Мини-сериал о четырёх почти часовых сериях. Необычное кино. Смотрится на одном дыхании. Очень увлекательное и занимательное. С глубиной рефлексии героев и подробностями сложных решений. Имеем зрительский факт даже не двойного, а тройного присутствия reality, что обладает особой силой убеждения. Первая реальность. Стремление. Весь кино-рассказ имеет фиксированную достоверность с историческими персонажами тех событий. Да, в сентябре 1620 года не самый быстрый корабль класса 'галеон' с цветочным названием 'Мэйфлауэр' отчалил из Плимута в ещё один Новый Свет с первой сотней переселенцев. 102 человека: 41 мужчина, 19 женщин, остальные - дети. Через месяц (в конце ноября) высадились на берег будущего штата Массачусеттс, кого-то потеряв в морской дороге, а кто-то даже родился на борту. Оглядевшись, поняли малоприятную перспективу жизни перед самой зимой, холодом, голодом, враждебной неизвестностью и первым праздником 'День благодарения'. И вот тут начинается... Вторая реальность. Выбор. Пилигримы, как они себя называли, - не просто переселенцы. Они вдоль и поперёк, и насквозь - религиозные люди, начиная со своего мирного лидера общины - Уильям`а Брэдфорд`а (Винсент Картайзер) и заканчивая боевым капитаном - Майлз`ом Стэндиш`ем (Майкл Джибсон, 'Лекарь. Ученик Авиценны', сериал 'Хэтфилды и МакКои'). По условиям контракта в ту экспедицию в один конец был включён маленький отряд средневекового 'спецназа'. И решились все они на такую судьбу исключительно из-за гонений веры в Европе. А значит, только 'Бог решает, направляет и испытывает верующих в него'. Но, одно дело выстраивать стройную концепцию выживания в молитвах, и совсем другое дело - решать, как поступать в конкретном случае. Вот нашли в заброшенной индейской деревушке мешок кукурузы. Начинается вселенский выбор. 1-е мнение: - Брать нельзя - грех это, кто-то же оставил для посева... 2-е мнение: - Бог направил нас сюда, бог помог найти еду. Все мы голодаем, а бог даёт нам спасение, откликнувшись на наши молитвы... Остановились на 3-м мнении (так часто бывает, что истина - посередине): - Мы возьмём и найдём возможность отблагодарить индейцев. С благодарностью промашка вышла с очень драматичным продолжением. Этот эпизод не одинок своим выбором, чтобы все были сыты и никто бы не пострадал. Сквозной сюжет фильма - это борьба желаемого с возможным. И до такой степени запутана логика ассимиляции на новой земле, что поневоле можно из проповедника бога незаметно для себя превратиться в слугу дьявола. В фильме трудно выделить Главного Героя. Получается эдакая коллективность главных участников. Самый колоритный по внешнему виду персонаж - Стивен Хопкинс ( Рэй Стивенсон, 'Книга Элая', сериал 'Рим'), не только своим баскетбольным ростом, хотя и и изрядно погрузневший фактурой. Он - герой-носитель компромиссного решения: в бога верить можно, но и жить надо сообразно предлагаемым обстоятельствам. (Вспоминаются подобные коллизии в знаменитой 'Миссии' Роланда Жоффе - шедевре в показе темы трагедийной дилеммы Убить/Простить). Под стать религиозной стойкости главы поселения и живописная роль 'проблемного вождя' - Массосоит`а (Рауль Трухильо, 'Апокалипсис', 'Демоны да Винчи'). Крепость его скул, мускулов и накаченной шеи не уступает крепости его желания сохранить свой народ не только от пуль пришельцев, но и от агрессивных племён соседей по континенту. Драматичная фигура Самосет`а (Дейл Джексон) - единственного профессионального толмача в диалоге цивилизаций, 'испорченного' плаваньем в Европу и тем самым вызывающим недоверие у всех индейцев. Он открыто знает не только английский, у него есть скрытые свои интересы, он - единственный живой 'могиканин' своего племени. Очень запоминающийся персонаж. Натурально - его первая роль в кино, даже фото актёра на КП ещё нет, но мы его ещё увидим, актёрский потенциал у него большой. Женских ролей - несколько, но все они - в тени решающих голосов мужчин. Не скажу, что это плохо в сплошь экстремальных ситуациях. На грани жизни и смерти поголовно всех переселенцев права именно женская логика: 'Ты, как мужчина, не имеешь право на страх'. Все роли прописаны и сыграны грамотно, с оценкой 'пять', означающей доброту по-Станиславскому - 'Теперь верю!'