Шторм: Письма огня: отзывы и рeцензии

tuszkanczyk
tuszkanczyk31 декабря 2017 в 18:18
Мальчик, который начинает Реформацию

6 августа 1517 года белорусский просветитель, философ и учёный Франциск Скорина выдал в Праге «Псалтырь» – первую печатную книгу в Восточной Европе. Гуманистическая деятельность Скорины послужила причиной наступления Золотого века Великого княжества Литовского, эпохи расцвета белорусской культуры. 31 октября того же 1517 года доктор богословия Мартин Лютер опубликовал «95 тезисов», в которых выступил против злоупотреблений католической церкви. Это событие считается началом Реформации: общественно-политического движения в Европе, которое продолжалось до начала XVII века. По итогам Реформации папа римский утратил духовный и политический контроль над Европой, а национальные церкви содействовали росту национального самосознания. Печатание Библии требовало открытия школ для её изучения, благодаря чему повысился культурно-образовательный уровень европейцев. При помощи реформаторов граждане увеличили степень своего участия в управлении государством. Главный результат Реформации в том, что католическая церковь перестала быть крупным землевладельцем, а отнятый у неё капитал был использован для развития экономики, что значительно поспособствовало переходу от феодализма к капитализму. Действие фильма «Шторм: Письма огня» разворачивается в средневековом Антверпене: крупнейшем городе Фландрии, который во время действия кинокартины принадлежал Габсбургским Нидерландам. Здесь трудятся пионеры книгопечатания, которые выпускают в свет всё больше произведений, часто – запрещённых властями. Инквизиция старательно охотится за свободомыслящими печатниками, но гуманистические идеи Лютера непрестанно долетают с немецких земель. «Шторм» – малобюджетный фильм с малоизвестными актёрами. Несмотря на скромные внешние показатели, лента Денниса Ботса – настоящий блокбастер: к счастью, не в понимании Голливуда, подразумевающем примитивный сюжет, минимум метких реплик и максимум спецэффектов. Нидерландская картина ближе к авторскому кино Европы, но не нарочито экспериментальному, которое зачастую принуждает ломать голову даже профессионалов от искусства. Повествование про борцов за свободу печати – отличный образец семейного фильма, потому что «Шторм» органично сочетает в себе увлекательный сюжет, запоминающихся персонажей, безупречное оформление и глубокий философский смысл: не чрезмерно навязчивый, с претензией на фестивальные награды – но облечённый в популярную форму и очевидный даже для самых маленьких зрителей. «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Алиса», «Хроники Нарнии» – сравнение с этими насыщенными вселенными оказывает комплимент любому произведению. Для «Шторма» это не преувеличение, так как фильм блестяще оправдывает все авансы. Картина Денниса Ботса восхваляет семейное единство: родители и дети одинаково будут сопереживать персонажам, найдя себе пример для подражания. Ты можешь быть отцом, готовым рисковать ради просвещения народа и привыкшим доверять лишь собственному сердцу, глазам и ушам. Ты можешь быть консервативной домохозяйкой, живущей между детьми, кухней и церковью и слепо воспринимающей каждое слово священника как истину. Ты можешь быть озорным мальчуганом, старательно помогающим отцу в работе, но мечтающим проводить больше времени с друзьями, придумывая новую игру. Наконец, ты можешь быть совестливой девочкой, покорно подчиняющейся указаниям матери. Ты можешь быть кем угодно – но когда семье угрожает беда, нужно без колебаний защищать себя и родных. Такие условия содействуют скорейшему созреванию мальчика – вот и Шторм по примеру отца решительно прикладывает усилия по просвещению простых людей. Разумеется, инквизиции невыгодно иметь дело с образованным и потенциально непослушным народом, который не будет внимать абстрактным обещаниям, а будет заботиться о благополучии семьи и города. Поэтому Шторм вынужден партизанить и искать спасение