'И моего сына и твоего, и твоего и твоих двоих сыновей кто послал их на фронт? Кто их снабжал снаряжением и оружием? Мы — их отцы. И с этой и с другой стороны. Мы в ответе за это. Мы убивали их сыновей тысячами и праздновали победы, запивая пивом. А когда они убивали наших сыновей, то они праздновали, запивая вином. Мы отцы, которые убивают своих детей.' Почему все самые талантливые режиссеры со временем хотят снять черно-белый фильм? Что их привлекает в этом? Возможно уйти к истокам кинематографа, окунуться в некую ностальгию, снять атмосферное кино, которые когда-то снимались в начале прошлого века? Но суть ни в этом на самом деле. Сейчас перед нашим вниманием глубокая драма от французского режиссера Франсуа Озона 'Франц'. Когда-то я с большим предвкушением начал смотреть это кино. Дело в том, что Озон, как режиссер гениален, и его фильмы так проникновенно прекрасны. Именно его фильм '8 женщин' входит в небольшой список самых моих любимых фильмов всех времен и народов. Но помимо '8 женщин' у Озона большой список и комедий, и мелодрам, и драм, и шокирующих фильмов, и провокационных, ряд короткометражек. Франсуа Озон является один из самых популярных французских режиссеров, и к его фильмам всегда особенный интерес. Что касается военной драмы 'Франц', то этот фильм ярко отличается от всего, что снял режиссер. Этот фильм даже глубже, чем кажется на первый взгляд. Как мне нравится, как Озон преподносит свои истории, мы видим эволюцию персонажей, видим, как они меняются, их ждет и свет, и тьма. Самое интересное всегда тайны героев историй Озона, здесь вся и фишка. Именно это и самый интересный аспект в данном фильме - главная тайна. Мы видим возлюбленных Анну и Франца. Они жили в Германии и хотели пожениться, но началась Первая мировая война, и Франц ушел на фронт во Францию. Молодой, начинающий скрипач Франц, у которого было перспективное будущее, как и в карьере, так и в личной жизни, погибает на фронте. Убитая горем Анна не перестает общаться с его родителями и постоянно ходит на могилу парня. Вскоре она замечает на кладбище некого Адриена - француза, который приходит тоже на могилу к Францу. Ог говорит, что они были друзья, и Анна знакомит его с семьей любимого... Фильм охватывает зрителя чем-то гипнотическим, таинственным и туманным. Попадаешь как будто в сон и невозможно оторваться от просмотра. Чувствуется весь фильм какой-то подвох, некая тайна, нечто недосказанное. Очистительная волна правды сметет все на своем пути, и в этом весь режиссер: он умеет удивлять и обескураживать. Кстати, актерский состав понравился. 2016 год стал самым насыщенным и важным в карьере восходящей звезды французского кино Пьера Нинэ. В тот год актер сыграл аж в трех совершенно разных по жанру фильмах 'Одиссея' про Жака Кусто, молодежная комедия 'Пятеро' и черно-белый фильм от Озона 'Франц'. Надо признать, что актер Нинэ сильный, ну а в этом фильме он выложился на все сто. Его герой тут троянский конь, с ним главная тайна в сюжете. Сначала думаешь одно, но в итоге все будет совсем другое. Это и понравилось. Женская роль досталась немецкой актрисе ранее неизвестной Пауле Бер. Теперь она с этим фильмом и ассоциируется. Сколько жизней отнимают войны, сколько судет разбивают навсегда, сколько несут с собой несправедливости и боль пустоту и утраты. Именно об этом и есть данное кино. Убийцы или солдаты, которые должны защищать свою страну? Или то, что было на войне, остается там на полне боя?! Как жить после увиденного и совершенного? И об этом данное драматическое кино. Мне показалось то, что сделал режиссер эту драму черно-белой, сделало фильм более уносящим нас в то время, более убедительным, как будто мы заглянули в окошко прошлого на сто лет назад. Фильм серьезный с интересной, не простой историей. Вольный римейк 'Сломанной колыбельной' Эрнста Любича. 'Франц' - французско-немецкая военная драма 2016 года. Международный фильм Франсуа Озона получился тонким, глубоким с трагической историей разрывающей на части. 'Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди.' (с) Уинстон Черчилль. 7 из 10
Иногда люди могут быть поглощены собственным горем до такой степени, что вместо того чтобы отпустить эту боль и жить дальше, они предпочитают погрузиться в иллюзию того, что все в порядке, невольно завлекая в эту всеохватывающую паутину лжи окружающих людей. В определенной степени такой способ помогает им восстановится душевно, но бессмысленное убеждение себя в том чего нет не может не привести к непоправимым последствиям, как это произошло с главными героями психологической драмы «Франц». Синопсис Германия, 1919 год. Молодая девушка Анна продолжает оплакивать своего жениха Франца, погибшего на поле боя во время войны. Во время очередного визита на могилу Анна встречает молодого и красивого француза Адриана, утверждающего, что был знаком с Францом до войны, и решившего выказать соболезнования родителям юноши. Анна невольно проникается симпатией к Адриану и даже начинает забывать Франца, но тайна, которую хранит этот француз, навсегда изменит отношение Анны как к любви, так и к жизни. Игра актёров Как известно, в плане актерского состава фильм стал площадкой для сотрудничества наиболее известных французских и немецких актеров, которые показали себя с наилучшей стороны. В первую очередь, хотелось бы отметить Паулу Бер в роли Анны, молодой девушки, привязавшей себя к усопшему, но вновь обретшей вкус в жизни после знакомства с человеком, чей характер и взгляд на жизнь сумели заменить ей Франца. Также оставило приятное впечатление исполнение Пьера Нинэ в роли таинственного Адриэна, пытающегося искупить перед «другом» вину. Режиссура Франсуа Озон является одним из самых ярчайших представителей современного французского кинематографа, поскольку, используя нетривиальным подход, пытается заострить внимание на тех сторонах нашей обыденной жизни, которые мы привыкли не замечать. Послевоенная Европа лишь служит художественным инструментом для общего антуража, потому что на первый план выходит мир лжи, который герои выстроили вокруг себя. Анна и Адриэн – оба одиноки, оба получили неизлечимые душевные раны от войны. И их знакомство помогает обоим вернуться к нормальной жизни, вновь начать радоваться простым вещам, увидеть долгожданные краски (собственно, черно-белые сцены обретают цвет). Но когда выясняется, что все ранее высказанные слова – не более чем ложь, это порождает новую ложь, которая выстраивается в целую цепочку сплошной иллюзии, в которой герои предпочитают остаться, чем жить реальной жизнью. Сценарий Действие сюжета происходит после Первой мировой войны в Германии, оправляющейся после позорного проигрыша и потери молодых сынов нации. Главная героиня Анна живет с родителями своего погибшего жениха Франца, ежедневно посещая его пустую могилу, не замечая никого и ничего вокруг себя. Однажды во время очередного визита на кладбище Анна встречает молодого француза Адриэна, представляющимся довоенным другом Франца, хотя она никогда о нем не слышала. Хотя Адриэн – француз, а следовательно, враг для немцев, Анна и родители Франца вскоре с радушием принимают нового знакомого, так сильно напоминающего им почившего сына. Однако Анну не покидает чувство, словно Адриэн что-то скрывает, пока тот не открывает страшную тайну, которая навсегда переворачивает жизни героев. Итог На самом деле, «Франц» - очень необычное и в то же время интересное кино, которое привлекает своей исторической и визуальной составляющей. Хотя в плане самой специфики и идеи фильм может немного сбить с толку, но все же концепция и подача режиссера оставили приятное впечатление. Поэтому смело рекомендуется к просмотру. 7 из 10
Война разделяет людей, и в первую очередь это фильм не о любви, а об ужасах военных конфликтов, о том, как разрушаются человеческие судьбы как во время сражений, так и после их завершения. Фильм несколько затянут: развитие сюжета идет очень медленно, но, несмотря на это и даже некоторую предсказуемость отдельных моментов, финал его до конца всё-таки предугадать нельзя. В этом и есть несравненный плюс картины, который не дает закончить просмотр раньше времени. Актерская игра, черно-белый фон, сменяющийся на цветной, музыка - на высоте. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватило, это самого Франца. Этого персонажа можно было бы раскрыть в разы глубже и интереснее, и от этого осталась какая-то недосказанность: разговоры о персонаже других героев не смогли раскрыть его так, как это мог бы сделать сам Озон. 7 из 10
Новая мелодрама от известного на весь мир режиссёра. Прекрасная история взаимоотношений между мужчиной и женщиной, между прошлым и будущем, между правдой и ложью. Утонченное повествование, казалось бы лёгкой истории, превращается сложный клубок эмоционального восприятия. Каждый Герой противоречив и непонятен, вызывающий то симпатию, то неприязнь. Поступки иногда изумляют отсутствием логического понимания. От этого задаешься вопросом в чем суть фильма, какова его цель и основная тема. Но даже от всего этого непонимания, сам фильм смотрится с большим интересом. В нем есть притягательная сила, которая ведёт зрителя до самого финала. Очень радуют актёрские работы. Отчётливо видно, как режиссёр уделял особое внимание взглядам героев. Их глаза это большая часть фильма. Это все! Это наш мир! Это наша жизнь! Фильм для настоящих ценителей высокохудожественного авторского кино. Приятного просмотра.
