Данная кинокартина (если здесь вообще уместно это слово) вызвала у меня просто море негодования, смешанного с культурным шоком. Из зала я вышла с чувством, будто провела два часа в отделении для буйнопомешанных. Сюжет фильма строится вокруг двух семей: довольно состоятельных до абсурда 'придурковатых ' Петегемов и каннибалов, а по совместительству собирателей мидий, Брюфоров. Детективная линия данного 'шедевра' обрывается буквально на первых минутах, так что о ней можно даже и не говорить. Покупая билет на этот фильм, вы обрекаете себя на созерцание двухчасового кривляния довольно талантливых и известных, между прочим, актеров. Но в этом фильме они, видно, так постарались вжиться в роль, что все как один стали похожи на умственно отсталых. Да, скажите мне, что именно этого и добивался режиссёр, тут есть глубокая подоплёка и так далее, но вот что-то не верится. И моё мнение разделяли все сидевшие в зале люди, которые при появлении первых заключительных титров начали истерически посмеиваться, да и не удивительно, после просмотра такой-то квинтэссенции маразма и идиотизма. 'Муви 43' здесь и рядом не стоял. 0 из 10
При просмотре фильма «В тихом омуте» сразу всплывает ассоциация с чеховской театральной постановкой под чуткой режиссурой Брюно Дюмона. Так вот в данной постановке, решили сделать винегрет из фарса, провокации и гипертрофированной комедии с гротескным заламыванием рук как в дешевой театральной постановке. Люблю французское кино. Зачастую, это фильмы, где с тонким юмором обрисовываются бытовые сцены из жизни обычной среднестатистической семьи начала двадцатого века (в данном случае не совсем обычной, немного сумасшедшей) и всё это подается под соусом из тонких острот, сатиры, которая граничит с абсурдом. Режиссер решил вплести в сюжет и детективную историю: несколько страшную, пугающую с исчезновением людей, историю с каннибалами («дело загадочное, трупов то нет»). Два комичных полицейских, расследующих это загадочное дело, притом розыск заключается в хаотичном перемещении по местности в поисках улик… «Нимфоманки, нудистки и все пропадают». Конечно же присутствует и любовная история – это же самый что ни на есть французский фильм, история практически Ромео и Джульетты. Но автор решил не распыляться на такие мелочи, и поэтому, это обрисовано вскользь. Отношения Малюта (собирателя устриц) и девушки Билли (до конца фильма остается загадка - какого же пола Билли?). - Что означает Малют? – Хрен его знает, мадам, так меня зовут. (На протяжении всего фильма у актеров это имя вызывало безудержное веселье). Интересную параллель приводит режиссер показывая бедную рыбацкую семью Брефоров – суровых, немногословных аборигенов, кормящихся туризмом (точнее туристами) и зажиточную семью Ван Петегемов. Так вот Брефоры живя в этой бухте много лет уже и не замечают всех красот, полутонов этой местности, а приезжающие каждое лето Петегемы на побережье не перестают любоваться и удивляться этими местами: дюнами, камышовыми зарослями, грязным болотцем… Эта причудливая картина, которая состоит из разрозненных неловких, раздражающих, абсурдных эпизодов, собирающаяся в единое целое. И ты думаешь, каково же это создать такое произведение, чтобы с одной стороны зритель смотрел этот салат и у него не возникало желание уйти из зала, прежде чем появятся титры. Хочешь смеяться до колик в животе, то иди на американскую комедию. Хочешь не напрягать свой мозг вечером в пятницу – иди на американскую комедию. Хочешь динамичный сюжет – иди на американскую комедию. А просмотр французской комедии оставь на следующий вечер, затем отложи эту идею ещё на вечер, а затем само забудется. Забудется желание смотреть такие фильмы, которые воспитывают в человеке способность к восприятию тонкой шутки, способность любоваться дивными пейзажами, «глицинией, которая на два метра поднялась», способность слышать неслышимую музыку. Вывод: я за французское кино, которое воспитывает вкус. 8 из 10
Очень вкусное кино. И не потому, что про каннибалов. Просто каждый кадр и диалог в нем выстроен так, что не оторваться – просто чудо, учитывая, что ранее тот же режиссер снял скандально известные «29 пальм». В «Пальмах» не происходило ровным счетом ничего – за исключением финального акта беспричинного насилия. «В тихом омуте» без насилия тоже не обойдутся – в конце концов, кто-то же похищает бедолаг-туристов из тихой бухточки – но таковы уж законы черной комедии. Сюжет у фильма есть – так что фильм можно формально причислить хоть к детективам – но это скорее оболочка. Внутри этой оболочки все герои настолько яркие и живые, что глаза разбегаются. Вот аристократы-вырожденцы ван Петегемы. Фабрис Лукини просто удивительный. На ММКФ уже показали один фильм с ним в главной роли – «Горностай». Глядя на персонажа Лукини «В тихом омуте» поневоле начинаешь верить в чудеса перевоплощения – и это один и тот же человек? Да, грим, да, бакендарды, но, черт возьми, мимика, пластика тела, манеры, интонации, вот эта скособоченная полусогнутость вприпрыжку… При этом у его героя меньше всего «приключений» (ну, одна лихая поездка по морскому берегу не в счет), но Лукини умудряется даже банальное падение с шезлонга подать так, что зрительный зал хохочет от восторга. А вот Жюльет Бинош – необычная, взбалмошная, даже чуть переигрывающая, но все соответствует канону – это как если бы театральная пьеса превратилась в комиксы. Вы видели эту актрису в сетях каннибалов? Спешите в кинотеатры! Девушку с мальчишескими повадками по имени Билли (странное имя для девушки) сыграла дебютантка по имени Ральф (странное имя для девушки 2) – и, учитывая сложность ее персонажа, отыграла на отлично. А вот ловцы устриц – они же странные паромщики – они же каннибалы – семейство Брефоров. Старший сынок Малют (в оригинале фильм назван именно его именем) с глазами Данилы Багрова – одновременно и страшилище, и влюбленный Ромео. Неловкий, неправильный, растерянный – и все это дебютная роль Брандона Лавьевиля. Очень хочется, чтобы у парня было большое кинематографическое будущее – если режиссеры не будут бояться, что он их съест… Старик «Бессмертный» - суровый, как холодное море, для которого каннибализм – не извращение, а норма жизни, вроде поедания устриц. Играет его тоже дебютант, и тоже Лавьевилль – Терри. Постойте, они и в жизни родственники? А они точно не каннибалы? А между ними – комичная парочка сыщиков, окончательно превращающая происходящее из загадочной кровавой истории в забавный комикс – Толстый и Тонкий (имена у них другие, но типажи – именно такие). Толстый настолько толст, что может наклониться к улике только упав на бок, а с холма спускается натурально, как колобок. И этот надуто-шариковый полет окончательно сбрасывает с фильма оковы реализма, становясь веселым балаганом, в котором людей через залив переносят не на лодках, а на руках, где нудистки соседствуют с чопорными дамами, одетыми по моде начала XX века, и где нет и не было никакой Первой Мировой. Вслед за «тучкой-тучкой, а вовсе не медведем» убегают герою по мокрому песку, и когда фильм заканчивается, остается щемящее чувство ушедшей эпохи, в которой ты никогда не жил, мелькнувшей киношной тенью и скрывшейся в тихом омуте.
