Тема войны – это не та тема, на которую легко выдать монотонный труд. Это тема, в которой совершенно иные критерии и каноны, чем, скажем, в теме любви, правосудия, религии, дружбы, приключений и прочих вопросов. В ней более узкие, но вместе с тем и более правильные рамки добродетели и морали. Это тот вопрос, в котором не может быть двух одинаково верных мнений. Война – это зло, позорящее человеческий род. Об этом неустанно говорили на протяжении всего существования человечества все прогрессивно мыслящие люди. Что тем не менее не помешало появлению кровавых пятен на истории. Искры войн зарождают губительное пламя. А для чего вообще люди обсуждают эту тему? Просто, чтобы была практическая польза от хорошо подвешенного языка? Или же всё-таки с какой-то благородной целью, а именно – донести правду, исправить как-то положение вещей? Вынести мысли на суд истории... Но Пьер-Гранье Дефер в 1979 году решил, что ну их, все эти премудрости, сказанные на протяжении двух тысячелетий. К чему снимать такое кино, которое вместе с правдивым изображением войны даёт какой-то верный посыл, интересную мысль, содержит здравые идеи? А давайте вложим деньги в картину, которая содержит в себе скрытое предписание повеситься или застрелиться? Давайте покажем войну потрясающе неправдоподобно и вылепим на этом фоне трагедию смешного человека. Действительно, это ж всегда так утомительно, когда приходится использовать мозг по назначению и из истории несчастного, мрачного хирурга сделать нормальную историю о том, что всё-таки в этой жизни всегда есть к чему стремиться и за что бороться. Это же катастрофически сложно – дать проявиться в полной мере чувствам гуманности, альтруизма, пробудившегося жизнелюбия. Давайте покажем, как герой, поначалу ощущавший себя в роли военного хирурга вполне комфортно, вследствие злой шутки Рока окончательно разочаровывается в этой жизни и видит только логический итог. «В этой жизни умереть нетрудно, Сделать жизнь – значительно трудней». Эти строчки поэта-коммуниста писаны прямо как будто про фильм «Военврач». Да и про то, что в нём показано. Герой Алена Делона, хирург Жан-Мари Депре, во времена Третьей мировой Войны в качестве военврача отправляется в Европу. По сюжету фильма, это 1983 год. Не правда ли, потрясающий оптимизм – сделать ближайшее будущее, которое наступит через 4 года, временем военных действий?.. Жан-Мари пишет сестре о том, что он чувствует себя как на отдыхе. Вот в этих условиях и проявляется мизантропическая сущность Депре, и даже усиливается от необходимости оперировать военных, многим из которых уже невозможно помочь. Впрочем, в какой-то момент в Жане-Мари пробуждается чего-то человеческое. А именно – он начинает испытывать чувство к медсестре Армони, которая непонятно как оказалась в военном госпитале. Которая во время второй операции, показанной в фильме, явно собирается потерять сознание, что Жан-Мари и замечает. И непонятно почему, его начинает тянуть к ней. Здесь впору порадоваться – наконец-то в этой мизантропической притче прорезалось дыхание жизни. Но нет. Чем дальше в лес, тем толще лесорубы… И что мы имеем в итоге? Печальную притчу с центральной идеей, которая и так всем давным-давно известна: война – это зло. Фильм, который видится усталым итогом этой никчёмной жизни, не стоящей ломаного гроша. Как здорово сказал о цинизме англичанин Оскар Уайльд: «Циник – это человек, который знает цену всему и ничего не ценит». Это как раз про Жана-Мари Депре. Разочаровался человек в жизни, оперирует тяжело раненных по инерции, и как-то не получается у него ценить тот факт, что он просто живёт на свете. Дышит воздухом. Находится вдалеке от военных действий и не лежит на хирургическом столе своего госпиталя в качестве живого трупа. Кто бы спорил, хорошо предаваться мизантропии да мировой