Я Ноджум, мне 10 и я разведена: отзывы и рeцензии

veraproskryakova
veraproskryakova13 августа 2021 в 10:25
«Убью, ежели пикнешь слово, а будешь помалкивать — справлю плюшевую кофту» — М. Шолохов. «Тихий Дон». Смотреть всем, кто считает, что в России ему плохо живётся.

Совсем недавно я посмотрела фильм о диких нравах стран Африки «Цветок пустыни», в котором рассказано, какие варварские обычаи проводятся над девочками в этих странах. И вот ещё один фильм из этой же серии. По мемуарам реальной африканской девочки, которую выдали замуж в 10 лет. Даже не выдали, а продали, мужику которому 30 лет, потому что у отца девочки ещё 15 малолетних детей от двух жён, которых нужно чем-то кормить. И вот меня заинтересовала эта история. Посмотрела я фильм, и… я в шоке. Если вас когда-нибудь настигнет хандра и уныние, тут варианта два. Можно посмотреть фильм, отвлекающий от реальности. Ну там эльфы, тролли, звёздные миры, лёгкие комедии. А можно посмотреть такой, который в эту неприглядную реальность окунает по самые уши. Посмотреть и понять: кому-то на этом шарике прямо сейчас живётся гораздо хуже. Очередной пример того, что права человека защищены законом лишь на половину, удобную закону. Единственный момент, смущающий меня в отзывах на данную работу - повсеместная признательность за то, что «какое счастье, что у нас такого нет!». Очень часто мы видим репортажи о том, как неких детей изъяли из семьи и поместили в социально-реабилитационный центр и ошибочно думаем про себя, что такое происходит только потому что полы в доме - не чисты, холодильник пуст, а ремень ещё горяч от недопустимых наказаний. Увы, это не так. Даже в столицах, в почти уже середине 21 века, причины принудительной разлуки детей и родителей бывают ох какими некрасивыми, нечеловеческими даже, и нет греха в том, что в СМИ не просачиваются истинные результаты медицинских экспертиз, известных только Прокуратуре и Суду. Хадиджа аль-Салами, автор этого фильма, создала работу отчасти о себе, и ей в жизни «в дальнейшем повезло», если вообще язык у нормального человека может повернуться такое сказать, после пережитого ею в детстве. На что же упор в фильме? Трудно определить. Жизнь девочки не дороже куклы: Хадиджа показала это в своей экранизации впечатляюще. Сценарий основательный, обрисовка персонажей превосходит многие европейские образцы, стиль - полудокументальный. Хадиджа аль-Салами - и автор, и режиссёр, и оператор фильма, развернула действие так, как хотела, не обобщая и не претендуя на осколочную гранату в сторону социальной среды своей родины. Просто рассказала и показала. Фильм реалистичный, доходчивый и контрастный - в фильме много кадров, где отражена разница между жизнью людей, живущих в разных мирах на одной земле. Конечно, героиню жаль. Бесчеловечная действительность. Её горе, которое никогда и ничем не оплакать, не исправить и не вытереть из памяти, чьей главной победой в жизни стали слова: «Я Ноджум, мне 10 и я разведена», давшие название фильму. Только, увы, как ни закрывайся, а мы в своём цивилизованном государстве по-прежнему одной хромой ногой в казачьем Доне, на чьих берегах Аксинья виновата лишь в том, что в очень юном возрасте, была лишена чести одним похотливым мужиком. В этой истории, девочку, такую жизнерадостную, которой хочется играть в классики и в куклы, выдают замуж за взрослого мужика. В принципе, уже понятна её судьба... но девочка не сразу осознала в какой ад её отправляют. Слово свадьба ассоциируется с красивой невестой в белом платье. Но не всегда свадьба - это радостное событие. Ноджум хочет играть с подружками и не понимает, почему надо куда-то ехать. Пока ещё только незнакомые люди вокруг, незнакомая женщина, которая называет себя свекровью, незнакомая комната, в которой теперь ей нужно жить... Только кукла в розовой одежде греет душу... После просмотра остались такие двойственные чувства. Конечно безумно жалко девочку. Как мать я представляю её ужас. Сердце разрывается когда она по-детски плачет навзрыд. Но в фильме всё-таки хэппи энд, девочка развелась со своим мучителем. И на этом можно было бы облегчённо выдохнуть… Но! Фильм снят по реальным событиям. Когда видишь такое описание к фильму невольно лезешь во всемирную сеть за информацией. А у реальной Ноджум не так всё хорошо… В 1999 году в Йемене отменили минимальное ограничение по возрасту для брака в пятнадцать лет, и многих девочек выдают замуж совсем детьми, в восемь-девять лет. Условием подобного брака считают то, что муж обязуется не принуждать девочку к сексу до её совершеннолетия - но на практике это происходит далеко не всегда. «Я тебя взял для удовольствия», - сказал Ноджум её муж. Стесняюсь даже спросить: какое удовольствие можно испытать 30-летнему мужику с 10-летней девочкой? Это же чистой воды педофилия! Причём узаконенная. История несчастной маленькой девочки, которая просто хотела домой, хотела смотреть мультики и играть с подружками. Которая не понимает за что её отдали в дом, где чужой, незнакомый большой человек делает ей больно ночью, а чужая тётка заставляет её выполнять тяжёлый труд днём. Она хочет к маме и папе, и не понимает, почему её отталкивают... А потом, люди, которые вроде бы ей помогли оставляют её один на один с этим диким миром… Как после всего пережитого ребёнок не тронулся умом, не понимаю! Особо поразили кадры, когда малышка приезжает в дом своего мужа, держа в руках куклу, которая безумно дорога ей. Вспомните себя в десять лет: игрушки, подружки, беззаботное время, куклы... А тут брак. Ужаснуло отношение к происходящему свекрови Ноджум, хотя кто знает, может и её выдали замуж в аналогичном возрасте. Наблюдая ежедневное насилие и слушая крики девочки, она пытается по-своему наставить её на путь истинный, внушая какой должна быть настоящая и хорошая женщина, достойная и правильная жена. Порадовало отношение к ситуации судьи и его семьи, которые смогли поддержать девочку в непростое время и разрешить ситуацию. Радует, что Ноджум нашла в себе силы противостоять закостенелым устоям и бороться с ними. Режиссёра искренне поддерживаю: смелая женщина, пусть хотя бы на миллиметр движется дело от слов благодаря таким работам. Только не стоит делать вид, что «у нас такого нет, мы же в другой стране живём, в цивилизованной!». И вообще после просмотра таких фильмов, складывается впечатление, что африканская демократия уже давно превзошла по гласности сами знаете, кого… Фильм достойный со всех ракурсов искусства кинематографии, ни разу режиссёр не забыла, что она - женщина, ничем не опорочила чести девочек, девушек, жён, сестёр и мам. Отсутствие какой бы то ни было спекуляции на скабрезных сценах делает честь режиссёру, оператору и сценаристу - Хадидже аль-Салами. Рекомендую к просмотру. 10 из 10