Брюно Дюмон - мизантроп. Во всех смыслах. Он не любит ни человечество в целом, ни отдельных его представителей. Для синефила первый просмотр каждого нового фильма Дюмона- удовольствие садо-мазохистское. Эстетские радости от оригинального почерка и кинематографических находок тонут в море боли от общего смысла- общество устроено неправильно, все его члены- моральные уроды. Потому на повторный просмотр '29 пальм', 'Человечности' или 'Жизни Иисуса' отваживаются немногие. Последнюю картину мастера 'Ma loute' ( в российском прокате 'В тихом омуте' )- хочется пересмотреть немедленно. Хотя бы для того, чтобы расслышать все реплики, многие из которых тонут в гомерическом хохоте зала. Человеконенавистничество режиссера достигло вершины- он уже не сокрушается над несовершенством мироустройства. Чего уж сокрушаться, если нет никаких надежд на изменение к лучшему. Остается только отвешивать оплеухи всласть и наотмашь. И словом, и веслом по голове. Именно ударами веслом по головам доверчивых туристов добывает себе пропитание семейка Брюфо. Причем, конкретно пропитание. Кошельки ветреных господ семью интересуют меньше, чем филейные части и потроха. За особые деликатесы у малышни Брюфо идут пальцы, уши и ступни. У маргиналов- каннибалов есть и официальное занятие- сбор мидий и перенос на руках через залив платежеспособных граждан. Ношей чаще всего становятся местные же жители- обитатели особняка аристократы ван Петегемы. Дабы не дробить свой бизнес Петегемы, предпочитают заключать браки внутри семьи. Потому все братья, сестры, кузены и кузины находятся в невероятно-сложных родственных отношениях, приходясь друг другу и шуринами, и деверями, и внучатыми племянниками и золовками одновременно. Аристократическое вырождение налицо- в благородном семействе и умалишенные, и горбуны, и андрогинная девочка- мальчик. А фамильный девиз Петегемов ' Мы знаем, что делать, но никогда не делаем!'- звучит как приговор. Семейные тайны прикрываются нежной кисеей правил хорошего тона высшего общества. Диалоги состоят сплошь из 'благородных' эпитетов- все здесь восхитительно, упоительно, поразительно. Дюмон от всей души издевается не только надсвоими героями, но и над современным зрителем. Человек, который ежедневно в сетях интернета видит множество фото 'неописуемой красоты' с тысячами лайков и искренне восторженных отзывов, может не сразу установить, что 'восхитительный' пейзаж- всего лишь заболоченный залив, переходящий в поросшую камышом протоку, 'упоительный ' омлет подают подают в дышащей на ладан шаткой палатке на фоне дюн, поросших чахлыми пыльными кустами, а 'монументальный' особняк, возведенный из гранитных плит, облицован цементом- именно так, а не наоборот. С таким же священным трепетом Петегемы относятся к труду своих соседей снизу- и в географическом, и в социальном смысле- семье Брюфо. Преклонение перед человеком труда у этих аристократов имеет те же корни, что и у русской интеллигенции на рубеже 19-20 веков. Их умиляет сам факт физических усилий. И мало кто подозревает, что это усилия по подготовке будушего убийства. Конструкция прорисована четко- на высокой скале над бухтой особняк выживших из ума прекраснодушных идиотов- аристократов, на берегу - в самом низу социальной лестницы деревушка пролетариев- маргиналов. Два мира, два кефира разделяют дюны, по которым скитаются два представителя власти- два сыщика - старший толстый Нуда и младший тонкий Дану. Они должны расследовать дело о таинственных исчезновениях людей в этих местах. Должны, да не могут. Младший способен только придурковато- преданным взглядом смотреть на своего начальника, от которого кроме банальных констатаций простейших фактов ждать ничего не приходится. Революционная ситуация налицо- верхи давно оторвались от реальности- любые мерзости для них упоительны, да восхитительны. Низы не рассчитывают ни на что, кроме весла в крепкой руке. Власть безнадежно глупа и бессильна. И все это на фоне уродливой природы, которая безуспешно пытается притвориться гармоничной. Границу двух миров пробивает конечно любовь ( если это любовь). Андрогинная девочка- мальчик Билли из верхнего мира начинает строить глазки лопоухому подростку Малюту из мира нижнего. И тот отвечает взаимностью. Мезальянс повергает в шок обе семьи. Переполох длится недолго. Как только Малют через костюм нащупывает мужские гениталии своей возлюбленной, любовь тут же и заканчивается. Заканчивается плачевно для всех Петегемов. Съесть их не успеют, зато хорошенько отдубасят всех упоительных членов восхитительного семейства. Случайное спасение оформят как целенаправленную и успешную операцию. И старший сыщик Нуда раздуется от глупости и самодовольства до такой степени, что взмоет в небо, как воздушный шарик. Да так, что его придется за ногу к земле привязывать. Дюмон снял фильм в редчайшем жанре гиньоль. Здесь гипертрофировано все- костюмы, пейзажи, типажи, актерская манера, драматургические коллизии. Гиньоль - это квазикарикатура, не признающая хорошего тона, замешанная на площадной обскурантистской культуре ( если площадные нравы можно назвать культурой). По этой логике картина должна быть более лояльной к каннибалам, чем к аристократам. Но ничуть не бывало- ван Петегемы при всех своих дурацких стремлениях к экстатически-восторженным состояниям, все-таки хотя бы руку откусить неспособны, да и внешне не столь уродливы, как семейка Брюфо или пара сыщиков. Дюмон и зрителей не щадит. Благо, гиньоль это позволяет. Только покажется умному зрителю, что типажи сыщиков и зонтик на песке отсылают к картинам Рене Магритта, как цитаты концептуального художника тут же и закончатся. Местами российскому зрителю начинает мерещиться стеб Дюмона в адрес михалковских фильмов о благородных дачниках. То лестница как из 'Неоконченной пьесы...', то мизансцена как в 'Утомленных солнцем', то бег Малюта по заливным лугам прямо-таки ждет восторженного 'маменька приехала' из 'Обломова'. Не дождетесь!!! Все параллели и все цитаты возможны, но всякое совпадение все же чисто случайно. Это гиньоль- жанр, который притворяется торжеством дурного вкуса, и который, как никакой другой требует тончайшей выделки. Человечество Дюмон давно оплакал, теперь он его высмеял. Что будет дальше ? P.S. Сразу после показа фильма в самарском киноклубе 'Ракурс' к руководителю клуба подошла одна из зрительниц с вопросом ' Как вы смеете показывать фильмы, пропагандирующие жестокость?'. Все-таки Дюмон неправ, считая, что все люди дураки. В реальности, они полные идиоты.
