Поскольку я любительница Мольера, решила посмотреть и этот фильм и была неприятно поражена. Фильм просто омерзителен! Во-первых, он отвратительно пошлый, вульгарный и просто гнусный. Видимо, режиссер решил угодить вкусам бритоголовых братков из того времени, иначе это не объяснить. Эдакая «мольеровская» клубничка про секс. Пошлые шутки, несмешные песни. Отдельное слово о костюмах. Все женские персонажи одеты как дешевые шлюхи из 17-го века, но раскрашены как дешевые шлюхи из 80-х. И вообще, такое ощущение, что макияж наносили шваброй. Странная и трактовка персонажей. Боярский в роли «богобоязненного юноши» просто смешон. Это какой-то дедушка Тартюфа. Скромная и невинная у Мольера Мариана выглядит, точно сильно потасканная дама легкого поведения. Ее мачеха Эльмира напоминает вообще старую сводню. Чем там соблазнился Тартюф — неясно. Клеант, который был Мольером задуман как здравомыслящий и порядочный человек, превращен в шута горохового, в нелепом драном розовом костюме и парике, похожем на щетку, который лезет ему в глаза. Видимо, режиссер счел это остроумным. Более -менее прилично выглядит только Скляр — Дамис, и еще мне понравился Орлов-Лояль. Вот он, действительно, выглядит убедительно. Других достоинств у этого фильма нет.
Я очень люблю «Тартюфа» как пьесу, в классическом переводе, который «Флипота, марш за мной, уж пусть они тут сами». И мне стандартно не везет на хорошие постановки. Я дважды, а то и трижды, пытала счастье с театрами, но во всех случаях «Тартюфа» ставили из рук вон убого, ну и наш фильм меня тоже разочаровал. Во-первых, Боярский совершенно не подходит на роль святоши. У него на лице написано, что он жизнелюб, любитель женщин и бретер. Да, Оргон простак и самодур, но в Тартюфа верил не только он, да и опять же, зачем такому лихому красавцу вообще прикидываться святошей, ему было бы куда выгоднее искать себе богатую вдовицу помоложе, в общем, стать альфонсом. Да и остальной кастинг не выглядит удачным. Дорина, к примеру, в оригинале, была самой яркой фигурой, пусть и стандартной «бойкой служанкой»… а тут — ну никакая. Но самое главное — фильм откровенно вульгарен в ключевых моментах. Возможно, автор пытался изобразить скабрезность — вышло не смешно. Если в планах была пикантность — вышло не изящно. Показанные «любовные» эпизоды ближе к похабщине, что несколько не к лицу подобным фильмам (костюмированным, со стихотворным текстом). Ну, это все равно как в «Гусарской балладе» нам показали бы поход гусаров в бордель с подробностями. В общем, печально видеть такое от Фрида, некогда порадовавшего нас «Собакой на сене».
Иногда на семинарах по истории мировой литературы наша преподавательница приносит фильмы. Естественно, это лучше, чем разбирать очередной литературный шедевр. И вот совсем недавно она принесла сей фильм… Мольер писал замечательные комедии, и вечный «Тартюф» — одна из них. Читать её легко, время пролетает быстро. История о плуте, мошеннике под монашеской рясой, который путём обмана и коварство пытается обвести вокруг пальца разбогатевшего мещанина, завладев его домом и по пути ещё его жёнушкой. Но, как это принято для классицистической комедии, мудрый монарх спасает бедную семейку и сажает мерзавца. А что же фильм… А вот фильм заставил поёрзать на жёстких стульях. Начну с того, что фильм идёт точно по тексту, исключая арии персонажей. Так что вы получите достаточное представление о произведении Мольера. (Видимо, лишь поэтому преподавательница и показала нам этот фильм). Дальше. Во время просмотра в глаза бросалась пошлость, или нет… лёгкий намёк на эротизм, скажем так. Если в диалоге Тартюфа и Дорины это выглядело как шутка и было простительно, то в сцене в беседке уже пошёл перебор. В комедии совершенно нет того, что мы видим. Есть страстные, пылкие признания