Современные фильмы о советском прошлом, как правило, грешат своей предсказуемостью, набор обязательных шаблонов невелик и все перипетии случаются между ними. Главный герой несправедливо репрессирован или его родители, друзья и т.д. Мерзкие КГБшники, придурковатые партийные функционеры, благородные диссиденты. Архипелаги-ГУЛАГги и пр. Если про Великую Отечественную, то непременно штрафбаты и заградотряды. Короче говоря скучно. Если советский кинематограф тяготел к сиропному пропагандизму, то сейчас режиссеры любят впадать в другую крайность. Поэтому начиная смотреть сериал я был готов к очередному разоблачению ужасов советского режима. Фильм действительно антисовесткий, но лишь настолько, насколько необходимо чтобы правдоподобно живописать богемную среду той эпохи. Главные действующие лица это молодые поэты, писатели, скульпторы и художники находящиеся в тайной оппозиции к власти. Практически все герои имеют реальных прототипов, о чем легко догадаться по их «говорящим» фамилиям. На мой взгляд актеры замечательно справились со своей задачей и добились поразительного сходства с воплощаемыми персоналиями. Большую часть экранного времени тусовка культурно выпивает, читает или сочиняет стихи, осуждает соцреальность и пытается разобраться в своих весьма запутанных любовных интрижках. Тринадцать серий, наверное, многовато, под конец уже набивает оскомину. Сначала герои кажутся несколько «картонными», их характеры очерчены слишком схематично, но ближе к середине они начинают раскрываться. Авторы испытывают их на прочность, ставят перед сложным моральным выбором. Удивил образ обаятельного сотрудника КГБ, вроде бы как куратора Ваксона, добродушие которого прямо-таки поражает. Мало того что он схлопотал по «морде» от своего подопечного так еще и сдал ему без всяких условий агента из ближнего круга и закрыл глаза на запрещенную литературу при обыске. Молодые люди видят и чувствуют недостатки советского строя, они талантливы, но не могут предложить никакой альтернативы, потому что не наделены государственным мышлением, их удел это творчество, их идеал это абстрактная свобода. Такая «свобода» подразумевает скорее личную привилегию для них самих. Писать то что им хочется, любить как им нравиться и говорить что вздумается не считаясь с остальным обществом. В общем столкновение поэтического идеализма с прозой жизни порождает цинизм В целом многосерийный фильм получился скорее удачным, режиссеру почти удалось избежать приевшихся шаблонов и вынести на суд зрителя кумиров того времени с их надеждами, разочарованиями, заблуждениями и успехами.
Честно говоря, сериал настолько омерзительный и уродливый, что у меня даже стали закрадываться мысли, что это такая Сурковская пропаганда наоборот, мол, чтоб реально всех затошнило от всех либеральных ублюдков. Намекает на именно такой вывод и то, что в самом конце был приведен стих, кажется, Ахмадуллиной, в котором ясно говорится, что таинственная страсть - это страсть к предательству. Собственно весь фильм, герои только и делают, что предают: себя, Родину, своих мужей\жен и друг друга. Реально, сложно найти кого-то в том сериале, кому хочется посочувствовать. Даже в любовь Ваксона-Аксенова и Раисы-Майи не верится ни на йоту, любовь кажется придуманной историей. Она придумала себе чувства, выйдя за муж за старика из благодарности и уважения, а он от того, что был писателем, а писателям надо пострадать. И только... Пожалуй, приятные люди тут только Рождественский с женой и вторая жена Евтушенко-Тушинского - трезвая и умная. Еще неплоха Богуславская, но лично мне таких жертвенных мучениц не понять, хотя не было бы таких не было бы и многих великих писателей и поэтов, и художников, и композиторов... И спасибо за корявого, но все же положительного гэбиста - нынче это большая редкость. Все же остальные - откровенные сволочи. Также жаль что многим актерам нечего и играть, а некоторые 60-ки слишком фоновы. Высоцкий вообще вышел зацикленным дебилом, который появляется раз в серию, чтобы спросить про Влади-Эжен или захлопнуть перед ней дверь, сама Влади-Эжен нечто среднее между шлюхой и стервой, а тот актер, исполняющий роль Кукуша-Окуджавы большую часть времени тупа открывает рот под фанеру настоящего Окуджавы. Забавно также сколько в сериале откровенного вранья, подтасовок или сознательных умолчаний (не знаю заимствованно ли это из книги, я ее не читала и не хочу теперь). Нагибин выгнал Бэллу за реальный лесбийский секс-эксперимент, а не за дружескую попойку с подружками. Бэллу выгнали из литинститута, но быстро восстановили, ибо ее папаша был зам министра (оттуда у нее связи с заграницей, шикарные платья и отдельная квартира в Москве). О том, что Евтушенко - агент КГБ сегодня и тогда не говорил только ленивый, но на это в сериале ни намека. Аксенова никогда не арестовывали тем более по такому тупому поводу, и, конечно, не высылали из страны. И почему-то в сериале не говорится о сидевших в лагерях родителях Аксенова, хотя это многое объяснило... Если бы не первые воздушные и легкие серии, и привычка досматривать начатое до конца, я вряд ли бы посмотрела сериал целиком. 1 из 10
Наверное, поэты 60-70- ых годов, являются для меня эталоном поэзии. Не в том смысле, что я считаю их самыми лучшими. Просто отношусь к их творчеству теплее, нежели к более ранним поэтам. 'Таинственная страсть' - последняя книга прозаика Василия Аксёнова. Сюжет романа разворачивается вокруг жизни так называемых 'шестидесятников'. Сам автор предупреждает читателя, что не всё в его романе является правдой, но и не все в нем ложь. И вот, мотивы этой книги легли в основу сериала на ТВ с одноименным названием. Да, я с нетерпением ждал выхода первых серий, и наверно, поэтому заочно отношение к сериалу уже было тёплым. Эту теплоту подтвердили впоследствии сами серии. Следить за сюжетом очень легко. Правда можно легко запутаться в именах главных героев. Спасибо за это Аксёнову, но позже привыкаешь и к этому. Перед нами молодой, талантливый врач Ваксон (Аксёнов) который отправил свои первые очерки в журнал 'Юность'. 'Юность' приняла очерки тепло и напечатала. Вскоре Ваксон оказывается в кругу знаменитых, но тогда, только подающих первые голоса, поэтов. Перед нами предстают Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий и многие другие. 'Таинственная страсть' мне понравилась. Даже очень. Находясь в депрессии, ежедневные серии выносили меня из реальности в тот мир. Мир, в котором все по-другому, все любо и дорого, мир чистый. Конечно, как у любого современного отечественного творения, у '... страсти' есть огрехи. Это и недостоверность, и слишком активная агитация плохого отношения Хрущева к поэтам, писателям и художникам, и ляпы, и несколько, развязные диалоги. Но плюсов все же больше! Великолепно подобранные актеры, каждый попал в точку. Правда. Не усомнился ни в одном. Великолепно подобранные стихотворения поэтов и звучание их в новой форме, непривычной слуху. 'Со мною вот что происходит' и 'По улице моей который год' до сих звучат в моем сердце именно этим звучанием. Искренне надеялся, что вот-вот и мелькнет где-нибудь и Сергей Довлатов. Но так и не углядел. Великолепно подобранное время. Оттепель... Первые шаги к новому... Спасибо создателям за этот сериал. А вообщем, твердая 8 из 10
Каюсь, роман Аксенова не читал, возможно, что доберусь до него в будущем. Так что сериал стал для меня своего рода открытием, и после шумной рекламной кампании в программе Малахова хотелось лично оценить, что же такое там сняли на Первом канале. Узнаю Костю Эрнста... Как всегда под его руководством, получилось помпезно, но с гнильцой. Нет, поначалу картинка смотрелась. Тем более, учитывая, что сам пишу сейчас в жанре АИ, где главный герой оказывается как раз в 60-х, та атмосфера представляла для меня несомненный интерес. Передали ли ее авторы? Возможно, если не придираться к мелочам. Но с каждой серией я все больше ощущал, что персонажи фильма вызывают какое-то отторжение, за исключением разве что Нэллы Аххо (Ахмадуллиной в исполнении Хаматовой) и Роберта Эра (с удивлением увидел в роли Рождественнсокго недавнего 'интерна' Лобанова-Ильина, который сыграл на этот раз скромно, не выпячиваясь). Особенно начал выводить из себя главный герой Ваксон (Аксенов). Просто бесило эгоистичное поведение этих самовлюбленных 'гениев', только и занимающихся тем, что впрягавшихся якобы за диссидентов, устраивавших скандалы, отбивающих баб друг у друга и уходящих в запой. При этом вполне неплохо по жизни устроившихся. Власть их почему-то гладила по попе, вместо того, чтобы врезать по ней ремнем. Зажравшиеся гниды на теле социалистического общества, по-другому и не назовешь. Безруков, понятно, кого еще мог сыграть, кроме Высоцкого? Он ниже планку не опускает, хотя уже только одно его появление в кадре вызывает икоту. Агопьян в роли Окуджавы смотрится довольно картонно. Ходит какой-то аутист пришибленный с гитарой, и периодически под ее аккомпанемент занудно ноет... Нет, точно нужно прочитать роман, может, там на самом деле не так все гнилостно.
