Недавно 'зацепил' 'Войну на западном направлении' на одном из федеральных телеканалов (кстати, её довольно часто показывают по ТВ- вот и правильно!) и решил её пересмотреть в очередной раз. Нашёл кое-что новое для себя (это, знаете ли, как, к примеру, Чайковского слушать: обязательно отыщешь какой-нибудь пропущенный прежде нюанс), получил эмоциональное и эстетическое удовольствие и остался при своём добром мнении об этом, ставшем почти классическим многосерийном телевизионном фильме (не сериале!). Ниже читайте кое-какие мои 'записки на манжетах', поскольку основное здесь уже сказано. ...Что ни говори, а снимали фильм (в соавторстве, что было и до того) серьёзные и профессиональные режиссёры, с отличным творческим багажом за плечами- Кохан ('Рождённая революцией') да Левчук (телеэпопея 'Дума о Ковпаке'). Так что с драматургией и постановкой в фильме всё просто отлично. Невооружённым глазом видно, что, работая над картиной, оба мастера учились у Юрия Озерова и его 'Освобождения' (в частности, так же играли цветом, используя эффект 'сепия'), да и множество замечательных наших актёров как бы перешли в 'Войну...' из 'Освобождения' или вышедшей ранее 'Битвы за Москву' (1985). Вот так вот разбудите меня среди ночи и покажите фрагмент встречи в Кремле, где Жуков предложил Сталину сдать Киев, и я вам не сразу скажу, откуда он, 'от Озерова' или от 'Кохана с Кравчуком'. Ничего плохого в этом не вижу, а только стремление к документальности. Тут по-иному и не снимешь, разве что с модного квадрокоптера на виражах (и что бы получилось?). И хорошо, что нет здесь знаменитых озеровских батальных съёмок- у Кохана и Левчука своя война, тоже жестокая и правдивая. Особо надо отметить, что у них проект с приставкой 'теле-', а не 'кино-', как у мэтра. Но по масштабу, качеству съёмок они вполне сопоставимы! Дорогая многосерийка, что ни говори... Но какая же ужасная заставка (грубо говоря, статичный листок бумаги А4 с названием фильма) её предваряет! Мама дорогая, я не понимаю, почему так, при столь внушительном бюджете! Да сутки аренды одного танка наверняка обошлись в сто раз дороже этой мазни! Из-за телеформата?- А как же 'Государственная граница' с её убойно стреляющей заставкой? Не понимаю... ...Выше всяких похвал музыка Евгения Станковича, которая не претендует на 'забойность' и патетику его же многосерийки 'Рождённая революцией'. Напротив, основная музыкальная тема клубится где-то в глубине, подобно грозовому облаку, усиливается вместе с драматизмом темы/сюжета и, наконец, кульминирует на высшей точке напряжения, звуча раскатами грома! Скажем за это спасибо и музыкальному редактору со звукорежиссёром- тонкая, прочувствованная работа. ...Увы, саму основополагающую, но так и не законченную эпопею уважаемого писателя-фронтовика Ивана Стаднюка 'Война' мне прочитать не довелось... Первый том её вышел в 1971-м году, третий- в 1980-м. Естественно, в те годы не могло (в силу советской идеологии и цензуры) быть опубликовано многое из того, что Стаднюк как главный автор сценария добавил в телеверсию своей эпопеи. А добавил он, судя по всему, многое, поскольку картину снимали в самом конце перестройки, когда 'гласность' и 'демократия' ещё не были пустыми звуками, как сейчас... Но кое-где уважаемый писатель перегнул палку. К примеру, до сих пор нет никаких подтверждений тому, что Павлова убили/казнили так, как показано в картине. Не уверен, что такой 'художественный вымысел' здесь уместен. ...Известно, что Иван Стаднюк в начале войны служил военным корреспондентом. Это, вообще-то, и про него поётся: 'С 'лейкой' (немецкая фирма 'Лейка' производила и до сих пор производит объективы для фото- и киноаппаратуры, а тогда и саму технику- А. П.) и блокнотом, а то и с пулемётом...' Воевал военкор Стаднюк, можно сказать, героически. И вывел почти что самого себя в роли младшего политрука и в книге, и в фильме. Почему-то на это не обращают внимание. Однако остаётся одна странность. В картине младший политрук представлялся ответственным секретарём военной газеты, то есть, грубо говоря, вторым человеком после редактора; как старый газетчик свидетельствую: без редактора газета могла бы выйти, а вот без 'отсека'- нет! И как же такого ответственного (!!!) товарища командировали как простого корреспондента в даль дальнюю, да ещё в пока ещё мирное время? Не верится в это это как-то... Удивляет и то, что Стаднюк, главный сценарист фильма и по сути главный его военный консультант проглядел огромное количество технических ляпов (автоматы ППШ, послевоенные фуражки, петлицы самого Берии и проч.