скорби в местечке, которое даёт ощущение отдыха. Хорошо со скучающим видом глядеть на медсестру, говорить ей о том, что не поможешь умирающему уже, и отдавать распоряжение об уколе морфия и приходе священника… Чёрт! Ну где, казалось бы, где ещё, кроме подобных условий, где люди страдают от ранений, напалмовых ожогов и где ты видишь проявление войны во всём её ужасе на обычных людях, можно начать любить жизнь и порадоваться тому, что ты ещё стоишь на своих ногах и не кричишь каждую минуту от ужасной боли? Жан-Мари до того погружён в глубокое человеконенавистничество, что неспособен оценить преимущества своего положения. Горе, что хлебнул, не бывает горше (с)… Что же, за то, что ничего не ценишь, зная всему цену, приходится платить по счетам. Складывается такое ощущение, что если бы человек, посмотревший фильм, возненавидел жизнь и пришёл к Пьеру-Гранье Деферу за пистолетом – режиссёр бы молча дал оружие. С чувством выполненного долга. Антивоенные фильмы могут быть очень разнообразны по содержанию. Но пусть войны не являются тем, что несёт в себе какое-либо нравоучение, и да, они зло, позорящее человеческий род – мы это признаём. Но не должны быть антимилитаристские фильмы подобными историями, вызывающими опускание рук. Они должны нести в себе посыл о том, что в этой жизни всегда есть за что сражаться и бороться; только в таком случае, когда человек готов к сражениям и борьбе, возможен мир во всём мире. Когда же человек жив только физически, а морально все чувства в нём давно подавлены – это грустно. И то ещё грустнее, что подобный человек находится на войне и чисто по инерции спасает раненых. Подобное циничное разочарование в жизни к добру не приведёт. Да, нетрудно умереть в нашей жизни. Ни морально, ни физически. Нетрудно показать деградацию личности на экране. Труднее – что-либо противопоставить этому. Нетрудно толкнуть падающего. Труднее – протянуть ему руку помощи. Если Вы разумный, мыслящий человек, чьи уши ещё не успели завянуть от ежедневной ереси на тему того, что жизнь – это пустая и глупая шутка, тогда на военную тему Вам лучше почитать Быкова, Ремарка и Хемингуэя. Но если Вы знаете цену всему, что нас окружает, и решили посвятить свою жизнь служению холодному цинизму с подведением всей жизни к общему знаменателю бессмысленности, жестокости и бесперспективности – тогда «Военврач» Вас не разочарует и, возможно, даже порадует. А я... Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда весёлых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю… (с) (В. Высоцкий. «Я не люблю»)
Удивительное кино. Ален Делон тут так классно передал напряженную замкнутость военного хирурга, что оставалась только самая малость. Однако, 'опытный' мастер занудных мелодрам Пьер Гранье-Дефер размазал отлично проработанный образ в тусклой канве экранного любовного романа. Эмоциональный финал стал точкой откровения, после которой я понял, что выше оценки поставить, ну никак не смогу. Сюжет-то ведь предполагал ту еще корриду эмоций. Только представьте - недалекое будущее и война в самом сердце Европы, потерявший любимую жену военный врач опять позволяет себе влюбиться. На таком материале можно было соорудить, хоть аналог '2046', хоть вариацию 'Бразилии'. У Гранье-Дефера, как для него водится, же все вышло скучно и односложно. И если первая половина фильма еще смотрелась, то вторая, посвященная пребыванию в любви, просто никуда не годилась. Слащавые проходки актеров перед кадром на пленэре. Остается только поразмышлять о том, как много приобрел бы кинематограф, если бы Делон в схожем образе серьезного врача снялся бы в 'Декалоге' у Кесльевски или у какого-нибудь другого глубокого режиссера. Увы, но работа Гранье-Дефера погасила очень интересную актерскую комбинацию. Ну и ладно, если бы это был единственный провал в его творчестве... 2 из 10
