Франц: отзывы и рeцензии

TMikha
TMikha18 июня 2017 в 11:25
Убивая их сыновей, мы запивали победу пивом. А они — вином

Тематика и необычная подача картины в черно-белом формате заинтересовали меня еще на стадии, когда я впервые посмотрел трейлер. И вот, после просмотра картины хочется сказать спасибо режиссеру. Фильм раскрывает нам еще раз, очередной, сто-тысячный раз - простую и очевидную истину - что война это ад. Боль, при том боль моральная много страшнее боли телесной. Если павшие остаются в братских могилах, то выжившие и их близкие помнят и страдают дальше. Да, нельзя никак назвать идею в фильме чем-то оригинальным, но эта простая истина достойна повторяться снова и снова, и потому только эта картина уже заслуживает положительной оценки. Смотря ее, еще раз проникаешься отвращением к самой идее, из-за которой француз должен стрелять в немца, немец в американца, венгр в русского... перечислять можно долго. Сами герои довольно банальны, не концентрируют на себе особого внимания. Но, тем не менее, эти герои полностью передают атмосферу послевоенного 'болевого шока' который пережили равно как немцы, так и французы. После просмотра еще и еще раз понимаешь, что мирное небо дороже любых амбиций политиков, а жизнь бесценна. Очень рекомендовал бы для просмотра в рядах 'диванных войск' и прочим горячим головам, которые 9 мая клеят наклейки 'можем повторить'.

vmisc
vmisc13 октября 2016 в 20:37
Мелодрама о войне

1919 г., первые послевоенные годы, европейские города восстанавливаются после глобальной травмы. Боевые ранения еще слишком свежие, Первая мировая оставила глубокие следы по всему миру, а Франц, герой новой драмы Франсуа Озона, свел вместе немку и француза, тех, кто еще вчера воевал. Каждая несчастливая семья несчастна по-своему, и семья, потерявшая 23-летнего немецкого пацифиста в первые дни войны, кажется, продолжает жить дальше. Отец с матерью безмолвно хранят память о сыне, а невеста Анна (Паула Бир) с нежностью перечитывает личные письма. Мир начинает обретать краски, а в жизни семьи появляется Адриен (Пьер Нинэ), сдержанный француз, приходящий на могилу Франца. Он возникает в их жизни, представляясь другом покойного солдата, стараясь извиниться за что-то, заменить кого-то, связывает себя с ними. Франсуа Озон снова взявшись за реальность, за человеческую историю, не отбросил своей любви к мистике. Он закручивает сюжет, оборачивая все в сон, переводит свет с одного героя на другого, делая его главным гостем картины. Не боится быть откровенным и смелым, как и всегда, обнажая натуры и сущности людей. Правда сейчас это все облачилось в мелодраму, имеющую собственные правила. Поэтому тут возникнут и томные взгляды, и скрипка, и длинные юбки, и полотна Мане, и любовь. Любовь ко всему, а главное, ко времени без войны. Разворачивая свои последние фильмы в пределах одной семьи («В доме», «Новая подружка», «Молода и прекрасна» и пр.) Озон затрагивает тему, соизмеримую с жизнью и смертью, любовью и дружбой. Он говорит про войну, пусть далекую, но все также осязаемую. Раскрыть любовную линию на фоне таких декораций – довольно трудно. Кажется, шаг, и наступят слезы, вздохи и прочая жалобная мишура. Но режиссер сказал «я сделаю». Нам остается лишь чувствовать. Деликатная, тонкая, абсолютно лишенная пафоса история, визуально напоминающая «Белую ленту» Ханеке, но более жизнеутверждающая, человеколюбивая и дико прекрасная. Картинка иногда будет иногда окрашиваться в цвет, а иногда снова переходить в монохром. Она будет живая и естественная, такая же, как и все остальное. Как актеры, как режиссер, как зрители в зале.

stepanbalmond
stepanbalmond23 марта 2019 в 21:47
По ту сторону рая

Война разделяет людей, и в первую очередь это фильм не о любви, а об ужасах военных конфликтов, о том, как разрушаются человеческие судьбы как во время сражений, так и после их завершения. Фильм несколько затянут: развитие сюжета идет очень медленно, но, несмотря на это и даже некоторую предсказуемость отдельных моментов, финал его до конца всё-таки предугадать нельзя. В этом и есть несравненный плюс картины, который не дает закончить просмотр раньше времени. Актерская игра, черно-белый фон, сменяющийся на цветной, музыка - на высоте. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватило, это самого Франца. Этого персонажа можно было бы раскрыть в разы глубже и интереснее, и от этого осталась какая-то недосказанность: разговоры о персонаже других героев не смогли раскрыть его так, как это мог бы сделать сам Озон. 7 из 10

Изабель Рошер
Изабель Рошер14 февраля 2019 в 09:07
Кем человек хочет казаться для других

