В свой тринадцатый день рождения хрупкая и улыбчивая Анна Франк с любопытством и интересом осматривает подарки и вдруг на несколько секунд задерживает взгляд на одном – книга для записей в красочном переплете. Могла ли она в тот момент представить, что в скором времени этот дневник станет ее единственным, надежным и дорогим другом?.. Едва ли. Лишь когда мир, такой солнечный, сулящий столько возможностей и удовольствий, вдруг оборачивается враждебной и пугающей стороной, сужается в пределы крохотной комнатушки, где семейство Франк вынуждено укрываться от диких и бесчеловечных деяний нацистов, этот небольшой по размерам дневник становится настоящим убежищем для девчушки, которая только-только начала познавать вкус жизни. Фильм «Дневник Анны Франк» - это далеко не первая экранизация дневниковых записей, которые вела младшая дочь еврейского семейства Франк во время оккупации Нидерландов нацистскими войсками. Режиссер Ханс Штайнбихлер сосредотачивает внимание главным образом на переживаниях самой Анны, поэтому долгие кадры с крупным планом лица и глаз героини, а также ее монологи в камеру занимают чуть ли не главное место. Внешний мир остается за стенами укрытия. Никаких зверств или убийств, никакой паники или криков на улице, только завешенные шторами окна и тихо бормочущее радио. Пытаясь занять свои мысли чем угодно, кроме как своего незавидного положения, Анна находит отдохновение и настоящее убежище в дневнике. Размышления о взрослении, о мальчике Петере, семья которого ютилась вместе с ними, жертвах и палачах, о мире, вмиг ставшем столь непредсказуемым и страшным, о своих опасениях и надеждах… о своей жизни, которая рискует оборваться в любой момент. Все это преподносится зрителю в мельчайших подробностях и деталях. И само действо начинает походить на затянутую психологическую драму, причем без выраженного напряжения или эмоционального накала. Только во второй половине фильма можно найти пару моментов, где действительно становится неуютно, а ощущение страха заполняет кадр настолько, что невозможно оторвать от экрана взгляд. Кажется, это тот случай когда хронометраж в два с лишним часа может стать слегла утомительным, особенно если переживания девочки-подростка не находят отклика в душе зрителя. Плюс ко всему некоторые сцены, подробно описывающие будничную жизнь обитателей укрытия, могут показаться лишними или немного раздражающими, потому как демонстрируют поведение героев, слабо соотносимое с ситуацией. При высоком риске обнаружения они порой будто забывают о хрупкости своего положения – распевают гимн, когда слышат по радио хорошие новости, злоупотребляют освещением в темное время суток, позволяют себе громко спорить и ругаться… Такое пренебрежение осторожностью слегка удивляет. И раз в памяти остаются вот такие моменты, то говорить о ярких впечатлениях или сильных эмоциях от картины «Дневник Анны Франк» не приходится. Посему не столь уместны настоятельные рекомендации к просмотру, разве что в те исключительные моменты, когда велико желание еще раз вспомнить о судьбе еврейской девочки Анны Франк (чей дневник числится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО) и увидеть очередную, возможно, ту самую, удачную и впоследствии любимую, экранизацию ее мыслей и переживаний.