Удивительно, как киноиндустрия влияет на зрителей. На их мысли, чувства, даже действия. И самое лучшее в кино, пожалуй, то, что оно способно вселять надежду и давать силы. Если перейти сразу ближе к сути, то отмечу, что фильм получился тяжёлым. И вся эта тяжесть ощущается во второй его половине. Она наваливается, подобно снежному кому. Несмотря на ощущение горечи за главных героев, остаётся понимание того, что режиссёр не 'манипулировал слезами'. Не вытягивал щипцами эмоции, показывая кровожадные сцены. Напротив, сей фильм разговорного жанра и всё держится на мимике и диалогах. И вот это 'неманипуляторство' эмоциями — оно дорого стоит. И, казалось бы, среди тьмы безысходности то и дело светит луч оптимизма — Шолль не ломается, хоть ей и страшно, и больно, как любому живому человеку. 'Всё будет хорошо', 'Не унывайте', 'Я просто должна отвечать за свои поступки' — все эти простые фразы не дают фильму скатиться в отчаяние. Зритель видит действительно сильного человека, который не позволяет себе раскисать, сдавать позиции, дрожать от страха. И всё это воплощается в лице главной героини. Вроде не поучительный, мрачный, совсем некрасивый фильм, а делает зрителей чуть лучше. Чуть добрее, чуть смелее, чуть сильнее. У каждого человека есть выбор. И делая его, он должен нести ответственность за него и быть готовым принять все последствия. Мне кажется, этот фильм немного об этом и немного о сильном духе одного бойца, который заряжает всех нас огоньком жизни. Как бы обращается ко зрителю: 'всё будет хорошо...'.
Долго думала: писать рецензию или же умолчать. Всё-таки напишу. Посмотрев эту картину, я решила, что она недостаточно хороша, чтобы показать во всей красоте, простоте и грациозности тогдашние события, и отправилась смотреть другой фильм, описывающий эти же события. (Отсылка к фильму 1982 года 'Белая роза' под руководством Михаэля Фервёхена), но впечатления сильного не получил. Прекрасный выбор актёров - однозначно. Есть очень здоровские сцены - как Софи радовалась солнечным светом - они прекрасны. Этим представленный фильм очень мне импонирует. В фильме же 1982 года много так называемой 'воды', здесь же всё предельно чётко, понятно, без лишнего. Чего не скажешь о более ранней экранизации описанных исторических событий. Но в обоих фильмах всё-таки прекрасный актёрский состав. Весьма и весьма радует. В фильме 2005 года прекрасно показана линия взаимоотношений брата и сестры - Ганса и Софи: всё тепло, безграничная любовь друг к другу и их самопожертвование ради идеи. Идея и её выживание любой ценой - вот линия, вокруг которой всё сработано. Но минус в том, что всё крутится вокруг Софи. Нет. Нужно было показать трагедию каждого из группы, но этого я не получила и оказалась весьма расстроена. Но всё же в идеальности - смешение этих двух фильмов. Что-то среднее. То, чего не хватает в этом фильме, есть в другом. Чего не хватает в том, присутствует в этом. Так что, для полноты впечатлений советую посмотреть оба фильма друг за другом, прочитав при этом реальную историю Белой розы.
Я даже боюсь представить, какое количество кинолент снято о Второй мировой войне и немецком фашизме. Особенной популярностью пользуется тема Холокоста, поскольку выжатые из зрителей газовой камерой слёзы могут спасти даже откровенно неудачный фильм. Желающим порыдать в три ручья и увидеть современные спецэффекты следует пройти мимо 'Последних Дней Софии Шолль'. Данная картина немного отклоняется от негласных канонов подачи этой истории, идёт по собственному курсу, и потому сохраняет изюминку. Собственно, войны как таковой зритель не наблюдает: ни трупов, ни перестрелок, ни пыток. 'Последние дни Софии Шолль' меняют привычный угол обзора и показывают внутреннюю войну вместо внешней. Кинематограф не так уж часто затрагивает вопрос отношения немецкого народа к преображению Германии в Третий Рейх, который в этой ленте и поднимается. Речь идёт о 'Белой розе', группе студентов, отдавших жизни за идею. Мотивация студенческого движения сопротивления и сам их протест проецируется на значительную часть населения фашистской Германии, что ещё раз напоминает, как много немецких людей не были согласны с установившимся кровавым режимом и политикой Гитлера. 'Неголливудское' кино о силе духа, совести, свободе и борьбе за свои идеалы.