Фильм Пьера Гранье-Деферра, «Военврач», снятый по роману Жана Фрестье «Гармония, или ужасы войны». Фантазия на тему третьей мировой войны, в мелодраматическом ключе. Авторы, как бы робко говорят, любовь спасёт наш мир, при этом не очень то себе веря. Но всё таки об этом стоило сказать, чтоб человек задумался, почему, когда мы говорим любовь, в контексте войны внимание перетягивает война. Почему, ведь войны проходят, а любовь это то, без чего невозможно представить жизнь. Но перейдём к сюжету. В Европе война, суть меж кем и за что неважно. Война, полевой госпиталь, раненые, операции. Как-то рутинно-буднично я б сказал привычно. Да мы ко всему привыкаем, и к войне в том числе. Главный герой Жан Мари, хирург, а по совместительству и терапевт, человек побитый жизнью, замкнутый, но вместе с тем честный с собой и с миром. И Армони, молоденькая наивная медсестра, тяготеющая к красоте, и не переносящая вида людских страданий. Жан Мари и Армони. Мы станем свидетелями их чувства, светлого и всепоглощающего, несмотря на кровь, смерь и войну. Именно это имел в виду автор книги, гармония. Гармония, которая должна быть, н нет. Нет не потому, что её нет, а потому, что так сложилось по независящим, от нас обстоятельствам. Где-то в верхах неравномерно разделились денежные потоки, или лидер какой-то из стран решил стать диктатором, либо в обворованной олигархами стране стало жизненно необходимо отвлечь внимание масс от экономических вопросов. А то и все причины в комплексе. А что такое человек, как не пушечное мясо. Да конечно есть, такие понятия, как Родина, честь, благородство. И это хорошо, так и должно быть, но эти человеческие качества не один век используются «кукловодами». Где-то далеко за кадром политики - дипломаты якобы решают глобальные вопросы, а в маленьком фронтовом госпитале кипит жизнь. Настоящая человеческая жизнь. А где-то далеко кто-то кого-то ждёт. А это так важно, если человека где-то ждут. И пусть это только старая облезлая собака Мариус. Ты нужен на этом свете. Ты ещё нужен.
Для тех, кто хочет найти в этом фильме лихие будни военного врача оперирующего между героическими отражениями атак противника с шашкой наголо, разочарую, этого не найдете… И тем более никто в этом фильме не будет водить за ручку и показывать пальчиком – «Это плохо!», «А это морковка!»… Персонажи порой театрально утрированы до масок своих должностей или необходимого и предписанного, но при этом живые и не желающие в этих масках ролях оставаться навсегда… И если вы видите брезгливую надменность на лице осматривающего вас врача, это вполне возможно, проблемы вашей психики, потому, что почти всегда это просто закаменелость мимики, что бы не прорвались наружу эмоции, что бы не смутить, не напугать, не разочаровать или обнадежить без нужды… Врач- это всегда актер, он обязан им быть, потому, что рентген десяти (пяти, двадцати, да какая разница скольки?) пар глаз, когда заходишь в палату, хорошо если бы просто раздевал, он прожигает до детсадовских горшков и никакого права даже на милисекунду «Я- человек и ничто человеческое мне не чуждо!», ты-не человек! Ты-ВРАЧ! И это знают уже ко второму курсу института!… Когда-то в детстве мой мудрый дедушка сказал, что самые женственные профессии АКТРИСА, СТЮАРДЕССА и УЧИТЕЛЬНИЦА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, а самые мужественные ХИРУРГ, ЛЕТЧИК и КАПИТАН. Когда я удивилась такой классификации, он объяснил, что женственность в том, что это уже даже не женщины, это живое воплощение частей составляющих идеальный женский образ, что они в центре внимания, на них устремлены обожающие взгляды и это не мешает им сохранять свою ловкость, профессиональную органичность и вообще быть красивыми все время и со всех сторон без перерывов и пауз, если можно так выразиться. А