'В тихом омуте'. (Ma Loute), Брюно Дюмон, Франция, 2016 год. Картина непростая. Для нее нужны ключи. Так не откроешь. Многое, конечно, зашито в самом тексте. Поскольку смотрел с дубляжом, почти все лингвистические шутки прошли мимо ушей. Удалось, похоже, выловить только одну. В одном из эпизодов персонаж картины смотрит на выброшенную на берег шхуну и настойчиво спрашивает полицейского что-то вроде: 'откуда тут взялась эта постройка?' Вероятно, речь идет об игре с словом 'batiment '. Которое может обозначать, как судно, так и здание. Но это, пожалуй, все, что поймал. Идем дальше. Сквозь шахтерскую призму Одного из героев картины зовут 'Бессмертный'. Это старик с фактурным лицом. Он ловит мидии, перевозит городских через всяческие топи и переправы, спасает людей на море, ну и ест человечину, разумеется. Старик Бессмертый - слишком сильный образ, чтобы можно было пройти мимо него. Ведь именно так звали одного из ключевых героев романа Золя 'Жерминаль'. Тот самый старик, на которого будет долго смотреть дочка Грегуаров и, которую он в конце-концов задушит. Вообще, если смотреть на этот фильм, если угодно, не с воды (а действие картины разворачивается на побережье), а из шахты (где происходят события в 'Жерминали'), то картина получается гиперболизицией или, если угодно, абсурдизацией истории, рассказанной Золя. Теперь все немного встает на свои места - богатые и бедные, буржуа и пролетарии, и даже людоедство обретает смысл - вот собственно самое буквальное выражение марксовой максимы об антагонистическом противоречии, существующем между классами. Однако можно предложить и другие ключи. 'Правила игры' в 'Тихом омуте' Увлекательным представляется исследовании этой картины в контексте 'Правил игры' Ренуара. В этом случае фокус вполне можно сместить в сторону пародии на вырождающееся французское дворянство, с бесконечным кровосмешением, глупостью, физическими и и что гораздо важнее, психическими недугами. В этом случае Андрэ ван Петегем из 'Тихого омута' становится пародией на Робера де ла Шене из 'Правил игры', которая, в свою очередь высмеивает жизнь французского высшего света. Тут правда возникает некоторая неточность по времени (в '...Омуте' - действия происходят незадолго до Первой мировой, а в 'Правилах...' - до Второй), но замнем для ясности. Комедия об ужасе 'В тихом омуте' - абсурдистская комедия. А кто является одним из наиболее ярких (во всяком случае для меня) глашатаев абсурда во Франции? И тут, опять-таки для меня, двух мнений быть не может - конечно это Альбер Камю. Собственно первая часть его дневников издана под название 'Дневник абсурдиста'. К какому философскому течению относится Камю? Разумеется, он экзистенциалист. Следовательно, можно предположить, что и всю картину нужно рассматривать именно сквозь призму экзистенциального ужаса, в перманентном переживании которого и живут главные герои. Как буквально - таинственные похищения и убийства, так глобально - герои существуют с ощущением надвигающегося конца Истории. А мы как зрители знаем, что их ощущение ужаса отнюдь не беспочвенно. Ведь меньше чем через четыре года разразится Первая Мировая война с удушающими газами и разрывными пулями, и крысами в окопах, которые противники умышленно заражали оспой. А после небольшого перерыва, тех героев 'Тихого омута', которые переживут четыре года ада, ждет Вторая Мировая с концлагерями, газовыми камерами и ядерной бомбой. И в контексте надвигающегося кошмара даже поедание людей уже не кажется чем-то удивительным или чрезмерным.
