Патерсона, не пользующегося мобильным телефоном и уверенно обезоруживающий заигравшегося Ромео. Все-таки главный художник в этом фильме Патерсон, в самом высоком и патетичном смысле этого слова. Так, Джармуш еще раз подтвердил всем известную мысль: 'Красота в глазах смотрящего'.

Axi
Axi7 августа 2018 в 17:17

'Патерсон' История обыкновенного английского бульдога, чьи желания, привычки и мотивы действий открываются зрителю в полной мере и в то же время остаются загадкой неизведанной животной природы. Прекрасное кино, в полной мере описывающее окружение пса, загнанного в рамки существования, одинокого в своих помыслах и поступках. Лишь иногда ему удаётся вырваться из этих оков повседневности и непонимания, которые так тяготят его душу, но даже в эти моменты никто не замечает его одиночества и потерянности в этом мире. Это грустная и пронзительная история о том, насколько легко в романтике повседневности человек может забыть о самом главном - о своём чевероногом друге. И о том, какие тяжёлые последствия из этого вытекают. Шедевр, несомненно, тяжёлый и многими непонятый.

destromagic
destromagic29 июня 2018 в 12:14
Кто такой Патерсон?

Патерсон — это фанат, одержимый. Тема фаната в нашей стране актуальна во все времена. Разница лишь в форме проявления. И возраст тут не помеха, главное найти свою нишу. Религиозный фанатик и фанат какой-нибудь группы или культуры — лишь стилистические особенности. Главный герой живет в маленьком городке, который как игрушечный мир собран и выстроен, а за его пределами — лишь пустые пиксели, неспособные собраться в нечто целое. Изо дня в день, семь дней в неделю ничего не происходит, как в «Догвилле», простая размеренная жизнь. Выстроенная так, как всем удобно. Единственное напоминание о ходе времени — это незначительные действия, внесенные в каждый день, но и они настолько приелись, что вписались в привычный орнамент событий. Изо дня в день Патерсон садится в автобус, пишет свои стихи, объезжает заученный маршрут и возвращается домой. Ни его новые строки, ни разнообразные орнаменты жены не меняют хода событий. Пока она не решает издать сборник его стихов и как-то разнообразить свою унылую жизнь. Покупка гитары, подготовка к ярмарке — вносят какое-то движение в размеренный ритм. Но Паттерсон находится вне времени. Для него есть только он и процесс его творения. Время плетется как узор. Редко корректируя направление. А герой все равно продолжает ходить на ночь в бар и выпивать свой наполненный стакан. Единственная вещь, волнующая его — это люди прославившие Патерсон. И как бы ни ему, человеку с говорящим именем прославить свой городок, но нет, слишком много для него одного. Событием для него становится отъезд жены на ярмарку. Этот выходной его выводит из себя и погружает в реальность происходящего. С ее успешным приездом у них меняется ход событий, они проводят вечер вне дома, идут в кино и полностью погружаются в настоящее. Но и в его распорядке есть оплошность. Он забывает убрать свой блокнот. И войдя домой — его ждет полное разочарование. Этот кусок под сердцем и было делом всей его жизни. Он дышал лишь благодаря ему, а теперь он подавлен. Процесс остановлен. Именно эта вещь и являлась для него иконой. Отняв у фанатика предмет молитвы — он теряет смысл существования. Пока есть на что молиться, то жизнь будет продолжаться. Лишившись всего — ему не нужно ничего. И лишь старый японский поэт, дав абсолютно чистые страницы, снова впускает жизнь. После чего время опять останавливается и круговорот начинает свое очередное вращение. Жизнь начинается лишь там, где человек свободен от зависимости. Находясь в плену вещей, теряется единственный направляющий смысл — движение, где и рождается кино. Джармуш, постепенно раскачивая, будет этот застывший город. Готовит поле, где произойдет преступление, и потом так же плавно возвращает все на свои места. Круг пройден, готовьтесь начать сначала. 10 из 10

AnastaSh
AnastaSh29 апреля 2018 в 22:52
«Когда б вы знали из какого сора…»

Жизнь, обыденность, красота, музыка, поэзия, Джармуш И снова Джармуш заставляет понять и вспомнить, что самые интересные истории - люди, у каждого их которых своя жизнь, своя поэзия и своя музыка, даже если они зомби, что тягучая субстанция обыденности и обычных вещей, будь то, к примеру, дождь или водопад- именно то, среди чего рождается поэзия, пусть даже и не в словесной форме, которую мы так часто пропускаем, занятые проблемами, мы, но не Патерсон. И даже если вы не любите Джармуша, смотрите иногда вокруг.

ilyaverendeev
ilyaverendeev18 марта 2018 в 15:27
'Патерсон'

Джим Джармуш делает кино. Амплитуда творчества Джармуша велика: от культового 'Кофе и сигареты' до странного и непонятного 'Мертвеца'. Этот режиссер не зря является одним из главных представителей независимого кино Америки. 2016 год. Выходит новый фильм Джима Джармуша под названием 'Патерсон' и что же от него ожидать? Фильм рассказывает о Патерсоне - водителе автобуса в городе Патерсон, который живет размеренной жизнью с любимой женой, ходит на работу и по вечерам, прогуливаясь с псом, забегает в бар на кружечку пива. Никаких резких поворотов сюжета, никаких экшен-сцен, действие крутится вокруг обыденности и ежедневности. Зачем же такое смотреть, за что же можно ухватиться, чтобы перфоманс не растекся сквозь пальцы как вода? Дело в том, что главный герой сочиняет и записывает в свою секретную книжечку стихи. Многие хвалят фильм за уют и атмосферность. Не поспоришь, но наряду с этим фильм имеет большую потенциальную энергию, которая выплескивается на думающего зрителя, как волна, и накрывает с головой. 'Лучше ничего не менять, чтобы не сделать хуже'. Это фильм о большем: о страхе, неуверенности, застенчивости. Все персонажи этого фильма являются одним из крайних состояний: неуверенные в себе гении и дерзкие, прорывные бездари. Жена Патерсона, не имея талантов и способностей пробует себя больше и больше в разных сферах, тем самым выбивая место под солнцем, пока ее муж не решается публиковать свои стихи и попросту консервирует их в письменном столе, Еверетт может использовать свои актерские задатки только во время споров с девушкой, чернокожий парень, встреченный Патерсоном, использует свои умения битбокса лишь в то время, когда наблюдает за стиркой своих вещей. Все персонажи являются своеобразными притчами, объединив которые мы получает общую притчу, которая кричит нам:'нужно быть увереннее, пробовать себя во всем, не бояться мнения толпы, ну же, сделай это!' Фильм очень приятно смотреть, он приносит покой, удовольствие и желание 'что-то менять'. 10 из 10