Если человек не смотрел ни одного фильма Ксавье Долана (как я), а лишь слышал это имя и возможно название «Я убил свою маму», решит, что это очень странная вещь. Она действительно странная до нелепости. В фильме сочетается не сочетаемое. Тебя раздражает каждый из героев, но раздражает по-своему, тебе надоедает смотреть на лица персонажей, тебя буквально бесит, что никто не переходит к самому главному и все это под прекрасную операторскую работу, пару классный флэшбэков и шикарную музыку, которая, скорее всего, перекочует в Ваш плейлист, хотя бы пара композиций. С первых же кадров вы чувствуете, что наблюдаете не за фильмом, а за спектаклем. Готова поспорить, что у многих возникнет желание выключить это произведение минуте так на 10-15, если не раньше. У меня оно было, но желание узнать, чем же всё обернётся, было сильнее. И я не пожалела. Я увидела людей, которые так много говорят, так страстно и экспрессивно выражают своё негодование и море других диких, смешанных чувств, но не слышащих друг друга. Они ведь совсем ничего не знают друг о друге. Есть впечатление, словно ты наблюдаешь за психическими больными людьми, которых заставляли молчать слишком долго, а стоило появиться Луи, как трубу прорвало. Вылился огромный поток претензий и обид. Но что приковывает к этому фильму, это молчание Луи. Ты теряешься в догадках, почему же ему просто не выпалить правду? У большинства людей сдали бы нервы в этой семейке. В конце ты понимаешь, что и говорить то незачем. Это не изменит ровным счётом ничего. Всё, что можно было бы получить – новую истерику. Единственная белая ворона в этой неуравновешенной семье – это Катрин. Несмотря на то, какое сильное раздражение я испытывала при просмотре, невольно ловишь себя на мысли, что мы то редко даём выход своим эмоциям, поскольку боимся разрушить отношения с близкими. Будто мы всегда должны быть спокойны, вести себя рационально и не нарушать правил приличия. Хотя это и звучит дико, мне бы хотелось в один момент выплеснуть негативные эмоции и не бояться, что меня сочтут чокнутой.
Каждый зритель по-своему переживает фильм, у каждого свои представления о мире, борьбе, добре, любви и т.д. Кто-то узнаёт себя в персонажах, кому-то кажется их поведение абсолютно нелогичным и абсурдным. В этом фильме главный герой сначала представляется мне слабым и беспомощным котёнком. В какой-то момент он даже начинает бесить от того, что проглатывает всё, что изливается из ртов членов его семьи, с милой улыбкой и грустновато-поникшим взглядом. Но в какой-то момент субъективное оценивание происходящего прекращается, ты больше не думаешь: 'парень, ну что ж ты такой бесхарактерный?'. Своим таинственным молчанием он привлекает внимание (мужская загадочность - слабость многих женщин), потом тебе намекают, что у него смертельная болезнь и всё - персонаж оживает на глазах. Простой и чертовски действенный приём - 'такое может случиться с каждым'. Его молчание, взгляд и улыбка обретают не бесхарактерность, а скорее блаженную снисходительность, потому что он как никто из присутствующих понимает значение и ценность времени. Он постоянно смотрит на часы, ведь у него вечером важная встреча, видимо, вопрос жизни и смерти. В комнате с детскими вещами Луи переживает 'момент невозврата', который он ощущает дотрагиваясь до матраса: всё прекрасное, что случилось с ним за 34 года больше никогда не вернётся и никогда не повторится. Как, собственно, и он - тоже никогда не вернётся и больше никогда не повторится. Его молчание - знак согласия. Не с тем, что он плохой, бросил семью, не приезжал 12 лет, нет. Это согласие с тем, что совсем скоро произойдёт. И это смирение и понимание делают его безгранично сильным, позволяя относится ко всему на свете как 'это всего лишь'. 8 из 10
Посмотрел фильм Иисуса европейского кино, Мухаммеда Каннского фестиваля, Будды гейского кино Ксавье Долана «Это всего лишь конец света». Это первый его фильм мной просмотренный (вероятно последний). Во-первых, к Долану отношусь предвзято – столько хайпа и внимания молодому режиссеру, что пока появился интерес к его работам, желания смотреть уже не было. Во-вторых, я писал уже в одной из рецензий, что адаптация пьесы - это непростое дело. Мне кажется, нужно пьесу адаптировать так, чтоб не было понятно, что это была пьеса. Просто переписать пьесу на киноязык этого мало. И поэтому в фильме как волдыри появляются моменты «театральщины». Верить или сопереживать, естественно, уже не выходит. В-третьих, повествование. Не сюжет, а именно, повествование. Сюжет клевый – отличная завязка, которая не требует даже длинной экспозиции. Интерес к истории не пропадает, так как информация поступает к зрителю очень порционно и в острый момент. Но в какой-то момент я стал чувствовать, что это уже жадность со стороны авторов – информации очень мало во втором акте. Так хотелось узнать, почему так ведут себя персонажи и ждал, когда мне хотя бы намекнуть на прошлое, в котором начались эти странные отношения в семье. Но нет. И к третьему акту я должен был просто смириться с мыслью «Они так ведут себя просто потому что так ведут себя» и разочарованно дотерпеть третий акт. Это, как если бы фокусник филигранно заставлял исчезать предметы какие-то на сцене, зрителям нравится, все ликуют от увиденного и от предвкушения того, как фокусник откроет какой-то шкаф и оттуда появится все исчезнувшее, но вместо этого он кланяется и уходит со сцены. Справедливости ради стоит сказать, что были сильные моменты и насыщенные паузы полные действия. Такие паузы я редко встречаю в современном кино. Также хочу отметить неожиданно хорошую актерскую работу Котийяр. 6 из 10
«Это всего лишь конец света». В самих этих словах заключено столько горькой иронии и одновременно смирения, которые станут частью несколько обреченного мироощущения главного героя. Один из самых проникновенных фильмов, снятых за последнее время. Ксавье Долану как никому другому удается очень тонко передавать если не внутренний мир, то уж как минимум эмоциональное состояние персонажей. В частности, в данном фильме. Закрытый в своем внутреннем мире, чувствующий себя чужим в собственной семье, а поэтому и сознательно отгородившийся от нее Луи, замечательно воплощенный талантливым, как и все остальные актеры, снявшиеся в этом фильме, Гаспаром Ульелем, вынужден встретиться со своей семьей, чтобы сделать заявление, требующее неимоверной храбрости. Интрига этого фильма и заключается в том, хватит ему ее или нет. Казалось бы, в фильме практически нет сюжета, только поочередное столкновение главного героя с членами своей семьи, каждый из которых возлагает на младшего сына определенные (зачастую непосильно большие) надежды, каждый от него чего-то ждет. Каждому герою есть, что сказать, но каждый из них словно непроницаем для чужих слов, их боль, их обиды, их мысли и слова отталкиваются от персонажа к персонажу, витают в воздухе, так и не попав внутрь, в душу. Как же передать это душевное напряжение, в кульминационной сцене достигающее пробирающей до слез, невероятной силы, как передать эту накаленную атмосферу? Ксавье Долан находит интересный выход из положения – он использует большое количество крупных планов. Хотя этот ход получил неодобрение у некоторой части публики, на мой взгляд, он лучше какого-либо другого приема позволяет проникнуть в душу героя через глаза играющего его актера, через его мимику, он делает фильм несколько театральным (оно и немудрено – фильм поставлен по одноименной пьесе), отчего он, по моему мнению, только выигрывает. Потрясающий актерский состав задействован в этом