«Утиная охота»… Как сейчас помню письменное задание на уроке литературы «надцать» лет назад. Дескать, Ваше отношение к главному герою. Кратенько. А ты сидишь, и тебе, в принципе, без разницы, потому что не читал ты, разумеется, накануне никакой «Утиной охоты». Обсуждение в классе тоже не особо заинтересовало. В общем, опус свой честно начал со слов: «Я не читал, но попробую». Не помогло. За попытку – трояк, а само выражение надолго стало в устах преподавателя синонимом того, как не надо делать. Кто бы мог подумать, что познакомиться с товарищем Зиловым поближе мне всё-таки придется. О. Даль, И. Купченко, Ю. Богатырев, Е. Леонов, Н. Гундарева!.. Купился, как есть купился на красивую обложку и подозрительно высокий рейтинг! До того заинтриговали, что спал и видел буквально, как бы, наконец, уже посмотреть это таинственное кино. И вот, пожалуйста, – свершилось… Отношение к главному герою, говорите? Кратенько? Да… Не знаю даже, если честно. Не знаю, что и сказать. Просто-таки недоумеваю, чем этот персонаж заслужил столь высокую честь: быть обсуждаемым на уроке литературы. Нешто мало в мире книг, герои которых представляют несравнимо больший интерес? Я удивлен. Проще всего, наверное, было бы ограничиться двумя словами. Что-нибудь вроде «гнусная пьянь», на мой взгляд, очень даже подходит. Но, боюсь, это уж очень «кратенько», хотя и бесспорно. Что ж, попробуем дополнить картину. Палитра приблизительно такая: никчемность, аморальность и безволие. Щедрые мазки, буйство означенных красок – без вариантов, по-моему. Светлые тона, что могли бы символизировать сочувствие, сострадание? Совершенно не к месту. Никаких оснований. Не люблю и не понимаю подобные картины. Не могу уловить, какие именно чувства и эмоции предлагает тебе испытать, ощутить автор. А главное – с какой целью? Почему если кто-то намеренно (ибо никаких обстоятельств, с необходимостью вынуждающих заниматься этим изо дня в день, нет и быть не может) превращает свою жизнь в болото, другие должны непременно в этом поучаствовать? Так ли уж порочны законные презрение и отвращение? Способны ли что-то изменить усилия любимых актеров, пытающихся хоть как-то очеловечить омерзительные образы? Сдается мне, вряд ли. 3 из 10
«Существует только один грех – глупость» Оскар Уайльд Пронзительная камерная лента с изумительным актерским составом. Олег Даль играет с присущей ему силой и непосредственностью. Остальные исполнители ничуть не уступают ему, хоть большая часть действия и напряжения держится именно на Дале. Минимум музыкального фона, неприхотливая манера съемки – казалось бы, ничего особенного нам тут не показали, но действие затягивает, завораживает и заставляет с неослабевающим вниманием следить за происходящим и сопереживать. Спокойно и просто, без лишнего шума и драматичности перед зрителем разыгрывается пьеса достойная Оскара Уайльда. Редко когда кино так наглядно и немногословно показывало и доказывало, почему нельзя быть сволочью по жизни. Великолепное кино. Не пожалейте времени, посмотрите.
Я ходила на прошлой неделе в киноклуб, и там показывали именно этот фильм, и я думаю, его показывали не просто так. Фильм снят во время 'расцвета застоя', но от него совсем не пахнет советчиной, если можно так выразиться, хотя некоторые специфические черты присутствуют. Я думаю, а точнее, я уверена, что этот фильм понравится далеко не многим, тем более молодому поколению, хотя бы из-за самой депрессивной, угнетающей атмосферы, атмосферы безысходности. Но в этом фильме поднимается очень важная и довольно распространенная тема - одиночество, одиночество, когда вокруг полно людей, которых ты называешь друзьями, когда есть любимая женщина, которую ты думаешь, что любишь, есть работа, квартира, но внутри - пустота, а снаружи - совсем не ты. Бывает, что наступает такой момент, когда ты уже не понимаешь, реально, искренне все это, или нет... или просто тебе приходиться играть какую-то роль балагура, лишь потому что ты уже не можешь быть самим собой... И в 'Отпуске в сентябре' просто гениально показано именно это состояние человека, и тот момент, когда наконец выходит наружу истинное 'я' (монолог о утиной охоте), и когда уже становится предельно ясно, что в жизни твоей все было не так, а жить как хочется уже не получится никогда... Не поленитесь, досмотрите до конца (фильм действительно довольно долгий), развязка очень эмоциональная, хотя я бы не называла это развязкой, так как выхода никто найти не сможет, и даже мне показалось, что его попросту нет...
