Море в огне: отзывы и рeцензии

alisia.guantera
alisia.guantera16 ноября 2019 в 19:59
По ту сторону боли

Фильм FUOCO AMMARE («Огонь в море») режиссёра Жанфранко Рози (Gianfranco Rosi) – документалистика с оттенком европейского авторского кино. Гран-при 66 Берлинского кинофестиваля (2016) – это высокая оценка безупречного мастерства (в рамках европейской школы кино) и свидетельство остроты темы, затронутой режиссёром. На мой взгляд, фильм достоин быть увиденным, прежде всего, потому что уважаю вот таких одиноких воинов правды, которые, шаг за шагом, годами отвоёвывают внимание аудитории. Несколько интервью с режиссёром говорят о его профессионализме и стремлении раздвигать границы. Мне понравилось его тёплое отношение к Самюэлю – парнишке, жизнь которого показана в картине. Замечательно то, что Рози уважает право ребёнка быть ребёнком и не делает из него «звезду». Не согласна с критиками, которые говорят, что «проблема эмигрантов показана в фильме глазами ребёнка» - полная чушь! Перед нами две разных жизни: тихая островная и нормальное становление личности мальчика; и в качестве параллели, полная боли и отчаяния, жизнь беженцев. По «ту сторону боли» также течёт и тихая жизнь жены моряка Марии, которая заказывает на местном радио песни для своего покойного мужа. Радио, поддерживающее патриархальную итальянскую атмосферу на острове, на мой взгляд, символизирует отрешённость общества от проблем беженцев. Остров Лампедуза – своеобразная «передовая» по приёму людей и, увы, того, что ещё недавно было людьми. Остров Лампедуза – это не совсем Италия, и даже не совсем Сицилия… Мне симпатична личность доктора, не лишённого сострадания, его слова «Увы, даже после смерти они вынуждены терпеть надругательство». Технически понравилось, что в фильме использована статичная камера с движением в кадре, как у Михаэля Ханеке в фильме «Скрытое». Таким образом, создаётся эффект отрешённого наблюдателя. P.S.: Режиссёр в своих интервью отмечает, что фильм FUOCO AMMARE – картина вне политики, он лишь пытается достучаться до людей. «200-300 человек гибнет ежедневно», - говорит Рози; но я подчеркну, что надо умножать цифру в несколько раз, т. к. официально считают только те судна, которым было разрешено доплыть до гуманитарных служб! Лично была неоднократным свидетелем этих самых новостей о тонущих баржах с беженцами, когда сицилийцы в пиццерии или дома, помешивая ложкой свою пасту, говорили не «Бедолаги», как выразилась одна из героинь фильма, Мария, а: «Опять…Сколько вас ещё припрётся сюда?». Этот фильм затрагивает тему ценности человеческой жизни вообще, и проводит по-европейски аккуратные параллели между разными мирами. Будучи личностью, режиссёр находит и являет миру таких же личностей, как он сам. По этому фильму нельзя судить об отношении всех итальянцев (греков, французов и иже с ними) к беженцам.

ars-projdakov
ars-projdakov30 октября 2019 в 14:48

Наверное, большинство из нас слышали о миграционном кризисе, с которым не так давно столкнулся Европейский союз. Одним из известных перевалочных пунктов, через которые тысячи мигрантов устремляются к «лучшей жизни», по сей день приходится итальянский остров Лампедуза. Однако для многих желающих попытка попасть на этот остров нелегальным путем обернулась фатальным концом. Собственно, теме жизни на и вне Лампедузы посвящен документальный фильм Джанфранко Рози «Море в огне». Синопсис Издавна остров Лампедуза был лакомым кусочком для многих народов, а сегодня, находясь в составе Италии, он превратился во врата в лучшую жизнь для тысяч нелегальных выходцев из стран Африки, устремившихся в Европе в надежде отыскать лучшую жизнь. Пока они в отчаянной попытке пытаются добраться до острова, коренные жители острова продолжают жить своей тихой размеренной жизнью, не предполагая, что творится в море вокруг них. Режиссура и сценарий Будучи жителем Италии и настоящим поклонником ее прошлого, искусства и культуры, документалист Джанфранко Рози обратился к ее настоящему, точнее, тем локальным проблемам, с которыми приходится сталкиваться или которые не замечают ее жители. В случае с «Морем в огне» он демонстрирует две стороны из жизни Лампедузы, крошечного островка в Средиземном море, на котором расположен небольшой городок, местные жители которого за несколько столетий сумели создать свой собственный уклад жизни, периодически адаптируя его под изменения в этом мире. Конкретно нам показывают несколько дней из жизни школьника Самуэля, его родителей, друзей и соседей, живущих своей привычной жизнью. Самуэль ходит в школу, учит друга стрелять из рогатки, учиться управлять лодкой, так как мечтает стать моряком, как его отец. Его бабушка трудится по хозяйству. Его сосед работает редактором местной радиостанции. Параллельно с этим Рози показывает нам другую сторону острова, а именно проблему нелегальных мигрантов, которые сотнями на полуразвалившихся шхунах, покинув побережье Ливии, пытаются добраться до острова, но по пути сталкиваются с нехваткой места, еды, воды или, еще хуже, авариями, в результате которых судно вместе со всеми находящимися на борту людьми идет ко дну. Конечно, местная береговая охрана и спасательные службы предпринимают попытки помочь беженцам. Но проблемы, потери и неудачи этих мигрантов обходят стороной местных жителей, которые продолжают жить, как жили до этого. Итого Фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, этот полухудожественный стиль и в то же время документальный нарратик без сопроводительного закадрового текста сыграли свою роль в передаче задумки фильма. С другой, такой однобокий подходит к изображению «несчастной доли» нелегальный мигрантов, слегка стирает положительный эффект. Но все же для общего знакомства с проблемой, затронутой в фильме, «Море в огне» стоит просмотра. 7 из 10

