Фильм Роланда Жоффе «Создатели тени», более точное название «Толстяк и Малыш». Фильм о создании первой ядерной бомбы, с попыткой размышлений об ответственности и совести человеческой и о нравственном выборе в переломный момент истории. Роланд Жоффе англо-французский режиссёр, сценарист и продюсер. Окончил Манчестерский университет, работал актёром в театре, потом снимал кино. Обладатель высшей кинематографической награды, «Золотой пальмовой ветви», /за фильм «Миссия»/. «В тени крыл Твоих укрой меня». Пс.16:8 «Чашу эту мимо пронеси». Б. Пастернак Меняются времена, но пока существует человечество остаётся у человека проблема нравственного выбора. И никто тебя не укроет и чашу сию мимо не пронесёт, ибо ты человек разумный, ты можешь дать отчёт своим поступкам. Кем бы ты ни был, что б ты ни делал, ты человек и это должно звучать гордо. Итак, разговор пойдёт не просто о войне, а о той страшной странице войны, в которой не столько стреляют и убивают, сколько изобретают новое оружие, которое будет намного эффективнее до сих пор существующего. Два героя истории, военный Лесли Гровс, /Пол Ньюман/ и физик ядерщик Роберт Оппенгеймер. Два героя, два миропонимания, две системы ценностей, две правды, связанные одной работой, одной идеей, одной верой, одной надеждой. Надеждой на победу в мировой войне. Исключительно для более полной картинки буквально пару слов о персоналиях: Лесли Гровс генерал-лейтенант американской армии, участник двух мировых войн. Как и Роберт Оппенгеймер, один из руководителей «Манхэттенского проекта», /программа по созданию ядерного оружия/. Если кому будет очень уж интересна, затронутая здесь тема, через двадцать лет после окончания «Манхэттенского проекта», когда был снят гриф секретности, Гровс написал книгу «Теперь об этом можно рассказать». Замечу, это довольно редкая книга, у нас она издавалась в шестидесятых, ограниченным тиражом, но при желании можно найти, /я, во всяком случае, нашёл/, книга кстати была использована при написании сценария. Роберт Оппенгеймер американский физик теоретик, профессор физики в Калифорнийском университете в Беркли, трижды номинант Нобелевской премии, /которую так и не получил/. Как учёный проводил исследования в областях, теории относительности, теории атомного ядра, квантовой теории поля, /список можно продолжить/. Предсказал открытие нейтрона, мезона и нейтронных звёзд, /астрофизикой Оппенгеймер тоже занимался/. При этом в историю он вошёл, как «отец американской атомной бомбы/. А теперь перейдём непосредственно к сюжету фильма. В Лос-Аламосской лаборатории, /там был построен целый городок/, где в рамках «Манхэттенского проекта» были собраны чуть более тридцати учёных физиков, /среди них были и такие известные учёные как Нильс Бор, Энрико Ферми/, для разработки нового, /ядерного/ оружия. Мы видим учёных в процессе работы, в быту, есть и мелодраматическая линия, /как же без того/, есть и политическая, связь с коммунистами, /и это не обойти/, будут и комические и трагические моменты, будут и патриотические. Но мне хотелось бы отметить другое, будут моменты, связанные с совестью, с ответственностью, с моральным выбором. Может, всё было и не совсем так, /в фильме довольно вольно дана интерпретация событий/, так должно быть. Я читал интервью Оппенгеймера после взрывов бомб, мне показалось, что они там понимали что это, /ядерное оружие/, но не до конца понимали масштабов разрушения. Именно поэтому муки совести героев фильма выглядят, как попытка оправдания случившегося, /только в Хиросиме число погибших при взрыве составило около 200 000 человек/, и /в Нагасаки около 140 000/, мало того бомбардировки планировалось продолжать, но Япония подписала акт капитуляции. Кто знает, каким был бы этот мир, если бы ядерное оружие тогда не было применено, кто знает, каким будет этот мир, если ядерное оружие, кто либо из мировых лидеров применит сейчас, /в качестве последнего аргумента/. И будет ли вообще этот мир в привычном понимании. И пару слов в заключение сказанного. Оппенгеймер был не только учёным, он был не чужд и литературе, в частности он перевёл с санскрита следующие стихи In battle, in the forest, at the precipice in the mountains, On the dark great sea, in the midst of javelins and arrows In sleep, in confusion, in the depths of shame, The good deeds a man has done before defend him. Переводить этот перевод не буду, перескажу его идею в двух словах. Суть стиха такова, когда человеку стыдно, за содеянное им прежде, пожалей его, в его жизни были и добрые дела. Я же позволю себе добавить к сказанному, и ты не застрахован от ошибок, но ты человек, ты должен слушать внутренний голос, голос своей совести, ибо если ты его игнорируешь, то не будет тебе прощенья. Даже если люди простят, сможешь ли ты оправдаться перед собой, простишь ли ты сам себя? К старости предпочтительно прийти с чистой совестью. Иначе, зачем ты жил на этом свете. Что ж до других, /встречавшихся тебе в жизни людей/, повторю старую истину, не суди, да не судим будешь.