Снова очаровательнейший гротескный абсурд от Брюно Дюмона. Однозначно рекомендуется тем, кому понравилось предыдущее творение Дюмона 'Малыш Кенкен', а также любителям 'Наполеонов-Динамитов' от Джареда Хесса. Параллелей с 'малышом' действительно очень много, и в первую очередь это касается персонажей: от таких же брутально-кретинских представителей низшего сословия: взрослых без мысли на лице, детей-идиотов (хотя идиотизм высшего общества здесь даст им фору), до придурковатого инспектора и его помощника. Второе, в фильме практически та же географическая привязка — Нормандия, хотя в этот раз больше милых глазу планов авантдюн и песков. Ну и в-третьих, вновь сквозь комедию часто проглядывает сатира, в том числе и религиозная. Повторяя самим собой же созданный мир, Дюмон не вторичен, картина смотрится свежо, окуная в мир комического бреда, когда не поймёшь, почему этот юмор кажется тонким, — вероятно, ты сам немного уже немного... того. Снова, как и в 'малыше', есть момент ближе к концу фильма, когда брутальность комедии вроде бы достигает границы дозволенного в этой самой комедии, и переключатель жанра внутри вот-вот триггернёт (а Дюмон способен и на сильные камерные драмы), но в результате милая фантастическая метафора берёт верх, можно выдохнуть, и скрипящий весь фильм в твоей голове шарик лопается (каламбур будет понятен после просмотра). В общем, можно получить удовольствие, при условии, что забавные (но не без людоедства) абсурдистские комедии вам близки. Единственное, к концу меня начал немного раздражать персонаж Бинош, слишком уж карикатурным кажется её кривлянье, но с другой стороны, почему бы и нет. После 'Камиллы Клодель' того же Дюмона ей можно простить всё. 8 из 10
Изумительная смесь заразительного французского легкомыслия и русского остросоциального юмора. Конечно, это любимый европейцами Чехов. Чеховские цитаты вываливаются на первых же кадрах. Тут вам и три сестры, и вишнёвый сад, и чайка, объявленная цаплей. Чайки здесь, пожалуй, больше всего, всё же комедия. Будет дядя-ваня, толстый-и-тонкий, будет даже подобие монолога про люди-птицы в исполнении полицейского. Праздность неумелых барынь, прекраснодушие ленивых развращенных господ, элегантные чаепития в саду, перемежающиеся разговорами о совести и труде, а также сами трудящиеся, плюс линия с парой полицейских, комичная до сползания со стула - всё в комплекте и уморительно смешно. Мне кажется, пожелай сегодня Антон Павлович снять комедию по мотивам своих пьес, он бы не сделал лучше. Во всяком случае думаю, ему бы понравилось. Единственное, что Чехов мог бы не оценить, это шутку с трудящимися-людоедами, но эта метафора - уже классическое (со времен квази-марксиста Паоло Пазолини) европейское прочтение марксизма. Не будем придираться к штампам, учитывая, как харизматично выглядит у Брюно Дюмона рабочий класс. 10 из 10
Фильм знакомит нас со странноватой парой малахольных буржуев с тремя детьми и родственниками, которые приехали пожить в живописную глушь. Параллельно с этим разворачивается история семьи местных работяг, главным образом их старшего сына. Сюжет специфический, при этом снят фильм в настолько легкой атмосфере, что большую часть хронометража на него особо внимание не обращаешь. Природа тут очень живописна. Огромное количество воздуха, которым будто дышишь с экрана, красивейшее небо, ветер, общая светлая цветовая гамма - белый песок, голубое небо. Очень ярко показана местность. Актеры хорошие, знакомы мне были Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тедески и Жюльет Бинош, но из персонажей больше всего понравились Билли - красивое дитя богатой семейки и шарообразный полицейский. Еще за самым шизанутым из семейки богачей было интересно наблюдать. Кстати, глядя на Билли в исполнении Раф, я вспомнила Брюн из 'Отеля 'У погибшего альпиниста» братьев Стругацких. Если говорить о стиле повествования, то обычно такие затянутые фильмы меня отталкивают, но здесь, благодаря актерам и ненавязчиво интригующему сюжету, смотрелось нормально. Правда у меня получилось так, что просмотр был осуществлен в несколько заходов. Не знаю, удалось ли бы мне осилить его зараз. В фильме отсутствует цепкая интрига, которая заставила бы смотреть с большим увлечением без желания отвлечься на что-то другое. «Вокруг одни извращенцы. Нимфоманы, еще гомики, нудистки - и все пропадают». Но вот последняя часть фильма, минут 20 до конца, была неприятной. Просто сюрреализм и чернуха. В общем и целом, смотреть было интересно, но, видимо, фильм все-таки меня утомил, потому что финал уже совершенно не воспринялся. О просмотре не жалею. Мне понравилась размеренная демонстрация быта двух неадекватных семей и таких же неадекватных детективов, расследующих непонятно что. Но когда это все стало сводиться к завершению, интерес пропал. 7 из 10
Брюно Дюмон кажется довольно серьезным деятелем кинематографа. Он преподавал греческую и немецкую философию, при объяснении своей режиссерской техники ссылается на изобразительное искусство, среди источников вдохновения называет Росселлини, Брессона и Киаростами. И, казалось бы, что все это заставляет с важным видом, сощурившись, искать скрытые смыслы в его кинополотне, которое носит название «В тихом омуте». Однако трудно воспринимать данное творение Дюмона как нечто большее, чем просто режиссерская и сценаристская шалость. Чем так хороши «Четыреста ударов»? Тем, что это чуть ли не лучший в истории кинематографа фильм о юношестве. Чем так хороши «Шербурские зонтики»? Тем, что это щемящая сердце история любви без счастливого конца. Чем так хороша «Космическая одиссея»? Тем, что это грандиозное психоделическое путешествие-возвращение домой, к истокам человечества. Каждый хороший фильм представляет собой что-то (а иногда и нечто). И в этом кроется один из главных недостатков «Тихого омута». Дело в том, что это кинотворение Брюно Дюмона довольно таки мутный тип. То ли детектив с элементами каннибализма, то ли чудаковатая история подростковой любви, то ли сатира на буржуазное общество а-ля «Скромное обаяние буржуазии» – «В тихом омуте» не является чем-то определенным, а напоминает больше всего бессмысленный парад дураков и чудаков, который режиссер проводит перед зрителем, разыгрывая лишь ему понятную озорную шутку. Честно, я не удивился бы, если бы данное кинотворение венчалось сценой после титров, в которой появлялся бы сам Брюно Дюмон и, тыча в тебя пальцем и заразно смеясь, взрывал хлопушку, конфетти из которой собирались бы во фразу «Тебя разыграли, старина!». В таком случае все разворачивающееся, катящееся и падающее в этом фильме обрело бы хоть