'Утиная охота' - одна из моих любимых пьес. Поэтому вопрос о просмотре фильма 'Отпуск в сентябре' не стоял. И хочу сказать, что фильм не разочаровал, а даже наоборот явился идеальной инсценировкой пьесы. Главный герой Зилов получает от своих друзей похоронный венок на свое имя. Потом оказывается, что он устроил в ресторане разнос своим друзьям, где каждому в принципе сказал правду, которую, как водится, никто не захотел слышать и знать. Зилов сумел достать свою жену, зачем-то вызвав воспоминания об их первом вечере наедине, а затем все расстроив одной фразой: 'Разве ты думаешь мужчина помнит, что он говорит в такие моменты'. Затем он очаровывает юную абитуриентку Ирину, которая еще слишком глупа, чтобы понять его игру. Игру с самим собой. Он никак не может успокоиться. Потому что он не знает чего хочет. Успокоить его может только один человек, который абсолютно самодостаточен и спокоен. Это Дима, работающий официантом в ресторане. Он оставляет его наедине с самим собой, а когда нет зрителей спектакль Зилова становится ему не интересен. Дима же произносит самую важную фразу для Зилова в этом действии: 'Попадать начнешь, когда успокоишься'. Остается надеяться, что это когда-нибудь произойдет. Олег Даль великолепен в этой роли. Он как будто родился Зиловым. Ему это к лицу. Ирина Купченко блестяще сыграла жену Зилова, эту измученную женщину. Замечателен и Юрий Богатырев в роли подкаблучника. В роли лопуха блеснул Николай Бурляев. Прекрасен и исполнитель роли Димы. От него веет спокойноствием и уверенностью в каждом своем действии. Он очень размерен и решителен. Очень хорошая работа режиссера Виталия Мельникова. Итог: замечательная экранизация замечательной пьесы. Смотреть стоит обязательно, особенно если вы обладаете чертами характера главного героя. 10 из 10 Спасибо за внимание!
Отпуск в сентябре. Его дождался главный герой фильма Виктор (Олег Даль) и собирается отправиться со своим другом на утиную охоту (картина снята по пьесе «Утиная охота» А.Вампилого). Утром Виктору доставляют похоронный венок. Шутку такую друзья его задумали. А Виктор постепенно вспоминает события предшествующих нескольких дней, приведших к такой злой шутке и к куда менее безобидной на всё реакции Виктора. Великолепнейший, шедевральный, не побоюсь этого слова, фильм о личностном кризисе, вынуждающем человека жертвовать отношениями с близкими людьми просто потому, что человек пуст внутри. У Виктора, вроде, всё есть. Хорошая стабильная работа, новая выданная квартира, беременная жена. Однако он и жене изменяет, и на работе халтурит, умудряясь испортить отношения почти со всеми, и пьёт, конечно же, что же ещё остаётся. Чтобы понять, к чему это ведёт, экстрасенсом быть не нужно. Фильм, с одной стороны, страшен. Именно из-за своего такого вот настроения и чересчур откровенного взгляда на действительность, в своё время его и запретили к показу, вышел он на экраны только через 6 лет, уже после смерти Олега Даля. А с другой стороны он прекрасен, ибо заставляет самого смотрящего всё переварить, пропустить через себя и задуматься о собственной жизни и своих дальнейших действиях и планах.
