'Мы встретимся снова... Не знаю когда... Не знаю где... Но я знаю что мы, встретимся снова, однажды в солнечный день...' Бежать от смерти, не значит обмануть ее. Твое прошлое, никогда тебя не отпустит, особенно, если результат твоих деяний, не пытается распрощаться, а неистово спешит за тобой по пятам. Все наши эмоции и сожаления, никого уже не интересуют, ведь у дула пистолета, нет сожалений. Что выберешь ты? Отчаянную попытку спастись, буквально вымаливая свое прощение или же подойти к неминуемому, с полной решительностью и не моргая смотреть смерти в глаза? - Я не боюсь - Должен бояться - Почему? Потому что, все остальные бояться? Потому что, ты боишься? - Откуда тебе знать... Старый Мерседес безмятежно несется по величественным и пустынным дорогам Испании. В салоне четыре человека, два киллера 'стукач' и ни в чем не повинная девушка. Ах, да с ними незримо витает и пятый путник. Имя ей Смерть. И не каждый пассажир догадывается кого она заберет с собой. Автомобиль лишь инструмент, дорога лишь путь, конечная остановка это свидание с Ней. Философские разговоры о бренности бытия, кольцо интриг и сомнений, все это отходит на второй план. И все медленно приближается к кругу первому... Смерть... Это только этап путешествия... Все мы туда попадем, без исключений... Я и ты... Это лишь мгновение... Мы здесь, а потом нас здесь нет... Мы где-то в другом месте... Быть может... Философская дорожная притча 'Стукач' к сожалению не снискал большой славы на Киноаллее, и не был восторженно отмечен критикам. Но мне как обычному зрителю, ее неторопливое повествование усеянное великолепными гитарными рифами, и неспешно вскрывающиеся нотки триллера несомненно пришлись по вкусу. Режиссеру Стивену Фрирзу несомненно удалось воссоздать, качественный кинопродукт, с интересной сюжетной составляющей, прекрасным музыкальным и визуальным сопровождением ( здесь нельзя не отметить заслуг Пако де Лусия, Эрика Клэптона, а также оператора майка Моллой), а также шикарной актерской игрой. Весь квартет в лице Теренса Стэмпа, Тима Рота, Лауры дель Соль и моего любимого Джона Херта отыграл выше всяких похвал. Создав на экране, великолепный прообраз из четырех абсолютно разных людей, и подав это с максимальной отдачей зрителю. Тут уж точно 'Браво'! Нельзя не отметить довольно интересный финальный вист, приоткрывающий одного из персонажей картины с очень неожиданной стороны. 'Оставь гордыню Смерть Пусть не зовут тебя Всесильной и Ужасной Ты не властна над тем кого уносишь И меня рука твоя преследует меня напрасно' 7 из 10
Англичанин Вилли Паркер (Терренс Стэмп), бандит из Лондона, продал властям своих друзей по грязным делишкам, в обмен на смену гражданства и места жительства, по программе защиты свидетелей. Десять лет он жил в Испании, в отдельном доме, на краю маленькой деревушки. Десять лет он наслаждался книгами и жизнью в уединении. Как только срок прошел, и бывший босс Вилли вышел, он приказал своему человеку, мистеру Брэддоку (Джон Хёрт), привезти Вилли к нему. Брэддок берет с собой на дело дерганого новичка Майрона (Тим Рот) и вдвоем они находят Паркера. Успешно его схватив, им осталось всего ничего - довезти болтливого пассажира до Парижа, где того ждет смерть. Всё бы ничего, но по дороге им придется сделать одну непредвиденную остановку. Во время неё к ним присоединится новое лицо, после появления которого начнутся проблемы. Большие проблемы. При всем желании, подробнее описать историю, без повсеместных спойлеров, было бы невозможно. 'Ну и где тут собака зарыта?' спросите вы, а я вам отвечу - да везде. Начиная от стиля и диалогов, заканчивая атмосферой и музыкой. Это, наверное, одна из самых живых криминальных драм, что я видел. Есть подозрение, что именно из таких картин Квентин Тарантино черпал вдохновение для своих ранних работ (напомню, 'Бешеные псы' - 1992, 'Стукач' - 1984). Многое отсюда перешло и сохранилось в творениях мастера, как, например, те самые диалоги и сценарий. Учитывая то, что большую часть времени персонажи едут через Испанию на автомобиле, их разговоры обязаны быть интересными, иначе примерно 85% хронометража можно смело выбрасывать на помойку, запустив туда же и остальное следом. К счастью, общение между героями настолько органично, что вам сразу вспомнится 'Криминальное чтиво', со всеми его известными монологами обо всем и ни о чем. Да, это кино не достигло такого же легендарного статуса, как его идейные наследники, но сразу видно, что оно протоптало этому дорогу. Их (диалоги) тяжело