Картина 'Куда бы ещё вторгнуться' начинается с видеоряда гражданских забастовок и акций протеста тех людей, которые пребывают в попытке добиться для себя хотя бы немного живительной свободы. За кадром звучат слова: «Наши враги изобретательны и находчивы. Но и мы тоже. Они постоянно думают о том, как навредить нашей стране и нашему народу. Но и мы тоже. Эта страна будет вылавливать террористов, и предавать их правосудию. Закон правовой, а не закон джунглей - определяет взаимодействие народов. Одна из основ этой страны - это свобода. Мы препятствуем их путям сообщения и командования, мы разрушаем их здания и инфраструктуру, за счет которых они обеспечивают свои операции. Мы не сможем спасти всех детей в мире, но можем спасти многих. Если когда-нибудь наступит день, когда американцы не ответят на угрозу вооруженной агрессии, тогда само понятие свободы будет утрачено. Мы не сомневаясь ни секунды, будем использовать всю военную мощь для защиты союзников и нашего образа жизни». Майкл Мур отправляется во Францию и с удивлением обнаруживает, что там бесплатное здравоохранение, низкая плата за садики, а школьные обеды - просто королевские. Режиссер показывает нам одну из самых обычных французских начальных школ. Отличает ее от прочих - ресторанное питание: обед из четырех блюд, состоящий из различных видов мяса, десятков сортов сыра, пасты, молочных продуктов, свежих овощей и фруктов, а также десерта. Руководство школы заботится о том чтобы у детей было правильное сбалансированное питание и чтобы дети привыкли к такому образу жизни и в дальнейшем относились с вниманием к тому что едят. Для обеда отводится час времени - целый урок, за который дети учатся не только правильному питанию, но и обеденному этикету, а также учтивости. Дочь одного из участников съемочной группы проходит обучение в школе в Бостоне и для сравнения приводятся фотографии таких ланчей. Увидев, чем кормят в американских школах, французские школьники приходят в ужас: это - не еда, говорят они. Еще одно полезное открытие сделал Майкл Мур, побывав во Франции - это уроки полового воспитания. Они проводятся повсеместно во всех французских школах и призваны помочь подросткам избежать невежественности, которая просто непозволительна при первом сексуальном опыте. В Америке же пропагандируют воздержание как основной метод контрацепции, но, как и следовало ожидать, не слишком эффективный: режиссер приводит нам статистические данные, исходя из которых, показатели подростковой беременности в США в два раза выше, чем во Франции. Сравнение снова не пользу Родины Майкла Мура. Следующая страна, привлекшая внимание автора – Финляндия - славится своим образованием. Первое новшество, которое поразило режиссера - отсутствие домашних заданий. Министр образования пояснила эту позицию желанием оставить школьникам возможность, чтобы они могли побыть просто детьми, насладиться молодостью, проводить время с семьей, заниматься спортом или музыкой. Поэтому в Финляндии самый короткий школьный день и школьный год во всём Западном Мире. Один из финских старшеклассников ездил по обмену в США и когда режиссер задает ему вопрос, что же было в той поездке наиболее утомительно, он отвечает - тесты. То есть, привычная для американцев система образования со стандартизированными вариантами ответов загоняет иностранцев в определенные рамки, за которые не может выходить их мысль. И глубочайшее удивление Майкла Мура вызывает тот факт, что финнам не даются вообще никакие варианты ответов, только вопросы, ответ на которые необходимо 'брать из головы'. «Станут кем захотят» - невозможно сказать и финским и американским детям. Их возможности не соизмеримы в равной мере, это два абсолютно разных явления. Об этом говорит преподавательница, поработавшая на обоих континентах и пообщавшаяся с разными детьми: в Финляндии уже работают над этим, у них есть задел и силы. 'Мы стараемся учить детей быть самостоятельными и критически осмысливать то, чему их учат. Мы должны научить их быть счастливыми, как уважать себя и других.' Словения - одна из десятка стран, образование в которых бесплатное. То есть, студенты не имеют никаких задолженностей за свое обучение. Режиссер берет интервью у нескольких американцев, которых встречает в стенах словенского вуза и выясняет, что они приехала из США, чтобы закончить здесь свое бесплатное образование, ведь дома у них нет такой возможности. Другие обитатели Европы, немцы, учат своих детей смиряться c нацистским прошлым, ведь Германия, как было сказано в фильме, это не только Бетховен и Бах, но и геноцид, и зло. Искупление для них - принятие своей темной стороны, стремление быть лучшими людьми и делать добро другим. Звучит закадровый голос, автор задаётся чередой вопросов: 'Чему бы мы научили наших детей, если бы захотели научить их? Что же такое - быть американцем? Перед кем бы мы искупали вину? Действительно ли мы изменились? Почему мы прячемся от наших грехов?' Рассуждения Майкла Мура подкрепляются и визуально - появившимися в этот момент на экране хроникальными кадрами, c леденящим кровь содержимым: казни и повешения, перемежаются c массовыми убийствами. 'Первый шаг к исцелению, к тому, чтобы стать лучшим человеком и страной, заключается в способности честно признать, кто ты и что ты. Я - американец, я живу в великой стране, рожденной в геноциде и стоящей на костях рабов. Если у них это получилось, то и мы сможем.'