какой-то смысл. Нет, конечно, можно попытаться найти мысль и идею автора, скрытую в этой картине подобно тельцу мидии в раковине. Например, можно вывести такой посыл Дюмона: «Если не создать подобающих условий, не вывести низший класс из нищеты, то рабочие-бедняки «сожрут» средний и высший класс, покрывшийся коркой идиотизма». Но если идти этим путем, то скоро и в рекламе на региональных каналах начнет обнаруживаться сакральный философский смысл. Со сто процентной уверенностью я могу охарактеризовать данный фильм лишь одной фразой – «Самая раздражающая роль Жюльет Бинош». Согласитесь, с такой характеристикой не завоевывают зрительские сердца и критикующие умы. Зрительское сердце, кстати, страдает больше всего при просмотре «Тихого омута», потому что в киноленте нет абсолютно ничего, на что оно могло бы откликнуться. Ни сюжетные ходы, ни персонажи не способны вызвать ничего, кроме скуки и легкого раздражения. Взор зрителя могут порадовать красивые пейзажи и костюмы, но кого сейчас этим удивишь? Единственное, за что можно похвалить Дюмона, так это за его работу с актерами-непрофессионалами. Росселлини бы оценил. «Шалость удалась». Именно это хотелось бы мне сказать с довольной ухмылкой на лице после появления финальных титров. Но я не могу. Эта выходка режиссера вызовет пару улыбок, но выветрится из памяти так же быстро, как соленая морская капля с кожи нудистки на пляже французского побережья. 6 из 10
Сюжет: Чувствуется прямая связь с героями Чехова и Достоевского. Абсурдная в самом существовании своём, выродившаяся до умственной отсталости буржуазия, почти аристократия, с севера Франции. Этакие 'Три сестры' с 'Вишнёвым садом'... вот только экзальтированная дамочка шкаф не целовала. С героями Гюго - этакие 'Труженики моря' с их бесконечной борьбой со стихиями и спокойным упрямством моряков. От постоянной скудости жизни эти люди выродились до молчаливых, ничем не прошибаемых животных-каннибалов, звероподобных пролетариев. С героями бесчисленных детективов, всеми этими инспекторами полиции от Агаты Кристи и комиссара Мегрэ незабвенного Жоржа Сименона. Словом - аллюзий и параллелей - море. Десятки намёков, прямых цитат и прочее, прочее, прочее. И даже 'дом в египетском стиле', почти зАмок, назван именем бога смерти Тифона. Тифон отождествлялся с египетским Сетом, богом смерти, опустошения, солнечного и лунного затмений и др. Актёры: Актёрский состав подобран очень удачно. Некая дураковатость, пародийность персонажей оправдана общим духом фильма. Операторская работа: Выше всяческих похвал ERGO: Тонкое, воистину авторское кино. Заря апокалиптичного 20-го века, когда ещё не разразились кровавые бури и даже 'Титаник' ещё строился на стапелях. Режиссёр - по-французски насмешливый Мефистофель, а-ля Альфонс Доде, с бокалом красного (под мясо!) вина. 10 из 10
Черная комедия Брюно Дюмона с участием неподражаемых Фабриса Лукини и Жюльетт Бинош. Оригинальное название фильма - 'Ма Лют', по имени одного из главных героев, но наше название 'В тихом омуте', в кои-то веки, удачнее и лучше отражает суть картины. Маленькая деревушка на побережье. Туда каждый год приезжает семейство Ван Петегемов - французских буржуа с претензией на аристократизм. Ван Петегемы богаты, но вследствие родственных браков и греховных увлечений, семейство вырождается и физически, и духовно. Единственное лицо, на которое приятно смотреть - юная девушка с мужским именем Билли. Но и с ней все не просто. В деревне живет еще одна забавная семейка - Брефоры. В отличи от Ван Петегемов они очень бедны и промышляют извозом и ловлей устриц. Есть у них еще одно 'невинное' развлечение - кушать туристов, которых пруд пруди на побережье. Но тут нужно признать, что Брефоры столь примитивны, что людоедство не считают чем-то зазорным и угрызениями совести совсем не заморачиваются. И надо же случиться так, что Ма Лют Брефор и Билли Ван Петегем влюбляются друг в друга. И это очень трогательно и красиво. Юный Квазимодо с пронзительным взглядом и девушка из хорошей семьи по-настоящему счастливы вместе. Но мы же помним, что у Билли есть свои секреты, в которых не так-то просто разобраться. Как бы то ни было, перед влюбленными встает множество препятствий, одолеть которые очень трудно. Да еще и полиция наконец-то интересуется таинственными исчезновениями на побережье. Расследовать преступления прибывают два гротескных инспектора - толстяк Нуда и коротышка Дану. Помощи от них немного, но фигуры очень колоритные. Все происходящее похоже на фарс, с элементами драмы и черной комедии. При желании можно отыскать множество аллегорий, провести параллели, сравнить жителей деревушки с современным обществом, а можно просто наслаждаться происходящим. Я выбрала последнее. 7 из 10
К моему сожалению, а может быть и к счастью, фильм шел очень маленьким прокатом в моем городе и мне не удалось сходить на него в кинотеатр. В итоге пришлось очень долго ждать, когда он появится в сети. Так вот посмотрев эту картину, я была даже рада, что не затащила своего мужа на эту «Комедию» в кинотеатр. Не сказать, что фильм вышел плохой, совсем нет. Но он на любителя. На редкого любителя. От комедии в фильме ничего нет. Все персонажи картины, это убогие инвалиды. А смеяться над людьми, которые страдают от какого либо заболевания - совсем не красиво. Была пара смешных моментов конечно же, но в целом я больше переживала за этих персонажей, все думала, как они вообще живут на белом свете. Особенно жалко мне было мать семейства - Изабеллу. Она выглядит более адекватно чем все остальные. И ей приходится каким-то образом мирится со всем что ее окружает, а особенно с родственниками. Так же меня повергла в шок история Ауди, каким образом и от кого у нее появилась дочь. Не могу я смеяться над таким. Этот юмор чернее смолы. Для меня это трагедия, а не юмор. Не удивительно что Ауди к своим сорока с небольшим практически сошла с ума. Из хорошего, мне понравились все актеры. Они вжились в свои роли полностью и не было ни капли фальши. Они были именно такими сумасшедшими, каким они должны быть. Ни больше ни меньше! Так же понравилась съемка, приморский городок, постоянно дующий ветер, бриз. Было такое ощущения, что я вместе с героями нахожусь на каком то курорте. В целом атмосфера очень позитивная и приятная. В заключении скажу, что фильм не плохой, но не стоит его рассматривать как комедию. Как драму - да, как комедию - нет. Ну и хронометраж ленты непростительно долгий. Я смотрела в два захода и на середине фильма вообще хотела выключить и больше не возвращаться к нему. Мои ожидания не были оправданны и ввиду этого я разочаровалась.