Лекс Картер
Лекс Картер11 февраля 2017 в 09:59
Люди - не мусор

Миграционный кризис в разгаре и выход из него в ближайшее время не предвидится. Джанфранко Рози около полутора лет пробыл на Лампедузе, острове, к которому устремляются тысячи африканских беженцев, самостоятельно снимая свой пятый документальный фильм. Впрочем, киноязык Рози никогда не был документальным в полноценным смысле - он прежде всего режиссер-созерцатель, которому намного интреснее высказаться, найдя в происходящем поэтическую гармонию, нежели говорить что-то самому. Поэтому 'Море в огне' - скорее драма, где все актеры играют самих себя. В центре внимания - повседневная жизнь Лампедузы на примере Самуэля, мальчишки с плохим зрением и обостренной морской болезнью, которому предстоит, как и всем жителям острова, стать моряком, вседь все предыдущие поколения его семьи были рыбаками. И как только механизированной может стать ловля рыбы, со временем, так же отлажено стало спасение терпящих бедствие африканских лодок, тонущих уже только потому, что забиты беглецами, ищущими спасения и прошедшими долгий путь боли и лишений, потерявшие друзей и близких в войнах, тюрьмах и пустынях. Обезвоженные и голодные сирийцы, нигерийцы, эретрийцы, тунисцы, египтяне, йеменцы, ливийцы, алжирцы, иорданцы, марокканцы, оманцы, ливанцы, мавританцы, суданцы стали неотъемлемой частью Лампедузы. Как не странно, особую остроту фильму придает тот факт, что линия Самуэля и линия спасения беженцев не пересекаются вообще, играя на контрасте тихой провинциальной жизни многих поколений и крупнейшего потока переселенцев в современном мире. Объединяет их разве что местный врач Петро Бартоло, который, в принципе, и был главным проводником режиссера по острову: именно он познакомил Рози с 12-летним мальчиком и его семьей, он рассказал как с 90-ых годов принимает африканских беженцев, об их состоянии и о миграционной катастрофе, в целом. Именно благодаря Бартоло, фильм, который должен был быть десятиминутной короткометражкой, стал полнометражным срезом европейского общества в целом, которому еще только предстоит увидеть ситуацию обоими глазами. Пока же, старушка попросит местного диджея поставить мелодичную ретро-песенку 'Fuocoammare', которая вполне могла звучать из радиоприемников, еще в те далекие годы, когда она девчонкой носила хлеб отцу, шла война, а корабли запускали в небо ракеты и, в отблесках их взрывов, казалось, что море горит огнем.