С первых же кадров фильм удивляет совершенно отвратительной актерской игрой от именитых и великих актеров. Блистательный Даль, замечательный Богатырев, харизматичный Леонов чувствуют себя в этой истории не в своей тарелке. Они просто не понимают, кого они играют и почему, все время меняют интонацию, и им не веришь. Фильм полон неискренних вскриков, натужного смеха и фальшивых эмоций. Полнейший чудовищный мискаст бросается в глаза постоянно. Даль, продолжающий местами играть своего русского Иванушку с прибаутками, иногда вдруг превращается в трагического героя, а потом снова назад. От этого тональность повествования бесконечно скачет и совершенно непонятна символика - венок этот от товарищей, телефонные звонки вникуда. Тут же любовница Вера, которая лезет в его жизнь танком. Зачем? Почему? Но в итоге и она изображает нам самый фальшивый смех в истории кинематографа, удаляясь вдаль. Честно говоря, пейзажи развороченной стройки под дождем работают на настроение куда лучше, чем все актеры, вместе взятые. Главным лейтмотивом повествования проходит недоумение. Недоумение актеров по поводу того, что им нужно играть, что вообще они должны чувствовать. Эту картину уместно наверное сравнить с Данелиевским 'Осенним марафоном'. И вот там Басилашвили находится на своем месте, понимает свой конфликт и отлично его показывает. Там все ощущается. А здесь нет. Здесь все выглядит, как будто в ТЮЗе поставили Гамлета силами Кота в сапогах и Серого волка. Не зря, как оказалось, этот фильм забыт и нигде его не показывают и не поминают.
Начну с того, что кино 'Отпуск в сентябре' является самым настоящим вызовом и риском для режиссера Виталия Мельникова. В данном фильме показывают, то что страшно даже хранить у себя на кинопленке, не то что предлагать для ТВ. Зрителям демонстрируют страшный момент (Спойлер), для гражданина СССР, это ошеломляюще. Настоящий вызов для человека, который видел в основном комедии с мелодрамами. Что в основе и вытягивает весь фильм, незабываемые эмоции. Моё мнение отличается от большинства, написанных здесь рецензий. И из-за этого я вижу смысл и писать её. Сюжет развивается вокруг главного героя, типичного пролетария, который глупый, а из-за этого вытекают другие его проблемы: невежественный, имеет сильную страсть к алкоголю и курению. Также можно написать пару слов о его жене. Она тоже является глупой, но не настолько сильно, при сравнении с главным героем. К примеру, об этом говорит тот факт, который, к сожалению считается спойлером. А о её глупости, хотя бы, то что она будучи беременной, пила водку... Самым правильным и умным персонажем этого произведения является лакей. Некое 'пришествие Иисуса' в мир пролетария. Его поведение вполне обдуманное, и его действия являются разумными. Народ СССР передан отлично. Почти все - пролетариат, и среди этого - крупинки отличных людей.
Виктор Зилов - новосел, талантливый, но уставший от работы инженер, не лучший семьянин, неверный любовник и плохой друг, получает в подарок похоронный венок как раз накануне отпуска и его единственного сильного увлечения - утиной охоты. Это ли не повод осмыслить, чем является его жизнь... Виталий Мельников - один из немногих советских экзистенциалистов. В его картинах совсем мало идеологии, зато много обыденного, вневременного, бытового даже, одиночества, которое герои с разной степенью успеха (чаще да, чем нет) преодолевают. Об этом его мелодрамы Мама вышла замуж, Здравствуй и прощай и даже Семь невест ефрейтора Збруева с Выйти замуж за капитана, не говоря уже о Старшем сыне и перелицовке Женитьбы Гоголя. И Мельников - отнюдь не сатирик. Он порой ироничен, но невыносимо добр к своим героям. Так что пересечение Мельникова с Вампиловым было неизбежно, тем более что оно случилось уже на помянутом Старшем сыне. Только Утиная охота обладает странными свойствами. В ней, к примеру, нет классической фабулы, истории... Она в лучшем случае угадывается, но не просчитывается. Соответственно, это набор зарисовок, приведших главного героя к на границу между жизнью и смертью. Второй пример странности - главный герой. Всё ж таки более характерно присутствие антагонизма между героями. А его нет. Да ещё над Зиловым давлеет жизнь и одиночество. Он ни за что не борется среди людей - некий азарт захватывает лишь в природе. А это опять же редкость для советского кино. К тому же Мельников предпочитает другое название - Отпуск в сентябре. Почему? Может, чтобы