Как легко вчерашним соседям и друзьям стать смертельными врагами. Для этого достаточно, чтобы кто-то, часто гораздо более чужой и далёкий, чем соседи, но наделённый самими же людьми абстрактным нечто под названием «власть» выразил желание, чтобы одни люди пошли убивать других. Чтобы ношение иного покроя и цвета одежды и разговор на ином языке стали достаточным основанием для того, чтобы убить человека. Чтобы в людей, с которыми раньше общались, торговали, ездили друг к другу в гости, теперь летели пули, в их дома — снаряды и бомбы. И то же самое произошло и с другой стороны того, что когда-то было просто границей, а стало вдруг линией фронта. А когда выпускается слишком много пуль и снарядов, некоторые из них обязательно в кого-нибудь попадают, раня, калеча, убивая. Вчерашние соседи, друзья, возлюбленные становятся убийцами, врагами, объектами самой жгучей ненависти. Сознание забывает, кто заставил их убивать друг друга, остаются только собственные физические раны и душевная боль за близких, эти раны получивших. Едва отгремела первая мировая война. Потерявшие на фронте своего сына Франца доктор и фрау Хоффмайстеры носят траур вместе с его невестой Анной, оставшейся у них в доме и принятой ими как родной. В один прекрасный день у могилы Франца Анна видит молодого человека, француза, представившегося близким довоенным другом её жениха. Франсуа Озон достаточно разноплановый режиссёр, чтобы из такой завязки получилось всё, что угодно — от чёрной комедии до сексуальной драмы. Но «Франц» оказывается очень по-французски утончённым и по-немецки точным во всех отношениях фильмом. Его вернее было бы назвать не «картиной», как принято именовать кинофильмы, а, скорее, карандашным рисунком, тем более, и снят он в соответствующей чёрно-белой гамме. Повествование в фильме разворачивается неторопливо, по сути лишь раз взрываясь мощной сценой спора доктора Хоффмайстера со своими приятелями в пивной. Но уже одна эта сцена делает «Франца» фильмом, в высшей степени достойным просмотра. В остальном каждый штрих повествования точен и реалистичен. И лёгкая растушёвка наиболее конфликтных мест не скрывает их, а лишь не даёт отдельным деталям привлечь к себе слишком много внимания, упустив из виду картину в целом. Фильм не оправдывает несбыточные надежды и не сгущает краски сверх допустимого, но не оставляет сомнений в содержании художественного высказывания его автора. Исполнители главных ролей Пьер Нинэ и Паула Бир двигаются в пространстве фильма медленно и осторожно, при каждом неловком движении норовя налететь на острые углы, тут и там возникающие в сгустившемся сумраке межвоенной атмосферы. Глубоко проникновенны Эрнст Штёцнер и Мария Грубер, играющие родителей Франца, показавших истинную человеческую силу, стремление уничтожить не врага, но свою ненависть, делающую его врагом, и принять любого просто как человека. Чтобы рана зажила и не превратилась в хроническую гниющую язву, её в первую очередь нужно прекратить расчёсывать. К ранам душевным это относится в той же степени, что и к физическим. А за любой, даже «вражеской» униформой всегда скрывается человек, живой, ранимый, такой же, как ты сам. И, как сказал доктор Хоффмайстер, за детей, погибших на войне, в первую очередь отвечают отцы, пославшие их на эту войну.
Прощение – вот о чём для меня этот проникновенный в чёрно-белых тонах фильм… Война, 20-е гг. XX века, Германия и Франция, две семьи, одна потеряла сына, сын другой причастен к этой трагедии… Чёрно-белые полутона, трогательные звуки скрипки, родители, убитые горем, невеста, потерявшая жениха, и незнакомец, представившийся другом погибшего… Франсуа Озон мастерски подводит зрителя к идее прощения. Порой я не понимаю главную героиню, не могу понять её чувств и её отношения к убийце жениха, но речь отца погибшего, о войне и смерти близких, расставляет для меня всё по местам… «Мы убивали их сыновей тысячами и праздновали победы, запивая пивом. А, когда они убивали наших сыновей, то они праздновали, запивая вином. Мы – отцы, которые убивают своих детей…» В фильме поднято столько важных вопросов, проблем и не даны ответы. У каждого зрителя есть возможность самому осмыслить эту историю, задать себе вопросы и поразмышлять над ответами…А подумать есть о чём… Фильм настолько неоднозначный, настолько просто и в тоже время сложно говорит со зрителем… Для меня в этом фильме сложилось всё. Чёрно-белое кино, иногда переходящее в цвет, символика этих переходов… Музыка, скрипка, занимающая особое место в фильме… Потрясающая операторская работа, для меня, как для фотографа, это целый учебник по черно-белой плёночной фотографии… Актёрская работа… Для меня кино состоялось тогда, когда у меня возникает ощущение присутствия в фильме, в истории, которую рассказывает нам режиссёр... После просмотра, кино долго не отпускает. Кадры медленно возникают передо мной снова и, вопросы, на которые я не могу найти ответы, занимают меня, мучают и заставляют вновь и вновь возвращаться к фрагментам фильма, чтобы переосмыслить… Браво режиссёрам и актёрам, оператору и композитору, но взгляд отца погибшего – это тот кадр, который определяет для меня весь фильм… Это взгляд человека, потерявшего сына на войне, взгляд неизбежности, взгляд потери, взгляд утраты, боли, которая не отпускает и будет сопровождать всю жизнь, со временем утихая, но никогда не исчезнет навсегда… 10 из 10
«Франц» - обычное проходное среднестатистическое кино про то, что война и все, что она с собой несет, это ужасно. И это таки ужасно, но... Франсуа Озон уникален тем, что он Франсуа Озон. То, что снимал до недавнего времени он, не может снять никто. Это пронзительно, это до глубины души, это что-то такое, что обычно малопонятно и малоприемлемо, но в интерпретации Озона оно становится ясным, четким и понятным. А еще у него банальное, которое режиссер так любит снимать, волнует настолько остро, что кажется, будто с тобой все это впервые. И тут наступил «Франц». Вернее, что-то непонятное с Озоном стало происходить немного раньше, но сейчас это неясное стало ясным. Из уникального режиссера с ни на кого не похожим почерком и так любимым им в фильмах острым банальным он стал одним из, причем не из лучших, а из средних. И это вот лично для меня очень болезненное явление... Кроме общего впечатления, что «Франц» - это не Озон и такого Озона вот лично мне не надо, есть два объективных минуса фильма, которые ничем не перекрыть. 