Уникальная картина. В принципе. Даже нет слов - сцены завораживают своей простотой, а от реалистичности комок в горле. Это история необыкновенной силы воли, перекликающийся с тюремным воплем и резким светом из зарешеченных окон. После картины хочется жить и дышать. Картины Германии во время войны, свобода слова и идеалогический вопрос - всё это в полной мере, даже более, здесь освещенно. Режиссер 'Муравьев в штанах' Марк Ротмунд сильно удивляет - фильм бьет своим собственным 'патриотизмом'. 'Отдать жизнь за своих друзей', то, что мы называем честью и достоинством и преданностью своим убеждениям. 'Ты все сделала правильно - я тобой горжусь', - в этом месте можно было бы расплакаться. А киноакадемия сделала правильно, отдав картине Оскар 2006 за лучший иностранный фильм. За то, что пробивает, что задевает и заставляет думать еще больше.
Бешеный XX век без всякой жалости и стеснения пронесся по человечеству, обнажив самую сердцевину людской природы, которая прежде частенько дремала за невостребованностью. Хаос войн и революций не оставил социальных масок и прочей удобной мишуры, оставив человека наедине со своим желанием выжить… и своей совестью. Моральные выборы, которые прежде лишь развлекали фантазеров-философов, стали суровой до неизбежности реальностью. Больше нельзя было просто плыть по течению. Точнее, можно, но сам этот выбор был уже не невинным, но роковым. Слишком часто пассивная покорность означала трусливое потакание воцарившемуся злу. На этой трусливой покорности держались сталинские репрессии, на ней же держался холокост, на ней же держалась чудовищная война… Бешеный XX век превратил в злодеев всех, кому не хватало духу быть героями. Но именно тогда героическое начало воссияло в тех, кто отважился следовать совести. Фильм о брате и сестре Шолль – это история нескольких героев. Тяжелая, но завораживающая, сдержанная, но душераздирающая, приковывающая к экрану и призывающая быть Человеком. Спокойный талантливый студент и хрупкая милая девушка, которым сама природа судила долгий и счастливый век… встают на тяжелейший, но, похоже, единственно верный путь. Величие духа и любовь к людям – они отважились на государственное преступление: сохранить их до конца. Пафос зашкаливает, но… он настоящий, сдержанный, в отличие от моих поневоле приторных дифирамбов. Он есть, потому что такова история. Он величественен, как сокрытое за кучей деталей и суеты основание Жизни, твердое, любящее, как Бог и Совесть, в воплощение которых заставляет поверить это гениальное кино… Мне скажут, что так не бывает, что в жизни не существует таких величественных Личностей, как героиня Юлии Йенч. Но в наше обычное время эти Личности живут обычной жизнью обычных хороших людей – им незачем жертвовать, негде выделяться из толпы. Но если, не дай Бог, история снова повернется к нам самым жестоким из своих лиц, обнажится то, во что не верили скептики. И мир снова поделится на неравные группы: те, кто продолжал жить во имя Бога и Людей, чего бы это им не стоило, и те, кто отвернулся и покорился злу со словами «Чего вы от меня ждете? Героев не бывает! Они – лишь выгодная голливудская выдумка». Герои бывают. Софи и Ганс Шолль в их числе. Вечная память им, и тем, кто не допускает их забвения. Вечная память всем, кто напоминает нам, что такое Настоящий Человек. А нам… нам остается трусливо мечтать, что история не затребует от нас героизма…. И медленно укреплять свой дух, вооружившись простыми хорошими поступками и гениальными книгами и фильмами вроде этого; готовясь поступать по совести, когда потребуется…. И восхищенно кричать, как будто это что-то значит: 10 из 10