подчеркнуть кризис возраста за серединой жизни. Может, его привлек 'отпуск' - некое освобождение от опостылевшей действительности. А, может, и атмосфера мрака, дождя, меланхолии, упадка... Осень здесь далеко не золотая. В лучшем случае жёлтая. И легкая мельниковская ирония тоже куда-то улетучиласть... И вроде бы клеймение интеллигенции было вполне в тренде и ничего антисоветского в фильме нет, но его все же положили на 'полку'. Сам Мельников говорил, что начальство было довольно картиной, но искало какой-то повод, чтобы вставить её в телепрограмму. И... не находило его. Не вписывался Отпуск в советские тренды и систему советских ценностей. И потому, что, скорее, был об антиценностях. И самая главная странность - Зилов для зрителя оказывался более обаятелен, чем остальные, вроде бы правильные (впрочем, не всегда) персонажи. Видимо, потому что чувствовал некую схематичность жизни, в которой живому существу встроиться не представляется возможности. Какая уж тогда классовость, марксизм и т.п. Здесь ведь присутствуют совесть, неприкаянность, нереализованность, битьё мухой о стекло... Мужское окружение оказывается тонкой пародией на самих себя, а женское слишком жаждет любви, в которую Зилов уже и не верит. Вампилова и Мельникову удалось расковырять все эти советские налёты и докопаться до сути человека, которая не вписывается в концепт 'светлого будущего'. Поэтому 'Отпуск в сентябре' оказался вневременным и 'застойным' одновременно - вернее, антизастойным, потому что его фиксировал.. Ни за, ни против Советов. А это уже прямой путь на 'полку'. Вдвойне было обидно за Олега Даля, сыгравшего, возможно, лучшую свою роль, в которой его собственная неприкаянность буквально светилась на лбу и его персонажа. Для этого пришлось сначала надеть маски, а потом несколькими резкими движениями их сорвать. Безысходность. Только и всего.
Александр Вампилов - гениальный драматург, самородок с Байкала, который его в итоге и поглотил, при жизни был совершенно свободен как художник, свободный прежде всего от страха, что его пьесы никогда не увидят свет. Не скажу, что он не был честолюбив, этого я не знаю, но по крайней мере в его пьесах мысль и слова явлены так, будто человек пишет без оглядки не то что на цензуру, а на потенциального читателя даже. При этом поражает глубина и трагичиский лиризм, при всей будничности сюжетов, обстановки и вообщем - то заурядных персонажах, которые перестают казаться таковыми, как только вырисовывается конфликт, как правильно внутренний, ибо внешне мир пьес Вампилова - провинциальное болото, в котором ничего не происходит, пока не появляется некто со стороны, будь то Бусыгин в 'Старшем сыне', Шаманов в 'Прошлым летом в Чулимске', метранпаж Потапов и агроном Хомутов из 'Провинциальных анекдотов'. Даже в 'Утиной охоте' появляется приезжая девочка Ирина, в которой доведённый до полного опустошения Витя Зилов на мгновение увидал спасительный маячок, который, он впрочем гасит безжалостно и топчет как истлевший окурок. О трагедии Зилова было уже много написано, но мне лично почему-то его не жалко, ибо ему самому не жалко никого и ничего, кроме своей ничтожности, которую он даже боится назвать таковой, для этого нужно иметь хоть какую-то силу и мужество. Страшно смотреть на Олега Даля, как было страшно и самому Виталию Мельникову, но в этом его, Даля, художественная победа, он не побоялся высказать через этот образ то, что мучило его самого и не давало жить и работать сообразно его, без дураков, великому таланту. Прекрасен и другой великий актёр, Юрий Богатырёв, в роли Саяпина, а вот Кушак - Леонов, тем более, после Сарафанова как - то не очень убеждает, гораздо органичнее смотрелся бы, например, Басилашвили, но это частное мнение, никому не навязываю. Органичен и убедителен Геннадий Богачёв в роли Димы, Бурляев - Кузаков тоже весьма неплох, касаться личного отношения к сему общественному деятелю не стану принципиально. Из женских ролей почему - то хочется выделить Веру - Ирину Резникову, актрису малоизвестную, но попавшую в роль всецело, и внешне и психологически достоверна. Смотреть фильм зрителям неподготовленным, честно говоря, не порекомендую, в лучшем случае им будет скучно, в худшем - грустно, а подготовленные уже давно и не раз посмотрели. 10 из 10