1. Когда Озон показывает шаблоны в своих ранних фильмах, они у него берут за живое и воспринимаются как нечто лично твое, впервые для тебя, новое и очень волнительное. Режиссер умеет такое делать. Боюсь поверить, что перестал уметь, хотя «Франц» это 'перестал' высветил очень ярко. Война несет ненависть – да. Только компромиссы и прощение позволят жить дальше с тем, что она принесла бывшим врагам, - да. И все правильно говорят герои «Франца», и действуют они правильно, но это как-то слишком далеко от того пронзительного сопереживания и взаимопроникновения, которое было в других фильмах подобной глобально-философской направленности. Да и не было у Озона настолько четко выбранной глобальной темы, он обычно о том же рассказывал как бы отвлеченно, через вроде как и другую тему, бытовую, но эффект все равно имел место быть. А во «Франце» очень в лоб все, очень правильно, настойчиво упорно, и это категорически не аккуратный и легкий Озон. Раньше я готова была ему простить любую банальность, потому что он меня ею не 'насиловал', он делал свои общечеловеческо-философские выводы как бы со стороны, опосредовано, но действовали они на зрителя убойно. Режиссер ничему вроде не учит, но ты все понимаешь. А тут прямо большими буквами на лбу написаны прописные истины, а не волнует. Холодно, хоть и правильно. Многие режиссеры именно так и снимают свое кино, и многих я именно за это и люблю. Но Озона я люблю за другое, это, как по мне, категорически не его метод и стиль. Тут он конкурентов не обойдет, у него другой взгляд на окружающую реальность. Так что причину, по которой осторожный насмешник стал рупором, я понять не могу. И смысла в таком преображении не вижу. 2. У Озона шикарно получаются нестандартные персонажи. Среднестатистические образцы населения - это не его. А тут собрался просто цветник ничем не примечательных героев. Все, чем они отличаются от других, это их правильность. Ну и из чего тогда строить ту канву шоу стремностей и жизненных несостыковок, на которых замешаны типичные озоновские фильмы? Скучно смотреть на героиню, имя которой Всепрощение, на родителей ее погибшего жениха, имя которым Миссис и Мистер родители 1919 года за их идеальность непогрешимую, на приехавшего просить прощения гостя из Франции, имя которому Маски-шоу... Они слишком обыденно-занудно-хорошие для того, чтобы Озон мог с ними поработать и выдать зрителю свои фирменные типажи с легкой степенью безумства. И выступающая в роли стимула для жить героине картина Мане 'Самоубийца', равно как и осенние стихи Верлена ничего по факту не меняют - герои пресные, унылые, неозоновские. Кстати, о госте из Франции. Впервые вижу у режиссера, который из банальностей делает изысканность, такой прокол с развитием характера персонажа. Он готов на все ради прощения, а потом раз - эгоист до мозга костей. Простите, а когда в процессе переезда из Парижа в ото шикарное поместье отого раскаявшегося подменили на другого, пофигистического? Это ж две большие разницы, а не один и тот же мальчик. Не было раньше у Озона подобных несоответствий, его герои всегда четко просчитаны, продуманы, логичны. А тут прям огромная проруха на нашу старуху... Самое веселое в нелогичности героя Пьера Нинэ – к актеру претензий нет. Он добросовестно играл то, что говорили, оба раза: и кающегося грешника, и пофигистичного эгоиста. И оба раза ему веришь. Только вот ощущение, что это два разных персонажа, которых выдают за одного, нагло обманывая зрителя. Нет претензий и к другим актерам – они в целом справились, хотя Паула Бир иногда и укатывала своим олимпийским спокойствием не всегда к месту. Но все же объективно все, что режет глаз в сюжете «Франца», на совести режиссера. Что странно, такого раньше за Озоном не замечалось. И вот что я думаю по всему этому поводу. Когда хочется резко измениться, это нормально. Но как бы я ни хотела, я не могу стать тем, кем не являюсь. Так вот Озон - не агитатор-пропагандист, он насмешник. И насмешником ему лучше в профессии и оставаться. Тогда и пафос не будет все портить, и герои будут действовать, исходя из логики развития своего характера, и зритель не будет зевать во время просмотра. Я не против пацифизма с пафосом, но пусть это делают те, кто на это учился, образно говоря. Озон учился на другое, он в другом хорош и уникален. И я очень жду его возвращения как тонкого насмешника с неадекватными персонажами. Это любимое, это фирменное, это то, что дарит зрителю только он. А другое у него получается таким, как у всех, так и кому тогда это надо? И зачем? 4 из 10 (исключительно за прошлые заслуги и мою к режиссеру непреходящую любовь)
Германия после окончания Первой мировой войны. Анна так сильно любила погибшего на фронте Франца, что добровольно отгородилась от всех радостей жизни, посвятив себя поддержке родителей жениха и уходу за его могилой. Но однажды она замечает у надгробия Франца загадочного француза Адриена, который утверждает, что находился вместе с ним на фронте и был его лучшим другом. Поначалу отец погибшего наотрез отказывается общаться с юношей, так как считает всех французов врагами и убийцами его единственного сына. Но постепенно они понимают, что общение с Адриеном – единственный способ услышать что-то еще о Франце и француз становится желанным гостем в их доме, с каждым днем завоевывая внимание Анны. Но девушке невдомек, что тайна, которую он скрывает, способна навсегда перевернуть ее сложившийся жизненный уклад и заставит пересмотреть свое отношение к личной трагедии. После ряда довольно проходных работ, удачей среди которых была лишь чудесная притча «В доме», Франсуа Озон снял один из своих лучших фильмов за последнее время. Сценарий картины представляет собой переосмысление пьесы пацифиста Мориса Ростана, уже экранизированной Эрнестом Любичем в 1932 году под названием «Недопетая колыбельная». «Франц» Озона затрагивает множество мотивов – от тонкой любовной драмы и печальной истории о невозможности жить нормальной жизнью из-за привязанности к трагедии прошлого до сильного антивоенного посыла (что характерно, умудряется раскрыть их в полном объеме). Также он выносит безжалостный приговор национализму и милитаризму, открыто обвиняя отцов, отправивших детей на войну, в их гибели, когда люди, распевающие хором «Марсельезу», не вызывают никаких патриотических чувств. История ведется без слезливых мелодраматических загибов и мрачных трагических страданий – кажущийся на первый взгляд суховатым киноязык Озона здесь является идеальным способом нарратива. Внимание фиксируется не только на антураже, выразительных крупных планах и отточенной портретной работе оператора, важную роль играют и цветовые вкрапления. Пускай такой прием, когда самые яркие и эмоциональные моменты в жизни героев расцветают теплыми красками посреди черно-белой картинки, далеко не оригинален, смотрится он приятно и органично. Актеры, изящно разыгрывающие тонкую, интимную историю о любви и внутренних переживаниях, великолепны, особенно хороша 21-летняя Паула Гир (внешне напоминающая немецкий вариант молодой Татьяны Догилевой и Катерины Шпицы), чья минималистская и прочувственная игра завораживает. Отказавшись от однозначного хеппи-энда и не допуская присутствия на экране банальных любовных страданий, Озон открыто демонстрирует намеренный обман зрителя, ожидающего классическую антивоенную мелодраму, а получающего грустную, интеллигентную историю с множеством непростых вопросов. Тем не менее, он не хочет лишать людей надежды на счастье в будущем, пускай и прекрасно понимает, что «светлое завтра» без войн в наше время просто невообразимо. 8 из 10