Вы когда-нибудь задумывались о том, что нужно сделать, чтобы в твоей благословенной великой Америке победил не страшный и ужасный Дональд Трамп, спонсируемый мифическими русскими хакерами, бурятскими водолазами, Дартом Вейдером ака Владимир Путин и самим Сатаной, а чистая и невинная Хиллари Клинтон, которая сделает из США райский уголок? Ответ будет простой. Для этого надо будет достать из шкафа когда-то очень хорошего документалиста Майкла Мура, который для меня навсегда останется автором совершенно прекрасного и действительно острого «Боулинга для «Колумбайн»» (будем точны с переводом). И дать ему поездить по Европе, демонстрируя утопические страны ЕС попеременно с тем ужасом, что творится в американской социалке, и снабжая это намёками на то, что все будет ещё страшнее, если победят республиканцы. А для того, чтобы показать рай в ЕС, совершенно ненужно быть объективным или даже порой правдивым. Можно выдавать откровенную ложь, жонглировать фактами, игнорировать недостатки - главное, чтобы все служило одной цели: показать, насколько ужасна Америка при нынешнем режиме. Как, честно говоря, очень небольшой любитель Америки, да и человек, который сталкивался с реалиями пресловутых suburbs, которые Мур ещё с 90х вполне заслуженно поливает всякими неаппетитными субстанциями, по идее я должна была бы злорадно радоваться принижению этой страны. Но даже меня передергивает от откровенной лжи и умалчивания многого, без чего все эти райские уголки предстали бы в другом свете. Например, рассказывая про большие оплачиваемые отпуска итальянцев и их восприятии работы как «большой семьи», почему бы не рассказать о том, что в данный момент Италия, Испания и Греция, благодаря действиям руководства ЕС, пляшущего под американскую дудку, испытывают серьезный экономический кризис. Не менее забавно и старательное отсутствие малейшего упоминания о том, что все эти ништяки - оплачиваемые отпуска, в том числе декретные, профсоюзы и тому подобное - заслуга коммунистов и прочих левых. Да-да, той самой страшной красной угрозы из СССР. Понятное дело, что Мур даже краешком не упомянет «страшный Мордор», где, представьте себе, до сих пор по ТК положен 28-дневный оплачиваемый отпуск и декрет длиной аж в три года. И да, не стоит забывать о пропагандистской лжи, давайте расскажем про двухчасовой обеденный перерыв в Италии, который по словам итальянского критика, просмотревшего этот фильм на закрытом показе Каннского фестиваля, существует только в воображении Майкла Мура. Зато есть 72-часовой рабочий день, когда некоторые служащие ночуют на работе, доделывая свои дела. Другие откровенно юмористические зарисовки среди прочих связаны с Финляндией и Словенией. Здесь, конечно же, опять же будет не упомянут Советский Союз, в котором образование было полностью бесплатным, да и «Мордор», где тоже высокие шансы отучиться на первой вышке за счёт государства, получая стипендию. Не расскажут нам ни об украинских гастарбайтерах в Финляндии, которые регулярно загадочно пропадают, ни о сонме великих финских ученых и деятелей культуры, которые по идее должны были появиться в результате «лучшей системы образования в мире». Зато нам расскажут о том, что финны не делают домашних заданий и учатся по три часа в день. Учитывая, что американская же Силиконовая долина полна китайцев, индусов и бывших граждан Советского Союза, хочется задать вопрос: «А может, все-таки стоит задавать домашнее задание, а не разводить в школе вольницу, учитывая, что в американской системе образования и так само образование сокращено до минимума русской школы коррекции?». Но Мура не волнует это. Его задача - показать идеальную Европу на фоне действительно плохой социалки США, обязательно чередуя фотки высокой кухни на школьных обедах во Франции и фотки фастфуда в США. Ведь нездоровое американское питание - это тоже вина не самой американской пищевой культуры, складывавшейся десятилетиями, а республиканцев. Не стоит ни в коем случае заезжать и в Сербию, недалеко от Словении, где после американских ковровых бомбежек 1999 года могли бы очень много доброго сказать господину документалисту. Последнее