Честно признаюсь, я не являюсь как таковым любителем творчества Франсуа Озона. В своих фильмах он хоть и избирает тему психологии взаимоотношений, но делает это в ту сторону, которая мне не особа приятна и интересна. Зато его почерк невозможно перепутать ни с кем другим, даже среди французов. Картина 'Франц' чёрно-белая. Не могу сказать, а точнее мне непривычно рассуждать о красоте таких картин, т. к. смотрела я их мало. Если же говорить о музыкальном сопровождении, то в привычном понимаю Озоновских фильмов, она обволакивает, покрывает весь фильм и даже добавляет ему мистики (добрую половину фильма я думала о том, что что-то такое будет). Потрясающий отрывок ноктюрна на скрипке напомнил мне силу классической музыки - эх! Теперь об истории: за что можно любить и недолюбливать Франсуа, так это за необычные истории про обычных людей. А точнее раскрытие той стороны жизни, о которой мы меньше всего слышим, видим и догадываемся. В этом и самая удивительная черта его картин - такая многослойность и вдумчивость, которую нигде не встречаешь. Пожалуй, для меня, 'Франц' - самая сильная и взрослая картина этого режиссёра именно благодаря сюжету и тому как он реализован. Фильм рассказывает о многом, но основная мысль заключена в этом - кем человек хочет казаться для других, и кем он является на самом деле для самого себя 9 из 10

Tarantinushka
Tarantinushka14 ноября 2018 в 09:21
Кино о мире

На фоне общего уклона в сторону милитаризации, патриотизма, какого-то восхваления и почести войнам, особенно в России, подобные фильмы о мире стоят особняком. И я с трудом могу представить, что у нас когда-нибудь снимут фильм на подобную тему. Я очень рада, что такие фильмы есть. Пусть их и немного. Фильмы, показывающие людей, а не врагов, мир, а не войну, жизнь, а не слепое подчинение и убийства. Я готовилась к такому камерному чёрно-белому кино, с прекрасными мягкими кадрами лиц, размытием задних планов и фокусировкой на главных героях, и я это увидела. Прекрасная героиня Анна и актриса, Паула Бир. Замечательные родители её убитого на войне жениха, Франца. Великолепный, запутавшийся 'друг' главного героя, Адриен. Это такая простая, и в то же время трудная история о мире, о мире во всём мире, но, что важнее, о мире в твоём сердце. Пусть есть некая доля лжи в ходе повествования, в целом, это фильм честный. Фильм о правде, не всегда удобной, не всегда подходящей для всех. В конечном итоге, на войне убивают людей, сами военные действия - это прикрытие, оправдание всем убийствам. Потому что отнять жизнь такого же человека, как ты, даже во имя мира, это не просто. Это не пройдёт бесследно. Но всё же, виноваты государства, виноваты обстоятельства, сам человек, по своей сути, не видит врагов в лицах других национальностей. Ему это навязывает общество. И он заслуживает прощения. Ради мира. Ради того, чтобы ему можно было дальше жить. Даже для того, чтобы просто ходить в музей и смотреть на одну и ту же картину, снова и снова. Если это помогает двигаться дальше, почему нет. Закрыть глаза, услышать шум ветвей, хотя бы для этого, стоит жить. '- Я и забыл уже. Как ветер шумит в кронах. - Из-за этого шума, я и люблю весну.' 9 из 10

Cherryonthecake
Cherryonthecake19 апреля 2017 в 21:48
Озон в лучшем виде

Новый фильм любимого режиссера - он как порция эклеров после безуглеводной диеты. Ждешь долго, а потом проглотил и не заметил. С Озоном у нас любовь давнишняя, пусть и в одни ворота - Началась она с «Молода и прекрасна'. Потом были чудные интригующие '8 женщин', культовый, но почему-то не впечатливший «Бассейн', и эксцентричные «Капли дождя на раскаленных скалах». Каким же оказался Франц? Как жаркОе, томящееся на медленном огне, как неспешно раскрывающийся бутон. Медленно но верно это кино пробирается в твое сердце, вкрадчиво, будто кошка, ступающая в новый дом. Трагедия объединила людей причастных к ней - виновных и пострадавших. Но так ли виновны те, кто виноват? Озонн раскидывает перед нами ассорти философских вопросов. Является ли искупление заслуживающим прощения? Может ли быть чиста душа, после того, как ты причинил кому-то дикую боль? Может ли на месте ненависти возникнуть любовь? Может ли вытеснить ее? Нужна ли ложь? И важна ли правда? Теперь нам подбирать ответы. А на экране все это время до неприличия красивая Паула Бир и мега-талантливый неоромантический Пьер Нинэ. Симбиоз двуязычья, прыжки с немецкого на французский придают «Францу» особый шарм. Хочется обратить внимание на одну из самых говорящих сцен - когда Анна и Адриен аккомпанируют поющей Фанни. Это излюбленный прием озона - через музыкальную репризу подчеркнуть «интенсивность» момента. И как же много чувственных красок в этой черно-белой истории 10 из 10

freemen1980
freemen19801 февраля 2017 в 06:12
Живые и мервые...