Досмотрела. Отношение к фильму неоднозначное - сначала нравился, потом стал нравиться меньше. Но все равно, досмотрела до конца с интересом. Из плюсов. Эпоха шестидесятников, от 'оттепели' до 68-го и советских танков в Праге, - мне было это интересно видеть в фильме, т. к. все это происходило на моих глазах. Поэты-шестидесятники, Булат Окуджава были властителями наших юных умов и сердец; в мастерской Эрнста Неизвестного довелось побывать в то время, когда он заканчивал надгробие на могиле Хрущева, пообщаться с ним (это уже начало 70-х). Высоцкий в Театре на Таганке, в клубах с гитарой - и это нам довелось увидеть. Словно вновь переживаешь юность и связанные с ней мечты и надежды - порой наивные, - и последовавшие затем разочарования - порой очень глубокие. Из минусов. Ваксон такой, каким он изображен в фильме, мне совершенно несимпатичен. Я не читала романа Аксенова и не знаю, таким ли был написан этот герой Аксеновым, или авторы фильма показали этот образ, что называется, преломив его через личное восприятие, - таким, каким он, по их мнению, должен был быть. Ваксон в фильме очень эгоистичен, самолюбив; по отношению к жене и сыну - весьма непорядочен, даже подл. Такому герою почему-то не сострадаешь. Опять же, его отношение к гебисту Круглову: ну не самый это худший персонаж из 'Конторы Глубокого Бурения'. И он, в общем-то, симпатизировал Ваксону, и по-своему, по 'кагэбешному' даже как-то ему помогал. А тот даже не проявил участия в нем как врач, хотя и бывший, когда было ясно видно, что у Круглова проблемы со здоровьем как раз по его, ваксоновскому профилю. Не знаю, таким ли был прототип Ваксона, он же автор романа 'Таинственная страсть' Василий Аксенов. Очень любимый моим поколением Булат Шалвович вообще как-то сбоку-припеку, он просто - никакой. Почему-то авторы не сочли нужным поглубже раскрыть этот образ. А ведь тот же Высоцкий говорил, что взял в руки гитару благодаря Окуджаве. Не думаю, что столь неприятным типом был Роман Кармен. Ну этот Кочевой - просто подлец высшей марки: закатать человека из ревности в тюрьму по 'уголовке' - это какую же мелкую душонку надо было иметь. Все-таки 60-е - это уже не сталинский режим, когда людей упрятывали в тюрьмы по доносам. Я понимаю, что это художественное произведение, и полной идентичности героев фильма с их прототипами не должно быть. Но то, как расставлены акценты по изображению упомянутых мной героев, меня не убедили. А, впрочем, фильм, конечно, неординарный. С учетом тех моментов, которые мне не понравились: 7 из 10
Меня очень трудно заставить смотреть какой-любо русский фильм или сериал. О 'Таинственной страсти' узнал на уроке русской литературы: учитель посоветовал данный сериал для того, чтобы мы, ученики 11 класса, смогли прочувствовать эпоху 'шестидесятников'. Название, по правде говоря, меня совсем не впечатлило. Скорее оттолкнуло. Начала я его смотреть лишь потому, что в нем представлены мои любимые поэты (Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава). Скажу, что с самой первой серии я искренне полюбила этот сериал. Почему? Во-первых, за чудесно выдержанную атмосферу шестидесятых. Замечательно отражена связь политической и социальной жизни в те времена. Во-вторых, за 'эстетическую подпитку'. Каждая серия наполнена стихами, интересными выражениями и мыслями. Ты не только смотришь сериал, но и развиваешься немного с литературной стороны. В-третьих, за иллюстрацию сложности выбора. Вспомним, когда Роберту предлагаю новую квартиру. Он понимает, что ютиться в подвале очень трудно, но и 'подачки' от государства производятся понятно для чего. Как быть? Переступить через себя? В-четвёртых, актёрская игра. Кто-то может поспорить со мной, но я останусь при своем мнении. Я верю актёрам, а это есть главное. Ильин, которого все привыкли видеть в комедиях, предстает перед нами совсем другим, актёром высшего уровня. Чулпан Хаматова поразила меня, всю ее боль я пропустила через себя. Она действительно вжилась в роль. Таким образом, это один из немногих русский сериалов, который заслуживает такую оценку. 10 из 10
после выхода сериала по нему такие страсти бушевали, ой-вэй. Сценаристку Елену Райскую и продавшейся гэбистам обзывали, и в предательстве идеалов оттепели обвиняли, и очернительницей светлых обликов икон 60-х честили, и за восхваление компетентных органов к столбу привязывали. Скажу честно, ребята, я в полном. .. эээ... удивлении. Не от фильма, нет. Хотя он очень хорош. Не идеален, но очень хорош. Я в полном удивлении от этих комментариев и оценок. Подобный когнитивный диссонанс я ощущаю, только когда смотрю футбол в комментариях Черданцева. Полное ощущение, что мы смотрели разный телевизор. Авторы этих комментов смотрели ровно две серии. Именно во второй серии, когда главного героя все окружающие его представители прекраснодушной интеллигенции объявили вне закона за то, что он поимел дело с гэбистом. Он стал нерукопожатным. И тогда прозвучали его слова про стайность этих людей и про то, что он не привык бегать в стае. Именно эти слова взбесили оценщиков. Они отказались понимать, что они тоже стая. Вернее, поняли, но не захотели признавать очевидное. И именно это стало причиной обструкции. И то, что они не смотрели остальные 11 серий тоже очевидно. Потому что Ваксон вполне потом встроился в стаю, хотя и выглядел в ней чужеродно, как кирпич в аквариуме с золотыми рыбками. Единственный положительный персонаж от КГБ в фильме - тот самый капитан Круглов, что стал ангелом-хранителем Ваксона и его компании. И которого он раз за разом предавал. Все остальные без исключения представители власти и органов в фильме - безликие мутанты и омерзительные мутанты. Что не видеть мог только тот, кто ослеп в своей ненависти к первым сериям или тот, кто дальше и не смотрел. Кстати, это главный минус фильма. Он дальше стал очень черно-белым. Мятущиеся герои и инфернальное большевистское зло. Это все испортило. Но речь не об этом. На самом деле, фильма же совсем о другом. Даже название об этом кричит во всю глотку, не таясь. Как же нужно зажмуриться, чтобы этого не увидеть? Фильм не о противостоянии творческих людей и системы, не о времени. Это всего лишь антураж и двигающие сюжет события. Фильм - о любви. О слабости сильных и силе слабых. О дружбе, то беззаветной, то ревнивой. О самопожертвовании и выгоде. О предательстве, наконец. Именно предательство - главная тема. Млин, даже в первой сцене звучат стихи про 'к предательству таинственную страсть'. Герои любят, изменяют, спасают, и... - постоянно предают. Любимых, доверившихся, друзей, себя в конце концов. И даже последняя серия, где они рвут свои души стихами, порожденными пражской весной - она 'тем кто в теме' напоминает, что даже этот искренний порыв - он в конце концов был предан ими самим. Они ж все, кроме Аксенова, вполне себе состоявшиеся и встроенные в советскую эпоху официальные поэты.. Как? Как можно вот так - уткнувшись в куст орешника на опушке, начать критиковать его, не обращая внимания на тайгу, которая начинается в метре за ним? Не по-ни-ма-ю.