вот мужественность имеет совсем другой критерий. Все перечисленные профессии или те, которые по этому критерию могут быть в этот список добавлены, это специалисты, которых нужно много и трудно учить, и только после этого они могут взвалить на себя ответственность за чужие жизни на грани борьбы со смертью или стихией, но сам момент работы скрыт от всех дверями оперблока, проходит вдали от посадочной полосы в небе или от причала в море и только высочайший уровень мастерства и знаний дает им право на допуск в этот элитный клуб «настоящих мужчин»! Может именно в этом притягательность образа хирурга? А тем более на войне, где медики появились одновременно с первым разбитым носом или проломленной головой и наверно совершенно обоснованно великий Ю. Ю. Джанелидзе профессор и медицинский генерал как-то сказал, что он представитель самой старой военной специальности в мире. Так, что этот фильм-притча про госпиталь во время разгоревшейся в Европе третьей мировой войны рассказывает нам про настоящего мужчину в его мужском деле. И если мужчина настоящий, то и занимается он может только самым настоящим делом и рядом с ним должны быть тоже настоящие мужчины и женщины! И конечно на этой грани не может не быть любви, такой живой, острой и щемящей, что ей просто нет места на этом свете, даже в рамках фантастического сюжета… Чисто французской ироничностью разбавлены пафосность и сложность темы, велеречивый бездельник администратор, посиделки в столовой-баре для персонала, смех не смотря на витающую над всем обреченность и безысходность этой не имеющей смысла и логики войны, где пока еще не применили всерьез оружие массового поражения, но применят в любой момент… Так, что это не боевик и не экшен, это фильм – притча о жизни и смерти, о войне и любви, о долге и выборе! И может это одна из лучших актерских работ зрелого Алена Делона, которую несомненно стоит посмотреть, что бы было о чем подумать после финальных титров… 10 из 10
Уникальная, не имеющая аналогов по своей тематике и до сих пор НЕ оценённая по достоинству картина. Заведомый риск Делона актёра и продюсера, решившего вложить свои деньги в заведомо нерентабельную идею. Пересмотрел её вчера (раз в четвёртый) и до сих пор нахожусь под воздействием её неповторимо грустной и в чём-то сакральной атмосферы. Об Алене Делоне написано много и всякого (сам я с детства после просмотра 'Зорро' в советском кинотеатре оказался 'слепым' делонистом, покуда со временем мне не открылся другой Делон - самовлюблённый эгоист, на дух не переносящий любой критики, даже самой аргументированной и конструктивной). Да, есть в его биографии фильмы и поступки, уважения НЕ вызывающие. Мне не понятны дифирамбы критиков и снобов относительно 'Самурая' и 'Убийства Троцкого', 'Первой ночи покоя' и 'Месье Кляйна', 'Нашей истории' и 'Любови Сванна'. На мой взгляд всё это - 'дутые шедевры', фальсифицирующие историю и воспевающие человеческие пороки. Но за такие, вроде бы 'проходные', фильмы, как 'Человек, который спешит', 'Смерть негодяя', 'Внимание, смотрят дети!' и 'Военврач' противоречивому в своём творчестве актёру хочется отдать должное. Поскольку в них Делон с полной творческой и продюсерской самоотдачей принял - пусть даже неосознанно - позицию христианина, глубоко обеспокоенного дальнейшей нравственной (точнее, безнравственной) судьбой человеческой цивилизации. Все эти фильмы сняты один за другим и свидетельствуют о всплеске артиста в конце 70-х годов к серьёзной проблематике. Как было верно подмечено критиком А.