фильме: Гаспар Ульель, Венсан Кассель, Натали Бай, Леа Сейду, Марион Котийяр. Актеров не так много, но какая динамика присутствует в фильме. Каждый с такой филигранной точностью передает характер своего героя и его переживания. Обилие крупных планов – это большой вызов актерам, ведь когда твое лицо растянуто на такую большую площадь экрана, что видна каждая морщинка, малейшее движение брови, не остается права на ошибку, не остается права недоиграть, переиграть, надо быть максимально честным со зрителем, максимально правдоподобным. Стоит ли упоминать, что актеры блестяще справились с этой задачей. Ксавье Долан очень умело использует цвет и музыку в своем фильме. Первая песня, наверно, настоящая находка для этой картины – она уже обрисовывает и восприятия героем своего родного дома – “Home is not a harbor, Home is where it hurts”, и на самом деле, предвещает то, что будет происходить в этом доме. Невероятно удачно подобранная песня. Дальше музыка в основном будет передавать ностальгию главного героя, окунать его в воспоминания о прошлом, когда уже практически не осталось будущего. Заключительная песня необычайно символично завершает эту историю. Наверно, это один из лучших фильмов, которые мне удалось увидеть. Он сочетает в себе и глубокую проблематику, и тонкое ее овеществление и воспроизведение, и великолепную игру актеров, и замечательную режиссерскую и операторскую работу. Впечатляюще глубокий и пронзительный до слез фильм. 10 из 10
Не возвращайтесь в семью. Любите её издалека. Потому что нет никакой семьи - есть отдельные люди, живущие каждый в собственном мире, - и потому одинокие. Да, они сосуществуют - и не более того. О сюжете. Его лучше знать заранее, потому что надо проявить большую проницательность, чтобы выявить его во-время. Итак, писатель, тридцати четырёх лет, 12 лет живущий вне семьи, возможно, по причине нетрадиционной ориентации (это сейчас модно и почему-то актуально), узнаёт, что болен. И жизни осталось не так много. Он решается навестить семью, чтобы как-то облегчить это своё тяжелое знание. Но завести с родными разговор о себе всё как-то не получается: у каждого свой, замкнутый мир, своя жизнь, свои проблемы. Остаётся только уезжать - и как можно скорее. Теперь о картине. Хороши и динамичны крупные планы. Работа оператора весьма достойна. Отличный актерский состав. Собственно, я хотел посмотреть Натали Бай: люблю эту актрису. И получил удовольствие от игры всех актёров. Ну, и режиссёр: тоже вполне уже мастер. Я не хочу рекомендовать к просмотру этот фильм. Но если у вас есть какая-то причина его посмотреть (любимый актер, приз, французский фильм, канадский фильм, нравится режиссёр) - вы не разочаруетесь.
Ксавье Долан не был бы Ксавье Доланом, если бы излишне не эстетствовал. Даже взявшись за серьёзную драматургию, он не смог преодолеть соблазна предложить роль главного героя актёру, являющегося лицом Дома Шанель. То-то я ловил себя на мысли при просмотре фильма: что в предлагаемых обстоятельствах, которые задаёт автор пьесы. по мотивам которой снят фильм, напрашивается актёр не с такой броской модельной внешностью, а более простым лицом, я бы сказал, среднестатистическим, а лучше вовсе несимпатичным. С какой целью? Может быть для того, чтобы трагизм ситуации не растворился в излишней красивости, или точнее, по закону компенсации невзрачный актёр мог бы с большей силой убедительности сыграть на контрасте минимума имеющихся внешних выразительных средств и максимума внутренних переживаний. Ну не суть. Кастор Ульель, по большому счёту неплохо справился со своей задачей, он играет в тональности нежной сосредоточенности, лиричности, снисхождения к проявлению любой степени эмоционального напряжения своих визави, - другими словами, производит впечатление человека, который умеет слушать и при этом слышать. Да, пусть это избито, но актёр очень качественно играет лицом, взглядом, сдержанной мимикой, сухостью губ, немигающим взглядом выразительных глаз. Ещё раз повторю, Каспар Ульель великолепно играет роль слушателя. А по сути это и является его сверхзадачей. Ведь он выступает в роли единственного зрителя спектакля, на авансцену которого то вместе, то врозь, а то попеременно выходят действующие лица, его близкие родственники. Парадокс ситуации заключается в том, что бенефициантом должен быть именно он, Луи, по праву человека, которому судьба внезапно предоставила последнее слово. Но слово не будет сказано, потому что гул не затих, ему не дают выйти на подмостки. Шум, истерика, сцены, пресловутый надрыв. Ему продемонстрировано всё, что только сочли нужным за столь короткое время мимолётной встречи, его личность не преминули вплести в контекст полукухонных разборок и прочих откровений. Можно сказать, близкие родственники предоставили Луи возможность поучаствовать в 'семейной жизни', которая долгих 12 лет была от него отчуждена, ведь не считать же участием их взаимные дежурные открытки с парой малозначимых слов. Пьеса сыграна, актёры покинули зрительный зал, оставляя единственного зрителя, погружённого в свою обречённость, почти тотально одинокого и никем не услышанного. Его слёзы, что дождь над пустыней не долетает до страждущей земли, его терзания, что ветер, способный согнуть лишь былинку. Впрочем, предопределённость создавшейся ситуации он, Луи, маститый писатель, должен был предусмотреть, он её, по всей видимости, и предвидел. В этом заключается трагизм человека, понимающего, чувствующего этот мир, и который одновременно с познанием вынужден пожинать скорбь. Кукушка из часов внезапно материализовалась во вспорхнувшую птицу, ударилась о стекло отчуждения и рухнула, прервав свой недолгий полёт. 8 из 10
Заурядность, сменяющаяся экспрессией, перетекающей в отчужденность; причем изменение последовательности смысл не меняет. Трагедия 'настоящего' в масштабе одной семьи. Долгожданный приезд 'блудного сына'. Главный герой якобы личность утонченная, колеблющаяся и растерянная, пропитанная некоей отстраненностью. Матушка сильно переживает из-за сложившихся обстоятельств, иногда умело скрывая это остатками жизнерадостности и искренним желанием 'чтобы все было хорошо'. Сестра-подросток находится в заточении как физическом, так и ментальном, пребывая в постоянном поиске 'свободы' и поддержки извне, заглушая мнимую безысходность ганджей. Жена брата - персона робкая и внимательная, трепетно пытающаяся понять каждого, испытывает частые упреки со стороны мужа, накопившего недовольство и претензии, которые он прикрыл саркастическим видом брутальности с тщетными попытками показать всем свою самодостаточность на фоне постоянных колкостей в адрес семьи, пытающейся в который раз вспомнить хорошие времена, пусть и всем давно известные... Колоритные персонажи очень недурно раскрыты актерами. Эмоционально, живо. Тут все дело в мимике, в крупных планах, в собственной интерпретации молчания героев. Соглашусь со многими насчет неспешной вовлеченности. Хотя занудность начала фильма - не что иное, как 'затишье перед краткой бурей'. Неоднозначное кино - однозначно под настроение. Арт-хаус чистой воды. Саунд подобран Габриэлем Яредом с толком, ввиду огромного опыта. Послевкусие остается благородное при условии, что тональность вашего настроения совпала с тональностью картины. Этому сопутствует минорное настроение. Очень понравился момент погружения в воспоминания на 20-х минутах во время тет-а-тет главного героя с сестрой. Прочувствовал эту волну нахлынувших эмоций 'дней минувших'. Коротко и пронзительно. Конечно, у каждого это вызовет сугубо индивидуальный отклик. Если вызовет вообще...