особенно забавно, учитывая, что режиссер - тот же человек, кто не поленился собрать жуткую хронику войны в Ираке в фильме «Фаренгейт 9/11». Что же случилось с тобой, Мур, что теперь для тебя это всего лишь «страны с труднопроизносимым названием»? Но стоп. Конечно же. Сейчас не время пинать Клинтона, он же муж Хиллари. Мораль? А никакой морали ни в фильме, ни в моем отзыве не будет. Мур, который либо совершенно не разбирается в европейских делах, либо сознательно не говорит правду, прекрасно поколесил по Старому Свету, не забывая пинать свою родную страну. Единственное, что вы можете почерпнуть для себя полезного из этой плохо слепленной агитки, рассчитанной явно не на жителя Европы - что в Америке все далеко не так здорово, как кажется. Как будто вы настолько наивны, что не знали об этом. И нет, я не агитирую за Трампа, Путина или Советский Союз. Просто если уж ты документалист, то и показывай реальность, а не свои влажные мечты о ней. Как ты делал раньше. 3 из 10 за открыточные европейские пейзажи.
Ни для кого уже не секрет, что с момента своего участия во Второй мировой войне Соединенные Штаты ведут активную внешнюю политику, вмешиваясь во внутренние дела государств с целью распространить в них свою «демократию, свободу и всеобщее равенство». Однако парадокс заключается в том, что США уже так увлеклись распространением демократии, что невольно лишили её собственных граждан. Эту мысль упорно пытается нам донести скандально известный документалист Майкл Мур в своем комедийном документальном фильме «Куда бы еще вторгнуться?». Синопсис Разуверившись в целесообразности еще одних вторжений в различные страны, «Пентагон» поручает Майклу Муру «вторгнуться» в европейские страны, чтобы украсть у них лучшие идеи и воплотить их в Штатах. Однако ему предстоит сделать для себя печальное открытие, что все идеи, воплощенные в этих странах, когда-то были придуманы в самих США. Режиссура и сценарий Сюжет фильма состоит из своего рода глав, в которых Майкл Мур, поочередно вторгаясь в различные страны, пытается понять, почему в них куда большая степень соблюдения прав граждан и демократии, чем в самих США, которые пытаются её «распространить» по всему миру. Так, он узнает, что права обычных рабочих соблюдаются лучше всего в Италии, а Финляндия уже давно лидирует по уровню образования в мире. Франция заботится о школьном питании юных французов, а необычная пенитенциарная система Норвегии способствует снижению преступности в стране. Примечательно, что фильм не останавливается исключительно на европейских странах, но также рассказывает об успехах демократии в Тунисе и Исландии. В итоге Майкл Мур уверенно заявляет, что все эти идеи о качественном и, самое главное, бесплатном образовании и медицинских услугах, о соблюдении прав рабочих, о памяти о своем темном прошлом, которого нужно стыдиться – все это давно забытые американские мечты. Итог Конечно, главную идею фильма можно воспринимать скептически, однако примеры тех идей, которые и делают перечисленные страны наиболее благоприятными для жизни, лично для меня донесли иную мысль. Что, чтобы государству завоевать популярность, необязательно завоевывать её во всем мире, ведя порой бессмысленную «активную» внешнюю политику, достаточно завоевать эту популярность среди собственных граждан, прилагая все усилия, чтобы они могли иметь достойную жизнь своей стране. 9 из 10
Весь фильм Майкла Мура – это рассказ об СССР. Бесплатное образование и медицина, полноценный отдых и оплачиваемый декрет, права женщин и трудящихся – всё это старый, добрый Советский Союз. Однако весь этот социализм, так или иначе, перекочевал в Финляндию и Францию, Германию и Словению, в Тунис и Италию, куда собственно и «вторгался» Мур на протяжении целого фильма. И вывод, который делает Мур не без пафоса, поражает: всё это придумала «великая Америка». Вот только она как-то прошляпила своё счастье и теперь её идеями довольствуются другие. Видать, прославленный документалист не читал Карла Маркса и не заглядывал в труды Энгельса, не говоря уже о «Городе Солнца» Кампанеллы. Исключительность США всё равно выпячивается