Брагинским в своей книге о нём - в тот период Делон удивлял многих своих недоброжелателей, доказывая им, зрителю и самому себе в первую очередь, что он может терять свои деньги ВО ИМЯ БЛАГОЙ ИДЕИ. И 'Военврач', наверное, один из самых ярких, 'неожиданных' проектов в его фильмографии. - В центре которого исследуется человеческий фактор на грядущей, III Мировой войне. И хотя сама война находится за кадром и присутствует лишь в сводках теленовостей, но её адское дыхание ощутимо на всём протяжении фильма. Авторы как бы ищут ответа на вопрос: 'ЧТО человек способен сделать с другим человеком?'. Жанр ленты определить нелегко. Но какое это имеет значение, если она легко смотрится и волнует незаурядной моральной интонацией. Эта весьма масштабная для своего времени мелодраматическая притча выводит на авансцену находящегося в депрессии военного хирурга лет сорока пяти Жана-Мари Депре, тяжело переживающего уход от него жены. Оставив в Шампани свой дом, любимую сестру и верную бельгийскую овчарку Жан-Мари уезжает в лесной, передвижной военно-плевой госпиталь, где каждый день всё больше ожесточается от вида переломанных тел и человеческих судеб. Неожиданное появление на месте событий юной медсестры Армони (похожая на молодую Роми Шнайдер 22-летняя Вероник Жанно, ещё одно серьёзное приобретение фильма) как будто выводит его из состояния закостенелой, мизантропной угрюмости. Напускная неприступность героя постепенно оттаивает от чистого вида и простодушного поведения непосредственной девушки, вдохнувшей свежую струю в жизнь отчаявшегося военного лекаря. Между ними начинается платонический любовный роман. Постоянный кашель Армони настораживает делоновского героя, он ей делает флюорографию, показывает снимки главврачу (пожилой Мишель Оклер, впоследствии ещё дважды появившийся рядом с Делоном в криминальных боевиках 'Троих надо убрать' и 'За шкуру полицейского'). Тот, не желая травмировать Депре всё-таки осторожно говорит ему о необратимости процесса в лёгких девушки, попутно обнадёживая героя новостью о том, что в Лионе есть врач, который делает на своём поприще чудеса. Жан-Мари скрывает от Армони её истинное состояние и уговаривает перед лечением погостить у его сестры. Незабываема финальная сцена, которую описывать не имеет смысла. По силе воздействия и тонкой режиссуре (наилучшая из виденных мною работа Пьера Гранье-Дефера) я бы, не колеблясь, внёс её в архив мирового кино. Кстати, отметим и то, что Ален Делон отлично играет свою роль и достоверно вживается в образ профессионального медработника (не то что гримасничающий его друг и соперник по бизнесу Ж.-П. Бельмондо в вульгарном 'Докторе Пополе'). И пожалуй самое главное: послание картины. Действующие лица нередко ведут споры о будущем человеческого общества, утратившего веру в чистые нравственные идеалы (так же, как и веру в Бога). Также они пытаются понять и природу войн. Диалог героев - и за это авторам особое спасибо - исключает не то что всякую ругань (ставшую признаком хорошего тона в современных философских драмах), но даже жаргон. Изначально 'Военврачу' была придана эстетика ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО, высокоморального (по западным стандартам) кино. Не мудрено, что именно этот фильм чуткий к настроениям национальной публики Делон-суперзвезда привозил в 1979 году в Москву во время своего первого визита в СССР для ознакомительного показа. Увы, фильм у нас оценили, но... не купили. Во Франции же его откровенно раскритиковали. Но критики картины оказались плохими пророками: спустя 31 год после создания 'Военврач' только набрал свои актуальные очки в глазах тех, кто воспринимает кино не только как средство развлечения. Ибо ни в каком другом фильме лично я не встречал столь недвусмысленной и чёткой, пробиблейской антивоенной позиции Делона-моралиста. К сожалению, перешагнув рубеж 80-х годов ХХ века звезда французского кино окончательно переключится на съёмки детективов, рассчитанных на лёгкий коммерческий успех и на создание сомнительных драм, утратив свой дар рискового актёра и ЗРЕЛОГО (в идейном плане) ХУДОЖНИКА.