Конечно здорово, что творчество все еще процветает в этом мире, а независимые режиссеры набираются смелости и снимают фильмы подобны этому, но давайте будем откровенны – спрос требует иного. Человечество это самое уникальное, что может попасться под наблюдения и исследования одного индивида, Брюно Дюмон выдает свой трактат под именем «В тихом омуте». Или быть может это не трактат? Если цинично описать сценарий – двое сыщиков расследуют на пляжах и болоте исчезновения людей, пролетарская семья промышляет каннибализмом и «переносным» через болото бизнесом, а более аристократическая многочисленная семья находит прекрасное в каждом взгляде, даже если этот взгляд направлен на самую абсурдную вещь. Ладно, с этим проехали, размышления принимаются. Но не стоит лукавить и не сказать, что фильм «В тихом омуте» невероятно абсурдный и скучный фильм. Он мог бы быть просто абсурдным, но при этом веселым, или же мог заморить вас скукотой, но снова же таки – быть веселым или серьезным. Но именно из всех двух словосочетаний реализовали себя два – скука и абсурд. Эмир Кустурица еще тот деятель, но он в таких спектаклях не забывал на кого работает. Режиссер Брюно Дюмон напрочь забыл о зрителе как таковом, сосредоточив акцент на любителей искусства, о существовании которого современный зритель не знает. А ведь вместо того, чтобы возродить это искусство вновь, он подвел еще более жирную черту между здравым смыслом и слабоумием. Режиссер – талант, но создал продукт не пользующийся спросом. 3 из 10
Север Франции, 1910 год. На холодном и не очень дружелюбном побережье разворачивается действие нового фильма Бруно Дюмона. В центре истории – два семейства, ни одно из которых не вызывает симпатии зрителей. Вычурные аристократы с немного спутанным генеалогическом древом Ван Петегемы живут в собственном поместье, по-идиотски наслаждаясь видом сельской местности, который местным жителям, понятное дело, осточертел. Брефоры – угрюмые собиратели мидий – держат переправу: через неё они чаще всего переправляют буржуа не на лодке, а на собственных руках. Исчезновение некоторых аристократов, сгинувших без следа в этом тихом омуте, привлечёт к себе внимание полицейских, которые начнут своё расследование. Если вы пропустили предыдущую работу режиссёра – расхваленный критиками мини-сериал «Малыш Кенкен» – то будете ждать от Бруно Дюмона фильма, близкого его тяжелым и грузным философским драмам («Человечность», «Фландрия»). Конечно, вы ошибётесь. Судя по всему, «Малыш Кенкен» был только пробой пера – там Дюмон впервые отступил от привычного жанра к гротескным комедийным зарисовкам. Впрочем, назвать комедией в привычным смысле этого слова «В тихом омуте» не получится. Отступил он и от устоявшегося метода работы с непрофессиональными актёрам – да, Ван Петегемов играют известные французские актёры (Жюльет Бинош, Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тедески), но кому еще доверить роли искушенных богатой жизнью аристократов? Зато Брефоров играют дебютанты, которые как нельзя лучше вписались в роль неразговорчивых деревенщин. Бруно Дюмон трясёт в шейкере жанры и темы, составляя из исходных ингредиентов причудливый коктейль. Жанр детектива, заявленный в самом начале, разумеется, никуда не приведёт – двое полицейских абсолютно не понимают ничего в том, как нужно вести дела. Один из них, непропорционально большой и похожий на шар, который вот-вот куда-то улетит (небольшой спойлер: в этом фильме возможно всё), постоянно падает и изрекает банальности, а тот, что поменьше, поднимает его и внимательно слушает. Жанр любовной истории между Ма Лютом Брефором и Билли Ван Петегем, который (которая?) то ли мальчик, притворяющийся девочкой, то ли наоборот, пародирует условных «Ромео и Джульетту». Жанр хоррора отыгрывают пропажи туристов и достаточно быстрая разгадка: их поедают Брефоры – от мала до велика они питаются человеческой плотью и напоминают немногословную версию любой семьи каннибалов из классических ужастиков. Всё это условно становится каким-то гран-гиньолем, которому невозможному отказать в натуралистическом шарме. Немного эклектичная сатира говорит нам почти тоже самое, что и первые фильмы автора: только там человек человеку – волк, а здесь это то ли средство обогащения и угнетения, то ли просто продукт питания. Выявить похожие фильмы можно, но это скорее будет россыпь ассоциаций, а не что-то конкретное: линия Ван Петегемов – это условно идиотское и инцестуальное «Скромное обаяние буржуазии», персонажи детективов с простецкими гэгами – то ли черно-белые немые комедии, то ли доведенные до какого-то крайнего состояния персонажи Роя Андерссона, про каннибалов-деревенщин и говорить нечего. Замешанный на сюрреализме фильм Бруно Дюмона не так уж и далёк от первых фильмов режиссёра, если приглядеться внимательнее. В тихом омуте водятся только черти, полноценно сочувствовать персонажам здесь не получится, да и не надо. Стоит порадоваться за автора, который перестал тяготиться проблемами человечности с серьёзным лицом, а начал смеяться над ними, пусть и в весьма своеобразной манере.
