Биркебейнеры: отзывы и рeцензии

Yngwe
Yngwe27 августа 2018 в 08:52
For Kong og Fedreland

Интерес к европейскому средневековью, подогретый как исторической ситуацией, так и самыми разными сериалами, от «Викингов» до «Игры престолов», не спадает. Вот и Нильс Гауп, известный норвежско-саамский кинознаток скандинавской истории, воспользовался моментом и снял фильм по одному из классических сюжетов истории Норвегии. Битва «партий» биркебайнеров («лапотников», сторонников короля) и баглеров («посошников», сторонников епископата и католической церкви) – ключевой конфликт истории Норвегии Высокого средневековья. Короли и священство воевали за власть и обладание материальными благами в довольно небогатой стране с середины XII-го по начало XIII-го века. Бывали периоды, что короли от разных группировок правили разными частями страны. Отмечу, что «королевская» партия биркебайнеров считалась партией крестьянской бедноты, в том время как баглеры объединяли вокруг себя аристократию, торговцев и собственно духовенство. Удивителен сам факт, что именно этот сюжет был избран финансистами и продюсерами для экранизации. «Биркебайнеры» — история про спасение младенца Хакона Хаконарсона, в 1217 году ставшего королем-объединителем Норвегии. Так что пафос фильма, скорее, патриотически-объединительный, нежели разъединительный что очень любят в нынешнем мире, где принято раскапывать любые идентичности, которые разрушают или размывают крупные общности людей (отсюда и интерес к средневековью, периоду, когда еще не сформировались основные европейские нации), неудобные глобалистской элите. Надо отдать честь Гаупу: плодить сущности, сильно усложнять сюжет и адаптировать фильм под современные реалии он не стал. Картина — постоянная погоня-бегство двух героев, Торстейна Шевлы (Кристофер Хивью) и Шервальда Скрукки (Якоб Офтебро) с младенцем Хаконом от посланников баглеров во главе с Ормом (Николай Ли Каас). Побег проходит через живописнейшие места Центральной Норвегии, что иногда дает повод оператору полюбоваться этой натурой, но в меру. Есть место и эталонной дворцовой интриге. В нее Гауп развил историю ярла Хокона Безумного (в фильме выведен в качестве Гисле, играет его норвежская звезда Пол Сверре Валхейм Хаген) до натуральной измены с заключением брата Инге в неволю. В фильме, повествующем о распре между светской и религиозной властью режиссер не мог не пнуть церковь и христианскую веру, но сделал это скорее походя и не стал выстраивать вокруг этого сюжет. Уже за это спасибо, ведь антихристианство и есть часть того самого «глобалистского» идейного мейнстрима, который я терпеть не могу. Хоть и не верующий. Тем, кто ищет в фильме масштабного размаха, эпических битв – не сюда. Стиль Гаупа – добротный сценарный минимализм, да и короли и епископы в тогдашней Норвегии проявили мудрость и не стали заливать страну кровью. А в 1208 году (через два года после описываемых в фильме событий) баглеры и биркебайнеры и вовсе скрепили руки соглашением. По большому счету «Биркебайнеры» есть кино «для внутреннего употребления», либо для фанатов Скандинавии, вроде меня. Но меня порадовало, что не все превращают историю в «политику, опрокинутую в прошлое», а другим сей фильм можно посоветовать как относительно приемлемое кино о Норвегии. 7 из 10

Альберт Попов
Альберт Попов20 июня 2016 в 20:58
Нет, не перевелись ещё кинематографисты в Норвегии!