Как мы проводим выходные дни? Кто-то лежит растянувшись на диване, уставившись бессмысленным стеклянным взглядом в ящик, кто-то шатается по злачным местам в поисках удовлетворения чувственности, а кто-то мечтает поехать... на утиную охоту. Последее - про главного героя (Зилов) этого кинематографического шедевра. Но погода (сплошные дожди) не позволяет осуществить эту простую мечту. Что происходит, когда человек уже очень давно устал от жизни? Бесконечная достоевщина, самоанализ, тонкие переживания, неумение находиться в гармонии с собой, людьми, миром, тоска и уныние... Всё это приводит к некоему тупику, когда всё кажется бесполезным: во всём изверился, и не любишь, и не можешь любить... А огрубеть тоже не можешь. Зилов подходит к мысли о самоубийстве, и даже почти совершает его, но выглядит на экране это как-то совсем неубедительно. Самоубийство - тоже бессмысленно. Герою даже скучно застрелиться, но он считает это своей обязанностью. Фильм для тех, кто потерял смысл жизни, и непротив перекопать в себе всю эту гадость, посмотреть на неё заново глазами другого человека, других людей. 10 из 10
Фильм по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Кино явно не из числа популярных, хотя по телевизору иногда шло. Я обожаю Вампилова (Старший сын, например, – вообще лучший фильм всех времен), поэтому смотрел все экранизации его пьес. Звезды: Даль, Купченко, Гундарева, Богатырев, Леонов, Бурляев разыграли потрясающее и цепляющее за душу действо. Эти метания советского (в данном случае) интеллигента, из «тех, что поумней» (по Достоевскому), думаю, стоит принудительно показывать нашему молодому поколению. В фильме показаны все пороки, которые могут казаться не такими уж и страшными, но которые, подчинив себе человека, запросто могут лишить его не только семьи и друзей, но и жизни. Главный герой, человек откровенно слабый и даже жалкий, и только этим можно объяснить тот факт, что у него есть семья и друзья. Ибо, не жалея его, иметь с ним дело в здравом уме просто невозможно. Но, герой гениально сыгравшего Даля делает все возможное, чтобы потерять в жизни всех, кто ему дорог и кому небезразличен он сам. Правда, понимает он, что ему вообще кто-то дорог, поздновато, когда потери уже неизбежны. Безразличие ко всему (к работе, друзьям, жене), кроме утиной охоты, отсутствие элементарных морально-этических принципов, подлость, постоянные сделки со своей совестью, позерство приводят в итоге к настоящей драме… Монолог Даля у закрытой двери по истине шедеврален. Герой в отличие от зрителя еще не знает, что случилось непоправимое, и потому сопереживаешь ему еще сильнее. И вообще, мне кажется, это лучшая роль Олега Даля в кино. Не хочется так думать, но, по-моему, он и не играл вовсе, а был самим собой. Если же играл, то это вдвойне гениально. И еще одна сцена у меня всегда вышибает слезу: попытка супругов перенестись в «тот вечер, когда все случилось в первый раз». Купченко была совершенно под стать Далю, и спокойно смотреть на этих двоих глубоко несчастных людей, цепляющихся за соломинку во время двеннадцатибального шторма, настоящие удовольствие и пытка… 10 из 10
Вам нравится наш мир? Государство? Город? Если ответ — да, то хорошо. Если нет, то вы будете делать всё для того чтобы создать вокруг себя зону комфорта, свой дом. Дом сможет оградить вас от всего, это свет в конце тоннеля, в конце рабочего дня. А что, если, этот свет, эта навязчивая идея рая никогда не реализуется, как приход Годо? А ведь у тебя всё для этого есть, и новая квартира, и работа, даже семья. Вот в таком положении и брошен герой, которого играет Олег Даль, в беспросветный быт, бездну экзистенциального одиночества Виктор Зилов. Виталий Мельников создал одну из лучших картин советской эпохи. Но мне ни в коем случае не хочется привязывать её к территории или времени, она за пределами этих рамок. Это философский трактат, наполненный опытом. Благодаря камерности атмосферы, которую создал режиссер, а волшебник-оператор Юрий Векслер воплотил в жизнь, я вместе с Зиловым погрузилась в экзистенциальный ужас. Но ему, в отличии от меня, проще, он верит в свое спасение — утиную охоту. Только жаль, что жизненные цели, поставленные лишним человеком алкоголиком, крайне редко реализуются. Этот фильм можно сравнить с величайшим достоянием кинематографа, режиссера Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог»: тот же мир, те же квартиры, те же люди, только Декалог дарит возможность увидеть тонкую оболочку бытия со стороны, а пронзительный Олег Даль и его игра, склеивают наш внутренний опыт с Зиловым. Итог — откровение.