Порвать письмо. И снова написать. Отринуть всё, включая громкость воя. Бессмертия средь смерти не искать. И стать глухим. И потому спокойным. (Амили Борэ) Строки собственного сочинения лично для меня идеально легли на мелодию этого фильма. На красоту и эстетичность кадров. На взгляды, падающие с экрана. На пережитые эмоции и не прожитую жизнь. Анна и Франц любили друг друга. Светлой, чистой и невинной любовью, желая связать себя узами брака. Но война распорядилась иначе - Франц уходит на фронт и погибает. Анна остаётся жить у его родителей, помогая им справиться с внезапно упавшем на их плечи горем. И сама не живёт - существует в вечном трауре. Однажды она замечает розы на могиле своего возлюбленного, а позже видит и молодого красивого мужчину, стоящего над ней. Его зовут Адриен. Он француз. Человек, принадлежащий той нации, которая для немцев является угрозой, смертельной и вредоносной. Человек той нации, который на войне поднимает оружие и стреляет в грудь немецким солдатам. Между героями начинается странная цепь отношений, граничащая с отчаянием и надеждой. Но правда, которая раскроется в середине фильма, станет для обоих болезненным грузом, сползающим с груди. Франсуа Озон снял плавное кино. Плавное в движениях, в музыке, в разговорах. Неторопливое, даже несколько неестественно неторопливое, если вдумываться, что мир ещё не отошел от войны, а вскоре пойдёт и по новому её адскому кругу. Но вся эта лёгкость кадра приправлена таким тяжелым смыслом, кроющимся в молчании, в глазах, в немых сценах, где, кажется, слова были бы не нужны и даже портили бы картину. Это кино, прежде всего, о главной разрушительной силе войны - о лишении жизни человека. О противоестественной его гибели на полях, которые потом покроются травой, и кости покроются слоем грязи и канут в небытие. О том, что несёт такая гибель дальше, какой вечной становится цепочка людского горя внутри одной семьи. Похоронив пустой гроб, родители, жёны, сёстры становятся сиротами с пустыми душами. Эту боль невозможно унять. Она сидит, свербит и не даёт покоя. И вот такой, внезапно появившийся человек, со своей историей, рассказывающий о том, кто уже мёртв, словно оживляет твоего любимого и близкого, давая и ему и всем вокруг почувствовать, что человек не мёртв до тех пор, пока будет жива память о нём. Отец Франца произносит в фильме фразу, которая для меня стала невероятно глубокой, задевающий что-то в глубине: - Мы отцы, отправляющие своих сыновей умирать. Так оно и есть. По двум сторонам сидят отцы, радующиеся гибели сыновей противников, и оплакивающие гибель своих сыновей. Красивый фильм, с красивыми актёрами, с трагической историей, преподнесённой в восхитительной чёрно-белой операторской работе Паскаля Марти. Что нужно ещё, чтобы почувствовать магию киноматографа? Пожалуй, мне хватило всего. 10 из 10
Франсуа Озон долгое время казался мне режиссером хоть и талантливым, но невыдающимся. И, пожалуй, только его «В доме» был действительно исполнен на вершинах виртуозности. Однако лентой «Франц», хоть и мелькнувшей на Венецианском кинофестивале, но прошедшей в прокате незаслуженно незамеченной, этот французский режиссер доказал, что он может быть одним из наиболее интересных авторов наших дней. «Франц», снятый в неоклассической манере и чем-то напоминающий не то «Иду» Павла Павликовского, не то «Белую ленту» Ханеке, безусловно принадлежит к числу наиболее зрелых работ Озона. Картина представляет собой своего рода вольный ремейк фильма Эрнста Любича «Недопетая колыбельная», основанного на пьесе Мориса Ростана. Переосмысляя старый материал, французский режиссер выводит старый и несколько прямолинейный антивоенный сюжет на новый, более многослойный уровень. «Франца» можно сколь угодно расхваливать за крепкое построение сюжета (Озон несколько раз обманывает ожидания зрителя, поворачивая историю совершенно иными гранями, и в этом он прекрасен), тонкую психологичность, игру с монохромом, переходящим временами в цветовое кино, хороший вкус. И все же, сколько не расхваливай, все будет не то. Фильм получился у Озона настолько воздушным, утекающим от всех определений, что не поддается определению. Главный мотив «Франца» — присутствие персонажа, представителя какой-либо национальной и культурной формации, среди не-своих. В этом плане интересен сам опыт французского режиссера, снимающегося, в сущности, на немецком материале. Сюжет фильма можно условно разбить на две половины: француз Андриен в Германии и немка Анна во Франции. Две страны, пережившие войну, бывшие и оставшиеся врагами. Два полюса мира, отражающиеся друг в друге, противостоящие другу другу и оказывающиеся на проверку идентичными. Двойное положение героев среди «не-своих», отражение Франции в Германии, а Германии во Франции позволяет режиссеру показать абсурдность социальных и национальных клише. «Врагов» нет. Тяжба национальностей нелепа, своего рода выкидыш политической борьбы, вина отцов, растящих сыновей на смерть. Все едины. Однако если бы вся суть «Франца» заключалась только в пацифистском пафосе, фильм был бы слишком прямолинейным. Хорошим, нужным, но прямолинейным. Озон это понимает, и поэтому насыщает ленту иными мотивами. Это и ложь во спасение, и необходимость прощения, и чувство вины, преследующее героя Андриена, его желание восполнить причерченную незнакомым людям утрату, и выпуклая в своей кристальности история Анны, образ которой с набирающим силу талантом нарисован восходящей звездой немецкого кино Паулой Бир. Пожалуй, именно она, Анна, а не Франц и не Андриен становится ядром фильма, его сердцем. История ее любви, потерь, прощения, и снова любви, и снова потерь оказывается едва ли не доминирующей. Чтобы в итоге раствориться в иных мотивах и замереть пронзительным отзвуком в финале. В финале, который внезапно становится манифестом любви к жизни и невольно заставляет вспомнить о финале «Ночей Кабирии» Феллини. Иллюзия рассеяна. Чудо обретения не состоялось. Его ожидание вновь разбито о реальность. Но сквозь потери — улыбка Кабирии. И сквозь потери, напротив картины Эдуарда Мане «Самоубийца» — признание Анны в любви к жизни. «Франц» — умное, тонкое и очень многогранное кино, по богатству мотивов созвучное симфонии.