В поисках французского шарма и сильных эмоция я посмотрела «Это всего лишь конец света» канадского юного режиссера Ксавье Долана, знакомого мне только по клипу Адель “Hello”. Обстоятельством, смотивировавшим меня на просмотр этой картины, стала, разумеется, золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля. Сюжет тоже показался любопытным: Луи, 32-летний писатель, решается сообщить своим немногочисленным родственникам, которых он, к слову не видел 10 лет, о своей неизлечимой болезни. Но ввиду разных причин семейная встреча идет совсем не по тому сценарию, на который рассчитывал главный герой. Актерский состав только добавил уверенности в том, что продукт должен получиться качественным. Марион Котийяр – актриса, славящаяся своим талантом заполнять собой съемочное пространство, даже если у нее от силы 5-10 минут экранного времени (как, допустим, в «Начале» Кристофера Нолана). Её последние работы, даже несмотря на не всегда хороший сценарий («Кредо Убийцы») или режиссуру («Союзники»), мне понравились. Венсана Касселя я в последнее время несколько упустила из виду, но люблю его за то, насколько разным он предстает перед зрителем в каждом новом фильме. Лею Сейду увидела впервые, запомнилась больше своим выразительным лицом и тембром голоса, нежели актерским дарованием. Ну а реклама аромата Bleu de Chanel и unexpected Гаспар Ульель лидируют в моем личном рейтинге лучших рекламных фильмов. В общем и целом, не посмотреть этот фильм было бы неправильно. Однако, несмотря на все перечисленные бонусы, «Это всего лишь конец света» моих ожиданий – да, откровенно завышенных – не оправдал. Прежде всего, мое негодование вызвали абсолютно карикатурные персонажи – деспот, забитая жена, бунтующий подросток, непонятый гей. Героям явно недоставало законченности. Все, что зритель узнавал о них в течение фильма, укладывается в паре односложных характеристик, перечисленных мною ранее. В диалогах персонажи не раскрылись, а напротив, только загнали себя в рамки черновых образов, как будто наспех выстроенных режиссером. Самым безликим при этом остлся главный герой – вполне вероятно, Ульелю просто не хватило актерского опыта – о нем мы узнаем только три вещи: он гений, он гей и он болен. Разобраться в его отношениях с матерью, со старшим братом и младшей сестрой просто невозможно, режиссер не дает зрителю даже полунамека на чувства Луи. Может, я необъективна, но наиболее целостной мне показалась героиня Марион Котийар. Да, ее персонаж тоже не отличался особой глубиной, но при этом он был понятен. Все ее переживания и эмоции, движения и реплики были логичны и адекватны ситуациям. Антуан в исполнении Касселя получился совершенно поверхностным, как будто актер сам так до конца и не понял, каким должен быть его персонаж. Да и в целом, все происходящее в фильме выглядит постановочным и ненастоящим. С первых минут и вплоть до финальных титров меня не покидала мысль, что реальные люди (вне зависимости от национальности и социального статуса) не могут так себя вести. Визуальный ряд в целом неплох, ракурсы небанальны, все выглядит очень стильно: нарочито «прованский» дом с часами с кукушкой и обоями в рубчик, французский пригород и его типичные обитатели, в том числе и семья Луи. И сам Луи, который на первый взгляд вроде как не сильно выделяется на фоне других людей, но каждая деталь его образа (эспадрильи на голую ногу, укороченные брюки, бейсболка с квадратным козырьком) выдает в нем чужака, буквально кричит о его несоответствии данному месту. Еще одним достоинством фильма является саундтрек – каждая композиция идеально подходила действию, разворачивавшемуся в фильме, и задавала общий тон. С музыкальным вкусом у Долана проблем нет. Минусом фильма, пожалуй, я могу назвать то, что режиссер слишком злоупотребляет крупными планами. Долгий фокус на лицах и резкие смены кадров в совокупности с нединамичным сюжетом сильно утомляли. Как итог, «Это всего лишь конец света» оказался для меня мыльным пузырем, раздутым и глянцевым, но незаполненным и сиюминутным.
«С такими друзьями враги не нужны», — уверял нас Лоуренс Питер. «С такой семейкой одиночество — благо», — отвечает ему повзрослевший Ксавье своей картиной «Это всего лишь конец света». Это и в самом деле самая зрелая картина Долана, несколько изменившего режиссерский почерк, но не изменившего себе. Молодой писатель Луи возвращается в родительский дом под душераздирающий женский вокал, рассказывающий нам, что «дом там, где больно». В этом Луи еще раз убедится, едва переступив порог. Близкие люди так увлечены собой и своими проблемами, что до виновника торжества никому нет дела. Ксавье идет на осознанный эксперимент, отказываясь от привычного формата «кино Долана о Долане», за который когда-то так полюбили умного и глубокого юношу. Повзрослев, он садится в режиссерское кресло, чтобы рассказать уже чужую историю. «Думайте сами, решайте сами» — девиз Ксавье, заставляющего зрителя собирать пазлы семейной драмы самостоятельно, без всякой помощи автора. И это определенно увлекательное занятие. 5 актеров (да каких!) неспешно разыгрывают домашнюю трагедию, раскаляя обстановку до предела. Камера неспешно скользит по комнате, крупные планы сменяют друг друга. Родственники выливают на главного героя словесные сели, тот отвечает короткими репликами. И драма то не в том, что Луи скоро умрет. Драма в непонимании друг друга. «Я где-то это слышал», — думаешь ты, наблюдая за распадом чужой семьи. А потом вдруг ловишь себя на мысли, что твое общение с «любимыми» родственниками не особо то и отличается от экранного. Здесь нет ничего страшного. В конце концов, это всего лишь конец света.