У норвежцев, как и у многих народов Земли, хотя бы тех же французов, есть столь же драматичная, захватывающая, интьересная История! Правда, её не описали, не воспели великие писатели 'Дюма и сын', Дрюон и т.д. Увы, таковых у сурового, но открытого, честного и доброго (да-да, и об этом позже!) народа почти не нашлось... Зато сейчас патриотичные норвежские кинематографисты активно восполняют эту пустующую (за исключением 'приключений' викингов) историко-художественную нишу, и весьма успешно! Наш труднопроизносимый фильм (вспоминается то Бекенбауер, то ещё чего покруче) 'Биркебейнеры' (ох, назвали бы попроще, вроде 'Лыжня для короля'- как раз по сути!)- как раз один из целой плеяды исторических картин и сериалов, снятых норвежцами за последние лет 15. Я видел многие из них и скажу- 'Биркебейнеры' (вот, теперь вспомнился Аденауэр и 'Томминокеры' Стивена Кинга...)- достойнейшая вещь, что называется, 'в русле'. И снята она в лучших традициях европейского (естественно, и норвежского!) кино. Это ощущается буквально с первых кадров. И плевать, что, гм-м... 'Биркенбейнеры'- не для широкомасштабного мирового экрана, поскольку бюджет нищенский и промоушен не блокбастерский, да и явной компьютерной графики не замечено (наверняка она есть, но деликатная!). Зато я вижу и слышу великое, человечное, звучащее с гордостью: 'А я крестьянин, я подаю пищу на стол!' Но порой и крестьянам приходится становится воинами чести (таковы бикенбейнеры!) и защитниками своего Настоящего младенца-короля (который потом правил Норвегией 46 лет- мирно!!!). Я заглянул в глаза этим грозным, бородатым крестьянам-воинам (конечно же, актёрам!) и увидел в них не только праведный гнев, но и доброту, сопереживание, какой-то тёплый свет... Я увидел Настоящих людей той эпохи, и поверил им! Это, кстати, к вопросу об актёрской игре... Между прочим, уже не в первый раз в норвежском кино Католическая церковь наглядно предстаёт перед нами в роли агрессора и захватчика 'новых северных земель'- для Папы Римского. Так оно реально и было. Но чтобы всё понять до конца, следует обратить внимание на тот факт, что уже с давних пор государственная религия Норвегии- Лютеранство (сиречь Протестантизм)! А чем ещё фильм просто потрясает, так это лихим слаломом и вообще горнолыжной войной! Ни в каком другом фильме вы такого не увидите! Уникально и реально! Увы, одна шумная постельная сцена переводит картину в категорию 16+. Но если у вас имеются дети такого возраста- смотрите её в разряде 'семейной'. Лично я неофициально ставлю... ох... 'Биркенбейнерам' 7++, ну почти 8, но официально приходится: 7 из 10

Mihurhat
Mihurhat1 июля 2016 в 08:54
История лыжни.

У любимого писателя Несбё прочитал о лыжном марафоне 'Биркебейнер' в память о спасении маленького норвежского будущего короля. Пятидесятичетырёхкилометровый марафон проходит в тяжелейших условиях плюс-обязательное условие 3, 5 кг. в рюкзаке за спиной в память о спасемом принце. Лыжня идёт по маршруту Рена-Лиллехаммер. Само событие, послужившее основой столь замечательного соревнования-далёкий 13 век. Только, что закончилась эпоха викингов, но в Норвегии идёт политическая борьба, некто Гисле, не имеющий права на престол плетёт интриги, его любовница, нецарствующая королева отравила короля и сбежала в Швецию У суровых норгов две партии баглеры, сторонники Дании и католической церкви, а вот тут непонятки, поскольку Норвегия к этому времени уже была католической, как и весь западный мир. протестантизм придёт сюда на много веков позже, как и во всю Северную Европу, и биркебейнеры, сторонники умершего короля и противники Дании, умирая король говорил, что делил ложе, с некоей Инге и у него есть наследник, Хокон. Такова завязка, а далее -захватывающий фильм с превосходными лыжными гонками, драками на мечах и топорах, суровой норвежской природой и мужеством северных мужчин и женщин. Работа оператора превосходна, в поединках участвует немного людей, но это и характерно для Норвегии того времени. Драматична судьба Шьёрвальда, одного из спасителей и его семьи. Актёр Якоб Офтебро напоминал мне покойного Энди Уитфилда в роли Спартака, к слову 'Биркебейнеры', вполне подростковое кино, без средневековых ужасов и жести. Великолепен Кристофер Хивью в роли второго спасителя. Украсила фильм непроницаемость знаменитого Николая Ли Кааса. у фильма есть некая драматургическая 'провисаемость', но это же не сериал-приходится додумывать самому. Не понравилось мне и как показали роль церкви, рановато для 13 века. Церковь в те годы была мощной корпорацией, хотя епископы могли и интриговать против короля. Видимо норги в глубинке ещё оставались язычниками. Это уже второй фильм Нильса Гёупа. который я видел, а первую картину 'Проводник' я смотрел ещё в советском прокате и пересматриваю. Обязательно пересмотрю и этот фильм. 7 из 10