Стильная и атмосферная антивоенная ретро-драма о любви и прощении... Действие картины переносит нас в первые годы после окончания Первой Мировой войны. В центре сюжета оказывается молодая и красивая немка по имени Анна, которая никак не может смириться с потерей своего жениха. Но однажды ее одиночество нарушает молодой француз, которого она встречает у могилы своего жениха Франца... Перед нами стильная и атмосферная, тонкая и душевная, красивая, глубокая и человечная антивоенная ретро-драма о любви и прощении, рассказанная с деликатностью и любовью к людям, заставляющая думать и оставляющая после себя след, как выдержанное терпкое вино, оставляющее после себя долгое и приятное послевкусие... Пожалуй это самый зрелый и серьезный фильм Франсуа Озона снятый им намеренно в сдержанных и холодных черно-белых тонах с вставкой цветных эпизодов для полного и эмоционального восприятия, с присущей ему эстетикой и поэтикой, словно художник-импрессионист изящно и со знанием дела наносящий мазки на свое полотно. Особенно хочется отметить замечательный актерский состав, подобранный просто идеально - это немка Паула Бир, получившая за эту роль приз в Венеции и француз Пьер Нинэ, играющие очень чувственно и оторваться от их игры просто невозможно. Рекомендую к просмотрю, любителям серьезного кино.

dmsed
dmsed29 января 2017 в 14:25
Поздно...

Я так ждал! Ну когда же! Когда! Когда герои смогут побороть в себе предубеждения, гордость, боль утраты, предрассудки послевоенного времени. Я ждал когда их любовь вырвется наружу! Ну это же читалось! Но... Там на перроне Анна сказала - 'Поздно!', вернув меня с небес на землю. Чудо не произошло! Хотите романтической сказки, любви? Тогда Вам точно не на этот фильм. Но фильм замечу замечательный! На мой взгляд 'Франц' мсье Озона - очень печальный и одновременно безумно вдохновляющий фильм о человеческих взаимоотношениях после войны, о становлении людей после горечи потерь, о трудностях в преодолении себя, о прощении, совести и милосердии. Черно-белая гамма с вкраплениями цвета отлично подчеркивают общую тональность фильма. От чувства необратимости, обыденности в черно-белых тонах к цветным, радостным, знаковым моментам в жизни героев, к вот-вот зарождающемуся чувству чего то прекрасного и... к сожалению обратно к черно-белым будням. Озон показывает насколько все таки трудно по-настоящему открыться, сказать действительно важные вещи, понять и простить человека, находящегося рядом с тобой. В итоге мы получаем полутона, полу действия, недосказанность, и чувство облегчения, когда лучше убежать, бросить все! Только бы не признаться друг другу, боясь не получить желанной взаимности... Фильм однозначно рекомендую к просмотру! 7 из 10

vital4ikk
vital4ikk15 января 2017 в 18:08

От Озона всегда жду его фирменной скандальности, которая желчно, порою чересчур крикливо, издевается над высокими чувствами. Но мои ожидания оправдываются очень редко, ведь режиссёр большой мастер и обходится без лишней профанации, пуская в дело лишь сарказм, хотя и припорошённый некоторой долей извращений, в виде отклонений в ориентации. Но данная картина немного из другой оперы, так сказать, классической. Примером может послужить другая работа мастера 'Ангел', вот только 'Франц' исполнен более тонко и рассчитан на истинных поклонников творчества режиссёра. Война и её многочисленные жертвы, среди которых обязательно найдутся разбитые парочки, а значит поломанные жизни. Умер близкий человек, теперь важно не просто жить дальше, а не потерять вкус к жизни. Достаточно лирический мотив, который таковым и останется, но с некоторой иронической, пускай и болезненной поправкой. Озон остаётся верен себе и с лёгкостью, а главное с большим талантом, демонстрирует нечто большее чем горе, он показывает глубину, в которой теряются любые фундаментально-традиционные чувства и эмоции. Главное достоинство картины, естественно, на ряду с режиссёрской мыслью, это актёрская игра. Творческий симбиоз явно удался, ведь подобную самоотдачу приходиться видеть не так часто. Актёрам удаётся погрузить зрителя в происходящее, которое не балует резкими сюжетными ходами, но оторваться от экрана уже просто невозможно. Фильм буду рекомендовать к просмотру, это крепкая работа маститого режиссёра, который не заигравшись в классику, но в тоже время без откровенных передёргиваний, смог не только снять драму в своём фирменном стиле, но и передать атмосферу того времени. Поклонники точно останутся довольны. Всем желаю приятного просмотра!!!