Франсуа Озон продолжает подтверждать репутацию одного из самых неопределившихся относительно собственного кинематографического стиля и наиболее непредсказуемого относительно выбираемых источников многочисленных заимствований и цитирований режиссера. На сей раз мсье Озон решает переснять картину Энста Любича, использовав монохромную гамму и выстраивая промо-кампанию на обещании наличия гомоэротической сюжетной линии. Фильм «Broken Lullaby», вышедший в прокат в 1932-м году был основан на пьесе Мориса Ростана и своей основной целью имел четкий антивоенный посыл, облеченный в форму драмы, к финалу переходящей в трогательную мелодраму. Автора «Франца» движение за мир интересует мало, поэтому он оставляет в стороне проблемы межнациональных и межгосударственных конфликтов и сосредотачивается на вопросах любовных отношений, лишь формально, из-за недавно потрясшей Европу Grand War, отягощенных культурными противоречиями, и обращается к правомерности существования любви как таковой, изучая концепт сквозь призму социального и классового аспектов. Первая половина «Франца» является точной калькой с «Broken Lullaby», представляя публике знакомство семейства Хоффмайстэр, потерявшего на полях Франции единственного сына Франца, и загадочного француза Адриэна, странным образом связанного с их сыном и вызывающего у Хоффмайстэров и невесты Франца Полы необъяснимую симпатию. А вот вторая часть киноромана полностью придумана Озоном и помогавшим ему Филиппом Пиаццо (автором, надо сказать, весьма оригинальной и небанальной вещи под названием «Tout est calme»), и в ней «Франц» претерпевает форматирование из высокопарной трагедии в линейную мелодраму, отягощенную присущей Франсуа Озону легкомысленностью, выражаемой на экране недостатком проработанности метафор и игнорированием такого инструмента как подтекст. Твисты делают невозможным изложение основного содержания фильма, однако относительно «Франца» легко говорить о нехватке образности и изящества характеров, кои и превращают историю в сентиментальный роман со слегка пессимистической тональностью. Любовь здесь принимает форму чинной помолвки, черно-белых фотографий в альбоме и тщательного ухода за могильными цветами. Авторы убеждены, что в быту нет места чувственности, она правомерна в сфере умозрительного и невозможного, поэтому фантазии и поле боя (суть одно) – как нельзя лучше подходят для существования категории «любовь», а в повседневности имеется лишь брак по расчету и похоть. Для тех, кто не в состоянии соотнести титул «L'homme que j'ai tue» с происходящим на экране, Озон многократно демонстрирует полотно «Самоубийца» Эдуарда Мане, подчеркивая тщетность усилий порывов юности и бренность плоти, уповая исключительно на метафизику, не нуждающуюся в физической реализации. Досадно, что запланированная к использованию высокопарность подводит Озона, так как крайне проблематично сочетается с формой прямолинейного женского романа. Иными словами, «Францу» катастрофически не хватает изящества и нарочитой недосказанности: в работе с цветом Озон далеко не Антон Корбайн, в рассуждениях о мечтах и воображаемой любви ему никогда не сравниться с Ксавье Доланом, а изучение поэзии военной трагедии не идет ни в какое сравнение с работой, к примеру, Джеймса Кэнта. Выбранная черно-белая гамма, очевидно, преследовала цель подчеркнуть траурные настроения послевоенной Европы, а мизерные цветные вставки необходимы для иллюстрации тех кратких моментов ностальгии и возможности зарождения новых романтических чувств, что неизбежны даже после трагедий невероятного масштаба. Но из-за того, что многие сцены прямо, механистично скопированы с «Broken Lullaby», в коем Эрнст Любич, конечно же, не принимал во внимание будущие достижения компьютерной графики, во «Франце» полностью нарушается канва акцентов цвета, не совпадая с моментами смысловых пиков, что в качестве результирующей наделяет сюжетообразующей функцией крайне дискуссионные воспоминания Адриэна о его буднях в Париже с Францем. Иными словами, при бесспорности элегантности монохромной эстетики, Франсуа Озон не сумел достичь органичного выражения содержания посредством формы, создав устойчивое впечатление, что элиминация цвета была произведена под воздействием просмотра режиссером, к примеру, «Белой ленты», имела исключительно внешние причины. Следует отметить, что, не взирая на тот факт, что «Франц» включен в разнообразные списки «queer films», и вопреки понятным склонностям режиссера, в фильме отсутствует гей-любовь. Хотя, все «журнальные» сцены прогулок по Лувру и уроков игры на скрипке из трейлеров, под тэгом «Адриэн/Франц», в финальный монтаж включены. И многое из этой псевдоромантики привносится на экране актером Пьером Нинэ, переигрывающим и отнимающим центральную роль у Паулы Бир и превращающим дебютанта Антона вон Люка в своего экранного любовника буквально парой взглядов (и нельзя отрицать, что опытный Франсуа Озон не осознавал возможность этой ситуации, одобряя на роль Нинэ). «Франц» мог бы быть монументальной одой истинной красоте и подлинному смыслу человеческого существования. Мог бы быть, но не стал, и столь явно, сама собой напрашивающаяся образная линия «Франц-Франция» осталась вне пространства рассуждений Франсуа Озона, старавшегося на пределе собственных творческих возможностей. Данная киноработа не более, чем просто крепкий, ладно скроенный фильм о несчастной любви и грузе социальных условностей и различий, приводящих к тому, что любовные романы остаются в мечтах и сублимируются в походы по картинным галереям. И этого, надо сказать, вполне достаточно.
Новая работа Франсуа Озона 'Франц' попала в основную программу фестиваля в Венеции в этом году. Ни одного из знаменитых львов лента не получила, но Паула Бир за роль Анны получила премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса. Хотя бы это это отрадно, потому что Озон во 'Франце' пустился не просто во все тяжкие, а дописал на готовой сюжетной основе драмы 'Недопетая колыбельная' Эрнста Любича аж из 1932 года добрую половину фильма по сюжету и расставил абсолютно новые акценты. Фильм Любича, снятый по пьесе Мориса Ростана, был, по отзывам историков кино, уверенным и складным гимном пацифизму и отрицанию войны, у Озона 'Франц' перерождается в совершенно иную плоскость. Жанр 'Франца' можно определить как классическую мелодраму с зеркальным сюжетным отражением о попытке примирения в печали потери между представителями двух еще недавно воевавших сторон. Отмечу сразу, что для режиссерского эксперимента во 'Франце' Озон выбрал абсолютно нестандартный, способный звенеть на разные голоса, материал. Черно-белый фильм, для внятного восприятия зрителями декорированный полноцветными вставками в наиболее эмоциональных для режиссера местах, рассказывает о порядочности обычного солдата, о спасительной лжи, об успокоении памяти, изживании трагизма войны и о возможности снова полюбить после потери. Сюжетное развитие 'Франца' - это раскладывание