. Любители сражений в фильме не увидят массовых битв с дикими туземцами, но локальные стычки есть. Мушкет против лука. Нагрудник из металла против ярости врага. Военная хитрость (с обеих сторон) против права защищать свою землю (тоже с обеих сторон). Да и сами индейцы - не просто дикари 'под копирку'. Там - свои племена лидеров и лузеров, и своя политика отношений с англичанами. Мудрость не всегда велеречива, но всегда проста. 'Чужаки прибыли, чтобы жить или воевать? Скорее - жить и воевать одновременно'. Диалоги с переводом индейских диалектов - одна из задач, с которой авторы фильма справились с высокой степенью тщательности. Хотя, есть версия, что индейцы не различали будущее и прошедшее время, а жили только сегодняшним для них днём. Индеец не говорил 'Буду разводить костёр', он говорил (условно): 'Тукамото разводить костёр'. И ещё в этом смысле всегда нужно остерегаться переводных норм вида 'У тебя, вождь, проблемы - ты заблуждаешься'. Интересно, кто надоумил индейцев придумать для своей обиходной речи понятие 'Проблема'? (Или это вольности вторичного перевода на русский?) Третья реальность. Что получилось? Не думаю, что открою секрет финала, учитывая наличие современных США. Губернатор первого поселения Новый Плимут и 'хороший вождь' в итоге фильма победили. Но так же интересно осознавать, что и проигравший 'плохой вождь' оказался прав в итоге Истории завоевания новых для европейцев земель. Вслед за наивными пилигримами весь континент заполонили бледнолицые захватчики, 'по ходу' своей главной веры устроив банальный геноцид - убили и вырезали миллионы индейцев - настоящих хозяев Северной Америки. В самом финале авторы дают 'текстовку' судеб всех реальных персонажей этой истории. Кто-то дожил до старости, кто-то буйную голову сложил в расцвете лет, и даже чей-то сын через много лет удивительным образом продолжил дело своих родителей. То, что называют подзабытым словом 'катарсис', появляется в ощущении именно после этих титров. Зрительская мораль: смотреть до конца! Получать заряд энергии от 'картинки', чувств и размышлений! 9 из 10
Посмотрел в русской озвучке (доступны и русские субтитры) сериал 'Святые и чужие', снятый по мотивам книги Джорджа Уиллисона, вышедший 22-23 ноября 2015 и повествующий о первых переселенцах в Северной Америке, приплывших туда в 1620 году на корабле 'Мэйфлауэр'. Что ими двигало? Почему поселение возникло именно в Вирджинии? Как складывались отношения с индейцами и друг другом? Первыми переселенцами оказались внешне несовместимые общины - богобоязненные христиане, бежавшие из Англии в 1620 году от преследований и искатели приключений, нанятые торговой компанией 'Купцы-авантюристы' (реально существовала до начала 19 века). Жизнь на борту 'Мэйфлауэра' окрашена в мрачные тона: плаванье затянулось, вода и еда на исходе, начинается цинга. Нужно решать, что делать. Но вот, в конце концов, показалась земля. Колонисты приплыли уже поздней осенью, в ноябре, что внесло свои неприятные моменты, зима близко, а домов еще нет... Фильм освещает события с довольно неожиданной стороны. Здесь и драма, и история, и приключения. Переселенцам пришлось от многого отказаться, чтобы уплыть навсегда на край света. Фильм совсем не красит переселенцев, среди которых встречались всякие