Ya-na
Ya-na8 ноября 2016 в 19:13

Действие происходит в 1919 году. Буквально несколько месяцев назад немка Анна потеряла жениха - Франца, который по иронии судьбы очень любил Францию и стихи Верлена. Анна живет с родителями покойного, доктором и фрау Хоффмайстерами, и пытается отбиться от настойчивых ухаживаний неприятного типа Кройца. Однажды она встречает на кладбище француза по имени Адриен, который загадочным образом связан с Францем. Франсуа Озон всегда умел удивлять необычными сюжетами, рассказанными в его характерной манере, изменчивой, но безошибочно узнаваемой. Безусловно, и у него время от времени случаются осечки, милые, но откровенно проходные картины, вроде прошлогодней 'Новой подружки' или 'Трофейной жены' с Катрин Денев (у нас она вышла под ужасным названием 'Отчаянная домохозяйка'). Но 'Франц' не из их числа. Это произведение цельное, стильное и действительно глубокое. Фильм очень разноплановый, в нем как будто пересекаются сразу несколько историй. Это и детектив, и мелодрама, и драма о чужаке во враждебном окружении - а как должны относиться к французу в немецкой провинции сразу после унизительного поражения. 'Франц' может похвастать не одним резким сюжетным поворотом - честно говоря, финал у него действительно непредсказуемый. Снят 'Франц' очень изысканно, я бы даже сказала, вычурно. Местами это буквально завораживает, но местами даже мешает, кажется слишком нарочитым. На мой взгляд, с красотами Озон все-таки перестарался. В итоге, несмотря на лихо закрученный сюжет, в середине и ближе к концу 'Франц' начинает казаться немного затянутым. Как бы то ни было, 'Франц' - это работа мастера, которая определенно стоит похода в кино.

Distarneo
Distarneo21 апреля 2017 в 06:15
Высокие, высокие отношения!

Новая мелодрама от известного на весь мир режиссёра. Прекрасная история взаимоотношений между мужчиной и женщиной, между прошлым и будущем, между правдой и ложью. Утонченное повествование, казалось бы лёгкой истории, превращается сложный клубок эмоционального восприятия. Каждый Герой противоречив и непонятен, вызывающий то симпатию, то неприязнь. Поступки иногда изумляют отсутствием логического понимания. От этого задаешься вопросом в чем суть фильма, какова его цель и основная тема. Но даже от всего этого непонимания, сам фильм смотрится с большим интересом. В нем есть притягательная сила, которая ведёт зрителя до самого финала. Очень радуют актёрские работы. Отчётливо видно, как режиссёр уделял особое внимание взглядам героев. Их глаза это большая часть фильма. Это все! Это наш мир! Это наша жизнь! Фильм для настоящих ценителей высокохудожественного авторского кино. Приятного просмотра.

Cherrytie
Cherrytie7 января 2017 в 19:35
«Франц»: Любовь после войны.

Франсуа Озон продолжает подтверждать репутацию одного из самых неопределившихся относительно собственного кинематографического стиля и наиболее непредсказуемого относительно выбираемых источников многочисленных заимствований и цитирований режиссера. На сей раз мсье Озон решает переснять картину Энста Любича, использовав монохромную гамму и выстраивая промо-кампанию на обещании наличия гомоэротической сюжетной линии. Фильм «Broken Lullaby», вышедший в прокат в 1932-м году был основан на пьесе Мориса Ростана и своей основной целью имел четкий антивоенный посыл, облеченный в форму драмы, к финалу переходящей в трогательную мелодраму. Автора «Франца» движение за мир интересует мало, поэтому он оставляет в стороне проблемы межнациональных и межгосударственных конфликтов и сосредотачивается на вопросах любовных отношений, лишь формально, из-за недавно потрясшей Европу Grand War, отягощенных культурными противоречиями, и обращается к правомерности существования любви как таковой, изучая концепт сквозь призму социального и классового аспектов. Первая половина «Франца» является точной калькой с «Broken Lullaby», представляя публике знакомство семейства Хоффмайстэр, потерявшего на полях Франции единственного сына Франца, и загадочного француза Адриэна, странным образом связанного с их сыном и вызывающего у Хоффмайстэров и невесты Франца Полы необъяснимую симпатию. А вот вторая часть киноромана полностью придумана Озоном и помогавшим ему Филиппом Пиаццо (автором, надо сказать, весьма оригинальной и небанальной вещи под названием «Tout est calme»), и в ней «Франц» претерпевает форматирование из высокопарной трагедии в линейную мелодраму, отягощенную присущей Франсуа Озону легкомысленностью, выражаемой на экране недостатком проработанности метафор и игнорированием такого инструмента как подтекст. Твисты делают невозможным изложение основного содержания фильма, однако относительно «Франца» легко говорить о нехватке образности и изящества характеров, кои и превращают историю в сентиментальный роман со слегка пессимистической тональностью. Любовь здесь принимает форму чинной помолвки, черно-белых фотографий в альбоме и тщательного ухода за могильными цветами. Авторы убеждены, что в быту нет места чувственности, она правомерна в сфере умозрительного и невозможного, поэтому фантазии и поле боя (суть одно) – как нельзя лучше подходят для существования категории «любовь», а в повседневности имеется лишь брак по расчету и похоть. Для тех, кто не в состоянии соотнести титул «L'homme que j'ai tue» с происходящим на экране, Озон многократно демонстрирует полотно «Самоубийца» Эдуарда Мане, подчеркивая тщетность усилий порывов юности и бренность плоти, уповая исключительно на метафизику, не нуждающуюся в физической реализации. Досадно, что запланированная к использованию высокопарность подводит Озона, так как крайне проблематично сочетается с формой прямолинейного женского романа. Иными словами, «Францу» катастрофически не хватает изящества и нарочитой недосказанности: в работе с цветом Озон далеко не Антон Корбайн, в рассуждениях о мечтах и воображаемой любви ему никогда не сравниться с Ксавье Доланом, а изучение поэзии военной трагедии не идет ни в какое сравнение с работой, к примеру, Джеймса Кэнта. Выбранная черно-белая гамма, очевидно, преследовала цель подчеркнуть траурные настроения послевоенной Европы, а мизерные цветные вставки необходимы для иллюстрации тех кратких моментов ностальгии и возможности зарождения новых романтических чувств, что неизбежны даже после трагедий невероятного масштаба. Но из-за того, что многие сцены прямо, механистично скопированы с «Broken Lullaby», в коем Эрнст Любич, конечно же, не принимал во внимание будущие достижения компьютерной графики, во «Франце» полностью нарушается канва акцентов цвета, не совпадая с моментами смысловых пиков, что в качестве результирующей наделяет сюжетообразующей функцией крайне дискуссионные воспоминания Адриэна о его буднях в Париже с Францем. Иными словами, при бесспорности элегантности монохромной эстетики, Франсуа Озон не сумел достичь органичного выражения содержания посредством формы, создав устойчивое впечатление, что элиминация цвета была произведена под воздействием просмотра режиссером, к примеру, «Белой ленты», имела исключительно внешние причины. Следует отметить, что, не взирая на тот факт, что «Франц» включен в разнообразные списки «queer films», и вопреки понятным склонностям режиссера, в фильме отсутствует гей-любовь. Хотя, все «журнальные» сцены прогулок по Лувру и уроков игры на скрипке из трейлеров, под тэгом «Адриэн/Франц», в финальный монтаж включены. И многое из этой псевдоромантики привносится на экране актером Пьером Нинэ, переигрывающим и отнимающим центральную роль у Паулы Бир и превращающим дебютанта Антона вон Люка в своего экранного любовника буквально парой взглядов (и нельзя отрицать, что опытный Франсуа Озон не осознавал возможность этой ситуации, одобряя на роль Нинэ). «Франц» мог бы быть монументальной одой истинной красоте и подлинному смыслу человеческого существования. Мог бы быть, но не стал, и столь явно, сама собой напрашивающаяся образная линия «Франц-Франция» осталась вне пространства рассуждений Франсуа Озона, старавшегося на пределе собственных творческих возможностей. Данная киноработа не более, чем просто крепкий, ладно скроенный фильм о несчастной любви и грузе социальных условностей и различий, приводящих к тому, что любовные романы остаются в мечтах и сублимируются в походы по картинным галереям. И этого, надо сказать, вполне достаточно.