описать какими-то выражениями... скажем так, это беседы о жизни, идущие от людей, которым, в принципе, нечего терять. Они завязли по самые уши в проблемах и могут себе позволить философские темы, потому что это отгоняет постоянное напряжение, связанное с выбранным образом жизни. Всё ещё не понятно? Тогда, я надеюсь, вы знаете что такое 'тарантиновские диалоги', потому что прелесть подобных сценариев иначе описать у меня не получается видимо. Каждый персонаж вышел особенным. Взять того же Брэддока. Про него ничего ровным счетом не известно, но по нему очень многое можно сказать: матерый, немногословный, редко снимает непрозрачные солнечные очки, много курит, за оружие хватается в последнюю очередь, двигается степенно, как бы обдумывая каждый свой шаг. Какое у такого человека может быть прошлое в криминальном бизнесе? Наверняка много убивал, и друзей в том числе, пробился из самых низов наверх, и наверху нашел ещё больше крови. А Вилли? Он шутит всю дорогу, пытается наладить общение со своими похитителями, вовсе не хочет сбежать, только улыбается и желает, чтобы они ехали насколько возможно долго, регулярно выбираясь из машины посмотреть на водопады в лесу или просто пейзаж залитой палящим солнцем Испании. Паркер знает что сделал, он знал, что за ним придут, за десять лет успел смириться и теперь готов умереть. Майрон? Парень амбициозен, его взяли на первое крупное дело, постоянно пытается выставить себя в лучшем свете перед своим нанимателем, заискивает, строит из себя крутого гангстера. По нему видно, что он вечно хочет поддержать в разговоре Вилли, но не делает этого, чтобы мистер Брэддок его оценил. Таких как Майрон в детстве мало хвалили и теперь они ищут внимания всеми возможными способами. Раз уж я так 'плавно' съехал на актеров, то давайте теперь о них. Во-первых - Джон Хёрт. Джон Хёрт звезда этого фильма и спорить с этим бесполезно. Скрестите Клинта Иствуда и Терминатора, сделайте получившееся англичанином и перед вами появится его Брэддок. Поскольку рот он открывает не чаще, чем Вилли закрывает свой, каждая фраза прямо таки пропитана стилем. От Хёрта сквозит хладнокровием и эффективностью (и Винстон Вульф, из 'Криминального чтива', невероятно на него похож), любому очевидного - у такого человека почти всегда есть план на любой форсмажор. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что многие парни хотели бы выглядеть и действовать именно так, как выглядит и действует в картине Хёрт. Его отлично балансируют Тим Рот и Терренс Стэмп, которые вносят своеобразный хаос в каменную ауру Хёрта. По существу, кастинг настолько удачно подобран, что у Рота и Стэмпа получилось сыграть не только антиподов для Хёрта, но и противоположностей друг для друга. Несмотря на то, что оба они значительно чаще разговаривают и оба куда позитивнее, характер каждого из них, по отношению к чужому, это просто небо и земля. Достаточно послушать этих двоих, так сразу будут видны как на ладони и жизненный опыт, и принципы, и взгляды на конкретные вещи. Последним очевидным преимуществом фильма является место действия, которое выбрали для съемок. Испания, с её легко отличимой природой, деревенской глушью, одинокими дорогами среди гор и холмов, с этим солнцем, которые преследует героев всю дорогу, молчаливо наблюдая за странной группой людей, всё это играет только на руку как атмосфере, так и настроению. Несколько англичан ярко выделяются на таком фоне. По ним видно, что они привыкли к холодному климату и дождю, а вынуждены сейчас терпеть жару и сухой ветер. И ладно бы поехали на пляж, так нет, работать, париться в костюме и галстуке, сидя в калымаге без кондиционера. Прибавим ко всему вышеперечисленному музыку, состоящую сплошь из мелодий испанского происхождения (за исключением главной темы, записанной Эриком Клептоном специально для картины) и получим небольшую, но чертовски душевную, умопомрачительно сыгранную и стильную историю о том, когда легкое дельце превращается в кошмар. Если вы хоть чуть-чуть любите криминальные драмы или британские гангстерские триллеры, то пропускать 'Стукача' нельзя совершенно точно. Отсюда растут ноги многих ваших любимых сюжетов, особенно знакомых фанатам творчества Квентина Тарантино. Горячо рекомендую. 8,5 из 10