Знаю, что будет стыдно за свою первую рецензию на кинопоиске, но не могу молчать после просмотра. Потрясающий фильм. Снят по пьесе Вампилова 'Утиная охота', которую конечно же, не читала; я просто сидела на стуле и боялась спугнуть родную сссрщину из кадра, эту безысходность, тлен, аскетичное убранство квартиры и льющуюся рекой водку. Потому что всё это правда и от осознания этого хочется завернуться в одеяло, выключить свет и уйти глубоко в себя, в думы о человеческой природе. Это история человека без цели. Часто Зилов ведет себя как животное, он непоследователен, непредсказуем, к женщинам он относится примерно также, как к мебели, то есть потребительски. Но не могу сказать, что глав герой внушает лишь отторжение. В какой-то степени он даже обаятелен. И он одинок. Атмосфера фильма очень камерная и личная, как будто подглядываешь в замочную скважину или в открытое окно. Одна из кульминационных сцен, когда жена глав героя закрывает его в комнате, и Зилова прорывает на поговорить нагло стырена в первой же серии плохого современного сериала 'Оттепель'. Господи, фильм снят в 1979 году, а проблемы и вопросы, которую я формулирую внутри себя здесь и сейчас в 2015 году не изменились совершенно - как вести себя с мужчиной, как пережить измену, и главное, когда следует перестать доверять человеку и посмотреть на положение вещей взрослыми глазами. И вот как со всем этим жили в стране Советов, когда не было ни секса в стране, ни мебели в квартирах, а была лишь плановая экономика, скучная работа и непонятное зарождающееся желание чего-то большего, чем просто женщина на стороне - все это есть в фильме. И состоится ли главное - утиная охота??? Смотрим фильм.
Сразу укажу, сюжет - лютый коммунистический угар, и по большей части смысл происходящего будет понятен только пьяницам... Единственное что цепляет - картина безисходности. Эта тема похоже приходит к человеку периодически на протяжении всей жизни... Я хоть и не жил в то время, но полагаю что быт, данность, мысли и досуг - показан исчерпывающе. Эта убивает идиллия отсутствия цели. Экранизация - бесподобна.