Телевизор не смотрю. Сериалы не знаю. Большинство артистов из этого сериала видел впервые. Последний сериал, который смотрел - 'Собачье сердце' (или это не сериал?) Поэтому каюсь: я не знаю артиста Ильина как Лобанова, не видел раньше Юлию Пересильд. Ну и так далее. Узнал только Тараторкина - смотрел его в роли Раскольникова. Аксенова уважаю, Евтушенко - тоже. Когда-то делал с ними телепередачи. Запомнился ответ Аксенова на мой вопрос 'Почему вы уехали из СССР?' - 'У меня не было выбора. Иначе они меня бы убили'. Сказал так, что я не мог не поверить. Сериал мне понравился. Местами - очень. То, что касается социально-политического содержания - замечательно. Атмосфера шестидесятых, кастинг, игра актеров, музыка - превосходно. Стихи, песни, которые давно знаешь наизусть, звучат в сериале очень точно и своевременно. Если бы я снимал сериал о шестидесятых, я бы тоже захотел собрать всех вместе - Евтушенко, Аксенова, Вознесенского, Ахмадулину, Рождественского, Окуджаву, Высоцкого, Бродского - тех, кто стал неотъемлемой частью моей жизни. Хотя на самом деле так не было. Да, это была бы фантазия на тему. как и получилось здесь. И мне это нравится. У меня герои сериала не вызвали отвращения. Наоборот, я их лучше понял и еще больше полюбил. Спасибо создателям. Пересматривать буду.
В стихах мы ищем сил для лучшего, что есть в нас. У них мы учимся гармонии и красоте, и это совершенно правильно. Однако есть одно вредное следствие: мы ожидаем, что автор прекрасных стихов будет подобно им прекрасен, что спресованная, сжиженная красота поэзии распространиться на всю фигуру поэта. Вот только поэтическое откровение достигается в разговоре с вечностью, когда и поэт не совсем человек. Зато в жизни, в повседневности - да, человек, самый обычный. И он тоже влюбляется, обманывает и предаёт, а ещё пьёт и валяется в постели до полудня. И, возможно, чем сильнее талант, тем больше 'к предательству таинственная страсть'. А читателю, пришедшему за дозой прекрасного, остаётся только удивлённо лепетать 'тот так не мог', 'это не про него' и 'ну уж не этот точно' - о чём и пишет Аксёнов в предисловии к своему роману. Потому сам автор к своим героям подходит аккуратно, беря их личности в скобки псевдонимов. Это даёт художественную свободу, уравновешивающую читательские ожидания. Вели себя герои так в реальности или не вели - уже не суть важно, правда давно задвинута в прошлое безжалостным временем. Этому принципу следуют и создатели сериала, выводя на экран в первую очередь не поэтов-наставников и духовных учителей, а людей, порой задавленных в умах читателей собственным гением, и освобождённых теперь от монументной бронзы. В такой связи сетовать на не-всегда-достойное-и-порою-грязное поведение героев сериала кажется странным. Сам же по себе сериал не плох, но и не хорош. Он мил и уютен, но использует одни и те же приёмы на протяжении всех 13 серий, из-за чего кажется затянутым. Отданного ему времени вы пожалеете вряд ли, но и второй раз к нему не вернётесь.
Я довольно редко смотрю отечественные сериалы - все-таки наше телевидение пока заметно уступает зарубежному. Но 'Таинственная страсть' меня привлекла: экранизация книги известного писателя, уже неплохо вроде бы освоенная тема ретро, множество известных актеров в составе. Что могло пойти не так? Как оказалось, все. Главные герои сериала - шестидесятники. Властители дум целого поколения, творцы целой эпохи нашей литературы! Здесь они показаны просто карикатурно. Нет, я понимаю, богема, но из сериала складывается ощущение, что они только пьянствуют и ругают советскую власть, которая между прочим была к ним довольно благосклонна. Самый главный герой - врач и прозаик Ваксон, он же Василий Аксенов, автор первоисточника. В большинстве случаев он выглядит просто суперменом, особенно по сравнению с глуповатым и тщеславным поэтом Тушинским (он же Евтушенко), безвольным Андреотисом (то есть Вознесенским) или всегда загадочно молчащим Кукушем (Окуджава). Он как бы возвышается над всеми - 'мещанами' дома, обманутым мужем своей постоянной любовницы и так далее. Короче говоря, сопереживать такому персонажу абсолютно не тянет. К тому же, история этого самого Ваксона и его пассии Ралисы постоянно заслоняет самую интересную часть сериала - более или менее реальные события 'оттепели'. В 'Таинственной страсти' не хватает не столько бюджета или ярких звезд, сколько настоящих героев - даже не в смысле 'симпатичных', а в смысле 'неоднозначных'. Даже те персонажи, к которым относишься лучше остальных, получаются какими-то одномерными. Например, поэт Роберт (Рождественский) вроде бы всем хорош, но очень уж он однообразен. И так - со всеми. В итоге довольно полное представление о сериале можно составить буквально по двум-трем сериям. Зачем снимали остальные, мне лично непонятно. Не стоит потраченного времени.
Своеобразная попытка Первого канала еще немного выжать из удачно найденной Валерием Тодоровским темы 'оттепели' - сериал по роману Василия Аксенова, который особо и не скрывал, что это слегка беллетризованные мемуары. Легко узнаваемые кумиры эпохи, солидный литературный бэкграунд, обилие уже известных и начинающих актеров… А получилось, если честно, так себе. Не могу хвалить или ругать сценаристов, не читая первоисточника, но линия с той самой 'таинственной страстью' главных героев - роковой блондинки Ралиссы и мужественного прозаика Ваксона - ближе к финалу начинает просто раздражать: слишком мало происходит, слишком много говорится. Да и в принципе в сериале очень многое сработано грубо - например, линия с кашляющим сотрудником КГБ. Элита творческой интеллигенции 'оттепели' представлена в весьма своеобразном свете - в основном эти молодые люди пьют и бездельничают, время от времени начиная говорить своими (точнее, своих прототипов) самыми известными стихами. Возможно, моральный облик творцов 'оттепели' и правда был далек от идеального, но впечатление это производит довольно гнетущее. Тем не менее у сериала хватает достоинств! Если образ Аксенова-Ваксона получился скорее отталкивающим, то Ахмадулина-Ахо в исполнении Чулпан Хаматовой или Рождественский-Эр от Александра Ильина (звезды 'Интернов', да) вызывают интерес и даже симпатию. Есть неудачные образы, вроде никакого Окуджавы и уж вовсе карикатурного Высоцкого (что-то вроде камео Безрукова), но есть и по-настоящему глубокие, заставляющие копаться в источниках: так ли оно было на самом деле. К числу достоинств можно отнести и атмосферу, которая в 'Таинственной страсти' все-таки имеется. За приключениями шестидесятников, их метаниями и эволюцией следить все-таки интересно - а это главное.