'Стукач' - фильм, найденный мной совершенно случайно. Если бы не молодой Тим Рот, я бы о нем ничего не знала. Но оказалось, смотреть его стоило не только из-за Тима. Неожиданно, но вроде бы обычное британское кино восьмидесятых годов, ничем не примечательная и мало известная криминальная комедия-драма в одном экране произвела на меня неизгладимое впечатление. И мне понравилось. Даже очень понравилось. Бандит Вилли Паркер (Теренс Стемп) сдает подельщиков ради своей свободы. И вот спустя десять лет за ним вновь приходят наемщики, призванные рассчитаться за старые дела. (Джон Херт, Тим Рот). Но в итоге задание оказывается сложнее, чем казалось раньше. На их пути все время встают различные преграды: о похищении становится известно полиции, в одном из пунктов проезда оказывается совершенно чужой человек с прекрасной женой по имени Мэгги (Лаура Дел Соль). Избавившись от него, девушку забирают. И вот они вчетвером должны доехать до Парижа, чтобы передать стукача главарю банды. Но дело в итоге обретает совсем неожиданный поворот... Потрясная криминальная комедия с потрясающими актерами. Каждого хотелось бы отметить в отдельности. Джон Херт сыграл восхитительно. За весь фильм он испытал и великолепно выразил множество эмоций: от злости до горя, от отчаяния до ненависти. Теренс Стэмп был до этого времени для меня неизвестным, но я была поражена его игрой. Было видно, что он очень опытный и прекрасный актер, умеющий в самых ужасных ситуациях сохранять хладнокровие и думать о высоком. Тим Рот, спасибо ему за то, что сказал нам об этом фильме, был как всегда на высоте. В течение стольких лет он практически не меняется: манеры, движения, голос - все то же. Это меня в нем и привлекает больше всего. Поэтому фильм стоит смотреть прежде всего потому, что несмотря на свою неизвестность, он заслуживает внимания. 10 из 10
Этот довольно малоизвестный фильм примечателен, во-первых, тем, что представляет собой дебют 22-летнего Тима Рота на большом экране (принесший ему номинацию на BAFTA, кстати), а во-вторых, тем, что он только и обманывает ожидания – успевай лишь удивляться. Уточню: обманывает в хорошем смысле. Судя по началу, можно ожидать криминальной драмы о разборках между стукачом и его отсидевшими подельниками. Вместо этого мы имеем практически road-movie в довольно спокойном темпе. Можно ожидать, что герой будет пытаться сбежать, но вместо этого он на удивление весело коротает время, приближаясь к смерти. Вообще, в их «Мерседесе» царит такая разбитная и душевная атмосфера, что становится непонятно – что именно не устраивает героиню Лауры дель Сол. Наконец, слушая философские речи Вилли о жизни и смерти, можно ожидать любого другого финала, но Фрирз и тут умудряется удивить. Возможно, Тарантино не цитировал эту картину напрямую, но он определенно посмотрел ее пару раз, и не спрашивайте меня, откуда я это знаю. Он даже вполне мог бы быть ее создателем, будь она немного жестче и динамичнее. Трудно представить, но фильм одновременно насыщен действием и неспешен – редко встретишь такой кинематографический оксюморон. Да и интрига не покидает до самого конца, ибо интересно всё: начиная с вопроса о причинах предательства Вилли и заканчивая возможными вариантами развязки. В основном картина держится на трио Хёрт-Рот-Стэмп, а Лаура придает этой мужской компании шарм. Дебют Тима получился более чем удачным: его герой не против порой похулиганить, он неглуп, а временами проявляет чудеса галантности, открывая перед похищенной девушкой дверь машины, прежде чем впихнуть ее туда коленом. Теренс Стэмп исполнен буддийского спокойствия, а его чувство юмора вносит едва ли не лучшую ноту в общую гамму. Джон Хёрт выступает в роли немногословного и жесткого наемника, постепенно проникающегося симпатией к похищенному и обреченному на смерть «стукачу». Не верится, что в этом же году он сыграл в «1984» – работоспособность некоторых актеров и их способность нырять из одного образа в другой делает им честь даже с учетом того, что noblesse oblige и всё такое. Изюминкой фильма для меня стало то, что герои максимально приближены к реальности, человечны. Стандартный киношный «баунти хантер», действующий дотошно и идеально по всем параметрам, не стал бы плодить лишних свидетелей, рисковать без надобности, ронять улики и светить номер машины. Его стандартный помощник не стал бы развлекаться, будучи «на деле». Стандартный похищенный пытался бы спасти свою шкуру. Но здесь всё как в жизни, а значит – нелогично. У кого-то адреналин бурлит в крови, кто-то стареет и теряет хватку (даже размягчается), у кого-то истерика… Оттого-то картина и удивляет, резко выделяясь на фоне штампованных историй на ту же тему. И это действительно стоящая причина его посмотреть.