наружу. Да, мол, грабит Уолл-стрит, обманывает правительство, зато сколько хорошего дала Америка миру! Ну и что, что сами не сумели достичь социализма, но ведь многие страны пользуются нашими плодами. Правда, слово «социализм» здесь не произносится, не поймут ведь, коммунистом ещё обзовут, а так, ну конечно Мур носится весь фильм с социализмом. Так что, дорогой друг, если хочешь посмотреть про то, где всё для народа – смотри лучше старую советскую хронику, да-с. Здесь ты не увидишь очередных разоблачений капиталистов, не встретишь уродливое мурло буржуазии, тут всё просто: в Европе хорошо, а в Америке плохо. И не важно, что Евросоюз разваливается, главное в другом – наследие СССР! Ибо если бы не Советский Союз, то не было бы ничего в мире из того, о чём горюет Майкл Мур. Давно известно, что советская система образования, управления, экономики повлияла на Запад. Уже Великая депрессия привела к тому, что советский опыт стали копировать. То есть кризис 1929–1933 годов подтолкнул к заимствованию советского управления экономикой, советских методов, концентрации управления экономикой. Советский Союз 8-часовым рабочим днём, признанием гражданского избирательного права для женщин, политикой эмансипации, ликвидации безграмотности дал сигналы, на которые хоть и не сразу, но откликнулись Европа и весь мир. Как отметил один финский профессор, «СССР создал рай для рабочих в Финляндии». То есть на Западе аналогичные нашим, реформы проводились на основе рыночной экономики. И Советский Союз невольно повлиял на модернизацию капитализма, который стал более социальным. То бишь фактически, не будучи частью мировой рыночной экономической системы, наша страна заставила старые индустриальные капиталистические страны мобилизоваться и использовать все доступные при капитализме ресурсы. В соперничестве с нами, они копировали наши социальные принципы и достижения. Так что фильм Майкла Мура это песнь об утраченном СССР. Думаю так, да-с. Но об этом упорно помалкивают, ага.
Хорошего журналиста от плохого отличает то, что хороший всегда старается получить мнение всех сторон истории и отразить услышанное в статье, в то время как плохой акула пера заранее выберет одну сторону и, начисто игнорируя аргументы противоположной, использует имеющуюся информацию, чтобы сделать свою точку зрения более весомой. Документальное кино работает по похожему принципу - настоящий документалист обязательно расскажет вам о мнениях всех участников истории и предоставит зрителю возможность самому решить на какую сторону встать. Один из самых знаменитых режиссеров-документалистов мира Майкл Мур в своих многочисленных работах частенько пренебрегал этим золотым правилом. Он начинал создание практически каждой своей картины с определенного убеждения и делал все, чтобы его оправдать. Если он работал над картиной о минусах капитализма, то он использовал лишь то, что подтверждало его точку зрения, не попытавшись понять мнение тех людей, кто не считает капитализм высшим злом. Таким образом, несмотря на харизму и не безразличие Мура, его работы часто получались однобокими и не давали всеобъемлющего представления о проблеме. Последняя на сегодняшний момент картина режиссера 'Куда бы еще вторгнуться' не является исключением - даже сам Мур не скрывал, что он хочет сосредоточиться только на одной стороне раскрываемой темы, а именно на том, как разные страны обеспечивают благосостояние своих подданных. Однако этот раз является одним из немногих, когда подобный подход не только не является преступлением, но и идет фильму на пользу. В своей новой картине скандальный Майкл Мур покатался по миру с целью собрать только лучшие практики из разных стран мира и представить, как выглядела бы идеальная страна, а также поразмыслить о том, как новые идеи соотносятся с тем, что принято на родине режиссера. Даже если вас не очень интересует тема благосостояния заключенных по всему миру, невероятная популярность смертоносного террориста-одиночки Андерса Брейвика наверняка помогла вам узнать, что даже худшие преступники Норвегии живут в лучших условиях, чем свободные люди во многих частях мира, в том числе и