так и не сходящегося в итоге пасьянса на тему правды для всех. Правды, которой по мнению Озона, должно быть ровно столько, чтобы почти все были спокойны и счастливы, кроме, пожалуй, носителей самой правды. Анна, бывшая невеста погибшего на Западном фронте Франца, становится становится драматически безукоризненным модератором лжи в этой картине. Озон в фильме с разной степенью убедительности вычерчивает четыре сюжетных линии в фильме. Линия французского солдата Адриена (врезающийся навсегда в память Пьер Нинэ, знакомый по 'Ив Сен-Лорану') - это линия совестливого убийцы, посланного на смерть и на убийство госмашиной, линия тонкого, ранимого, с трудом принимающего решения мальчика, желающего найти пути личного примирения с семьей убитого им немецкого юноши и вернуться к нормальной мирной жизни. Линия невесты убитого Франца - это путь девушки, застывшей во времени после смерти жениха, утратившей смысл самого бытия, ищущей спасения в нахлынувших чувствах и находящей его в жертвенной лжи ради всех героев этой истории. Линия родителей Франца - это путь родителей переживших своих детей, бросивших их в топку бессмысленной войны, испытавших горечь потери и живущих уже не ради себя, а ради памяти о сыне. Линия отношений Анны и Франца как попытка примирения двух воевавших народов, поиска любви во спасение, но закончившаяся примирением и заполоняющей все ложью. Такой ли новатор Озон, превративший 'Франца' из вполне законченной экранной истории 'Недопетой колыбельной' в апофеоз неправды для всех? И неправда ли это? Удобнее жить, не замечая, не договаривая, говоря ложь во спасение, говоря о черном как о белом и о белом как о черном. Для режиссера уход от реальности - это искусство, это раскрашенная на экране идиллия обмана, мудрость и гармония бытия. Соглашаясь с этим, можно принять фильм как неоднозначное явление, в котором показаны последствия войны через события мира немцев и французов, мира, где уже нет опасности после звона колоколов. 8 из 10
Франц, Франция, Франсуа, снова Франсуа, экранизация экранизации – Озон не боится повторяться, никуда не торопится, не боится потерять цвет. Место эпатажа заняло плотно концентрируемое камерой время, которое медленно течёт по экрану, по залу, уравновешивая музыку и тишину, прошлое и настоящее. После окончания войны некуда торопиться. После смерти любимого человека нет сил и желания торопиться. После совершенно ненужного убийства человека нет сил и желания жить. На тихом сельском кладбище, где покоится прошлое, встречаются невеста немца, который не хотел воевать, и француз, который тоже оказался на войне не по доброй воле. Одного привела сюда любовь, другого совесть, «вооружив» букетами цветов. Санкционированные взаимные разрушения и убийства закончились, и нужно учиться как-то жить дальше – с теми утратами и пустотой, которые они оставили. Здесь Озон, не торопясь, даёт симметричную картину потерь и ожесточения против врага: француз ощущает весь груз вины своей страны и ненависть немцев, приезжая в Германию, немка же не знает, куда девать глаза, когда искалеченные и осиротелые французы поют Марсельезу. Симметричен и диалог: «Зачем вы здесь?» (с вызовом) - «Тут живёт мой друг» (оправдательно). Мой новый друг, цитируя прошлый фильм режиссера. Эта картина похожа на неспешные американские горки: она трижды не то, чем кажется. Сначала долго набирая разгон, вся интрига начинается там, где ты уже был готов увидеть титры. И даже зная название оригинальной пьесы, которое есть официальный спойлер, испытываешь чувство удивления и невесомости от таланта автора на пиковом взлете. Только тебе показалось, что всё стало печально, - забрезжила надежда, только ты уверился, что всё ясно, - все карты перекладываются, только ты поверил в рай, новую жизнь и счастье на земле, как режиссер мягко снимает цветные очки с твоих глаз, подключая к капельнице щедрого ко всем жаждущим искусства. Сюжет этого фильма нельзя рассказывать, не испортив бархатных кулис интриги; поднимаемые вопросы и проблемы тоже почти нельзя рассказать, не раскрывая сюжета. Но очень хочется передать атмосферу и послевкусие. Сказать, что Озон снял пацифистский фильм можно только с оговоркой, что война – это не единственная причина преждевременной смерти человека и, когда она уплывает с горизонта, человеку предстоят другие битвы, которые требуют силы жить. И если с проблемой войны режиссер расправляется безапелляционно и дидактично – это более вина отцов, готовых ради гордости, идеалов и политики пожертвовать сыновьями, чем сыновей, которым приказано убивать, - то горечь и отчаянье, которые подстерегают нас каждый день в мирной жизни, заслуживают гораздо более тонкого резца. Здесь Озон переходит из области ответов в область ощущений, чувственной игры света и тени, цвета и контуров, надежды и разочарования, отчаянья и решимости, реальности, которую невозможно изменить, и вымысла, который баюкает раненную душу. Иногда жизнь играет с человеком в страшные шутки: отнимает очень дорогое, доводя до отчаянья, загоняя в тупик, потом открывает дверь, из которой свежим потоком хлещет свет – и как только ты поверил этому свету и пошел к этой двери, захлопывает её прямо перед твоим носом. И кто нанёс тебе эту страшную рану? Нелюбовь? Заехавшая в твоё депо, но решительно удаляющаяся колея жизни другого человека? Стоило ли пережить самоубийство, чтобы снова подойти к этой черте и снова решать сизифовский вопрос, стоит ли жить дальше? Можно было бы предугадать, что нанёсший рану утраты и искупающий её, сам живёт с раной утраты, и, пытаясь её залечить, почти детски невинно нанесёт новую рану? Чем больше я думаю об этом фильме и переживаю его снова, тем больше понимаю, насколько он печален и горек, но оставляет удивительное чувство света и надежды. И не только потому, что пугающую и спрятанную от глаз людей в частном немецком собрании картину Манэ «Самоубийство» повесили в огромный зал французского музея, оттеснив ею наверх богемно-жизнерадостный «Завтрак на траве», тем самым как бы осветив раны и проблемы общества. Не только потому, что, взбив и спрессуя чувства и ощущения насильственным отсутствием цвета, Озон выплескивает их через одно окно живописно бессмертной смерти. Не только потому, что громко дует весенний ветер, звучат осенние стихи Верлена, мелькают прекрасные глаза и застенчивые улыбки Пьера Нинэ и Паулы Бир на целомудренно-вакхическом балу в честь новой жизни. Не только потому, что щемящая музыка Чайковского, Шопена, Малера, Сен-Санса и Римского-Корсакова искупает в вечности вину и соединяет горе воевавших стран. А потому ещё, что небывшая любовь и небывшая дружба, или дружба и любовь, о которых остались только воспоминания – лучше смерти. И боль лучше смерти. И вымысел лучше отчаянья. И жизнь лучше смерти. Но когда колода перемешана, тузы вышли, надо учиться играть тем, что у нас осталось на руках. И всегда ждать свежего ветра в огромном воздухе, который плещет, как море, книгу нашей жизни.