Героине этого байопика суждено было войти в историю Второй Мировой войны на переломном этапе советско-германского противостояния, не только заочно определившем победителя и проигравшего, но и, как оказалось, предрешившем судьбы десятков граждан Третьего рейха вне фронта. О существовании в гитлеровской Германии движения Сопротивления национал-социализму большинству объяснять не надо, а участников можно без труда отыскать в той же Википедии. Имя одной из них – Софии Магдалены Шолль из организации «Die weisse Rose» («Белая Роза»), – стало неофициальным символом немецкого подполья, а некоторые сведения из короткой биографии этой девушки легли в основу сразу нескольких художественных фильмов, снятых на её родине. Наиболее поздним из них стала лента Марка Ротемунда «Последние дни Софии Шолль». В основу его трактовки драматических событий 5 февральских дней 1943 года в Мюнхене были положены ряд неизвестных до того документов, в том числе, стенограмм допросов гестапо Софии и её компаньонов. Молодая студентка Мюнхенского университета София Шолль в исполнении Юлии Йенч, незадолго до того добровольно пополнившая ряды городских подпольщиков, решается на рискованный шаг. Вместе со старшим братом Гансом 18 февраля она отправляется в университет, чтобы оставить в главном зале заранее приготовленные агитационные листовки с призывом к мятежу против действующей власти. До последнего момента всё складывалось удачно, однако, допустив даже не оплошность, а роковую небрежность, молодые люди, что называется, засветились. После этого судьбы Ганса и Софии, как и третьего арестованного, Кристофа Херманна Пробста, становятся одним неразрывным и трагическим целым. Под тяжестью неопровержимых доказательств их обвиняют ни больше, ни меньше в государственной измене, сопряжённой с разложением армии и связях с врагом. Но даже перед лицом угрозы казни София остаётся непоколебимой в приверженности собственным идеям и убеждениях относительно проигранной войны и неизбежного краха существующего строя. Вполне очевидно стремление Ротемунда подойти к указанным историческим событиям с другой стороны, нежели предшественники. В 1982 году на экраны вышли сразу два немецких фильма, посвящённых движению «Белой Розы». Наиболее известным из них стал снятый Михаэлем Ферхёвеном фильм с одноимённым названием, дающий общее описание жизни членов организации в период с лета 1942 года. Основное внимание было уделено личностному аспекту деятельности активистов, тогда как идеологическая сторона осталась в тени. К тому же, фильм затронул вопросы о правомерности применения действующих правовых норм к осуждённым, вызвавшие бурный резонанс в немецком обществе. Перси Адлон в фильме «Funf letzte Tage» («Пять последних дней»), в свою очередь, дополнил тему освещением тюремного быта Софии, пребывающей между допросами и в ожидании суда. Исходя даже из концепции обеих постановок, было ясно, что в этой истории рассказано ещё далеко не всё. «Лицом» нового, современного фильма об истории движения, как и ожидалось, стала София Шолль, точнее, её исповедь в комнате для допросов, а сама она в изображении Ротемунда предстаёт уже не молчаливой и мечтательной немецкой девушкой, а безмятежно-простым олицетворением правды, той единственной в своём роде и вовсе не такой уж страшной, как принято рисовать её в учебниках истории. В качестве главной «жертвы» здесь выступает тон фильма, сниженный и сдержанный настолько, насколько это возможно для лучшей передачи удушливой застеночной атмосферы, будь то кабинеты гестапо, тюремные камеры или здание суда. Обитатели этих непривлекательных мест, осознанно заразившие себя разрушительным ядом фашизма, противопоставлены трём совсем молодым людям, которым предстояло выдержать главное испытание перед тем, как прикоснуться к вечности. Скорее всего, именно здесь и следует искать все ответы. Длинные сегменты с допросами Софии Шолль призваны развеять сомнения, зародившиеся у предыдущих поколений соотечественников и обострившихся после выхода первых фильмов. Отвечая на все вопросы следователя Роберта Мора, девушка не только не уступает ему в бесстрастности, но и незаметно втягивает в психологические словесные поединки, из