К сожалению экранизаций Энтони Троллопа можно по пальца одной руки посчитать, их почему-то в принципе очень мало, так что любителям костюмной британской классики пропускать не советую. 'Доктор Торн' - роман из середины ироничного цикла 'Барсетширские хроники' про жизнь местечковой аристократии в выдуманной глубинке. Итак, в центре истории собственно доктор, который отличается немалым здравомыслием человека, достигшего пика социальной жизни, и на окружающих смотрит со снисходительной усталостью. Воспитывает рано осиротевшую племянницу-бесприданницу, которая стала романтическим интересом пары местных юных шалопаев, из-за чего в окрестных замках случился немалый переполох. У Остин тема денег тоже немало педалируется, но Троллоп доводит идею охоты за баблом почти до абсурда. На фоне романтической истории это смотрится особенно ехидно. И, не знаю как там в книге, но в фильме очень интересно обрисованы характеры персонажей, противоречащие их мотивам. То есть у всех 'плохих' в общем-то хорошие мотивы и наоборот. Смотрится очень забавно.
У большинства писателей викторианской эпохи, как и у экранизаций по мотивам их произведений, есть одно неоспоримое достоинство - антураж, костюмы и колорит неизменно завораживают и часто заставляют даже ненадолго поверить, будто хотя бы в некоторых особо богатых поместьях не царила чудовищная антисанитария. Но и недостаток у большинства первоисточников, экранизаций и потуг на самостоятельное кино 'по мотивам' тоже, как правило, один: они удручающе скучны и тоскливы. И чем меньше правдоподобия и близости к источнику в экранизации, тем обширнее, как правило, целевая аудитория - вспомнить хотя бы все никак не кончающееся 'Царство', где все, от конюха до Марии Стюарт, разговаривают на весьма современном, пусть и временами высокопарном, но примитивном американском. Троллоп же - один из самых занудных представителей своего времени, и большая часть его произведений, не исключая 'Доктора Торна', являются очень искренними и личными памятниками неизгладимой зависти: зависти по отношению к богатым, успешным и родовитым, коим Троллоп никогда не был. Собственно говоря, довольно злободневное произведение: в нашем с вами 'сегодня' тоже прямо-таки сгущается классовая ненависть по отношению к наворовавшим и нажившимся за чужой счет. Все, кто что-нибудь придумал, раскрутил или реализовал - обязательно присвоил, подсуетился, подмазал, пролез без очереди, но уж точно не заработал головой, руками и проч. Меркантильные женщины просто обязаны обратить внимание на не способного прокормить даже себя оболтуса, потому что он давно один и человек хороший, и при этом немедленно рожать. Аккуратно подстриженные мужчины на БМВ должны прозреть и пасть на колени перед полной кассиршей Люсей, разглядев в ней прекрасную душу, воспитанную 'Маргошей' и 'Ворониными', на которые бедная девушка ежедневно тратит куда больше времени, чем эти мажоры на спортзал, душ и деловые переговоры вместе взятые. Вот и в 'Докторе Торне', симпатичном мини-сериале по проходной повестушке проходного писателя, мир примерно такой. За аттракционы, которые устраивает молодой и бесполезный Фрэнки Грэшем, Лев Николаевич Толстой под поезд бросал, но здесь за всех отдувается практичная мать семейства - почему-то не желающая на старости лет отправляться на улицу в компании двух избалованных дочерей и бесполезного, ни на что не годного старого мужа. Действительно, пошла бы и заработала! В общем, легенький такой, атмосферный, безыдейный, очень пасторальный и чистенький водевильчик, с задорным Томом Холландером и умопомрачительно прелестной во всех отношениях и даже в этом картонном маленьком мирке Элисон Бри. Легко, светло, ненавязчиво и спасибо, что не пять сезонов. 8 из 10