В свое время в вузе в рамках курса 'драматургия' преподаватель высказалась настолько хорошо об 'Утиной охоте', насколько плохо об 'Отпуске в сентябре'. И я поспорила с ней. Споры о том, что же есть искусство и как оценивать его, не затихают. Я выберу для себя здесь, на этом сайте, как и в жизни, простой путь. Признание субъективности любого восприятия. Да, мои рецензии будут субъективны, и это первая. Роль будто создана для Олега Даля. Это о нём и о всех, кто не нашёл себя. История передает атмосферу времени, параллельно создавая атмосферу абсурда. Дождь стеной, пустота квартиры-коробки. Это действительность. А события прошлого, получение квартиры, любовница, коллеги, расставание с женой... Фарс, их будто и не было. Есть мечта. Всего-то об охоте, чего проще. Но погода перечеркивает эту мечту. И Зилов остается наедине с собой. И я, зритель, тоже. Не с ним, но с собой. Вне времени, работы, отношений... Голым и с венком в руках. 'Что это, нереальность? Но ведь... смешно'. 10 из 10
Прекрасная студенческая пора. Задание – прочитать пьесу Вампилова «Утиная охота» и посмотреть ее экранизацию под названием «Отпуск в сентябре». Задание выполнено. Преподаватель в восторге. Студенты – в замешательстве. Где же смысл? Где сюжет? Чтобы разобраться во всем, нужно копать глубже, а не просто мести веничком наружный слой песка. Ведь «Отпуск в сентябре» - хороший фильм уже потому, что он так отличается от современного отечественного и уж тем более зарубежного кинематографа. В силу своего юного возраста, я привыкла к фильмам-картинкам, когда операторская работа завораживает, а лица актеров притягивают своей неправдоподобной красотой. В данной же ленте всё по-настоящему: обычная квартира (а не двадцатиэтажный особняк), человеческие лица, настоящие эмоции. Эти особенности присущи всем фильмам, которые принадлежат к советскому самобытному кинематографу, где еще существовали собственные отечественные традиции и законы (а не слизанные с запада идеалы). Зилов – человек, который запутался, заврался и не понимает, чего хочет и к чему стремится. У него есть хобби (та самая утиная охота), работа, друзья, жена, любовницы, но «у него нет сердца» (как неоднократно будет сказано и в пьесе и в экранизации). А что такое сердце? В данном случае это слово не означает человеческий орган, без которого мы жить не можем (это вам не почка), оно означает жизнь. «В нем жизни нет» - так можно сказать про главного героя. Труп. Не зря Зилову в начале фильма приносят венок. Так как показывается жизнь обычного рядового человека (типового персонажа), то остросюжетного сюжета не ждите. Он не будет пуляться паутиной, не будет гонять на мотоцикле. Он будет пить. Пить и еще раз пить. Будет бросать трубку телефона, кричать на свою жену и будет делать еще множество вещей, которые так часто встречаются в нашей жизни. Трагедия одного человека. Трагедия народа. P.S. «Отпуск в сентябре» стал для меня отправной точкой в путешествии по советскому кинематографу.
Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится... У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно. Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.
Это, пожалуй, одна из лучших, если не лучшая, киноработа Олега Даля. Видел спектакль по каналу 'Культура' с Контантином 'Всем выйти из сумрака' Хабенским, читал пьесу Вампилова и наконец смотрел фильм 'Отпуск в сентябре', именно в таком порядке. И именно 'Отпуск в сентябре', по моему, наиболее аутентичное воплощение пьесы. Измененное название пьесы ничуть не коробит и как-то сразу придает ей некий оттенок грусти. Даль, до некоторой степени, играет самого себя: любимца женщин, выпивоху и человека сложного, с мятущейся душой. Не буду пересказывать фабулу, это сделали выше. Фильм как и пьеса, по сути, моноспектакль Зилова, все остальных персонажей можно охарактеризовать как, в большей или меньшей степени, проходных. Остановимся однако на некоторых из них: Галина - жена Зилова, единственный стопроцентно положительный персонаж и стопроцентная мещанка. Вера - разлучница, Ирина - типичная инженю. Дима-официант, остановимся на нем чуть подробнее, - это типичный лакей, из ленинской лакейской, имеющий 'характерное для лакея, как социального типа, лицемерие'. Зилов, бросивший ему это оскорбление, получает кулаком по лицу. Однако Дима, на вопрос протрезвевшего Зилова, не отвечает, что именно он виноват в определенном опухании зиловской физиономии. Зилов - человек немогущий найти себя в этом он и хуже и лучше остальных, играющих раз и навсегда затвержденные роли. Дима говорит про охоту: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Успокоиться для Виктора, значит, как и все окружающие его, впасть в духовную спячку. Зилов не может выбрать себя 'в этом он и хуже и лучше остальных'...лучше тем что он остается в поисках, хуже тем, что он, вероятно,(чеховская интонация) так и не найдет свое истинное 'Я'. Понятно, что утиная охота, это не охота, в собственном смысле слова, а некое экзистениальное 'другое место', место 'там, где чисто, светло'. Зилов, по моему скромному мнению, намеренно не бьет в живую цель, в глубине души он мягкосердечен, а 'успокоиться и попасть' для него значит стать димой. 'Но утки уже летят высоко, летать так летать, я им помашу рукой'...