Кинопоиск
Кинопоиск21 октября 2016 в 15:31

Немец Фриц Ланг в 1924 году создал образ Германии, жаждущей отмщения и возврата былого величия - гордую и чистую королеву Кримхильду. Послевоенная, после той войны, которую позже назвали Великой, Германия француза Озона иная - бледная, безупречно прямая, как ножка чёрного зонтика, в траурной юбке и траурной шляпке, с очаровательным акцентом читаюшая Верлена, потерявшая не безупречного, статного белокурого красавца, а нежно-пухлого мальчика, стеснительно любившего скрипку, старомодных добрых родителей и юную невесту. Воина, вышедшего в бой с холостым оружием в руках, пошедшего под хор патриотических речей не убивать, а умирать, но лучше - выжить. Героя, носившего имя страны-соперника, погибшего тёзки. На кладбище, под свист ветра в кронах, встретились они по-настоящему, два врага, глубокая и сильная дева-Германия и Франция в образе слишком тонкого, слишком изящного и слишком чувствительного юноши. И между ними не случилось ни погибели, ни счастливого воссоединения. Только любовь; любовь странная, невозможная, создающая границы и подходящая близко к их разрушению, любовь, схлёстывающая языки, эхо голосов, страдания, дороги. Игра чёрно-белого и цветного изображения с совершенно незаметными переходами - порой опомниться не успеваешь - играет не оформительскую роль, но роль какого-то доселе неведомого средства воздействия, позволяющего то забирать душу в тиски, то облегчать давление. На экране не столько смена событий, хотя события развиваются и по линии мелодрамы, и по линии детектива, и даже по железнодорожной линии недолгого роуд-муви, сколько смена подъёмов и падений, загадок и открытий, проникновений в человеческую душу и захлопываний человеческой души. Темы соотношения патриотизма и пацифизма, свободы выбора и покорности, как музыкальные темы переходящие от одного героя к другому, решаются не декларативно, а в виду человеческих глаз, ждущих не правды, а спасительного обмана. Оттого за речью гостя встают небывшие картины почти гомоэротической, при этом страшно целомудренной нежности. Оттого оказывается невозможным любой резкий нажим на чёрное перо - только эти робкие движения, рифмы влюблённостей, отказов, гонений, вины, прощений и самоубийств, в которых оказывается намного больше надмирной страсти и силы, чем в любых представляемых сценах обнажений и соитий. Горькая игра, отчаянное столкновение правды и лжи (ложь даже могила), а вместе с ними женской альтруистичной силы и мужского эгоизма, возникающего на глазах перевеса, тянущего мир в другое измерение, неожиданно показывает, что правда всё же одна и что она должна, обязана торжествовать. Но имя этой правде - любовь; там, где один ломается под грузом страшной правды, другая стойко несёт крест прекрасной и спасительной лжи. Каждое слово, деяние, каждый решительный поступок проверяется лишь наличием или отсутствием любви, а самой большой ложью оказывается не-следование своим истинным желаниям. И пусть концовка ненадолго обманывает; правда, вооружённая любовью, приводит если не к счастью, то к свободе и обретению надежды. В любом мире, стране, при любых обстоятельствах.