Как-то раз, наткнувшись на промо-фото к этому сериалу, меня охватило желание посмотреть его. Дамы в роскошных нарядах, великолепные поместья, насыщенная буйствующая природа... Чтобы не испортить впечатление надо было ограничиться фотосессией и не доходить до самого фильма. Вкратце о сюжете: Доктор Торн много лет посвятил работе и заботе о своей воспитаннице, так и не обзаведясь собственной семьей. Но однажды у доброй и милой девушки появляется шанс выйти за состоятельного и, главное, любимого человека. Да вот только матушка очень хочет сосватать сына за богатую американку, и по сему постоянно строит козни молодым возлюбленным. Произведения Троллопа и так не подразумевают неожиданных поворотов. Это вам не Чарльз Диккенс и не Томас Харди - как не снимай, все равно будет на что посмотреть. Тут нужен особый подход, проявление смекалки от режиссера и актеров. Вот, к примеру, мне более по душе экранизация его романа 'Он так и знал'. Вроде бы незатейливый сюжет(главный герой весь фильм мучается догадками и подозрениями на тему верна ли ему супруга), но смогли же вытянуть из книги интересные моменты и правильно представить зрителю. Из всех персонажей доверие вызывает лишь сам доктор Торн в исполнении Тома Холландера. Из костюмированного кино видела его когда-то давно в экранизации произведения Элизабет Гаскелл 'Жены и дочери'. И могу сказать, что его стиль актерской игры с того времени сильно прогрессировал, стал более осознанным. Во всяком случае на фоне 'толпы' доктор Торн смотрится довольно убедительно. Остальные же актеры принимают либо совсем уж пассивную позицию, либо дико переигрывают. Взять хотя бы тот момент, когда леди Арабелла узнает, что Мэри с помощью неожиданно обрушившегося на нее наследства превратилась из бедной сиротки в богатую невесту. Эту сцену можно охарактеризовать 'то как зверь она завоет, то заплачет как дитя'. Или же постоянно угнетенно всхлипывающая Августа иногда по поводу амурных неудач, а иногда вообще не пойми почему. А вот зато Френк и Мэри чересчур отстраненные и вялые, как для влюбленных отчаянно преодолевающих преграды, чтобы быть вместе. Радует, что в сериале минимум сцен характерных для фильмов о врачах и лечебный процесс не смакуется во всех подробностях. Ну, еще к плюсам этой постановки можно отнести то, что завершается она позитивно.
Характеристику 'костюмная драма' в данном случае следует воспринимать буквально, имея в виду, что ничего интересного, кроме костюмов, в фильме найти нельзя. Интрига минимальна, характеры персонажей одновекторны, достоверность сюжета стремится к нулю. Превалирующая эмоция после просмотра этого сериала - недоумение. Впрочем, провальной была собственно идея о постановке фильма на основе книги Троллопа. Если уж все герои изначально невыразительны и поверхностно описаны, а лежащая в основе мысль более чем банальна, то как ни переписывай сценарий, не получишь ни развития характеров, ни выдающейся идеи. Наиболее раздражающий персонаж - бедная сиротка-инженю. Она всем без разбора улыбается, хлопает глазами, изрекает добропорядочные банальности и делает, что велят. В общем, примерная девочка, поведение которой одобрено автором. Главное зло - ее будущая свекровь, которая хочет жить красиво, но за чужой счет. Мужские персонажи - вообще вне конкуренции. Они могут случайно убить, пить в черную, не иметь стержня достойно противостоять обстоятельствам и прочая, и прочая... Но при этом неизбежно оказываются, в сущности, милейшими и благороднейшими людьми. Как это возможно? Таки да, у Троллопа есть индульгенция для каждого из них. И что же с моралью? А ничего. Многого хотите. Да, чуть не случился конфуз с отсутствием денег, но виноваты в этом все те же деньги. А люди не при чем. Ну, если хотите, можете упрекнуть маму жениха, хотя она тоже почти осознала и заслуживает снисхождения. В общем, все танцуют!