Товарища Гинзбурга не читал, читать не буду и осуждаю. К счастью, книги этого великого песателя прошли мимо меня, достаточно было рецензий уважаемых людей. А после просмотра саги, я вряд ли когда-нибудь возьму их в руки, даже, если доплатят. Сначала, о хорошем. Понравилась Чулпан Хаматова в роли Ахмадуллиной. Психическое заболевание поэтессы элегантно показано легкой творческой чудачинкой. Понравился 'Лобанов' в роли Рождественского. Пожалуй, единственный здравомыслящий человек из всего этого зоопарка. Отлично сыгран Бродский. Колоритен Хрущев. Реалистично выглядит космический ученный и его домочадцы. Француженке далековато до Марины Влади, но для сельской местности, откуда выполз 'талантливый' прозаик, самое то. На мой взгляд, хорошо получился образ главного героя - дурака, подонка, бабника, хвастуна, труса и неудачника. Гармонично смотрятся циничные улыбочки, категоричность, 'умные' мысли вслух, бытовая 'проницательность'. Отличная сцена схватки с чином КГБ, жаль только, что капитан не поддал смельчаку в причинное место, перестал бы плодить себе подобных. Неплохо передан дух времени. Получилось несколько рвано, но съемочной группе можно это простить. Среди ужаса отечественного телевидения, сериал смотрится достаточно прилично. Теперь, о не совсем хорошем. Слегка подташнивало от Безрукова, но с этими позывами было легко справиться, так как роль эпизодическая, и после пары-тройки крепких слов в его адрес, он сразу удалялся из кадра. Хотя, нужно отдать ему должное, ремикс Гамлета получился лучше оригинала. Несколько напрягает дрожащая камера, понятно, что создатели хотели сделать 'как-бы живьем', но авторы могли бы позаимствовать штатив у пожилого любителя дочерей крановщиц. Не очень удачно сняты уличные сцены. Теперь, о совсем нехорошем. Понятно, что автор букв в книге, пишет о людях молодых, не совсем умных, не вполне вменяемых, и с гипертрофированно развитым правым полушарием. Для поэтических натур это нормально. Но тогда, ему стоило внести некоторую самокритику, возможно самоиронию, так сказать, для очистки совести. Но, нет! Совесть у труженика перьевой ручки, которой он тычет в свою законную жену, полностью отсутствует. Безграничное самолюбование, описание постельных талантов, наводит на мысли о некоторой несостоятельности главного героя в любовных вопросах. Причем, драматические перипетии, в отношениях между его друзьями, показаны со смаком и насмешками. В связи с этим, непонятно, зачем были показаны постельные сцены. Современного зрителя этим не удивишь, а от пыхтения 'гиганта' любовной акробатики становиться смешно и тоскливо одновременно. Да и страсть получилась, какая-то сомнительная. Как правило, фривольное обращение с вышестоящим начальством, а также симпатичными людьми из Госбезопасности, предполагает возникновение проблем с карьерой и правовыми передрягами. Но, нет! Наш незамысловатый умник всегда выходит победителем в неравных схватках со всякими партократами и прочими Хрущевами! При этом, умиляет способность закидать грязными замасленными тряпками своих коллег по перу, которые постоянно вытаскивают, отмывают и отчищают этот неотесанный 'талант', потопленный в минеральных удобрениях ужасно тоталитарного совка. Очень жаль, что у космического ученного не хватило здоровья спустить этого 'сына Лиды' с лестницы. Представляете, какой бы из него получился врач. Очень хорошо, что он переключился на бумагу, она все стерпит. Что говорить, даже своего непосредственного руководителя, главного редактора 'Юности', пригревшего сироту-бумагомараку, этот позер подставил по-полной. Из-за его мордокривляния могли закрыть журнал. Только после личной просьбы, 'мастер слова' правит свои 'гениальные' шуточки, над уже давно умершим Сталиным. Очень жаль, что тогда был не 37 год. Добрые люди смогли бы быстро позаботиться о его трудоустройстве на лесоповале. И еще одно неприятное вкусовое опущение - зависть. Поэты, которые крутились вокруг этого Принца На Белом коне, были хотя бы талантливы. Неудачник-крючкотвор завидует своим друзьям, их странностям, их непосредственности, 3-х комнатной квартире, которую получил Рожденственский, гордому Неизвестному, который не продал американцу картину. Какая же гниль должна быть в человеке, чтобы так дешево продавать своих друзей. Живешь, как непорядочный человек, так молчи в тряпочку. Но, нет! Надо себя показать, пропиарить, продать домохозяйкам в застиранных халатах. Они, как и бумага, все стерпят, пожалеют, будут говорить 'какой орел', а некоторые, заплатят по 290 рублей за серию.
Борются во мне два чувства – негодование и наслаждение! Вот не могу я понять этот нездоровый интерес к личной жизни знаменитостей! Хлебом ни корми, дай нам покопаться в грязном белье известных поэтов, писателей, политиков, актеров, причем как современности, так и прошлых лет. Вспоминаются многочисленные телесериалы о Есенине, Маргарите Назаровой, Анне Герман, Валентине Серовой и мн. др. Понимаю, что интерес со стороны поклонников любой талантливой личности распространяется на все аспекты творчества и жизни, но зачем мусолить личную жизнь, почти умалчивая о творческой судьбе?.. Такой большой «концентрации» реальных действующих лиц в одной картине я не припоминаю. Здесь и Ахмадулина, и Евтушенко, и Окуджава, и Рождественский, и Вознесенский, и Богуславская, и Бродский, и Пастернак, и Высоцкий, и Влади, и сам Аксенов, наконец! Попытки дать героям другие имена, чтобы зрители не отождествляли персонажей с любимыми поэтами и писателями, выглядят смешно и нелепо! Во-первых, в именах легко угадываются прототипы, а во-вторых, сам Аксенов «из наших дней» в периодических вставках (которые в этой картине совершенно неорганичны и просто ужасны) говорит уже не о героях его произведения, а о реальных деятелях литературы. Сериал «Таинственная страсть» оправдывает свое название полностью: это фильм о страсти, любви, отношениях… Прекрасный фильм о людях! Но вспомним, о каких людях! И становится почти противно. В каком свете представляются нам любимые поэты и писатели? Они изменяют женам направо и налево, избавляются от детей, тунеядствуют, постоянно напиваются, они взбалмошные, эгоистичные, иногда просто двуличные и подлые… Зачем показывать по центральному телевидению унижения, которые терпит от постоянных измен своего знаменитого мужа Вознесенского его не менее знаменитая жена Богуславская, чтобы они стали известны всей стране? Не понимаю, не понимаю… Но это мое негодование относится, конечно, не к кинокартине, а к роману уважаемого мной Василия Аксенова (к его интерпретации, вернее) и к самому факту экранизации. Зачем? Зачем, повторюсь, нарочито «выносить сор из избы» (чужой избы!)? Из песни слов не выкинешь и из биографии не выкинешь фактов, нравятся они нам или нет, но зачем эти факты ставить во главу угла? В картине очень мало сказано о работе, о творчестве героев, звучит не так уж много стихов, а если звучат, то, как правило, «притянуты за уши» к событиям в романе, а соответственно, и к событиям в личной жизни авторов… Любая лирика, безусловно, тесно связана с собственными переживаниями ее создателя. Но я глубоко убеждена, что нужно изучать творчество поэта, обращаясь за пояснениями к его биографии, а не копаться в его прошлом, периодически натыкаясь на стихи… Но вместе с тем – я восхищена многими актерскими работами в фильме! Потрясающая Хулпан Хаматова: невесомая, прозрачная, ослепительная в своей неповторимой индивидуальности! Еще одна прекрасная работа в ее немалом актерском багаже. Тонкий, трогательный и пронзительный Александр Ильин. Запомнились Филипп Янковский, Юлия Хлынина и многие другие! По поводу главного героя очень противоречивые ощущения: часто ловила себя на мысли, что он меня раздражает. Но не могу объяснить, относится это к персонажу с его каким-то «деревянным» цинизмом и грубостью или к зажатому и порой неестественному актеру. Про Аксенова в зрелом возрасте уже говорила: неорганично, натянуто, скучно! Интересный и небанальный сюжет. Разнообразные и интереснейшие характеры. Атмосфера эпохи 60-х – браво! Костюмы, декорации, актеры – всё на месте! Но «рыться в грязном белье» талантливых и великих несмотря ни на что деятелей литературы считаю непозволительным и просто противным!