которых выходит победителем в части искренности и уверенности в своих словах, которым почти невозможно не поверить. Отсутствие свободы слова, бессмысленное кровопролитие, евгеника и расовая гигиена –устами хрупкой девушки говорит целое поколение немецкой молодёжи того времени, ставшее ещё одной жертвой нацистского безумия. Актёры проникают внутрь своих героев, следуя их мотивации, которая спустя более полувека открывается в новом, чистом свете. Юлия Йенч более чем достойно воплотила на экране как образ исторической личности, так и сильной духом девушки, любящей свою родину, жизнь и свободу настолько, чтобы отдать за них жизнь. И эти черты в полной мере разделяют Фабиан Хинрихс и Флориан Штеттер в своих образах по обе руки Софии Шолль. Что чувствовали эти бравые молодые люди в свой последний момент? Любовь, которая согревала их? «Последние дни Софии Шолль» - небесспорное, но весьма важное заявление о человеке по другую сторону той самой войны, пропитанное гуманизмом и высокими идеалами, о которых потихоньку начинают забывать.
Снимая в 1982-м году фильм «Белая Роза» Михаэль Ферхёфен, не стал лепить из мюнхенских подпольщиков святых мучеников-антифашистов, показав их обычными людьми с трагической судьбой. Вместо него это сделал Марк Ротемунд в картине «Софи Шолль – Последние дни». Впрочем, надо отдать ему должное – со всем возможным тактом и минимально возможными реверансами в сторону «голливудчины». Хотя те, что есть, глаза режут основательно. Особенно, если вы видели оригинальную ленту. Формально, фильм Ротемунда нельзя назвать римейком работы Ферхёфена. История «Софи Шолль» начинается там, где «Белая Роза» фактически заканчивается: о событиях, происшедших после ареста мюнхенских подпольщиков фильм 1982-го года рассказывает скороговоркой. Тем не менее, некоторые фрагменты старой картины были перенесены в новую без изменений. В частности, сцена ареста Шоллей в университете и эпизод со встречей Софи, Ганса и Кристофа Пробста перед казнью. Но отдав таким образом дань уважения предшественнику, Ротемунд во всем остальном с Ферхёфеном если и не дискутирует, то во всяком случае его вежливо поправляет. В полном соответствии с изменившимися политическими реалиями в современном мире. «Белая Роза» был удивительно аполитичным фильмом для своей тематики. Ферхёфен тщательно избегал любых острых углов и даже религиозных вопросов умудрился не затронуть. Что было вообще удивительно – ведь мюнхенские подпольщики противопоставляли нацизму прежде всего христианские идеалы. Впрочем, для Ферхёфена люди были гораздо важнее идей. А вот в «Последних днях», особенно во второй половине фильма, идеология и политика выходят на первый план. Ганс и Софи Шолль начинают произносить речи, которые и сегодня можно услышать, например, на съезде христианско-демократического союза Германии. Ну, а в промежутках между этими речами гордо смотрят в глаза тюремщикам, предрекают им неминуемое воздаяние: «Скоро на нашем месте окажетесь вы!» – и вообще ведут себя так, как и полагается настоящим революционерам из советских агитационных фильмов. Ну, или борцам за демократию из фильмов американских. В-общем, все было бы хорошо и замечательно, если бы не было живых и… настоящих ребят из «Белой Розы», воссозданных (да, что там – возрожденных!) в фильме Ферхёфена. Их история брала за душу… Героями Ротемунда можно только восхищаться – откуда-нибудь издалека. И уж, конечно, не брать с них пример – потому что, кто же берет пример с богов? Впрочем, зашкаливающий пафос и стеклянные глаза – это все во второй части фильма. В первой его половине обаяние Юлии Йентш заставляет обо всем этом забыть (или пока еще не догадываться). Несмотря на то, что на свой прототип она похожа куда меньше, чем ее предшественница в этой роли Лена Штольце, Софи в ее исполнении – ничуть не хуже. Она другая, в ней нет мягкости, железный стержень, который Штольце прятала внутри своей