Американские продюсеры взялись за очень масштабный проект — рассказ о создателях атомных бомб, которых впоследствии сбросили на Японию. Центральное место в киноповествовании занимает фигура генерала Лесли Гровса (Пол Ньюмен) и физика Роберта Оппенгеймера. Фильм снимал признанный на тот период кинорежиссер — Роланд Жоффе (лауреат Каннского фестиваля за «Миссию»). Состав создателей дополняют опытные Вилмош Жигмонд (оператор) и Энио Морриконе. То что фильм прошел практически незамеченным массовой киноаудиторией — неслучайно. Кино получилось скучным и практически не отличающимся от многочисленных фильмов «биографий» категории Б. Участие такого «тяжеловеса» как Ньюмен не спасает картину. Если вам интересна тема — то и фильм покажется интересным. Фильм рассказывает об известных в недавнем прошлом личностях и предназначен, в большей мере, для самих американцев — как точка зрения на некоторые обстоятельства новейшей истории. 6 из 10
После успеха документальной драмы «Поля смерти», которая удостоилась восьми премий БАФТА и трёх «Оскаров», режиссёр Роланд Жоффе решил снова обратиться к военной тематике, и в 1989 году снял ленту уже о Второй мировой войне. Но войны, с громкими взрывами, эффектными сражениями и смертоносными пулями, в «Толстяке и малыше» нет. Здесь война остаётся за кадром, а точнее, за колючей проволокой, огораживающей то ли полигон для военных учений, то ли местность для секретных разработок. Теперь уже Жоффе непозволительно коверкать факты и давать свободу мысли и воображению, как в его предыдущей исторической драме «Миссия», где документальные факты частично растворялись в легендах, которые передавались из одного поколения в другое. И Вторая мировая война ещё не забыта в наших трепетных сердцах, а раны и увечья многих стран ещё будут долго заживать, поэтому, английскому режиссёру пришлось хорошенько подготовиться, прежде чем выносить на всеобщее обозрение документальную ленту, спрятанную в обвёртку художественной драмы. Но вот тема фильма довольна язвенная, и события, до сих пор оставившие горький привкус во рту у всех жителей планеты, остаются до сих пор актуальными — а именно, разработки и внедрения ядерного оружия военными силами. «Манхэттенский проект» — программа США под руководством генерала Лесли Гровса и американского физика Роберта Оппенгеймера явила миру три атомные бомбы. Первая была взорвана при ядерном испытании, от двух других «жёлтые макаки» попадали с деревьев. И обида за оплеуху в Пёрл-Харборе никак не давала американскому народу забыть население восходящего солнца и…«макаки» то посыпались, только вот этими обезьянами оказался ведь весь мир. И если первая половина картины пропитана американской обидой, злобой и стремлением вырваться вперёд в техническом прогрессе, затмевающим разум человечества к построению мира и покоя, то далее, во всей красе, представлены её итоги на примере одного учёного, получившего смертельную дозу радиации в испытаниях ядерной бомбы. Хрипеть на больничной койке, превращаясь в овощ и с чудовищными болями покидать эту грешную землю — вот она, цена многомесячных трудов не одного десятка самых лучших учёных, собранных в одной закрытой от цивилизации зоне. Революционные открытия в физике сыграли не на руку всему человечеству, и хотя ядерный взрыв так красив, но за этой красотой не видна гибель и тотальное уничтожение человечества. Но режиссёр не плетётся за этими учёными с завязанными глазами. Умело вкладывая в своё повествование сюжетную линию любви, он, как на чаше весов, взвешивает и отношения Оппенгеймера к любящей жене и его связь с коммунисткой. Но неужели стремление к новым открытиям перевесят всяческие личные отношения, и сотрётся грань в вопросе проявления инстинкта — убивать или же сохранять жизни? Или же бег по лестнице к вершинам всемирного господства так затмевает разум и чувства, что люди готовы превратиться в самых настоящих убийц, убийц всего живого? Впрочем, к документальным событиям к Жоффе придраться можно, но не стоит забывать, что перед нами художественная картина, которая повествует о тех военных событиях. Да и выступая сценаристом, трудно усомниться в том, что режиссёр не опирался на книгу воспоминаний генерала Гровса «Теперь об этом можно рассказать», изданную в США ещё в 1962 году. И Пол Ньюман, в роли этого генерала, выбивается вперёд своей интересной игрой, воссоздав на экране значимую в истории личность. Но вот с уверенностью сказать, что он идеально подходит на эту роль, сравнивая даже только его внешность с внешностью генерала, пожалуй, не стоит. Но Ньюман уже не раз за свою карьеру играл военных разных мастей, и любая форма, будь то рядового солдата или же мундир генерала, идеально сидит на нём. Поэтому, уже не молодой актёр с легендарными голубыми глазами, вмиг трансформируется в такую интересную и сильную личность, как Лесли Гровс. Но и режиссёр не выставляет фигуру Гровса на первый план, а всё-таки, пытается своей картиной открыть, перечитать и вспомнить одну из неприятных страниц истории. От тех лет никуда не убежишь и успокаивает то, что Жоффе не побоялся показать Америке прошлую ошибку и закончить своё повествование на открытом вопросе, на который весь мир должен дать ответ. И это вопрос вертится не только вокруг атомной бомбы, но и направлен на каждого из нас, на нашего соседа и даже, лучшего друга.