Поначалу казалось, что это будет стандартный нудноватый авторский фильм – похождения не обременённых умом подружек из низших слоёв общества, густо приправленные зубодробительной европейской политкорректностью. Однако это не так. И хоть визуальный ряд или завязка истории намёков на то не дают, по музыке можно понять, что фильм не так прост, как кажется. Собственно, именно из-за музыки, которая так не подходит к происходящему на экране и в то же время предсказывает, что это будет глубоко трагическая история, я не выключила сие в самом начале. А желание было, потому как главная героиня – грубоватая и не особо умная девочка, которая хочет кучу денег на дорогие клубы, но работать ей лень, а придумать себе прибыльное занятие воображения не хватает. Её подружка в лучших традициях политкорректности – толстая негритянка, на заднем плане временами появляется трансвестит, живут герои в разваливающихся бараках, подворовывают, торгуют наркотой, пьют… И сопереживать им, проникнуться их судьбами у меня получилось далеко не сразу. Однако всё же получилось. Во многом потому, что несмотря на унылость окружающей героев обстановки и мрачность сюжета, фильм не скатывается в беспросветную чернуху. В жизни героев мелькают светлые моменты, а персонажи не выставляются однозначными негодяями, даже если поначалу кажутся таковыми. К примеру, проспиртованная насквозь мать, которая даёт себя всем, кто согласится взять, оказывается несчастной женщиной, которая топит боль от жизненных неудач в алкоголе. А беспринципная и жестокая торговка наркотиками – обычной девчонкой, которая мечтает о богатствах и изо всех сил старается соответствовать выбранному образу во благо профессии. На одном из европейских фестивалей фильм претендовал на награду за сценарий, и, на мой взгляд, заслуживал её куда больше своих соперников. Сценарий в этом фильме настолько хорош, что даже при всём желании и умении докапываться до всяких мелочей, я не могу найти в нём что-то плохое, неумелое или странное. Даже толстая негритянка существует тут не только ради политкорректности – её пышные телеса сыграют весьма значительную роль в кульминации. Хоть фильм и получил несколько наград в Каннах и не только, особого шума он вокруг себя не поднял, и многими остался не замеченным в череде множества других более громких победителей и номинантов. Что довольно печально, потому как он вне всякого сомнения достоин того, чтобы потратить на него два часа своей жизни.
Я с любопытством посмотрела этот французский фильм, нашумевший в Каннах и мне было интересно, чем же он так зацепил зрителей и критиков. Начну с хорошего – этот фильм действительно повествует о «горячем» и является некоторого рода бомбой для тех, кто привык только к лощеным французским комедиям о жизни буржуазии или на крайний случай к адаптациям вроде «99 франков», а для тех, кто любит Кешиша, те откроют для себя еще одного нового интересного режиссера североафриканского происхождения. И если Кешиш тунисец, то Беньямина с марокканскими корнями и фильм её пронизан этим колоритом. Фильм красочный, местами даже сочный, каким он и должен быть, и конечно же акцентирует жизнь неблагополучных детей иммигрантов. Разумеется, для многих не секрет, что есть такие проблемы во французском обществе, как малолетние преступники, наркотики, алкоголизм, безработица, побои и цыганский образ жизни. В этом фильме все так и предстает и поэтому если вы не любитель социальных драм – лучше проходите мимо этого фильма. Теперь немного о том, что не понравилось – наверное, что не было показано глубины. Не было раскаяния - не появилось участия (или жалости) к героям, хотя мне показалось, что режиссер хотела на этом акцентировать, но не смогла до конца в силу своей неопытности. Хотя претензий к актерам у меня нет, играли они на уровне зрелых актеров, но сценарий в плане эмоций и трагизма не дал того уровня ожидания. И пусть в фильме очень предсказуемый конец, всё же он заставляет задуматься, что изначально дети, конечно же, не созданы злыми и алчными, и это общество вкупе с родителями, учителями да и улицей виновато в этом. Это совокупность той каши, которую получают дети из медии всех сортов о богатой благополучной жизни и о том, что есть легкий и доступный способ заработать деньги, а не кропотливый, долгий и местами унизительный, а так же сильный криминалитет улиц неблагополучных районов. Конечно, подростки, особенно девочки, хотят красивой жизни, которую легко получить. Если они не знают и не осознают, что это нелегко и не принимают закона Парето, то это прямой путь в каталажку или криминальный мир. Этот фильм нужно показывать в школах и приютах как хорошее пособие о том, что пустые фантазии ведут в никуда. 7 из 10