Kelluke
Kelluke21 октября 2016 в 10:36
Лица войны

Новый фильм Франсуа Озона продолжает традицию его лучших работ: он красив, в меру загадочен, наделен запоминающейся эстетикой, правдивой и обаятельной актерской игрой, и поднимает классические проблемы своеобразным способом. “Франц” повествует о рассудительной немецкой девушке Анне, потерявшей на полях Первой мировой войне горячо любимого жениха, и о ее встрече с таинственным французом Адриеном. Анна встречает его однажды на могиле своего Франца и мгновенно признает в нем друга погибшего. Адриен не сопротивляется общению, напротив, он, кажется, сам ищет встречи с невестой и родителями Франца. Он рассказывает безутешной семье истории об их дружбе. Скупые по содержанию, эти истории, тем не менее, трогают родителей, и те хотят видеть Адриена постоянно. Анна тоже очарована чувствительным французом и не подозревает, насколько это знакомство изменит ее жизнь. Лента получилась, можно сказать, двухчастной. В тот момент, когда кажется, что развязка уже наступила, и послевоенная драма подходит к концу, начинается новый виток истории, уводящий ее в русло более авантюрное и даже детективное. После некоторого спада и уныния меняется пейзаж, меняются декорации, и Анна предстает перед нами более сильной, более уверенной в себе, чем раньше. Пустоту и одиночество, которые терзали ее до знакомства с Адриеном, больше не получается заполнить привычными занятиями, и Анна понимает, что надо действовать. Никаких резких и неуместных поворотов в повествовании нет, все случается плавно и постепенно. С немецкой педантичностью Озон прорисовывает одну картину и переходит к другой. Весь фильм наполнен очень четкими маленькими деталями, вроде любимых книг Франца или любимой картины Адриена, черного скрипичного футляра, похожего на гроб, или модного платья в витрине. При этом о многих вещах или событиях ничего не говорится, мы не знаем характеры героев досконально, нам не показывают их души под микроскопом. Но как раз с помощью мелочей и деталей мы можем угадать или предположить что-то. Другой интересный прием, использованный Озоном, это цвет фильма. В основном, “Франц” снят в черно-белом цвете. Но периодически, внезапно, изображение становится цветным. Эти перемены каждый раз длятся недолго, но смена цвета выглядит неким подчеркиванием текста, способом обратить внимание и добавить жизни в нужный момент повествования. “Франца” производит впечатление очень тонкого фильма. Он стильный, но в то же время не стилизованный. Тут очень честно и, опять же, с помощью деталей показаны первые послевоенные годы. Горечь посттравматического синдрома, охватившего и немцев и французов, чувствуется постоянно. Но концовка кажется почти жизнеутверждающей. Война закончилась, мертвые похоронены, а живым надо продолжать жить. Жить и помнить тех, кто ушел.

Magic Andrei
Magic Andrei16 октября 2016 в 11:18
Непонятые чувства.

И снова гениальная работа! Все тонко и со вкусом, пусть даже о смерти. Да в принципе Озон и раньше снимал картины о смерти ( от ее принятия и осознании 'Время прощания', 'Ангел', до ее неожиданного вторжения 'Криминальные любовники', 'Под песком', 'Убежище'). Но в этой работе, чувствуется его серьезный подход и взросление. 'Франц' абсолютно лишен пошлости и какой-либо вычурности со стороны провокационного режиссера, хотя уверен, именно этого ждут от него (и в этой картине), но Озон постарался удивить.. . и он несомненно удивил и растрогал. Я ожидал одно - а в итоге получил совсем другое, и это несомненно в плюс Франсуа, как сценаристу и интриганту-режиссеру. Пьер Нинэ и Паула Бир очень особенно раскрываются в этой черно-белой тихой драме. Поразительной внутренней эмоциональной силы история об отчаянии, о трауре по ушедшим людям, ненависти, чувстве вины, великодушии, и таком непростом прощении... И о самом главном: если нет любви, то нет и смысла в жизни человека. Не стоит забывать о войне, о расколе между Германией и Францией. Не зря нам все время показывают и акцентируют внимание на взглядах полных ненависти и презрения. Для француза Озона, это видно тоже больная тема и он выразил ее именно так. Пацифизм и гимн погибшим сыновьям, горечь утраты и осознание того, что сами отцы - заставляли своих сыновей идти на никому не нужную войну.. . Ненависть и злобный оскал в адрес друг друга на протяжении всего фильма. Герои пытаются понять, как жить дальше ? Ходить на кладбище к пустой могиле и читать Верлена или поехать во Францию в Лувр и найти картину Мане.. . 'мужчину с запрокинутой головой' ?! Терзания и самокопание переполняют эту драму, но от этого становится только светло и легко. И вот жизнь играет своими яркими красками, а ты сидишь напротив картины и понимаешь, что жизнь продолжается, не смотря ни на что! И это вдохновляет. Красивая и очень одухотворенная работа, наполненная такой щемящей музыкой (не сменного у Озона) композитора Филиппа Ромби. Рекомендую всем ! 9 из 10