Не разделяя всеобщего восторга по поводу недавно прошедшего на экранах сериала о поэтах-шестидесятниках «Таинственная страсть», путем нехитрых вычислений, я насчитала 11 часов экранного времени (13 серий по 50 минут). И этого для меня оказывалось слишком много. Что мне в фильме понравилось? Первое: это всего лишь момент - ночное чтение кучкой поэтов запрещенного романа Пастернака «Доктор Живаго». Теперь эта книга добавилась в мой список к прочтению на ближайшее время. Не то что бы я раньше не хотела его прочитать, просто теперь стало еще интереснее. Второе, что мне понравилось: суд над тунеядцем Бродским. « Кто вы?» - «Поэт» - «А кто вас определил как поэта?» - «А кто определил меня как человека?» - «Вы этому где-то учились?» - «Быть человеком?» - «Быть поэтом» - «Этому невозможно научить. Поэтом надо родиться». Итак, на оба этих интересных момента потрачено не более десяти минут экранного времени. Как-то маловато… А теперь попробуем узнать, сколько полезной информации можно почерпнуть из фильма. Первое что я узнала о поэтах, это то, что они постоянно бухают, второе – то, что их постоянно притесняет власть. Об обоих пунктах можно было и так догадаться и не тратить время на просмотр целого сериала. Само собой напрашивается сравнение этого фильма с «Есениным», в котором главный герой тоже постоянно пьет. Но «Есенин» не вызвал во мне такого негатива по той причине, что была попытка показать характер, причины и результат. Есенин – это слишком широкая душа, рвущаяся из штанов наружу, но снаружи кулак, который прижимает к земле, и собственное отражение, которое только и ждет случая эту душу задушить. Вот в таких условиях остается только пить, протекая наружу гениальным стихами. А где хотя-бы попытка раскрыть образы и характеры персонажей в сериале «Таинственная страсть»? Можно сыграть в игру «Найди десять отличий». Чем отличается поэт Ян Тушинский (Евгений Евтушенко) от своей жены поэта Нэллы Ахо (Бэллы Ахмадулиной)? Тем, что он мужчина и не хочет детей. Чем отличается от Тушинского Роберт Эр (Роберт Рождественский)? Тем, что кроме жены у него есть и ребенок и его не плющит власть. Чем отличается от Роберта Эр поэт Антон Андреотис (Андрей Вознесенский)? Тем, что у него нет ни жены, ни детей. Чем отличается от этих поэтов Влад Вертикалов (Владимир Высоцкий)? Тем, что у него есть гитара. Чем отличается от Вертикалова Кукуш Октава (Булат Окуджава)? Тем, что у него есть усы. Чем отличается от них Генри Известнов (Эрнст Неизвестный)? Тем, что он вообще не поэт, а художник. Ну нормально?! Книгу Аксенова я не трогаю, я ее не читала (может там и бездонные глубины смысла, мне не известно), но по поводу сериала у меня только один вопрос: «К чему все это было?» Показать эпоху, атмосферу? По-моему вполне можно было уложиться в полнометражный фильм, а не растягивать пьянство более чем на десять часов – там выпили-закусили, в другое место перешли, опять выпили-закусили, в перерывах почпокались. А когда они стихи гениальные писали? Макали перо в горячительные напитки? Нет, у меня претензии не к поэтам, а к тем, кто их обезличил. Писатель (или режиссер) понимал, что этого мало, поэтому, чтобы связать клубок в одно целое, нам еще добавили невразумительную историю любви Ваксы (Аксенов) в духе «они любили друг друга, но им не суждено быть вместе, и они обречены смотреть, как их вторая половина страдает в объятиях нелюбимого супруга/супруги». К середины фильма от однообразия и тупости героев начинает тошнить, а к концу мечтаешь, чтобы хоть кто-то постучал по их пустым головам. Но нет, мы обречены смотреть этот бред. Он: «господи, за что ты постоянно показываешь мне её?», она: «я собой пожертвую, чтобы любимые были счастливы, и похрен, что от этого всем только хуже». Вывод очевиден: сериал мне не понравился, восторгов не разделяю, но все-таки, благодаря эпизодам про Пастернака и Бродского, не считаю, что время потрачено зря. Советовать к просмотру не стану, если только совсем не чем заняться. 3 из 10
Не знаю, почему я решил написать именно про этот сериал. Возможно, потому что время совпало, или же творческие вопросы для меня всегда были и будут очень чувствительны. Короче, поехали. Насколько сильно заворожил меня сериал в начале, настолько сильно раздражал и натужно смотрелся в конце. Нерв, шарм и вся прелесть упали точно кирпич в болото. Вся эта адюльтерная спираль осточертела. Абсурдно показанное сшитое дело. Заевшая пластинка ненависти к социализму. Свора тунеядцев уже скорее раздражала, нежели вызывала симпатию. А ведь как атмосферно было вначале! Как дышала Москва, как хотелось взять перо и писать всю ночь творения, стихо- или прозо-. Не суть – в любом случае желание было отбито. Послевкусие кислое, горькое, «скушное», серое. Были, конечно, и светлые лучи сюжета: шахматист, гэбист (до поры до времени – с кашлем они уже перегнули палку очевидности амбы) и даже хряк Никита Сергеич? По крайней мере они не давали скучать и не разводили мелодрамные сопли по экрану. И вот ещё нюанс: эти собаки весь фильм закидывали за бородку. Весь фильм! Когда, интересно узнать, они творить-то успевали. Когда пили, тогда и творили, говорите вы? Ну, тогда попробуйте сочинить чего-нибудь за бутылочкой пшеничной… Ладно, это так о наболевшем. Пробежимся теперь по персоналиям: Ваксон – действительно, как кто-то уже заметил напоминает Плетнёва. Претензий нет. Интересный товарищ, относительно прочих не так уж и плох. Тушинский – противный товарищ. Не приятен. Хотя его стихи, пожалуй одни из самых приятных и доступных обывателю. Андреотис – ещё противнее. Этакий ботан, кабелиного склада. Роберт – единственный мужик в этом фильме, вызвавший уважение и искреннюю симпатию. Но со слов того же Андреотиса – бездарность. Нэлла – Чулпан играет превосходно! Но сам персонаж – конечно, клиника. Раздражает. Что-то между Литвиновой и бог пойми чем. Кукуш – маски-шоу. Больше комментировать нечего. Вертикалов – люблю Безрукова. Это был не Высоцкий. Пусть и голос похож, и движения Сергей копировал, но вот душа не дёрнулась моя (как это бывает, когда смотришь документальные фильмы про Семёныча). Ни на йоту. Эжен – прелестнейшее создание. Было приятно смотреть. Никаких ассоциаций с Влади. Описывать остальных рука устала, да и нет особенного желания. Уж больно развезло от никукушной, простите, никудышной концовки сериала. И прав был Штирлиц: запоминается последнее. А жаль, фильмы про поэзию нужны. Такие как «Ирония судьбы», и такие как «Есенин», и такие как первая пятерня серий «Таинственной страсти» Так что, господа создатели: убедился снова, что дважды в одно море не войти, пусть и в районе Коктебля. увы... 3 из 10
