Долгая дорога в дюнах: отзывы и рeцензии

A Lord Maitreya
A Lord Maitreya19 февраля 2010 в 22:26
Дорога, длинною в жизнь

About. Латвия. СССР. С 30х по 79е годы прошлого века. Эммиграция. Вторая мировая. Любовь и разлука. Crew. Режиссер - Алоиз Бренч Марта - Лилита Озолиня (её звёздная роль) Артур Банга - Юозас Киселюс (ушел из жизни в 1991) Рихард Лозберг - Ромуалдас Раманаускас Композитор - Раймонд Паулс Story. Эта киноэпопея берет начало с 1939 года, когда еще буржуазная Латвия была сама по себе: ни под Советами, ни под нацистами. Всё начинается с небольшого рыбацкого поселка, и спустя полвека там же и заканчивается. Перед нами проходит целая эпоха, а с нею и разные людские судьбы. Но в самом центре повествования - две главные судьбоносные линии: жизненный путь Марты Озолс и Артура Банги. Summary. Я так полагаю, что снимайся фильм в нынешнюю пору, то вполне можно было бы забабахать не 7 серий, а все 700. Потому что сегодня видишь, что мало снято: многое недосказано, недорассказано, и всё быстро кончается. Но это уже история, а её не переделаешь. На наших глазах разворачиваются любовные чувства между молодыми людьми - Мартой, из зажиточной семьи, и её односельчанином Артуром, из бедной рыбацкой семьи. Несмотря на все предрассудки, условности и запреты, влюбленные хотят идти наперекор судьбе и окружающим, чтобы быть всегда и только вместе. Но. Человек предполагает, а Бог располагает. Череда обстоятельств выстраивается таким образом, что раскидывает двух любящих друг друга людей сначала по разные стороны, а потом и по разным концам света. Разные темы затрагивает эта картина: предательство, измена, верность, долг, честь, милосердие и сострадание. И главные герои, практически всю свою жизнь проведя в разлуке, тем не менее сохранили друг к другу настоящие чувства любви и верности. И к своей родине также. Цитатник: Рихард Лозберг - Уже под конец жизни я понял, что для полного счастья нужны две вещи - Родина и Любовь Студия: Рижская киностудия Дата релиза: 1980 Смотреть? Смотреть и пересматривать Мои звёзды: Серебряная звезда - 9 (Silver Soviet Classic)