Фильм, снятый хорошо известным и творчески одарённым режиссёром Стивеном Фрирзом (Stephen Frears), рассказывает очень интересную историю: Английский преступник «сдаёт» коллег, уходя из зала суда под мстительную песенку со скамьи подсудимых, чья лирика обещает однажды встретиться снова: неизвестно где и неизвестно когда, но обязательно они увидятся ещё. Минует десять лет, теперь он живёт по программе защиты свидетелей в Испании, много читает… Приходят два нанятых англичанина, которые должны силой перевести «стукача» на долгожданную встречу со старыми «дружками». До границы путь неблизкий, требующий уйму сил и душевной выдержки… Изначально фильм исходит из криминального сюжета про пару наёмников, похищенного свидетеля и идущую по пятам полицию. Но скоро главный акцент перемещается в сторону психологического триллера, затрагивающего тему висящей в воздухе неминуемой смерти – ещё неизвестно для кого и в каком количестве. Частая отчуждённость от всего остального мира в природном антураже ограниченной в количестве группы людей усугубляет экзистенциальный эффект восприятия происходящего, где тонкий симбиоз Палача и Жертвы подаётся в непростой эмоциональной окраске, когда одинаково сложно умирать и нажимать на курок. К тому же по велению сценариста, автор фильма вводит в главный стержень истории несколько побочных элементов с подобной непростой дилеммой, которую может разрешить лишь выстрел. Пагубность одного кровавого поступка словно заражает всё вокруг, порождая новые абсолютно случайные смерти, показывая плавное погружение во всё усложняющуюся ситуацию, вплетая в, казалось бы, одно похищение жизни многих окружающих, которые приходится вершить угрюмому Палачу, иначе пострадает он сам, оставив ненужных свидетелей. Чем любопытна лента, так даже уже зная её завершение, которое и есть узловая интрига (кто погибнет, выживет, перейдёт через границу, будет пойман – предугадать невозможно), всё равно меньше любопытства постановка не вызывает, ведь в ней получилась интересна сама пропись характеров персонажей и их взаимодействия друг с другом, наполненные приятной достоверной игрой прекрасно узнаваемых артистов. Это «стукач» Теренс Стэмп (Terence Stamp), удивительным образом поражающий своей податливостью к похищению, философски отчуждённо относящийся к предстоящей смерти, проповедующий фатум перехода из одного состояния в другое, как неминуемое и вполне естественное, чего он перестал бояться. К прочему он далеко не положительный персонаж, не прошедший стадию исправления, с удовольствием косвенно заставляя присланного «палача» отнимать жизни других, испытывая неподдельный азарт. Его так же достоверно воплотил на экране Джон Хёрт (John Hurt) в образе задумчивого хмурого «ангела смерти» с пистолетом и в чёрных очках, за которыми напуганные глаза, видящие не унимающуюся дорожку за собой из крови непричастных. Подручного сыграл ещё молодой, но не фальшивящий Тим Рот (Tim Roth), словно озорного мальчишку с оружием, играющего в гангстера, до конца, не понимающего обязательную тяжесть выбранной профессии, рано или поздно эмоционально опустошающую изнутри, требующую делать проигрышный выбор из двух одинаково возможных. Малоизвестная испанская красавица Лаура дель Сол (Laura del Sol) – случайный заложник, которого уже не отпустить, но и убить жалко – в диалогах не особо задействована, но крайне символична видом и поступками, как образ неугомонной не сдающейся прекрасной Жизни в тесках бандитов, негласно носящих в себе смертельный вирус разрушения, передаваемый лишь вербально от одной случайной встречи. Самые внимательные в маленьком амплуа сумеют заметить и Джима Бродбента (Jim Broadbent). В целом это складывает незаслуженно упущенную многими любопытную постановку, украшенную гитарными партиями виртуоза Эрика Клэптона (Eric Clapton) и испанскими мотивами, пытающуюся на жанровой криминальной базе препарировать триллер про обязательную смерть в конце любого жизненного пути (привнесение акцента на роуд-муви тут явно не случайно), её разносчиков, и единственно возможного отношения к ней, когда вся философская подготовленность с метафорами моментально рушится от накатившего жуткого страха, неожиданно (смерть – всегда неожиданна) понять, что костлявая старуха с косой пришла за тобой именно сейчас и никакие отговорки-самоутешения разума не сработают против предстоящей дорогой в неизвестное. Всего лишь жалкий краткий миг перехода из одного состояния в иное в сравнении с преобладающим количеством прожитых лет, но насколько он важен и решающий над всем остальным в жизни человека. 8 из 10