в России. Но знали ли вы, что обеды французских школьников могут сравниться по качеству с едой в элитных ресторанах? Или что финские школьники учатся всего двадцать часов в день? Эти и многие другие до этого неизвестные факты Майкл Мур раскрывает в своем фильме 'Куда бы еще вторгнуться'. За время работы над картиной режиссер побывал в Италии, Франции, Германии, Тунисе, Норвегии, Финляндии, Исландии, Португалии и Словении, чтобы выяснить, в чем жителям каждой из стран повезло больше, чем остальному миру. Новый фильм Мура охватывает все злободневные и актуальные темы, начиная от войны с наркотиками и заканчивая правами женщин. Поскольку режиссер сравнивал практики всех этих стран с порядками, установленными в США, и это сравнение не было лестным, можно подумать, что Майкл Мур снял невероятно антиамериканский фильм. В некоторой мере это действительно так - вы можете порядочно позлорадствовать над огромным количеством проблем 'самой сильной страны мира'. Однако в нежелании Мура принять низкие стандарты общественного благосостояния в США кроется самый настоящий патриотизм. Все годы своей работы как документалиста Мур пытается сделать страну лучше, пусть иногда и выбирая не самые подходящие для этого методы. Однако 'Куда бы еще вторгнуться' будет интересен не только американцам, но и жителям всего мира, поскольку каждой стране есть к чему стремиться и знание успешных мировых практик никогда не бывает лишним, поскольку так вы будете лучше понимать, чего требовать. Новую картину Мура стоит показать тем, кто гордо говоря 'ничего изменить нельзя', проводит всю свою жизнь на диване. Режиссер доказывает, что даже в самых тоталитарных уголках планеты старый-добрый лозунг Партии Черных Пантер 'Вся власть народу' может стать не просто красивыми словами, а реальностью.
Эпатаж бывает разным. Одни люди используют его исключительно для того, чтобы обзавестись толпой поклонников, выжидающей каждый последующий нестандартный поступок своего кумира. Другие наоборот возвели выходящее за рамки поведение в образ жизни, порой теряясь в собственных сумасбродных идеях. Но есть и третья категория творцов от мира искусства, которые через эпатаж доносят до аудитории правильные мысли, заставляют включать логическое мышление и оценивать ситуацию вокруг себя незамутненным взглядом. Режиссер-документалист Майкл Мур не ходит с перьями на голове, не одевает чудаковатые линзы на глаза и не ставит перед собой цель разительно выделятся из толпы в стиле небезызвестной Леди Гаги. Его эпатаж носит глубокий смысловой характер, и хотя периодически Мур излишне заигрывается с предвзятой точкой зрения, он все равно делает для своей родной страны гораздо больше, чем целый сонм политиков на протяжении десятилетий. В отличии от многих коллег по камере, зависимых от верховенства двойственных стандартов американского общества, Майкл Мур никогда не боялся ставить себя в оппозицию к традиционному мышлению своих сограждан, взращенному перед завораживающими видами прилизанного телевизионного вещания. Прилежная американская демократия и агитационное следование за культивируемой идеей о заветной мечте имеет две стороны медали, но о второй почему-то большинство предпочитает молчать. Майкл Мур же в свою очередь не перестает трудиться на благо Соединенных Штатов, то и дело вталкивая их в пиар-болото, призванное выплеснуть наружу правду о настоящем положении дел в стране, чей лоск давно потемнел. Получив вполне заслуженный 'Оскар' за ленту 'Боулинг для Колумбины', режиссер наконец-то добился долгожданного признания в родном крае, тем самым сделав серьезный прецедент для расследования проблем свободного распространения оружия среди населения Соединенных Штатов. И хотя законодательно проблема так и не решилась, Мур продолжил исследовать темную сторону Америки с удвоенным рвением благодаря то ли подарку, то ли проклятию судьбы, известному под именем Джордж Буш младший. Приход к власти одного их самых неоднозначных мировых лидеров начала века был сопровожден рядом громких скандалов, ужасающими террористическими актами и еще одной главой войны в Афганистане и Ираке. Исследовав причины