Фильм выбирался почти случайно, хотелось чего-то лёгкого и приятного. Я посмотрел на список проката знакомого кинотеатра и увидел афишу данного фильма. Слова 'комедия' и 'Франция', в сочетании с красивым плакатом, заставили меня пойти посмотреть этот фильм. После просмотра фильма у меня осталось чувство, что меня обманули и ограбили. Первое огорчение -- актёры переигрывают. Представители буржуазии так однотипно строят из себя олигофренов, что очень скоро становится скучно. Второе, 2 часа показались слишком длинными для этого фильма. Третье, шутки про толстяков. Это пошло и вульгарно, но никак не смешно. В течении всего просмотра в зале висела гробовая тишина, самое лучшее - хмык мужчины в 1-ом ряду. Особенно тихо было во время сцен трапез каннибалов. Зачем такое ужасающее количество крови? Почему они едят сырое мясо? (причём голыми руками) Некоторые сцены я никак не могу объяснить (например, полёты). Какая их цель? Как они влияют на развитие событий? А просто, никак. Если их удалить, то ничего не поменяется. Знаете, в некоторых фильмах происходит полный треш, но это как-то забавно и мило. Здесь всё наоборот. P.S.: Как это не парадоксально, но только диалоги полицейских держат на плаву этот фильм. 1 из 10
Для маститого мизантропа Брюно Дюмона разыгрывать карту человеческих страстей и глумиться над ними 'В тихом омуте' - что чашка крепкого кофе за завтраком. Фильм претендовал на Пальмовую ветвь в Каннах в этом году. Смешав признанных мастеров и непрофессионалов 'В тихом омуте', Дюмону удалось произвести на свет абсурдистскую комедию с претензией на первородность. Действие фильма сознательно перенесено в эдемные времена перед Первой Мировой. Где-то в дюнах около Кале, в местечке Сен-Мишель. Дюмону как режиссеру удобнее работать на натуре родного побережья, находить местных непрофессиональных дарований и вообще в фильме больше чувствуется взгляд заигравшегося барина от артхауса, чем нерв режиссера. 'В тихом омуте' - фильм, сознательно не желающий демонстрировать реальность. Дюмон населяет его однословными существами, копошащимися по сюжету на экране. Но Дюмон далеко не Босх, а 'В тихом омуте' - далеко не 'Сад земных наслаждений'. Поэтому недоумение после просмотра является основным эмоциональным вектором для костюмированного фиглярства фильма. Сюжетно Дюмон пытается столкнуть местных людоедов-простолюдинов с понаехавшими буржуа, мнящими себя аристократами. Как демиург он ни на чьей стороне. И те, и другие отвратительны. И те, и другие - движущиеся винтики и шестеренки этой двухчасовой выхолощенной вселенной. В каждом кадре 'В тихом омуте' - невидимые кривые зеркала, стремящиеся исказить и без того искаженную реальность. Проблеск надежды в виде любовного мостика между простолюдином и девочкой из отдыхающих оказывается жестоким перевертышем. Для Дюмона, преподававшего ранее философию, очевидно желание преподнести миру этакое многослойно-культурно зашифрованное. Но 'В тихом омуте' натужен как урок заслуженного методиста и совершенно не способен зажечь эмоционально. Двое забавных полицейских, расследующих дела о пропадающих в дюнах приезжих, пожалуй, становятся наиболее забавными персонажами. Они меньше всех заражены интеллектуальной проказой Дюмона, бодры, веселы и максимально энтропийны. Дерусь, потому что дерусь, говорил Портос, а здесь расследуем, потому что должны расследовать. А так во время просмотра хочется крикнуть экрану: 'Эй, есть здесь кто-то живой?'. Но это уже будет признаком психического новообразования. Чтобы убежать от реальности, не обязательно наряжаться в винтажное. Дорого, да и неудобно, знаете ли. 3 из 10
«В тихом омуте» Брюно Дюмон. Отбросив все попытки копнуть поглубже, как и желание посмотреть фильм второй раз, чтобы заметить то, что не всегда замечаешь с первого, у меня сложилось вполне конкретное мнение об этой картине. Обычно после фильма над которым стоит подумать, моё внутренне «я» всегда берёт таймаут и молчит, я жду, когда оно выдаст хоть какие-то эмоции. Как, правило разворачиваются один из двух сценариев, в первом я понимаю, что фильм хорош, может даже слишком. Отмечаю, элементы съемки, игры актеров в определённых моментах, мелочи, которые режиссеры и операторы вкладывают в свою работу. Большинство зрителей не замечают этих элементов, так как приходят «смотреть», а не «читать» картину, а с хорошим кино так поступать нельзя. Большое кино - это ювелирная работа, с отточенными деталями. Такое кино можно и нужно смотреть по несколько раз, так как снова и снова можно «читать» его по разному, отмечая для себя новые детали. Фильм «В тихом омуте» не стал для меня таким. Жульен Бинош, которая и привела меня в кинозал, разочаровала. «Три цвета - синий», фильм после которого я полюбила эту актрису и даже после психологического насилия надо мной во время просмотра фильма «В тихом омуте» я не стану любить её меньше. Актриса она потрясающая, этот фильм - нет. Бурлеск, комедия…Брюно Дюмон говорит, что «..всегда хотел снять смешное кино, но пока не нашел для себя правильную ноту..», надеюсь он всё еще её не нашёл, потому что нота «В тихом омуте» не ахти. Думаю, вы уже прочитали сюжет фильма и пересказывать его не придётся. На чем же строится юмор в этом кино - гиперболизация придурковатой аристократии, которая вымирает естественным путём. Лень, пустые разговоры, лицемерие и инцест. Смешение крови, браки с кузенами, братьями и не только…по их же словам - это норма, это капитализм, это преследование целей сближения крупных предприятий. Как следствие неврастения, физические несовершенства и недоразвитость некоторых членов семьи. Герои постоянно падают, растягивают фразы, громко и неестественно смеются и поют. Вторая семья представленная в картине - суровые топорные рыбаки, которые настолько неотесаные и дикие, что даже едят людей. Практически не разговаривают, а если и говорят, то допускают ошибки. Испытывая сексуальное влечение рычат как дикие звери и убегают в лес. Два современных полицейских - начальник - огромный и неповоротливый. Помощник -беспомощный и глуповатый. Как-то примерно также мы представляем себе наших стражей порядка. Ни одного положительного героя, кроме Билли, которая хоть и лишена в картине пола, но вероятно одна единственная кто умеет испытывать адекватные чувства и не боится выбраться за привычные рамки. Придурковатый аристократ кричит весь фильм «Мы всегда знаем что нужно делать, но никогда не делаем», в конце фильма Малют знает, что нужно сделать и делает это. Если я всё правильно поняла, то имя парня и название фильма Ma Loute имеют одно происхождение, а значит его имя в переводе - В тихом омуте. Значит не случайно именно он совершает поступок, который разбивает привычные рамки поведения и есть шанс, что если такой «неандерталец» готов на поступок ради любви, пусть даже отвергнутой им, то не так всё плохо, есть свет в конце пути. «Загадочная сказка» - звучали слова полицейского перед тем, как его перефразировали - «Счастливая развязка». Думаю, как-то так думает о своей картине Брюно Дюмон. Но чтобы не хотел он сказать в своем кино, язык его был хоть и красив, но неприятен, затянут и даже раздражающ…хотя может это было целью, вызвать зрители из зоны комфортного лицемерия? Впрочем, не знаю, но фильм мне не понравился и я не стану смотреть его снова, увы.