С чего бы начать: я пропустила этот фильм в кино и очень долго сожалела об этом, но вот мне наконец удалось посмотреть его. На счет этого фильма у меня не было сомнений, я знала, что это будет замечательная картина. Ксавье Долан развивается, и это заметно. Я уже давно являюсь его поклонницей, но такого увидеть я не ожидала. Сюжет: Сюжет захватывает с первого кадра. Оторваться уже не возможно. Повествование идет равномерно: мы узнаем героев, узнаем некоторые истории из прошлого. Мне кстати очень понравилось, как герой Гаспара иногда задумывается, и нам показывают какую - нибудь сцену из прошлого. Весь фильм я находилась в ожидании развязки и никак не могла дождаться. Но когда я её получила, меня будто внезапно окатили холодной водой. Это не то, чего я ждала. И я осталась в прострации. Только через пару минут до меня дошло, что уже идут титры. Актеры: Гапар Ульель (Луи) - Гаспар всегда играет хорошо. Мне нравятся, как у него получаются скромные, но талантливые люди. Это определенно его персонаж. Роль Луи здесь имеет большое влияние, с чем, как я считаю, актер справился на отлично. Сопереживала ему до слез. Натали Бай (мама) - Персонаж Натали очень интересный. Она всеми силами пытается воссоединить семью. Она старается скрепить своих детей, не дать им разойтись навсегда. Актриса играет великолепно. Очень приятно на нее смотреть. Венсан Кассель (Антуан) - Я думаю, Венсан оторвался здесь как следует. Его герой просто бурлит и взрывается каждую минуту. Каждое его появление, каждая реплика сильно настораживает и заставляет задуматься: 'Почему же он так говорит?' Венсану в полной мере удалось создать необычного персонажа. Марион Котийяр (Катрин) - Катрин является женой Антуана. Единственная, кто поняла цель визита Луи. Она добрая, кроткая и очень внимательная. Так же, часто заикается, да и вообще, она постоянно чувствует себя неловко. Одним словом, Марион прекрасна в этой роли. Леа Сейду (Сюзанна) - Мне очень нравится эта актриса. Её героиня - интересный человек. Сюзанна резкая и веселая и одновременно очень мечтательная. Леа, как обычно, замечательно сыграла. Атмосфера: С этим, в фильмах Ксавье никогда не было проблем. Картина полна многозначительного молчания, чарующих взглядов. Операторская работа великолепна, нет ни единого кадра, у которого был бы хоть маленький минус. А какая цветовая гамма! Просто ради красоты можно смотреть этот фильм, уже и одного этого будет достаточно, чтобы получить наслаждение. Еще очень понравилась музыка, Особенно трек, под который показывали название фильма. Смысл: Я думаю, весь смысл в главном герое - Луи, а точнее, в его влиянии на все семью. Для Антуана брат был неким стержнем, который не давал ему сильно выходить из берегов. Матери он заменял покойного мужа. Для Сюзанны Луи был той деталью, которой ей всегда не хватало, звездой на небе, до которой она так хотела дотянуться. Для Катрин же он был обычным человеком, она ничего не ждала от него, потому что он ей чужой, как ни крути. И это очень иронично, что именно она догадалась о цели его приезда. Для всех Луи оказался недосягаемым, он единственный жил так, как ему хотелось, он единственный воплотил свои мечты в реальность, единственный, кто чего-то добился в жизни. Мама, Антуан, Сюзанна ему завидуют. Это не то чтобы черная зависть, а просто внутренний вопрос: 'Почему не я?' Им до слез обидно, когда они думают об этом. Еще хуже им становится из-за того, что уехав, Луи забрал у них нечто ценное, чего они не могут найти без него. И когда Луи наконец приезжает, то все начинают что-то требовать: чтобы он со всеми поговорил, чтобы опять стал единым целым с семьей. Антуан и Сюзанна вообще ведут себя как дети, перетягивая внимание героя, будто перетягивают игрушку. А мать, постоянно хочет удержать его, специально угождая ему. А Луи же просто хочет увидеть их, посмотреть, что стало с домом, с его вещами. Ведь его цель не воссоединиться, а попрощаться. Фильм великолепный, буду пересматривать. 10 из 10
Как пелось в прекрасном саундтреке к фильму «Это всего лишь конец света» Camille «Home is Where it hurts». Это действительно так - даже испытывая сильнейшую боль, причиняемую нам нашими близками, мы всё равно в конечном итоге к ним возвращаемся. Также поступил и главный персонаж картины «Это всего лишь конец света» Луи, узнав о своей смертельной болезни. Уехав из родного дома 12 лет назад из-за удушающего осознания себя чужим в своей семье, Луи возвращается, чтобы рассказать чудовищную новость. Он не знает, чего ожидать и как на него отреагируют, но он решается рискнуть и снова сказать семье «здравствуй». Но в ответ слышит лишь глухое эхо. Этот фильм, как и все предыдущие работы Ксавье Долана, о невозможности любви, в данном случае внутри семьи. Насколько бы сильно все члены семьи по своему не проявляли свою любовь и заботу, они не смогли дать Луи то, в чем он так жизненно нуждался, а именно в принятии его таким, каким он есть. Каждый из них затаил в себе злость и претензии к нему за все ушедшие годы и в финальной сцене всё таки происходит выплескивание всех обид. С одной стороны это оставляющий осадок в душе фильм, но при этом душераздирающая и проникновенная картина, рассказывающая о сложнейших взаимоотношениях внутри одной конкретной семьи, часто так напоминающей нам нашу собственную. Фильм «Это всего лишь конец света» снят по одноименной пьесе Жана-Люка Лагарса и поэтому налет некой театральности безусловно присутствует в картине: это проявляется как в поступательном развитии сюжета с кульминацией в финале, так и в ограниченном числе персонажей, а также в камерном пространстве, в котором разворачивается само действие. К «звёздному» французскому актёрскому составу Венсана Касселя, Леа Сейду, Марион Котийяр и Гаспар Улель можно только рукоплескать стоя. Для каждого из них в фильме уделялось достаточно времени, чтобы продемонстрировать глубину характера своего персонажа с такой долей правдивости, что порой хочется вскочить, пройти сквозь экран и не дать семейному коллапсу взорваться, принимая всю боль главного героя на себя. С помощью абсолютного превалирования крупных планов картина как бы выхватывает зрителя из нашей действительности и засасывает в действительность экранную. Человек становится невидимым соучастником происходящего и оказывается способным рассмотреть мельчайшие детали находящихся рядом людей и предметов. В картине ничего не происходит, всё вроде бы максимально просто, но взаимодействие музыкального и визуального рядов, актерской игры и умение авторов задеть в зрителе нечто сугубо личного заставляет перевести тематически фильм в область глубокого переживания упущенного времени и глобального одиночество человека, что так актуально для современного поколения. 10 из 10