Stalk-74
Stalk-7411 апреля 2016 в 10:16
Дороги, которые мы выбираем

Что ж, коли нету хлебушка, Глянь-ка на чисто небушко, Видишь, сияют звездочки, Месяц плывет на лодочке. Желтые холодные волны тяжело накатываются на желтый холодный берег. Здесь нет пальм или изнеженных тел, методически поворачивающих на гриле услужливого солнца. Только запах сурового мужского рыбного промысла, просмоленные бока лодок, перепалка чаек, тяжелые ящики с мелкой рыбешкой. Из года в год посёлок живет ловлей, подгоняя под неё нехитрый уклад. Но в Прибалтику заглянул двадцатый век, и главным стали не усталость натруженных рук и соленый пот, а под каким лозунгом выходят в море рыбаки. Ласковые германские или советские руки на шее маленькой страны, местные перевороты, неумолимый зрачок дула обреза из-за ближайших кустов – в такое время живут герои семисерийной картины Алоиза Бренча «Долгая дорога в дюнах». Не одна советская женщин вздыхала по любви дочери старосты Марты и сына рыбака Артура. Фабрикант Рихард увозит беременную красавицу на чужбину – и дальше будут беды и странствия, смерти и несправедливости, наши и фашисты, и маленький огонек надежды. Именно сквозная тема любовных перипетий позволила регулярно показывать неоднозначную в политических полутонах картину по советскому телевидению. Ни один другой фильм Рижской киностудии не был так популярен, хотя детективы из закордонной жизни («Мираж», «Смерть под парусом», «Двойной капкан») зритель тоже тепло привечал. Разумеется, главным магнитом был красавчик Артур Банга (Юозас Киселюс), хлебнувший лиха и вместе с Советской властью постепенно вставший на ноги. Честный и справедливый, спасающий от смерти друга и дорожащий честью. Даже бархатный голос дубляжиста Алексея Панькина только еще больше сводил с ума закаленных индийскими мелодрамами представительниц прекрасной половины человечества. Прибалтийской мадонной была и Марта Озолс (Лилита Озолиня), красивая и несчастная в любви женщина. Роль антагониста была отведена фабриканту Рихарду Лозбергу (Ромуалдас Раманаускас), которому мало было бесконечной кубышки латов, а нужен был еще немецкий порядок в родной стране. Выделяются среди остальных персонажей в сериале отец Марты Якоб (Эдуард Павулс), старавшийся быть нужным каждой власти и завершивший путь на ветке осины и старый сибиряк дед Митяй (Иван Рыжов), отогревший сосланную латышку. По-человечески сочувствуешь всем им, поломанным политическими вихрями и оставшимися навсегда по-своему несчастными. Но особенно жаль Рихарда. Благородный (выкупивший долги своего спасителя и соперника Артура, принявший беременную от другого Марту и связавший, в конце концов, их любящие сердца). Не его вина, что Латвии весь двадцатый век приходилось метаться между беспощадными к инакомыслящим Советскому Союзу и Третьему Рейху. И вполне можно понять его выбор обеспеченной жизни в Германии сталинским лагерям. А вот положительный Артур мог бы и не бросать любимую из-за первого же слуха, да и искал он её не так чтобы очень, уж подать запрос, не меняла ли фамилию такая-то при его возможностях труда не составляло. Но не менее интересна в «Долгой дороге» политическая обстановка. В насквозь брежневские времена зритель видел, что методы гестапо и НКВД особо не отличались. Что самый справедливый суд в мире, не сомневаясь, отправляет по этапу спасшую советского разведчика женщину с сыном. Что очень многие в братских союзных республиках не признают социалистическое государство. Правда, спустя какой-то десяток лет история развернулась в противоположную сторону, и уже самостийные латвийские власти упрекали создателей ленты в идеологической неправде и воспевании советского строя. Такие дела. И еще несколько моментов, не связанных с сюжетом. Очень сильная музыкальная составляющая, за которую отвечал известный каждому в то время Раймонд Паулс. И тема картины, и «Колыбельная» были того уровня качества, о котором теперь мечтают не только в киношной Латвии, но и во всем остальном бывшем СССР. Любопытный штрих – главных мужских героев играли литовцы, что примерно для латышей то же, что для россиян – поляки. А главным минусом является техническая сторона фильма. Пленка просто ужас – сплошь мутно-грязный кадр, причем это явно не операторский замысел. И примитивизм освещения – например, в ночных сценах все действующие герои находятся в пучке света, словно на арене цирка. С жирными тенями на стенах и деревьях. Бедность, бедность. Балтийское море все также выносит на берег кусочки янтаря, в которых запечатались мушки из прошлого. «Долгая дорога в дюнах» - это тоже слепок жизни. Не только латышей, но и других народов в недавнее, но уже далекое время. Не нужно мазать его дегтем, не нужно окунать его в медовые напитки. Это наши корни, наша печаль и радость. Наши звездочки и месяц на лодочке.

VariAnts
VariAnts17 мая 2007 в 17:11
Бесспорная классика!

Трогательная история построена на основе трагических событий 'смутного' периода в истории прибалтийских народов. Фильм сделан настоящими мастерами в лучших традициях латвийского и российского кино. Бесспорная классика!

Альберт Попов
Альберт Попов16 августа 2017 в 17:14
Куда завела прибалтов эта 'Долгая дорога в дюнах'?

