Ни для кого не секрет, что женщины живут дольше мужчин. В чем же причина такой несправедливости? Возможно, все дело в мужском образе жизни: алкоголь, курение, неправильное питание, стрессы, подавление эмоций и переживаний, авантюризм, чрезмерные физические нагрузки, да мало ли что еще. А может такова воля матушки природы, кто знает? Знает Ольга, героиня «Теории тигра». По ее мнению, мужчины стремятся к саморазрушению, представляя собой неотесанных болванчиков ничего не смыслящих в жизни, или слепых котят, за которыми нужен глаз да глаз. Поэтому, представительницы слабого пола созданы для того, чтобы наставлять их на путь истинный. Женщины, как хранительницы домашнего очага, должны контролировать своих мужей, заботиться о них, холить и лелеять, ограничивать свободу, думать и принимать решения за двоих. Такая позиция неудивительна, ведь в роду Ольги на протяжении трех поколений царит матриархат. Казалось бы, мужчины в этой семье должны быть счастливыми и беззаботными, но нет. Шестидесятилетний ветеринар Ян Бергер устал от бабьего ига. Понимая, что не живет, а существует, он чувствует себя неполноценным и угнетенным и из-за этого впадает в депрессию, которая усугубляется кончиной тестя, находившегося в аналогичной ситуации и желавшего быть кремированным, когда придет время, а затем развеянным, чтобы хоть после смерти обрести свободу. Ян осознает, что дальше так продолжаться не может, придумывает неординарный способ отделаться от опеки жены и отправляется в путешествие… Не прибегая к особенным киноязыковым средствам, чех Радек Байгар, для которого «Теория тигра» стала режиссерским дебютом, создал любопытную, в некотором роде экзистенциальную трагикомедию о вечной проблеме взаимоотношений полов, вызывающей неподдельный интерес. Правда, за счет медленного темпа и некоторой вялости, картина не цепляет зрителя должным образом, заставляя его местами скучать, но смысловая нагрузка все компенсирует. Дело в том, что в современном обществе уже давно наметилась тенденция к подкаблучничеству, гендерные роли изменились, женщины стали сильными и независимыми, а мужчины наоборот расслабились, обабились и по большей части превратились в своего рода психологических кастратов. Конечно, картина слишком локальна, чтобы отразить ситуацию в целом, но это не делает ее менее актуальной. Режиссер на протяжении всего действа стремится разными способами донести, что отношения должны строиться на равноправии, а ограничение свободы не есть хорошо, ведь каждый человек имеет право на личное пространство, вставляя в историю дилемму по поводу праха тестя, то заводя разговор о кастрации, то акцентируя внимание на разбившейся банке с огурцами, символизирующей избавление от рамок, или просто демонстрируя красоту манящей природы посредством разнообразных общих планов, снятых оператором Мартином Саха на земле и с высоты птичьего полета. Кроме того, Байгар попутно высмеивает те семьи, в которых люди живут друг с другом через силу, не разводясь из-за наличия детей, или потому что жалко партнера. Лучше вовремя разойтись, как в море корабли, чем превращать брак в садомазохизм и спустя 40 лет корить себя за неправильный выбор и потраченные в пустую годы. «Теория тигра» отдаленно напоминает «Невероятную жизнь Уолтера Митти» Бена Стиллера и «Путешествие Гектора в поисках счастья» Питера Челсома, по крайней мере, в плане затрагиваемых тем: поиск себя, счастья, свобода, умение радоваться жизни, взаимоотношения полов. Значительное же различие в том, что фильм Байгара приземленный, более скромный и менее масштабный, так как главный герой не покидает пределов Чехии, а основной упор делается на семью. Помимо жизни самого Яна, в картине фигурируют сюжетные линии его детей – дочери и сына, у которых тоже хватает проблем. В общем, режиссер, стараясь сохранять нейтралитет, показывает, что даже если в семье полно проблем и противоречий, всегда можно найти золотую середину и все будут счастливы, ну или почти все…
Посмотрев 'Пятидесятку', и оставшись довольным чешским кинематографом, смело взялся за еще один свежачок от чехов. Фильм начнется с кастрации кота ветеринаром, в исполнении обаятельнейшего Иржи Бартошки. Его образ умудренного годами мужчины, которому осталась пара лет до статуса дедушки - просто эталонный типаж. Да, эталонней старого Шона Коннери! Уже одним своим присутствием Бартошка придает фильму какой-то особенный старый британский шарм. Теория тигра - тихий бунт подкаблучников против своих половинок, которые действительно 'всю жизнь им испортили'. Бартошка - глава семьи, в котором три поколения женщин железной рукой исполняли то же, что и сам ветеринаром с котиком в первой сцене. - Я уже не помню, о чем мечтал, - с горечью говорит персонаж Иржи своей супруге, на вопрос: да какие же у тебя были мечты? Но любое рабство заканчивается побегом. Для ветеринара Яна каплей, переполнившей чашу терпения станут похороны тестя, который и после смерти не смог обрести свободу и вместо кремации был захоронен на кладбище под боком у тещи. Собственно, с этого момента начнется сначала пассивный, а потом и открытый бунт мужской половины семьи против матриархата. И ответные карательные меры. Будет скорее мило, чем смешно. Где-то нелепо, где-то гипертрофированно, но все равно интересно. Плюс - романтические нотки той самой свободы в стиле Гекльберри Финна. Получилась такая себе ода пусть и запоздалой, но все же упорной до победного конца мужской борьбе за независимость. Захотелось удрать на реку вместе с героем Яна хотя бы на день. В каждом мужчине есть тигр, рвущийся на волю. 7 из 10
«Теория тигра» стала для меня вчера своего рода прозрением. Утрированный показ того, как женщины делают из мужчин «трутней» и как мужчины обвиняют женщин в потере своей внутренней свободы, которой у них и не было. Откуда берётся это нелепое женское убеждение, что мужчины нуждаются в руководстве женщин, что женщины лучше знают, что нужно мужчине? Этот фильм напомнил мне случай из демонстрации на заре моего обучения семейной психотерапии. Одна участница группы пришла на демонстрацию со всей своей семьей. Проблема была в том, что муж год назад потерял бизнес и больше не зарабатывает. Жена пытается всеми силами восполнить семейный бюджет. Но даже работа на три ставки психологом позволяет семье едва сводить концы с концами. Жена устала, муж в депрессии. Во время беседы терапевт задаёт простые вопросы мужу, типа сколько сейчас времени. Но муж не успевает открыть рта, как жена молниеносно отвечает за него. Через несколько таких вопросов терапевт обращается к жене: Он что у тебя дебильный?! Пауза. Жена рассмеялась. Она была продвинутым психологом. Дальнейшая терапия не потребовалась. На следующем семинаре она рассказала, что буквально через неделю муж открыл новый бизнес и ей больше не надо было упахиваться на трёх работах. Она опять смогла работать и жить с удовольствием. Отличный фильм! Сюжет с кроликами шикарно показывает сущность такой 'любящей' бабули. Внушить мужику, что он любимый котик (дебил), который и дня без меня не сможет, что всё делается для его блага. И самой тащить воз.., злиться, запускать вину и дальше тащить... Зачем? Порадовал сюжет разговора брата и сестры. Как искренность и доброжелательность могли переменить позицию потомственной манипуляторши. Даже Бог не лишает нас свободы выбора... и никто не лишает. Каждый человек сам распоряжается своей свободой, даже отказываясь от неё, а потом возвращая.