То ли это предвзято-положительное отношение, то ли это снова изумительно… Вторая работа без любимых канадских актеров и по совместительству вторая основанная на пьесе. В произведении Жана-Люка Лагарса режиссер отыскал все близкие сердцу темы, завернул их в контрастную, узнаваемую обертку своего стиля и предлагает подумать об одиночестве. Они забыли, как с ним говорить Когда долго не видишь близких, они рано или поздно становятся дальше, чем незнакомцы в самолете. Ты забываешь, как вести себя, подбираешь слова, отводишь взгляд, боишься подарить ложную надежду. Герой знакомит нас со своей семьей, но на самом деле сам заново узнает их. Эти люди стали настолько чужими, что он даже не может предположить их реакцию… Для усиления всеобщего недопонимания Долан снабдил свою картину «бергмановскими» крупными планами. Вот камера застывает на томном, гипнотическом взгляде Ульеля или застенчивой полуулыбки Марион Котийяр. Меняется ракурс – мы видим немного грубоватую мимику недовольного брата и мать, с достоинством поднимающую подбородок. Эмоции настолько осязаемы, что хочется к ним прикоснуться. А граничащий с суперспособностью талант режиссера подбирать саундтреки, гармонично вливающиеся в сюжет, в очередной раз подтверждает то, как тонко автор чувствует свою работу. Ты всего лишь заполняешь пустоту… Камерность действия позволяет полностью окунуться в микромир одной семьи. Каждый из них по-своему несчастен, каждому не хватает душевных кирпичиков, а Луи соединяет их боль и одиночество воедино. Неслучайно и сюжет разделен на отдельные части – время мамы, сестры, брата и общие минуты. Все размышления начинаются после пронзительной, полной отчаяния концовки. Во время просмотра времени не хватает даже на дыхание, настолько плотный и напряженный сценарий – жадно ловишь жесты и слова героев, стараясь не упустить ускользающую суть. …кино – это правда 24 кадра в секунду (с) Не ищите двойное дно. «Juste la fin du monde» не набит зыбкими философскими аллюзиями и двусмысленностями. Фильм показывает простую, трагичную историю. Она понятна, но в то же время недосказана и ставит символичную аллегорию в виде многоточия.
Шестую картину Ксавье Долана, молодого канадского дарования, критика то обвиняла в вычурности, чрезмерном заигрывании с камерой, гиперболизированном мелодраматизме и унылости, то называла самой взрослой и искренней работой режиссера. Все это достаточно забавно по той причине, что все вышеперечисленное как раз таки и есть тот самый Долан, которого так повсеместно любило каннское жюри за исключением, ушедшей в «Это всего лишь конец света» былой легкости. Так называемая долановская «зрелость» выражается в смене языка картины, и эта смена абсолютно логична в контексте экранизируемого материала. Снимая кино о человеке, возвращающемся к семье после 12 лет разлуки, чтобы сообщить им о приближении своей смерти, Долан пытается, прежде всего, передать ощущение, эмоцию, возникающую на пороге конца. Конечно же, семья здесь такая, чтобы было абсолютно понятно, почему главный герой ее покинул. Это и излюбленный Доланом образ эксцентричной матери с нарочито ярким макияжем, синими ногтями, вызывающим смехом и безусловной любовью к сыну сквозь призму непонимания (Натали Бай). Это запутавшаяся, жаждущая одобрения, внутренне одинокая сестра (Леа Сейду). Это кроткая, простая, но единственно способная уловить в окружающем хаосе истинную причину этого воскресного семейного обеда невестка (Марион Котийяр). Это уставший, агрессивный и обиженный старший брат (Венсан Кассель), чья финальная истерика, пожалуй, максимально точно выразит все то, что происходило на экране 1,5 часа. На протяжении всего хронометража Долан мучает зрителя отсутствием динамики, совершенно дурацкими, бессвязными диалогами и крупными планами, создавая тем самым нужную картине напряженность и раздражение. Лишь иногда повествование прерывается изумительными клиповыми флешбеками, будто бы давая выдохнуть. Долан не говорит ни о геях, ни о болезнях. Он пытается говорить о ролях, от которых пытаются убежать, о частях себя, о которых пытаются забыть и о том, что от тебя остается в самом конце. Этот отдельно взятый конец света – это мгновение, перед тем как лопнет струна. Клипмейкерская визуализация, претенциозные крупные планы, попсово - слащавый саундтрек, истерично-бессвязные диалоги и банальные метафоры – это именно то, что делает мысль Долана доступной. Безусловно, это не уровень метров, но это однозначно работает.
Знаете, как в трейлерах часто нарезкой показывают наиболее драматичные сцены в фильме? Так вот, кадры для трейлера нового фильма Ксавье Долана «Juste la fin du monde» можно было брать почти из любой сцены фильма. Страсти кипят здесь все время. Весь фильм все орут, ссорятся и выясняют отношения. Причем начинается это чуть ли не с первой секунды, когда главный герой Луи (Гаспар Ульель) переступает порог родного дома, где он не был 12 лет, чтобы сообщить семье о том, что он смертельно болен. Особенно выделяется брат главного героя Антуан (Венсан Кассель), который, кажется, ни одного слова за весь фильм не произносит спокойно и вообще выглядит психом на воле. Возможно, в театре это смотрится более органично (фильм снят по одноименной пьесe Жан-Люка Лагарса), но не в кино. Единственный, кто сохраняет спокойствие- это главный герой а также, отчасти, Катрин, жена Антуана (Марион Котийяр). Собственно, немногочисленные «нормальные» (имеется в виду, спокойные) диалоги происходят именно между ними. Довольно долго держится Натали Бай, играющая мать главного героя – она даже умудряется несколько раз пошутить, но под конец и она поддается всеобщей истеричности. Главный герой же необыкновенно, даже сверхъестественно спокоен. Как верно замечает его мать, Луи на все отвечает 'тремя словами', а затем 'fait son petit sourire '(слегка улыбается). Или же он просто молчит, грустно и задумчиво смотря в пространство. Для зрителя не является секретом, о чем он может думать в эти мгновения. Всю многозначительность его взгляда также помогает почувствовать душещипательная скрипичная музыка, каждый раз «неназойливо» включающаяся на долгих крупных планах героя и заглушающая крики окружающих. Да и вообще с музыкой в этом фильме, как это