и следствия возведения Буша на американский престол, в 2004 году Майкл Мур выпустил свою наиболее именитую ленту 'Фаренгейт 9/11', выстроив параллели между решениями Президента и мировыми ценами на нефть. Критические отзывы, направленные на фильм, упрекали создателя в жесткой предвзятости, причем весьма небезосновательно. Хитрый манипулятор Майкл Мур возвел вокруг Джорджа Буша крепость ненависти, обвинив его чуть ли не во всех смертных грехах. Рядовой зритель скорее всего не будут углубляться в суть изысканий Мура и гневных откликов его недоброжелателей, однако факт остается фактов - 'Фаренгейт 9/11' нанес по Америке очередной удар и назвать его предательством в чистом виде не получится. А прибавим к прокатным успехам ленты Главный приз Канн от самого Квентина Тарантино, и получим счастливую улыбку Майкла Мура, самого влиятельного документалиста планеты. 'Фаренгейт 9/11' довольно продолжительное время не сходил с уст прогрессивной аудитории, интересующейся мировой геополитикой, однако после съемок ленты о спекуляциях Буша в карьере Майкла Мура наступил если не застой, то спорные времена. Он по прежнему снимал картины, выставлял на всеобщее обозрение проблемы американского общества, включая несовершенство здравоохранения, и все же достичь былых высот 'Боулинга для Колумбины' и 'Фаренгейта 9/11' ему не удавалось. И тем не менее каждый новый фильм Мура при любом раскладе автоматически привлекает к себе внимание, так как этот режиссер остался верен себе и никогда не отклоняется от намеченной цели. В 2015 году циничный документалист представил нам очередное творение, именуемое 'Куда бы еще вторгнуться?', тем самым отпустив еще одну недвусмысленную колкость в сторону политики Соединенных Штатов. Но вопреки ожиданиям общественности, Мур не собирался отправляться в затяжной вояж во странам Ближнего Востока, а поехал прямиком в Старый Свет, подмечая особенности рядовой жизни передовых европейских стран, считающихся в Америке откровенно эксцентричным регионом. Пропаганда звездно-полосатого флага не перестает вещать о том, что на ее территории находится истинная справедливость, комфорт, а также инкубатор передовых идей. 'Куда бы еще вторгнуться?' с легкостью развенчивает этот миф, донося до аудитории примечательные откровения, в объединении составляющие ту самую Американскую мечту, о которой слышал каждый. Высадившись в европейском регионе, Майкл Мур сразу берется за расследования, посещая с десяток стран, обладающих необычайными особенностями комфорта жизни. Не осталась за пределами внимания режиссера Финляндия, Родина Санта-Клауса и вместе с тем одна из самых комфортных стран Евросоюза. Мур мог бы посвятить этому краю целый фильм, однако в контексте Финляндии его перво-наперво интересовала методика процесса образования в школах. В отличии от большинства учителей мира, включая американцев, финны не заточают детей в строгих рамках кабинета, а наоборот делают все возможное, дабы ученики на деле применяли полученные знания. Теория и практика, работающие рука об руку в финских школах, готовят к выпуску полноценно сформировавшихся граждан, готовых на великие свершения ради родной страны. Маршрут Майкла Мура не обошел и Норвегию, известную своими прилежными тюрьмами, похожими на привлекательный загородный курорт. Забудьте о камерах с десятком заключенных, внутренним пространством, где разгуливает одна лишь опасность и смерть. В Норвегии заключенные, это особая каста, и благодаря поискам Майкла Мура мы узнаем причины подобного решения норвежских властей и к чему это приводит. Помимо Финляндии и Франции документалист побывал в стране порядка, Германии, диковинной американскому зрителю Словении, романтичной Франции, горячей Испании и во многих других странах, завсегда подмечая что-то интересное, примечательное и нестандартное, способное сделать лучше не только Америку, но и любую другую страну мира. В отличии от предыдущих претенциозных работ Майкла Мура, 'Куда бы еще вторгнуться?' не имеет крепкой привязанности к американским реалиям, что не может не порадовать стороннего зрителя. Представленная лента получилась увлекательным и в