По началу кажется, что это простой «роуд-муви», который строго поставил черты между антагонистом и протагонистом, но по пути движения героев раскрываются важные мысли о смерти, приправленные философским подтекстом. Перед нами события просятся стремительно, перекочёвывая на судебное заседание, где происходит нечто опасное и жестокое, нашедшее определение в названии картины, а дальше временной скачок на 10 лет спустя. Забавные совпадения, что предыдущий фильм, описанный мной – «Приключения Присциллы» – вышел спустя 10 лет после «Стукача», да и исполнитель главной роли тот же – Теренс Стэмп. Непредвиденно и от этого приятно. А на поле «Стукача» развивается криминальный сюжет, демонстрируя уже понятную по понятиям и многим лентам заповедь, - стукачей никто нигде не выносит, даже если дело грозит опасными последствиями, то принцип «один за всех и все за одного» распространяется на всех участников преступления. Но фильм решает поиграть с судьбой Теренса Стэмпа, ставя последствия на таймер, а тиканье нервишек нарастает с каждым странным взглядом незнакомца либо со случайным толчком неизвестного прохожего. Тем не менее, криминал находит свою жертву, даря довольно непредвиденную и эмоциональную поездку на место расправы. Курьером выступает Джон Хёрт, которого было удивительно видеть в образе опасного преступника. Всё мудрые старцы да продавцы волшебных палочек. Подельником у Хёрта значился молоденький Тим Рот – вспыльчивая и жестокая личность, ищущая приключения для своего бурного нрава и являющегося, своего рода, комедийным элементом ленты. Поездка ознаменуется встречей со старыми знакомыми и драматическими нотками убирания свидетелей. Фильм не пытается удивить сюжетом или внести неожиданно раскрывшиеся маски личностей, но он цепляет тем, что убийство неминуемо, что, как бы вежливо и с почётом не вела себя жертва, как бы не пыталась она задобрить карателя, какие бы условия не предлагала – она осознавала неизбежность событий и своего конца. Тонкие грани души демонстрировали отчаяние людей, страх в глазах и не выражающее ничего, безразличное лицо убийцы. Необходимые условия для криминального состава соблюдены. Сюжет демонстрирует зрителю способности антагониста, специально запугивает, чтобы показать злость, силу и неизбежное окончание поездки. В качестве катализатора этого мутного и опасного состава выступает девушка Лаура дель Соль. Этот персонаж позволил на экране показать химию между Тимом Ротом – послушным псом Джона Хёрта – и девушкой. Особой изюминкой фильма является то, что Тим Рот не знаток подобных дел, он не разбирается в людях, только несёт насилие и хаос. Раскрытие персонажа и изменение его нравов сопровождается опасными поступками, спорами с боссом и завершающейся поездкой. На другой стороне разыгрывает неизбежность Теренс Стэмп, чьи философские мысли приводят в восторг. Рассуждение о смерти, как об этапе путешествия, как об очередном пути для души, хоть и без тела. Трогательное осмысление и ни грамма страха в глазах жертвы. Взаимодействие жертвы с охотником позволили взглянуть и на стукачество, и на кару разными взглядами. Переходящий страх в глазах хищника и спокойствие с умиротворением в глазах жертвы – вот, чем этот фильм выделяется, вот, что делает его исключительным и трогательным. Да, это обычное кино, которых вышло уже большое количество. Но персонажи радуют, актёрские образы впечатляют, финал оставляет странные чувства справедливости и неизбежности.