AmiLi_fe
AmiLi_fe11 января 2017 в 14:53
Убивая своих сыновей убиваешь себя.

Порвать письмо. И снова написать. Отринуть всё, включая громкость воя. Бессмертия средь смерти не искать. И стать глухим. И потому спокойным. (Амили Борэ) Строки собственного сочинения лично для меня идеально легли на мелодию этого фильма. На красоту и эстетичность кадров. На взгляды, падающие с экрана. На пережитые эмоции и не прожитую жизнь. Анна и Франц любили друг друга. Светлой, чистой и невинной любовью, желая связать себя узами брака. Но война распорядилась иначе - Франц уходит на фронт и погибает. Анна остаётся жить у его родителей, помогая им справиться с внезапно упавшем на их плечи горем. И сама не живёт - существует в вечном трауре. Однажды она замечает розы на могиле своего возлюбленного, а позже видит и молодого красивого мужчину, стоящего над ней. Его зовут Адриен. Он француз. Человек, принадлежащий той нации, которая для немцев является угрозой, смертельной и вредоносной. Человек той нации, который на войне поднимает оружие и стреляет в грудь немецким солдатам. Между героями начинается странная цепь отношений, граничащая с отчаянием и надеждой. Но правда, которая раскроется в середине фильма, станет для обоих болезненным грузом, сползающим с груди. Франсуа Озон снял плавное кино. Плавное в движениях, в музыке, в разговорах. Неторопливое, даже несколько неестественно неторопливое, если вдумываться, что мир ещё не отошел от войны, а вскоре пойдёт и по новому её адскому кругу. Но вся эта лёгкость кадра приправлена таким тяжелым смыслом, кроющимся в молчании, в глазах, в немых сценах, где, кажется, слова были бы не нужны и даже портили бы картину. Это кино, прежде всего, о главной разрушительной силе войны - о лишении жизни человека. О противоестественной его гибели на полях, которые потом покроются травой, и кости покроются слоем грязи и канут в небытие. О том, что несёт такая гибель дальше, какой вечной становится цепочка людского горя внутри одной семьи. Похоронив пустой гроб, родители, жёны, сёстры становятся сиротами с пустыми душами. Эту боль невозможно унять. Она сидит, свербит и не даёт покоя. И вот такой, внезапно появившийся человек, со своей историей, рассказывающий о том, кто уже мёртв, словно оживляет твоего любимого и близкого, давая и ему и всем вокруг почувствовать, что человек не мёртв до тех пор, пока будет жива память о нём. Отец Франца произносит в фильме фразу, которая для меня стала невероятно глубокой, задевающий что-то в глубине: - Мы отцы, отправляющие своих сыновей умирать. Так оно и есть. По двум сторонам сидят отцы, радующиеся гибели сыновей противников, и оплакивающие гибель своих сыновей. Красивый фильм, с красивыми актёрами, с трагической историей, преподнесённой в восхитительной чёрно-белой операторской работе Паскаля Марти. Что нужно ещё, чтобы почувствовать магию киноматографа? Пожалуй, мне хватило всего. 10 из 10

Корделия Нейсмит
Корделия Нейсмит19 октября 2016 в 21:36

Новый фильм Франсуа Озона 'Франц' рассказывает странную, во многом загадочную историю, которая случилась в Германии вскоре после Первой мировой войны. В дом к почтенным немецким бюргерам, единственный сын которых погиб на фронте и которые живут с его несостоявшейся женой, приезжает некий молодой француз. Который оказывается другом покойного - большого поклонника Франции, до войны успевшего пожить в Париже. 'Франц' - что-то среднее между психологической драмой, мелодрамой и детективом. И трагикомедией, как это часто бывает у Озона. А еще фильм затрагивает антивоенную тему, чего у Озона не бывало никогда. Первое, за что хочется похвалить фильм, - это сюжет. Его нельзя назвать динамичным, 'Франц' вообще скорее созерцательная картина, но он по-настоящему захватывающий. И хотя главная интрига вроде бы раскрывается уже в середине (а для многих очевидна почти с самого начала), напряжение не оставляет до самой развязки - как всегда, неожиданной. Второе - это главные герои. Совсем молодые Пьер Нинэ и Паула Бир сыграли просто блестяще. Один - чувствительный француз из хорошей семьи, человек искусства, которому пришлось пройти через ад войны. Другая - немка из провинции, которая живет у родителей покойного жениха - довольно странное, надо признать, положение - и пытается отбиться от нового ухажера, изнывая в глуши. Их встреча - встреча двух миров, тем более взрывоопасная, что совсем недавно Германия и Франция были разделены фронтом. И оба актера передали эту встречу просто прекрасно. Третье - это стиль. Фильмы Озона всегда отличаются стилем, и 'Франц' - не исключение. Тут и переход от черно-белого к цветному, и нарочитое любование искусством - от Мане до скрипки, и просто фантастически изысканные кадры. В какой-то момент это кажется даже излишним, слишком декоративным, но оторваться все равно невозможно. Даже взявшись за вроде бы антивоенную драму, Озон остался верен себе и снял напряженную, необычную, загадочную историю, в которой больше пауз, чем слов, больше видов, чем действий. Кому-то она может показаться скучной, затянутой, бессмысленной, но меня она чрезвычайно впечатлила.