kicking
kicking15 июля 2016 в 09:27
Безбилетники, или Курс на Лампедузу

На 66-й Берлинале 'Море в огне' итальянского режиссера-документалиста Джанфранко Рози сразу же ворвалось в составе явных фаворитов. Итогом для этого фильма стал Золотой Медведь - главный приз фестиваля. Интернациональное жюри во главе с Мэрил Стрип было единодушно. 'Море в огне' представляет жизнь известного по новостным сводкам итальянского острова Лампедуза. Эта территория стала спасительным якорем для многих беженцев из африканских стран. Рози снял документальную драму и о людях, ищущих спасения, и о коренном населении Лампедузы. 'Море в огне' начисто лишено разрывающего на части стрингерства новостных сводок. Новости по радио на Лампедузе всегда представляют сухие цифры. Число спасенных, число утонувших, пропавшие без вести. И бесчисленные баржи, преодолевающие расстояние от берегов Африки до острова. Мы просим вас, во имя Господа. Так уже четверть века. Игольное ушко Лампедузы пропустило за это время в европейский мир 400 тысяч человек. Огромная цифра, и поток растет. Нужно видеть лица этих людей, чувствовать их радость спасения, понимать сколько им пришлось вынести, когда они продирались через охваченные локальными войнами африканские страны, горячую Сахару, ливийские тюрьмы, головорезов ИГИЛ. Этот путь проходят немногие. Лампедуза-Лампедуза, сколько горя увидели твои берега за это время. Для Рози 'Море в огне' стало фильмом трех сюжетных линий, к которым он постоянно возвращается в течение всей картины. Беженцы, море и все, что в нем происходит, и мальчик Самуэле, который на протяжении фильма проходит свой путь к гуманизму. Показать трагедию безбилетных африканцев, размеренный скромный быт местных и рутинный героизм итальянских спасателей на море - основные задачи этого фильма. Необходимо отметить, что 'Море в огне' - это типичное авторское документальное кино с выдвинутой на первый план драматической прорисовкой. Рози стремится оставаться беспристрастным, но мир на Лампедузе раскололся на две части. Первая - это местное население, живущее в практически патриархальных условиях. Мужчины находятся по 6-7 месяцев в году в море, ведь море для лампедузцев - это все. Только небо и море. Всегда в море. Милые песенки по радио, воспоминания о Второй мировой, бытовые зарисовки. Но это все равно тяжелая жизнь. И вторая часть - это беженцы. Нужны ли они Европе? Эта партия - с Берега Слоновой Кости. Завернутые в блестящую фольгированную ткань они похожи на напуганные подарки, которые заставляют разворачиваться. Запах солярки, они пропитаны им, одна неосторожная искра - и воздух вспыхнет. Лица, лица, лица на регистрации. Скучная, как у кладовщиков, работа. Фиксируют выживших. Они все такие разные, но они выжили. Основная заслуга и особое мастерство Рози как автора 'Моря в огне' - умение мастерски поставить зрителя в кадр при просмотре, сделать его не пассивным наблюдателем, а свидетелем всех событий фильма. Это говорит о нем как о большом документалисте, умеющем говорить со зрителем. В фильме очень много простой волнующей честности, которая заставляет задуматься о том, в какие тартарары может скатиться этот мир, насколько мы все уникальны по-своему, несмотря на гребенку глобализации. Мальчик Самуэле все сможет, у него есть характер, он станет настоящим парнем. А жизнь?... Жизнь должна все равно налаживаться. Даже на крошечной Лампедузе. 9 из 10

dajagranda
dajagranda18 октября 2016 в 20:00
Жизнь как она есть

Только что вернулась с этого чудного фильма на кинофестивале, так что мне повезло. Никогда не готовлюсь к документальным фильмам, ничего не читаю о них, и как следствие мало что понимаю, но тема миграции в этом фильме более менее понятна, как мне казалось, так что шла со стереотипным настроем что будет показано что-то крайне трагичное. Но документалка от итальянского режиссера заинтриговала. Конечно, же фильм показывает африканцев, которые вынуждены выживать. Странно, что в нашем, по сути, полном излишеств, 21 веке, есть такое понятие, как выживание, в самом узком его смысле. Они на последнем дыхании, из последних сил. Они говорят по-английски, молятся и поют. В молитве поют о том, как выживали, как молились богу, чтобы не забирал их жизни. Другие кусочки из жизни - итальянцев, обычных, размеренных, чувственных. Мне очень понравилось как режиссер проводит зрителя буквально в дом к тете Марии. У нее чисто, уютно, обыкновенная мебель и играет старое радио. А как она заправляет постель? Целует фото мужа и просто просит - Дай мне хороший день, и немного здоровья. Это невероятные детали. Центральный герой, я бы сказала, это мальчик Самуэле. В нем можно узнать себя в детстве, или соседского мальчишку, научившегося стрелять из рогатки и практикующегося теперь везде. Но как он ответственно относится к своему здоровью! Очень интересный персонаж, и вызывает симпатию. Особое внимание я обратила на музыку. Она прекрасно дополняет, точнее даже создает атмосферу фильма. Я думаю, что еще его посмотрю. Но всем советовать не стану - это 'иное' кино.