Не могу оценить этот фильм ни как хороший, ни как плохой. Мне не понравилось то, что все происходит чрезмерно быстро, а также то, что фильм зациклен на теме религии. Я отношусь к религии толерантно, и понимаю, что в жизни Рэйчел тоже была верующей. То, что происходит с Рэйчел в фильме не всегда связано с Богом, все это происходит в жизни каждого обычного подростка: первая любовь, первое расставание, слезы боли из-за этого. Я понимаю её, мне жаль, что Рэйчел пришлось пережить такое. Плохо то, что в фильме нам пытаются сказать только то, что стоит лишь «впустить в сердце Иисуса», и тогда все проблемы исчезнут. Я думаю, этот фильм больше о 'взаимоотношениях' Рэйчел с Богом, чем о том, что произошло в тот день, и это стоит учитывать при выборе фильма. Проблема этого фильма также в том, что очень однобоко показана ситуация Эрика и Дилана. Конечно, фильм не о них, но все, что показано здесь, не совсем соответствует действительности. К примеру, здесь Эрика показывают, как последователя нацизма, хотя это было не так. Он на самом деле не был нацистом, у него не было определенного объекта ненависти, она распространялась практически на всех людей. Это слухи, которые были распространены тогда, когда трагедия только произошла. В фильме Дилан с презрением спрашивает Рэйчел, верит ли она в Бога, на что она отвечает: «Ты же знаешь, что да». Конечно, в реальной жизни подобного не было — это опровергло ФБР. Религия не имеет к этому никакого отношения. Я не оправдываю преступников, то, что произошло в тот день, было ужасной трагедией. Но в фильме их показывают так, словно они решили совершить такое преступление без причины. У них нет эмоций, нет семьи, нет личной жизни — с ними есть только пара вставок, которые показывают, какие они ужасные негодяи. В самом начале фильма есть сцена с Эриком, где с помощью него в школьном коридоре «играют в боулинг», вылив на пол бутылку с детским маслом, но она заканчивается так же быстро, как и началась, и на этом попытки объяснить «месть» и психологию этих персонажей заканчиваются. Зрителю фильма не стараются объяснить, кто эти два парня и почему они решили сделать именно так. 5 из 10 Я не буду советовать смотреть его кому-либо, как и не стану отговаривать от просмотра. Посмотрите сами — и сделайте собственные выводы.
20 апреля 1999 года двое учеников – Эрик Харрис и Дилан Клиболд напали на школу Колумбайн, и в результате этого нападения погибло 13 человек. Рейчел Джой Скотт была первой, кого преступники застрелили. Она вела несколько дневников, где описывала свое отношение к христианству, и именно по мотивам этих дневников был снят фильм «Мне не стыдно». Вообще трудно оценивать фильм, главная героиня которого уже скончалась – тем более, когда смерть была столь трагической. Как можно сказать что-то плохое или нелестное о попытке создателей показать жизнь обычной девушки, которая оборвалась так внезапно и несправедливо? Ну да, в голову ничего не идет, кроме слов одобрения. Может быть, так и надо. О мертвых либо хорошо, либо – никак. После смерти Рейчел ее отец и мачеха создали организацию, чтобы бороться с насилием в школе среди подростков, и стали активно продвигать историю девушки, опубликовав ее дневники. Никто и не будет спорить, что Рейчел действительно была хорошим человеком, но стоит заметить, что она особенно и не выделялась. Многие говорят, что «Мне не стыдно» - это продвижение веры в массы, да и в самом фильме верующие – это как некие инопланетяне. Впрочем, об этом позже. Итак, перед нами последний год жизни Рейчел; начало рассказывает нам об обычной школьнице, которая убегает с подружками на тусовки по ночам, не слушая строгие запреты родителей и в качестве наказания ее отправляют к родственникам. Обидевшись на весь белый свет и понимая, что вроде бы запуталась в жизни, она разговаривает с двоюродной сестрой, и та рассказывает, что когда-то тоже вела себя, как и Рейчел, однако все изменилось, когда она обратилась к Богу. Недолго думая, Рейчел поступает так же – по возвращении домой она начинает посещать группу, в которой дают поддержку всем с помощью христианства. Настолько увлекшись этим, Рейчел начинает записывать все свои эмоции и переживания в дневник – обращения к Богу и надежды на лучшее. И вот, вера дает свои плоды: она получает главную роль в спектакле, в котором так сильно хотела сыграть; она сходится ближе с одноклассником, в которого влюблена; она помогает бездомному парню, полностью меняя его жизнь. Но, как это обычно и бывает во всех историях с подобным сюжетом, если сначала все было хорошо, то потом все будет плохо. Простая истина. Что первое бросается в глаза при просмотре «Мне не стыдно»: то, что всех людей, кто верит в