Когда яркий и часто провокационный Франсуа Озон объявил, что планирует снять мелодраму, это более чем удивило: режиссеры, подобные ему, жанр не сильно жалуют, возможно, в силу того, что он женский и полон клише, от которых весьма сложно уйти. Но еще более удивила критика, которая фильм хвалила, чего почти никогда не делает в рамках данного жанра. И что совсем неожиданно - попадание в список фильмов, из которых будут выбирать тот, что поедет бороться за Оскар. Все это подогревало интерес, с одной стороны, но и откровенно, с другой стороны, пугало, ведь, как известно, нет ничего хуже завышенных ожиданий. Но Франсуа Озон для меня лично возродился словно феникс после совершенно отстойного последнего фильма, показав себя ровно таким, каким я его люблю - Эстетом с большой буквы. Были у меня опасения насчет черно-белого решения, т. к. не люблю старое кино и стиль ретро тоже не сильно жалую. Но каково же было мое удивление (читаем - восторг), что Озон выбрал отсутствие цвета вовсе не с целью подчеркнуть эпоху, а исключительно эмоции. В моменты, где герои словно тонут в пучине своей боли, мучительных воспоминаний, вся жизнь будто теряет цвет. Но стоит забрезжить надежде, как все вокруг играет яркими красками. Кстати, о красках. Франсуа Озон цвет любит и умеет с ними работать, и, уйдя от привычного себя, он снова это доказал, не подчеркивая резкий переход от ч/б к цвету, напротив, оставляя все в приглушенных тонах, робких, словно первая листва весной. Так расставлены акценты, что кажется, будто жизнь больше не представляет интереса, и все, что есть, это старый альбом с пожелтевшими фотографиями. Ты перебираешь их, но видишь лишь статичные выражения лиц, неживые позы, под аккомпанемент шелеста страниц. И вдруг забрезжил крохотный лучик надежды в этом мертвом царстве воспоминаний, и мир расцветает. Мастерски выполнено! Не знаю, как кто увидит ленту, но для меня в ней не было ни одного неожиданного поворота, я безошибочно угадывала, что произойдет дальше. Очевидно, что при таком раскладе фильм не может понравиться, если не облачен в совершенную форму. И с этим Озон не подкачал. События фильма разворачиваются в Германии едва после первой мировой. Анна - юная девушка, у которой война отняла жениха, и, не имея близких, она живет с его семьей, для которых стала единственной ниточкой, связывающей с любимым сыном. Родители Франца, жениха Анны, любят ее как родную дочь, искренне желают ей счастья, и не против, чтобы она вышла замуж. Но Анна не хочет забывать любимого, и каждый день навещает его могилу. Однажды она замечает там свежие цветы, и узнает от могильщика, что их оставил какой-то француз. На другой день она видит его своими глазами, отмечая, что тот не может сдержать слез. Семья предполагает, что он когда-то, еще до войны, был другом Франца. Первое недоверие сменяется жаждой принять его в семью, все ощущают, что с присутствием Адриена будто Франц ожил, пусть всего лишь мысленно. Но Анна не может не видеть, что воспоминания о Франце мучают и изводят Адриена, глаза кричат в молчании, его словно разрывает от боли, кажется, вот-вот и он признается в чем-то. По канонам жанра, разумеется, признание будет. Конечно, слишком поздно. Но это как если твоя лучшая подруга влюбилась в плохого парня: ты заранее знаешь, что все кончится плохо, но это не значит, что ты в процессе ей не сочувствуешь и не поддерживаешь в конце. Актерские работы настолько сильные, что невольно проживаешь все события вместе с героями. У меня были опасения насчет Паулы Бир: слишком сера и уныла, к тому же некрасива. Но с каждой минутой я понимала все сильнее, насколько она была удачным выбором: строгая, но женственная, взрослая, но со взглядом маленькой девочки, невероятно трогательная, и даже синяки под глазами, которые меня угнетали во время просмотра трейлера, оказались уместны. Для Пьера Нинэ роль будто была написана. Эти огромные печальные глаза на весь экран буквально выворачивают душу наизнанку. Ты видишь, как он изводит себя, уже чувствуешь, что все не так, как кажется, но жалеешь его будто родного. В классическую мелодраму Франсуа Озон заложил гимн пацифизму. 'Главное, чтобы не было войны' проходит красной нитью через весь фильм. Сломанные судьбы миллионов людей. Ненависть, которая откладывается в генах. Нелепые смерти множества молодых ребят, многие из которых даже не понимали, почему воюют. Стыд и неловкость за свою нацию, причем с обеих сторон. Все это появляется в разных эпизодах фильма, и однозначно читается, как главная мысль режиссера. Как я уже писала, я все думала, с чего же сам Франсуа Озон и вдруг банальная мелодрама, но нет, пазл сошелся. Он снял отличную антивоенную оду, но выразил ее через фильм о любви. Отдельно отмечу музыку. Она просто восхитительна! Каждый звук был уместен, и вот эта тревожность и какое-то мучительное томление с самого начала настраивало на то, что не будет никакой сказки, от Озона надо ждать, как обычно, многослойности. Изумительно гармоничное, душевное и красивое кино. Однозначно еще раз пойду в кинотеатр, и точно в копилку.
- Вам тоже нравится? - Да. Она даёт мне силы жить. Картина Эдуарда Мане 'Самоубийство' Франсуа Озон многолик и каждый его фильм неподражаем и творчески оригинален. Одно лишь постоянным оставляет нам - внутреннее эмоциональное состояние человека и действия, пейзажи, музыка, атмосфера - ничего лишнего - всё для глубокого погружения в переживания, как радостные, так и горестные, в надежду и отчаяние. В развитие сюжета плавная динамика с затаённым взрывом, но предугадать его направление не получается. Озон - верный себе, смешивает любовь и мистику, и ещё множество красивых деталей, рисующих удивительное тонкое одухотворённое полотно человеческой боли после окончания первой мировой войны. Отцы виноваты в смерти сыновей, послав их на войну или сотворив оную, и Озон гипотетически выстроил отношения между двумя юношами, могущими стать товарищами, если бы они не противостояли друг другу в окопе грохочущей атаки. Жизнь прекрасна, как весна... если б не было войны. Мощный антивоенный фильм, рассказанный нам с деликатностью и любовью к людям.
Имя Франсуа Озона никогда не звучало громко и сенсационно в широких кругах, что не помешало (а возможно, и поспособствовало) талантливому режиссеру постепенно завоевать своё место под кинематографическим солнцем. Его фильмы всегда характеризируются смелостью, Озон балансирует на грани приличия, насыщая своё кино предельной откровенностью, которая никогда не переходит в пошлость. Именно это пребывание на грани является ключевой особенностью едва ли не всей его фильмографии, словно для Озона снимать кино – значит выходить за рамки, будь то рамки приличия, или рамки жанра. Его новый фильм тоже стал очередным выходом, раскрывая нам нового, доселе не виданного Озона. Снимал-снимал сатирические ленты, эпатажные мелодрамы, был провокатором и скандалистом, и вдруг создал нечто новое, неторопливое и размеренное, тонкое и проникновенное. И имя ему – «Франц». Фильм концентрируется вокруг переживаний двух главных героев – немки Анны, которая потеряла жениха на войне, и загадочного француза Адриана, которого она однажды встречает на могиле возлюбленного. Почему мы акцентируем внимание на их национальной принадлежности? События фильма происходят спустя короткое время после войны, когда ещё свежи раны и сам факт перемирья ничего не значит для многих граждан стран-противников. Озон не просто чёрным, а скорее даже красным по белому пишет о бессмысленности такого отношения к друг другу, напоминая, что важно прежде всего замечать в человеке человека, а после уже – всё остальное. Жизнь героев фильма оказалась расколотой на две части: «до» и «после». Линией такого раскола стала смерть Франца – жениха Анны, возвышенного юноши, который любил поэзию и вовсе не хотел воевать. Франц – это та ось, вокруг которой они вращаться, вовлекаясь всё больше в прошлое, замирая в своём маленьком мирке. Приезд Адриана, который представился другом Франца, поначалу даёт возможность запустить этот механизм на всех парах. Но если родители Франца живут лишь непомерной любовью к умершему сыну, то Анна постепенно раскрывает для себя мир «после» Франца. Поначалу Адриан привлекает её как человек, знавший его, и позволяющий таким образом сохранять свою сопричастность. Но с раскрытием сюжета её отношение также меняется – и вот она уже не знает, что чувствует к этому французу. Франц остается их главной и «единственной раной», но раны нуждаются в исцелении. В довольно несвойственной для него визуальной манере, которая напоминает чем-то «Белую ленту», Озон создал приковывающую внимание драму. Использование цветовых переходов лишь усиливает ощущение эмоций персонажей, но отнюдь не обуславливает его. На примере героев мы видим, как тяжело потерять близких, но ещё тяжелее – продолжать жить после этого, не хороня себя вместе с умершим. Хорошо построенный сюжет, легкий саундтрек, отличная операторская работа – вот нехитрые компоненты, которые заставляют зрителя замирать перед экраном и приковывают его внимание. А ведь, казалось бы, чего во «Франце» особенного – очередные сантименты. Но, в отличии от уже заигравшегося Долана, Озон продемонстрировал нам способность удивлять, будучи примером режиссера, которого никто не посмеет упрекнуть в однообразности. Неожиданно, возможно даже для самого себя, «Франц» стал озоновским манифестом жизни, которая способна расцветать даже на руинах. 8 из 10