Чтобы понять какое-то явление, нужно дать ему точное определение. Назовем это 'мемуарной фантастикой'. Подкатегория 'попаданцы'. Только в прошлое попал не главный герой, а зрители. Причем попали конкретно и во всех смыслах. Эрнст Первый плотно подсел на спекуляцию ностальгией. Началось со 'Старых песен', и с тех пор шайка, в простонародье именуемая 'Первый', методично бомбит фраеров поделками про звезд СССР. После сериала об Ободзинском я пытался угадать, кто же станет следующей жертвой патлатого риффеншталя. Яшин? Райкин? Крючков? Магомаев? Не угадал. В ход пошли ковровые бомбардировки. Если рассматривать 'Таинственную страсть' как миф, как сочинение на вольную тему с заданными персонажами - то вполне смотрибельно, атмосферно и даже увлекательно. Если понимать, что снято это по мотивам мотивов Аксенова, то можно даже простить. Но ни в коем случае не воспринимать всерьез. Ну не было такой постоянной компании в жизни, это знают все, кто жил в то время даже далеко от Москвы. Знакомы были, пересекались, гуляли, но не жили одной жизнью, как персонажи сериала 'Друзья'.Это главная неправда фильма, о массе маленьких неправд уже говорят родственники прототипов и Евтушенко, который еще жив. А черту лаконично подвел муж Ахмадуллиной Б. Мессерер: 'Сироп'. Что здесь хорошего, так это актерские работы. Чулпан Хаматова, да простит меня В. Г., всегда играет одинаково. Одинаково гениально. Обожаю. Морозов (Ваксон)-достойно, хотя рисунок роли очень напоминает Цыганкова в 'Оттепели'. Роберт - молодец, Лобанов! Вознесенский - похож. Евтушенко - похож. На Генриха в фильме 'Щит и меч'. Высоцкий - похож больше, чем в гриме. Бродский - пгекгасен. Отдельно про Окуджаву. Да, то что он постоянно с гитарой, как бесплатное музыкальное приложение - несколько карикатурно, но вот что немногословен - это чистая правда. Жванецкий рассказывал, что у Булата слов было немного, но на вес золота. Юлия Пересильд настолько сексуальна, что ее мужа постоянно хочется убить. Да и любовника тоже. Артист, воплотивший гэбэшника, очень обаятелен. Это же он Ободзинского играл? Не спел, жалко, помер в конце фильма. Все это напоминает конфету в красивой обертке от дяди Пети в кинокартине 'Сережа'. У нас, помнящих наизусть 'Синий троллейбус' и 'Ностальгию по настоящему', все это вызвало грустную улыбку, у молодых - возможно, интерес к тем великим поэтам. Если прочтут - и то хорошо.
Сериал «Таинственная страсть» очень спорное кинематографическое произведение. Снятый по мотивам последнего оконченного романа советского прозаика Василия Аксенова, он меняет акценты, образы и даже некоторые темы писателя. Но могло ли быть иначе? Создатели «Таинственной страсти» поставили перед собой непростую задачу: показать на маленьком телевизионном экране легендарных творцов в период «оттепели» – Бэллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Иосифа Бродского, Булата Окуджаву, Владимира Высоцкого, Эрнста Неизвестного, Александра Солженицына и т.д. Многие из прототипов героев еще живы, живы их близкие или родные. И, конечно, не всем из них созданные образы понравились. Получилась особая «двойная иллюзия»: Василий Аксенов, написавший «Таинственную страсть. Роман о шестидесятниках» в 2007 году, по-своему творчески исказил и переработал характеры друзей, коллег и недругов, а создатели сериала сделали это еще раз. При этом, по мнению вдовы А. Вознесенского Зои Богуславской, они показали «таинственную страсть», но вовсе не ту, о которой писал В. Аксенов. Работа над «Таинственной страстью» далась тяжело всем членам съемочной группы. Самым сложным было воссоздать особый дух, которым наполнилась творческая интеллигенция в период «хрущевской оттепели». Это время называют третьим рывком в русской культуре – после «золотого» и «серебряного века». Много консультировал актеров, помогал им режиссер картины Влад Фурман – сын известного советского актера, создателя Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» Рудольфа Давыдовича Фурманова. Каждый актер справился с задачей по-своему: Чулпан Хаматова показала особую возвышенность, сопоставимую только с междометиями, Нэллы Аххо (Бэллы Ахмадулиной), Алексей Морозов сконцентрировался на прямоте, порядочности и ироничности Ваксона (Василия Аксенова), Юлия Пересильд передала очарование и умение влюблять в себя Ралиссы… И, скорее всего, главная заслуга сериала – в попытке напомнить о таланте, самобытности и смелости этих людей. Не даром даже для самых хороших актеров оказалось нелегко сыграть их гениальность, а постановщику и сценаристу было намного проще сделать акцент на интимной жизни героев, чем на их прозе и стихах. А еще сложнее показать время – время, воссозданное в костюмах, в искусственных собраниях и речах, в выборе, который постоянно встает перед персонажами: подписывать или не подписывать, говорить или не говорить, быть честным с самим собой или остаться на родине. Одна из расшифровок названия романа – строки Бэллы Ахмадулиной: «…К предательству таинственная страсть, // Друзья мои, туманит ваши очи». Юлия Пересильд в передаче «На ночь глядя» расшифровала эти слова как желание быть близко к власти, получить что-то от нее и, кстати, отметила, что наше время не так уж и отличается от прежнего. Механизм власти, показанный в сериале, сталкивает героев: постоянно благоволит Роберту Эр (Роберту Рождественскому), вынуждая его стыдиться собственного правительственного успеха, одновременно предлагает Яну Тушинскому (Евгению Евтушенко) поездку в Америку и высылает Ваксона из страны. Но в том-то и парадокс, что выживать и оставаться самими собой героям Василия Аксенова помогает не «таинственная страсть» к мужчине или женщине, а «таинственная страсть» к творчеству. Желание уйти в творческий запой, погрузиться в искусство или, как говорила Нэлла Аххо, отправиться во «внутреннюю миграцию». Именно эта жизнь творчеством позволяет Генри Известнову (Эрнсту Неизвестному) отстоять свое понимание искусства на легендарной выставке в «Манеже», именно она дает Бродскому силы сказать, что он поэт, он пишет стихи, и в этом его работа. В фильме «Таинственная страсть» есть интересный рефрен, внимание к которому увеличивает ценность ленты многократно. Когда интервьюер интересуется у Василия Аксенова личностью Юрия Нагибина, тот ему кратко рассказывает о прозаике и произносит: «Ты все же почитай». И, наверно, самым важным достижением ленты станет то, что мы действительно возьмем и прочитаем или перечитаем произведения, которые написали эти удивительные, талантливые люди.