часто бывает у Долана, вы не ошибетесь в своих чувствах. В самый драматичный момент фильма играет Бах, так что вы разберетесь, когда надо пустить слезу. Также на всякий случай постоянно повторяющийся образ часов поможет зрителю не забыть, что пока все орут, у главного героя уходят в никуда последние драгоценные часы его жизни. Собственно, именно благодаря неспешным крупным планам грустно-снисходительного Мишеля Ульеля, [размышляющего о смерти под звуки скрипки], мы и должны проникнуться сочувствием к главному герою. Ну еще и потому, что он гей. Так, неосторожная фраза Катрин: «Мы решили назвать своего сына Луи, потому что подумали, что это имя не занято, ведь у тебя все равно не будет детей…» убивает двух зайцев одновременно – она и отсылает к скорой смерти главного героя, и походу затрагивает тему непростого положения сексуальных меньшинств в современном обществе. Кроме этого мы мало что узнаем о главном герое. Луи – писатель, гей и он смертельно болен (причем за весь фильм так и не становится понятно, чем именно), 12 лет назад он ушел из семьи (причина также не становится ясна) и с тех пор там не появлялся. Больше всего сочувствия вызывает последний факт. За два часа фильма мы прекрасно понимаем желание главного героя сбежать от неуравновешенных родственников и больше никогда их не видеть. Об остальных мы едва ли знаем больше. В фильме, где так много слов, так мало почему-то сказано конкретно и по делу. В итоге после просмотра создается ощущение, что ты побывал в семье очень эмоциональных, очень неуравновешенных, но совершенно лишенных глубины людей. Долан, из сугубо хипстерского канадского режиссера постепенно превратившись в одного из самых модных и широко известных деятелей современного французского кинематографа (о чем свидетельствует звездный состав картины), попытался снять фильм в лучших традициях французской семейной драмы. Невинное семейное застолье или же семейный уик-энд за городом, которые оборачиваются всеобщим скандалом – многие знают, как французы хороши в этом жанре. Но фильму Долана не хватает чего-то очень важного для того, чтобы стать в один ряд с лучшими образцами жанра. Не хватает иронии, не хватает подтекста, не хватает тонкости чувств… Все наполнено юношеским максимализмом его первых фильмов – которого теперь уже недостаточно. Во многом, конечно, потому, что ожидаешь, что его талант будет развиваться пропорционально его славе. Но нет. Драма в фильме Долана обусловлена не страшными тайнами, которые герои знают друг о друге, не тем, что из шкафа в самый неподходящий момент начинают выпадать хранящиеся там десятилетиями скелеты, как обычно бывает в подобных фильмах – нет, Долан решает не заморачиваться, а потому драма каждый раз возникает из воздуха благодаря эмоциональной нестабильности всех героев, и на помощь плохому сценарию приходит чувственно-пошлый саундтрек. Что ж, остается лишь ждать и надеяться, что Ксавье Долан еще сумеет оправдать свою раннюю славу.
27-летний канадец Ксавье Долан уже давно зарекомендовал себя как режиссер заслуживающий особого внимания. Его фильмы завоевали не только множество различных наград, но и любовь зрителя – не часто встречающееся двойное попадание. Правда, если в Париже фильм идет одновременно в двух вместительных залах кинотеатра плюс сеанс каждые 2 часа и ни одного свободного места, а очередь, чтобы войти, длиною в 15 минут, то у нас Долан известен пока довольно в узких кругах, и уж тем более не стал еще культовой фигурой мирового кино. Долан снова экспериментирует, поэтому если вы ожидаете увидеть что-то типично «долановское», что-то на грани реальности и сна с волшебным саундтреком, то вы, вероятно, будете разочарованы. «Это всего лишь конец света» - адаптация одноименной пьесы Жана-Люка Лагарса. Всего 5 персонажей, 1 день, преимущественно замкнутое пространство и долгие эмоциональные диалоги – театральность действия чувствуется на протяжении всего фильма. Литературная основа накладывает отпечаток и на построение фильма, который следует классической формуле: завязка, кульминация и развязка. Начиная с момента, как главный герой переступает порог родного дома, ты понимаешь, что тучи начали сгущаться и бури не миновать. Нельзя просто так исчезнуть на 12 лет и так же неожиданно вернуться без последствий. Одна за другой на столе появляются закуски, мама (невероятная Натали Бай) надевает свой лучший костюм и сушит ногти феном, даже сестра (дерзкая Леа Сейду), непривыкшая к макияжу, пытается выглядеть особенно, старший брат (брутальный Венсан Кассель) нервно ходит по дому, пытаясь справиться с вихрем эмоций, бушующих внутри, а его жена (Марион Котийяр) немного растеряна, ведь не знает, чего ожидать, – так готовятся к приезду и так встречают любимого брата и сына (Гаспар Ульель), который без явных причин исчез на 12 лет, а теперь без явных причин решил приехать в гости. Но, естественно, причина есть. И эта причина будет тем саспенсом, который будет держать в напряжении до конца фильма – скажет/не скажет. Неловкость общения после такого длительного отсутствия, слезы, радость, злость, взаимные обиды и оскорбления – эмоции будут набирать обороты, пока не разразится буря. И эта буря будет одной из самых проникновенных и ярких сцен фильма, когда боль каждого персонажа наконец-то выйдет наружу, и станет понятно, почему никто не заметил синяков под глазами и неожиданно трогательной и наивной ностальгии по давно ушедшему прошлому, почему только единственный человек, не являющийся членом семьи, смог понять истинную причину приезда или по крайней мере приблизиться к разгадке. Крупные планы лиц, особенно глаз, дают нам возможность проникнуть внутрь персонажа, чтобы попытаться понять его. И героиня Марион - единственная, которая, смотря на Луи, видит самого Луи, в ее глазах не стоит немой вопрос: что же со мной было не так, почему ты бросил меня на целых 12 лет, а эти открытки, зачем все это? Каждый из персонажей глубоко одинок и замкнут в себе, и уже слишком поздно, чтобы что-то исправить. В своем новом фильме Долан абстрагируется от своих личных переживаний и пытается объективно рассказать историю одной семьи, в которой однажды все пошло не так. Это уже не молодой дерзкий парень, который говорит о разных проявлениях любви и ее изменчивости, об одиночестве и неспособности мира понять тебя, а молодой режиссер, пытающийся снять серьезную драму со «звездными» французскими актерами о том, что умирать, будучи одиноким, особенно тяжело. Кажется, Долан повзрослел.