10-минутной овацией была встречена картина «Божественные» на Каннском фестивале. Уда Беньямина околдовала Круазет авантюрной лентой из сердца, которая захватывает дух, вместе со своими двумя блестящими героинями. Пристегните ремни безопасности, ребята, потому что «Божественные» молодого режиссёра франко-марокканского происхождения Уды Беньямины пускается в захватывающий дух авантюру, увлекая нас вместе с ней с сумасшедшей скоростью, заставляя глотать ртом воздух и ощущать себя в салоне воображаемого Ferrari. За рулем этого горячего стержня в сиденье водителя, мы видим молодую дерзкую девушку по имени Дуня (мощнейшее выступление Oulaya Amamra). Восходящая звезда Oulaya Amamra является - младшей сестрой режиссёра. Избранная Беньяминой из более чем 3000 кандидаток на главную роль, Amamra настолько жива и убедительна на экране, что мысли о кумовстве кажутся смехотворными. Уда Беньямина называет себя “режиссёр-самоучка'. «Божественные» был вдохновлён её опытом парижских беспорядков 2005 года. Выучившись на парикмахера, она возвращается в школу, чтобы получить степень бакалавра, а затем снимает несколько шортов. В 2006 году она основала организацию «1000 лиц», мастерская в которой прошли актёрское обучение и её сёстры Oulaya и Дебора. Цель организации состоит в том, чтобы демократизировать кино, так же, как её дебютный фильм. Фильм стартует с музыкой, интенсивность которой задаёт тон для остальной части фильма (рассказ сопровождается оригинальным саундтреком, который сочетает бас хип-хоп с панихидой и совершенно опьяняет современными арабскими мелодиями). Затем «Божественные» показывает двух неразлучных подруг в своих неистовых приключениях и прочно укрепляет у нас симпатию к этой покоряющей банде двух персонажей с их неудержимо инфекционной жизнеспособностью и энтузиазмом. Дуня с умным, нежным и часто весёлым взглядом бунтует против жизни в трущобах, на окраине Парижа. Её мать официантка, употребляющая алкоголь, смирилась с такой жизнью. Благодаря своей неудержимой энергии и переполненному чувству юмора, Дуня ставит перед собой задачу – заработать большие деньги. Она похожа на сорванца, но распустив волосы, этот утёнок превращается в очаровательную лебедь. Её подруга Маймуна (Дебора Lukumuena), живущая в ортодоксальной мусульманской семье, не является такой бунтаркой как Дуня, но следует за ней во всех её дурачествах и других мелких преступлениях. Бешеная интенсивность первых нескольких сцен постепенно прокладывает путь к чему-то более интуитивному, путём введения двух персонажей, которые так же изящно представлены как наши дивины - божественные героини. С одной стороны, мы имеем Ребекку (Jisca Kalvanda) - «хозяйка» района, которая принимает цепкую Дуню под своё крыло и быстро помогает ей пройти свой путь вверх по лестнице своего мини-картеля, а с другой стороны, Дигия (танцор Кевин Mischel), который просматривается для современного танцевального шоу. Дуня наблюдает за ним сверху, расположившись на металлическом каркасе в ангаре. Она подхвачена лихорадкой этого чувственного балета. Для Дуни с железной волей - эти два объекта представляют два возможных мира, две дороги. Можно больше не говорить о горизонте, навстречу которому она движется, но так или иначе, судьбы толстушки Маймуны и вдохновляющей героини Дуни будут решаться на фоне этой постоянной конфронтации между заброшенностью и контролем в этом добротном дебюте. Уда Беньямина с трудом сохраняя темп своего фильма и правдоподобие, выдыхается в третьем акте, который явно начинает скользить. Тем не менее, его недостатки не перевешивают его захватывающий стиль и не склоняют чашу весов против него. Благодаря потрясающей работе и актёрскому прорыву Oulaya Amamra, картина излучает тонну сырой энергии и лоскуты хорошего настроения, даже приближаясь к трагическому и печальному финалу.