Вторая незапланированная рецензия и первая на отечественный кинематографический продукт! Данный сериал снят по мотивам (это, к сожалению, здесь ключевое слово) одноименного, последнего законченного, романа советского и российского прозаика Василия Аксёнова и рассказывает о судьбах представителей советской интеллигенции - так называемых поэтов-шестидесятников - а также их друзей, жен, мужей, любовников, любовниц, наставников и недоброжелателей. Роман вышел уже после смерти автора и был несколько неожиданным, впрочем как и все, что написал Аксёнов. Роман сначала печатался частями в журнале 'Караван историй. Коллекция', видимо, отдавая дань памяти первым работам автора, печатавшихся в журнале 'Юность', и, якобы, с купюрами. Позже роман был издан отдельной книгой издательством 'Семь дней' уже без изъятий и именно в таком виде я его и прочитал. Книга читается довольно легко и быстро, а потому - советую ее к прочтению на досуге. А теперь об экранизации. Первый Канал уже в который раз хватается за попытку показать 'сериальные шестидесятые' и это уже становиться похоже на своеобразную КиноВселенную. Зачем нам MARVEL и DC, если у нас есть 'Шестидесятые' со своими собстве... советскими супергероями и неоченьсуперзлодеями?! Эта попытка оказалась одна из самых странных и спорных. Говорить о сюжете особо не буду, ибо спойлеры - враги любой КиноВселенной. Скажу лишь, что действие происходит на протяжении 10 лет - с 1958 по 1968 годы. И включает в себя все значимые события этого десятилетия - травля Пастернака, выставка в Манеже, расстрел в Новочеркасске, отставка Хрущёва и приход к власти Брежнева, ввод войск в Чехославакию... Начнем с того, что рекламная кампания сериала (а все тот же Первый Канал умеет раскручивать свои проекты, которые последнее время очень часто проваливаются) началась примерно за год до трансляции сериала в прайм-тайме телеканала. Через год сериал все же дошел до зрителя и это было немного трешово. Знаете, это, пожалуй худшая попытка показать шестидесятые в версии Первого Канала. Пресловутый сериал 'Оттепель' и то лучше смотрится на фоне этого. По началу 'Таинственная страсть' интересна и вызывает симпатию, но с серии 5-6 уже становиться не так интересна, а под конец так и ждешь когда же наконец закончится эта ерунда. И так как роман описывает события вплоть до 1994 года, то что-то мне подсказывает, что будет еще как минимум одно продолжение, а Константин Львович, ведь так? Про сам сериал все - теперь про актерские работы. С самых первых рекламных роликов отметил для себя актерскую работу великолепной Чулпан Хаматовой в роли поэта Нэллы Аххо (Бэллы Ахмадулиной). Это настолько точное, даже точечное, попадание в образ, что сложно найти изъяны и минусы в этом образе! Если бы сериал был про Аххо и только, то оценка была бы 10 из 10. Дальше - по нарастанию трешовости. Очень странно было увидеть 'интерна Лобанова' Александра Ильина-мл. в роли поэта Роберта Эра (Роберта Рождественского). В первых сериях он вообще невзрачный и ничего из себя не представляет, но к последним становиться довольно весомым персонажем повествования, что и дает намек на продолжение, ибо в романе вторая часть повествования посвящена практически полностью именно Эру. Очень подпортила в моих глазах свою репутацию Юлия Пересильд сыгравшая Раллису Кочевую (Майю Кармен). Актрисе, которая одна из немногих еще может играть советских женщин, стоит быть более разборчивой в выборе ролей. После триумфальной 'Битвы за Севостополь' и роли снайпера Людмилы Павлюченко в нем сыграть такое и такую. Нет слов. Провал! Минус. Алексей Морозов в роли Ваксона (самого автора романа - молодого Василия Аксёнова) вообще никакой. Подразумевается, что Ваксон главный герой сериала, но это никак не показано и наблюдать за, с позволения сказать, игрой актера крайне скучно. А вот актриса Юлия Хлынина, играющая Мирру, жену Ваксона (Кирру Аксёнову, жену Василия Аксёнова), вызывает зрительский интерес. Из 17-летней девочки за 13 серий сериала она превращается в довольно интересную женщину. Этакая Наташа Ростова на новый лад. Однако, на этом странности связанные с Ваксоном в фильме не заканчиваются. Сериал начинается с того, что актер Леонид Кулагин, играющий уже самого Василия Аксёнова проводит автограф-сессию на презентации своей книги 'Таинственная страсть'. Казалось бы, что может быть еще абсурднее?! Такого не могло быть просто даже с исторической точки зрения. Аксёнов умер за долго до даже журнальной публикации этого романа. Ну да ладно. Видимо, это параллельная КиноВселенная Шестидесятых Первого Канала... А теперь небольшая викторина, господа зрители. Как Вы думаете, кто из современных актеров мог бы сыграть Владимира Высоцкого в фильме про шестидесятые? Варианты ответов: A. Владимир Вдовиченков. Похож, но вряд ли когда согласиться играть его. B. Никита Высоцкий, сын Владимира Высоцкого. Мог бы, но это было бы немного странно. Хотя Михаил Ефремов же играл своего отца в фильме 'Фурцева' - еще в одной детальке пазла КиноВселенной Шестидесятых. С. Никита Джигурда. Это было бы еще более трешово, чем получилось. Правильный ответ D. Сергей Безруков. Вот ваш Владимир Высоцкий во всех фильмах и сериалах про шестидесятые и семедисятые до скончания веков. Хоть и зовут его тут Владом Вертикаловым - это все равно Высоцкий, как не крути... Примите его и покайтесь. Плодитесь и размножайтесь. Актеры Филипп Янковский и Евгений Павлов играющие Яна Тушинского и Антона Андреотиса соответственно (Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского соответсвенно) приятно удивили и попали в образ. Хотя многие их действия на экране смотрелись очень странно. Приятно удивили актерские работы Артура Бесчастного и Никиты Салопина, сыгравших Якова Процкого и Александра Большова соответственно (Иосифа Бродского и Александра Солженицына соответсвенно), но их так ничтожно мало в сериале, что даже обидно. Но самый мощный треш, который вас ждет при просмотре сериала, это исполненная Алексеем Агопьяном роль Кукуша Октавы (Булата Окуджавы). Бард, песни которого стали лейтмотивом шестидесятых, показан так, будто он и не был среди шестидесятников. Появится раз-другой (и это в лучшем случае) за серию, скажет фразу-другую и пропадет до следующего появления. Что это вообще такое было, а Влад Фурман (режиссер фильма, если кто не в курсе)? Полный слив персонажа! Минус! В итоге хочется сказать, что это фильм на один раз и пересматривать его по второму кругу у меня нет никакого желания. Впервые(!) не рекомендую к просмотру, а рекомендую лучше почитать первоисточник - роман Аксёнова. 6 из 10
Свои две копейки про 'Таинственную страсть', которая с романом и тонально и в частностях очень отличается. Понятна актуальность экранизации - сложные отношения творческой богемы с закручивающим гайками режимом вызывают очевидный параллелизм. К слову, сценарист Елена Райская себя зарекомендовала совершенно последовательной антисоветчицей в 'Однажды в Ростове' и тональность вполне продолжена. И также есть симпатичный гебист, симпатизирующий диссидентам. От 'Оттепели' достаточно далеко. Сериал вышел с предсказуемыми поворотами, авантюрным приукрашиванием и по категории 'ничего', в смысле как ничего плохого, так и ничего особо выдающегося. Хороший кастинг, на Чулпан и Пересильд традиционно смотреть приятно. Приятен и центральный актер Морозов в первую очередь нерастиражированностью на экране. Его абсолютный типажный двойник - Кирилл Плетнев, который сыграл опять же в 'Однажды в Ростове'. Очень похожи внешне и манерой работы. Еще сериал релаксационный: смотришь все более-менее знакомое, приятные люди хорошо одеты и перемещаются без эксцентрики. Ныне кающийся навроде Глеба Павловского Леонид Пафренов как создал эстетические ретро каноны 'Старых песен о главном', так теперь и пожинает. Не так давно был сериал 'Фарца' в той же стилистике. При аффектировании 1 каналом премьеры этого фильма на событие года не тянет. Как по мне, этот сериал - хорошее воплощение( только дорогое) среднего уровня, который уместен в тиражировании на канале 'Россия' взамен нищенских нескончаемых там сериалов с участием Глафиры Тархановой или кого еще.