Бога, представляют некими лунатиками, которые должны молчать о вере, если они не хотят в обществе быть изгоями. Вот и с Рейчел так же – стоило ей открыться, как подружки считают ее шизанутой и даже перестают общаться, а парень, с которым у нее вроде бы любовь-морковь, вообще изменяет! При всем этом, Рейчел – не помешанная на вере девушка: она не соблюдает посты, не носит на голове платок и не читает молитвы каждый день, однако ее вера не позволяет ей зайти с парнем дальше поцелуев (что парня, конечно, не устраивает) и в целом сводится к помощи окружающим. То есть, как таковой христианкой Рейчел не была (по крайней мере, такие выводы можно сделать по фильму), но почему-то именно из-за своей набожной натуры у нее и возникают проблемы. Известно, что Рейчел и Клиболд были хорошо знакомы, и даже посещали театральный кружок, так что Дилан прекрасно знал, что Рейчел занималась христианством и, может быть, именно на этом основании распространился слух о том, что Рейчел была убита преступниками в виду своей веры. О, это знаменитое «Веришь ли ты в Бога?». Несмотря на то, что никаких подтверждений этому так и не нашлось, в фильме упрямо обыгрывают смерть девушки как месть Клиболда и Харриса Богу и всему, что с ним связано, поэтому нападение на Рейчел вроде бы не было случайностью (вспомнить хотя бы эпизод, когда одноклассники накинулись на Рейчел после показа их фильма в классе после того, как девушка попросила выключить его, так как ролик был слишком жестоким). Сомневаюсь, что двум психопатам была разница, кого убивать – просто в тот момент, когда они начали стрелять, во дворе оказалась Рейчел Джой Скотт, а не кто-то другой. Вот это навязывание простой фабулы «за веру можно и умереть» (причем, трактовать ее можно по-разному) прослеживается на протяжении всего фильма. Вкрапления эпизодов с Харрисом и Клиболдом настолько краткие, что их и не замечаешь, и в них зритель не увидит никакого внятного мотива – зачем и почему двое учеников это сделали? Да суть ленты и не в этом. Целью было показать двух отморозков, в принципе лишенных какого-то мотива, и смерть от их рук невинной девушки, старающейся помочь всем. Удалось ли это создателям фильма, которые опустили абсолютно все, что могло бы натолкнуть зрителя на какие-то раздумья об этой катастрофе? Думаю, что да. Любой, кто посмотрит этот фильм, останется с мыслью, что Рейчел погибла за то, во что верила, и никак иначе. А на самом ли деле это было так? Ведь быть может, что она просто оказалась не в то время, не в том месте и Бог тут не причем. Но фильм прав точно хотя бы в одном: не важно, верила ли Рейчел в Бога или нет, не важно, помогала ли она кому-нибудь или нет, важно то, что она погибла по вине двух людей, кто не имел никакого права распоряжаться жизнями других. 5 из 10 …отличный фильм как дань памяти погибшей Рейчел Джой Скотт, но не более того.
Фильм хорошо показывает католическое вероисповедание. Очень ясно и без мишуры. Однако я всё таки соглашусь с тем, что это смахивает на секту. И всё же вера это выбор. Выбор не просто так уйти на новую тропинку стоя у камня на распутье двух дорог. Фильм не пропагандирует религию, он показывает человека пребывающего и в радости и в печали. Как с этим ещё можно жить. Иными словами вера - это просто другая жизнь. Иисус есть любовь. Когда человек любит и когда любят его, он готов совершать странные поступки (не путать с влюбленностью и страстностью!). Странные для окружающих и не менее странные для самого человека. Но с его точки зрения это ещё и поиск верного пути. Правильного, что не влечет за собой уныния, страха и печали. Радости хочется всем а не смерти. Я больше не хочу жить Переломный момент уныния и не позволительного отчаяния. В этом много чего можно разглядеть при желании. Не стану углубляться в религию. Ответы есть, надо только искать. И всё же отчаяние. Упадок сил, все рухнуло в одночасье, не знает что делать дальше и (!!!) постоянный вопрос 'почему?'. Жалея себя ответа не найдешь и вскоре наша главная героиня это понимает и находит верное решение. Вопрос из 'Почему?' складывается в 'для чего?'. Научится... Брат Нейтан. Старший брат. Духовный брат. Трепетная любовь к младшей сестре. Разве это не чудо? Незнакомые между собой люди с разными судьбами вдруг становятся друг другу родными по духу. И не просто опираясь на факты 'мне нравится то, что и тебе' а скорее на что-то большее. 'Я хочу как и ты, быть любимым таким какой я есть'. От обиды до мести один помысел Кому-то показалось, что это просто игра, а кто-то всерьёз решил пойти на отчаянный поступок. Это ли норма поведения человека? Ни это ли проявление бесчеловечности? Человек – это самое сложно создание из всех известных и живущих когда-либо на земле. Доказано. Так почему же человек опустился до первобытного инстинкта мести? Почему не выбрал человечное прощение и принятие чужой слабости по отношению к себе? Оскорбляющий тоже ведет себя бесчеловечно. Тогда какая между ними разница? Один убивает морально другой физически. Оба не правы. И всё это нам так просто и понятно демонстрирует данная картина. Не буду продолжать а то уже на грани спойлера) Комментировать её дальше для себя считаю бессмысленной. 10 из 10