Тартюфа, его многозначительные слова. Но таких вольностей совершенно никто не ожидал. И да, Оргон в комедии явно не медлит, а отличие от киношного. Что ж, может, так хотя бы молодежь посмотрит этот фильм, посмеётся как над самими диалогами, так и над действом. Хотя бы так познакомится с этим произведением. Немного отсебятины: образ Тартюфа в исполнении Боярского. Тартюф в моём воображении был стариком с нелицеприятной внешностью, в рясе. А тут мы видим красавца Боярского, ради такого человека не грех смириться с решением отца. И куда же без того, чтобы наш «мушкетёр» не показал навыки верховой езды, хоть и эпизодически… Получился забавный фильм с костюмами. Роли не запоминаются. Некоторые просто отталкивают. Но идея плута, его продели, слепота одураченных — это было показано точно. Но если уж возвращаться к «Тартюфу», то уж лучше отправиться к книжной полке… P.S. Моя соседка по парте весь фильм так и приговаривала, глядя на Боярского: «Какой мужчина!..» 5 из 10
Ни грамма пошлости я в этом фильме не увидел. Сатира? Да! Юмор? Разумеется! Замечательный актёрский состав? Бесспорно! Кинолента снята в лучших традициях советского кино: внимание к мелочам — костюмы, причёски, манеры… Сейчас в моде использовать классические сюжеты, но только заворачивают их в такую современную обёртку, результат становится далёким от оригинала (на ум сразу приходит перелицованный Шерлок Холмс аж в двух вариантах — Гая Ричи и сериальный би-би-си, не скажу что плохо, даже напротив, но уж далеко от оригинала). И вот на фоне повсеместного желания старых сюжетов на новый лад «Тартюф» особенно хорош. Не могу сказать, что все актёры справились на отлично. Имхо, лучше всех Муравьёва играет роль Дорины, хорошо воплощение сына Домиса в лице Игоря Скляра, очень понравилась Самохинская Мариана. Не всегда и не везде поверил Удовиченко, сыгравшей Эльмиру. Сюжет актуален как всегда — мир не без дураков, и порою, чтобы прозреть, приходится сильно постараться. А «тартюфы», пожалуй, и правда будут всегда… Приятного просмотра, уверен, что не пожалеете потраченного времени. Как говорил незабвенный Мюнхгаузен Янковского: «Улыбайтесь, господа! Самые большие глупости делаются с серьёзным выражением лица. Улыбайтесь!» :)
Когда замечательный мастер музыкального фильма Я. Фрид объявил, что в роли Тартюфа Боярский отснялся в рекордное время — всего за две недели, меня одолели сомнения в успехе постановки. М. Боярский образца 1992 года в роли богобоязненного юноши, да еще сделавший роль за такой короткий промежуток времени, — это как-то «не очень». Но соблазнили имена замечательных актеров — и решила посмотреть. Что я могу сказать о фильме? Фильм очень пошлый. Пошлы и тексты песен, и диалоги, и наряды. Там, где нужно дать пикантность, говорится открытым текстом. Сцена Тартюфа и Эльмиры — вообще классика на тему «как не надо снимать подобные шедевры». Одетая в какую-то греческую тунику Эльмира не только не сексуальна, но и просто непривлекательна. Она похожа не на жену, а на дешевую куртизанку. Белые семейники Боярского просто смешат: ну, не хотел артист надевать панталоны — так зачем вообще снимал штаны? Очень жаль Стржельчика, вынужденного играть старичка в маразме да еще напевать при этом скабрезную песенку о том, как Тартюф хотел обрюхатить его жену, при этом руками показывая процесс. Остальные герои ничем не лучше, а главное — каждый из них сам по себе, нет дуэтов. Какая-то небрежность во всем, то ли времени не хватило, то ли денег. Конечно, заключительная ария Боярского-Тартюфа на тему «куда ж вы без меня» впечатляет, и это единственное, что более-менее соответствует бессмертной комедии, даже несмотря на разницу в возрасте персонажа и исполнителя. Но дела это не меняет — после просмотра все равно осталось ощущение какой-то гадливости.