- подробнее см. на странице 'Война на западном направлении' в Википедии). Не участвовал в предсъёмочном и съёмочном периодах?- Жаль, тогда многое было бы по-другому. 8 из 10
Лето 1941 года, последние дни мира, считанные дни до начала страшной войны. На границе провокации, группировки врага непомерно растут, страшные слухи идут с западных границ. Именно в такой обстановке на границу прибывает генерал Чумаков. Роман Ивана Стаднюка «Война» задумывался автором, как грандиозное произведение, но в итоге доведенное лишь до июля 1941 года. История генерала Чумакова (по всей видимости, вымышленный персонаж) должна была показать всю глубину трагизма армии впервые месяцы войны. Многие не любят советскую художественную литературу про войну. Слишком много, мол, там пропаганды. Схожее отношение и к ряду художественных фильмов. Иногда такое положение не лишено смысла, иногда это просто способ показать свое невежество к истории и чужому труду. Так или иначе, но я думаю, что есть один роман, к которому придраться за пропаганду невозможно. Речь, конечно, идет о романе Стаднюка «Война» и его экранизации «Война на Западном направлении». В своё время мною было просмотрено множество Советских и Российских фильмов о войне. Одни заслуживали высоких оценок, были и такие которые не выдерживали критики. Но этот фильм (точнее мини-сериал) оставил глубокое впечатление, и лично я считаю его лучшим Советским фильмом о Великой Отечественной Войне. Прежде всего, сюжет. Основу сюжета составила сценарная работа Ивана Стаднюка и вписывание образов в актеров. Фильм, конечно, не получился, похож на роман, да и соблюсти абсолютную точность, наверное, было бы и невозможно. Хорошо это или плохо? Судите сами. Я прочитал роман после просмотра фильма, и для меня роман стал, как бы своеобразным приложением к фильму (в самом хорошем смысле этого слова) позволившие узнать подробнее историю персонажей (подарившая, кстати, и ряд новых персонажей, не отображенных в картине), позволившая узнать мысли героев их мотивации, показавшая последние мирные дни, и т.д. Но главным достоинством сюжета стала та тонкая грань, разделяющая художественно-историческую картину от художественной, грань, которую удалось сохранить в пользу первого. Об игре актеров можно ничего и не говорить, сама их подборка говорит за себя, создатели фильма отрядили роли лучшим из лучших: Виктор Степанов, Арчил Гомиашвили, Михаил Ульянов и многие другие. Все они нам знакомы по множеству ролей, ролей, которые доказали их мастерство и величие. Вообще работа создателей картины трудоемка и заслуживает высоких оценок. Операторы, звукорежиссеры, художники да вообще все постарались на славу. Сделав шедевр, последний шедевр Советской эпохе (как говорится: громко хлопнули дверью перед уходом). Через некоторое время это будет уже совсем другая страна, страна в которой часто будут хулить новые выходящие фильмы, за их бездумное подражание Западу. Перепадет и ряду Советских картин, которые вдруг объявят пропагандистскими и начнут смотреть «шедевр» Михалкова (с весьма своеобразной попыткой показать правду), абсолютно не выдерживающий исторической критики «Штрафбат», и как итог всего этого безумия: творение Марюса Вайсберга (режиссер «Гитлер Капут») глядя который хочется задать лишь один вопрос: «Как это попало на наши экраны?»; в очередной раз задумываешься: «А может не так уж и плоха цензура?». Но оставим все это. Последнее, что хочется сказать, так это большое спасибо. Спасибо создателем фильма, за этот непревзойденный шедевр, спасибо Ивану Стаднюку, за его роман. И самое главное: Спасибо всем тем, кто участвовал в той страшной войне, мы есть только благодаря вам. 10 из 10