Montevideo
Montevideo24 июня 2016 в 13:23
Снежное дыхание Норвегии

Этот фильм - экранизация периода истории скандинавской страны, преподнесенная зрителю в художественном, игровом жанре. Созданный исключительно отечественными мастерами, он получился современным, европейским по стилю и неуловимо скандинавским по духу. Внебрачный сын короля Норвегии после гибели отца становится наследником трона и гарантом независимости страны. На ребенка начинает охоту католическая церковь, преследующая свои политические цели. Два представителя отряда народного ополчения помогают доставить младенца в Тронхейм, под опеку временного короля Инге... Приключения двух симпатичных бородачей на фоне холодных, заснеженных, но чертовски красивых пейзажей, смотрятся с интересом. Пробираясь сквозь снежную бурю с младенцем в руках, Торстен и Шервальд олицетворяют собой настоящих патриотов своей родины - честных, преданных и отважных сынов Норвегии, вызывающих искреннюю симпатию. Вопреки стереотипам, они кажется скорее не суровыми воинами, а людьми с простыми и добрыми характерами. Надели их режиссеры хоть каплей юмора, могло бы даже возникнуть определенное сходство с Астериксом и Обеликсом, спасающимися от назойливых римлян. Однако шутить ребята не стали, и поступили правильно, рассказав серьезно о важных для своей родины событиях. Спасаясь от преследователей на лыжах, беглецы показывают отличную для своего времени технику лыжного хода и сложные слаломные трюки. Этот момент вызвал улыбку и некоторые сомнения в своей достоверности, однако акцентировать на этом внимание не возникло желания. В конце концов это ведь Норвегия, с ее любовью к лыжному спорту, Бьерндаленом и Бьерном Дели... 'Биркебейнеры' - это не эпическая сага, а хороший историко-приключенческий фильм, исполненный просто и со вкусом. Он смотрится легко и с интересом и знакомит нас с малоизвестной историей суровой и красивой страны гор, фьордов и ледников. А также с людьми, для которых честь и отвага когда-то были качествами, впитываемыми с молоком матери, а не пустыми и красивыми символами... 7 из 10

catwomen24
catwomen2411 января 2017 в 18:14
Сказание о Биркебейнерах.

Фильм который заставит вас познакомиться с историей Норвегии намного ближе чем вы планировали изначально. Встречайте достойно поставленный, хорошо смонтированный и отлично сыгранный фильм о Биркебейнерах, обедневших крестьянах сражающихся на стороне наследника престола Хокона. История о простых крестьянах, именовавших себя Биркебейнерами, ополчение короля, ставшие на защиту малолетнего наследника. Встречайте двух главных героев фильма, Биркебейнера Торстейна Шевла и крестьянина Шьервальда Шрукка, взявшихся доставить ребенка в Тронхейм под защиту короля Инге Бордссона. Но у баглеров («епископов») свои планы, которым мешает младенец. Приготовьтесь к потрясающим заснеженным пейзажам, ставшим отличной декорацией к событиям фильма. Персонажи фильма вызовут у вас симпатии и уважение, своей стойкостью и искренним патриотизмом. Сценарист явно не страдает стереотипным мышлением, сделав персонажей обычными людьми с добродушным нравом, отчего весь фильм у вас будет ощущение достоверности происходящего. Без пафоса свойственного современному западному кинематографу при полном отсутствии религиозной истерии типичной для современной России. Кинокартина Биркебейнеры простая и добродушная, берущая не эпичностью битв и огромным количеством компьютерной графики, а людьми судьбы честный труд на поле равно как и мир на своей земле не просто бравада. А цель в жизни ради которой порой приходиться одевать доспехи. 8 из 10

hramowmaksim
hramowmaksim30 декабря 2016 в 23:21
Не шедевр...

Я являюсь фанатом исторических фильмов, и фильмы по истории Скандинавии смотрю с удовольствием. Фильм я увидел случайно, и решил посмотреть не вдаваясь в подробности. Уже во время просмотра, я узнал что режиссёр, Нильс Гёуп, снимал фильм 'Бунт в Каутокейно', который я тоже смотрел. И режиссёрское видение здесь очевидно. Сюжет. Как и в случае с 'Бунтом в Каутокейно' сюжет средний. В обоих случаях есть замашки на эпическую историческую драму. И в обоих случаях ни драмы, ни эпичности, не выходит. Персонажи плоские, тот плохой, этот хороший, тот предатель и т.д. Разговаривают только по делу, и только на серьёзных щах. Лишь пара простых шуток проскальзывает. В некоторых моментах ты прямо ждёшь: 'Ну давайте пошутите про то что король описался'. Картинка. Если 'Бунт в Каутокейно' смотреть было тяжело то этот фильм смотрится очень легко. Тут прогресс чувствуется. Красивый лыжный экшон разбавлен рукопашными схватками и сюжетными сценами. Всё поставлено хорошо и смотрится буквально на одном дыхании. Дополняют всё это красивые пейзажи и музыка, пусть и не очень разнообразная но всегда к месту. И за это фильму можно простить даже явный недостаток бюджета. Актёрская игра. Вождь одичалых Тормунд на своём месте, молчалив и суров, и играет как все. Много говорящих бород появляющихся в кадре на несколько минут. Единственный кто играл хорошо это Шверальд. 7 из 10 Для тех, кто после игры престолов увидел на постере Тормунда, не обольщайтесь. Это бодрый фильм погоня, годный для ознакомления с норвежским кино. Но не более. А жаль чуть чуть проработать диалоги и эпичная драма гарантирована. P.S. Кто нибудь сделайте субтитры +10 к атмосферности обеспечено