«В тихом омуте» приглянулся мне ещё на Каннском кинофестивале. Описание фильма обещало по-настоящему сумасшедшую и чёрную комедию, но, признаюсь честно, как только я увидел трейлер, всё желание идти на фильм пропало и я благополучно про него забыл. Но проходя мимо одного из кинотеатров города и случайно увидев афишу, я решил, что была-не была, и решил купить билет. И если бы я этого не сделал, то пропустил бы один из лучших фильмов этого года. Что ж, давно мне не приходилось смотреть настолько смешной, но при этом до невозможности странный и нестандартный фильм, как «В тихом омуте». Картина выворачивает все известные кино-штампы наизнанку и демонстрируют их зрителю. Несмотря на то, что я знал, что иду смотреть крайне специфичное и необычное кино, Брюно Дюмон постоянно удивлял абсурдностью и абсолютной нелогичностью происходящего (но это не минус). Сюжет «Омута» невозможно предугадать, он абсолютно оригинален и ломает все законы жанры. И это, пожалуй, главная причина, по которой я не могу рекомендовать этот фильм всем. Это слишком необычное кино и массовому зрителю, привыкшему к нормальным, а не карикатурным героям, к более быстрому и увлекательному сюжету и какой-то логике происходящего, «В тихом омуте» просто-напросто не зайдёт. Лично меня сразу же после выхода из кинотеатра картина ввела в ступор, и моей главной эмоцией было не: «Какой замечательный фильм!», а «Что я только что посмотрел?». Но перейдём к главному достоинству ленты, а именно юмору и персонажам. Как я уже писал ранее, я давно не смотрел настолько смешного фильма. Дюмон, кажется, собрал все возможные виды юмора в свой фильм. Тут и забавные падения, и тонкий юмор, и чёрный юмор, и сатира на псевдоинтеллектуалов, в общем, юмор на любой вкус. Что же касается персонажей, то они, почти все по-настоящему яркие и запоминающиеся. Мои любимые – это толстый инспектор и глава семейства Ван Петегемов Андре. Но остальные тоже не слишком отстают, также очень хорошо получились кузен Андре Кристиан и девочка (а может и нет) Билли из того же семейства Ван Петегемов. Но, как ни странно, абсолютно никаких эмоций у меня не вызвал один из главных героев ленты Ма Лют Брефор, в честь которого и назван фильм в оригинале. Я понимаю, что главной целью было показать душевные метания героя, и Брюно Дюмону, и Брандону Лавьевиллю это, в принципе, удалось, но всё равно на фоне других персонажей, Ма Лют выглядел не особо интересным. Кто же мне совсем не понравился, так это героиня Жюльет Бинош Од Ван Петегем. Если другие персонажи были тупыми и веселили, то Од была тупой и раздражала. И это не претензия к актрисе, меня просто бесил её персонаж. Кстати, об актёрах, мои познания во французском кинематографе равны приблизительно нулю и ни о Жюльет Бинош, ни о Франсуа Ликуни, ни о Брюно Дюмоне я до этого фильма не слышал, так что буду судить с позиции беспристрастного зрителя. Коротко – все играют хорошо. Все члены семейства Ван Петегемов, а также два инспектора, приехавшие расследовать исчезновение туристов (к слову, те, кто ожидают от фильма закрученного детективного сюжета, жестоко обламаются, его тут просто-напросто нет) смешно ходят и разговаривают, а также постоянно падают. В то время как члены семейства Брефоров, которых, вроде как, играют, непрофессиональные актёры, молчаливы и суровы, и даже ведут себя более-менее нормально (за исключением поедания людей). С технической стороны зрения всё хорошо. Красивые костюмы, которые играют немалую роль в создании атмосферы ленты, хорошая операторская работа с видами, как будто сошедшими со страниц журналов про путешествия и ровный монтаж не вызывают нареканий. Единственное, что мне не понятно, как это фильм смог взять в Каннах приз за лучший саундтрек, когда в нём звучат лишь несколько композиций, пусть и довольно неплохих. Но по сравнению со всеми достоинствами картины, это просто капля в море. Что понравилось: прекрасный юмор, запоминающиеся персонажи, оригинальный сюжет. Что не понравилось: раздражающая героиня Жюльет Бинош, затянутость некоторых сцен, излишняя арт-хаустность. Итог: уморительная и запоминающаяся комедия не для всех со здоровой долей абсурда и чёрного юмора, забавными персонажами и хорошими актёрами. Если вы готовы смотреть настолько ненормальный и сумасшедший фильм, то бегом в кинотеатр. 8 из 10
Дождливым вечером понедельника мне довелось попасть на пресс-показ этого фильма и одним невменяемым шедевром в моей копилке невменяемых шедевров стало больше. Итак, время действия – начало ХХ века. Место действия – тихая французская деревушка у моря, в которой странным образом исчезают люди. Инспектор Нуда ведёт дело о похищениях вместе со своим помощником Дану и даже не подозревает, что виной всему деревенское семейство каннибалов Брефоров. В деревушку на лето приезжает также зажиточная семейка Ван Петегем, и между старшим сыном Брефоров и девушкой Ван Петегемов возникают романтические чувства. Вокруг всего происходящего столько идиотизма, что каннибализм – это полевые цветочки в росе. Например, инспектор полиции настолько толстый, что всё время скатывается по дюнам кубарем, и помощник ему требуется лишь для поднятия собственного неуклюжего тела с земли. Ван Петегемы – это первосортные придурки. В их доме царствует кровосмешение, полнейшая экзальтация, транссексуальные наклонности некоторых детей, любовь к театральным жестам и постоянные истерики с протягиванием рук к небесам и беспрерывным причитанием на одной ноте. Ещё они постоянно падают. Брефоры – ну очень прожорливые каннибалы, которые для вида промышляют ловлей мидий и переправой людей через бухту. Кстати, переправляют на лодках они лишь изредка. В основном хватают человека и вброд несут его на руках. Это действительно ну очень нестандартная комедия. Кстати, даже смешная. Не потому что там море уморительных шуток, просто такая концентрация дебилизма не может вызвать иных эмоций, кроме смеха сквозь фэйспалм. Вишенкой на капкейке становятся элементы фэнтези в финале, которые окончательно расставляют всё по местам. Это кино с претензией на нечто большее, чем оно есть на самом деле. Уважаемый мсье Дюмон, о чём Ваш фильм? И как вы затащили туда Бинош, Лукини и Бруни-Тедески? Они тут правда очень хороши, развернуться было где. Молодёжь вот, напротив, никакая абсолютно. Боюсь, что не одну ночь проведу за поиском смыслов этого абсурда. Кстати, определённые симпатии всё же фильм вызывает. Мне, например, понравилась манера съёмки. Да, ничего необычного, одни и те же ракурсы, но зато хотя бы в визуальном плане уже знаешь, чего ожидать дальше. Ну и всё-таки эта комедия хотя бы своей формой действительно способна развеселить. 6 из 10