Об этом сериале я слышал задолго до премьеры. Что там про поэтов, слетевшихся, словно грачи на картине Алексея Саврасова, на веточки стихотворений в т.н. хрущёвскую Оттепель после т.н. «сталинской зимы»... Что там все имена-фамилии изменены, да забавно так: Влад Вертикалов вместо Владимира Высоцкого, например, да ещё и играет обратно Сергей Безруков, ну, разве это не хохма... И много чего ещё... Потом на какое-то время забыл про этот сериал. Но вот и показ на Первом, и все вокруг щебечут про суровые будни великих антисоветских творческих работников, восхищаются игрой Чулпан Хаматовой и первоисточником – книгой Василия Аксёнова. Есть и у меня что сказать по этому поводу. Как и всегда с сериалами, откровенно признаюсь, что в жизни ни один сериал с начала до конца не смотрел и не планирую такое делать, ибо много и упорно работаю, не готов тратить столько времени на просмотр. Единственный сериал, что смотрел полностью, – это чешский сказочный кинороман «Арабелла и Румбурак», но это не в счёт. Также и этот сериал по роману Аксёнова я смотрел краем глаза. Но буду откровенен и скажу так: разве само понятие сериала не предназначено для просмотра именно эпизодическими «набегами»?! По-моему, ещё у Рэя Бредберри в его зловещей антиутопии про пожарных, что занимались как раз поджогами, а не тушением, всё сериальное мыло получило меткое словечко, дескать, люди привыкли воспринимать героев сериала как своих родственничков. А разве родственников обязательно видеть 24 ч в сутки и 7 дней в неделю, чтобы понять, что у них на уме?! Вот так и с сериалами. Сама их суть в том, что их можно смотреть с любого места и с какими угодно перерывами, и всё равно любой не страдающий дебильностью человек начиная с 15-летнего возраста всё поймёт. Итак, не обвиняйте меня, что сужу о сериале, сам же признаваясь в беглом просмотре. А вот в том, что пишу трюизмы, т.е. набившие оскомину истины, меня обвинить вполне можно. Но я привык воспринимать свой аккаунт на Кинопоиске как суррогат блога, т.е. дневника, что горишь желанием показать другим. Самого блога у меня нет и, думаю, не будет. Итак, если вы, читатель, чувствуете, что всё, что я пишу, прекрасно вам известно и вам неприятно читать это в тысячный раз (к тому же я не сдерживаю иронии, да и темы не самые приятные), я вас понимаю. Но представьте, что я облекаю в форму отзыва на сериал то, что я постиг, а кому-то, кто ещё не разобрался для себя в этой теме, может, будет полезно. Кроме того, как и большинство прочих моих отзывов, этот страдает ячеством. Как бы сделал Я... вот Я... и т.п. Но на то и дано нам на выбор: отзыв, рецензия или эссе, в порядке усложнения, и вот в отзыве ячество допускается, а более сложные жанры мне практически не даются. Я невольно сравнивал себя с героями этого сериала. Ведь я сам немного интеллигент, немного писатель (или поэт). Ничего серьёзного: по профессии я переводчик, а что я написал и какие стихи сочинил, это хэнд-мэйд для души, и не более. Но зато духовно я с этими людьми, нравится мне это или нет, но я буквально узнаю некоторые мои слова, мысли, в т. ч. и те, которые я сам в себе много раз пытался заглушить, как противоречащие моим убеждениям (а убеждения мои скорее советские, чем антисоветские). В который раз я себя спрашиваю: ну, почему кому-то можно, а кому-то нельзя, неужели просто потому, что кто-то – Юпитер, а кто-то – бык?! Но нет, отвечаю я себе же; это потому, что кто-то умнее, а кто-то глупее. Писатели, поэты, скульпторы, художники (учёные также, но их в сериале практически нет) – слишком большие личности в духовном плане; к ним прислушиваются, а кто-то даже заглядывает к ним в рот, объединяется вокруг этих фигур. Вот почему властям предержащим приходится с ними считаться; вот почему Евтушенко и Ахмадулина, например, имели возможность мотаться по миру, в то время как десятки миллионов советских людей жили от зарплаты до зарплаты (а она не была высокой, благо, хлеб стоил копейки, и можно было прожить и на 120, и даже на 70 руб.) и ездили максимум на Чёрное море. Вот почему таких людей слушали как генсеки СССР, так и общественно-политические деятели на Западе. Вот почему и сами они в душе порой считают себя выше окружающих. Да, есть такое понятие: «сперва добейся!» Они вот добились. Также я спрашиваю себя: это что ж, они вечно плетут любовные интриги (в т. ч. сходятся-расходятся в нескольких официальных браках и ещё по нескольку незарегистрированных), кутят и попадают в разные неприятные истории «под мухой» – только потому, что богемный образ жизни накладывает отпечаток? И отвечаю себе: не тешь себя иллюзиями, ты просто в кругах трудового народа практически не вращался, судишь лишь о тех, кто ближе к тебе самому, а на самом деле в любых кругах примерно всё то же самое. Но интеллигенция (по крайней мере такая творческая элита) что-то оставляет после себя – что-то способное влиять на общественное мнение, а в конечном итоге – на исторические повороты страны, и не просто страны, а занимающей шестую часть всей суши; токарь же станочник оставляет после себя только множество однотипных изделий, изготовленных за жизнь... Итак, отношение моё к сериалу «Таинственная страсть» скорее ироническое потому, что я немного злюсь, узнавая себя в героях произведения, а точнее – те мои мысли, которых я стыжусь, потому что они противоречат советской идеологии, что во мне сидит, примерно как вера живёт в сердце религиозного человека. К примеру, актёр, играющий постаревшего Аксёнова, сухо и сварливо поучает молодого собеседника, мол, рот затыкают только тем, кто говорит правду, так что правда таки на нашей стороне, на стороне антисоветчиков... И я сразу думаю: ну, а что если затыкают рот тем, кто говорит не правду, а нечто вызывающее бурление масс?! Сегодня это, например, уже не антисоветчина, а радикальный сепаратизм, готовый ради своих идеалов людей взрывать или мучить в подвале. Но внутренний голос мой всё равно шепчет: Аксёнов прав, а ты лишь пытаешься оправдать бесчеловечных коммунистов, от которых гневно отрёкся весь цивилизованный мир! Вот так я и живу, с таким внутренним конфликтом, и сериал невольно напомнил мне об этом. И всё же я бы не стал коверкать имена тех, кого ты подразумеваешь. Это если б поиздеваться хотел, тогда бы именно так.