Думается, никто не станет спорить, что одна из серьёзнейших работ (а, может, и реально лучшая- целый многосерийный фильм, не нынешний сериал, а 'длинное кино') глубокоуважаемого латвийско-советского мастера остросюжетного (детективного, шпионского) кино Алоиза Бренча давно и успешно пережила и своё время, и своего автора (Бренч умер от инфаркта в 1998-м году). И её время от времени показывают по российским федеральным (и не только) телеканалам, радуя своих серьёзных, вдумчивых зрителей, правда, в основном преклонного возраста... Но вот что хочется вам сказать. И я скажу о том, о чём здесь пока никто не сказал, да и вряд ли скажет. ...'Долгая дорога в дюнах' Алоиза Бренча' стала своеобразным и чрезвычайно достойным, высокохудожественным 'прибалтийским ответом' на вошедшиие в моду в 70-х- начале 80-х годов советско-российские телевизионные художественные фильмы-эпопеи ('Строговы', 'Сибирь', потом 'Вечный зов'...). Работа Бренча тогда наглядно показала всему советскому народу, что латышская 'эпопея' не менее драматична и интересна, чем вышеназванные. За что мастеру нижайший поклон! ...Мастер Бренч давно умер. На его родине воцарились порядки, абсолютно чуждые тем идеям, которые он высказал в своей 'Долгой дороге в дюнах'... Русские солдаты оказались хуже фашистов, а фашисты (особенно местные, 'лесные братья') оказались истинными героями. Страна Мастера Бренча вступила в НАТО, став вполне официальным врагом России... И что, всё так плохо?- Да нет! Пусть люди, по обе стороны латышско-российской госграницы смотрят этот старый фильм старого Мастера и видят Правду! И задумаются над ней, отложив свои автоматы... 8 из 10

anna_bauty
anna_bauty21 апреля 2014 в 15:04
Долгая дорога к счастью

Замечательный фильм о любви, войне, жизни... Мне, как современному зрителю, не хватало динамики. Мы все делаем быстро, быстро работаем, быстро живем. Мы уже на столько привыкли к погоням, быстрым сменам мест, событий и сюжета в фильмах, что обычный повествовательный рассказ вызывает приступ зевоты. Но этот повествовательный рассказ и есть жизнь... Артур и Марта, влюбленная пара мечтающая прожить жизнь вместе, помешать им могут только ошибочные решения и война. Свою любовь они пронесут через всю жизнь, чтобы получить второй шанс. Но фильм не только о любви мужчины и женщины, он и о любви к Родине. Прекрасный актерский состав, очаровательная и конечно же необычайно красивая Лилита Озолиня переозвученная Валентиной Талызиной, после 'Иронии судьбы' этот голос я всегда узнаю безошибочно. И музыка... Завораживающая мелодия вышедшая из под пера Раймонда Паулса. Только за эту композицию я готова поставить все 10 баллов. Мое мнение - обязательно смотреть!

apple150
apple15013 июня 2021 в 12:11

Победитель пишет историю. Фильм снят по заказу Госкино СССР, с целью формирования в умах ста миллионов людей определенных верований. Понятно, что иного угла обзора на советско-латышские отношения в нем и не могло оказаться. Нацисты — плохо. Советы, начавшие прибирать к своим рукам Прибалтику по пакту с нацистской Германией, — хорошо. А как же иначе. Плоские герои, должные олицетворять эталон подлости — с одной стороны, и эталон порядочности — с другой. Прошло полвека и Латвия окрепла, чтобы дать обратную связь по тем событиям. И дала — назвав произошедшее с ней советской оккупацией. Канва исторических событий уведена в фильме несколько в фон во всем, где не требуется обслужить идею переднего плана — любовь. Богатая, ничем не примечательная бездельница, плывущая по течению в удобные жизненные русла, оказывается на развилке перед двумя влюбленными в нее мужчинами во времена дележки Прибалтики меж Германией и СССР и последовавшей второй мировой. Говорят, на исполнительницу главной роли свалилась безумная слава — миллионы женщин в Советском Союзе хотели быть похожими на нее. Что неудивительно — на идею страстной, не убывающей любви многочисленных окружающих представителей противоположного пола, хотя бы в мечтах, хотя бы через проекцию на главную героиню, падки многие женщины. Посмотреть стоит, зная историю вперед на 70 лет, и замечая, какие приемы используются для попыток формирования у тебя тех или иных впечатлений.