Предисловие: к религии я отношусь толерантно и не хочу никого оскорбить данной рецензией. Среди основных минусов картины мне хочется выделить следующие: Пропаганда Трагедия в Колумбайне, в первую очередь, должна научить нас человечности. Тому, что никого нельзя обижать, а если что-то подобное случилось, то обиженных нужно выслушать. Иначе это приводит к известным последствиям. Хорошая история о безразличии окружающих и становлении обыкновенных подростков настоящими чудовищами была превращена в пропаганду христианства. И вместо фильма в стиле Гай Германики мы получили посредственное кино, где главная героиня, в плане поведения, из подростка превращается в пожилую женщину старой закалки, которой вера в бога заменила какие-либо амбиции и цели. Как мне кажется, кинематограф - это искусство, а искусство должно нас учить чему-то хорошему. Полное безразличие ко всему, а также нежелание помогать другим, чем-либо кроме молитв, скорее отрицательный урок, чем положительный. Ненужные персонажи Правило ружья Чехова в данной картине соблюдено не было. Среди героев с которыми Рейчел как-либо пересекалась попадались такие, сцены с которыми можно было просто вырезать и ничего плохого бы в итоге не случилось. Одна из подружек Рейчел, не спавшая с её бойфрендом и безымянный друг Эрика и Дилана лишь первые, о ком я вспомнил. Концовка и мораль Цитата в заголовке этой рецензии этот пункт полностью описала. Данная картина сказала мне о том, что вера в бога отняла у Рейчел всё человеческое, а сцена после её смерти у автомобиля говорит, что медленно вера медленно отнимает всё у окружающих. Окружающие закрыли глаза на корень этой трагедии, который крылся в стенах Колумбайна, а если точнее, то в 'белых кепках' и лишь расхваливают одну из тринадцати жертв за то, что она научила их христианству. А где был бог, когда хулиганы играли Эриком в боулинг? Я не пытаюсь оправдать стрелков, я просто смотрю туда, откуда их агрессия ко всему миру исходит. Был миллион моментов, когда эту злость можно было подавить, но главная героиня была так занята молитвами! Итог: такая вера, которой учит эта картина, меня не устраивает. Духовный человек должен уметь реально помогать людям вокруг. Я не люблю то, что убивает в человеке человеческое, но больше не люблю я только пропаганду. 2 из 10
20 апреля 1999 года в одну из американских школ вошли двое до зубов вооруженных учеников. Они устроили там кровавую бойню, которая получила потом название 'Массовое убийство в школе «Колумбайн»'. Эта трагедия получила широкую огласку в мире, ведь раньше подобного не случалось... Но лента 'Мне не стыдно' вовсе не об этом, хотя тем расстрелом все и заканчивается... Не знаю, зачем авторы сделали сразу такое предупреждение. Видимо, чтобы подготовить зрителей... Но это все не то и не так. Лента 'Мне не стыдно', - прекрасная, замечательная, да просто слов таких не найду, чтобы описать, какой это фильм! Он о взрослении девушки Рейчел Джой Скотт, которая переживает типичный для подростков период поиска себя, своей веры, своей любви... Актриса Masey McLain, исполнившая ее роль, вне всяких сомнений, чрезвычайно талантлива! Я смотрел и наслаждался ее игрой, ее непосредственностью, яркими эмоциями... Все было гармонично, чисто, красиво. Вообще это очень светлый фильм. В нем, конечно, многовато упоминаний христианства. Мне, православному, режут слух высказывания о Христе, как о каком-то друге. Но я понимаю, что там, на Западе, свои представления. И не осуждаю нисколько. Просто не мое. Потому когда главная героиня мучается из-за того, что Бог ушел из ее жизни, она перестала его чувствовать и т.п., - все это для меня выглядит не слишком правдиво. Но это мое, индивидуальное представление. Я-то понимаю, что для Рейчел это было крайне жизненно. Посмотрев до конца, я потом поискал в интернете биографию Рейчел и подумал: лучше бы в тот самый день меня забрали, а ее - оставили. Потому что не должны такие духовные светлячки затухать так быстро... Мне было до слез жаль эту прелестную, чистую девушку... И лучше бы ленту 'Мне не стыдно' щедро осыпали наградами, а не 'Лунный свет'. Потому что 'Мне не стыдно', - это фильм о вере, любви. Притом искренний и совершенно ненавязчивый.