GalinaSK
GalinaSK23 февраля 2017 в 20:58
«Он – французский солдат, сам приехал сюда, к Вам, чтобы просить прощения. Ты должна простить, как Иисус Христос простил тех, кто распял его. Отпускаю твои грехи, дочь моя. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Прощение – вот о чём для меня этот проникновенный в чёрно-белых тонах фильм… Война, 20-е гг. XX века, Германия и Франция, две семьи, одна потеряла сына, сын другой причастен к этой трагедии… Чёрно-белые полутона, трогательные звуки скрипки, родители, убитые горем, невеста, потерявшая жениха, и незнакомец, представившийся другом погибшего… Франсуа Озон мастерски подводит зрителя к идее прощения. Порой я не понимаю главную героиню, не могу понять её чувств и её отношения к убийце жениха, но речь отца погибшего, о войне и смерти близких, расставляет для меня всё по местам… «Мы убивали их сыновей тысячами и праздновали победы, запивая пивом. А, когда они убивали наших сыновей, то они праздновали, запивая вином. Мы – отцы, которые убивают своих детей…» В фильме поднято столько важных вопросов, проблем и не даны ответы. У каждого зрителя есть возможность самому осмыслить эту историю, задать себе вопросы и поразмышлять над ответами…А подумать есть о чём… Фильм настолько неоднозначный, настолько просто и в тоже время сложно говорит со зрителем… Для меня в этом фильме сложилось всё. Чёрно-белое кино, иногда переходящее в цвет, символика этих переходов… Музыка, скрипка, занимающая особое место в фильме… Потрясающая операторская работа, для меня, как для фотографа, это целый учебник по черно-белой плёночной фотографии… Актёрская работа… Для меня кино состоялось тогда, когда у меня возникает ощущение присутствия в фильме, в истории, которую рассказывает нам режиссёр... После просмотра, кино долго не отпускает. Кадры медленно возникают передо мной снова и, вопросы, на которые я не могу найти ответы, занимают меня, мучают и заставляют вновь и вновь возвращаться к фрагментам фильма, чтобы переосмыслить… Браво режиссёрам и актёрам, оператору и композитору, но взгляд отца погибшего – это тот кадр, который определяет для меня весь фильм… Это взгляд человека, потерявшего сына на войне, взгляд неизбежности, взгляд потери, взгляд утраты, боли, которая не отпускает и будет сопровождать всю жизнь, со временем утихая, но никогда не исчезнет навсегда… 10 из 10

SherryBakinskaja
SherryBakinskaja7 января 2017 в 12:25
О не состоявшейся дружбе и любви

- Вам тоже нравится? - Да. Она даёт мне силы жить. Картина Эдуарда Мане 'Самоубийство' Франсуа Озон многолик и каждый его фильм неподражаем и творчески оригинален. Одно лишь постоянным оставляет нам - внутреннее эмоциональное состояние человека и действия, пейзажи, музыка, атмосфера - ничего лишнего - всё для глубокого погружения в переживания, как радостные, так и горестные, в надежду и отчаяние. В развитие сюжета плавная динамика с затаённым взрывом, но предугадать его направление не получается. Озон - верный себе, смешивает любовь и мистику, и ещё множество красивых деталей, рисующих удивительное тонкое одухотворённое полотно человеческой боли после окончания первой мировой войны. Отцы виноваты в смерти сыновей, послав их на войну или сотворив оную, и Озон гипотетически выстроил отношения между двумя юношами, могущими стать товарищами, если бы они не противостояли друг другу в окопе грохочущей атаки. Жизнь прекрасна, как весна... если б не было войны. Мощный антивоенный фильм, рассказанный нам с деликатностью и любовью к людям.

vladivas
vladivas12 сентября 2016 в 14:45
Лики любви лики войны

Можно ли понять врага? Простить и полюбить его? Фильм Франсуа Озона 'Франц' рассказывает о многоликости жизни. Может ли война и смерть стать началом другой любви и другой жизни? Прощение грехов - это путь к пониманию себя и других? Озон в своем пронзительном фильме задает эти вопросы себе и зрителю. Ответ режиссера это его фильм. А зрители то есть мы, способны ли мы сами себе каждый, ответить на эти же вопросы или нет?