героини, выступает наружу – ну, так и обстоятельства, в которых оказывается арестованная подпольщица, того требуют. Другое дело, что Софи Шолль в фильме Ферхёфена не превращалась в Мессию, как у Ротемунда, оставаясь смертной и абсолютно земной девушкой. Оттого в финале «Белой Розы» к горлу подступает комок, а окончание «Последних дней» воспринимается просто как финал проповеди. Хотя, с христианской символикой Ротеманд, пожалуй, все же переборщил. Противостояние Софи и гестаповского следователя Мора выглядит прямой цитатой из Евангелия, где Пилат пытается спасти Иисуса, а затем демонстративно умывает руки. Прямое сравнение Софи Шолль с Христом – это, конечно, перебор, хотя и вполне согласуется с изначально заданным религиозным подтекстом картины. А вот мелкая, рассыпанная по фильму, апология США выглядит нелепым и раздражающим «продактс плейсмент». Но что делать - такие нынче времена. Вот и слушают герои «Белой Розы» американский джаз вместо московского радио, которое ловил ночами под Сталинградом Ганс Шолль из фильма Ферхёфена. Вот и рассуждают в начале 43-го года участники «Белой Розы» о том, что Англия с Америкой побеждают Гитлера на каком-то мифическом фронте. Вот и произносят герои речи в суде со страстью обвинителей на Страсбургском процессе. Простим им это. В конце концов мальчишки и девчонки из «Белой Розы» не виноваты в том, что сегодня их подвиг интерпретируют в рамках «текущей политической ситуации». И Юлия Йентш сделала все, чтобы ее героиня не превратилась в картонный персонаж агитки. И в этом отношении, наверное, ей было куда труднее, чем Лене Штольце – ведь ей-то режиссер не помогал. Но все равно, сравнение «Die weiße Rose» и «Sophie Scholl - Die letzten Tage» будет не в пользу последнего. Хотя… Может быть я чего уже не понимаю, и с современным зрителем по другому говорить уже нельзя – только разжевать и в рот положить. Тогда, конечно Ротеманд со своей задачей справился целиком и полностью.
18 февраля 1943 года студентка Софии Шолль, ее брат Ганс, тоже студент, были задержаны на территории Мюнхенского университета за распространение антифашистских листовок, чуть позже был арестован и их друг Кристоф Пробст. 22 февраля 1943 года все трое были приговорены к смертной казни. «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, они осуждали национал-социалистический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность нашей страны. За это им придётся заплатить собственной жизнью. Свою гражданскую честь они утратили давно.' – так звучало обвинение, зачитанное известным судьёй Третьего рейха Роландом Фрайслером. Немецкие кинематографисты в последнее время с завидным постоянством выпускают фильмы которые могут с гордостью именоваться «современной классикой», так за последнее время в прокат выходили «Бункер» и «Жизнь других», а между ними выходил фильм про последние дни активистов молодежной антифашистской ассоциации «Белая роза» - «Софи Шолль - последние дни». И если первый упомянутый фильм, рассказывал историю последних дней фюрера, а второй повествовал о социалистическом режиме в ГДР, то фильм про студенческое сопротивление прекрасно вписывается в некий триптих. При желании конечно можно найти еще много недавних немецких фильмов, которые по художественному воплощению очень сильны, но эти самые первые, что приходят на ум. Фильм о свободе и борьбе за нее, о стойкости духа и принципиальность. Но фильм очень тяжел, когда идут последние кадры и в полной темноте слышен звук опускающейся гильотины, становится не по себе. Но дух свободы этим не остановить. Такие фильмы очень полезны, так как они показывают, что не все в фашистской германии были за тоталитарный и кровавый режим фюрера, но находились люди, которые пытались бороться с ним. Немцы хорошо помнят свое прошлое и могут с достоинством показать события того времени. И хоть фильм и получил множество наград и был номинирован на премию «Оскар» в категории «лучший неанглоязычный фильм», это отнюдь не заумное и пафосное фестивальное кино – это фильм для всех. 9 из 10