для отца, которому угрожает казнь. Вот здесь и начинаются настоящие приключения, которые окажут честь любому детективу. Благодаря помощи боевой подруги Марийки у Шторма появится шанс спасти отца, вывезти мать и сестёр и сохранить то самое письмо огня (или пылающий лист) от слуг императора. Лента Денниса Ботса – красочная энциклопедия средневековой жизни. Характерная архитектура, нравы жителей, одежда и интерьер, диалоги и средства труда – всё изображено настолько точно, будто создатели «Шторма» изобрели машину времени и расставили скрытые камеры в домах и на улицах Антверпена пятисотлетней давности. Всё в кадре выглядит естественно и натуралистично: даже слишком, если вспомнить дохлых крыс крупным планом в городской канализации. Тем не менее антураж позволяет показать этот фильм на школьном уроке истории. Съёмочной группе удалось добиться эффекта абсолютного присутствия: зритель будто сам сражается с несправедливостью вместе со Штормом и Марийкой, бежит и плывёт, чувствует восхищение и разочарование, согревается и замерзает. Актёры и сценаристы отработали на ура: все эмоции искренни, поступки логичны, а мотивы понятны. Найдётся в сюжете место и первой любви: чистому и проникновенному чувству, вызывающему умиление. Создатели фильма сопереживают последователям Лютера, но придерживаются объективного взгляда на историю. Картина про юного воина – не злобный памфлет на католическую церковь, но гуманистическое произведение, осторожно пропагандирующее христианские ценности. «Шторм» призывает быть мужественным и верным семье, думать своей головой, отстаивать свои идеалы, помогать несправедливо обиженным, бороться за правду. В ленте чувствуется скептическое отношение к бюрократическому государству, изображены такие позорные явления как индульгенция. Произведение Денниса Ботса не назовёшь атеистическим, оно руководствуется пословицей «На Бога надейся, а сам не плошай». Тяжело обнаружить в «Шторме» призыв к революции, это и не праздник непослушания. Режиссёр и его коллеги симпатизируют умению защищать своё «Я», но в посыле фильма несомненно преобладает протестантская этика, которую можно отобразить тезисом «не твори плохого ничего, и не бойся в жизни никого». Вместе с тем «Шторм» не стоит считать сказкой с обязательным счастливым финалом. Главный герой и его верная помощница ощутят весь вкус подпольной жизни, без ретуши и прикрас. Кроме реалистичных событий персонажей ждут духовные испытания на силу человеколюбия. Шторм и Марийка столкнутся с такими отвратительным поступками, как предательство, и почувствуют, што оно может нанести не только моральный вред, но и физическую боль. Возможно, единственный недостаток фильма в том, что предательство останется без видимого наказания. Благо, виновник будет выставлен в самом неприглядном виде, поэтому каждый зритель даже против воли должен почувствовать к нему презрение. Преимущества «Шторма» позволяют ему выйти за пределы экскурса в историю Нидерландов. Это универсальное произведение, у которого есть все основания всерьёз заинтересовать представителей народов, которые столетиями вели упорную борьбу за сохранение собственного достоинства, своей культуры и права зваться людьми, а не населением. Крайне трогает шедевральный эпизод фильма, в котором инквизиция сжигает свеженапечатанные экземпляры «еретической» литературы, стремясь помешать распространению «вредных» идей Лютера об отсутствии потребности в церкви как в посреднике между Богом и человеком. Эта сцена явно напоминает зрителю о печально известном факте уничтожения нацистами книг «ненужных» авторов. Белорусы могут вспомнить чёрную ночь с 29 на 30 октября 1937 года, когда коммунисты согласно сфабрикованным обвинениям расстреляли в Куропатах более 100 знаковых личностей: цвет белорусской интеллигенции – на десятилетия затормозив развитие отечественной культуры и науки. Фильм Денниса Ботса – зрелищное произведение с образовательным смыслом, которое интересно и полезно посмотреть всей семьёй!