Вы оказывались в ситуации, когда, попав в окружение чужих людей – эдакий «синдром случайного попутчика» - на вас начинают выливать тонны ненужной и неинтересной вам информации, не давая вставить и слова, а потом говорят: «Эй, вам пора, давайте, идите, чего сидите?», и начинают заниматься своими делами? Может, только кто-то ласково улыбнётся на прощание, когда вы будете выходить… И вроде каждый из них по-своему прав и несчастен в своем сбивчивом, невнятном монологе, каждого можно даже пожалеть и посочувствовать, но почему-то не хочется. Даже не потому, что лень, а потому что сочувствия весь этот лепет как-то не вызывает. Все только утомляют и бесят, и вы с облегчением переступаете порог, чтобы, наконец, освободиться от ненужной словесной шелухи. Вот так и Луи, живущий вроде как далеко, но и не за тридевять земель, уехал из родных краев вроде как давно, но и не очень – 12 лет назад, о чем он сразу сообщает, чтобы вы не подумали, что еще в детстве, возвращается, чтобы сказать своей семье, что… А, впрочем, какая разница что? Главное ведь не это! Поэтому он молчит. Все время молчит. Потеет, страдает, слушает и молчит. И не то, чтобы его самого не хотели услышать – хотят. Но он молчит. Мхатовские паузы пульсирующей тишиной заполняют экран, время останавливается, вы напрягаетесь – вот, вот…сейчас… Но нет, все равно молчит и смотрит взглядом, в котором вся скорбь писательской души. Уже все излили ему душу – сестра Сюзан, страстная поклонница его таланта, если верить стене в газетных вырезках, испуганно-заикающаяся жена брата Катрин, смотрящая огромными синими глазами, эгоцентричная и ироничная мать, истеричный брат Антуан, любящий тишину, но ни на секунду не затыкающийся, – уже все высказали накопившееся за прошедшие годы, и только сам Луи все никак не решается, при этом пытаясь вспомнить подробности того, из какого же детства он родом. Тем не менее, все ждут катарсиса - ведь бесконечные сцены истерик и споров, главным аргументом которых является фразы типа «что ты такое говоришь, заткнись» и «почему я должен молчать», как правило, должны выливаться если не в смысловую, то хотя бы в эмоциональную удовлетворенность и наполнение, но нет, здесь только закатное солнце финального кадра осветит вам всю тщетность прожитого Луи дня. И птичка, вылетевшая из часов - символ этой самой тщетности (ах, как это трогательно!) – побившись о стены, беспомощно упадет на пол. Глядя на все эти терзания, создается впечатления, что Ксавье Долан, которому 27 лет, на полном серьезе, c которым дети, надев папины ботинки, сразу считают себя взрослыми и все уже умеющими, категорично стремится таким способом поведать нам все свои масштабные познания о Жизни и Человеке. Фильм, снятый по пьесе Жан-Люка Лагарса, периодически отдает театральщиной, при этом Долан все время жаждет реализма, снимая лица максимальным close up, и вот эта двойственность никак не находит одного, но нужного решения, так и оставляя фильм в каком-то неловком состоянии недоделанности. Поперебирав всевозможные кинематографические штампы и приемы, до нельзя напичкав картину мелодраматизмом, который выдается за драму, а затем и приправив символизмом настолько вульгарным, что лучше бы было обойтись без него, режиссер пытается преподнести банальные сцены из жизни как Откровение. Однако, чаще всего сигара – это просто сигара, и стоит использовать ее по назначению, как бы не хотел иного режиссер-максималист. Попытка показать «конец света» одного человека вылилась в претенциозную мелодраму, где замечательные актеры с полной самоотдачей и слезами ярости выкрикивают друг другу свои неформулируемые обиды и разочарования, которые не стОят, судя по услышанному, и сантима, но страстей же тут на целый луидор, который, впрочем, закатившись в щель старого дома, уже никого не интересует. А жаль, возможно, ему было о чем рассказать своим шумным родственникам, сверкнув на закатном солнце золотым аверсом, однако он предпочел бегство... Чего уж тут, символизм так символизм по Долану!
Самое худшее, что может быть - Это влюбиться, того не желая. Самое худшее, я это знаю. Я подожду, позже буду любить. 'Это всего лишь конец света' Лагарс. Один из ключевых моментов расстановок по Хеллингеру - возвращение в лоно семьи ушедших и вычеркнутых из нее остальными членов. По разным причинам такое случается: был ложкой дегтя и паршивой овцой, которая стадо портит. Был слишком дорог всем и уход его причинил такую боль, что воспоминания предпочли вытеснить. Остальные винят в происшедшем осознанно других, подсознательно себя и не ворошат, чтоб не будить лиха, пока спит тихо. Так или иначе - это неправильно. Если человек пришел в мир в семье, значит какая-то изначально важная роль в рамках миссии рода была ему отведена. Могут осознать это остальные и он сам или нет - не суть. Суть в том, чтобы принять таким, как есть; по возможности воздержавшись от оценок. Позволить ушедшему войти и занять свое место, заполнить пустоту внутри клана и внутри каждого из нас. И тогда часть его миссии, его оставшийся бесхозным, крест, несомый сейчас другими, снимется с них, позволит каждому жить своей жизнью. Пьеса Жана-Люка Лагарса и фильм Ксавье Долана об этом. Ну разумеется, и драматург, и режиссер вовсе не это имели в виду, когда один писал о безнадежном одиночестве человека перед неизбежностью смерти, а другой снял кино об одиночестве вообще, внутри семьи, социума, мира. На самом деле мир, социум и тем более семья так легко никого не отпускают. Сейчас время, удивительное и странное, когда тысячелетняя необходимость держаться вместе для физического выживания ('свой своему поневоле брат') отпала. Ты можешь выживать в-одиночку, не обременяя себя сотнями ненужных и бесполезных условностей. Герой, (Луи его зовут, королевское имя), так и поступает. И все у него получается в большом мире. До такой степени удачно, что на двенадцать следующих лет присутствие в жизни семьи ограничивается открытками к праздникам и знаменательным событиям. Брат женится и становится отцом двоих детей (ни в фильме, ни в пьесе они не появятся - гостят у родителей Катрин, но мальчика зовут Луи. Нет, не ради прекрасных глаз парсонаж парсипаль, в честь его отца). Сестренка из одиннадцатилетней девчонки превращается в молодую женщину (офисный планктон - сказали бы снобы). Мать. А что мать? Постарела. Он бы не приехал, когда бы не знание - жить осталось всего ничего, смертельно болен. Они бы и до самой его смерти старательно отводили глаза от места: за столом, на совместной фотографии, в сердце - которое должно быть занято им. Но случилось, как случилось. Неважно, что внешне коммуникация не удалась, все только еще больше осложнилось и невыносимо взаимное присутствие: 'И всё твоё несчастье - всего лишь способ. Всего лишь способ взаимодействовать с другими!' (Антуан) На самом деле все случилось. Он пришел, боявшийся любить, чтобы не обжечься больно. Они приняли и возложили на его плечи части креста, которые несли за него. И тяжесть креста не придавила, но позволила ощутить собственную осязаемость, большее присутствие в мире. Он может уже не ждать, может позволить себе любить. А что нужнее уходящему?