Качнувшийся
Качнувшийся26 января 2019 в 14:08
Средневековая погоня по норвежски

Пока Цари на троне, С Царями все в ладу. Царя никто не тронет, Пока он на виду. Ему никто не скажет, Что, мол, не то поешь! На удивленье даже - Хорош, пока живешь! Всегда ли с царями в ладу пока они на троне? Средние века время весьма коварное. Не только меч или вражеская стрела могли оборвать жизнь. Иногда глоток воды, вина решал судьбу трона. Яды были в широком ходу. Травили венценосцев как крыс. Повсюду. От Гибралтара до самых до окраин... Простая для понимания история. Доступная форма. Кино способное оживить вечер, скрасить будничный день. В равной мере интересна как юношеству, так и взыскательному киноману. С предельной откровенностью режиссёр погружает зрителя в историческую эпоху древней Норвегии. В основе картины события начала ХIII века, гражданская война воспроизведённая по 'Сагам о Посошниках'. 1204 год. Внезапная смерть короля обостряет борьбу за власть между противоборствующими группировками. Баглеры и биркебейнеры в соперничестве за престол. Первые, олицетворением аристократии с духовенством, вторые - 'лапотники'. Внебрачный сын короля, бастард, годовалый малыш отправляется с отрядом верных людей на север страны. Захвативший власть узурпатор, намерен умертвить ребёнка видя в нём угрозу. Погоня - основа основ этой картины. Едва ли не по Э. Рязанову: А чего это ты от меня удирал? Привычка. Ты догоняешь, я удираю. И у меня привычка. Ты удираешь, а я догоняю... Впрочем, здесь не до сантиментов в обмене любезностями. Жизнь человеческая на кону. А если ещё принять во внимание наказ в дорогу - «тот, кто принесёт мне голову этого малыша — будет жить в достатке до конца дней», становится ясным, обещанный 'приз' стоит трудов. Юмора здесь ни на грош. С 1204 по 1217 годы страна разделена надвое. У баглеров свой король, соответственно у биркебейнеров свой. Но это потом, а здесь, автор рисует лишь зарождение вражды, первые стычки. Перед зрителем очень короткий временной отрезок. Пожалуй одна-две недели или месяц к рассмотрению. Декабрь? Январь? Возможно. Снежное марево из кадра в кадр. Лесные чащи, горные склоны, дорожные тракты под копытами лошадей - везде белым бело. Пурга, беснуясь кружит слепящим маревом, засыпая строения под самые крыши. Лыжи в этих широтах спасением для прохода, бега, перемещения. Чуть подрос, начал ходить, осваивай 'снегоступы'. Наука не хитрая. Без неё никуда. Вот так, совершенно органично, мы скользим по лыжне этой ленты. Исторический мотив вплетается в уклад жизни коренного населения. Переход ровный, плавный, не рваный. Костюмы в духе эпохи, лесная заимка семейного очага на три души в стилистики времени, оборонительный частокол крепости не вызывающий критики. Батальные сцены отсутствуют. Зритель имеет возможность насладиться небольшими стычками-поединками с ограниченным числом лиц. Но проигрывает ли от этого картина? Отнюдь. Это лишь подчёркивает её достоинство. Не отвлекая от главного: от крупных планов лиц, концентрации на главных персонажах, основы-основ - погони в нагнетании напряжения. Главная изюминка - лыжный слалом. Горные спуски здесь до сворачивания шей. При этом в некоторых сценах это ещё и стрельба из лука по движущимся целям. Горки, трамплины - само собой разумеющееся. Именно это придаёт фильму лёгкость, заставляет улыбаться. На каком же морозе такое можно проделывать? Как долго в этом ледяном панцире будешь чувствовать себя комфортно? И вот именно здесь, кроется разгадка. Оказывается средняя температура в Тронхейме, куда намерены отправиться беглецы, в период самых холодных месяцев - декабрь-январь, составляет -5 градусов. При максимуме до -26 (редкость). Гольфстрим, тёплое течение Атлантики делает климат столь мягким. На Родине, фильму определили возрастной ценз как 12+. У нас, несколько выше. Следовательно, доброго, приятного, притягательного тут гораздо больше чем где либо. Актёрский состав - цвет Скандинавии. Смело можно рекомендовать к просмотру знакомым и близким. А спустя время, с удовольствием пересмотреть. 7 из 10