люди. А вот индейцы тут понравились. У них своя история и свои трагедии - завезенные европейцами болезни выкашивают их. Прими индейцы другое решение, и история на североамериканском континенте потекла бы по другому сценарию. История поучительная и довольно трогательная. Фильм производит сильное впечатление, как живописными видами, так и суровыми первыми днями существования молодой колонии Плимут. Лишения подстерегают, а смерть приходит внезапно, и не щадит никого. Почти четыре часа пролетают малозаметно. Хороший фильм от National Georgaphics. Эпилог показывает дальнейшую жизнь некоторых главных героев, которые сумели сохранить мир на долгие 50 лет. К сожалению, ничто не вечно. В фильме также объясняется происхождение Дня Благодарения. От кино в восторге, никакой слащавости, отличная актерская игра, натуральные индейцы. 10 из 10
Я не являюсь поклонником исторического кино, но данный сериал (если можно так назвать фильм состоящий из двух серий) пропустить не мог. Тема колонизации Нового Света, этап истории который мне действительно интересен, а учитывая что в кино он, как ни странно, не слишком популярен, заметить данную новинку оказалось не сложно. Видимо только мне. Количество оценок весьма красноречиво. История показанная в фильме, рассказывает о создании Плимутской колонии, одном из первых поселений Англичан в Новом Свете, и первых годах ее существования. К своему стыду о достоверности представленного материала, судить не могу. Но почитав о данном этапе истории на тематических сайтах, уже после просмотра, особых расхождений не нашел. Да и канал National Geographic все таки обязывает создателей держать определенную марку, именно в плане соответствия действительности. Если же рассматривать Saints & Strangers как исключительно художественное произведение, абстрагировавшись от реальной истории, то здесь можно наблюдать немало интересных тем. В основном о Боге. Во 1-х это вера. А именно слепая вера, согласно которой все что происходит, происходит исключительно по воле Божьей. И это одновременно и хорошо (неумирающая надежда) и плохо (полное снятие с себя ответственности). Во 2-х, соседство этой самой веры, точнее людей носящих ее в своем сердце, с людьми не верующими. Более рассудительными, но, вероятно от этого, и более несчастными. В 3-х подстраивание этой веры под свои нужды. Лично из героев фильма (да и вообще) с Богом никто не общался, все абстрактно. И если предстоит выбор между А и Б, кардинально противоположный выбор, ты выберешь то, что наиболее соответствует твоим интересам, и точно так же, как человек сделавший противоположный выбор, сможешь сказать, что только по воле Божьей... И это только 'религиозные' идеи сериала. Других полно: столкновение миров, 'обнуление' прошлого, забывание обид, когда речь идет о жизни и смерти... Но несмотря на всю многогранность и глубину, 'Святые и Странники' оставили двоякое впечатление. Да плюсов много, да тема интересная. Но это не отменяет двух жутких минусов. Первый - мало. Мало не в том смысле, что 'хочу продолжения, снимите еще' (хотя дальше, если верить той же википедии, были очень и очень интересные события), а в том, что тема, история показанная в двух сериях, в эти две серии никак не умещается. Ей тесно в таких рамках. Не покидает ощущение, что какие-то куски просто вырезали. И второй, вытекает из первого - на некоторые вопросы, на которые хочется получить ответ во время просмотра, ответа так и не дается. Как один из Индейцев, несколько раз пересекая океан в качестве раба, умудрился так хорошо выучит язык, а главное, вернуться обратно? Неоднократно. За что того же индейца так рьяно возненавидели его бывшие товарищи и хотели получить его голову? Если кто-то объяснит в комментарии, буду признателен.