Не так давно пришел с фильма, который оставил во мне, что то новое, с фильма который унес из меня, что то старое и о фильме который еще раз подчеркнул и подытожил все очевидное… Фильм Софи Шолль стоит посмотреть не для того что бы еще раз нудными вечерами подавится попкорном и сладко уснуть. Его нужно смотреть если действительно хотелось увидеть что то авторское, что, то без голливудских спецэффектов и прочей шелухи. Картина рассказывает о девушке антифашистке живущей в германии начале 40-х. Данные факт уже является противопоставленными друг другу поэтому сразу видно что конфронтация неизбежна… Фильм наполнен качественно завуалированной символикой, к примеру, родилась героиня 9 мая. Её отчество – Магдалена, да и вся девушка несет в себе дух освобождения и свободы, мятежа и любви ко всему светлому это прослеживается даже в ее словах «какой чудесный день», когда из камеры нацисткой тюрьмы она любуется солнцем. Или момент когда ее ведут на казнь, на ее лице нет ни испуга, не печали вместо этого девушка просто любуется солнцем, последним в ее жизни солнцем. Последние кадры с гильотиной- черный экран и звуки падающего ножа, скрежет и крики «СВОБОДА!», все это глубоко пронизывает любого человека который не причисляет себя к фашисткой идеологии. Этот фильм не из тех, куда вы придете поплакать, но скорее всего без этого не обойдется, если у вас есть сердце и если вы опираетесь на «свою совесть»…..
История жизни. Я смотрел этот фильм в Доме Кино на кинофестивале немецкого кино. Из всех фильмов, которые я тогда посмотрел, эта картина была наиболее яркой и жизненной. Фильм интересен напряжённым сюжетом и тем, как хорошо передана эпоха гитлеровской Германии: безлюдные улицы, ночные бомбардировки, запрет гласности, испуганные люди… в общем, чувство нестабильности и постоянного беспокойства. Уже в 1943 году многие жители Германии, а главное и сами нацисты стали не так слепо верить в своего фюрера, и в победу Германии. На этот факт режиссёр сделал особый упор, показывая, что в то время в Германии были люди, понимающие, что за правду приходится идти на риск… Фильм очень жизненный. В его основе лежит история о реальном человеке, боровшегося за право свободно мыслить и говорить. Картине удалось передать дух того времени, вызвать у зрителя симпатию и интерес к истории. Я считаю, что это прекрасный образец современного немецкого кино и желаю этому фильму дальнейшего успеха.
Прекрасный фильм! Замечательная игра актеров, характер Софи был передан просто замечательно. Порадовало, что режиссер показал вначале фильма как студенты, часть из которых уже отвоевала на Восточном фронте, понимают, что конец уже близок. Они - думающая часть общества, которую не может обмануть пропаганда фюрера. Они думают: 'Что же ждет Германию? Неужели большевики?' Для них большевизм кажется не меньшей опасностью чем фашизм. (Впрочем, мемуары и письма тех лет показывают, что так в Европе и думали) Студенты, которые не боятся пойти против системы. Суд, который больше похож на балаган чем на суд. И безмолвные военные, которые вторят смехом судье, но часть из них уже понимает, что конец близок, его не избежать, чтобы они не делали. В этой картине нет спора о том, кто же выиграл войну: русские или союзники? Нет, война остается за кадром, но она присутствует на протяжении всего фильма. Дыхание поражения немцев, которое так остро почувствовали эти студенты. Студенты, которые решили бороться против войны, остановить неизбежное поражение. Мы видим, что и в Германии были свои герои, герои, выступавшие против фашизма и Гитлера. П. С. Конечно, последняя сцена с гильотиной была перебором. Крайне сомневаюсь, что гильотину еще использовали в то время. скорее всего их всех повесили или расстреляли, но фильм от этого хуже не стал. 9 из 10