Похоже, не зря я откладывал фильм 'Военврач' до лучших времен, до подходящего настроения, не смотрел его в купе с остальными из коллекции Делона - кажется, он не такой, как все. В нем нет полицейских, гоняющихся за мошенниками, и нет мошенников, убегающих от полицейских (Делон с одинаковым успехом играет за обе команды). И уж точно нет девиц модельной внешности, составляющих обязательную 'группу поддержки' кино с участием мсье Алена. С девицами я ошибся. Одна присутствует. Хорошенькая. Очень хорошенькая. И кажется, даже с головой на плечах, а не только с ногами, идущими от ушей. Первое впечатление после просмотра: достойный фильм. И вполне современный. О некой войне с продвинутыми средствами уничтожения. И о попытках военной медицины как-то с этим злом справиться - в масштабах военного госпиталя, разумеется. Даже удивительно, что такой фильм был снят Делоном и его командой три с половиной десятка лет назад, поскольку смотрится, как событие ХХ1 века. Что-то похожее случилось нынче в Донбассе. Тут тоже странная война и много народа уже полегло: старики, женщины, дети. Солдаты, естественно, тоже. Кого-то спасла медицина, военная или гражданская, многих нет. Аккуратная лента, сделанная на хорошем профессиональном уровне. Ничего лишнего. Видна искусная рука режиссера. И умелая рука оператора. Нет затянутости, нет бессмысленной, раздражающей болтовни, заложенной еще в сценарии. Каждая мизансцена длится ровно столько, сколько нужно. Даже если нет в кадре людей, живет и работает декорация. Это армейский военно-полевой госпиталь на колесах, но развернут он так, что отвисает челюсть от удивления - не госпиталь, а марсианское поселение, выстроенное на Земле. Все необычно, все практично и сразу понимаешь: так должно быть. Если нет людей, а в кадре бегают одни санитарные машины, садятся и взлетают вертолеты с огромными красными крестами на бортах, все равно сидишь у экрана, как завороженный - от гипнотического воздействия хорошо организованного зрелища. Это как футбол уровня эль-классико - даже если нет результата, радует глаз хорошо поставленная игра. Нет видимых боевых действий, но все равно проникаешься ужасом происходящего: от бесконечного потока раненных, от впечатанных в пещерные стены солдатских скелетов, похожих на останки людей, сожженных заживо напалмом. Ален Делон в роли военного хирурга безупречен. Нет привычной расслабленности красавчика-француза, которому все в жизни трын-трава. Часто крупным планом его глаза - из-под маски, на фоне операционной робы. Кажется, они живут и работают самостоятельно - так и должно быть. Роль расширила (на мой взгляд) творческий диапазон актера. Смерть раненных в госпитале тупо обыденна. Смерть второго хирурга, приятеля нашего героя, получившего незначительную контузию и умершего на операционном столе, нелепа и нелогична. Но этим достоверна и убедительна. Так бывает, в это веришь. Особенно если на памяти книги блестящего хирурга (в том числе и военно-полевого) Николая Амосова про то, какой неожиданной и нелепо-трагичной бывает смерть под скальпелем даже самого опытного и удачливого хирурга. В конце фильма эффектная панорама: поле, маки. Юная героиня бежит по цветочному ковру навстречу смерти - хитрая мина затаилась на ветке дерева, она сделана искусными руками военных конструкторов и умеет реагировать на движение человека в радиусе поражения. Маленькая бронированная черепашка хищно нацелилась на девушку. Секунда - взрыв. Во весь экран - залитое кровью ангельски невинное лицо... Нечто подобное случилось недавно под Донецком. Ушли солдаты, отвели тяжелое вооружение - можно побродить по окрестностям, набрать сушняка для согрева жилища. Один мужик из местных увидел на околице бревно, а неподалеку в поле (где еще не цветут, но скоро расцветут маки) - новенький деревянный ящик, брошенный, очевидно, солдатами. Отнес бревно домой, греется у печки-буржуйки. Ящик не выходит из головы, Жаль, добро пропадает. Отправился за ним и не вернулся. Нашли мужика через три дня, объеденного голодными собаками. Подорвался на растяжке. А сам ящик стоит неподалеку, целый и невредимый. Хитрая машина убила человека, но не тронула приманку. Такой вот реальный эпилог к давно снятому кино. Человечество медленно и упорно движется к пропасти. Предупреждение об угрозе прозвучало в фильме 'Военврач' много лет назад. За окном 2015-й год. Сигнал из прошлого принят и успешно проигнорирован. Предсказанная Аленом Делоном угроза сбылась. Вчерашнее кино стало реальностью сегодня.