Луи-парень средних лет спустя 12 лет приехал повидаться со своей семье и рассказать им об его ужасном диагнозе. Он спокоен, уравновешен и абсолютно напуган, он боится собственной семьи, их реакции, в особенности его брата Антуана. Антуан яркий персонаж. Агрессивный, постоянно передразнивает и не считается с мнением своих родных, не слышит их и не хочет слушать. Он в открытую заявляет, что ему безразлично почему его брат приехал, обижен на весь мир и в первую очередь на Луи. Его характер крышесносный, никак не контролирует свои высказывания или действия, осуждает, но сам делает то же самое, некое бревно в глазу, когда он не одобряет «буржуазное» покуривание его матери, но если курит Антуан, то курит. Сюзан неокрепшая, совсем не знающая Луи, отчаянно пытается выстроить с ним контакт. Она всё еще маленькая девочка, скучающая по брату, пытается заглушить свою пустоту от недостатка внимания и общения с близким. Она наивно по-детски кладёт открытку картинкой вниз, с трепетом ожидает чуда. Мама экстравагантная женщина, желает впечатлить своего сына «гея» пестрым макияжем и модной одеждой. Она любит его несмотря ни на что, теплой материнской любовью. Катрин-жена Антуана, считает, или скорее муж ей внушил, что она не имеет голоса в этой семье, стоит на задворках, но именно она единственный человек, понимающий цель визита Луи. Картина кишит крупными планами, через них нам передают диалог Катрин и Луи. Она, женщина, которую он видит в первый раз, путем съемки показывают глубину их переглядок, они смотрят друг другу в душу. Она понимает его беспомощность. Их диалоги это нечто, шикарно выстроены и до глубины пронзительны. Фильм наполнен светом. Стоя перед окнами, камера снимает прямо перед актерами, подсвечивает их. Цвета в основном тоже светлые, темных устрашающих здесь в минимуме. «Это всего лишь конец света» пропитан символизмом, надеждой, даже если она может быть напрасной. После просмотра появляется приятное ощущение, хоть и столь драматичная история. Безусловно, нужно смотреть, возможно, кто-то увидит отражение себя или близких, точно откроет что-то для себя.
Молодой, кажущийся весьма успешным, писатель Луи, летит к себе домой. В нём он отсутствовал весьма долго, и, скорее всего, продолжал бы его игнорировать, если бы не одно “но” - он смертельно болен, и эта поездка является прощанием с родными. Однако, вместо семейной идиллии, задушевных разговоров и трапез, взаимный слёз и причитаний, он оказывается посреди искренней гложущей ненависти к собрату, среди зависти и взаимных претензий, среди безуспешности и нераздельной любви. Его родные, в отличие от него, не сумевшие сложить в своей жизни два плюс два, видят в нём центр своей вселенной, а поэтому могут относится к нему предельно полярно - от максимальной любви к максимальной ревности. Болезнь предсказуемо уходит на второй план - у Луи нет даже возможности произнести хоть какую-то обдуманную фразу, не говоря уже о том, чтобы вести диалог. Воистину, у каждого свои проблемы. Считается, что этим фильмом Долан повзрослел. Это не спонтанная история, а тщательно обдуманная, выбранная и спланированная пьеса французского драматурга Жан-Люка Лагарса. Практически без мам, с лёгкой степенью гомосексуальности (у Луи вообще не останется времени на свою ориентацию), и абсолютно без личного Долана. Без молодых канадских прыти и задора. С попыткой отразить жизнь, с которой может быть ещё не знаком, но которую уже чувствуешь. Именно в связи этим получилась весьма неоднозначная реакция со стороны критики на этот фильм - даже если формально всё читается, есть же повод погудеть с поводка на выросшего вундеркинда. Но это сродни сюжету ленты. Виной всё те же, вышеперечисленые элементы человеческой неприязни. Долан же этим фильмом не просто начал своё внедрение в кино про уставших от жизни дяденек и тётенек, но и полноценно реализовался творчески. “Это всего лишь конец света” смотрится гораздо проще и легче, чем начальные фильмы режиссёра. Здесь никто не ищет собственное я, здесь нет никого неуверенного в существовании своего я. Все исключительно делятся собственным несчастьем. Все, кроме главного героя. Но и он - отражение большой усталости от заканчивающейся маленькой большой жизни. Обильная цветокоррекция, использование бликов, поп-арта, клипового монтажа, медийных музыкальных произведений - теперь это и раскрывается приятным для глаза балансом, и разбавляется постоянной чередой крупных планов. Иным образом, персонаж впервые выведен на авансцену, детско-юношеские вопросы перестали терзать режиссёра. Хипстеры? Инди-муви? Очередная революция в свободе или обычное баловство и дурновкусия молодого организма? Конечно, первое. Авторство = самовыражение. Какая разница, каким образом отображается твое внутреннее отношение, если оно твоё и принимаемо зрителем. Долан искал исключительно уютную оболочку для неуютной клаустрофобии героя, когда ты заперт не внутри пространства, а между отторгаемыми, сумасшедшими людьми. Он обнаружил её в сочетании всматриваемости в лица - открытого лица Луи нет, зато остальные с удовольствием показывают свою внешнюю оболочку, насквозь пронизанную чувствами, восходяшими изнутри. Разве иметь чувство в основе непомерно? Ксавье именно этим и приятен - отсутствием стеснения проявлять свои чувства. За это его любят. За это можно любить данную картину - сколько бы он не был театрален, он просто пронизан переживаниями и нежностью к своим персонажам. 1.5.2019
Для меня этот фильм - об одиночестве, пронзительном, оглушительном, звенящем одиночестве. Ещё он о взрослении и сепарации. Главный герой добился в жизни большого успеха - он стал популярным писателем. Узнав о том, что смертельно болен, Луи (Гаспар Ульель) прилетает в родительский дом, который не посещал уже много лет. Он очень давно не видел мать, сестру и брата, и всё же что-то тянет его к ним, он хочет сообщить им о своей боли. И попав в семью, Луи понимает, что его никто не знает, не видит, не чувствует. Каждый занят своими делами, все их мысли крутятся вокруг своих проблем. Луи беседует с каждым по отдельности и все они говорят только о себе, ни один из них не спрашивает о нём, его жизни. Мать просит Луи позаботиться о своей младшей дочери, старший брат говорит, что ему плевать на всё, младшая сестра находится в мечтах и немного винит Луи за то, что его не было рядом. Почему эти люди так далеки друг от друга? То и дело в голове Луи проносятся воспоминания о детстве, о его друге, о пикниках по выходным со старшим братом. Но это всё уже давно прошло, а прошлого не вернуть. Есть в фильме небольшая надежда, слабый голос поддержки - это героиня Марион Котийяр, жена брата - Катрин. Она как будто сразу поняла что случилось, эта женщина смотрит на Луи и как будто она одна его замечает, думает о нём, когда с ним говорит. В конце фильма когда, после долгой и яростной ссоры все разошлись по своим делам, Катрин одна прощается с Луи. И как будто не только с настоящим Луи, но и с его детством, его ностальгией по родительскому дому, по родительской семье. У фильма как будто есть терапевтический эффект, он позволяет сделать шаг в сторону взросления, самоценности и независимости. Дом - это там, где болит.