На фильм 'Франц' я попала случайно - очень хотелось в кино и очень не хотелось на 'Инферно'. Фильм Франсуа Озона: монохромный, премия Марчелло Мастрояни на Венецианском кинофестивале и Пьер Нине в одной из главных ролей. Не фильм, а марципан в шоколаде, но цветов в фильме оказалось намного больше чем два, а смысл был совсем не сладким. Героиня Паулы Бир - Анна - напоминает изящную статуэтку, её жизнь, изначально прямая и четко выстроенная, заходит в тупик со смертью жениха. Собирая себя по частям, Анна ещё не знает, что склеивать свою жизнь ей придётся не единожды. На мой взгляд, весь путь Анны - это становление её как личности через самопожертвование. Разбиваясь раз за разом, она собирает себя заново и в итоге обретает новый смысл, внутреннюю силу и красоту. Как статуэтка, которая дробясь на мелкие осколки может сложиться в прекрасную мозаику. Герой Пьера Нине - Адриен - для меня остался до конца непонятым. Облаченный в душевные страдания как в вериги, он задевал, держал в напряжении, был жалок, но вызывал восхищение. Пройдя через душевный Ад, он, в отличие от Анны, не получил той внутренней силы. Наоборот, обретя почву под ногами, он разочаровал своим приземлённым эгоизмом. И это можно принять как высшее правосудие, как качающиеся чаши весов в руках слепой Фемиды. Очень неоднозначный фильм. Его можно рассматривать со многих сторон, каждый зритель найдёт в нём свою правду и свой смысл. Он отпечатывается на подкорке и поражает без спецэффектов. Пьер Нине прекрасен! Часть фильма - это его крупные планы - можно отрешится и наслаждаться, и даже усы не портят этого эстетического удовольствия. Отдельно стоит отметить работу костюмера. Платье Анны для танцев самое изящное из того, что я видела на экране за последние полгода, а костюмы Адриена хочется долго и тщательно рассматривать. Фильм напоминает старую книгу с гравюрами - её сложно листать, страницы слиплись, в каждую картинку нужно вглядываться не единожды, из-за стертых букв смысл теряется или дробиться на множество вариантов. Просмотр оставил после себя ощущение растерянности и надежды. Предчувствие весны, что когда-нибудь мир обретет краски и замершая жизнь начнёт новый виток. Возрождение через смерть, счастье через страдание.
Картина затронула сразу множество классических философских вопросов. Впечатление как будто ты за раз посмотрел несколько фильмов. Здесь и толстовский вопрос войны и мира, когда на фоне противостояния двух государств показаны судьбы двух солдат противоборствующих сторон. Сразу вспомнился Николай Ростов, и его разочарование в войне. Вторая тема фильма отнесла меня к Достоевскому. Здесь встали вопросы прощения раскаявшейся души, 'преступления и наказания'. И конечно же это кино не было бы истинно французским, если бы лейтмотивом фильма все же не была тема любви. Любви родительской, любви к отечеству, и любви между мужчиной и женщиной. И если любовь родительская и патриотическая почти всегда однозначна, то любовь между мужчиной и женщиной более структурна. Любовь абсолютно не поддаётся логике, в ней совсем отсутствует рациональная составляющая, она возникает не смотря, на внутренние и внешние запреты, стереотипы и правила, она за гранью, она только в нашем сердце, и нас не всегда могут понять в ней. Она просто приходит к нам. Была ещё одна линия, в которой Озон показал своё уважение к женщине, своё любование её силой и мужеством, на фоне мнимого мужества мужчины, по сути, прикрывающего его малодушие. Очень откровенное признание того, как мужчина нуждается в женщине, в ее поддержке, и ее мудрой и нежной любви. Могу ещё много и много писать, но лучше один раз увидеть... 9 из 10
Новый фильм Франсуа Озона 'Франц' рассказывает странную, во многом загадочную историю, которая случилась в Германии вскоре после Первой мировой войны. В дом к почтенным немецким бюргерам, единственный сын которых погиб на фронте и которые живут с его несостоявшейся женой, приезжает некий молодой француз. Который оказывается другом покойного - большого поклонника Франции, до войны успевшего пожить в Париже. 'Франц' - что-то среднее между психологической драмой, мелодрамой и детективом. И трагикомедией, как это часто бывает у Озона. А еще фильм затрагивает антивоенную тему, чего у Озона не бывало никогда. Первое, за что хочется похвалить фильм, - это сюжет. Его нельзя назвать динамичным, 'Франц' вообще скорее созерцательная картина, но он по-настоящему захватывающий. И хотя главная интрига вроде бы раскрывается уже в середине (а для многих очевидна почти с самого начала), напряжение не оставляет до самой развязки - как всегда, неожиданной. Второе - это главные герои. Совсем молодые Пьер Нинэ и Паула Бир сыграли просто блестяще. Один - чувствительный француз из хорошей семьи, человек искусства, которому пришлось пройти через ад войны. Другая - немка из провинции, которая живет у родителей покойного жениха - довольно странное, надо признать, положение - и пытается отбиться от нового ухажера, изнывая в глуши. Их встреча - встреча двух миров, тем более взрывоопасная, что совсем недавно Германия и Франция были разделены фронтом. И оба актера передали эту встречу просто прекрасно. Третье - это стиль. Фильмы Озона всегда отличаются стилем, и 'Франц' - не исключение. Тут и переход от черно-белого к цветному, и нарочитое любование искусством - от Мане до скрипки, и просто фантастически изысканные кадры. В какой-то момент это кажется даже излишним, слишком декоративным, но оторваться все равно невозможно. Даже взявшись за вроде бы антивоенную драму, Озон остался верен себе и снял напряженную, необычную, загадочную историю, в которой больше пауз, чем слов, больше видов, чем действий. Кому-то она может показаться скучной, затянутой, бессмысленной, но меня она чрезвычайно впечатлила.
Честно признаюсь, я не являюсь как таковым любителем творчества Франсуа Озона. В своих фильмах он хоть и избирает тему психологии взаимоотношений, но делает это в ту сторону, которая мне не особа приятна и интересна. Зато его почерк невозможно перепутать ни с кем другим, даже среди французов. Картина 'Франц' чёрно-белая. Не могу сказать, а точнее мне непривычно рассуждать о красоте таких картин, т. к. смотрела я их мало. Если же говорить о музыкальном сопровождении, то в привычном понимаю Озоновских фильмов, она обволакивает, покрывает весь фильм и даже добавляет ему мистики (добрую половину фильма я думала о том, что что-то такое будет). Потрясающий отрывок ноктюрна на скрипке напомнил мне силу классической музыки - эх! Теперь об истории: за что можно любить и недолюбливать Франсуа, так это за необычные истории про обычных людей. А точнее раскрытие той стороны жизни, о которой мы меньше всего слышим, видим и догадываемся. В этом и самая удивительная черта его картин - такая многослойность и вдумчивость, которую нигде не встречаешь. Пожалуй, для меня, 'Франц' - самая сильная и взрослая картина этого режиссёра именно благодаря сюжету и тому как он реализован. Фильм рассказывает о многом, но основная мысль заключена в этом - кем человек хочет казаться для других, и кем он является на самом деле для самого себя 9 из 10