действительности познавательным материалом, который стоило бы оценить не только простой аудитории, но и сильным мира сего, отвечающим за наше с вами благополучие. Конечно в некоторых аспектах затронутых проблем Майкл Мур по традиции вывел личное итоговое мнение, вызывающее определенное несогласие с его точкой зрения, однако 'Куда бы еще вторгнуться?' не зиждется на политике. Главной ценностью фильма становится внедрение новых идей в застоявшееся мировоззрение общества. Так что не стоит забывать, что любой застой и мысли стереотипами завсегда ведут к одному результату. Майкл Мур доносит до нас простые и вместе с тем поразительные откровения. И я думаю, их нельзя отбросить в сторону сразу после просмотра. Иначе какой смысл знакомится с этим произведением?! 8 из 10
Документальный фильм о том, как различные государства заботятся и не заботятся о своих гражданах. Мне очень понравилось. Фильм очень познавательный и смотрится на одном дыхании. Вся информация подается доступным образом, без нагромождения заумных терминов, экономики, политики и прочего. Несмотря на острые проблемы, которые поднимаются и обсуждаются в фильме, всё сопровождается здравой дозой юмора и сарказма. Из фильма можно узнать о системе отпусков в Италии, об образовании в Финляндии, тюрьмах в Норвегии, еде в школах Франции и так далее. Мне кажется, 'Куда бы еще вторгнуться' будет интересно всем тем, кто хоть сколько-нибудь интересуется жизнью 'за кордоном', а также любителям сравнивать 'тут' и 'там'. 8 из 10
Весь фильм свелся к тому, что США самая лучшая страна, несмотря на то, что во многих странах простому народу жить лучше. Это и понятно, все таки автор является патриотом США. который пытается улучшить в своей стране жизнь для народа. Получился очень однобокий взгляд для внутреннего просмотра в США. К середине фильма начинает уже 'подташнивать' от того, что Европа всему хорошему научилась, оказывается, от США. Просто штаты придумали все хорошее, но как использовать, не придумали, либо перебили все инициаторов по глупости управленцев. И просто игнорируются реальные причины большинства социальных реформ в Европе, а, именно, социальные реформы в СССР, и противостояние социализма и капитализма. А вот берлинская стена - это 'огромное горе', и 'прекрасно', что Мандела стал президентом, несмотря на то, что он начал преследование белого населения в ЮАР и привел страну в упадок. И, опять же, умалчивается, что перед падением стены были договоренности о нерасширении НАТО на восток, которые США в скором времени проигнорировала. Конечно. рассуждать об исторических причинах многих реформ можно долго. Но если откинуть всю политику и патриотическое настроение автора, то фильм довольно познавательный. Интересно было посмотреть на социальные условия в Европе, хотя местами было скучно и приходилось перематывать. 5 из 10
К сожалению, Майкл Мур сэкономил силы на этом фильме: нет контрастирующего монтажа, громких веселых саундтреков, неудобных вопросов и, главное, - социальных перфомансов артистичного режиссера-толстяка. Однако Майкл Мур отлично освоил бюджет фильма и прокатился по Европе, собирая открытки о европейской жизни среднего класса, которые хочет разослать американцам. Расслабившийся режиссер не порадовал на этот раз проявлением собственного стиля, а сделал фильм-путешествие про европейских аборигенов (именно так американцам представляется Старый Свет), который продает прокатчикам под громким милитаризированным названием. Не поигравшись толком с видеоматериалом в монтажной, Майкл Мур поигрался со словами. Надо отдать должное его подходу к построению сценария. Объявив себя воином, идущим на завоевания, режиссер отстранился от действующих образов солдат американской армии. Майкл Мур поехал завоевать не ресурсы, а знание о демократии - вопрос, который определяет всё его творчество. Такая 'война' тут же определяет героя как Дон Кихота. Цивилизованный разговор о правах человека становится идеалистической глупостью, но именно этот ход позволяет нынешнюю норму жизни в США определить как варварство, так как диалог в США не то что перестал получаться, а почти что упразднен.