Картина изобилует очень интересными и, порой, мудрыми фразами сказанными крайне между делом. Что можно сказать и о самом фильме в целом, который получается снят, как бы, наизнанку. В нём отчётливо прослеживаются несколько степеней глубины заложенного смысла. Что создаёт впечатление очень хорошей защиты от цензуры тех лет. На первый взгляд, происходящее повествует о кризисе среднего возраста и моральном разложении обычного человека, которому всё остачертело. Взгляд по глубже показывает, что главный герой явно не получает удовлетворения в этом процессе разложения. Очередная глубина раскрывает нам глаза на реальность вокруг героя. Всё в этом мире ненастоящее, ритуальное и фальшивое, кроме утиной охоты и ружья, которое появляется как символ несбывшихся надежд, как вещь из другого, настоящего мира. 'Самое главное в жизни - это утиная охота.' Квартирный вопрос всегда был жизнеобразующим для нашего гражданина. И если рассуждать по Булгакову, то герою этой пьесы несказанно повезло - ему дали квартиру. Однако, само по себе новоселье играет совсем другую роль в судьбе Виктора Зилова. С каждым новым воспоминанием становится ясно, что он получил ключи не от новой жизни, а скорее от собственной могилы, где ему предлагается обманывать самого себя и окружающих, которых он едва ли может назвать близкими. За несколько лет до своей смерти Олег Даль сыграл свою любимую роль. Роль была очень сложная, надо было сыграть самого себя. И он справился с ней. Он не дожил 7 лет до премьеры этого фильма. В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.
Александр Вампилов - талантливейший советский драматург. По всем пьесам, которые он успел написать за свою короткую жизнь, поставлены фильмы. «Отпуск в сентябре» снят по лучшему его произведению, «Утиная охота». Режиссер картины, Виталий Мельников, – уникальный режиссер. Продолжая снимать кино на девятом десятке жизни, имея за плечами удивительную фильмографию, которой позавидовал бы любой великий режиссер, он остается неизбалованным наградами мастером с малоизвестным именем. «Отпуск в сентябре», - пожалуй, лучшая его картина. Конечно, во многом благодаря превосходному тексту Вампилова и великолепной актерской игре Даля и других. Выходит, что скромный режиссер и здесь остался в тени драматурга и исполнителей ролей. Это несправедливо, потому что экранизация всегда неблагодарное дело. И когда случается такая редкость, как удачный фильм, без первостепенной роли режиссера тут не обходится. Вот и «Старший сын», по другой пьесе Вампилова, тоже удался. Не желая обмануть зрителя, потому что на утиную охоту герой так и не попадает, название первоисточника поменяли на прозаичное «Отпуск в сентябре». Наверно, зря, потому что от этого принизился смысл, значение пьесы. Утиная охота, которой главный герой живет и к которой готовится на протяжении всего фильма, служит символом его просветления. Зилов – заблудившаяся, погрязшая во лжи, пьянстве, прелюбодеянии личность. Личность неординарная, но слабая. К счастью, искра божья, не совсем почерневшая душа, еще теплится в нем. Он стремится к исправлению. Это очень трудно. Ему готовы помочь и жена, которая безуспешно пытается воскресить самые счастливые моменты их любви. И наивная юная Ирина, объявленная им невестой, но, конечно, служащая очередным его увлечением. И легкомысленные, но верные друзья. И даже строгий начальник. Никто не в силах на него повлиять. И лишь утиная охота, о которой герой говорит с благоговением, как о некоем рае, царстве божьем, способна его перевоспитать. И перед последним шагом на пути к духовному очищению, от него требуется только терпение, чтобы переждать нескончаемый дождь за окном, не отчаяться под грузом мучительных воспоминаний, глупых шуток друзей, одиночества. На пике этого отчаяния, Зилов даже пытается покончить с собой. Этот фильм напоминает, что никакой человек не потерян. В каждом живет его личная «утиная охота», личное счастье, частица Бога.